Когда была принята новая конституция рф. День Конституции: как принимался и менялся Основной закон

Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

Причины принятия Конституции

30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

Первая Конституция СССР: история ее утверждения

Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

Структура Конституции

Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

Декларация как первый раздел Конституции

Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

Взаимоотношения с иностранными государствами;

Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

Вопросы войны и мира;

Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

Транспортное сообщение и почтовое дело;

Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

Законодательная власть

Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

Исполнительная и судебная власть

Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

Несколько заместителей (вице-премьеры);

Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

Сегодня Конституции Российской Федерации исполнилось 23 года. Не стоит путать день принятия документа с его вступлением в силу (25 декабря 1993 года). История Конституции России – это бесконечное количество изменений и поправок, которые привели к созданию современного варианта документа. Годы принятия Конституции отображают разные этапы в развитии страны. За всю историю России действовало пять высших юридических нормативных правовых актов – 1918, 1925, 1937, 1978, 1993.

Сроки действия Конституций составляли 7 лет, 12 лет, 41 год и 15 лет. Это говорит о том, что Россия прошла сложный исторический путь, потому что принятие каждого документа свидетельствовало о кардинальном изменении жизни общества. Таким образом правительство подводило своеобразный итог предшествующим событиям, а также начинало новый этап в развитии государства. Первые четыре конституции по своему типу были советскими социалистическими конституциями, которые, несмотря на существенную разницу, сохраняли все социалистические ценности, утверждение советской власти, диктатуру над рабочим классом. В какой-то степени конституции 1918, 1924, 1937, 1978 годов были фиктивны. В них были закреплены определенные принципы, которые в жизни применялись очень редко. Например, принадлежность власти трудящимся, использование гражданами своих политических прав и свобод, полновластие Советов.

Первая Конституция

Первый высший юридический нормативный правовой акт был принят на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года. Его утверждение произошло после Октябрьского переворота. Документ насчитывал в себе шесть разделов. В первой Конституции основы устройства общества определял не принцип преемственности конституционного развития, а лозунги, которыми руководствовались большевики во главе с Лениным. Документ был построен таким образом, что полностью зачеркивал весь предыдущий государственно-правовой опыт России. Первая Конституция имела не прикрытый классовый характер. В ней совершенно не учитывалась демократическая концепция, что народ – это носитель и источник суверенитета страны. С одной стороны в ней была закреплена власть Советов и рабочего населения страны, но с другой – государством правила диктатура, которая не интересовалась проблемами простого населения, а иногда и лишала прав отдельные группы лиц, даже в ущерб интересам социалистической революции.

В Конституции 1918 года Россия считалась федеративным государством, но фактически ее субъекты так и не были определены. В первом высшем юридическом нормативном правовом акте открыто призывалось к применению насилия, что учредить в стране новый социалистический строй. В документе призывалось к уничтожению частной собственности, даже можно было ее принудительно безвозмездно изъять. Подобные характеристики отсутствовали в последующих версиях Конституции.

Вторая Конституция

Третья Конституция

Развитие РСФСР уже было напрямую связано с СССР, поэтому была необходимость создать общую Конституцию, которая вступила в силу в 1937 году. С ее «приходом» начался новый этап в развитии страны. Считалось, что будут построены основы социализма, которые ликвидируют эксплуататорские классы и элементы, а значит, приведут к созданию так называемой социалистической демократии. В новой Конституции все же сохранилось определение классовой сущности, но форма выражения была полностью изменена. Кроме этого, за гражданами были закреплены права независимо от социального признака, впервые упоминалось о равноправии, хотя и в утонченном виде. Таким образом, в Конституции появились первые «признаки» демократических установок, однако пока они были идеологически ориентированы. Документ этого периода уже имел более четкую юридическую форму.

Четвертая Конституция

В 1978 году была принята новая Конституция. За время своего действия (15 лет) она неоднократно изменялась. Это касалось как отдельных правовых норм, так и самой сущности документа. В отличие от всех предыдущих версий Конституции четвертая была самой нестабильной, при чем изменения в ней часто были радикальными. В новой Конституции подразумевалось, что общество вступило на новый путь – развитого социализма, который означал, что государство постепенно будет прощаться с советской диктатурой и становится общенародным. Впервые в документе слово «народ» было заменено на «субъект», которому принадлежит вся власть в стране. Однако в Конституции было прописано, что руководящей силой советского общества остается коммунистическая партия. Реформирование Конституции началось в 1989 году, которое подразумевало существенное изменение ее основных черт. Конечно, все значимые изменения вводились поэтапно: отказ от названия социалистического государства, удаление положения о коммунистической партии как ядра государства, признание прав человека, признание частной собственности.

Российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г . Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию — республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990-1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993г.

Принятие Конституции РФ

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

В голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, это означало, что новая Конституция была принята. То обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей, а в нескольких субъектах РФ референдум не проводился или проект не получил требуемого большинства, не отменяет факта ее принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что, если федеральная конституция принята без предварительного условия ратификации субъектами федерации, она действует и на территории тех субъектов, избиратели которых отклонили проект. Более того, если конституцию ратифицировало установленное число субъектов федерации, она действует и на территории тех субъектов, которые отказались се ратифицировать (так было в Германии, США).

Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, Конституция РФ не идеальна (идеальных конституций не бывает), но она содержит базовые общечеловеческие ценности, на основе которых осуществляется прогрессивное развитие общества и государства и которые еще долгое время будут использоваться. Каковы бы ни были ее отдельные формулировки, Конституция — основной закон, и пока она не заменена или изменена, она должна неуклонно исполняться всеми.

Конституция РФ 1993 года: кратко

Конституция РФ — основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:

  • верховенства Основного Закона;
  • прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

  • полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государствапринцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:

  • законодательная;
  • судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления

Особенности Конституции РФ 1993 года

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более 200 лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция РФ существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

Конституция имеет классическую структуру , т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, это положение пока не реализовано.

В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

— это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не до конца претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года

В мировой практике существует несколько способов принятия новой конституции: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие всенародным голосованием (референдумом), парламентом. Указанные способы являются формами конституирования публичной власти.

Конституционный кризис в постсоветской России выявил различное видение конституции со стороны Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993 г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентом легитимность, более того, усилил се в результате августовских событий 1991 г. Противостояние нарастало, и Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом (впоследствии он признал это своей ошибкой).

Конституционный кризис в конечном счете разрешился посредством применения силы вопреки положениям действующей Конституции РСФСР и решениям Конституционного Суда РФ. Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

Конституционное совещание состояло из 750 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов РФ; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания. В рамках Конституционного совещания работала Комиссия конституционного арбитража.

На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривались проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией, многочисленные замечания и предложения граждан. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993 г., поддержавшего данную инициативу.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 54,8%. Как видно из приведенных данных, многие избиратели (более 40%) не приняли участие в референдуме, да и большинство голосов, поданных за принятие Конституции, не являлось столь убедительным. В 17 субъектах РФ новая Конституция РФ не была одобрена. Такие результаты голосования отражали острое противостояние социально-политических сил российского общества в то время. Одобрение народом Конституции РФ фактически означало ее легитимацию.

В процессе подготовки новой конституции использовались разнообразные способы легитимации действий Президента по разрешению конституционного кризиса: обращение к доктрине естественного права, положениям международного права, к демократическим формам дискуссии как способам выбора стратегического пути развития. Использовался и авторитет Совета Европы.

Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс на уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства. Поэтому закономерным явилось представление проекта конституции РФ на экспертизу в Комиссию Совета Европы «За демократию через право», более известную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 1991 г. Основная цель Венецианской комиссии — оказание помощи новым демократиям Центральной и Восточное Европы по созданию политических и правовых структур, необходимых для функционирования плюралистической демократии, обеспечения прав человека и верховенства закона; для развития существующих демократических структур, перед которыми постоянно возникают новые проблемы в стремительно изменяющемся обществе. Комиссия в то время объединяла представителей 38 государств в качестве членов, ассоциированных членов и наблюдателей. Россия являлась ее ассоциированным членом. Члены Комиссии, назначаемые правительствами, выступают как эксперты в личном качестве. Как правило, это специалисты в области конституционного права, имеющие большой опыт работы в парламентах, правительствах, конституционных и иных судах.

В свое время в Венецианскую комиссию был представлен проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией. В феврале 1993 г. большая группа экспертов приезжала в Россию для его обсуждения. К сожалению, их работа, весьма полезная и конструктивная, не привлекла должного внимания народных депутатов.

Президентский проект конституции был представлен для экспертизы на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве. Проект, доработанный и утвержденный Конституционным совещанием, обсуждался на очередных пленарных заседаниях Венецианской комиссии в сентябре и ноябре 1993 г.

Свои отзывы представили видные университетские профессора, члены парламентов, экс-председатель и экс-судьи конституционных судов: А. Ла Пергола, С. Бартоле (Италия), К. Экономидсс (Греция), Е. Озбудум (Турция), С. Ботушарова (Болгария), 3. Кедзя (Польша), X. М. Пименталь (Португалия), Ш. Бодуэн (Канада), Г. Хельгесен (Норвегия), Ж. К. Шольсем (Франция) и др.

По просьбе Комитета министров Совета Европы Венецианская комиссия приняла обязательство по углубленному изучению Конституции РФ, принятой всеобщим голосованием, в рамках сотрудничества между Россией и Советом Европы.

В российской печати и в других СМИ с критикой последних вариантов конституции РФ выступали историки, социологи, политологи, экономисты, которым вторили политически ангажированные юристы. Они, как правило, пугали россиян тем, что принятие новой конституции грозит им «роковыми последствиями». Вопреки этим утверждениям ни один из экспертов Венецианской комиссии не усмотрел в Конституции РФ закрепления модели личной диктатуры либо авторитарного режима. Эксперты отмечали, что Конституция РФ включает ряд фундаментальных принципов, типичных для демократической конституции, отражает специфические национальные особенности России и ее конституционные традиции.

Мнение Венецианской комиссии состояло в обшей положительной оценке Конституции РФ как соответствующей принципам демократического государства, основанного на господстве права и уважения к правам человека. Такая оценка Венецианской комиссии Конституции РФ послужила хорошим аргументом при решении вопроса о приеме России в Совет Европы.

В целом западными юристами был дан серьезный и обстоятельный анализ всех конституционных институтов: основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, взаимоотношений президента, правительства и парламента, судебной системы, местного самоуправления. Вместе с тем по некоторым пунктам эксперты сочли нужным сделать замечания.

Эксперты ставили и обсуждали ряд теоретических проблем конституционализма в контексте исторической и современной практики конституционного строительства, носящих дискуссионный характер, отмечали существование различных моделей тех или иных конституционных институтов. В числе таких проблем — вопрос о характере конституции: следует ли в ней подробно регламентировать общественные отношения либо достаточно лишь зафиксировать основные принципы с последующим «естественным развитием Конституции». По мнению экспертов, авторы Конституции РФ избрали промежуточную модель: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов — прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, президента, правительства, парламента, судебной власти. Отдельные положения, несомненно, явились результатом политического компромисса. Большим достижением, по мнению экспертов, явилось указание на прямое действие Конституции РФ, на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комиссия с удовлетворением отметила, что в Конституцию РФ вошли положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации как составной части правовой системы, что «является вызовом и главным нововведением», позволяющем международному праву оказывать прямое воздействие на внутренне законодательство.

Плодотворной является мысль экспертов о том, что теория разделения властей эволюционизирует, что данный принцип нельзя абсолютизировать, доводить до абсурда. Степень «герметичности» трех ветвей власти в каждой стране оказывается своеобразной, индивидуальной. Так, по мнению экспертов, в настоящее время велика потребность участия в осуществлении законодательной функции других ветвей власти, а сама законодательная власть не может быть лишена определенных контрольных полномочий по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Основная цель Конституции, по мнению членов Комиссии, заключается в том, чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудничества между ними. Единственно самостоятельной и независимой, по мнению экспертов, остается судебная власть. Все это «создает хорошую основу для правового статуса личности», формирует фундамент подлинно демократического правового государства.

Рассматривая содержание главы «Федеративное устройство» и полагая, что стандартной формы федеративного устройства не существует и что федерация, которая не видоизменяется, может не соответствовать потребностям людей и развалиться, эксперты пришли к выводу, что Россия избрала модель централизованной федерации. Это объясняется особенностями современного этапа развития России.

При анализе глав «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» эксперты справедливо отмечали, что форма правления «основана на новой и интересной концепции президентской власти» («полупрезидентское правление») и определяется в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеральной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. Тут полезно вспомнить российских оппонентов проекта конституции, которые во что бы то ни стало стремились критиковать институт президента в Конституции РФ, сравнивая его с американским или французским образцами.

Довольно точно были поняты экспертами особенности института Президента РФ, которому отводится ведущая роль в сфере высокой политики в соответствии с его статусом гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основная функция главы государства — это охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указанные функции обусловливают «нейтральную власть» президента, выступающего в роли политического арбитра, который не вторгается в сферу судебной власти. Новизна конституции, по мнению экспертов, заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления, что выявляет как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений президента, правительства и парламента.

Эксперты единодушно отмечали, что конституция закрепляет типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации.

Исключительное внимание эксперты уделили судебной власти в силу ее роли в обеспечении принципа разделения властей, придания федерализму большей сбалансированности, жизнеспособности. Особо эксперты отмстили новизну положений о Конституционном Суде РФ, о гарантиях его независимости, о полномочиях, включая право давать толкование Конституции РФ.

Одновременно эксперты высказывали критические замечания и предложения по всем разделам Конституции РФ, подчас развернутые и обоснованные, ставили проблемные вопросы, с которыми можно будет столкнуться в будущем и над разрешением которых следует работать уже сейчас. При этом они неоднократно подчеркивали, что реальный смысл конституционных положений выкристаллизуется в ходе их применения, их реализации. При этом Венецианская комиссия придавала особое значение той роли, которую должен взять на себя Конституционный Суд РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в функционировании и укреплении демократии и правового государства.

Экспертная и консультативная помощь Комиссии Совета Европы «За демократию через право» была полезной при окончательной доработке проекта конституции.

Легитимность конституции нельзя сводить лишь к формальному моменту — законному порядку ее принятия, т. е. предусмотренного ранее действовавшей конституцией (хотя и этот момент имеет серьезное значение). Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает.

Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и новому конституционному строю и, учреждая демократическое правовое государство, в ст. 3 закрепила следующие нормы:

  • носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является се многонациональный народ;
  • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы;
  • никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Конституция РФ 1993 г. явилась выражением известного социального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом на пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинального конституционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющими для политических сил, выступающих за обновление, качественную модернизацию общества.

Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, предшествовавшую принятию Конституции РФ, нельзя было рассчитывать на ее всеобщее признание. Внимание политиков и ученых акцентировалось на ее недостатках, пробелах и противоречиях, на предложениях ее существенной корректировки, а то и на полном пересмотре.

Тем не менее процесс реализации и становления Конституции показали, что она стала фундаментом и инструментом примирения основных политических сил, установления известного баланса ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и государственной системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступательное движение в достижении целей, провозглашенных Конституцией РФ. Она приобрела характер рациональной легитимности.

Политическая оппозиция приняла участие в выборах новых органов публичной власти и тем самым признала Конституцию. Укреплению основ легитимности Конституции наряду с целями и принципами рыночной экономики, демократии, прав и свобод человека, реального федерализма и местного самоуправления служат и такие цели и идеи, как национальное возрождение, создание единого и сильного государства, воспитание патриотизма, утверждение режима конституционности и законности в обществе и государстве.

Конституция РФ явилась базой для установления политического согласия в обществе, стабильности и динамичного процесса развития экономики и демократического правления. Она создаст условия для дальнейшей консолидации общества, для конституционализации экономического, социального, духовного и государственно-правового развития.

Опыт конституционного развития начиная с 1993 г. убеждает в плодотворности поступательного совершенствования конституционных институтов президента, парламентаризма, независимого правосудия, усиления социальной роли государства, проведения конституционной политики уважения человека, его прав и свобод как высшей ценности, создания реального федерализма и местного самоуправления, в возможности реализовать весь демократический и правовой потенциал действующей Конституции.

Легитимность конституции — непосредственное условие ее реальности и стабильности.

Реальность конституции обеспечивается тем, что ее предписания исполнимы, гарантированы и реализуются в условиях демократии и правопорядка. В отличие от фиктивной реальная конституция гарантирует подлинное народовластие, права и свободы человека и гражданина, реальный федерализм и местное самоуправление.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, в неуклонном се исполнении. Общественный компромисс, воплощенный в конституции, служит гарантией стабильности функционирования гражданского общества, государственной системы, конституционного строя.

Реальность и стабильность конституции объективно предопределены ее универсализмом , всеобщностью , т. е. высоким уровнем абстрактного опосредования общественных отношений, типологического выражения ее правового содержания. Именно это качество конституции как нормативного правового акта и тех ее институтов, которые она учреждает и регулирует, позволяет путем использования специфических конституционно-правовых средств и механизмов обеспечить развитие разнообразных общественных отношений и на этой основе совершенствовать все элементы правовой системы. В силу универсализма и всеобщности конституция воздействует на предмет всего национального права. Иными словами, конституция, помимо собственного регулирования общественных отношений, содержательно воздействует на все отрасли национального права, на все отраслевое (текущее) законодательство, на судебную и иную правоприменительную практику.

12 декабря в России отмечается День Конституции. Именно в этот день в 1993 году был принят Основной закон государства. О том, как принималась и менялась Конституция - в нашем материале.

Как принималась Конституция

Необходимость появления нового Основного закона в России признали в середине 1990 года. Тогда же на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая должна была работать над документом. В 1992 году - после доработок - VI Съезд одобрил общую концепцию и основные положения Конституции.

Но ни в 1992 году, ни в начале 1993 года новую Конституцию принять не удалось из-за разногласий между исполнительной и законодательной властью: с одной стороны, президент Борис Ельцин и Совет Министров, с другой - Верховный совет, большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президент Александр Руцкой.

Для того чтобы завершить подготовку документа, Борис Ельцин издал указ, согласно которому созывалось Конституционное совещание. На нем присутствовали представители высших органов власти и общественности, которые обсуждали как внесенный Ельциным проект Конституции, так и материалы Конституционной комиссии. В результате более месячной работы совещание выработало и 12 июля 1993 одобрило компромиссный вариант.

События августа-сентября 1993 года обострили кризис в стране, кульминацией которого стали так называемый "Октябрьский путч" и расстрел Белого дома.

После этих событий Ельцин подписывает указ "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы", который дает ему полномочия законодателя. 15 октября президент назначает на 12 декабря всенародный референдум по Конституции. За её принятие проголосовало большинство зарегистрированных избирателей: "за" — 58,43%, "против" — 41,57%.

25 декабря новую Конституцию публикуют в "Российской газете", после чего она официально вступает в силу.

Как менялась Конституция

Конституция России — это Основной закон государства, соответствовать которому должно всё законодательство, начиная от федерального и заканчивая муниципальным уровнями. Многие годы текст Конституции оставался неизменным. Первые изменения в статью 65 были внесены в начале 1996 года, когда о смене названия приняли решение республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Спустя пять лет в тексте Основного закона поменялось наименование республики Чувашия, а в 2003 году — Ханты-Мансийского автономного округа. С 2004 по 2007 годы статья 65 менялась пять раз в связи с объединением некоторых субъектов России. Последний раз в текст вносились изменения 21 марта 2014 года после вхождения Крыма и Севастополя в состав России.

В 2008 году Конституция претерпела, пожалуй, самые существенные изменения. Пятого ноября, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, занимавший тогда пост главы государства Дмитрий Медведев предложил увеличить сроки полномочий президента с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет. Также он предложил конституционно обязать правительство страны выступать с ежегодным отчётом перед Государственной Думой о результатах своей деятельности.

Уже 14 ноября Госдума одобрила проект поправок. Идею изменить Конституцию депутаты восприняли с энтузиазмом. Ко второму чтению в законопроект был внесен ряд поправок. Так, парламентарии предложили переименовать президента России в Верховного правителя, закрепить в преамбуле главенствующую роль русского народа, упразднить Совет Федерации, увеличить полномочия президента до 7, а не 6, лет, а также ограничить полномочия главы государства одним сроком.

В итоге все эти инициативы были отклонены. 21 ноября Госдума большинством голосов (392 "за" и 57 "против") приняла поправки. После утверждения Советом Федерации, проект был направлен в региональные парламенты. К середине декабря все местные законодательные органы власти документ одобрили, и он поступил на подпись президенту. За день до наступления нового 2009 года изменения в Конституцию вступили в силу.

Об отношение россиян к Конституции - к 21-летию документа

— 41% россиян никогда не читал Конституцию. 39% считают, что граждане России в основном соблюдают Конституцию, 36% ответили, что отчасти. О том, что 12 декабря в стране отмечается день Конституции, знают 75% опрошенных. Таковы данные опроса "Левада-центра", проведенного накануне праздника.

— За 2014 год в Конституцию были внесены три поправки. Первая (от 5 февраля) предусматривала объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, а также расширение полномочий президента России по кадровым назначениям в прокуратуре. Вторая (от 21 марта) закрепляла принятие Крыма в состав России. Третья (от 21 июля) дает возможность президенту вводить своих представителей в Совет Федерации; число их не должно превышать 10% общего количества членов.

— 8 декабря президент России поздравил судей Конституционного суда с предстоящей памятной датой. Говоря об изменениях в Конституции, Владимир Путин заявил, что "конституционный процесс никогда не бывает навеки завершенным", а сама жизнь требует внести в основной закон какие-то коррективы.

— В преддверии юбилея председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил: "Я всегда говорил одно и то же. Первое: не вносите в Конституцию того, чего не нужно вносить. Если нельзя не вносить - только тогда вносите. А второе: Конституция - это не священная корова, и не нужно на нее молиться, не притрагиваясь, или наоборот - поскольку мы не готовы к священному - взять и все отбросить: сегодня одно, завтра - другое". Стоит отметить, что ранее Зорькин уже призывал не относиться к Основному Закону как к "священной корове".

Несколько общих и интересных фактов о Конституции

— Конституция России состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений.

— День Конституции в течение 12 лет был выходным днем. В декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс, согласно которым юбилей был признан (всего лишь) памятной датой.

— Конституция побывала в космосе дважды. В 1999 году документ побывал на орбитальном комплексе "Мир", в 2005 году — на борту МКС. В целом Основной закон был в космосе 329 дней.

Кирилл Буланов, Денис Нарыльнев, Андрей Гуцков. сайт