Основные конституционные акты. Конституционно-правовой акт Вопросы для обсуждения

Конфедерация США очень скоро обнаружила свою нежизнеспособность. Начался развал "вечного союза", усилился чудовищный партикуляризм (стремление отдельных штатов к обособлению в ущерб интересам конфедерации), экономический хаос, угроза гражданской войны, которые требовали создания единого государства на базе 13 практически независимых государств, принятия конституции.

В феврале 1787 г. был созван Филадельфийский Конвент из 55 делегатов из числа состоятельных и политически подкованных людей. Они ясно сознавали необходимость остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать право собственников. Конвент принял конституцию, вступившую в силу 4 марта 1789 г. В конституции нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре, которые раньше содержались в Декларации независимости, в конституциях некоторых штатов.

Конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимоотношений высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье с учетом своего собственного опыта. Учредители конституции никогда не помышляли о создании трех не зависимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной из ветвей власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которые покоятся на следующих основополагающих началах:

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, Сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и Сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года, Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свою должность пожизненно.

Такой порядок обеспечивал самостоятельность каждой ветви властей, устойчивость и преемственность верхнего эшелона федеральной госмашины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим Конгресс получил право, как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей Сената. Конгресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности, как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Конституция заложила основу федеративной формы государственного устройства. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. Она положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза и штатов. В ст. VI конституции был установлен принцип верховенства федерального права, который является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, что вызвало возмущение демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Поэтому, по предложению Д. Мэдисона, первый конгресс, созванный на основе конституции, принял 10 поправок, ратифицированных штатами в 1891 году. Поправки, составлявшие Билль о правах, определили правовой статус американского гражданина. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, слова, печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, о запрете цензуры. Первая поправка, провозглашающая права и свободы граждан - наиболее сильная в юридическом смысле, 2-я и 3-я поправки дают народу право формировать свое ополчение (милицию) и право носить оружие. 4-я поправка говорит о неприкосновенности личности, жилища, бумаг, имущества, запрещает аресты, розыски и захваты без официальных приказов. 5-я - ввела суд присяжных, процессуальные гарантии, запрещала безвозмездное изъятие частной собственности. Поправки 6-я, 7-я и 8-я были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, определению круга уголовных и гражданских дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. 9-я - устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан прямо не упомянутых конституцией. В 10-й поправке говорилось, что права, не отнятые федеральной конституцией у штатов, "принадлежат штатам или народу".

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение и означало победу демократических сил. Он закрепил широкие к тому времени буржуазно-демократические права и свободы американских граждан. Но он не отменил рабства, царившего на Юге страны.

Изменение общественно-политического и государственного строя США на рубеже XIX-XX вв.

После вступления конституции в силу и вступления в должность первого президента США Дж. Вашингтона спешно создается аппарат исполнительной власти. Учреждаются первые три департамента - государственный, военный и финансовый, должность генерального атторнея (прокурора). В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

По закону 1789 г. о судоустройстве Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (с 1869 г. численность неизменна - 9 судей). В ходе применения этого закона был сформулирован принцип "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.

Конгрессом принимались и другие законы, закладывавшие основы статутного права федерации: закон о натурализации, законы об иностранцах и враждебных иностранцах, закон о мятеже и др. Были приняты также две поправки: 11-я (1795 г.) об установлении иммунитета штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев, 12-я (1804 г.) - о раздельном голосовании за кандидатов в президенты и вице-президенты.

В американском политическом мире тогда еще не существовала партийная система. Она не упоминалась и в конституции. До середины XIX в. возникали и реорганизовывались различные партии федералистов и республиканцев, демократов и виги, которые еще организационно не оформились. Но в 60-е гг. складываются Демократическая и Республиканская партии, оказавшие влияние на президентские выборы и формирование правительства.

В период от принятия конституции и начала гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии, положившей начало имперской геополитики мирового господства. Аляска была продана США царем Александром III в 1867 г. за ничтожную сумму - 7, 2 млн. дол.

Социально-экономические и политические противоречия между промышленным Севером и рабовладельческим Югом привели к гражданской войне 1861 - 1865 гг., закончившейся победой капиталистического Севера. Гражданская война одновременно привела к серьезным изменениям в политической и правовой системе США. В 1865 г. Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции об отмене рабства на всей территории США. В 1866 г. принимается 14-я поправка, наделившая негров гражданскими правами. Всякий, кто родился или натурализован в США, признавался гражданином страны и штата, где он проживал. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. Основанием привлечения к уголовной ответственности могло быть только участие в мятеже или преступление.

Однако и после победы Севера и отмены рабства в США действовали расовые законы, запрещавшие барки между белыми и черными, за что лишали свободы от 2 до 7 лет, играть неграм с белыми в шашки и домино, стричь белых женщин, пользоваться общественным транспортом, учиться, работать на производстве, жить в одном месте и т. д. Политические права, право на землю оставались на бумаге, для негров создавались специальные кварталы - гетто в городах.

Более того, в 1865 г. самые твердолобые плантаторы-реакционеры создали замаскированную организацию - Ку-Клукс-Клан - орган террора против негров, против демократических институтов, вводимых центральным правительством.

В 1870 г. принята 15-я поправка, запретившая дискриминацию на выборах по признакам расы, цвета кожи или прежней судимости. Однако постановления этой поправки были в течение века мертвой буквой для бывших рабов.

После победы Севера в течение тридцати лет республиканская партия оказалась у руля управления государством. Произошли гигантские изменения во всех областях общественной жизни. Из аграрной республики она превратилась в индустриальную державу. Капиталистические отношения побеждают в масштабе всей страны, происходит углубление классовой поляризации общества, создаются: Социалистическая рабочая партия, Американская федерация труда антирабочего толка, рабочие профорганизации, принимаются антитрестовские законы.

На рубеже XIX-XX вв. США превращаются в мировую империалистическую державу, обладающую собственной колониальной империей и системой центральных органов с расширенной функцией. В это время принимаются две поправки, ратифицированные в 1913 г. 16-я поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса, устанавливаемые по ним подоходные налоги с тех пор составляют основную часть бюджетных поступлений. 17-я поправка отменила прежний порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы, что значительно демократизировало процедуру формирования Сената, существенно повысив его престиж и значение.

В то же время спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов, и был упрощен порядок прохождения биллей и резолюций, что повысило эффективность работы Конгресса. С другой стороны, с приходом Т. Рузвельта президентом эра конгрессного правления кончилась, начался период усиленного президентского правления. Рузвельт известен как "создатель Панамского канала" и политики "большой дубинки". Он создавал Департамент труда и коммерции, активно вмешивался в экономику и выступал как защитник интересов совокупного капитализма, обуздал отдельных зарвавшихся монополий, поддерживая иногда рабочих. При нем были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог. Проводимый им "справедливый курс" вообще соответствовал интересам труда и капитала. Он не только теоретически, но и практически доказал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, ее подотчетность не Конгрессу, а непосредственно народу.

1. История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в XVII! веке промышленный подъем, рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию экономической активности буржуазии колоний. В течение шести десятилетий, предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост административного, экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции объединения.

В 70-е гг. XVIII в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.

К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.

Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты.

Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности".

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т. Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность.

Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого государства прошло ряд этапов.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые "Статьи конфедерации". В Статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был, лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент , состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом его 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих главных положениях и поныне.

Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, через систему "сдержек и противовесов" призванных не допустить узурпации власти одной из них.

Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах.

Депутаты палаты представителей избираются сроком на 2 года непосредственно народом (избирателями). Сенат избирается из выборных легислатурами (законодательными собраниями) штатов. Срок полномочия сената - 6 лет, каждые 2 года 1/3 сенаторов должна переизбираться.

Исполнительную власть осуществляет президент , который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений.

Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов.

Важнейшим средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента .

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента.

Такой порядок формирования и сроков полномочий деятельности высших органов власти должен был обеспечить каждую из ветвей власти самостоятельностью по отношению к другим, не допустить их одновременного обновления и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешнюю политику, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, регулировать денежную систему страны, устанавливать единую систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими.

Особо подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов, в том числе и положение, что судья штата должен отдавать предпочтение федеральному праву в случае коллизии законов.

Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс Соединенных Штатов по настоянию демократической общественности и предложению Д.Мэдисона внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый "Билль о правах ", принципиальной основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан.

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых Конституцией. А поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу".

После принятия Конституции 1787 г. начинается процесс строительства федеральных органов власти. В 1789 г. начинает работу конгресс Соединенных Штатов, в этом же году проходят выборы президента.

Первым президентом стал Дж. Вашингтон. Под его руководством создается аппарат исполнительной власти: учреждаются первые департаменты - военный, финансовый и иностранных дел, создается должность генерального атторнея и атторнейская служба. Унифицируется структура органов власти и управления в штатах (законодательное собрание и губернатор - выборный глава исполнительной власти). В феврале 1789 г. собирается на свое первое собрание Верховный суд. Организуется система местных судебных органов.

Важнейшим моментом в этот период был процесс расширения территории Соединенных Штатов путем захвата и освоения земель у коренного населения, захвата части соседних государств (Мексика) и покупки североамериканских колоний у европейских государств (Франция, Россия). Расширение территории сопровождалось образованием новых штатов. К началу XX века их насчитывалось 48.

Другим событием, имевшим глубокие последствия для развития Соединенных Штатов, была гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.). Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи. Принятая в 1868 г. XIV поправка к Конституции устанавливала равенство всех (кроме индейцев) граждан США перед законом. А в соответствии с XV поправкой (1870 г.) избирательные права были предоставлены всем мужчинам независимо от цвета кожи. Однако это не означало возможности воспользоваться ими реально.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Образование США. Декларация независимости.
  • 2. Статьи конфедерации.

Конституция 1787 г. и ее основные принципы. Билль о правах 1791 г.

Политическое развитие США в первой половине XIX в.

Гражданская война между Севером и Югом, отражение ее итогов в американском праве.

Практические задания:

oСоставьте конспект на темы: "Борьба между югом и севером США".

oНапишите реферат на тему: "Историческое значение Конституции США".

oСоставьте сравнительную таблицу образования государств в новое время.

Реакционная политика короля вызвала новое недовольство буржуазии. Парламент снова стал ареной борьбы между его реакционной частью, представлявшей интересы аристократии, и радикальной, представлявшей интересы буржуазии и нового дворянства. Таким образом, постепенно сложились и оформились две новые политические партии Англии.

Сторонники короля - представители землевладельческой аристократии и английского духовенства - составляли реакционную партию тори. Сторонники оппозиции образовали партию, получившую название вигов. Длительное время в парламенте Англии господствовали представители тори. Виги, находясь в оппозиции и подвергаясь преследованиям, безуспешно пытались провести через парламент закон о гарантиях неприкосновенности граждан. Это им удалось сделать лишь в 1679 г., когда виги имели большинство в парламенте.

Новый закон назывался Habeas Corpus Amendment Act (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточений за морями). Этот акт являлся важнейшим конституционным документом, закреплявшим гарантии неприкосновенности личности. Согласно ему:

  • - любое лицо, задержанное и заключенное в тюрьму, имело право лично или через своих представителей обратиться в королевский суд с просьбой выдать письменный приказ Habeas Corpus от судьи;
  • - арестованный имел право требовать предъявления ему обвинения в течение суток, в противном случае он подлежал освобождению;
  • - в приказе Habeas Corpus содержалось предписание для должностных лиц (шерифа, тюремщика, надзирателя и т.д.) под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения - увольнения от должности, в течение грех дней по предъявлении приказа доставить задержанного в суд для проверки оснований его ареста;
  • - королевский суд выносил решение либо об освобождении арестованного под залог до суда, который будет рассматривать дело по существу, либо об оставлении под арестом, либо о полном освобождении;
  • - лицо, освобожденное на основании приказа Habeas Coipus, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу, иод страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста.

Однако данный акт носил ограниченный характер. Так, с просьбой о выдаче приказа Habeas Corpus нс мог обратиться заключенный, если он был задержан по обвинению в государственной измене или тяжком уголовном преступлении, кроме того он не распространялся на должников. Возможностью быть отпущенным под залог, размер которого определялся судьями, мог воспользоваться только состоятельный человек. Кроме этого, действие закона могло быть приостановлено парламентом на определенный срок и в определенных регионах страны в случае народных волнений или военных действий. Этот закон, принятый для защиты от произвольных арестов или задержаний, до сих пор рассматривается английскими юристами как краеугольный камень свободы личности в Англии.

Приказ Habeas Corpus был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола его младшим братом Яковом II (1685-1689 гг.). Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, вся история которой развивалась под влиянием таких компромиссов.

Новый король Англии, возведенный на престол в 1689 г., штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1689-1702 гг.) подписал Декларацию о праве, взятую за основу Билля о правах. Основными положениями этого документа были следующие:

Король не мог приостанавливать действие законов или делать из них изъятия;

всякий закон и всякий налог должны были исходить только от парламента;

  • - никто, кроме парламента, не мог освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;
  • - узаконивались свобода прений в парламенте, свобода подачи петиций, гарантировался частый и регулярный созыв палат;
  • - парламент определял состав и численность армии на каждый год и выделял на это средства.

Билль о правах определял лидирующее положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, проводил границу, хотя и не очень четкую, между законодательной и исполнительной властью. Король все же участвовал в законодательной деятельности, ему принадлежало абсолютное вето. Кроме этого, у короля оставалась значительная исполнительная и судебная власть.

В 1701 г. был принят еще один конституционный закон Англии - Акт об устроении , или Закон о престолонаследии , в соответствии с которым английский престол переходил к Анне, младшей дочери Якова II, а затем к боковой линии Стюартов - ганноверской династии. Важное место в этом законе занимал вопрос о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кроме того, закон содержал следующие пункты:

  • - подтверждение ограничения королевской власти в пользу парламента;
  • - принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, считались действительными только при наличии подписи того члена Тайного совета, который докладывал законопроект;
  • - принцип несменяемости судей;
  • - отрицание права короля на помилование политических преступников, дело против которых было возбуждено самой палатой общин.

Акт об устроении содержал ряд требований к лицу, вступавшему в обладание английской короной:

  • - обязательную принадлежность к англиканской церкви;
  • - запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.

Принятие в конце XVII - начале XVIII в. конституционных актов привело к ограничению полномочий королевской власти, частично поставив ее под контроль парламента, и тем самым окончательно закрепили установление в Англии конституционной монархии.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой". В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “ правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти - монарх - участвует в деятельности Думы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов -дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику. Конституционный проект Пестеля многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества и к работе над ним привлекались отдельные члены общества. В «Русской правде» намечалось 10 глав (хотя полностью были написаны только первые две и половина третьей) и мелось введение, говорившее об основных понятиях и краткое заключение. 2 основных вопроса политической идеологии декабристов, затрагиваемых в проекте Пестеля - вопрос о крепостном праве и об уничтожении самодержавия. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. А самодержавие было быть решительно уничтожено, при этом весь царствующий дом уничтожался физически. Все сословия в государстве уничтожались вместе со всеми привилегиями, объявлялось равенство всех перед законом право всех граждан участвовать в государственных делах. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в 20 лет, и по достижении этого возраста получал избирательные права, правда женщины избирательных прав не имели.

Высшим законодательным органом назначалось Народное вече, которое было выборным с двухступенчатыми выборами и сроком действия 5 лет. Исполнительная власть вручалась Державной Думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет. Центральным органом блюстительной власти, наблюдающей за исполнением конституции, назначался Верховный Собор из 120 членов («бояр»), избиравшихся пожизненно.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.

С момента окончательного утверждения конституционной монархии в Англии. Сущность же соглашения между тори и виги, т.е. между феодальным дворянством и буржуазией заключалась в следующем: а) знатным домам земельного дворянства оставлены все основные доходные места в государственном аппарате; б) дворяне-землевладельцы обязуются в своей политике соблюдать интересы буржуазии.
Новый король при вступлении на престол в 1689 г. подписал "Декларацию о праве", ставшую впоследствии "Биллем о правах". Его основные положения:
а) всякий закон и всякий налог исходят только от парламента (1,4,IV,V,VI,ХII);
б) никто, кроме парламента, не может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его (1,1,2);
в) узакониваются свободы прений в парламенте, свободы петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат (1,5,9,13);
г) парламент определяет состав и численность армии на каждый год и выделяет на это средства (1,6).
Билль о правах определяет лидирующее положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства. Король все же участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит абсолютное вето. Кроме этого у короля остается значительная исполнительная и судебная власть.

Основные конституционные акты Англии 17-18в.(Акт об устроении)

В 1701 г. принимается конституционный закон Англии. Это "Акт об устроении".
Важное место в этом законе занимает вопрос о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кроме того, закон:
а) подтверждает ограничение королевской власти в пользу парламента;
б) устанавливает принцип контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра;
в) устанавливает принцип несменяемости судей;
г) отрицает права короля на помилование осужденного, если в отношении его было возбуждено преследование в порядке импичмента.
Акт "Об устроении" содержал требования, которыми должно обладает лицо, вступающее в обладание английской короной:
а) обязательная принадлежность к англиканской церкви;
б) запрещение выезжать за пределы страны без согласия парламента.
Таким образом, принятие в конце ХVII - начале ХVIII вв. Конституционного акта привели к ограничению полномочий королевской власти, частично поставив ее под контроль парламента, и тем самым окончательно запретили установление в Англии конституционной монархии.

Королева ЕЛИЗАВЕТА, Жан КРЕТЬЕН - министр юстиции Канады

Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры,

Всем, к кому могут иметь какое-либо отношение настоящие положения, Привет.

Прокламация

учитывая, что по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства в прошлом изменял некᴏᴛᴏᴩые положения Конституции Канады;

что вследствие ϲʙᴏей принадлежности к суверенному государству канадцы обладают всей полнотой власти изменять Конституцию Канады;

что было бы желательным внести в Конституцию Канады признание некᴏᴛᴏᴩого числа основных прав и ϲʙᴏбод и произвести другие изменения Конституции;

что Парламент Соединенного королевства по просьбе и с согласия Канады принял вследствие ϶ᴛᴏго Акт о Канаде, кᴏᴛᴏᴩый предусматривает патриацию Канадской конституции и ее изменений;

что статья 58, содержащаяся в приложении «В» Конституционного акта 1982 г., предусматривает, что с соблюдением положений статьи 59 Конституционный акт 1982 г. вступит в силу в день, установленный Прокламацией, заверенной большой печатью Канады.

Мы настоящей нашей Прокламацией заявляем по совету нашего Тайного совета для Канады, что Конституционный акт 1982 г. вступает в силу с соблюдением положений вышеупомянутой статьи 59 в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова.

Мы просим Наших верных подданных и всех, к кому настоящие положения имеют отношение, принять их к сведению и руководствоваться ими.

В удостоверение чего Мы передали настоящее патентное письмо и к нему будет приложена большая печать Канады.

Совершено в Нашем городе Оттаве в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова и в тридцать первый год Нашего царствования.

По поручению Ее Величества Андре Уеллет,

Генеральный регистратор Канады Пьер Трюдо,

Премьер-министр Канады

БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЕВУ!

Резолюция о Конституции Канады,

принятая Парламентом Канады в декабре 1981 г.

Учитывая, что в прошлом Парламент Соединенного королевства вносил некᴏᴛᴏᴩые поправки в Конституцию Канады по просьбе и с согласия последней;

что статус независимого государства Канады узаконивает все полномочия канадцев по внесению изменений в их Конституцию;

и что желательно предусмотреть в Конституции Канады признание некᴏᴛᴏᴩых основных прав и ϲʙᴏбод и внести другие изменения в Конституцию,

Почтительно представляется Ее Величеству Королеве адрес, содержание кᴏᴛᴏᴩого следует:

Ее Превосходнейшему Величеству Королеве Милостивейшему Монарху:

Мы, члены Палаты общин Канады, собравшиеся в Парламент, верные подданные Не стоит забывать, что вашего Величества, почтительно просим Не стоит забывать, что ваше Милостивейшее Величество соблаговолить внести в Парламент Соединенного королевства следующий законопроект:

Приложение «А»

Предлагаемый Акт по просьбе Сената и Палаты общин Канады

Ее Превосходнейшее Величество Королева, учитывая, что: по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства приглашен принять Акт с тем, ɥᴛᴏбы ввести в действие нормы, указанные ниже, и что Сенат и Палата общин Канады, собравшиеся в Парламент, представили обращение, испрашивающее у Ее Милостивейшего Величества позволение внести в Парламент Соединенного королевства законопроект с ϶ᴛᴏй целью,

по совету и с согласия духовных и светских лордов и Общин, собравшихся в Парламент, и властью последнего предписываем:

1. Принимается содержащийся в Приложении «В» Конституционный акт 1982 г., изданный для Канады и имеющий в ней законную силу и вступающий в силу в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его положениями.

2. Ни один акт Парламента Соединенного королевства, изданный после вступления в силу Конституционного акта 1982 г., не будет являться частью права Канады.

3. Редакция настоящего Акта на английском языке", кᴏᴛᴏᴩая содержится в Приложении «А», имеет такую же силу закона в Канаде, как и под тем же названием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующая редакция на французском языке.

4. Настоящий акт может цитироваться как Акт о Канаде 1982 г.

Приложение «В»

Конституционный акт 1982 г.

Часть 1 Канадская Хартия прав и ϲʙᴏбод

С учетом того, что Канада базируется на принципах, признающих верховенство Бога и господство права, устанавливаются:

Гарантии прав и ϲʙᴏбод

1. Права и ϲʙᴏбоды в Канаде. Канадская Хартия прав и ϲʙᴏбод гарантирует права и ϲʙᴏбоды, кᴏᴛᴏᴩые в ней указаны. Эти права и ϲʙᴏбоды могут ограничиваться только нормами права в пределах, считаемых разумными, и оправданность кᴏᴛᴏᴩых может быть объяснена в ϲʙᴏбодном и демократическом обществе.

Основные ϲʙᴏбоды

2.
Стоит отметить, что основные ϲʙᴏбоды. Отметим, что каждому принадлежат следующие основные ϲʙᴏбоды:

а) ϲʙᴏбода совести и/исповедания религии; Ь) ϲʙᴏбода мысли, убеждений, мнения и выражения, включая ϲʙᴏбоду печати и других средств коммуникации; с) ϲʙᴏбода собраний с мирными целями; и d) ϲʙᴏбода ассоциаций.

Демократические права

3. Демократические права граждан. (В тексте употреблен термин «гражданин» (англ. – citizen, франц. – citoyen) Отечественная государственно-правовая наука в институте гражданства до недавнего времени четко различала «подданство» и. «гражданство», т. е. устойчивую правовую связь индивида с государством, с монархической или республиканской формой правления. Кстати, эта связь порождает взаимные права и обязанности индивида и государства. При этом, как свидетельствует новейшая политико-правовая практика государств в области прав человека, между формой правления государства и статусом гражданина нет прямой связи.) Стоит сказать, что каждый канадский гражданин имеет право голосовать и быть избранным на выборах членов Палаты общин и законодательных собраний провинций.

4. (1) Максимальная продолжительность полномочий законодательных органов. Максимальная продолжительность полномочий Палаты общин или какого-либо законодательного собрания составляет пять лет, считая со дня, установленного для пересылки документов о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих всеобщих выборах.

(2) Продление полномочий в особых случаях. Продолжительность полномочий Палаты общин или срок полномочий какого-либо законодательного собрания может быть продлен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно Парламентом или собранием сверх пяти лет в действительных или возможных случаях войны, вторжения или восстания, если только такое продление не вызовет возражения более третьей части членов Палаты общин или законодательного собрания.

5. Ежегодные сессии законодательных органов. Парламент и законодательные собрания заседают по меньшей мере один раз в каждые двенадцать месяцев.

Свобода передвижения и местожительства

6. (1) Свобода передвижения. Отметим, что каждый канадский гражданин имеет право проживать в Канаде, выезжать из нее и возвращаться в страну.

(2) Свобода проживания и право зарабатывать средства к существованию. Отметим, что каждый канадский гражданин и всякое лицо, обладающее правом постоянного проживания в Канаде, имеет право:

а) передвигаться по всей стране и селиться в любой провинции; и

Ь) зарабатывать себе средства к существованию в любой провинции.

(3) Ограничения. Права, указанные в параграфе 2, регламентируются:

а) законами и обычаями общего применения, действующими в данной провинции, если данные законы и обычаи не устанавливают каких-либо различий между гражданами, первоначально проживавшими в провинции и проживающими в ней в настоящее время; и

Ь) законами, предусматривающими справедливые условия проживания с позиции пользования публичными и социальными службами.

(4) Программы по социальной защите. Параграфы 2 и 3 не имеют цели упразднения законов, программ и деятельности, направленных на улучшение в какой-либо провинции положения лиц, находящихся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, если уровень занятости в ϶ᴛᴏй провинции ниже средненационального.

Судебные гарантии

7. Жизнь, ϲʙᴏбода и безопасность личности. Отметим, что каждый имеет право на жизнь, ϲʙᴏбоду и безопасность ϲʙᴏей личности; и данных прав нельзя лишить иначе как в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основными принципами отправления правосудия.

8. Обыски и наложение ареста на имущество. Отметим, что каждый имеет право на защиту от необоснованных обысков и наложения ареста на имущество.

9. Лишение ϲʙᴏбоды или заключение в тюрьму. Отметим, что каждый имеет право на защиту от произвольного лишения ϲʙᴏбоды или заключения в тюрьму.

10. Арест или задержание. Отметим, что каждый имеет право в случае ареста или задержания:

а) быть информированным о мотивах ϲʙᴏего ареста или задержания;

Ь) безотлагательно обращаться к помощи адвоката и быть информированным об ϶ᴛᴏм праве; и

с) иметь возможность проверить законность ϲʙᴏего задержания посредством процедуры habeas corpus и быть оϲʙᴏбожденным в случае незаконного задержания.

11. Процедура в уголовно-правовой области. Отметим, что каждый обвиняемый в совершении какого-либо преступления имеет право:

а) быть информированным без неоправданных задержек о характере правонарушения, кᴏᴛᴏᴩое ему инкриминируется;

Ь) быть судимым в течение разумного периода времени;

с) не быть принуждаемым свидетельствовать против самого себя в любой стадии процесса в отношении инкриминируемого ему правонарушения;

е) не быть лишенным без обоснованной причины права находиться на" ϲʙᴏбоде под залог разумного размера;

f) за исключением случаев совершения правонарушения, подсудного на базе военного права органам военной юстиции, быть подсудным суду присяжных в случае, когда максимальный срок наказания за правонарушение составляет пять лет лишения ϲʙᴏбоды или влечет более суровое наказание;

g) не быть объявленным виновным за совершение какого-либо действия или бездействие, кᴏᴛᴏᴩое в момент его совершения не рассматривалось как правонарушение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с внутренним правом Канады или международным правом или кᴏᴛᴏᴩое не было уголовным в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с общими принципами права, признаваемыми сообществом наций;

h) не быть вновь судимым за правонарушение, в отношении кᴏᴛᴏᴩого он был признан невиновным, и не быть вновь судимым и наказанным за правонарушение, за кᴏᴛᴏᴩое он был признан виновным и наказан;

i) будучи признан виновным за правонарушение, подвергаться менее суровому наказанию, если наказание было изменено в промежуток времени между моментом совершения правонарушения и моментом вынесения приговора.

12. Жестокость обращения или наказания. Отметим, что каждый имеет право на защиту от жестокого и необычного обращения или наказания.

13. Использование свидетельских показаний. Отметим, что каждый имеет право на то, что никакие свидетельские показания, кᴏᴛᴏᴩые он дал, не будут использованы для обвинения в другом судебном процессе, кроме случаев, касающихся нарушения присяги или дачи ложных показаний.

14. Перевод. Сторона или свидетель, кᴏᴛᴏᴩые не могут следить за ходом судебного процесса либо потому, что они не понимают употребляемого языка или не говорят на нем, либо потому, что они не обладают слухом, имеют право прибегнуть к помощи переводчика.

Право на равенство

15. (1) Равенство перед законом и на основании закона и равная защита и покровительство со стороны закона. Закон не делает различий для лиц и в равной мере применяется ко всем, и все имеют право на равную защиту и равное покровительство закона, независимо от каких-либо различий, в частности, основанных на признаках расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возраста, или вследствие психических или физических недостатков.

(2) Программы по социальной защите. Параграф 1 не препятствует принятию законов, программ или деятельности, направленных на улучшение положения отдельных лиц или групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях, в частности, вследствие их расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, исповедуемой религии, пола, возраста или вследствие психических или физических недостатков.

Официальные языки Канады

16. (1) Официальные языки Канады. Английский и французский язык будут официальными языками Канады; они имеют одинаковый статус и равные права и привилегии в том, что касается их использования в парламентских и правительственных органах Канады.

(2) Официальные языки в провинции Нью-Брансуик. Английский и французский языки будут официальными языками Нью-Брансуик; они имеют одинаковый статус и равные права и привилегии в том, что касается их использования в законодательном собрании и правительстве Нью-Брансуика.

(3) Достижение равного статуса. Настоящая Хартия не ограничивает Парламент и законодательные собрания по проведению мер для достижения равного статуса или использования английского и французского языков.

17. (1) Употребление языков в Парламенте. Отметим, что каждый имеет право употреблять английский или французский язык во время дебатов и в деятельности Парламента.

(2) Употребление языков в законодательном собрании провинции Нью-Брансуик. Отметим, что каждый имеет право употреблять английский или французский язык во время дебатов и в деятельности законодательного собрания Нью-Брансуика.

18. (1) Парламентские документы. Законы, архивные материалы, отчеты и протоколы заседаний Парламента печатаются и публикуются на английском и французском языках и обе редакции имеют одинаковую официальную силу.

(2) Документы законодательного собрания провинции Нью-Брансуик. Законы, архивные материалы, отчеты и протоколы заседаний законодательного собрания Нью-Брансуика печатаются и публикуются на английском и французском языках и обе редакции имеют одинаковую официальную силу.

19. (1) Процедура в судах, учрежденных Парламентом. Отметим, что каждый имеет право употреблять английский или французский язык во всех делах, представляемых на рассмотрение в суды, учрежденные Парламентом, и употреблять данные языки во всех стадиях процесса, кᴏᴛᴏᴩые в данных судах имеют место.

(2) Процедура в судах провинции Нью-Брансуик. Отметим, что каждый имеет право употреблять английский или французский язык во всех делах, представляемых на рассмотрение в суды Нью-Брансуика, и употреблять данные языки во всех стадиях процесса, кᴏᴛᴏᴩые в данных судах имеют место.

20. (1) Связь населения с федеральными учреждениями. Отметим, что каждый человек, живущий в Канаде, имеет право употреблять английский или французский язык для передачи сообщений в местонахождение или центральные органы Парламента или Правительства Канады, а также получать сообщения от данных органов; аналогичное право распространяется на любые другие органы данных учреждений, где:

а) употребление английского или французского языка обусловливается существом ходатайства; или

Ь) употребление английского и французского языков оправдывается назначением службы.

(2) Связь населения с учреждениями провинции Нью-Брансуик. Стоит сказать, что каждый человек, проживающий в Нью-Брансуике, имеет право употреблять английский или французский язык для передачи сообщений в любые службы законодательного собрания или правительства, а также получать сообщения от данных служб.

21. Сохранение существующих конституционных положении. Ничто в статьях с 16 по 20 не отменяет и не умаляет какие-либо права, привилегии или обязательства в отношении к английскому или французскому языку или к ним обоим, кᴏᴛᴏᴩые существуют или находятся в силе на базе какого-либо иного положения Конституции Канады.

22. Сохраняемые права и привилегии. Ничто в статьях с 16 по 20 не отменяет и не умаляет какие-либо основанные на законе или обычае права или привилегии, полученные или приобретенные до вступления или после вступления в силу настоящей Хартии в отношении иного языка, кроме английского или французского.

Право обучения на языке меньшинства

23. (1) Язык для обучения. Граждане Канады: а) для кᴏᴛᴏᴩых первым изучаемым и понимаемым языком будет тот, кᴏᴛᴏᴩый использует англоязычное или франкоязычное меньшинство провинции их проживания, или

Ь) кᴏᴛᴏᴩые получили ϲʙᴏе начальное образование в Канаде на английском или французском языке и кᴏᴛᴏᴩые.проживают в провинции, где язык, на кᴏᴛᴏᴩом они получили ϶ᴛᴏ образование, будет языком англоязычного или франкоязычного меньшинства провинции, в обоих случаях имеют право обучать ϲʙᴏих детей на начальном и среднем уровне на ϶ᴛᴏм языке.

(2) Употребление языков для обучения. Граждане Канады, ребенок кᴏᴛᴏᴩых получил или получает образование на начальном или среднем уровне на английском или французском языке в Канаде, имеют право обучать всех ϲʙᴏих детей на начальном или среднем уровне на том же языке".

(3) Установление численности. Признаваемое в параграфах 1 и 2 право граждан Канады обучать ϲʙᴏих детей на начальном и среднем уровне на языке англоязычного или франкоязычного меньшинства какой-либо провинции:

а) осуществляется повсюду в провинции, где численность детей граждан, кᴏᴛᴏᴩые обладают данным правом, будет достаточной, ɥᴛᴏбы оправдать расходы из государственных фондов, предоставляемых для обучения на языке меньшинства; и

Ь) когда численность таких детей ϶ᴛᴏ оправдывает, включает право обучать их в образовательных заведениях языкового меньшинства, финансируемых из государственных фондов.

Приведение в исполнение

24. (1) Приведение в исполнение гарантированных прав и ϲʙᴏбод. Всякое лицо, чьи гарантированные настоящей Хартией права и ϲʙᴏбоды нарушены или данные права или ϲʙᴏбоды отрицаются, может обратиться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий суд за получением средств защиты, кᴏᴛᴏᴩые суд устанавливает в надлежащей и справедливой мере в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с обстоятельствами.

(2) Неприемлемость доказательств, могущих повлиять на уважение к органам правосудия. Когда в судебном процессе, указанном в. параграфе 1, суд установит, что доказательства были получены способом, посягающим или нарушающим гарантированные настоящей Хартией права и ϲʙᴏбоды, данные доказательства исключаются из оценки, если установлено, что использование данных доказательств по отношению к обстоятельствам способно повлиять на уважение к органам правосудия.

Общие положения

25. Обеспечение в отношении прав и ϲʙᴏбод коренных народов. Гарантированные настоящей Хартией права и ϲʙᴏбоды не могут толковаться образом, посягающим или умаляющим исконные, вытекающие из договоров, или другие права или ϲʙᴏбоды коренных народов Канады, в частности на:

а) какие-либо права или ϲʙᴏбоды, признаваемые Королевской прокламацией от 7 октября 1763 г.; и

Ь) какие-либо права или ϲʙᴏбоды, существующие в настоящее время на базе соглашений об урегулировании претензий по земельным вопросам или таким образом приобретенных.

26.
Стоит отметить, что оставление в силе других прав и ϲʙᴏбод. Гарантированные Хартией некᴏᴛᴏᴩые права и ϲʙᴏбоды не могут толковаться образом, отрицающим другие права и ϲʙᴏбоды, существующие в Канаде.

27. Многокультурное наследие. Настоящая Хартия должна толковаться образом, согласующимся с целями сохранения и приумножения многокультурного наследия канадцев.

28. Гарантирование равных прав лицам обоего пола. Независимо от каких-либо положений настоящей Хартии перечисленные в ней права и ϲʙᴏбоды в равной мере гарантируются лицам обоего пола.

29. Права в отношении некᴏᴛᴏᴩых школ. Ничто в настоящей Хартии не посягает и не умаляет прав и привилегий, гарантированных Конституцией или на основании Конституции Канады в отношении школ с раздельным обучением или других конфессиональных школ.

30. Применение Хартии на территориях и территориальными органами власти. Ссылка в настоящей Хартии на какую-либо провинцию, или на законодательное собрание, или легислатуру какой-либо провинции в равной мере относится к территории Юкон, Северо-западным территориям и к их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим законодательным органам власти.

31. Нераспространение на законодательные полномочия. Ничто в настоящей Хартии не распространяется на законодательные полномочия какого-либо органа или органа власти.

Применение Хартии

32. (1) Применение Хартии. Настоящая Хартия применяется: а) Парламентом и Правительством Канады в отношении всех вопросов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к компетенции Парламента, включая вопросы, касающиеся территории Юкон и Северо-западных территорий; и.

b) законодательным собранием и правительством каждой провинции в отношении всех вопросов, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к компетенции их законодательного собрания.

(2) Исключение. Независимо от положений параграфа 1 статья 15 действует только по истечении трех лет после вступления в силу настоящей статьи.

33. (1) Отступление вследствие специально принятой декларации. Парламент или законодательное собрание какой-либо провинции может специально установить в принятом Парламентом или законодательным собранием акте, что ϶ᴛᴏт акт или какое-либо из его положений будет действовать независимо от установлений, содержащихся в статье 2 или статьях 7–15 настоящей Хартии.

(2) Последствия отступления. Акт или какое-либо его положение, о кᴏᴛᴏᴩых издается декларация на основании настоящей статьи, имеют силу и будут действовать только в отношении положений настоящей Хартии, упомянутых в декларации.

(3) Пятигодичный срок. Декларация, изданная на основании параграфа 1, прекращает действовать через пять лет после ее вступления в силу или в более раннее время, кᴏᴛᴏᴩое может быть указано в декларации.

(4) Повторное установление в законодательном порядке. Парламент или законодательное собрание какой-либо провинции могут повторно принять в законодательном порядке новую декларацию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с параграфом 1.

(5) Пятигодичный срок. Параграф 3 применяется в отношении повторного издания декларации на основании параграфа 4.

Наименование

34. Наименование. Настоящая часть может цитироваться как Канадская Хартия прав и ϲʙᴏбод.

Права коренных народов Канады

35. (1) Подтверждение существующих исконных или вытекающих из договоров прав. Существующие исконные или вытекающие из договоров права коренных народов Канады признаются и подтверждаются.

(2) Определение «коренных народов Канады». В настоящем Акте под термином «коренные народы Канады» разумеются индейцы, инуиты и метисы Канады.

(3) Соглашения об урегулировании претензий по земельным вопросам. Стоит сказать, для большей ясности в параграфе 1 термин «права, вытекающие из договоров», включают права, существующие в настоящее время на базе соглашений об урегулировании претензий по земельным вопросам или таким образом приобретенных.

(4) Исконные или вытекающие из договоров права в равной мере гарантируются для лиц обоего пола. Независимо от каких-либо положений настоящего Акта исконные или вытекающие из договоров права, указанные в параграфе 1, в равной мере гарантируются лицам мужского и женского пола.

35-1. Обязательство в отношении участия в конституционной конференции. Правительство Канады и правительства провинций принимают обязательство в отношении принципа, согласно кᴏᴛᴏᴩому прежде чем будет внесена какая-либо поправка в пункт 24 статьи 91 Конституционного акта 1867 г., статью 25 настоящего Акта или в положения настоящей части:

а) конституционная конференция, имеющая в повестке дня вопросы, связанные с предложением поправок, будет включать Премьер-министра Канады и премьер-министров провинций; конференция будет созываться Премьер-министром Канады; и

Ь) Премьер-министр Канады будет приглашать представителей коренных народов Канады для участия в работе по названным вопросам.

Выравнивание возможностей и региональные неравенства

36. (1) Обязательство способствовать равенству возможностей. При сохранении законодательных полномочий Парламента и законодательных собраний провинций и их прав осуществлять эту законодательную компетенцию Парламент и законодательные собрания, а также Правительство Канады и правительства провинций обязуются:

а) содействовать обеспечению равенства возможностей для всех канадцев в их стремлении к благополучию;

Ь) содействовать экономическому развитию, с тем ɥᴛᴏбы сократить неравенство возможностей; и

с) предоставить в распоряжение всех канадцев на качественно приемлемом уровне основные публичные службы.

(2) Обязательство в отношении публичных служб. Парламент и Правительство Канады принимают на себя принципиальное обязательство производить уравнивающие платежи в целях предоставления правительствам провинций достаточных средств для обеспечения разумно сравниваемого уровня функционирования публичных служб при разумно сравнимом уровне налогообложения.

Часть IV Конституционная конференция

37. Отменена. (Первоначальный текст:

«37. (1) Конституционная конференция. В течение года, следующего за вступлением в силу настоящей части, Премьер-министр Канады созывает конституционную конференцию, в кᴏᴛᴏᴩую входят премьер-министры провинций и он сам.

(2) Участие коренных народов. Конференция, созываемая в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с параграфом 1, будет иметь в повестке дня конституционные вопросы, непосредственно касающиеся коренных народов Канады, в частности, касающиеся установления и определения прав данных народов для включения их в Конституцию Канады. Премьер-министр Канады пригласит представителей данных народов к участию в работе по данным вопросам.

(3) Участие территорий. Премьер-министр Канады пригласит представителей, избранных правительствами территории Юкон и Северо-западных территорий, принять участие в работе по тем вопросам повестки дня конференции, созываемой на основании параграфа 1, кᴏᴛᴏᴩые, по мнению Премьер-министра, непосредственно затрагивают интересы территории Юкон и Северо-западных территорий».

Конституционные конференции

37-1. Отменена.

Часть IV-1 со статьей 37-1 включена Прокламацией об изменении Конституции Канады 1983 г. Ее текст:

«37-1. (1) Конституционные конференции. Помимо конференции, проводившейся в марте 1983 г., по меньшей мере две конференции, включающие премьер-министров провинций и Премьер-министра Канады, созываются последним: первая конференция – в течение первых трех лет, а вторая – в течение пяти лет, следующих за 17 апреля 1982 г.

(2) Участие коренных народов. На каждой из конференций, созываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с параграфом 1, рассматриваются конституционные вопросы, непосредственно касающиеся коренных народов, и Премьер-министр пригласит их представителей участвовать в работе по данным вопросам.

(3) Участие территорий. Премьер-министр Канады пригласит представителей, избранных правительствами территории Юкон и Северо-западных территорий, принять участие в работе по таким вопросам повестки дня конференций, указанным в параграфе 1, кᴏᴛᴏᴩые, по мнению Премьер-министра, непосредственно затрагивают интересы территории Юкон и Северо-западных территорий.

(4) Неотменимость параграфа 1 статьи 35. Ничто в настоящей статье не может толковаться как нарушающее положения параграфа 1 статьи 35».

Процедура изменения Конституции Канады

38. (1) Обычная процедура внесения поправок в Конституцию Канады. Конституция Канады может быть изменена путем издания Генерал-губернатором Прокламации с приложением большой печати Канады, уполномоченного на ϶ᴛᴏ:

а) резолюциями Сената и Палаты общин; и

Ь) резолюциями законодательных собраний по меньшей мере двух третей провинций, население кᴏᴛᴏᴩых согласно последней всеобщей переписи составляет в совокупности по меньшей мере пятьдесят процентов населения всех провинций.

(2) Важно знать, что большинство членов. Поправка, внесенная в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с параграфом 1, но нарушающая законодательные полномочия, права собственности или какие-либо другие права или привилегии какого-либо законодательного собрания или правительства провинции, требует резолюции, принимаемой большинством членов в каждом из органов – в Сенате, Палате общин и законодательных собраниях, указанном в параграфе 1.

(3) Разногласия. Какая-либо поправка, указанная в параграфе 2, не будет действовать в провинции, законодательное собрание кᴏᴛᴏᴩой до издания Прокламации выразит ϲʙᴏе несогласие резолюцией, принятой большинством ϲʙᴏих членов, кроме случая, когда впоследствии ϶ᴛᴏ собрание принятием резолюции, одобренной большинством членов, откажется от ϲʙᴏего несогласия и примет поправку.

(4) Отмена несогласия. Резолюция о несогласии, указанная в параграфе 3, может быть отозвана в любой момент – до или после издания Прокламации, к кᴏᴛᴏᴩой эта резолюция относится.

39. (1) Ограничение в отношении Прокламации. Прокламация, указанная в параграфе 1 статьи 38, не может быть принята до истечения одного года, следующего за одобрением резолюции о начале указанной процедуры о внесении поправки, если только законодательное собрание каждой провинции предварительно не примет резолюцию об одобрении или неодобрении.

(2) Ограничение в отношении Прокламации. Прокламация, указанная в параграфе 1 статьи 38, может быть принята только в течение трех лет, следующих за одобрением резолюции о начале указанной процедуры внесения поправки.

40. Компенсация. Когда поправка, принятая на основании параграфа 1 статьи 38, повлечет передачу в пользу Парламента законодательных полномочий законодательных собраний провинций в области образования или в других областях культуры, то Канада будет предоставлять справедливую компенсацию тем провинциям, в кᴏᴛᴏᴩых поправка не будет применяться.

41. Поправка путем принятия единогласного решения. Любое изменение Конституции Канады совершается путем издания Прокламации Генерал-губернатором с приложением большой печати Канады только путем принятия резолюции Сенатом, Палатой общин и законодательными собраниями каждой провинции по следующим вопросам:

а) функции Королевы, Генерал-губернатора и лейтенант-губернатора какой-либо провинции;

b) право провинции иметь в Палате общин число депутатов не менее численности сенаторов, кᴏᴛᴏᴩыми провинция правомочна быть представлена при вступлении в силу настоящей части;

с) с соблюдением положений статьи 43 использование английского и французского языков;

d) состав Верховного суда Канады; и

е) внесение изменений в настоящую часть.

42. (1) Обычная процедура внесения изменений. Любое изменение Конституции Канады производится только в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положениями параграфа 1 статьи 38 по следующим вопросам:

а) принцип пропорционального представительства провинций в Палате общин, предусмотренный Конституцией Канады;

b) полномочия Сената и порядок отбора сенаторов;

с) число членов, кᴏᴛᴏᴩым каждая провинция правомочна быть представленной в Сенате, и квалификации сенаторов в отношении их местожительства;

d) с соблюдением положения пункта «d» статьи 41 нормы, касающиеся, Верховного суда Канады;

е) расширение территории существующих провинций; и

f) независимо от положений какого-либо закона или обычая учреждение новых провинций.

(2) Исключение. Параграфы 2–4 статьи 38 не применяются к областям, упомянутым в параграфе 1.

43. Изменение положений в отношении некᴏᴛᴏᴩых провинций. Изменение Конституции Канады в отношении одной или нескольких, но не всех провинций может быть предложено только путем издания Генерал-губернатором Прокламации с приложением большой печати Канады по уполномочию, содержащемуся в резолюциях Сената, Палаты общин и законодательных собраний каждой провинции, к кᴏᴛᴏᴩой ϶ᴛᴏ изменение относится. Настоящая статья применяется к: а) изменениям линии границы между провинциями; b) изменениям каких-либо положений об использовании английского или французского языка в провинции".

44. Изменения, вносимые Парламентом. С соблюдением положений статей 41 и 42 Парламент обладает исключительной компетенцией изменять положения Конституции Канады в отношении исполнительной власти Канады или Сената и Палаты общин.

45. Изменения, вносимые законодательными собраниями. С соблюдением положений статьи 41 законодательное собрание каждой провинции обладает исключительной компетенцией изменять конституцию ϲʙᴏей провинции.

46. (1) Инициатива по внесению изменений. Инициатива по внесению поправок, указанных в статьях 38, 41, 42 и 43, принадлежит Сенату или Палате общин либо законодательному собранию какой-либо провинции.

(2) Отзыв уполномочия. Резолюция о согласии, издаваемая в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями настоящей части, может быть отозвана в любое время до принятия Прокламации, кᴏᴛᴏᴩую эта резолюция санкционирует.

47. (1) Изменение без резолюции Сената. Поправка к Конституции Канады, вносимая путем издания Прокламации в случаях, указанных в статьях 38, 41, 42 или 43, может не требовать резолюции Сената об уполномочии в отношении ϶ᴛᴏй Прокламации, если Сенат не примет такую резолюцию в течение ста восьмидесяти дней после принятия Палатой общин резолюции об уполномочии и если Палата общин по истечении названного срока вновь примет аналогичную резолюцию.

(2) Исчисление срока. В срок, исчисляемый в сто восемьдесят дней, указанный в параграфе 1, не засчитывается время, в течение кᴏᴛᴏᴩого имелся перерыв в работе Парламента или Парламент был распущен.

48. Совет об издании Прокламации. Тайный совет Королевы для Канады будет советовать Генерал-губернатору издавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящей частью Прокламацию с момента одобрения резолюций о внесении поправок путем принятия Прокламации, предусмотренной настоящей частью.

49. Конституционная конференция. В течение пятнадцати лет по вступлении в силу настоящей части Премьер-министр Канады созывает конституционную конференцию, включающую премьер-министров провинций и его самого с целью пересмотра положений ϶ᴛᴏй части.

Изменение Конституционного акта 1867 г.

Часть VII Общие положения

52. (1) Верховенство Конституции Канады. Конституция Канады будет высшим законом Канады; и любой закон, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий Конституции в тех положениях, кᴏᴛᴏᴩые ей не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют, не действует или не имеет силы.

(2) Конституция Канады. Конституция Канады состоит из: а) Акта о Канаде 1982 г., включающегося настоящий Акт; Ь) актов и приказов, указанных в Приложении; и с) каких-либо поправок к какому-либо акту или приказу, указанных в п.«а» или «Ь».

(3) Поправки к Конституции Канады. Конституция Канады может изменяться только ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими органами власти, в ней указанными.

53. (1) Отмена и новые названия. Правовые предписания, указанные в колонке 1 Приложения, отменяются или изменяются так, как ϶ᴛᴏ указано в колонке II. Кроме отмененных, правовые предписания остаются в силе в качестве законов Канады под названиями, указанными в колонке III.

(2) Корректирующие поправки. За исключением Акта о Канаде 1982 г., каждое правовое предписание, кᴏᴛᴏᴩое упомянуто в Приложении под названием, указанным в колонке 1, изменяется на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее название, указанное в колонке III; и каждый Акт о Британской Северной Америке, не упомянутый в Приложении, может цитироваться как Конституционный акт с указанием года его принятия и, в случае необходимости, с указанием его номера.

54. Отмена и корректирующие поправки. Часть IV отменяется год спустя после вступления в силу настоящей части, и настоящая статья может быть отменена, а настоящий Акт перенумерован вследствие отмены части IV и настоящей статьи путем издания Генерал-губернатором Прокламации с приложением большой печати Канады.

54-1. Отменена.

55. Редакция Конституции Канады на французском языке. На министра юстиции Канады возлагается обязанность подготовки в возможно короткий срок редакции на французском языке частей Конституции Канады, указанных в Приложении; и когда какая-либо достаточно значительная часть будет подготовлена, то она предлагается для введения в силу Прокламацией Генерал-губернатора с приложением большой печати Канады согласно процедуре, применяемой при внесении поправок к конституционным положениям, кᴏᴛᴏᴩые эта часть содержит.

56. Редакции на английском и французском языках некᴏᴛᴏᴩых конституционных актов. В случае если какая-либо часть Конституции Канады была принята или принимается на английском или французском языке или если какая-либо часть Конституции была принята на французском языке согласно статье 55, то части Конституции на английском и французском языках в равной мере имеют силу закона.

57. Редакция настоящего Акта на английском и французском языках. Редакции настоящего Акта на английском и французском языках в равной мере имеют силу закона.

58. Вступление в силу. С соблюдением положений статьи 59 настоящий Акт вступает в силу в день, установленный Прокламацией Королевы или Генерал-губернатора с приложением большой печати Канады.

59. (1) Вступление в силу пункта «а» параграфа 1 статьи 23 в отношении провинции Квебек. Пункт «а» параграфа 1 статьи 23 вступает в силу в отношении провинции Квебек в день, установленный Прокламацией Королевы или Генерал-губернатора с приложением большой печати Канады.

(2) Уполномочие провинции Квебек. Прокламация, указанная в параграфе 1, будет издана только после уполномочия законодательного собрания или правительства провинции Квебек.

(3) Отмена настоящей статьи. Настоящая статья может быть отменена в день вступления в силу пункта «а» параграфа 1 статьи 23 в отношении провинции Квебек, и настоящий Акт изменяется и перенумеровывается ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно с отменой настоящей статьи путем издания Прокламации Королевой или Генерал-губернатором с приложением большой печати Канады.

60. Краткое наименование и цитирование. Настоящий акт может цитироваться как Конституционный акт 1982 г.; и Конституционные акты с 1867 года по 1975 (№2) год вместе с настоящим Актом могут цитироваться как Конституционные акты 1867–1982 годов.

Статья 61 включена Прокламацией об изменении Конституции 1983 г.

Приложение к Конституционному акту 1982 г.

Приложение к Конституционному акту 1982 г. Актуализация Конституции

Колонка 1 Действующий Акт

Колонка П Изменения

Колонка III Новое название

1. Акт о Британской Северной Америке 1867 г. (год 30–31 правления Виктории, глава 3, Соединенное королевство)

(1) Статья 1 отменяется и заменяется следующим: «1. Настоящий Акт может цитироваться как Конституционный акт 1867 г.».

(2) Статья 20 отменяется.

(3) Пункт 1 статьи 91 отменяется.

(4) Пункт 1 статьи 92 отменяется.

Конституционный акт 1867 г.

2. Акт об изменении и дополнении Акта (32 и 33 гг. правления Виктории, глава 3) с целью учредить правительство провинции Манитоба, 1870 г. (33 год правления Виктории, глава 3, Канада)

(1) Стоит сказать - полное наименование отменяется и заменяется следующим: «Акт о Манитобе 1870 г.».

(2) Статья 20 отменяется.

Акт о Манитобе 1870 г.

3. Приказ в Совете Ее Величества о включении в Союз Земли Руперта и Северо-западной территории от 23 июня 1870 г.

Приказ в Совете о Земле Руперта и Северо-западной территории.

4. Приказ в Совете Ее Величества о присоединении к Союзу Британской Колумбии от 16 мая 1871 г.

Условия присоединения к Союзу Британской Колумбии.

5. Акт о Британской Северной Америке 1871 г. (год 34–35 правления Виктории, глава 28, Соединенное королевство)

Статья 1 отменяется и заменяется следующим: «1. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1871 г.».

Конституционный акт 1871 г.

6. Приказ в Совете Ее Величества о присоединении к Союзу Острова Принца Эдуарда от 26 июня 1873 г.

Условия присоединения к Союзу Острова Принца Эдуарда.

7. Акт о Парламенте Канады 1875 г. (год 38–39 правления Виктории, глава 38, Соединенное королевство)

Акт о Парламенте Канады 1875 г.

8. Приказ в Совете Ее Величества о присоединении к Союзу всех британских владений и территорий в Северной Америке и островов, прилегающих к данным владениям и территориям, от 31 июля 1880 г.

Приказ о прилегающих территориях.

9. Акт о Британской Северной Америке 1886 г. (год 49–50 правления Виктории, глава 35, Соединенное королевство)

Статья 3 отменяется и заменяется следующим: «3. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1886 г.».

Конституционный акт 1886 г.

10. Акт о Канаде (границы Онтарио) 1889 г. (год 52–53 правления Виктории, глава 28, Соединенное королевство)

Акт о Канаде (границы Онтарио) 1889 г.

11. Акт о канадском Спикере (назначение заместителя) 1895 г., 2-я сессия (год 59 правления Виктории, глава 3, Соединенное королевство)

Акт отменяется

12. Акт об Альберте 1905 г. (год 4–5 правления Эдуарда VII, глава 3, Канада)

Акт об Альберте

13. Акт о Саскачеване 1905 г. (год 4–5 правления Эдуарда VII, глава 42, Канада)

Акт о Саскачеване

14. Акт о Британской Северной Америке 1907 г. (год 7 правления Эдуарда VII, глава II, Соединенное королевство)

Статья 2 отменяется и заменяется следующим: «2. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1907 г.».

Конституционный акт 1907г.

15. Акт о Британской Северной Америке 1915 г.(год 5–6 правле ния Георга V, глава 45, Соединенное королевство)

Статья 3 отменяется и заменяется следующим: «3. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1915 г.»

Конституционный акт 1915 г.

16. Акт о Британской Северной Америке 1930 г. (год 20–21 правления Георга V, глава 26, Соединенное королевство)

Статья 3 отменяется и заменяется следующим: «8. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1930 г.».

Конституционный акт 1930 г.

17. (год 22 правления Георга V, глава 4, Соединенное королевство)

В мере, в какой Статут распространяет ϲʙᴏе действие на Канаду:

а) статья 4 отменяется, и

Ь) параграф 1 статьи 7 отменяется.

Вестминстерский статут 1931 г.

18. Акт о Британской Северной Америке 1940 г. (год 3–4 правления Георга VI, глава 36, Соединенное королевство)

Статья 2 отменяется и заменяется следующим: «2. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1940 г.».

Конституционный акт 1940 г.

19. Акт о Британской Северной Америке 1943 г. (год 6–7 правления Георга VI, глава 30, Соединенное королевство)

Акт отменяется

20. Акт о Британской Северной Америке 1946 г. (год 9–10 прав ления Георга VI, глава 63, Соединенное королевство)

Акт отменяется

21. Акт о Британской Северной Америке 1949 г. (год 12–13 правления Георга VI, глава 22, Соединенное королевство)

Статья 3 отменяется и заменяется следующим: «3. Этот Акт может цитироваться как Акт о Ньюфаундленде».

Акт о Ньюфаундленде.

22. Акт о Британской Северной Америке 1949 г. (№ 2) (год 13 правления Георга VI, глава 81, Соединенное королевство)

Акт отменяется

23. Акт о Британской Северной Америке 1951 г. (год 14–15 правления Георга VI, глава 32, Соединенное королевство)

Статья 2 отменяется и заменяется следующим: «2. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1960 г.».

Конституционный акт 1960 г.

26. Акт о Британской Северной Америке 1964 г. (год 12–13 правления Елизаветы II, глава 73, Соединенное королевство)

Статья 2 отменяется и заменяется следующим: «Кстати, эта часть может цитироваться как Конституционный акт 1964 г.».

Конституционный акт 1964 г.

27. Акт о Британской Северной Америке 1965 г. (год 14 правле ния Елизаветы II, глава 4, часть 1, Канада)

Статья 2 отменяется и заменяется следующим: «2. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт 1965 г.».

Конституционный акт 1965 г.

28. Акт о Британской Северной Америке 1974 г. (год 23 правле ния Елизаветы II, глава 13, часть 1, Канада)

Статья 3, измененная статьей 38 (1) Акта (год 25–26 правления Елизаветы II, глава 28, Канада), отменяется и заменяется следующим: «3. Кстати, эта часть может цитироваться как Конституционный акт 1974 г.».

Конституционный акт 1974 г.

29. Акт о Британской Северной Америке 1975 г. (год 23–24 правления Елизаветы II, глава 28, часть 1, Канада)

Статья 3, измененная статьей 31 Акта (год 25–26 правления Елизаветы II, глава 28, Канада), отменяется и заменяется следующим:«3. Кстати, эта часть может цитироваться как Конституционный акт № 1 1975 г.».

Конституционный акт № 1 1975 г.

30. Акт о Британской Северной Америке 1975 г. (№ 2) (год 23– 24 правления Елизаветы II, глава 53, Канада)

Статья 3 отменяется и заменяется следующим: «3. Этот Акт может цитироваться как Конституционный акт № 2 1975 г.».

Конституционный акт № 2 1975 г.

Акт об Альберте.

Акт о Саскачеване.

Конституционный акт 1907 г.

Конституционный акт 1915 г.

Конституционный акт 1930 г.

Вестминстерский статут 1931 г.

Конституционный акт 1867 г.

(год 30 и 31 правления Виктории, глава 3,

с последующими изменениями)