Система права во франции. Правовая система франции и ее особенности Национальная правовая система франции

Французское право, с одной стороны, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:

1)романскую , куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2) германскую , включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право . Франция прошла длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединой XX в.) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций. Во-первых, эти кодексы не преследуют цели «переосмыслить» совокупность норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Во-вторых , по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая «классическое» распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности. И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение ее актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления . Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права . Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права. Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона». Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

Справочная правовая система (информационно-правовая система) ‒ это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещенную с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации.

Решение проблемы доступа к правовой информации возможно за счет использования информационно-правовых систем по законодательству. Во второй половине 60-х годов на Западе начали использовать компьютерных технологий для работы с законодательной информацией. Развитие современных технологий и средств телекоммуникаций способствовало появлению справочных правовых систем, информационных баз данных, которых позволяли собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов. Практика показала, что компьютерные базы данных для хранения правовых актов должны иметь значительную специфику, поскольку они предназначены для хранения и обработки неструктурированной (текстовой) информации. Специфика информационно-правового обеспечения обусловила и появление специализированных компьютерных справочных правовых систем, с помощью которых конечный пользователь работает с текстами правовых актов. Эти компьютерные системы обеспечивают пользователю весь необходимый ему информационно-правовой сервис при работе с правовыми базами данных.

Необходимо отметить, что компьютерные технологии позволили провести систематизацию законодательства. Вообще систематизация законодательства не связана с компьютерными технологиями - она постоянно стояла (и до появления компьютеров) перед обществом - и обусловлена тем, что законодательные акты надо приводить в соответствие с требованиями сегодняшнего дня (отменять, изменять устаревшие акты, издавать новые, более совершенные и более обобщенные акты и т.д.). Однако без использования компьютерных технологий проводить систематизацию законодательства, включающего сотни тысяч текстов правовых актов, чрезвычайно затруднительно.

Именно компьютерные технологии предоставляют необходимый инструментарий для проведения всеобщей инвентаризации (ревизии) правовых актов, а затем инкорпорации и консолидации законодательства.

В последние годы растет число автоматизированных систем правовой информации как в нашей стране, так и за рубежом. Информационно-правовые системы разработаны и поддерживаются практически во всех странах, например: в США - WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS; в Великобритании - INFOLEX, PRESTEL; POLIS, LEXIS; в Италии – ITALGUIRE; в Бельгии – CREDOC; в Германии – Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии – FINLEX; во Франции – IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т.д. Во многих странах предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации, но в настоящее время в большинстве случаев информационно-правовые системы носят негосударственный характер.

Первоначально информационно-правовые системы строились на основе стандартных систем управления базами данных (СУБД) по принципу элементарной картотеки и позволяли производить лишь простейший поиск документов по отдельным реквизитам. По мере совершенствования систем в них включались полные тексты документов, программные комплексы оснащались различными видами поиска, расширялись возможности аналитической работы с документами. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысяч нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу. Не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д. При этом процедура поиска требуемой информации должна быть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, чтобы успешно завершиться даже при минимальной информации.

Важной вехой в развитии информационно-правовые системы стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных. Для этого в системах отслеживаются логические связи между документами (редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы). С целью упрощения работы пользователей для каждого документа формируются списки корреспондентов и респондентов.

Существенным дополнением к техническим возможностям информационно-правовые системы стала во всех системах юридическая обработка документов. Под этим понятием понимается аналитическая работа юристов по проверке и исследованию нормативных актов в целом и их отдельных частей, по выявлению места документа в правовой системе, определению прямых и косвенных связей между документами и правовыми нормами. Составной частью юридической обработки является составление редакций документа, подготовка комментариев и справок.

Таким образом, пройдя несколько этапов в своем развитии, современные информационно-правовые системы представляют собой совокупность массива правовой информации и программного комплекса, позволяющего специалисту эффективно работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, определять место документа в правовой системе, выводить информацию на печать и т.д.).

Разработка информационно-правовой системы США LEXIS, которая является автоматизированной системой поиска по полным текстам юридических документов, началась еще в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. – Австралии. В информационной базе системы находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г.

– английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS – NEXIS и доступна в том числе и через сеть Интернет.

Среди пользователей юридической информации широкое распространение помимо информационной системы Lexis (разработка фирмы Mead Data Central) в настоящее время получила система Westlaw (фирмы West Publishing Co.). Эти системы являются сетевыми системами, обеспечивающими интерактивный удаленный доступ пользователей к информации в так называемом режиме работы "online". Системы Lexis и Westlaw постоянно развиваются, и информация в них пополняется. Обе системы обеспечивают пользователя полными текстами законодательных решений федеральных органов власти и органов власти всех штатов (Statute Law), а также включают тексты судебных решений федеральных судов и судов в штатах (Case Law). В системы включены обзоры и статьи из юридических журналов, различные материалы юридических организаций и т.д. Более того, пользователям этих систем доступны материалы информационных систем общего назначения: система Lexis объединена с информационной системой Nexis (это отражено и в названии системы: более точное современное ее название - Lexis/Nexis), а в системе Westlaw можно использовать системы Dialog и Dow Jones. Обе системы могут быть запущены для работы во всех наиболее распространенных современных операционных средах (: MS DOS, MS Windows для IBM и Macintosh), обеспечивают передачу документов результатов поиска не только на магнитный диск в виде обычного текстового файла (т.е. ASCII-файла), но и в редакторы текстов MS Word или WordPerfect, с которыми привык работать пользователь, а также в системах имеются демонстрационно-обучающие и информационные подсистемы. Различия систем связаны с важными, но часто не принципиальными особенностями организации баз данных и особенностями взаимодействия пользователя с системой - видом экрана, организацией пользовательских меню, а также языком запросов. По оценкам некоторых экспертов начать работать с системой Westlaw проще, чем с системой Lexis/Nexis, однако последняя система включает более полные базы данных, в частности, связанные с законодательством европейских стран. Для обучения на юридических факультетах американских университетов используются обе рассматриваемые системы. В конце 1994 года у системы Lexis/Nexis сменилась компания-владелец. Англо-датская издательская компания Reed Elsevier P.L.C. купила и фирму-разработчика Mead Data Central, и информационную систему Lexis/Nexis. Новый владелец планирует изменить название купленной фирмы и дать ей имя информационной системы Lexis/Nexis (ниже в тексте статьи, упоминая систему Lexis/Nexis, будем ссылаться на ее компанию-владельца, если речь идет о сегодняшнем использовании системы, и употреблять название фирмы-разработчика Mead Data Central, рассматривая прошлое системы). Системы Lexis/Nexis и Westlaw можно назвать специализированными публичными системами правовой информации.

В Соединенных Штатах создано и используется большое число информационных систем общего назначения.

Наиболее распространены из информационных систем общего назначения следующие:

1. Информационные системы общего назначения Dialog и Dialog on West содержат краткие и подробные аннотации и тексты газетных и журнальных статей, отчетов фирм, книг из самых разных областей точных наук, техники, технологии, социальных наук, медицины, статистики, бизнеса и финансов, права, культуры и образования с 1850 года до настоящего времени.

2. Информационная система Nexis создана фирмой Mead Data Central. Система Nexis отличается от других информационных систем тем, что в нее включены полные тексты статей, обзоров, документов, а не их аннотации, как это было сделано, например, в системе Dialog. В базы данных системы включены тексты статей важнейших газет с 1977 года и многих журналов с 1975 года.

3. Электронная библиотека Dow Jones является крупнейшей информационной системой в области бизнеса, экономики и финансов. В ней отражается (с 15-минутной задержкой) котировка ценных бумаг более 6 тысяч компаний и фирм. В нее включены материалы с анализом прошлого развития и анализом тенденций развития различных компаний, фирм и рынка в целом.

4. Электронная библиотека NewsNet обеспечивает работу с более чем 140 периодическими изданиями по современным областям науки и техники, предоставляя пользователям развернутый анализ и квалифицированное мнение специалистов.

5. Библиотека Newsletter Database включает 89 периодических изданий по вопросам сохранения окружающей среды, питания, лекарств и здоровья людей, финансовой сферы и законодательства в этих областях.

6. Система HRIN (Human Resources Information Network) содержит 24 периодических издания с информацией по трудовому и налоговому законодательству, страховым компаниям и их услугам и другим связанным с людскими ресурсами вопросам.

Система Compuserve включает более 100 баз данных, в которых выделено более 500 различных областей, обеспечивает информацию об акциях и ценных бумагах более 40 тысяч компаний и фирм, информацию о составе и пищевой ценности различных продуктов питания, банковском обслуживании, международные, национальные и местные новости, электронные игры, электронную почту, сообщения о погоде, общую финансовую и экономическую информацию, образовательные данные.

В настоящее время большинство информационных систем можно использовать через широко известное средство связи Интернет (Internet).

Как и во всем мире, в США предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации. Так, с 1971 г. в США для нужд Конгресса на государственные средства создавалась правовая система JURIS (Justice Retrieval and Inquiry System), которая является информационной системой Министерства Юстиции США и предназначена для использования федеральными атторнеями. Система является сетевой и работает в интерактивном режиме. Однако уже с 1982 г. государство вынуждено было договориться о совместном финансировании проекта с частной фирмой West Publishing Company. С октября 1993 г. система целиком передана в руки двух частных компаний – West Publishing Company и Mead Data Systems.

В настоящее время в США в ряде федеральных учреждений и учреждениях штатов используются государственные системы правовой информации:

Cистема FLITE (Federal Legal Information Through Electronics) Министерства Обороны, которая имеет наибольший период практического использования. Она функционировала в пакетном режиме, когда пользователь по почте посылал запрос в вычислительный центр, и по почте же получал ответ. Система FLITE позволяет использовать систему JURIS и систему Dialog.

Система RIRA включает материалы по налоговому законодательству и судебным решениям в этой области. Она предназначена для использования в Государственной налоговой службе (Internal Revenue Service).

Необходимость обращения к указанным государственным системам правовой информации может возникнуть в случае, когда вставшая перед пользователем проблема требует знакомства с решениями всех органов власти или требуемые данные не доступны в публичных системах правовой информации.

Система Law on Disc ("Право на диске") фирмы Michie Company - одна из первых (1990 год) появившихся на рынке систем правовой информации на компакт-диске, содержит информацию по штату Нью-Мексико. В базы данных системы включена информация по законодательству, действующему в штате, информация по судебным решениям в этом штате с 1945 года, а также определенная правовая информация с момента основания штата в 1848 году. Коммерческий успех системы вызван многими удачными решениями по организации баз данных и поиску информации в ней, которые привели к простоте ее использования и малому времени поиска данных. Например, каждый судебный случай имеет ряд характеристик: наименования сторон, дата судебного решения, его номер, фамилия судьи, готовившего решение, ссылки на другие судебные дела, текст, название суда, имена других судей. Список баз данных правовой информации, поставляемых на компакт-дисках, в 1994 году составил свыше 400 названий (это в два раза больше, чем в 1993 году). Компании Westlaw Publishing Co. и Reed Elsevier Inc. в настоящее время также предлагают базы данных на основе компактдисков. Они борются за пользователя и другим путем предлагают новый вид услуг "on-line": доступ к ограниченному набору баз данных по определенной тематике за меньшую стоимость. Например, в рамках системы Lexis для малых юридических фирм (фирм, где работает меньше 10 юристов), компания Reed Elsevier Inc. начала программу MVP (The Most Valuable Part of Lexis).

В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска юридической информации стала бельгийская система CREDOC. Она появилась на свет в 1967 г. благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с информационной базой для получения интересующих данных. Изначально работа была построена таким образом, что пользователю в первую очередь необходимо было обращаться в специальное информационное бюро.

И уже из этого бюро приходил ответ, содержащий адресную информацию о законодательных документах. Причем срок ожидания ответа был довольно велик – от двух до восьми дней. Позднее некоторые юридические электронные картотеки начали работать в диалоговом режиме, обладая сетью терминов в библиотеках, и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, созданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике. Все электронные картотеки, при всех их достоинствах, отличает то, что они не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов. Поэтому более удобно полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.

В Германии наиболее известны система JURIS, которая включает банки данных: федерального законодательства, документов по судопроизводству, административных актов, публикации в области права, система LEXINFORM, включающая полные тексты налоговых законов, судебные решения, рефераты статей.

В Австрии действует система RDB, содержащая банки данных полных текстов по судебным решениям и статьям судебного корпуса.

В Швейцарии создана собственная юридическая информация SWISSLEX, содержащая полные тексты судебных решений, налоговых разбирательств и решений федеральной администрации, планируется ввод свода законов.

Во Франции юридические банки данных объединены в одну государственную компанию, включающую системы CEDIJ (совет государственных служб), JURISDATA (используется Парижской адвокатурой) и SYDGNI (используется прокуратурой).

Большинство из действующих в настоящее время систем объединяет в себе глобальная сеть Internet.

В России первые правовые системы появились по инициативе государства, так как любая организация в своей деятельности должна опираться на нормативные акты: Законы, Указы Президента, Приказы и письма министерств и ведомств. Руководству предприятий, в том числе и контролирующие органы, ежедневно приходится принимать ответственные решения, требующие владения актуальной правовой информацией, для изучения которой может не хватать ни времени, ни квалификации. В рамках программы правовой информатизации в 1975 году был создан Научный центр правовой информатизации (НЦПИ). Основная задача Центра - разработка справочных систем и государственный учет правовых актов. Созданная Центром правовая система долгое время была доступна только узкому кругу органов государственной власти и научных организаций. В настоящее время она известна как база данных “Эталон” НЦПИ Министерства юстиции России. Сегодня “Эталон” распространяется и на коммерческой основе. Достаточной полнотой и известностью обладает база данных Федерального Собрания (Верховного Совета СССР), но возможность ее свободного использования закрыта.

Первоначально все правовые системы распространялись как “профессиональные”. Но жесткая конкуренция заставила некоторых производителей (АРБТ, Юрисконсульт, Референт, Дело и право, Ваше Право) перейти в разряд “массовых”.

Подавляющее большинство пользователей работает с негосударственными справочными правовыми системами, которые стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов. В 1989 году вышла первая версия системы “ЮСИС” (Агентство Intralex), в 1991 году - “Гарант” (“Гарант-Сервис”), в 1992 году - “Кодекс” (ГП “Центр Компьютерных разработок”, Санкт-Петербург), ”КонсультантПлюс” (АО “КонсультантПлюс”) и ряд других.

Всего на Российском рынке известно более десяти разработчиков коммерческих правовых систем, но упомянутые выше являются наиболее распространенными среди пользователей и оказывают максимальное влияние на формирование рынка правовых систем.

В настоящее время распространенные на рынке России профессиональные юридические справочные системы (среди них первые три места по распространенности принадлежат системам "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс") достигли высокого уровня развития. Все три отвечают профессиональному уровню и современным стандартам юридических систем.

Существует множество параметров описывающих особенности программной реализации компьютерной базы данных по законодательству или справочной правовой системы: объем информационного банка (количество документов в системе), возможность формирования пользовательской базы из произвольного набора тематических рубрик, скорость поиска документов, актуальность информации и оперативность поступления документов, отсутствие ошибок в текстах документов или степень их аутентичности оригиналу, организация удаленного доступа к базе через телекоммуникационные линии и ряд других важных характеристик, гипертекст – то есть такая организация текста, при которой отображение и доступ к информационным блокам представлены в виде логических связей и явно указанных переходов.

Практически каждый разработчик информационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. В соответствии с вышесказанным информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы:

1). Профессиональные юридические системы.

2). Системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства.

3). Информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы).

4) Отраслевые справочные системы.

5). Электронные правовые справочники.

Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации.

1. Профессиональные юридические системы

В состав профессиональных юридических систем входят универсальные и специализированные разделы базы данных, содержащие документы международного права, России и СССР, выпущенные высшими органами государственной власти и управления, а также разделы с законодательством субъектов Российской Федерации. В универсальные разделы включаются документы, относящиеся ко всем отраслям права. Специализированные разделы содержат полный комплект документов и сопроводительную аналитическую информацию по определенной тематике.

2.Системы арбитражной практики

Эти системы содержат судебную, арбитражную и иную правоприменительную практику, нормативные акты, формы процессуальных документов, справочную информацию и т.д. Системы строятся по территориальному, тематическому принципу или по принципу принадлежности документов к определенной судебной инстанции.

3.Информационно-консультационные системы

Основу этих систем составляют комментарии к законодательству и консультации по его применению. Достаточно часто в них помещаются аналитические разработки, позволяющие эффективно применять законодательство в различных ситуациях (например, "Налоговый календарь", "Справочник курсов валют" и т.п.). Практически во всех системах есть раздел, состоящий из типовых бланков деловых бумаг, соответствующих действующему законодательству и отвечающих требованиям современного делопроизводства (формы бухгалтерской отчетности, грузовая таможенная декларация, договоры, контракты, формы исковых заявлений и др.).

4.Отраслевые справочные системы. Эти системы представляют собой полнотекстовые электронные библиотеки нормативно-правовых и нормативно-технических документов, справочного материала и другой необходимой информации для специалистов отдельных отраслей. Значительную часть материалов составляют документы, которые устанавливают комплексы норм, правил, требований, и являются обязательными для использования в определенных областях экономики.

В основу всех систем положены разделы с правовыми актами законодательных и исполнительных органов государственной власти России. В состав этих разделов включаются как основополагающие документы, касающиеся деятельности всех предприятий и граждан, так и ведомственные узкоотраслевые акты. При комплектовании этих разделов в обязательном порядке учитывается мнение специалистов, ведомств, а также наиболее авторитетных организаций. Большой интерес для специалистов представляют разделы с нормативно-техническими документами,

Важное значение при комплектовании систем придается подготовке разделов со справочной и аналитической информацией. В эти разделы включаются материалы справочного и консультационного характера, необходимые в повседневной деятельности, а также авторские разработки наиболее авторитетных специалистов. Все документы представлены в виде электронных копий официальных изданий, в полном объеме отражающих содержание оригиналов, включая формулы, таблицы, рисунки, схемы и т.д.

Обобщение и анализ требований, предъявляемых специалистами к информационным ресурсам, позволили создать ряд специализированных справочных систем для различных отраслей. Среди них наиболее динамично развивающиеся и "документоемкие". В отличие от традиционных информационно-правовых систем в специализированных системах, кроме текстовых, очень часто используются графические формы представления информации (графики, иллюстрации, чертежи и т.д.), что требует специальных технологий обработки документов.

5.Электронные правовые справочники

Каждый справочник представляет собой информационно-аналитическую систему многоцелевого назначения. Информация для справочников отбирается квалифицированными юристами таким образом, чтобы наиболее полно отразить позицию законодателя по тому или иному вопросу и предоставить пользователю максимум правовых материалов. В результате каждый электронный правовой справочник представляет собой своеобразный дайджест, сформированный по тематическому принципу. Это образцы правовых документов с подробными разъяснениями юристов по порядку их оформления, ответы юристов, разъясняющие порядок действий граждан в типичных ситуациях, обобщение судебной практики по отдельным вопросам, юридический словарь и т.д. Некоторые справочники содержат электронные версии печатных изданий. Особенностью этих систем является возможность одновременной работы с печатным и электронным текстами издания. Использование разделов с аналитическими авторскими материалами позволяет существенно упростить работу по сопоставлению экономических и юридических категорий и терминов, по установлению корректности использования норм законодательства в конкретных ситуациях.

Создание эффективной системы распространения правовой информации для современного общества является трудно актуальной проблемой, т.к. очевидно, что никакая реформа экономического уклада и политического устройства в стране невозможна без доступа к правовой информации. Можно выделить три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения правовой информации.

Первая проблема обусловлена тем, что государственные структуры, выпускающие правовые документы, недостаточно открыты.

Вторая проблема связана с созданием действительно эффективных и доступных для массового потребителя каналов распространения правовой информации. Профессионально работающие государственные средства массовой информации играют важную роль в распространении правовой информации, но реальная доступность правовой информации широкому кругу потребителей сегодня достигнута прежде всего благодаря массовости тиражей независимых специализированных изданий. При этом определяющее значение для решения проблемы доступа к правовой информации приобретает распространение компьютерных электронных средств массовой информации.

Третья проблема - создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом самой разнообразной правовой информации. Этими инструментами являются компьютерные справочные правовые системы.

Компьютерная информационно- правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

Технологии компьютерных информационно-правовых систем позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся правовой информации. В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения информационно-правовых систем.

Во-первых, хотя эти системы и предоставляет возможность получить полную, достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании текстов тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на информационно-правовых систем, а на официальный источник публикации.

Во-вторых, несмотря на то, что в информационно-правовые системы включен большой объем консультаций, комментариев, рекомендаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, следует четко понимать, эти материалы не могут во всех деталях повторять конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в информационно-правовые системы, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации, необходима определенная квалификация пользователя, чтобы безошибочно установить само это соответствие.

Уникальные свойства компьютерных систем позволяют специалисту найти различные правовые акты и другие документы по интересующей его проблеме в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными оригиналами. Учитывая вышесказанное, компьютерные информационно-правовые системы постепенно становятся стандартным программным обеспечением рабочих мест специалистов различного профиля. Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить произвольно поставленную задачу. Постоянное совершенствование технических и программных средств, обеспечивающих доступ пользователей к информационно - правовым ресурсам для поиска необходимой информации, дальнейшее развитие новых технологий хранения больших объемов информации при высокой скорости ее обработки и передачи пользователям позволяют обеспечить полноту, достоверность и своевременную правовую информированность общества и граждан.

Франция- это, в отличие от США, страна конституционного плюрализма. Каждому значимому этапу в истории ее государственной жизни соответствовала свой конституционный документ.

«Франция- это страна, где наиболее четко утвердилось деление права на публичное и частное, идущее от римского права. Практическое применение этого деления выразилось в дуализме судебных систем, одна из которых - это иерархическая система судов, находящихся под суверенной властью кассационного суда, а другая- судебная система, во главе которой стоит Государственный совет».

С другой стороны, можно утверждать, что Франция- это страна кодексов. Кроме классических, наполеоновских ГК (1804), Уголовного кодекса (1810 г.), Уголовно-процессуального кодекса (1810 г.), Гражданского процессуального (1806) и Торгового кодексов (1807) после 1939 г. были приняты многочисленные узкоотраслевые кодексы: Дорожный кодекс, Жилищный кодекс, Таможенный кодекс, Общий налоговый кодекс, Сельский кодекс, Горный кодекс, Административный кодекс, экологический кодекс, Кодекс городского планирования, Кодекс общественного здоровья, семьи и социального обслуживания, кодекс организации компаний и др.

Особенностью этих консолидированных актов является то, что «они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов». Причем объем и значимость регламентарной составляющей во Франции достаточно велики. Тщательно ограничивая сферу законодательной деятельности парламента и четко подразделяя существующие законы на финансовые законы, программные законы и органические законы, Конституция «представляет никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительно-распорядительными и иными государственными органами».

Прежде всего это ордонансы , т.е. акты принимаемые правительством с разрешения парламента.

Другая разновидность делегированного законодательства правительственные декреты . «Некоторые из них могут быть приняты непосредственно самим правительством, однако после заключения Конституционного Совета,.. Другие же декреты издаются президентом страны без предварительных их обсуждений в правительстве и без каких-либо заключений». Наконец, к нормативным актам относятся постановления, инструкции, циркуляры, уведомления.

В целом следует отметить, что в современной правовой жизни закон потерял свое былое могущество. Наряду с актами исполнительной власти, (о чем сказано выше) другими источниками права являются судебная практика и обычаи. В то же время вопрос о признании доктрины источником права является дискуссионным.

Французское право как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789--1794 гг. и в первые, последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799--1814 гг.).

Благодаря особенностям исторического развития, в котором нашли себе выражение в совместной гармонической деятельности различные факторы правообразования, а в эпоху великой революции с особой ясностью определились основные устои социально-экономического быта Европы XIX века, -- отлилось в цельную и законченную систему норм, не превзойдённую и до сих пор ни в общем материальном содержании, ни в техническом совершенстве ни одним из законодательств континентальной Европы. Несмотря на то, что в его создании участвовали очень разнообразные влияния и разного рода исторические случайности, оно является, по существу и по происхождению, национальным, что не помешало ему оказать огромное влияние на юридическое развитие других стран Европы. Будучи в своем современном состоянии принципиальным и последовательным выражением нового порядка жизни XIX столетия, оно является, вместе с тем, продуктом долгого исторического развития и последовательной творческой деятельности судов и теоретической юриспруденции. Арсеньев Э.А. "Франция под знаком перемен." М.: "Политиздат", 1984 г.

История французского права, как и история Франции, восходит к галльско-кельтским основам, но определить состав и влияние последних на дальнейшее юридическое развитие Франции нет возможности, за отсутствием данных. С гораздо большей отчетливостью установляются раннегерманские основы французского права, в древнейших памятниках германского права, правдах салических и рипуарских франков. К этим источникам непосредственно примыкает первоначальная законодательная деятельность французских королей дома Каролингов, выражавшаяся в капитуляриях. Больше, чем в Германии, заметны во Франции, в раннюю эпоху её развития, следы влияния римского права, проявляющиеся как в ряде юридических формул и грамот Каролингского периода, так и в некоторых литературных памятниках. Юг Франции и после разложения раннефранцузской монархии Карла Великого продолжал во многих отношениях жить по «писанному», то есть римскому праву, в особенности в области обязательственного права, более развитого здесь благодаря оживлённой торговой деятельности в городах Южной Франции. Бунин И.М. "Франция перед парламентскими выборами 1986 г.: Научно--аналитический обзор." М., 1986 г.

Остальная Франция, подобно Германии, в эту эпоху почти целиком захватывается феодальными порядками и долгим процессом создания нового обычного права, в котором остатки старых культурных влияний часто составляют лишь форму, но не содержание норм. Дальнейшее юридическое развитие приурочивается именно к этому источнику, послужившему исходным пунктом и законодательной, творческой судебной и научной деятельности юриспруденции. Произвольный состав феодальных норм обычного права постепенно воспринимает в себя, благодаря этой деятельности, правомерные начала. Самые нормы становятся по содержанию все более и более схожими и общими, благодаря сравнительному уравнению основ феодального быта более позднего времени, и затем последовательно объединяются и в формальном выражении, которое дает официальная редакция кутюмов. С XVI века и законодательная власть, и юриспруденция ставят себе определенную задачу создать полное единство французского права как по составу норм, так и в особенности по их источнику, которым является исключительно единая государственная власть, освобождающаяся от феодальных и церковных оков. Обычное право приводится постепенно в единый и цельный вид деятельностью французских юристов, а королевские ордонансы восполняют пробелы этой работы или создают вместо отживших постановлений цельные и технически завершенные институты права. Кодификация всего права страны становится главной целью этой деятельности. Глебов В. "Государственный строй Франции." М.: Госюриздат, 1958 г.

К концу XVIII века французское право оказывается вполне подготовленным для выполнения этой задачи, и творцам французского гражданского кодекса остается лишь подвести итоги предшествовавшей работы, чтобы создать этот замечательнейший образчик законодательного искусства нового времени. Чистота и ясность положенных в его основу принципов содействовали тому, что, несмотря на быстрое развитие различных сторон гражданско-правовой жизни XIX века, Кодекс подвергся лишь частичным изменениям, которые он воспринимал с замечательной эластичностью, без вреда для целости и логической стройности своих постановлений. Параллельно с гражданским кодексом шло развитие торгового права, составившего во Франции особую систему норм.

В своём содержании гражданское право Франции переживало, в связи с изменением состава своих источников и форм социально-экономического и культурного быта, различные стадии. Древнейшее право варварских правд, особенно салической, захватывало ещё очень раннюю эпоху развития, когда самоуправство и формализм проникли в юстицию, гражданское правонарушение не отличалось от уголовного, месть и денежные штрафы служили средствами восстановления правды, гражданско-правовые отношения были крайне неразвиты и регулировались законом лишь в очень незначительных случаях. В капитуляриях замечалось стремление поставить рядом с народным судом суд административный, облегчить древний формализм, смягчить самоуправство, взять под покровительство закона, короля и церкви некоторые интересы слабых (опека, наследование); но и этот источник права, как и ранние ордонансы, захватывал гражданское право в очень незначительном объеме. Юридическая сделка, произвол сильного и некоторые обычно-правовые устои -- в это время главнейшие творцы правоотношений. Эпоха нового обычного права дала уже гораздо более полную картину гражданско-правового развития страны. Право ранних кутюмов -- целиком право феодального порядка отношений, с его неравенством состояний (целая градация высших и низших в области гражданской правоспособности), дроблением форм обладания, носивших более или менее зависимый характер, неразвитый гражданский оборот, строгую отцовскую и супружескую власть, опеку в интересах опекунов, а не опекаемых и т. п. Завьялов Н. "Франция накануне выборов" //МЭиМО, 1995 г., №17-18.

В дальнейшем развитии, при сохранении, вплоть до революции, основ «старого порядка» и в области гражданского права, феодальное право подвергалось значительному смягчению. На первом плане стоял постепенный рост личной свободы в городах и образование начал общей гражданской правоспособности горожан, а затем, по мере прогресса освобождения крестьян -- и этих последних. Рядом с развитием свободы личности шёл рост свободной собственности в городах и затем в области сельского землевладения не только дворянского, освобождавшегося от обязательной службы, но и свободного крестьянского. Усиление торгового, а затем и гражданского оборота содействовало образованию развитого обязательственного права, опиравшегося на римские основы, и особых постановлений торгового права. В детальных нормах, развивавшихся юристами для регулирования отношений вещного и обязательственного права, явно была видна тенденция покровительства принципам свободы собственности, личности и оборота. Крутоголов М.А. "Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности." М.: Наука, 1988 г.В семейном праве этому движению соответствовало развитие эмансипации совершеннолетних детей, а в наследственном -- склонность к ровному разделу наследства и постепенное укрепление свободы завещаний и дарений, хотя в этом последнем отношении французское право и до сих пор осталось более консервативным. До конца старого порядка удерживались феодальные основы общего строя вещных отношений, с дроблением собственности на верховную и зависимую, и сохранялись институты наследственных рент и аренд, хотя предпринят был ряд мер к ограничению их, фидеикомиссов и т. п. В области семейного права замечалось господство церкви и церковного права в делах брачных и семейных и стоявшее в связи с этим ограничение личных прав некатоликов, евреев и иностранцев. Революционному законодательству пришлось отсечь эти основы старого порядка энергичными мерами. Рядом законов 1789--1793 гг. произвелось уничтожение всех остатков феодальных вещных прав, провозглашено господство чистой собственности, в области брачного и семейного права было устранено всякое влияние церкви, провозглашено равноправие иностранцев, евреев и всех вероисповеданий. С отпадением этих ограничений получили полное признание все те нормы обычного и римского права, которые были выработаны или закреплены французской юриспруденцией для частных отношений с целью покровительства новому порядку отношений, основанных на свободе личности, собственности и договора. "Конституция и законодательные акты Французской республики". Госюриздат, 1958 г.

Современное французское право, изложенное в гражданском кодексе и позднейших узаконениях, характеризуется, прежде всего, последовательным и принципиальным развитием указанных выше отношений. Принцип равенства всех французов перед законом проводится кодексом во всей последовательности. Вся полнота гражданских прав принадлежит каждому французскому гражданину, без различия вероисповедания, состояния, сословия и национальности. Обязательный гражданский брак дает возможность брачного общения лиц разных вероисповеданий. Свобода расторжения брака гарантирует личность в браке от принудительной брачной зависимости. Полная секуляризация актов гражданского состояния устраняет всякую зависимость от Церквей и сект в области регистрации основных моментов в жизни лица. Некоторые налагаемые на иностранцев ограничения в пользовании гражданскими правами, созданные Кодексом, в настоящее время не имеют практического значения. Охрана личности малолетних установлена законами об ограничении родительской власти и достаточно совершенной опекунской организацией. Решительное и безвозвратное упразднение всякого рода феодальных форм обладания обеспечило последовательное проведение начала свободной собственности, которая считается единственной нормальной формой обладания, допуская рядом с собой лишь выработанную в интересах самой собственности систему сервитутов, но не каких-либо других вещных прав, так или иначе связывающих свободное распоряжение собственностью. Ни заповедные имения -- фидеикомиссы, -- ни наследственные аренды, ни чиншевые права и им подобные формы не могут быть установлены ни путем сделок прижизненных, ни на случай смерти (полный запрет на так называемую фидеикомиссарную субституцию). Аренды и узуфрукт могут быть только срочными или пожизненными. В видах устранения всяких привилегий проведено начало полного равенства всех детей, без различия пола. Полной мобилизации недвижимостей французский гражданский кодекс не провёл, ввиду недостаточно совершенной системы укрепления имуществ. Но последующими узаконениями, усовершенствовавшими вотчинную записку, распоряжение недвижимостями почти уравнено с распоряжением движимостями. Знаменитое постановление, уравнивающее владение движимостями с собственностью, совершенно обеспечило интересы гражданского и особенно торгового оборота за счет интересов обладания. Охрана интересов третьего сословия, в противовес старым дворянским привилегиям, определенно сказывается во всех этих постановлениях. Этому же фактору обязаны своим происхождением многие установления Французского Кодекса, не вполне согласные с принципом свободы личности. Более строгая, чем в Германии, родительская власть, с правом пользования имуществом детей, и супружеская, с легальной системой общности супружеских имуществ, имеют целью, прежде всего, охранить целостность семьи и семейного имущества, важную в интересах концентрации торгового капитала. Но и та, и другая поддерживаются также старыми традициями и политическими соображениями, в силу которых республиканская форма правления может быть твердой только в руках граждан, прошедших твердую семейную дисциплину. Строгость этих норм, однако, в значительной степени ослаблена позднейшими узаконениями об ограничениях родительской власти, правами жены по защите от злоупотреблений мужа (равно как и мужа от злоупотреблений жены) при пользовании и управлении общим имуществом, договорной детальной системой супружеских отношений и уравнением, новыми законами о расторжении брака и разлучении, прав мужа и жены. Обязательственное право, соответственно предшествовавшему юридическому развитию, построено на чисто римских основах и, как уже было указано в статье Торговое право, содержит в себе по преимуществу нормы чисто гражданского оборота, рассматривая отношения между контрагентами как чистые продукты индивидуальной воли участвующих лиц, и охраняя последних, независимо от интересов третьих лиц. Отсюда необходимость дополнения гражданского кодекса торговым. Другие особенности французского гражданского кодекса -- недостаточное покровительство союзным организациям гражданского оборота -- юридическим лицам, товариществам и др. корпорациям -- вследствие недоверия Французской революции к союзным формам, некогда слишком стеснявшим свободу личности. Торговый кодекс и последующее законодательство о юридических лицах, компаниях и союзах в значительной степени восполнили этот пробел во французском праве. Люблинский В.В. "Социально--экономические проблемы классовой борьбы во Франции 1968--1981 гг." М.: Наука, 1986 г. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля: Идейная и социально--политическая эволюция 1969--1981 гг." М.: Наука, 1984 г.

Современная правовая система Франции начинает формироваться в годы Великой Французской революции и годы правления Наполеона. Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются:

  • · Декларация прав человека и гражданина 1789 г.;
  • · гражданский кодекс (1804);
  • · гражданский процессуальный кодекс (1806);
  • · торговый кодекс (1807);
  • · уголовно-процессуальный кодекс (1808);
  • · уголовный кодекс (1810).

Большинство из этих актов и поныне сохраняют юридическую силу. Декларация 1789 года является частью современной конституции Франции. 3 кодекса признаются действующими (ГК, ТК, УК), хоть и были значительно изменены. Пушкарева Т.В. "Проблема власти во Французской политической науке" // Вестник МГУ, серия 12 - Политологические науки. 1996 г.

Источники права делятся на две группы:

  • · первичные (основные);
  • · вторичные (дополнительные).

В первую группу (основных) источников права входит государственный нормативный акт. Ко вторичным (дополнительным) источникам относят судебные решения.

Известную роль в качестве источников права играют во Франции правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, в особенности в годы правления Наполеона в качестве первого консула, а затем императора (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - пять кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Большинство названных актов сохраняют и поныне свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из пяти наполеоновских кодексов три (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются по-прежнему действующими, и лишь два процессуальныx кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.

В эпоху “старого режима”, предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний “общих обычаев”, действовавших на территории одной или нескольких провинций, среди которых ведущее место принадлежало “Обычаям Парижа”. Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом, на юге страны) либо же обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединения правовых обычаев в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.

Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667 г.), об уголовном процессе (1670 г.), о торговле (1673 г.), а позднее и королевские ордонансы правительства Д’Агессо: о договорах дарения (1731 г.), о завещаниях (1735 г.), об урегулировании семейных имущественных споров (1747 г.) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее, влияние на кодификацию французского права наполеоновского времени, а тем самым и на дальнейшее развитие французского законодательства, оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в “Обычаях Парижа”.

Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.

В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст. 34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.

Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимыми являются ордонансы - акты, принимаемые правительством с разрешения парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые президентом правительственные декреты, некоторые из которых могут быть приняты только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.

Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от “классических” они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др.

Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.