Основные черты конституции российской федерации. Общая характеристика Конституции РФ

Основными чертами конституции (характеризующими ее признаки как юридического документа) являются:

Основополагающий характер;

Стабильность;

Реальность;

Народность;

Высшая юридическая сила.

Основополагающий характер конституции означает то, что конституция регулирует главные, определяющие, ключевые для жизни государства общественные отношения (как правило, конституция не регулирует второстепенные вопросы). Те отношения, которые регулирует конституция, оказывают влияние на все иные общественные отношения и, как правило, носят общий характер. Обычно конституция, несмотря на свой небольшой объем, пытается всесторонне охватить важнейшие общественные отношения. Стабильность предполагает повышенную устойчивость конституционных норм. Это достигается:

* спецификой регулируемых конституцией общественных отношений (носят неизменный, длительный характер на протяжении большого периода времени);

* особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти квалифицированным большинством, либо народом на референдуме).

Реальность конституции подразумевает ее соответствие сложившимся общественным отношениям, политическому и экономическому строю. Противоположностью реальной конституции является фиктивная конституция, которая не отражает фактического состояния общества (например, конституции ряда авторитарных и тоталитарных государств декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а формирование и деятельность органов государственной власти происходят под жестким контролем со стороны правящей партии, хунты и т. д. и носят показной, фиктивный характер).

Народность конституции предполагает:

Участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме);

Отражение в нормах конституции мнения, пожеланий народа (конституция должна соответствовать желанию" народа, чтобы конституционные отношения регулировались именно так, как это есть в конституции, и не иначе).

Высшая юридическая сила означает, что все нормативно-правовые акты, принятые в стране (законы, подзаконные акты), соответствовали и непротиворечили конституции. В случае их расхождения действуют конституционные нормы. Конституция возглавляет всю иерархию нормативно-правовых актов.

  1. Функции конституции

Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции. К основным функциям конституции относятся:

Учредительная;

Организаторская;

Идеологическая;

Информационная;

Стабилизирующая;

Программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что конституция узаконивает (легитимизирует) само государство, общественно-политический, экономический строй, существующую систему государственных органов, отношения по поводу государственной власти, статус личности, основы правовой системы (в современную эпоху цивилизованное государство практически не может существовать без его выражения в праве); устанавливает (учреждает) новые государственные органы, общественные отношения (например, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти Государственную Думу и Совет Федерации, иной статус Президента, новые отношения собственности и статус личности, которые затем стали реальностью).

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает определенный правовой и политический порядок в стране, вносит ясность во взаимоотношения по поводу государственной власти и между органами государственной власти (пример: несмотря на свои недостатки, Конституция РФ 1993 г. упорядочила отношения между органами государственной власти, перевела противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти в более цивилизованные формы).

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она, как правило, отражает соотношение классовых (социальных групп) в обществе и выражает волю, интересы господствующих классов, а также является идеологической базой проводимой ими политики (например, социалистические конституции отражали идеологию пришедших к власти политических сил, оказывали идеологическо-пропагандистское влияние на общество в целом.

Смысл информационной функции в том, что конституция выступает источником информации (как для собственного народа, так и для внешнего мира) о стране, ее политической, экономической и правовой системе, государственных органах, форме правления, форме государственного устройства, статусе личности.

Стабилизирующая функция заключается в том, что конституционные нормы, отличаясь повышенной стабильностью, удерживают развитие общества в определенном русле, не позволяют бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс (что несет в себе опасность разрушения общества и государства), укрепляют сложившиеся общественные отношения.

Программная функция заключается в том, что конституция:

Содержит ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее (например, норма-программа современной Конституции России о стремлении отменить смертную казнь);

Закрепляет некоторые общественные отношения, которые в момент ее принятия являются новыми, не имеют широкого распространения, однако благодаря такому закреплению данные отношения постепенно становятся реальностью, тем самым конституция "программирует" общественное развитие, задает ему тон (например, Конституция РФ 1993 года закрепила новые для России отношения рыночной экономики, подлинного федерализма, новую систему органов государственной власти, что заложило основу их дальнейшего развития и превратило их в реальность сегодняшнего дня).

Основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны. Основными чертами Конституции РФ можно назвать основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Подчеркнем, что мы называем эти характеристики, понимая, что в чем-то они могут оставаться идеалами, к которым надо стремиться. И пусть каждый читатель делает выводы сам - и относительно того, что существует и чего нет в жизни, и насчет собственной роли в укреплении авторитета Конституции.

Основополагающий характер

Как мы могли это уже частично видеть, основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер. Его задачи - во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; во-вторых, использовать минимум норм для этого; в-третьих, в отобранных нормах ясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.

Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, что оставить за ее бортом - эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию подготавливает и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений.

Законодатели, даже понимая, что они - не боги и могут в чем-то ошибиться, тем не менее для ряда отношений зачастую предусматривают исключительно конституционный уровень их регулирования. Речь идет при этом именно о важности соответствующих общественных отношений и использовании основополагающего характера конституции. Например, по российской Конституции 1993 г. это относится к главам 1 и 2 - об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина.

Конечно, это может как стимулировать, так и в определенной ситуации затормозить общественное развитие (в дальнейшем мы еще будем касаться данной проблемы). И один существенный вопрос, который для этого надо решить: как "поднять" общественные отношения на конституционный уровень регулирования и, наоборот, как от него отказаться, если для определенных общественных отношений перестала быть необходимой их база в конституции как основополагающем документе? Не исключая того, что в ходе развития общества некоторые отношения, которым в конституции уделено скромное внимание, вдруг получат более интенсивное развитие, а внесение дополнений в конституцию затруднено из-за сложности самой подобной процедуры, законодатель может допускать для начала регулирование соответствующих вопросов актом текущего законодательства. Кроме того, он не допускает оценки этого уровня регулирования как менее полноценного, чем конституционное регулирование. Именно такой вариант избран в российской Конституции 1993 г. по отношению к правам и свободам человека и гражданина: в ч. 1 ст. 55 сказано, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Раз так, то свою роль играет и их текущее законодательное регулирование.

Таким образом, основополагающий характер конституции и ее норм надо брать как факт ее социально-политической ценности, а не как предпосылку "вечности" того или иного реестра общественных отношений только потому, что они попали в конституцию.

Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции. Специфика Конституции 1993 года обусловлена тем, что она оказывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 году. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 году Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г . наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.


Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.

Причинами замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.

Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. . Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР.

— это сложный, многосторонний документ, основной закон государства и общества.

Конституцию можно рассматривать:

  • как политический документ, в котором закрепляется соотношение политических сил страны в борьбе за власть;
  • как идеологический документ, в котором провозглашаются основные цели, стоящие перед обществом, государством, личностью;
  • как юридический документ, который обладает особыми .

В Российской Федерации заложены демократические начала; так, она предполагает, что все члены общества являются полноправными гражданами, что конституция принимается с участием большинства граждан, хотя при этом не забывают и права меньшинств. Таким образом, действующая Конституция Российской Федерации по своей сути является конституцией демократического правового государства, выражая волю многонационального российского народа: принята путем всенародного голосования, закрепляет основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и органов местного самоуправления.

Конституция — это основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий основы конституционного строя, определяющий форму государства и его властные органы. Конституция является основным законом государства.

Основные черты конституции:

  • основополагающий характер. Конституция как акт высшей юридической силы является нормативной базой всего законодательства. Она обеспечивает внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами;
  • реальность конституции. Данный признак предполагает ее соответствие сложившимся общественным отношениям;
  • народность конституции , что предполагает: участие народа в создании и принятии конституции (общенародные дискуссии о новой конституции, разработка, принятие конституции избранным народом парламентом, принятие конституции народом на референдуме); отражение в нормах конституции мнения народа (конституция должна соответствовать желанию народа).

Важнейшим признаком конституции является ее стабильность. Этот признак предполагает повышенную устойчивость конституционных норм, что достигается особой процедурой принятия конституции, внесения в нее изменений и дополнений (как правило, конституция принимается высшими органами государственной власти — квалифицированным большинством либо народом на референдуме). Конституции, отвечающие требованиям стабильности, носят «жесткий» характер.

Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта

Позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств относятся следующие.

Верховенство Конституции РФ. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов России. Почему? Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция — это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

Высшая юридическая сила Конституции РФ. Юридическая сила нормативного акта — это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции.

Прямое действие Конституции РФ. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы ее могут применяться прямо и непосредственно.

Конституция РФ — ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

Учредительный характер Конституции РФ. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции. Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что сс предписания выступают в качестве первоосновы, т. е. являются первичными. Это означает, что для установления тех или иных положений Конституции не существует никаких правовых ограничений. Ни одно из ее положений не может быть признано недействительным по причине несоответствия какому-либо правовому акту данного государства. Однако у любой конституции имеется социальный «потолок»: она должна соответствовать историческим, социальным, международным условиям, учитывать существующие традиции, преемственность конституционного развития страны и др.

Стабильность Конституции РФ. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения. Отдельные же, наиболее важные ее главы (гл. 1, 2) являются практически неприкосновенными, их изменение почти равносильно принятию новой конституции.

Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

— это нормативный документ, обладающий особыми юридическими признаками, определяющий основные принципы устройства общества и государства, закрепляющий основные права и свободы человека и гражданина.