Затраты на пожарную безопасность. Как учесть расходы на обеспечение пожарной безопасности в бухгалтерском и налоговом учете? Расходы на перезарядку огнетушителей

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-93), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны обеспечивать пожарную безопасность. Сегодня наиболее распространенные меры, принимаемые руководителями организаций по обеспечению пожарной безопасности, — это установка в офисе организации противопожарной сигнализации и приобретение огнетушителей. В этой статье мы расскажем о том, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на их приобретение, монтаж, содержание и эксплуатацию.

1 Начнем с расходов на приобретение и установку по­ жарной сигнализации . В соответствии с п. 4 и 5 Положе­ ния по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 2бн) приборы и аппаратура систем пожарной сигнали­зации принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств .

Напомним, что согласно ПБУ 6/01 основные средства при­нимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стои­ мости (сумме фактических затрат организации на приобре­тение, сооружение и изготовление, за исключением НДС). Стоимость объектов основных средств погашается посред­ством начисления амортизации одним из способов, указан­ных в п. 18 ПБУ 6/01 и принятых в учетной политике органи­зации. Срок полезного использования пожарной сигнализа­ции для целей бухгалтерского учета определяется организа­цией исходя из ожидаемого срока использования этого объ­екта, ожидаемого физического износа, нормативно-право­вых и других ограничений использования этого объекта.

В налоговом учете (ст. 256 НК РФ) пожарная сигнализа­ция принимается к учету в качестве объекта амортизиру­емого имущества, так как является имуществом со сро­ком полезного использования более 12 месяцев и перво­начальной стоимостью свыше 10 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств , включаемых в амортизационные группы (утв. Постанов­лением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), прибо­ры и аппаратура систем пожарной сигнализации входят в состав четвертой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Стоимость объектов основных средств в налоговом учете также погашается посредством начисления аморти­зации одним из способов, указанных в ст. 259 НК РФ и принятых в учетной политике организации.

Пример

ООО «Мир» установило пожарную сигнализацию стоимостью 118 000 руб . (в том числе НДС 18 000 руб .). Стоимость работ по установке оборудования составила 59 000 руб . (в том числе НДС 9000 руб .).

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанная операция отражается следующими проводками: Д-т сч . 08 К-т сч . 60 — 100 000 руб. — акцептован счет по­ставщика оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 60 — 18 000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 60 К-т сч . 51 — 118 000 руб. — оплачен счет постав­щика оборудования пожарной сигнализации; Д-т сч . 08 К-т сч . 76 — 50 000 руб. — акцептован счет орга­низации, осуществляющей услуги по установке системы пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 76 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная организацией, установившей систему по­жарной сигнализации Д-т сч . 76 К-т сч . 51 — 59 000 руб. — оплачены услуги орга­низации, установившей систему пожарной сигнализации Д-т сч . 01 К-т сч . 08 — 150 000 руб. — введено в эксплуата­цию оборудование пожарной сигнализации Д-т сч . 68 К-т сч . 19 — 27 000 руб. — предъявлена к выче­ту сумма НДС, ранее уплаченная поставщикам оборудо­вания и услуг.

2 Огнетушители (углекислотные, пенные и прочие) принимаются к бухгалтерскому учету также в качестве объ­ ектов основных средств (п. 4 и 5 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью огнетушителей, приобретенных за плату, при­знается сумма фактических затрат организации на их при­обретение, за исключением НДС. Причем их стоимость мо­жет списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуата­цию, так как их стоимость составляет менее 10 000 руб. (на­пример, сегодня стоимость углекислотного огнетушителя составляет от 400 до 7500 руб. в зависимости от модели).

В налоговом учете огнетушители не принимаются к учету в качестве объекта амортизируемого имущества, так как их первоначальная стоимость составляет не бо­лее 10 000 руб. (ст. 256 НК РФ). Затраты на их приобрете­ние (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ) отражают­ся в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Указанные затраты включаются в состав матери­альных расходов в полной сумме в момент, когда имуще­ство вводится в эксплуатацию.

Расходы на содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, в том числе затраты на зарядку и ремонт огнетушителей, по мнению автора, отра­жаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обыч­ным видам деятельности (п. 5 и б ПБУ 10/99), а в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производст­вом и (или) реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Мы ООО (отель) УСН доходы-расходы. Мы планируем заключить договор с организацией, которая занимается оценкой пожарных рисков в помещении, которое ООО арендует. Можем ли мы включить эти услуги в расходы, уменьшаемые доходы?

Ответ

Налоговым кодексом предусмотрено право включать в расходы затраты на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с действующим законодательством. Так как Федеральным Законом «О противопожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организаций разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, в том числе и в отношении арендованного имущества, расходы на оценку пожарных рисков в помещении включить в состав расходов.

При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке

Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в .

Условия для признания расходов

Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов ( , НК РФ).

Налоговый кодекс РФ

Часть вторая
Статья 346.16. Порядок определения расходов

10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

За пожарную безопасность ответственность несет не только собственник помещения, но и его арендатор

Цена вопроса: 150 000 руб.

Организация арендовала помещение для ведения в ней деятельности по оказанию услуг общественного питания. В ходе проведенной проверки на соблюдение требований пожарной безопасности контролерами были выявлены такие нарушения: отсутствует табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, эвакуационный выход не обеспечен возможностью открывания изнутри без ключа, дверь на пути эвакуации открывается не по направлению движения из здания. На этом основании проверяющие привлекли организацию к административной ответственности по КоАП РФ. Однако компания с таким решением не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, она не должна нести ответственность за пожарную безопасность в помещении, собственником которого она не является.

Вместе с тем судьи отметили, что Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В соответствии с положениями Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Таким образом, судьи пришли к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается не только на собственника имущества, но и на его арендатора. Соответственно решение о привлечении организации к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ правомерно.

О пожарной безопасности

Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности. В том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Об этом сказано в подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на обеспечение пожарной безопасности Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Таким образом, затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете налога на прибыль независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами. Для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Законодательство для подтверждения расходов не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг, но для избежания спорных моментов с ИФНС лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. Отметим что согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы компании также списываются затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии автоматической системы пожаротушения, а также пожарной сигнализации. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поэтому расходы по обслуживанию автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации необходимо подтвердить актом о выполнении работ. Расходы на оплату услуг по охране имущества Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Аналогично расходам на пожарную безопасность расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете налога на прибыль. В составе таких расходов учитываются также и затраты на оплату услуг вневедомственной охраны (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. N 03-03-04/2/180). Учет затрат на охрану труда Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Согласно статье 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты. Если в штате организации более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 ТК РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию. При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции: - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда; - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний; - проводит мероприятия по улучшению условий труда и т.д. Следует отметить, что на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ). Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные "с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы" (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6915/2007(38865-А27-40)). Также к затратам на обеспечение нормальных условий труда можно отнести затраты: - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты; - на проведение периодических медицинских осмотров; - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами; - на приобретение молока и других равноценных продуктов. На практике организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам. Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. N 477. В целом расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128). Статьями 163, 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда. В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников? По данному вопросу существует несколько мнений. В письме от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. N 02-01-08/46. Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 НК РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отметим, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007. Далее подчеркнем, что статьей 222 ТК РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ в статью 222 ТК РФ. В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий. Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока. Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации. Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ. С данных выплат также не придется платить и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 НК РФ). Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда). Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается: - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев; - исправительными работами на срок до двух лет; - лишением свободы на срок до года.

Важнейшей компонентой стратегического управления предприятием является его инвестиционная стратегия, формирующая систему финансовых мер для достижения долгосрочных стратегических целей бизнеса. Отсюда возникает объективная необходимость поиска и внедрения в практику новых методов и инструментов разработки инвестиционной стратегии. Новым словом в разработке инвестиционной стратегии становится математическое моделирование.

Формальные математические модели позволяют определить перспективные направления бизнеса, оценить целесообразные объёмы инвестируемых средств, распределить капиталовложения между перспективными направлениями. Источниками финансирования капиталовложений являются прибыль, часть амортизационных отчислений, кредиты. Ежеквартально предприятия обязаны вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью представлять справку о движении средств финансирования капиталовложений и других финансовых вложений.

В экономике под капитальными вложениями понимают единовременные вложения на увеличение объема основных средств с целью расширения производства - совокупность экономических ресурсов, направляемых на воспроизводство основных средств. Капиталовложения разделяют на прямые - вложения непосредственно в объект инвестирования и косвенные, сопряженные - вложения в сопряженные с основным объекты, в производственную и социальную инфраструктуру основных объектов инвестирования.

В настоящее время долгосрочное и устойчивое развитие предприятия невозможно без эффективной системы пожарной безопасности. Поэтому инвестиции в пожарную безопасность являются составной частью инвестиционной стратегии предприятия. Начальным этапом формирования инвестиционной стратегии предприятия в области пожарной безопасности является оценка величины ущерба от возможных пожаров при выбранном варианте обеспечения пожарной безопасности.

Одним из таких финансовых вложений есть инвестирование на пожарную безопасность. Увеличивать затраты на пожарную безопасность, с точки зрения собственника, целесообразно до тех пор, пока ожидаемый ущерб от пожаров за период планирования превышает затраты на пожарную безопасность за этот же период. На наш взгляд, как будущих специалистов в области пожарной безопасности, важнейшим условием снижения ущерба от пожаров является выполнение предприятием норм пожарной безопасности. Предприятие будет соответствовать нормам пожарной безопасности, если будут выполнены все требования технического регламента и пожарный риск не превышает допустимых значений. Поэтому собственник имеет право самостоятельно выбирать вариант обеспечения пожарной безопасности. Но важно, чтобы этот вариант обеспечивал нормативные значения показателей пожарного риска для производственных объектов.

Согласно действующему законодательству каждая организация и каждый собственник должны обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете? Эти вопросы достаточно хорошо на популярном уровне рассмотрены в работе.

Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «0 пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности);

Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;

приобретение минимального набора средств пожаротушения;

приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;

оборудование офиса курительными комнатами;

противопожарное обучение;

услуги профессиональных пожарных;

страхование риска потерь от пожара и пр.

Инвестирование в пожарную безопасность предприятия, как показано выше, состоит из нескольких этапов. Одним из важнейших этапов, на наш взгляд, являются капитальные затраты на пожарную безопасность. Капитальные затраты представляют собой единовременные затраты, реализуемые на создание новых, реконструкцию и модернизацию (техническое перевооружение) действующих основных фондов. Теоретически определение размера капитальных затрат на пожарную безопасность в рублях определяется следующим порядком:

К=КМК+КАПС+КАУПТ+КАУПТ1+КВВ+КПС+КО

где КМК - стоимость огнезащиты металлических конструкций;

КАПС - стоимость защиты автоматической пожарной сигнализации;

КАУПТ - стоимость установок пожаротушения;

КАУПТ1 - стоимость установок межстеллажного пожаротушения;

КВВ - стоимость устройства внутреннего противопожарного водопровода;

КПС - стоимость противопожарной стены;

КО - стоимость огнетушителей.

Эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности суммируют в денежной форме затраты материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Размеры эксплуатационных расходов в рублях за год определяются следующим образом:

С=САУПТ+САУПТ1+СО+СВВ+САПС+СМК+СПС

Где САУПТ - эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада;

САУПТ1 - эксплуатационные расходы на содержание межстеллажных установок пожаротушения склада;

СО - эксплуатационные расходы на пенные огнетушители;

СВВ - эксплуатационные расходы на содержание внутреннего противопожарного водопровода;

САПС - эксплуатационные расходы на содержание автоматической пожарной сигнализации;

СМК - эксплуатационные расходы на содержание огнезащиты металлических конструкций;

СПС - эксплуатационные расходы на содержание противопожарной стены.

Эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада рассчитываются следующим образом:

САУПТ=СТР+СЭЛ+СТО

где СТР - расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы АУПТ склада;

СТО - расходы на техобслуживание системы АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада (СТР) имеют вид:

где НТР - норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт в%.

Расходы на техобслуживание системы АУПТ склада имеют вид:

где ЦТО - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S - защищаемая площадь, м2.

CЭЛ=ЦЭЛ*NЭЛ*ТР

NЭЛ - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР - годовой фонд рабочего времени, час.

Расчет эксплуатационных затрат на содержание АУПТ межстеллажного пространства будет иметь вид:

САУПТ1=СТР1+СЭЛ1+СТО1

где СТР1 - расходы на текущий ремонт системы межстеллажных АУПТ;

СЭЛ1 - расходы на электроэнергию системы межстеллажных АУПТ;

СТО1 - расходы на техническое обслуживание системы межстеллажных АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической установки водяного пожаротушения межстеллажного пространства склада имеют вид:

Расходы на техобслуживание системы АУПТ межстеллажного пространства склада имеют вид:

СТО1=ЦТО1*S1

где ЦТО1 - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S1 - защищаемая площадь, м2.

Расходы на электроэнергию системы АУПТ склада имеют вид:

CЭЛ1=ЦЭЛ*NЭЛ1*ТР1

где ЦЭЛ - стоимость одного кВт*ч электроэнергии, руб.;

NЭЛ1 - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР1 - годовой фонд рабочего времени, час.

Определение размера эксплуатационных расходов на пенные огнетушители имеет вид:

СО=3*СКВ+СГОД+

Где СКВ - расходы на ежеквартальную проверку огнетушителей, руб./кВ;

СГОД - расходы на ежегодную проверку огнетушителей, руб./год;

С5ЛЕТ - расходы на проверку огнетушителей раз в 5 лет, руб./5 лет.

Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей. Ежегодная проверка огнетушителей внешний осмотр огнетушителей, осмотр места их установки и подходов к ним. Не реже одного раза в год огнетушитель должен быть разряжен, его корпус полностью очищается от остатков огнетушащего вещества, после внешнего и внутреннего осмотра корпус, пусковая головка, шланг и запорное устройство испытывается на прочность и герметичность.

Затраты на ежеквартальную проверку огнетушителей следующие:

СКВ=*ОШТ*tКВ

Где ЗПЛ - зароботная плата работника, проводящего данный вид работ, руб.;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце, дни;
  • 8 - количество часов в рабочем дне, час;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке, шт;

tКВ - время на проверку одного огнетушителя, час.

Затраты на ежегодную проверку огнетушителей равны:

СГОД=*ОШТ*tГОД

Не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков огнетушащего вещества, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.

Формула расчета затрат на проведение ежегодной проверки огнетушителей (СЛЕТ) будет иметь вид:

СЛЕТ=*ОШТ*TЛЕТ

Где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке;

t - время на проверку одного огнетушителя, час.

Стоимость работ по испытанию внутреннего противопожарного водопровода, которые должны в соответствии с приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 проводиться два раза в год (весной и осенью) равна:

СВВ=(n*Сисп.ПК+n1+Cосм.ПК)*2

где Сисп.ПК - стоимость испытаний пожарных кранов, руб./исп.;

Сосм.ПК - стоимость осмотра пожарных кранов, руб./исп.;

n - количество подверженных испытанию пожарных кранов, шт.;

n1 - количество подверженных осмотру пожарных кранов, шт.

Годовые эксплуатационные расходы на содержание пожарной автоматики можно определить по формуле:

САПС=СТР+СТО+СЭЛ

где СТР - расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы автоматической пожарной сигнализации, которая рассчитывается по формуле (10);

СТО - расходы на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации имеют вид:

где КАПС - стоимость оборудования здания склада автоматической пожарной сигнализации;

НТР - норма амортизационных отчислений на текущий ремонт, %.

Затраты на техническое обслуживание стационарных установок пожаротушения будут иметь вид:

НТО - норма амортизационных отчислений на техобслуживание, %.

Формулы расчета эксплуатационных затрат на огнезащиту металлических балок и противопожарную стену соответственно можно высчитать по следующим формулам:

СМ.К.=*Tм.к.

где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

Формула расчета затрат на обслуживание противопожарной стены (Сп.с.) будет иметь вид:

Сп.с. = *tм.к.

Где Зп.л.- заработная плата работника, проводящего данный вид работ, руб;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

t м.к.- время на проведение данного вида работ.

Основным параметром пожара, при моделировании возможной обстановки, является площадь пожара, значение которой зависит от ее формы. Площадь пожара (периметр) может быть постоянной или переменной. В инженерных расчетах при прогнозировании обстановки на пожаре площадь пожара определяется как совокупность простейших геометрических фигур (рис. 1 Графической части), делается допущение, что пожарная нагрузка однородная и равномерно размещена по помещениям, значение линейной скорости одинаковое во всех направлениях развития пожара.

Характер развития пожара, его форма является основой для расчета. Форма развития пожара приводится к фигурам правильной геометрической формы. Применительно к объекту исследования и учитывая влияние места возникновения горения, рода горючих материалов, объемно-планирующих решений объекта защиты, характеристики конструкций, а также других факторов площадь пожара в нашем случае будет иметь круговую или угловую форму (см. рис. 2 Графической части).

Время свободного развития пожара для разных предприятий и складов различная. Оно определяется в минутах по формуле:

Св.р=?дс+?след+?в.п.с.

где?св.р - время свободного развития пожара;

  • ?дс - время до сообщения о пожаре;
  • ?сб - время на сборы до выезда;
  • ?след - время следования;
  • ?в.п.с - время введения первого пожарного ствола.

При определении пути пройденного огнем (L) по первому рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)

Где Vл - линейная скорость распространения пламени (принимать значение 0,5….1,2м/мин)

При определении пути пройденного огнем (L) по вротору рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)+0,5*Vл*?2-?св.р)

где Vл - линейная скорость распространения пламени;

2-?св.р - время локализации пожара.

При определении площади пожара по круговой форме:

Где Ln - путь пройденный огнем, мин.

При определении площади пожара сложной формы (Sn) формулы будут иметь вид:

Формула площади тушения (Sn) при круговой форме пожара будет иметь вид:

Где Sn-площадь пожара, м;

Ln - путь, пройденный огнем, мин.

Формулы площади тушения (Sm) при сложной форме пожара будут иметь вид:

Sm=Sn-П*-(a-10)*b1

Sm=Sn--a1*(b1-hT)-a2*(b2)hT

При определении расхода, требуемого на тушение, формула будет иметь вид:

Где Sm - площадь тушения, м;

Imp - требуемая интенсивность подачи огнетушащих веществ.

При определении количества необходимых стволов Ncтв формула будет иметь вид:

Ncтв=) Q/ qcтв

Где Q- расход, требуемый на тушение, л/с;

Qcтв - расход одного ствола, л/с.

При определении фактического расхода формула будет иметь вид:

Где qств - расход одного ствола, л/с;

Q- расход, требуемый на тушение, л/c.

Основным нормативным документом, позволяющим каждому собственнику или инвестору рассчитать экономическую эффективность противопожарных мероприятий и систем, является МДС 21-3.2001 «Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 2101-97*» . Это методическое пособие было разработано в 2001 году как дальнейшее развитие СНиП 21-01-97* и ГОСТ 12.1.004-91 с целью выбора рациональных конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических решений, отвечающих требованиям огнестойкости зданий, предотвращения распространения пожара и обеспечивающих ограничение прямого и косвенного материального ущерба. Исходными данными для разработки пособия явились результаты обобщения проектных решений и обследования строительных объектов в части выполнения и стоимости противопожарных мероприятий, расчётов температурных режимов пожаров, оценки огнестойкости конструкций в условиях реальных пожаров, расчётов вероятностных материальных потерь в зданиях различного назначения, выполняемых в течение последних лет.

Согласно данному нормативному документу, эффективность противопожарного мероприятия определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией принимаемого решения по обеспечению пожарной безопасности.

Притоком денежных средств является получение средств за счёт предотвращения материальных потерь от пожара, рассчитываемых как ожидаемые материальные потери от пожара при выполнении противопожарного мероприятия (проектируемый вариант) и сравнения их с ожидаемыми материальными потерями при его отсутствии (базовый вариант). Оттоком денежных средств являются затраты, связанные с выполнением противопожарного мероприятия.

В качестве замечания отметим, что документ оперирует только материальными потерями, без учёта потерь людских, которые, как мы все понимаем, являются наиболее тяжелыми. Однако, поскольку рассчитать экономические потери от гибели людей невозможно, то и мы оставим их за рамками данной статьи, но помнить о них всё же необходимо.

Критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Интегральный экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период, приведённая к начальному интервалу планирования с учётом стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется нормой дисконта, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если экономический эффект И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Если при решении будет получено отрицательное значение И, инвестор понесёт убытки, т. е. проект неэффективен.

Выбор наиболее эффективного решения осуществляется на основании условия формулы

Интегральный экономический эффект для постоянной нормы дисконта определяется по формулам.

И=(Rt-Зt)*Дt-К

где Rt - разница между размерами годовых материальных потерь в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Зt - разница между размером эксплуатационных расходов в базовом и планируемом вариантах, руб.;

К - разница между размером капитальных затрат на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Дt - коэффициент дисконтирования;

Мп и Мп - расчетные годовые материальные потери в базовом и планируемом вариантах, руб./год;

Кб и Кп - капитальные вложения на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Сп и Сб - эксплуатационные расходы в базовом и планируемом вариантах в t-м году, руб./год;

t - год оттока и / или притока денежных средств;

Т - расчетный период времени;

В качестве расчетного периода Т принимается либо срок службы здания (оборудования), либо иной, более короткий обоснованный период.

При расчете денежные потоки шага t приводятся к начальному моменту времени через коэффициент дисконтирования.

Для года t коэффициент дисконтирования при постоянной норме дисконта имеет вид:

НД - норма дисконта;

Смысловое значение применения дисконтирования заключается в том, что современные деньги дороже такого количества денег в будущем. Следовательно для соизмерения затрат и выгод во времени требуется их корректировка с целью сопоставимости. Норма дисконта является величиной пошагового изменения стоимостей, например 0,1 т.е. 10% годовых. НД может быть постоянной на определенном периоде времени или переменно по годам (t). В последнее время часто используют постоянную (НД=0,1 или 10%), которую и будем принимать в дальнейшем.

При использовании на объекте первичных средств пожаротушения и отсутствии систем автоматического пожаротушения материальные годовые потери рассчитываются по формуле:

Мп=Мп1+Мп2+Мп3

Где Мп1,Мп2,Мп3 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе всех средств пожаротушения, определяемое по формулам:

Мп1=*Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2=*(Zm+Zk+ky)*F^пож(1-k)*(1-p1)*p2

Mп2=*(Zm+Zk+ky)* F^^пож(1-k)*

Где - частота возникновения пожара, 1 / год;

Zm - стоимость поврежденного технологического оборудования и оборотных фондов;

Fпож - площадь пожара на время тушения первичными средствами;

Р1,р2 - вероятность тушения пожара первичными и привозными средствами;

ky - коэффициент, учитывающий степень уничтожения конструкций, принимается в зависимости от степени огнестойкости здания и продолжительности пожара. Ориентировочно принимается от 0,05 до 0,95;

Zk - стоимость поврежденных частей здания, руб./м;

F^пож - площадь пожара за время тушения привозными средствами;

F^^пож - площадь пожара при отказе всех средств пожаротушения, м;

k - коэффициент, учитывающий косвенные потери.

При оборудовании объекта средствами автоматического пожаротушения материальные годовые потери от пожара рассчитываются по формуле.

Mп=Мп1+Мп2+Мп3+Мп4

Где Мп1,Мп2,Мп3,Мп4 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; установками автоматического пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе средств пожаротушения, определяемое по формулам.

Mп1 = *Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2 = * F^пож(1+k)*(1-p)

Mп3=*(Zm+Zk*Ky)* F^пож(1+k)**p2п

Mп4*(Zm+Zk*Ky)* F^^пож(1+k)

Где F^пож - площадь пожара при тушении средствами автоматического пожаротушения, м;

Р3 - вероятность тушения средствами автоматического пожаротушения;

Услуги по обеспечению пожарной безопасности

Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.

№ 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

То есть затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете единого налога независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами.

Рестораны, кафе и магазины обязаны соблюдать правила пожарной безопасности. Во-первых, нужна инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Этот документ определяет места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Также правила пожарной безопасности требуют, чтобы на предприятиях, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек (а это как раз магазины и рестораны), была разработана и внедрена система оповещения людей о пожаре. Указанная система должна соответствовать Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденным приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323. Более того, если в магазине предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей. И раз в полгода по этой инструкции надо проводить практические тренировки. И еще: если площадь торгового зала менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м понадобится автоматическая система пожаротушения. Об этом сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03), которые утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315.

Также в магазине должны присутствовать огнетушители. Их количество определено в приложении 3 к Правилам пожарной безопасности.

Все расходы, которые приведены выше, торговые компании и фирмы, оказывающие услуги общественного питания, вправе списать по статье затраты на обеспечение пожарной безопасности. Учтите, что для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Однако для подтверждения расходов законодательство не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг. Однако для избежания трений с налоговиками, лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. 7.8.1.

Услуги по охране имущества

Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1)

защита жизни и здоровья граждан; 2)

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; 3)

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 4)

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Аналогично расходам на пожарную безопасность получаем, что любые расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете единого налога.

Правда, надо сказать, что на местах часто налоговики исключают из таких расходов услуги вневедомственной охраны. Споры по этому вопросу породило постановление Президиума ВАС РФ от 21 октября 2003 г. № 5953/03. В своем вердикте судьи указали, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны за оказанные услуги, признаются целевыми. Из чего фискалы сделали вывод, что средства, перечисленные подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер. Однако чиновники лукавят, поскольку оплата услуг милиционеров не может быть признана целевым финансированием, поскольку не обладает признаками такового.

Магазины и рестораны заключают с отделами вневедомственной охраны обычные гражданско-правовые договоры на оказание услуг, и с бюджетными отношениями это никак не связано. Поэтому суды поддерживают налогоплательщиков в вопросе правомочности учета таких расходов. В качестве примера можно привести постановление ФАС Поволжского округа от 14 марта 2006 г. по делу № А65-18349/2005-СА1-29.