Что такое национальное право? Тема: Особенности национального права стран восточной Европы.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное вйдеяие институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, мен

талитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой

культуры конкретной страны.

Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юриди- , ческих источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и рома-

но-германской.

В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права – судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Ру-.

Теория правовой системы рассмотрена в книге: Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. Часть I. Ярославль, 1995; Часть II. Ярославль, 1996.

мыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-ка-толическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

Еще по теме Национальная правовая система:

  1. Глобализм грубо нарушает механизм преемственности в развитии национальных правовых систем. Проект глобализации мира предусматривает обструкцию и демонтаж национальных правовых культур

(далее Сайт) с уважением относится к правам посетителей Сайта. Мы безоговорочно признаем важность конфиденциальности личной информации посетителей нашего Сайта.
Посещая Сайт и регистрируясь на Сайте в качестве пользователя, Вы полностью соглашаетесь с данной Политикой конфиденциальности.
Основные положения нашей политики конфиденциальности формулируются следующим образом:

  • Мы не передаем Вашу персональную информацию третьим лицам.
  • Мы не передаем Вашу контактную информацию без Вашего согласия.
  • Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.

Собираемая информация

Мы собираем следующую информацию:

  • Ваша персональная информация, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, став зарегистрированным пользователем Сайта
  • Техническая информация, автоматически собираемая программным обеспечением Сайта во время его посещения.
  • Персональная информация, предоставляемая Вами при регистрации на сайте, проверке на достоверность не подвергается.
  • Техническая информация. Во время посещения вами Сайта, администрации Сайта автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда включается IP-адрес Вашего компьютера (или прокси-сервера, если он используется для выхода в Интернет), имя Интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Вы совершили переход на Сайт, страницах Сайта, которые Вы посещаете, дате и времени этих посещений, файлах, которые Вы загружаете. Это информация анализируется нами в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между Вашим IP-адресом и Вашей персональной информацией никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требует законодательство.
  • Техническую информацию о посещении Сайта (обезличенную) также собирают установленные на сайте счетчики статистики.

Использование полученной информации

Информация, предоставляемая Вами при подписке, а также техническая информация используется исключительно для улучшения работы сайта. Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.

Предоставление информации третьим лицам

Мы никогда не предоставляем Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать законодательство (например, по запросу суда).

Использование cookies

На Сайте применяется технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Сookies – это небольшие текстовые файлы, сохраняемые на Вашем компьютере посредством веб-браузера.
При использовании Пользователем Сайта на компьютер, используемый им для доступа, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации Пользователя на Сайте, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. При этом мы никогда не сохраняем персональные данные или пароли в файлах cookies.
Если Вы все же полагаете, что по тем или иным причинам использование технологии cookies для Вас неприемлемо, Вы вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы в сети Интернет, использующие данную технологию, окажутся недоступными.

Ссылки на другие сайты

Сайт может содержать ссылки на другие веб-сайты. Мы, в свою очередь, не несем ответственности за политику конфиденциальности данных сайтов. Мы призываем Вас быть осторожными, когда Вы покидаете наш сайт, и внимательно читать правила конфиденциальности каждого сайта, который собирает личную информацию о пользователе. Настоящая политика конфиденциальности относится исключительно к информации, которую собирает Сайт

Защита данных

Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности. На Сайте используются общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.

Администрация Сайта никогда не запрашивает пароль доступа к Вашему аккаунту и никогда не меняет его ни по чьему требованию, в том числе по и по Вашему. В случае необходимости, пароль Вы меняете самостоятельно, через специальную форму.

Рекомендации по безопасности для пользователей

Для того чтобы злоумышленники или просто случайные третьи лица не получили доступ к Вашей учетной записи, необходимо соблюдать ряд приведенных ниже рекомендаций. Помните, что все действия, совершенные на Сайте Пользователем, авторизованным под Вашей учетной записью, считаются совершенными лично Вами. Обязанность доказательства обратного лежит на Вас.
Не используйте электронную почту и средства оперативной отправки сообщений типа ICQ для передачи ваших паролей, поскольку такой способ коммуникации не может обеспечить необходимую защиту передаваемых данных.Не используйте простые (к примеру, 12345) или слишком короткие пароли (короче 4 символов), а также пароли, имеющие смысловую нагрузку (к примеру, ваше имя, кличка животного или дата рождения родственника). В идеале пароль должен представлять собой не имеющее смысла сочетание букв, цифр и знаков верхнего и нижнего регистра. Никогда не сообщайте Ваш пароль третьим лицам.
Если Вы подозреваете, что Ваш пароль мог стать известен другим лицам, как можно скорее смените его. Всегда завершайте сессию работы на Сайте под Вашей учетной записью, особенно если Вы работаете на компьютере, к которому имеют доступ другие лица.
Никогда не соглашайтесь сохранить пароль для сайта, если веб-браузер предложит Вам сделать это, в случае если Вы работаете не на своем компьютере или компьютере с публичным доступом (например, в Интернет-кафе, компьютерном клубе и т.п.).
Никогда не устанавливайте флажок «Запомнить пароль», если Вы работаете не на своем компьютере или компьютере с публичным доступом. Всегда контролируйте, кто имеет доступ к Вашему почтовому ящику. Помните, что с помощью e-mail злоумышленник может восстановить (заменить) пароль и тем самым получить доступ к Вашей учетной записи.

Заключительные положения

Никакие из содержащихся здесь заявлений не означают заключения договора или соглашения между Владельцем Сайта и Пользователем, предоставляющим персональную информацию. Политика конфиденциальности лишь проинформирует Вас о подходах Сайта к работе с персональными данными.

Мы оставляем за собой право вносить изменения в настоящую политику конфиденциальности в любое время без предварительного уведомления.
По всем возникающим вопросам Вы всегда можете обратиться к Администрации Сайта через

МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ (ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

В настоящее время существуют две взаимосвязанные системы права: международное право, обязательное для исполнения всеми государствами и внутреннее право, которое занимает в системе национального права отдельных государств особое место.

Международное право - это совокупность правовых принципов и норм, имеющая договорной и обычный характер, которые возникают в результате соглашений между странами и выражают общую волю разных государств в целях мирного сосуществования.

Нормы признаются всеми субъектами международного права как в качестве юридически обязательных. Реализация норм международного права обеспечиваются принуждением. Формы, характер и пределы принуждения определяются в межгосударственных соглашениях и договорах.

В структуре современного российского права также различают международное право и национальное право.

Международное и национальное право имеют общие черты, благодаря которым эти две разные системы норм и принципов признаются правовыми: нормами международного и национального права, обеспечены принуждением, выполнение которых гарантируются авторитетом и силой государств. Следует отметить, что они действуют индивидуально или коллективно.

Нормам и принципам международного и национального права характерно: определенность, соблюдение формы выражения, процедуры принятия и вступления норм в законную силу; реализация норм возможными средствами восстановления прав.

Нормы международного права имеет ряд характерных особенностей, которые отличают его от национальных правовых систем, связанных с деятельностью государства и его механизмом. Деятельность государства направлена на сосредоточивание использования силы, установив на ее применение государственную монополию.

Международное право, в отличие от внутригосударственного права, имеет горизонтальную правовую систему, которой не свойственны верховенство власти. Она основана на применении силы и распределение трех основных функций, которые обычно возложены на государственные органы власти.

Коллизия силы и права международному праву присуща большей степени, чем внутригосударственному праву. Взаимозависимость и заинтересованность государств в правильном регулировании их отношений на основе взаимности повысило значение международного права в упорядочении и структуризации международной системы. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью ее системы права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем это предусмотрено законодательными актами, то применяются правила международного договора.

Поэтому при рассмотрении споров между странами при вынесении решений руководствуются нормами международного права.

Большинство стран руководствуются с принципами и нормами международного права даже в случае отсутствия процедуры принудительного урегулирования споров и централизованного органа правоприменения.

Международное право, как горизонтальная система, основывается на принципах взаимности и консенсуса, а не господства, послушания и принуждения к исполнению. Международное право действует иначе, чем централизованная система национального права, так как эта система создана для внешних отношений суверенных государств и других субъектов. На практике страны признают нормы международного публичного права как обязательные, поскольку они помогают устранить трудности и неопределенности в международных взаимоотношениях.

К характерным особенностям международного права, отличающие его от национального права, следует отнести:

  • 1. Правотворческий процесс. Нормы и принципы международного права постепенно создаются и соответствующим образом закрепляются основными субъектами этого права - суверенными государствами состав участников международных отношений, которые не согласны признавать эти нормы правовыми, не будут считаться юридически обязанными действовать согласно диспозиции этих норм, если только последние не являются нормами неоспоримого права. Все субъекты национального права (физические и юридические лица), независимо от признания необходимости целесообразности этих норм, обязаны соблюдать права и исполнять обязанности, установленные этими нормами. В международном праве законодательного органа, стоящего над государствами, не существует, следовательно, нормативно важно отличить, что правовые акты международного права создаются государствами на основе согласия его субъектов.
  • 2. В международном праве действует принцип факультативной юрисдикции. Это означает, что предусматривают средства мирного урегулирования (переговоры, международный арбитраж, медиация, международный суд и т.п.) стороны выбирают на основе соглашения.

В системах же национального права работает принцип обязательной юрисдикции, что означает, что истец может передавать спор на разбирательство, независимо от воли ответчика.

3. Субъектами международного права являются страны, государства, которые в силу своей суверенности наделены высшей властью.

Субъектами национального права являются физические и юридические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Указанные субъекты подчиняются власти и соблюдают надлежащим образом законы государства.

  • 4. Высшая власть страны осуществляется ее государственными органами и действует в пределах своей территории. Действие национальных законов может распространяться вне пределов ее территории, в том числе на ее граждан, которые временно или постоянно находятся на территории другой страны, национальное, и международное право запрещает применение средств властного принуждения на иностранной территории. Нормы международного публичного права являются регуляторами межгосударственных отношений.
  • 5. Специальный аппарат государственного принуждения обеспечивает соблюдения норм национального права. Соблюдение норм международного права осуществляется силами государства, права которого нарушены или коллективным принуждением, границы и формы которого определены принципами и нормами международного права.

Национальным правом называют совокупность правовых норм, установленных правотворческими органами Российского государства и регулирующих общественные отношения, складывающиеся внутри страны.

В нашей стране в советское время отрасль права, называемая международным правом, не включалась в систему советского права. Считалось, что она обособлена от национальной системы права и занимает особое место. В новых социально-политических и экономических условиях, сложившихся в России, ситуация с международным правом кардинально изменилась. В соответствии с и. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Однако вопрос о том, следует ли включать международное право как самостоятельную отрасль права в систему российского права, до сих пор является дискуссионным в нашей науке. Той же статьей Конституции РФ закрепляется приоритет норм международных договоров, заключенных Российской Федерацией, в отношении норм национального российского права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В рамках международного права проводится различие международного публичного права и международного частного права.

Международное публичное право регулирует взаимоотношения между государствами, определяют их взаимные права и обязанности.

Международное частное право регулирует имущественных отношений между гражданами и организациями разных стран, т.е. правила о том, что нормы какого государства необходимо будет применить в процессе регулирования имущественных отношений между гражданами и организациями разных стран. Частное право не только защищает интересы личности, но и обеспечивает право частной собственности и предпринимательства. Частноправовые отношения не связаны с органами государственной власти и им не подчиняются.

Сфера частного права предусматривает децентрализацию законодательного регулирования взаимоотношения лиц и диспозитивность.

Отраслями частного права являются: гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское, земельное.

В современном праве Японии переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, и после Второй мировой войны - американского права.

Л. X. Саидов

Право Японии в Новейшее время претерпело значительные изменения. Оно развивалось по достаточно оригинальному пути, сочетая принципы западноевропейского законодательства с некоторыми институтами японского происхождения. С конца XIX в. отмечалось заимствование японцами французского и немецкого права. О значении рецепции германского права говорит бытовавшая в то время фраза: «Что не является немецким правом, не является правом вообще».

В соответствии с традициями континентального права японская юридическая наука разделяла право на публичное и частное. В последнее время ряд японских правоведов обращают внимание на сложность и определенную условность выделения публичной и частной составляющих правовой системы.

Поражение Японии и ее семилетняя оккупация американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права. Наиболее ощутимо оно проявилось в конституционном, гражданском, торговом и уголовно-процессуальном праве.

Вместе с тем право в Японии отмечено достаточно ярко выраженным национальным своеобразием. На его формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство. С синтоизмом было связано становление японской государственности, основанной на культе императорской династии и эмоциональном единстве нации. С помощью отдельных положений буддизма происходило обоснование иерархичности общественного строя. Конфуцианство послужило фундаментом социальной этики. Сложившееся под влиянием этих религиозных течений, японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип «ва» требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый «не потерял своего достоинства») и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров, возникающих в сфере управления.

В Новейшее время в основном действовало гражданское законодательство конца XIX - начала XX в. После Второй мировой войны гражданское право было модернизировано. В этом, наряду с переработкой старых гражданских уложений, большую роль сыграли новые обобщающие законодательные акты - так называемые Основные законы (об образовании 1947 г., о сельском хозяйстве 1961 г., о защите интересов потребителей 1968 г. и др.). Наличие таких актов стало важной вехой в истории японского гражданского права.

Произошла трансформация основных институтов гражданского права в сторону большей степени учета интересов общества в целом. Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.

Изменения коснулись семейного и наследственного права. Исходной точкой реформы послужило положение новой японской конституции о равенстве супругов и личной свободе в браке. Был ликвидирован институт главы семейства и клановой семьи в целом. Браки стали заключаться свободно, и только несовершеннолетним требовалось согласие родителей. В решении вопросов семейной жизни, местожительства, выбора фамилии и т.д. права мужа и жены стали равными.

Изменилось содержание родительской власти в отношении детей. Она была признана за обоими родителями. Вместе с гем на семейные суды возлагались право и обязанность лишать родителей их власти в случае, если она признавалась злоупотреблением. Некоторые формальные пережитки все-таки сохранились: родители давали разрешение ребенку на занятие профессией, имели право подвергать ребенка наказанию и т.д. Сохранялись традиции старой патриархальной семьи в наследственном праве.

Постоянно росло число законов, являвшихся источниками административного права. К началу 1980-х гг. в Японии действовало свыше 1500 законов, при этом более 1000 законов относилось к сфере государственного управления и административного права. К числу основных законов в административном праве относятся законы о кабинете министров, об организации государственного управления, о государственных служащих, о местном самоуправлении и некоторые другие законодательные акты.

К разряду обычных законов могут быть отнесены законы о статусе министерств и ведомств, в которых устанавливаются структура, штаты, основные задачи центральных органов публичной администрации, механизмы межведомственной координации, а также многочисленные законы об отраслевом регулировании.

Японское административное законодательство, в отличие от гражданского, не кодифицировано. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при министерстве юстиции.

Совершенствовалось уголовное законодательство. В начале XX в. (1907 г.) в Японии было принято новое Уголовное уложение, закрепившее вплоть до окончания Второй мировой войны германское влияние на уголовное право Японии. Была заметна его политическая направленность. На первое место были поставлены преступления против императорской фамилии. Жестокие наказания устанавливались за любую «бунтовщиче- скую» деятельность.

Было расширено судейское усмотрение и введены институты условного осуждения и условного освобождения. Допускалось смягчение наказания по усмотрению суда. Что касается определения размеров наказания, то свобода судейского усмотрения определялась здесь двумя обстоятельствами: во-первых, суд мог маневрировать в выборе размера санкции, пользуясь тем, что законодатель зафиксировал сильно расходящиеся верхние и нижние пределы санкций; во-вторых, законодатель предусмотрел, что суд может увеличить наказание выше предела, установленного законом (при квалификации преступления как рецидивного).

Данное Уголовное уложение в течение всего довоенного периода сохраняло центральное место в системе уголовного права. Оно постоянно пополнялось новыми уголовными законами и уголовно-правовыми нормами законодательства, содержащими различного рода изменения.

Реальные крупные перемены в уголовном законодательстве последовали после падения авторитета монархии и в общей связи с широкой правовой реформой, проведенной после Второй мировой войны. Законом 1947 г. из Уложения были исключены преступления против императорского дома, упразднены семейно-моральные преступления вроде нарушения супружеской верности. Вместе с тем в него были введены наказания за военные преступления, за преступления против мира и человечности и др. В основном же до конца XX в. уголовное право основывалось на принципах Уложения 1907 г. Некоторые его положения актуальны и в современный период.

В целом влияние зарубежного права не было всеобъемлющим. Влияние права США на японскую правовую систему оказалось не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

Вводились самобытные новеллы, неизвестные буржуазному праву. Некоторые акты свидетельствовали о влиянии как континентального, так и англосаксонского права. Большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, гражданско-процессуального и уголовного - по-прежнему базировалось на традициях романо-германской правовой семьи.

Судебная система Японии носила разветвленный характер. В 20-е гг. XX в. основными органами общей юстиции стали местные и районные суды, рассматривавшие основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, в основном гражданские с небольшой суммой иска. В районных судах дела решались коллегиально, кроме того, районные суды выступали как суды второй инстанции в отношении местных судов. Незначительные правонарушения разбирали низовые полицейские суды.

Существовали окружные апелляционные суды, где дела рассматривались только в порядке обжалования. Во главе судебной системы находился Верховный суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене, выступления против членов императорской династии и др.

Особую систему составляли суды по семейным делам. Они действовали при окружных судах и рассматривали споры о наследстве, споры, связанные с семейным правом, выполняли посреднические функции по семейным делам. В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам.

С принятием новой Конституции Японии была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебной ветви власти, несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г.

В соответствии с ним была сформирована четырехуровневая система судов, единых для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Упразднялись особые и административные суды. Основная масса дел разбиралась в так называемых суммарных (в стране было учреждено около 600 таких судов) и районных судах. Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи - министерством юстиции.

Действовали Высокие суды, рассматривавшие апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд помимо апелляционных функций был наделен полномочиями конституционного надзора и управления судебными делами.

В 1949 г. усовершенствованию подверглись и семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы повсеместно и решали вопросы об ответственности несовершеннолетних с учетом мнения органов социальной защиты и воспитательных учреждений.

Сегодня судебную ветвь власти Японии возглавляет Верховный суд. Он осуществляет конституционный контроль, а также является высшей инстанцией для рассмотрения других дел, окончательно рассматривает дела о преступлениях против государства. Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления, издает руководящие указания для нижестоящих судов, обобщает судебную практику.

Существуют окружные суды, которые рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов - низшего звена всей судебной системы.

В дисциплинарных судах слушаются мелкие уголовные дела и гражданские дела с определенной ценой иска. Дела рассматриваются единолично судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Сам процесс судопроизводства содержит как рецепированные романогерманские модели, так и традиционные нормы, сложившиеся в прошлом . Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет возможность выбрать специальную, примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух-трех неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает спорящие стороны, а затем пытается склонить их к мировому соглашению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет .

Данное явление в японском судопроизводстве не стоит переоценивать. В последние годы значительно возросло число судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. С подобными исками выступают тысячи истцов.

Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо утверждает, что даже если японские правовые институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе живучесть и действенность традиционных принципов этой страны .

Несмотря на определенную схожесть японской и западной систем права и судопроизводства, правовая система Японии характеризуется рядом институтов, выработанных собственно японской практикой. Традиционное начало выражается прежде всего в особенностях нравопонимания в японской культуре.

Японцев сегодня отличают высокая степень корпоративизма и верно- подданничества, равнодушие к свободе личности и человеческому достоинству, когда дело касается их лично. Японцы стараются по возможности избегать судебных разбирательств, предпочитают посредничество третьих лиц в разрешении различных коллизионных ситуаций. Им свойственна высокая степень ответственности при исполнении обязательств. Обращение в суд с точки зрения японской этики - поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно решить полюбовно . Именно это наделяет особым значением деятельность участкового полицейского, который является частым и желанным гостем в домах, всегда готов уладить возникающие проблемы. Японская полиция наделяется правом самостоятельно принимать меры в отношении малозначительных преступлений. Такие полномочия, предоставляемые полицейским, помимо прочего позволяют значительно сократить нагрузку на органы уголовной юстиции, что позволяет последним сосредоточить свои усилия на рассмотрении серьезных преступлений. По данным японской статистики, число лиц, в отношении которых была применена указанная система, составило около 40% всех взрослых, задержанных полицией по подозрению в совершении преступлений. В связи с совершением малозначительных преступлений (кражи, укрывательства краденого, мошенничества и др.) и с причинением незначительного ущерба дела этих лиц были разрешены полицией путем вынесения им официальных предостережений. Надзор за правильностью применения процедуры принятия мер по малозначительным делам осуществляет прокурор.

Вступили в силу положения, которые предусматривали судебные разбирательства с участием непрофессиональных судей, избираемых из числа граждан страны. Предложенная структура представляет собой гибрид системы судов присяжных, утвердившихся в странах англо-американского права, и системы судов, свойственных странам континентальной системы права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности государственно-правового развития Японии в первой половине XX в.?
  • 2. Каковы причины и последствия установления фашистского режима в Японии?
  • 3. Как сказался на развитии послевоенной Японии американский оккупационный режим?
  • 4. Каковы форма правления и государственного режима Японии по Конституции 1947 г.?
  • 5. В чем заключалась система сдержек и противовесов по Конституции 1947 г.?
  • 6. Каковы особенности государственного строя Японии между мировыми войнами?
  • 7. Почему послевоенная политика демократизации очень скоро сменилась политикой «обратного курса, ужесточением политического режима?
  • 8. В чем особенности современного государственного устройства Японии?
  • 9. Какие изменения произошли в правовой системе Японии?

Тесты

  • 1. «Ассоциация помощи трону», образованная в довоенной Японии, выполняла функции:
    • а) политической партии;
    • б) службы безопасности парламента;
    • в) профсоюзов.
  • 2. Каковы причины установления в предвоенной Японии фашистской корпоративной системы:
    • а) экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг.;
    • б) выступление военных за отмену буржуазно-демократических реформ;
    • в) вмешательство государства в сферы общества;
    • г) массовый террор полиции против левых сил;
    • д) милитаризация всех сфер жизни?
  • 3. В послевоенной Японии по Конституции 1947 г. была установлена форма правления:
    • а) парламентская республика;
    • б) президентская республика;
    • в) парламентская монархия;
    • г) смешанная республика.
  • 4. Функции конституционного надзора в Японии выполняет:
    • а) Конституционный суд;
    • б) Конституционный совет;
    • в) Верховный суд;
    • г) Палата советников.
  • 5. Какая инстанция возглавляет судебную систему Японии:
    • а) Верховный суд;
    • б) парламент;
    • в) император?
  • 6. Какие суды выступают в качестве апелляционных инстанций:
    • а) высшие суды;
    • б) верховный суд;
    • в) территориальные суды?
  • 7. Существует ли в Японии институт присяжных заседателей?
  • а) нет;
  • б) да;
  • в) только по делам об умышленных убийствах?
  • 8. Что такое то в системе высших префектур:
    • а) осака;
    • б) токио;
    • в) хоккайдо;
    • г) КИОТО?
  • 10. Какие цели предусматривали послевоенные реформы государственного управления:
    • а) демилитаризация Японии;
    • б) чистка государственного аппарата, суд над военными преступниками;
    • в) парламентские реформы;
    • г) ограничение прерогатив императора:

Задания

  • 1. Объсните, почему Японии в Новейшее время удалось избежать порабощения индустриальн ы ми странами?
  • 2.11одумайте, почему Японии удалось избежать крупных социальных потрясений.
  • 3. Объясните и покажите на конкретных примерах, что отличительной чертой формирования права Японии Новейшего времени является сочетание принципов западноевропейского права и национального права.
  • 4. Объясните большое влияние на все слои японского общества монархии.
  • 5. Объясните, какие мотивы в отношении к государству со стороны граждан Японии мы можем отметить в послевоенные годы? Почему произошла демократическая коррекция в государственно-правовой структуре?
  • 6. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство современной Японии.
  • В Новейшее время в процесс судопроизводства постоянно вносились изменения.Так, в 1926-1929 гг. был принят Гражданско-процессуальный кодекс, установивший новыйпорядок разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля, и любое делорастягивалось на месяц-полтора). Действовал институт присяжных заседателей. Представителями государства в процессах выступали прокуроры. Новый Уголовно-процессуальныйкодекс (1947 г.) существенно демократизировал уголовный процесс, отменив важное ранеепредварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого. В 1949 г.был принят Закон об адвокатуре. В последующий период эти документы дополнялисьв соответствии с изменяющимися условиями, а также принимались новые законы.

О национальном праве многие не имеют никакого представления. При этом международные права, хотя бы как понятие, известны большому количеству людей. И хотя во многом эти понятия схожи, есть и значительные отличия. В нашей статье поговорим об этом вопросе подробнее.

Определение

Национальное право относится непосредственно к одной стране и включает в себя все особенности именно данного государства, действующие в нем законы, специфику культуры и исторические факторы. При этом такое право на самом деле не имеет отношения к какой-то одной нации (за исключением ситуаций, когда все население государства состоит только из людей определенной национальности, что в современном мире практически не встречается). Таким образом, национальное право - это квинтэссенция всех норм и законов, действующих в стране. Они касаются только внутренних дел, но никак не влияют на другие государства. Единственным исключением может быть ситуация, при которой национальное право полностью соответствует международному. Далее рассмотрим, в чем их отличия.

Отличия национального и международного права

Как логично следует из предыдущего описания, главное отличие заключается в том, на каком уровне действует каждый Если национальная разновидность касается исключительно отношений внутри страны, то международная больше ориентирована на регулирование возникающих ситуаций между государствами. И обе эти системы могут пересекаться. Так, международное право оказывает сильное влияние на национальное, буквально вынуждая корректировать внутреннее законодательство для приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Простыми примерами подобного можно считать права человека, интеллектуальную собственность и другие подобные элементы, которые обязательны к выполнению всеми (или большинством стран). Интересен тот факт, что обратное влияние (национальных прав на международные) проявляется крайне редко и возможно только для ведущих стран мира или хотя бы его отдельного региона. В таком случае скорее имеет место навязывание собственных принципов более слабым оппонентам, что не всегда хорошо, хотя в случае со слаборазвитыми странами может сыграть и в плюс.

Система права

Основой национальной любой страны является ее Конституция, так как ни один закон ей перечить просто не может по определению. Уже в этих рамках можно выделить несколько подчиненных элементов, базирующихся на главном в стране документе:

  • Земельное законодательство.
  • Уголовно-процессуальный кодекс.
  • Административное право.
  • Трудовое законодательство.
  • Гражданский и семейный кодекс.

Для того чтобы национальное право действительно работало, как задумывалось, все элементы обязаны работать в согласии друг с другом. То есть дополнять, но не перечить. Необходимо исключить ситуации, которые по одним правилам считаются нарушением, а по другим - нет. К сожалению, учесть абсолютно все нюансы и согласовывать любые изменения просто невозможно, и потому конфликты случаются достаточно часто. Как результат - появляются новые изменения и дополнения, которые несут за собой дальнейшее изменение законодательства. И так без конца или до полной законообразования, что в принципе нереально.

Нормы

Строго регламентированных, раз и навсегда установленных норм национального права как таковых не существует. Тем не менее, учитывая возрастающую роль идеологии глобализации в большинстве цивилизованных стран, все чаще эти нормы приводятся в соответствие с международными аналогами, что значительно облегчает взаимодействие разных стран друг с другом. На данном этапе все чаще принятые в большинстве государств нормы начинают считаться более важными сравнительно с отличающимися от них национальными. Возникающие противоречия обычно решаются изменением действующего законодательства в отдельно взятой стране. И лишь в крайне редких случаях бывает наоборот. Однако нередко некоторые элементы в разных странах, которые ранее не считались общепризнанными, распространяются настолько широко, что начинают требовать к себе отдельного внимания. Выливается это в формирование нового международного закона или поправок к уже действующим.

Принципы

В международном праве есть понятие коллизионных принципов, когда не сразу понятно, по каким именно законам действовать. В нашем случае такой проблемы нет. Национальное право основывается на базовых принципах, логичных для каждого отдельного направления структуры. Например, в Семейном кодексе на первом месте стоит принцип добровольности брака и равноправия. То же самое верно и по отношению к любым другим, перечисленным выше составным элементам. Принципы неоднородны для разных стран. То, что считается нормой в одном обществе, станет абсолютно неприемлемым в другом. На примере того же Семейного кодекса невозможно представить себе его работу (в том виде, в котором он для нас привычен) в странах с идеологией многоженства и/или главенствующим положением мужчин, где женщины о равноправии и не слышали.

Национальные права человека

Государственная система защиты прав человека условно разделяется на три основных группы:

  • Механизм защиты . Под этим определением понимают все права граждан, которые прописаны в Конституции и действующем законодательстве. Они должны сочетаться друг с другом, но не перечить. Особенно неприемлемо действие любых законов вразрез с существующей Конституцией.
  • Институт защиты - это государственные органы, главной задачей которых как раз и является наблюдение за соблюдением прав человека. Самый простой пример - полиция. Она должна как предотвращать возможные нарушения прав человека самим фактом своего присутствия, так и бороться с уже возникшими ситуациями, наказывая виновных.
  • Метод защиты . В данном случае как раз подразумевается именно фактическое или потенциальное наказание за нарушение прав человека. Каждый человек должен быть уверен, что государство в обязательном порядке повлияет на обидчиков. Кроме всего прочего, понимание того факта, что наказание обязательно будет, останавливает огромное количество потенциальных нарушителей.

Субъекты

Главным субъектом любого как иностранного, так и российского национального права является само государство, точно так же, как и в международном варианте. Однако в отличие от последнего другими субъектами считаются сами граждане и созданные ими объединения любой формы собственности. Характерной особенностью субъектов национального права является строгое соответствие вертикали власти. То есть законы и изменения к ним принимаются на самом верху и постепенно спускаются вниз. Обратное движение возможно только в виде просьб, предложений или рекомендаций, которые могут лечь в основу новых изменений. В некоторых случаях часть прав «верхушки» делегируется территориальным органам власти. Например, регулирование продажи спиртного производится в России отдельными областями или регионами самостоятельно, но в рамках допустимых пределов, установленных правительством в Москве.

Российские особенности

Одной из самых основных особенностей национального права в России является выдвижение на первое место международного законодательства. То есть в ситуации, когда то или иное действие считается нарушением по нормам страны, но не является таковым в большинстве других государств, высока вероятность, что наказания не будет. Верно и обратное. Таким образом действуют практически все развитые народы, и на данный момент законодательство практически везде приведено к единому образцу. Такой подход помогает избегать многочисленных проблем во взаимоотношениях между странами и дает четкое понимание того, что и где можно или нельзя делать.

Тем не менее в законодательстве России точно сказано, что главенствующее положение имеют только «общепризнанные» международные нормы. То есть все остальные не имеют такой власти и обязаны подчиняться уже национальному праву. Кроме того, учитываются исключительно те международные права, которые официально зафиксированы в договорах. Любые другие варианты неприемлемы. И что самое интересное, ни одно такое право не может противоречить действующей Конституции РФ. Получается, что вроде как страна принимает международные правила, но фактически только те из них, которые полностью соответствуют национальным.

Особенности других стран

В Австрии все международные нормы считаются одновременно и национальными. Там система построена так, что они дополняют друг друга, а не противоречат. То же самое верно и по отношению к национальному праву таких государств, как Германия, Испания, Италия и многие другие. Тем не менее в некоторых случаях действуют определенные оговорки. К примеру, в Испании международные правила считаются национальными только после их публикации именно в этой стране. То есть при определенном желании можно какой-то невыгодный закон просто не освещать, и нарушением это считаться не будет. А во Франции все подобные договоры, правила или нормы считаются действующими только при условии, что они с одинаковым успехом работают и другой стороны соглашения. Получается, что нельзя просто заключить какой-то договор с Францией и не выполнять его на территории своей страны, так как он не будет иметь смысла.

Вывод

В общем и целом на текущем этапе развития государств национальное право постепенно становится все менее влиятельным и востребованным. В ближайшем будущем возможен вариант согласования между странами единого законодательства, которое и будет использоваться как внутри страны, так и за ее пределами. Однако неизбежно будут возникать проблемы и конфликты, связанные с особенностями культурного фактора разных народов, и, скорее всего, полностью исключить отдельные формы национального права, действующие только в рамках одной страны (или даже отдельных ее регионов) будет невозможно еще очень долго.