Конституционный процесс в Чувашии: практика, проблемы, теория. Правовое регулирование субъектов естественной монополии

Предисловие

В Российской Федерации нет ни одного гражданина, который бы не знал словосочетание "Конституция - Основной Закон государства". Большинство людей знакомы с Конституцией Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации, а также наслышаны об основных законах Соединенных Штатов Америки, Франции, Бельгии, Испании и других государств. Но в таких федеративных государствах, как Россия, республики, входящие в их состав, также имеют свои конституции.

В последние годы государственная и общественная жизнь заметно обновляется. И Конституцию, без сомнения, можно смело назвать зеркалом развития государства и современного гражданского общества. Она представляет собой универсальный законодательный акт, всесторонне регламентирующий многообразные общественные отношения, создающий юридическую базу для издания других законов, нормотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, направленный на обеспечение стабильности в государстве, обществе и рассчитанный на длительный исторический период. Одной из главных ее функций является устройство государственной власти в субъектах Российской Федерации, то есть создание определенной системы органов власти.

В конституциях республик, как и в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, последовательно излагаются принципы, порядок организации и деятельности государственных и муниципальных органов власти, закрепляются их полномочия, порядок обеспечения прав и свобод человека и гражданина, вопросы собственности, административно-территориального устройства и местного самоуправления.

Конституция Чувашской Республики принята 30 ноября 2000 года. В ходе разработки депутаты Государственного Совета Чувашской Республики старались обеспечить ее максимальное соответствие Конституции Российской Федерации и в этой связи учитывали все положения Конституции Российской Федерации. Поэтому она идеально перекликается с Основным Законом Российской Федерации и за годы своего существования всего четыре раза подверглась изменениям, в то время как в других субъектах России поправки в основные законы вносились до тридцати и более раз (Республика Адыгея - 34 раза, Республика Алтай - 32 раза, Республика Коми - 22 раза). К тому же поправки к Конституции Чувашской Республики были продиктованы лишь изменениями федерального законодательства. Это касается порядка утверждения общих и запасного списков присяжных заседателей, назначения представителей общественности в Квалификационную коллегию судей Чувашской Республики, представителей в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Чувашской Республики, а также порядка наделения полномочиями высшего должностного лица республики - Президента Чувашской Республики.

3 августа 1994 года Указом Президента Чувашской Республики была образована Конституционная комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики. Возглавил ее работу Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров, который обеспечил принятие качественного, юридически выверенного конституционного акта. Соответственно основой для издания книги "Конституционный процесс в Чувашии: практика, проблемы, теория" послужили вышеуказанный правовой акт Президента Чувашской Республики и деятельность Президента Чувашской Республики, Государственного Совета Чувашской Республики по рассмотрению и принятию Конституции Чувашской Республики.

Книга, основанная на документах и стенографических отчетах сессий законодательного органа республики, охватывает период с 1926 года по настоящее время, но масштабно раскрывается в ней конституционный процесс по подготовке и принятию Конституции Чувашской Республики в 2000 году.

В издании также представлены основные вехи истории зарождения, развития, совершенствования чувашской государственности и ее конституционного оформления.

Каждая из Конституций (1926, 1937, 1978, 2000 годов), была результатом политических, общественных, социальных, экономических, правовых явлений, соответствовавших конкретному историческому этапу развития республики.

Это глубокое исследование и документальное повествование раскрывает многогранную, творческую, трудную работу всего депутатского корпуса и руководителей республики по подготовке особого юридического документа - Конституции Чувашской Республики, имеющей важное значение в жизни человека, коллектива, общества. Безусловно, принятие Конституции Чувашской Республики обогатило и российскую конституционно-правовую практику, теорию и практику всего конституционного законодательства.

Нам предстоит еще многое сделать в деле дальнейшего конституционного развития республики, совершенствования правотворческой деятельности Государственного Совета Чувашской Республики, являющегося высшим законодательным, представительным органом власти, обеспечивающим принятие законов по всем вопросам жизни республики.

Данная книга включила все четыре варианта проекта Конституции Чувашской Республики, подготовленные разными группами и официально внесенными в Конституционную комиссию Чувашской Республики. Каждый из них заслуживает внимания и, думается, приведенный здесь правовой их анализ поможет читателям лучше ознакомиться и глубже изучать историю конституционализма в Чувашской Республике.

Предлагаемое читателю издание заслуживает особого внимания, поскольку ее автор, являясь руководителем правовой службы Аппарата Государственного Совета Чувашской Республики, участвовал во многих мероприятиях по рассмотрению, доработке и принятию Основного Закона республики и обеспечивал юридическое сопровождение принимаемых документов.

Представляется, что книга окажется полезной и интересной не только для тех, кто непосредственно участвовал в подготовке, обсуждении и принятии новой Конституции Чувашской Республики, но и для широкого круга читателей, преподавателей, аспирантов, студентов, работников органов законодательной и исполнительной власти, интересующихся вопросами парламентаризма, теории и практики конституционного строительства.

Глава 1

Основные этапы и практика конституционного строительства в Чувашии (1926-2006 годы)

§ 1.1. Образование государственности в Чувашском крае и ее конституционное оформление

Интерес к истории становления государственности Чувашской Республики и ее правовой системы, в частности конституционного законодательства, растет из года в год. Это прежде всего связано с повышением правосознания населения и резким увеличением в республике количества учебных заведений, готовящих юристов.

Конституция как Основной Закон, всегда отличалась от иных правовых актов тем, что она конкретно и официально регламентирует общественные отношения, возникающие в обществе, и создает юридическую базу для издания других законов и правотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

30 ноября 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики была принята новая Конституция Чувашской Республики, но не все знают - которая по счету. Поэтому, полагаем, надо вернуться к истории становления Чувашского края, его законодательного, конституционного закрепления.

Для этого приоткроем страницы истории. Так, 8 июня 1920 года Политическое бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) рассмотрело вопрос о Чувашской Республике, а 22 июня того же года - об образовании Чувашской автономии в форме автономной области. На заседании Совета народных комиссаров РСФСР (далее - СНК РСФСР) заместитель наркома внутренних дел М.Ф.Владимирский доложил о проекте постановления об образовании Чувашской автономной области. Проект был одобрен, а затем за подписью В.И.Ленина направлен во ВЦИК для принятия окончательного решения. 24 июня 1920 года было принято совместное постановление Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее - ВЦИК) и СНК РСФСР "Об Автономной Чувашской области", которым образована Чувашская автономная область как часть Российской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР) с административным центром в городе Чебоксары.1

В состав Чувашской автономной области были включены:

из Казанской губернии в полном составе уезды Цивильский с 13 волостями (40574 хозяйства), Чебоксарский с 12 волостями (30380 хозяйств) и Ядринский с 14 волостями (39995 хозяйств); 5 волостей Козьмодемьянского уезда - Янгильдинская, Сундырская, Татаркасинская, Акрамовская и Малокарачкинская;

из Симбирской губернии - часть Курмышского уезда с 3 волостями - Атаевской, Курмышской, Алгашинской; из Буинского уезда 5 волостей - Хомбусь-Батыревская, Муратовская, Торхановская, Шемуршинская и Шамкинская.

Через 12 дней Революционный комитет вновь созданной Чувашской автономной области издал свой первый Приказ (от 6 июля 1920 года). Подписал его Председатель Революционного комитета Д.Эльмень. Согласно этому документу, до созыва 1-го съезда Советов области вся полнота власти в Чувашской автономии области принадлежала Революционному комитету, а вся власть на местах - уездным и волостным исполнительным комитетам, волисполкомам и сельским Советам.

Все ранее изданные декреты, узаконения и распоряжения Советской власти оставались в силе и должны были исполняться неуклонно. Советским, военным учреждениям предписывалось придерживаться порядков военного времени, установленным в Казанской, Симбирской губерниях в годы гражданской войны. # За неисполнение приказов, постановлений и распоряжений Революционного комитета Чувашской автономной области ответственность возлагалась на уездные и волостные исполнительные комитеты и сельские Советы.

В целях обеспечения порядка и законности Революционный комитет указал на свою готовность решительно бороться "с контрреволюционной агитацией, умалением успехов освобожденного народа, против тех, кто игнорирует решения Совета и кто нарушает трудовую дисциплину, и карать законами военного и революционного времени".

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 сентября 1921 года к Чувашской автономной области были присоединены из Татарской АССР: две волости из бывшего Буинского уезда Симбирской губернии - Шихирданская и Шемалаковская (с двумя селениями Энтугановской волости); из бывшего Тетюшского уезда, Казанской губернии - Новошимкусская волость, 14 селений Алькеевской волости и 7 селений Большетаябинской волости, из которых образована Малояльчиковская волость.

Позднее, 21 апреля 1925 года, постановлением Президиума ВЦИК "О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику" была образована Чувашская АССР.

С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции и иных правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.

Начало работы по созданию конституционных основ административно-территориального устройства Чувашской АССР было положено на заседании Президиума ВЦИК от 21 апреля 1925 года. В протоколе заседания указано на необходимость выработки и представления в месячный срок на утверждение Президиума ВЦИК проекта положения о государственном устройстве Автономной Советской Чувашской Социалистической Республики. По итогам работы Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам было принято постановление ВЦИК от 15 июня 1925 года "О государственном устройстве Чувашской АССР". Руководствуясь указанными документами, органы государственной власти и управления Чувашской АССР приступили к подготовке проекта Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР.

Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года I (VI) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. В постановляющей части протокола указывалось: "Проект Конституции и декларацию утвердить и поручить ЦИК ЧАССР внести на утверждение во ВЦИК".

Утвержденный проект Конституции состоял из двух частей: первой - Декларации об образовании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и второй - текста Конституции, содержащего 87 статей, объединенных в 13 глав. Декларация была включена в состав Конституции Чувашской АССР 1926 года по рекомендации Комиссии ВЦИК по конституционным вопросам. В ней кратко изложены исторический путь, пройденный чувашским народом в борьбе за национальную самостоятельность и национальную культуру, быт и язык, а также стремление к строительству новой социалистической жизни и готовность поддержать единство Союза Советских Социалистических Республик. "Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, - говорилось в Декларации. - ... чувашские трудящиеся массы, вместе со всеми трудящимися Советских республик, начали строить новую жизнь".2

Небезынтересно, о чем же мечтали и думали тогда наши соплеменники? Внимательное изучение этого исторического документа свидетельствует о том, что в проекте Конституции закреплены основные институты власти Чувашской АССР, права на свободу совести, свободу выражения своих мнений и развитие печати, свободу союзов, а государственными языками на территории республики, как и в ныне действующей Конституции, признаны чувашский и русский.

Глава 5 была посвящена институту представительства Чувашской АССР в центральных органах РСФСР. Статья 37 гласила, что "для осуществления постоянной связи между Правительствами Чувашской АССР и РСФСР и в целях обеспечения интересов ЧАССР при Президиуме ВЦИК состоит Представитель Чувашской АССР, действующий на основании особого положения".3

Оказывается, еще на заре становления Чувашской Республики были найдены и выработаны действенные эффективные инструменты и формы сотрудничества и взаимодействия с центральными органами власти. В настоящее время представительства Чувашской Республики успешно функционируют при Президенте Российской Федерации и в некоторых субъектах Российской Федерации (г.Санкт-Петербурге, Республике Татарстан). Работа по расширению связей с другими субъектами России продолжается.

Проект Конституции Чувашской АССР в те годы подлежал утверждению на заседании ВЦИК. В с # связи с этим ВЦИК Чувашской АССР 23 марта 1926 года препроводил проект Конституции в адрес Представительства Чувашской АССР при ВЦИК. К сожалению, сведений о его рассмотрении и утверждении ВЦИКом, по данным исторического архива республики, не имеется. Скорее всего, названный документ, как и проекты конституций соседних республик, так и не прошел стадии утверждения. Однако это не умаляет его исторической и общественно-политической значимости, не снижает ценности, качества и юридической отработанности. Проект был разработан в полном соответствии с действующими Конституциями СССР и РСФСР, путем тщательного изучения законодательных основ, правовых норм и наработанного опыта в молодой Российской Федерации. Работа над первой Конституцией ЧАССР и полученные в этой области знания оказывали и определенное влияние на дальнейшее развитие в правотворческой деятельности в республике.

Конституция Чувашской АССР 1926 года впервые была опубликована в 1930 году малым тиражом в форме брошюры под грифом "на правах рукописи".

Важно отметить, что на съездах Советов и сессиях ЦИК Чувашской АССР вплоть до преобразования органов государственной власти и управления по Конституции Чувашской АССР 1937 года вопросы о дополнениях или изменениях статей проекта Конституции Чувашской АССР 1926 года не ставились.

На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа "первой Конституцией республики", хотя в правовом отношении, на наш взгляд, до конца она не была оформлена и не вступила в юридическую силу.

Но ход истории не остановить. Жизнь и связанные с ней государственные и общественные отношения в Чувашии год от года развивались, совершенствовались. Чрезвычайный XI съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 года принял новый проект Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР и решил внести его на утверждение Верховного Совета РСФСР. Его одобрению предшествовало принятие Конституции СССР (5 декабря 1936 года) и Конституции РСФСР (21 января 1937 года). Статья 20 Конституции РСФСР предоставляла автономным республикам право иметь свои конституции, учитывающие особенности автономных республик и построенные в строгом соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР.

Согласно этим конституционным актам и была разработана Конституция Чувашской АССР 1937 года, которая объявила ЧАССР социалистическим государством рабочих и крестьян, что власть в республике принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, экономическую - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность (статьи 1, 2, 3, 4). В ней определены:

виды социалистической собственности, которая выступает в форме государственной либо кооперативно-колхозной собственности (статья 5);

функционирование мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда (статья 9);

ведение хозяйственной (производственной) деятельности на основе государственного и народнохозяйственного планов (статья 11);

принцип социализма "от каждого по его способностям, каждому по его труду" (статья 12).

Важно отметить, что Центральный исполнительный комитет Чувашской АССР (ЦИК Чувашской АССР) работу над проектом Конституции ЧАССР начал еще до объявления о принятии Конституций СССР и РСФСР. 25 июля 1936 года Президиум ЦИК Чувашской АССР образовал Конституционную комиссию в составе 30 членов, которой было поручено разработать проект новой конституции. Он был опубликован для обсуждения в республиканских газетах 18 мая 1937 года и, кроме того, издан отдельной брошюрой.

Конституция (Основной Закон) Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики была принята в 1937 году Верховным Советом ЧАССР, что было обусловлено соответствующими изменениями, которые произошли в Российском государстве и Чувашской АССР. Она закрепила вторую фазу развития социализма.

Конституция 1937 года состоит из одиннадцати глав: 1. Общественное устройство; 2. Государственное устройство; 3. Высшие органы государственной власти ЧАССР; 4. Органы государственного управления ЧАССР; 5. Местные органы государственной власти; 6. Бюджет ЧАССР; 7. Суд и прокуратура; 8. Основные права и обязанности граждан; 9. Избирательная система; 10. Герб, флаг, столица; 11. Порядок изменения Конституции ЧАССР.

2 июня 1940 года Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР была утверждена Верховным Советом РСФСР. Но коренные изменения в обществе и государстве требовали дальнейшего ее развития.

7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция (Основной Закон) Союза ССР, а 12 апреля 1978 года высший законодательный орган РСФСР принял Конституцию (Основной Закон) РСФСР.

Постановлением Верховного Совета Чувашской АССР от 24 июня 1977 года была образована Комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашии, который был одобрен 11 мая 1978 года Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и вынесен на всенародное обсуждение.

30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии. Причинами тому явились вступление в силу Конституции СССР и Конституции РСФСР, а также изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни республики. На этой же сессии была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта Конституции. А 31 мая 1978 года Верховный Совет Чувашской АССР после заслушивания доклада об итогах работы редакционной комиссии голосованием по разделам и в целом единогласно принял Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР. Были приняты также Декларация "О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР" и Закон Чувашской АССР "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР". Декларация была подписана Председателем Президиума Верховного Совета ЧАССР С.М.Ислюковым и Секретарем Д.И.Абашевым.4

Конституция Чувашской АССР 1978 года законодательно закрепила реальное расширение прав автономной республики. Если Конституция 1937 года к ведению Верховного Совета ЧАССР относила установление Конституции Чувашской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением, то Конституция 1978 года предоставила Верховному Совету республики право самостоятельного ее принятия и внесения в нее изменений и дополнений.

Таким образом, было снято обязательное требование утверждения Конституции автономной республики высшим органом власти союзной республики. Кроме того, расширена компетенция Президиума Верховного Совета Чувашской АССР в решении ряда вопросов местной жизни, в том числе в сфере административно-территориального устройства.

Впервые в Конституцию Чувашской АССР был введен институт постоянных комиссий всех уровней Советов народных депутатов республики, являющихся важной формой привлечения депутатов к предварительному рассмотрению и подготовке вопросов, к участию в контроле за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Конституция Чувашской АССР 1978 года состояла из 16 глав в составе 10 разделов: 1. Основы общественного строя и политики Чувашской АССР; 2. Государство и личность; 3. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Чувашской АССР; 4. Советы народных депутатов Чувашской АССР и порядок их избрания; 5. Высшие органы государственной власти и управления Чувашской АССР; 6. Местные органы государственной власти и управления в Чувашской АССР; 7. Государственный план экономического и социального развития Чувашской АССР. Государственный бюджет Чувашской АССР; 8. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; 9. Герб, флаг и столица Чувашской АССР; 10. Действие Конституции Чувашской АССР и порядок ее изменения.

Она действовала продолжительное время - 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения. 29 августа 1991 года впервые была внесена поправка, касающаяся введения в Чувашии поста Президента Чувашской АССР. Но до этого, по времени на полчаса раньше, депутаты Верховного Совета двенадцатого созыва приняли Закон об учреждении поста Президента Чувашской ССР. Это произошло на VI внеочередной сессии Верховного Совета Чувашии двенадцатого созыва. За введение в республике института президентства проголосовали 171 из 200 депутатов.

Институт президентства сыграл и играет позитивную роль в развитии национальной государственности. "Необходимость учреждения института президентства в Чувашии, - пишет кандидат исторических наук Д.А.Захаров в статье "Институт президентства в Чувашской Республике: становление и развитие (1991-2000 гг.)", - была вызвана объективными причинами: 1) социально-экономическим кризисом, с которым не справлялись ни федеральные, ни республиканские органы власти; 2) демократическими преобразованиями; 3) ослаблением исполнительной власти; 4) принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР, требовавшей от органов государственной власти защиты провозглашенного суверенитета, которую эффективнее бы осуществил Президент."5

Кроме того, на учреждение нового института власти повлияли специфические факторы политической ситуации в республике осенью 1991 года:

1. Осторожно-нерешительная позиция руководства республики на события 19-21 августа в столице страны вызвала опасения у депутатов и чиновников, что в Чувашию посадят наместника из Москвы, как это произошло в некоторых областях и регионах;

2. После запрета деятельности КПСС, которая фактически управляла республикой в период советской власти, возник своего рода вакуум власти, который должен был заполнить Президент;

3. Сказалось и влияние схожих процессов по введению института президентства в соседних республиках (Татарской, Марийской, Мордовской);

4. Свою роль сыграли и личные амбиции некоторых политических деятелей, в частности Председателя Верховного Совета Э.А.Кубарева, претендовавшего на пост Президента. Следует учесть и то обстоятельство, что осенью 1991 года резко обострился конфликт между председателями Совета Министров и Верховного Совета. Поэтому учреждение института президентства в регионе было выгодным руководителю парламента Э.А.Кубареву, так как в этом случае Н.А.Зайцев отходил на второй план. Более того, у Кубарева были основания думать, что именно он станет Президентом. На наш взгляд, личная позиция Э.А.Кубарева по этому вопросу имела огромное, если не определяющее значение.

"Решения VI внеочередной сессии Верховного Совета Чувашской ССР 29 августа 1991 года положили начало законотворческому процессу формирования института президентства. Парламент поручил Президиуму Верховного Совета Чувашии разработать пакет законопроектов и внести на рассмотрение следующей сессии законодательного органа. Была сформирована редакционная комиссия, в работе которой активное участие приняли депутаты Н.А.Мальчугин, А.П.Хузангай, П.С.Краснов и другие. В течение сентября разрабатывалось законодательство о Президенте республики. Особое внимание при этом уделялось изучению уже принятых и действующих правовых актов о Президенте РСФСР, а также законов Татарской, Мордовской, Марийской и Калмыцкой ССР. За основу документа был принят российский Закон о Президенте. В начале октября текст законопроекта был опубликован в республиканских газетах".6

Введенная в Конституцию Чувашской ССР глава II-1 называлась "Президент Чувашской ССР", и состояла она из одной статьи 109-1:

"Статья 109-1. Президент Чувашской Советской Социалистической Республики является высшим должностным лицом Чувашской ССР и главой исполнительной власти в Чувашской ССР.

Президент Чувашской ССР не может быть народным депутатом.

Президент Чувашской ССР не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность".7

На этой же сессии в связи с принятием Декларации о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики и учреждением поста Президента Чувашии Верховный Совет Чувашской ССР в преамбуле, статье 161-1 Конституции слова "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" заменены словами "Чувашская Советская Социалистическая Республика". Так началось поэтапное конституционно-правовое изменение статуса Чувашской АССР в Чувашскую Республику.

Вскоре Конституция Чувашской Республики претерпела новые изменения. На этот раз 29 апреля 1992 года были внесены изменения в статью 157, которая получила следующую редакцию:

"Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца", обрамленного пурпуровой окаймленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики" - "Чувашская Республика", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".

Статья 158 Конституции Чувашской Республики была изложена в следующей редакции:

"Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением 5:8, пересеченное по горизонтали на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля. В центре находятся гербовые эмблемы "Древо жизни" (символ Возрождения) и "Три солнца".

Редакция статьи 158-1 также была обновлена:

"Государственным гимном Чувашской Республики является песня "Таван сершыв" (музыка Г.С.Лебедева, стихи И.С.Тукташа) (дополненная редакция)".8

Все эти изменения внесены в Конституцию Чувашской Республики законами Чувашской Республики, подписанными Председателем Верховного Совета Чувашской Республики до введения в республике института президентства.

Так завершилась работа над конституционными актами советского периода. Но в стране продолжались коренные изменения государственной, политической, экономической и общественной жизни.

С принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, основанной на идеологии приоритета прав человека и гражданина и принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, создалась необходимая правовая база для коренного обновления республиканских конституций и принятия уставов субъектов Российской Федерации.

Первым основным законом, непосредственно действующим на территории Чувашской АССР, стала Конституция Чувашской АССР 1937 года, которая была утверждена Верховным Советом РСФСР 30 июня 1940 года.

В начале конституции «Декларация образования Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики». «Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за своё освобождение. В течение многих веков чувашские трудящиеся массы находились под тяжелым гнетом самодержавия. Героическими усилиями отстаивал чувашский народ свою экономическую и национальную независимость, культуру, быт и язык в борьбе с угнетателями и притеснителями». «Стоя на страже равноправия всех национальностей, чувашские трудящиеся массы признают братскую солидарность всех национальностей Чувашской Республики необходимым условием экономического и культурного развития».

Состояла из 87 статей, которые были в 13 главах. Все положения конституции были демократичными . Труд был провозглашён одной из обязанностей, также говорилось о бесплатном образовании. Конституция признала официальными русский и чувашский языки . Регулировалась система выборов в органы власти.


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Юридический факультет

Очное отделение

Кафедра теории и истории государства и права

Дисциплина «Теория государства и права»

Курсовая работа

«Конституция Чувашской Республики: правовое качество»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы 11-08

Лисова М.А.

Научный руководитель:

Доктор юридических наук, профессор,

заведующей кафедрой теории и истории

государства и права

Чинчиков А.А.

Чебоксары- 2009

Введение.

Глава1 Правовое качество закона.

1.1 Понятие качества закона.

1.2 Правовое качество закона.

Глава2 Конституционный процесс в Чувашской Республике.

2.1 Образование государственности в Чувашском крае и ее конституционное оформление.

2.2 Разработка и принятие действующей Конституции Чувашской Республики.

Глава3 Конституция Чувашской Республики: проблемы правового качества.

3.1 Свойства правовой легальности содержания.

3.2 Свойства правовой легальности издания.

3.3 Технико-юридические свойства.

Заключение.

Глава 1. Правовое качество закона.

Законы играют особую роль в жизни общества. Они обеспечивают его стабильное развитие, поддерживают справедливость в нем. Общество заинтересовано в том, чтобы законы реализовывались наиболее полно.

Критерием эффективности реализации законов выступает их качество. Именно о качестве законов, а также об одном из его видов- правовом качестве законов, пойдет речь в этой главе.

      1.1 Понятие качества закона.

Разработка и последующая доработка проекта закона на всех стадиях его подготовки и обсуждения должна обеспечить высокое качество законодательного акта, т.е. соответствие его всем содержательным критериям и формально-юридическим требованиям. Понятие «качество закона» характеризует совокупность свойств и связей, которые должен иметь любой качественно совершенный закон и, соответственно, которые необходимо придать ему еще на стадии проектирования законотворчества, поэтому данное понятие занимает центральное место среди проблем законодательной техники. Качество закона не только определитель задач, решаемых в процессе законотворчества, но и в то же время критерий эффективности подготовленных законопроектов.

К сожалению, в российском правоведении пока нет единого понимания понятия «качество закона», поскольку оно было введено в научный оборот сравнительно недавно и в значительной мере является дискуссионным. В настоящее время имеется лишь ряд попыток раскрыть содержание этого понятия.

Основной подход к пониманию качества закона основывается на соотношении качества закона и его способности соответствовать экономическим и социальным реалиям, общественным потребностям и способности обеспечивать регулирование общественных отношений соответственно поставленным при издании закона целям. При этом выделяются три аспекта качества закона: социальный, политический и юридический.

Социальная характеристика качества закона включает в себя, во-первых, степень адекватности отражения в законе происходящих в обществе процессов, во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, в-третьих, прогнозирование возможных путей развития сфер общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей правового регулирования, их видоизменении в желательном для законодателя направлении. Политическая характеристика качества закона представляет собой степень соответствия выбранных законодателем вариантов регламентации общественных отношений требованиям законодательной политики и задачам общественного развития на ту или иную перспективу.

В качестве показателя качества закона необходимо выделить также степень эффективности реализации правовых норм, содержащихся в законе.

В самом общем виде понятие «качество закона» можно определить как совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений.

1.2 Правовое качество закона.

В системе свойств, которыми должен обладать любой качественно совершенный закон, особое место занимают его юридические свойства. В связи с этим некоторые правоведы, наряду с более общим подходом к качественно-правовой проблематике закона, выделяют самостоятельную категорию юридической науки “правовое качество закона”, которая призвана сфокусировать исследовательское внимание в основном на правовых характеристиках качества закона, не умаляя, при этом, неправовые характеристики качества закона. Те и другие в равной степени важны для обеспечения качественного законотворчества.

Правовое качество закона – это вид качества закона.

В наиболее общем плане правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность правовых свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями. Правовое свойство закона обобщает в себе несколько правовых характеристик. Базисным для правовых характеристик будет соответствующее правовое свойство.

Целесообразно выделение трех основных групп (видов) качественно-правовых свойств закона:

1) свойства правовой легальности содержания закона;

2) свойства правовой легальности издания закона;

3) технико-юридические свойства закона. 1

Свойства правовой легальности содержания закона – это правовые свойства качества соответствия. Они отражают соответствие принятого закона нормам о нормотворческой компетенции данного законодателя, соответствие предписаний изданного закона предписаниям Конституции Российской Федерации, а также предписаниям законов более высокой юридической силы.

Свойства правовой легальности издания закона – это правовые свойства качества процедуры издания закона. Не только содержание и форма закона должны быть легальными, но и сам процесс принятия закона должен отвечать всем требованиям норм о законодательном процессе и отдельных законодательных процедурах. Свойства процедурной легальности закона отражают соответствие действий законодателя установленным правилам законодательного процесса. Процедурная легальность закона является одним из важнейших критериев оценки его правовой законности вообще.

Технико-юридические свойства закона – это правовые свойства качества техники его изложения. Они отражают соответствие закона стандартам и другим правилам законодательной техники. Без соблюдения законодателем выработанных наукой и апробированных нормотворческой практикой правил и приемов законодательной техники (требования к внешнему оформлению самого юридического документа, требования, которые относятся к содержанию и структуре документа, требования к языку нормативно-правового акта и т. д.) невозможно достижение высокого уровня качества законотворчества. Именно законодательная техника, наряду с познанием и использованием объективных социальных закономерностей, национальных традиций и других значимых социальных факторов, позволяет выразить мудрость, логичность, строгость, четкость и ясность сформулированных в законах правовых предписаний. Законотворчество только в том случае добивается успеха, если основывается на научном знании, правовой культуре и законодательной технике.

С учетом изложенного, правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность свойств правовой легальности, в смысловом своем содержании тесно связанных с социальным и политическим аспектами качества закона, а также технико-юридических свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями. 2

Глава 2. Конституционный процесс в Чувашской Республике.

Новая Конституция Чувашской Республики, принятая 30 ноября 2000 года, явилась результатом изменившегося общественно-политического уклада жизни. Она предусматривает механизмы гарантий принципов демократии, правового государства, разделения властей. Предусмотрено эффективное сотрудничество законодательной, исполнительной и судебной властей.

Рассмотрение всех конституций республики различных годов дает возможность сравнить особенности чувашской государственности, традиций политической жизни, моделей власти, способов решения национального вопроса в важнейшие исторические вехи. 3

2.2 Образование государственности в Чувашской Республике.

Первым правовым актом, свидетельствующим об образовании государственности в Чувашии, стало совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР « Об автономной Чувашской области», принятое 24 июня 1920 года. Постановлением была образована Чувашская автономная область как часть РСФСР. Согласно приказу Революционного комитета Чувашской автономной области, до созыва первого съезда Советов области вся полнота власти в Чувашской автономии принадлежала революционному комитету, а вся власть на местах- уездным и волостным исполнительным комитетам и сельским Советам.

Позднее, 21 апреля 1925 года, Постановлением Президиума ВЦИК «О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Социалистическую Республику» была образована Чувашская АССР.

С приобретением статуса автономной республики Чувашия получила право на принятие своей конституции и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.

Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года Первым (шестым) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. Он состоял из Декларации об образовании Чувашской Автономной Социалистической Советской Республики и текста Конституции. В Декларации были кратко изложены исторический путь, пройденный чувашским народом в борьбе за национальную самостоятельность и национальную культуру, быт и язык, а также стремление к строительству новой социалистической жизни и готовность поддержать единство Союза Советских Социалистических Республик. В проекте Конституции закреплялись основные институты власти Чувашской АССР, права на свободу совести. Свободу выражения своих мнений и развитие печати, свободу союзов, а государственными языками на территории республики признавались чувашский и русский. Отдельная глава была посвящена институту представительства Чувашской АССР в центральных органах РСФСР.

Проект Конституции Чувашской АССР в те годы подлежал утверждению на заседании ВЦИК, однако сведений о его рассмотрении и утверждении ВЦИКом, по данным исторического архива республики, не имеется. А.И. Ухтияров склоняется к мнению, что, скорее всего, названный документ так и не прошел стадии утверждения. Тем не менее ее историческую и общественно-политическую значимость не следует умалять. На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа «первой Конституцией республики».

18 июля 1937 года в связи с изменениями, произошедшими в государственных и общественных отношениях в Чувашии, Чрезвычайным Девятым съездом Советов Чувашской АССР был принят новый проект Конституции Чувашской АССР. Его одобрению Верховным Советом РСФСР предшествовало принятие Конституции СССР и Конституции РСФСР.

Конституция Чувашской АССР была разработана согласно этим конституционным актам. Она объявила ЧАССР социалистическим государством рабочих и крестьян, что власть в республике принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, а политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, экономическую- социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность.

Важно отметить, что ЦИК Чувашской АССР работу над проектом Конституции ЧАССР начал еще до объявления о принятии Конституций СССР и РСФСР. 25 июня 1936 года Президиум ЦИК Чувашской АССР образовал конституционную комиссию в составе 30 членов, которой было поручено разработать проект новой конституции. Он был опубликован для обсуждения в республиканских газетах 18 мая 1937 года и, кроме того, издан отдельной брошюрой.

30 июня 1940 года конституция Чувашской АССР была утверждена Верховным Советом РСФСР. Но коренные изменения в обществе и государстве требовали дальнейшего ее развития.

7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР, а 12 апреля 1978 года высший законодательный орган РСФСР принял Конституцию РСФСР.

Постановлением Верховного Совета Чувашской АССР от 24 июня 1977 года была образована Комиссия по подготовке проекта новой Конституции Чувашии, который был одобрен 11 мая 1978 года Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и вынесен на всенародное обсуждение.

30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии и была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта конституции. На следующий день Верховный Совет Чувашской АССР принял Конституцию Чувашской АССР, а также Декларацию «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР» и Закон Чувашской АССР «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР».

Конституция Чувашской АССР 1978 года законодательно закрепила реальное расширение прав автономной республики. Было снято обязательное требование утверждения Конституции автономной республики высшим органом власти союзной республики. Кроме того, расширена компетенция Президиума Верховного Совета Чувашской АССР в решении ряда вопросов местной жизни, в том числе в сфере административно-территориального устройства.

Конституция Чувашской АССР действовала продолжительное время- 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения.

Так завершилась работа над конституционными актами советского периода. Но в стране продолжались коренные изменения государственной, политической, экономической и общественной жизни.

С принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, основанной на идеологии приоритета прав человека и гражданина и принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, создалась необходимая правовая база для коренного обновления уставов субъектов Российской Федерации.

2.2 Разработка и принятие Конституции Чувашской Республики.

К концу 80-х годов политические, экономические и социальные отношения в обществе и государстве заметно изменились. В республике активизировалась деятельность общественных организаций, движений, фондов, учреждений и политических партий. В публичных выступлениях участилась критика в адрес государственных органов и их должностных лиц за ухудшение ситуации в социально-экономической сфере, высказывания недовольства работой предприятий торговли и сфер обслуживания.

Все это требовало пересмотра ряда вопросов в государственной и общественной жизни, основных конституционных начал системы органов государственной власти и общественного устройства республики. В первую очередь это касалось Основного Закона Чувашии.

24 октября 1990 года изменился статус республики. Чувашская АССР стала именоваться Чувашской Советской Социалистической Республикой.

26 октября была образована Конституционная комиссия для подготовки проекта новой Конституции. Однако нестабильность в стране: попытка государственного переворота в СССР, происходившая в Москве 19-21 августа 1991 года, сложившееся двоевластие в Российской Федерации дали о себе знать. У Конституционной комиссии Верховного Совета ЧССР не было условий и федеральной правовой базы для работы в сфере конституционного регулирования общественных отношений в жизни Чувашии. Она не сумела выполнить свою миссию. Начало нового конституционного процесса затормозилось на целых четыре года.

3 августа 1994 года Указом Президента Чувашской Республики была образована Конституционная Комиссия в количестве 21 человека во главе с Президентом Чувашской Республики Н.В.Федоровым. Уже 10 апреля 1995 года она внесла проект новой Конституции Чувашской Республики в Государственный Совет Чувашской Республики. После соответствующих доработок проект Конституции был вынесен на всенародное обсуждение, в ходе которого поступило более 1400 предложений и замечаний. На ноябрьской сессии Государственного Совета 2000 года обсужден доработанный проект Конституции. Президентом Чувашской Республики принят Указ "О проведении всенародного голосования (референдума) Чувашской Республики по проекту Конституции Чувашской Республики".

30 ноября 2000 года Государственным Советом Чувашской Республики приняты Конституция Чувашской Республики и Закон "О порядке введения в действие Конституции Чувашской Республики", который подписан Президентом Чувашской Республики 9 декабря 2000 года. В этот же день они опубликованы в республиканских газетах.

Глава3 Конституция Чувашской Республики: проблемы правового качества.

Конституционный процесс в Чувашской Республике в постсоветский период продолжался долгих 10 лет. За это время для реформирования Конституции Чувашской Республики было создано две Конституционные комиссии. По объективным причинам первая из них не сумела выполнить своей исторической задачи. В связи с чем в апреле 1994 года была создана новая Конституционная комиссия. Разработка и принятие ныне действующей Конституции Чувашской Республики продолжалось довольно длительное время- 6 лет. Оценив уровень правового качества действующей Конституции Чувашской Республики, можно выяснить, насколько эффективной была работа разработчиков Конституции, а также способна ли Конституция Чувашской Республики в своей нынешней редакции оправдать свое высокое звание «Основной закон Чувашской Республики».

3.1 Свойства правовой легальности содержания закона.

Свойство правовой легальности содержания закона- это прежде всего свойство соответствия норм права, содержащихся в законе, Конституции Российской Федерации и другим нормативно- правовым актам, обладающим большей юридической силой по сравнению данным законом. Нормы права, содержащиеся в данном законе не должны вступать даже в малейшее противоречие с этими нормативно-правовыми актами.

Конституция Чувашской Республики, нормы права, содержащиеся в ней, должны полностью соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормам международного права. Так должно быть в идеале, однако, на практике, при разборе, сопоставлении и сравнении норм федеральной Конституции и Конституции Чувашской Республики многие ученые и политики выявляют некоторые противоречия. Например, Н. К. Филиппов, председатель Экспертного Совета по вопросам законодательства Государственного Совета Чувашской Республики выявляет следующие: во-первых, в отличие Конституции Российской Федерации п.1 ст.95 Конституции Чувашской Республики устанавливает круг полномочий органов прокуратуры, в ней отмечается, что Прокуратура Чувашской Республики осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, выполняет иные функции, установленные федеральным законом. Однако в Конституции РФ таких положений нет. Субъекты Российской Федерации не вправе наделять федеральные органы соответствующей компетенцией; во-вторых, п.5 ст.3 Конституции Чувашской Республики гласит, что государственная власть в Чувашской Республике осуществляют только Президент Чувашской Республики, Государственный Совет Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики и суды. Но в соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории Чувашской Республики государственную власть осуществляют и федеральные государственной власти. 4

Наличие таких изъянов в Конституции Чувашской Республики свидетельствует о ее низком правовом качестве относительно критерия правовой легальности содержания. Однако нужно отметить, что выше перечисленные противоречия Конституции Чувашской Республики и Конституции Российской Федерации одни из немногих, в основном Конституция Чувашской Республики полностью соответствует Конституции Российской Федерации. Правда достигается это довольно спорным путем- путем дублирования в Конституции Чувашской Республики положений, статей федеральной Конституции, но это уже касаемо другого критерия качества закона.

3.2 Свойства правовой легальности издания.

Свойство правовой легальности издания закона- это, прежде всего, соответствие процедуры разработки и принятия закона нормам законодательства, принятого по этому вопросу.

Как известно, для разработки проекта Конституции Чувашской Республики указом Президента Чувашской Республики от 3 августа 1994 года «О подготовке проекта новой Конституции Чувашской Республики» была образована Конституционная комиссия в количестве 21 человека во главе с Президентом Чувашской Республики Н.В. Федоровым. В результате ее 9-месячной работы проект новой Конституции Чувашской Республики был составлен и после его официального внесения в Государственный Совет Чувашской Республики Конституционная комиссий завершила свою работу.

Оценить работу Конституционной комиссии с точки зрения легальности довольно сложно, так как

3.3 Технико-юридические свойства закона.

К оценке технико-юридических свойств закона существует два основных подхода. В первом случае оцениваются отдельные нормы права, содержащиеся в статьях закона, а во втором случае идет оценка всего закона в целом. Но и в первом, и во втором случае используется один и тот же критерий- правила юридической техники.

Юридическая техника в учебнике Теории государства и права А.Б. Венгерова определяется как совокупность правил и приемов, относящихся к подготовке, формулированию и опубликованию законов, которая может быть закреплена в специальном нормативном акте или может действовать и на основе сложившихся обычаев 5 . В словаре-справочнике основных терминов и понятий Теории государства и права дается несколько определений понятию «юридическая техника»:

    юридическая техника- совокупная связь определенных приемов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, так и при их претворении в жизнь;

    юридическая техника- совокупность правил и приемов, с помощью которых создаются и реализуются нормативно- правовые акты;

    юридическая техника- совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно- правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство;

    юридическая техника- совокупность принципов, правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного написания и оформления нормативно- правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных методов;

    юридическая техника- система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. 6

В числе требований юридической техники, предъявляемых к отдельным нормам права закона, выделяют три основных требования: нормативность, полнота и конкретность нормы права. Содержание данных критериев можно раскрыть следующим образом:

Нормативность- это способность норм права быть регулятором общественных отношений, содержать правила, стандарт определенного поведения субъектов правоотношений.

Полнота нормы права- это ее способность охватить и отразить все существенные стороны, признаки регулируемого ею общественного отношения.

Конкретность- существование действенного механизма реализации нормы права в конкретных отношениях.

Анализируя нормы права, заключенные в статьях Конституции Чувашской Республики, необходимо приходишь к выводу, что в необходимой степени полнотой и конкретностью они не обладают. В нормах права Конституции Чувашской республики нет исчерпывающего закрепления совокупности лиц, которые могут и должны выступать субъектами общественных отношений; не указаны все жизненные обстоятельства, при наличии которых может возникать регулируемое нормой общественное правоотношение; субъективные права субъектов правоотношения не обеспечены корреспондирующими этим правом юридическими обязанностями других участников правоотношений; отсутствует порядок реализации норм права и защиты субъективных прав от правонарушений; действенный механизм реализации норм права в конкретных отношениях полностью не разработан.

Неполное соответствие текста изложенным критериям юридического качества закона, бесспорно, свидетельствует о его недостаточном совершенстве, о наличии в законе пробелов, декларативных норм.

Примером несовершенных норм права в этом случае могут выступать нормы права Конституции Чувашской Республики, регулирующие вопросы избирательного права.

Конституция Российской Федерации весьма скромно регулирует избирательные отношения. Она скорее создает условия для развития избирательного законодательства с опорой на международно-правовые избирательные стандарты.

Разработчики Конституции Чувашской Республики по пути воспроизведения в ней основных положений и принципов, установленных Конституцией Российской Федерации. В результате, в Конституции Чувашской Республики вопросы избирательного права регулируются достаточно сдержанно, если не сказать более.

Кроме прямого провозглашения права граждан Российской Федерации на территории Чувашской Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Чувашии в статье 3 гарантирует периодическое проведение выборов в органы государственной власти и своевременное назначение даты выборов. Статьи 70, 76 устанавливают основные принципы избрания Президента Чувашской Республики(всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании), регулируют сроки проведения выборов при досрочном прекращении его полномочий, в случае признания выборов Президента Чувашской Республики несостоявшимися, недействительными. Аналогичные нормы в отношении депутатов Государственного Совета Чувашской Республики установлены в статьях 78 и 82 Конституции.

Более широкое регулирование вопросов избирательного права в Конституции чувашской Республики исходит из смысла 71 и 72 статей Конституции Российской Федерации, определяющих исключительную компетенцию Российской Федерации и совместную с ее субъектами компетенцию. Именно субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование избирательных отношений. Это право подтверждается и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Все это предопределяет необходимость более широкого и тщательного регулирования вопросов избирательного права в Конституции республики: включения в нее норм, детализирующих основные принципы и положения избирательного права. Необходимо конституционно закрепить статус избирательных комиссий Чувашской Республики, внести дополнения об установлении максимального количества сроков полномочий на занятие должности Президента Чувашской Республики, что исключит злоупотребления властью и позволит гражданам Российской Федерации воспользоваться своим пассивным избирательным правом.

Юридическая техника включает и такой элемент, как язык закона. Критериями качества закона с точки зрения языка являются простота, краткость, ясность и точность. Анализируя нормы Конституции Чувашской Республики, необходимо отметить, что в соответствии с критериями качества закона с точки зрения языка, Конституция Чувашской Республики является нормативно- правовым актом высокого качества. Ей присущи простота, краткость, ясность и точность. Для текста Конституции характерен прямой порядок слов, отсутствие громоздких конструкций, умеренное использование причастных и деепричастных оборотов, максимальная сжатость изложения текста, отсутствие повторов и малоинформативных сочетаний, правильное использование юридических профессионализмов, отсутствием двусмысленных и многозначных терминов.

Для оценки качества нормы права также используется критерий определенности. Пользуясь данным критерием, также можно выделить некоторые недостатки Конституции ЧР. Например, в статье 72 законодателем использует понятие «согласительные процедуры», сущность которого не конкретизируется.

Важным элементом законодательной техники является нормативная структуризация теста закона. Имеется в виду четкая последовательность операций. К ним следует отнести действия по выработке композиции акта, установлению его составных частей, формулированию правовых предписаний (норм), использованию отсылок и других "юридических связок", определению способов и порядка вступления акта в силу, отмены и изменения других правовых актов. Конституция Чувашской Республики состоит из заголовка, преамбулы, нормативных предписаний, заключительных и переходных положений, из 10 глав и 105 статей. В основном, структуризация текста Конституции основана на смысловом содержании ее норм, но тут все же нужно указать на некоторые недочеты разработчиков Конституции, к примеру, включение в один раздел норм, определяющих характер деятельности органов прокуратуры и органов судебной власти.

Т. О., в результате анализа технико-юридических свойств Конституции Чувашской Республики, мной был сделан следующий вывод: несмотря на то, что со времени принятия конституции республики прошло уже почти 9 лет и несмотря на четыре поправки, внесенные в Конституцию Чувашской Республики за это время, в ней все еще содержатся нормы, требующие внимания законодателя. Необходимо принять срочные меры по повышению правового качества Конституции республики, так как существование каких бы то ни было неточностей и пробелов в законе такого уровня представляет серьезную опасность для республики.

1 Игнатенко В.В. Правовое качество закона как научная категория // СибЮрВестник.-1998.-№1.-С.5-6

2 Правовое качество закона как научная категория… С.7.

3 Филиппов Н.К. Комментарий к Конституции Чувашской Республики. Чебоксары. Русика. 2008.

Правового ... Конституции Чувашской республики от 1997 года. Специальная литература. Федоров В.Н. Современные идеи правового ...

  • Транспортный налог в Чувашской Республике

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    В качестве комплектующих... , финансовых, правовых и иных экспертиз... литературы 1. Конституция Российской Федерации, ... Чувашской Республики от 19 февраля 2010 года № 1 о внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики ...

  • Конституционное развитие Кыргызской Республики

    Реферат >> Государство и право

    Татарской, Чувашской , Казахской, Бурят-Монгольской, Якутской). Конституция Киргизской АССР, ... правительства Киргизской АССР». Конституция определяла правовое положение республики в составе РСФСР и... свои неповторимые черты и качества , умножая тем самым свой...

  • Конституция как основной закон государства (1)

    Закон >> Государство и право

    И долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. ... прежде. III. Правовая охрана Конституции Правовая охрана конституции - это совокупность... Марий ЭЛ, Чувашская Республика , Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, ...

  • Правовое регулирование субъектов естественной монополии

    Реферат >> Государство и право

    Саратовской, Пензенской областей, Республики Мордовия и Чувашской Республики . Например, в Постановлении... естественных монополий в части качества товаров (услуг). Содержание... ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации: ...

  • 26-31 января исполняется 85 лет со дня проведения первого съезда Советов Чувашской АССР и принятия первой Конституции республики.

    В 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После этого встала непосредственная задача по подготовке проекта Конституции ЧАССР. Была образована специальная конституционная комиссия, куда вошли опытные политические, хозяйственные работники и специалисты. В доработанном виде проект основного закона был представлен на рассмотрение I съезда Советов. После обсуждения участники съезда с учетом замечаний и предложений приняли первую Конституцию ЧАССР. Таким образом, рождение Чувашской АССР было юридически узаконено 31 января 1926 г.

    В РГУ «Государственная книжная палата Чувашской Республики» хранится первая «Конституция Автономной Советской Социалистической Республики» на чувашском и русском языках, выпущенная в свет отдельным изданием в 1930 г. Центральным исполнительным комитетом ЧАССР.

    Конституцию ЧАССР 1926 г. открывает «Декларация образования Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики». «Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, – гласила декларация. - В течение многих веков чувашские трудящиеся массы находились под тяжелым гнетом самодержавия. Героическими усилиями отстаивал чувашский народ свою экономическую и национальную независимость, культуру, быт и язык в борьбе с угнетателями и притеснителями». Далее в декларации отмечалось, что с образованием республики, вступая в новый период строительства жизни, чувашский трудовой народ ставит перед собой основную задачу – укрепление хозяйства, поднятие политического и культурного уровня чувашского народа: «Стоя на страже равноправия всех национальностей, чувашские трудящиеся массы признают братскую солидарность всех национальностей Чувашской Республики необходимым условием экономического и культурного развития».

    Конституция Чувашской АССР состоит из 87 статей, объединенных в 13 глав. Все ее положения пронизаны демократизмом: ЧАССР есть государство рабочих и крестьян (статья 1); вся власть в пределах ЧАССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (статья 3). Основной закон республики ставил своей задачей «предоставить рабочим и крестьянам всестороннее, полное бесплатное образование и введение всеобщего обучения», а также провозгласил «труд обязанностью всех граждан республики».

    В первой Конституции ЧАССР значительное внимание уделено языковой политике. Так, чувашский и русский языки признавались государственными языками на территории республики, ставилась задача полного введения чувашского языка во всех государственных и общественных учреждениях и организациях.

    В главе «О выборах в Советы» изложены статьи об активном и пассивном избирательном праве, о производстве выборов, о проверке и отмене выборов и отзыве депутатов.

    Таким образом, первая Конституция Чувашской АССР сыграла важную роль в хозяйственном, культурном и политическом развитии республики и чувашского народа. Принятый 85 лет назад основной закон ЧАССР по своей политической значимости и социально-экономическим последствиям сохранил свою базовую основу и по сегодняшний день.

    С приобретением статуса автономной республики начался новый этап развития государственности Чувашии. Республика получила право на принятие своей конституции и иных правовых актов по вопросам организации внутренней жизни в соответствии с Конституциями СССР и РСФСР.


    31 января 1926 года Первый проект Конституции Чувашской АССР был рассмотрен и утвержден 31 января 1926 года I (VI) Учредительным съездом Советов в Чувашской АССР. Конституция Чувашской АССР 1926 года впервые была опубликована в 1930 году малым тиражом в форме брошюры под грифом "на правах рукописи". На сессии Верховного Совета Чувашской АССР 2 декабря 1948 года Конституция Чувашской АССР 1926 года была названа «первой Конституцией республики»


    Чрезвычайный XI съезд Советов Чувашской АССР 18 июля 1937 года 18 июля 1937 года принял новый проект Конституции (Основного Закона) Чувашской АССР и решил внести его на утверждение Верховного Совета РСФСР. Его одобрению предшествовало принятие Конституции СССР (5 декабря 1936 года) и Конституции РСФСР (21 января 1937 года) Статья 20 Конституции РСФСР предоставляла автономным республикам право иметь свои конституции, учитывающие особенности автономных республик и построенные в строгом соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР


    31 мая 1978 года 30 мая 1978 года в Чебоксарах состоялась восьмая сессия Верховного Совета Чувашской АССР девятого созыва, где была определена необходимость принятия новой Конституции Чувашии. Причинами тому явились вступление в силу Конституции СССР и Конституции РСФСР, а также изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни республики. На этой же сессии была образована редакционная комиссия по подготовке окончательного варианта проекта Конституции. А 31 мая 1978 года Верховный Совет Чувашской АССР после заслушивания доклада об итогах работы редакционной комиссии голосованием по разделам и в целом единогласно принял Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР года Она действовала продолжительное время - 22 года. За это время в нее восемь раз были внесены изменения и дополнения


    10 апреля 1995 года проект новой Конституции Чувашской Республики был официально внесен Конституционной комиссией в Государственный Совет Чувашской Республики. 26 апреля 1995 года Государственный Совет принял постановление N 224, в котором говорилось, что 31 марта 1995 года Конституционная комиссия Чувашской Республики закончила свою работу над проектом новой Конституции Чувашской Республики и представила его на Рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики.



    31 января 1997 года Государственный Совет республики на своей сессии рассмотрел вопрос «О проекте Конституции Чувашской Республики" и принял соответствующее постановление за номером 587 о проведении всенародного обсуждения проекта Конституции Чувашской Республики, подготовленного Конституционной комиссией, в течение двух месяцев с момента его опубликования. Данный конституционный законопроект и другие альтернативные варианты в апреле того же года были опубликованы в республиканских газетах.


    2 июля 1997 года депутаты Государственного Совета Чувашии обсудили на сессии итоги всенародного обсуждения проекта новой Конституции. На сессии было решено образовать до 20 июля 1997 года согласительную комиссию для рассмотрения предложений и замечаний, высказанных в ходе всенародного обсуждения. С 6 февраля по 6 апреля 1997 года состоялось всенародное обсуждение проекта Конституции


    8 июля 1999 года десятая сессия парламента Чувашии продолжила свою работу. На ней варианты проектов Конституции Чувашской Республики, подготовленные временной комиссией и Комитетом по законодательству, не нашли поддержки. 29 апреля 1999 года в Государственном Совете Чувашской Республики проведено парламентское слушание по проекту новой Конституции Чувашской Республики и приняты соответствующие рекомендации.



    Продолжением работы над проектом Конституции Чувашской Республики стало его рассмотрение на десятой сессии Государственного Совета 21 июня 1999 года Восьмая сессия Государственного Совета Чувашской Республики (2 и 9 апреля 1999 года). Процесс рассмотрения вопроса, связанного с проектом Конституции Чувашской Республики, возобновился на восьмой сессии.


    В ходе обсуждения поступило 29 апреля 1999 года проведены парламентские слушания по проекту Конституции Чувашской Республики более 1500 предложений и замечаний от граждан, организаций, средств массовой информации. Девятнадцатая сессия Государственного Совета Чувашской Республики (16 июня 2000 года). В повестке дня значилось 7 вопросов, среди которых первым был вопрос "О проекте Конституции Чувашской Республики".