Конституция рф самое основное. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами. Понятие Конституции и ее структура

Иркутский Государственный Технический Университет

Кафедра правоведения

Реферат

Конституция – основной закон государства

Основы конституционного строя

Выполнил студент

Гр. РДТ-98-1 Афанасьев А.А.

Иркутск 2001

1. Введение

2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами

4. Значение Конституции РФ

8. Личность и государство

9. Суверенитет государства

10. Федерализм

12. Экономические основы

13. Разделение властей

14. Заключение

1. Введение

Конституция - основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономи­ческих структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного разви­тия становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992-1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссыл­ки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охваты­вая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресу­ется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, на­родам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повыше­ние уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Следует отметить, что право на разницу не подразумевает меньших прав или привилегий. По этой причине в «88 письме» коренным народам гарантируется использование их собственных языков и процессов обучения в области базового образования, тем самым открывая новый момент для действий, связанных с школьным образованием коренных народов.

Кроме того, Конституция разрешала коренным народам, их общинам и организациям, как и любому физическому или юридическому лицу в Бразилии, легитимность вступить в судебный процесс для защиты своих прав и интересов. Новая Конституция во всех отношениях обновлялась, устанавливая, прежде всего, то, что права коренных народов на земли, которые они традиционно занимают, носят оригинальный характер. Это означает, что они предшествовали формированию самого государства, независимо от официального признания.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

В настоящем тексте также поднимается до конституционной категории сама концепция, которая определена в пункте 1 статьи 231. Землями, традиционно занимаемыми коренными народами, являются те, которые постоянно созданы, те, которые используются для их производственной деятельности, необходимые для сохранения экологических ресурсов, необходимых для их благополучия, и тех, которые необходимы для их физического и культурного воспроизводства, в соответствии с их использованием, обычаями и традиции.

Поэтому определяются определенные элементы, определяющие землю как коренные. Представлять эти элементы, которые должны определяться в соответствии с обычаями, обычаями и традициями коренных народов, право на землю со стороны общества, которое его занимает, и оно легитимируется независимо от какого-либо конститутивного акта. В этом смысле права коренных народов, являющиеся результатом признания со стороны государства, являются просто декларативными, целью которых является просто указать фактическое расширение позы, чтобы гарантировать полную эффективность конституционного устройства.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Обязательство защищать земли коренных народов принадлежит Союзу. Что касается земель коренных народов, то в Конституции 88 также говорится, что. Они входят в число активов Союза; Они предназначены для постоянной позы со стороны туземцев; Все правовые акты, затрагивающие эту позу, являются недействительными, за исключением соответствующих общественных интересов Союза; Только уроженцы могут наслаждаться богатством почвы, рек и озер в них; Использование водных ресурсов, включая энергетический потенциал, разведку и добычу полезных ископаемых, может быть осуществлено только с разрешения Национального конгресса, слушания пострадавших общин, гарантирующего их участие в результатах разведки; Необходимо наличие обычного закона, который устанавливает особые условия для эксплуатации полезных ископаемых и водных ресурсов в коренных землях; Запрещается вывозить уроженцев с их земель, за исключением исключительных и временных дел. В разбивке по конституционному тексту другие положения касаются коренных народов.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Разумеется, любому читателю, должным образом образованному на испанском языке, эти два термина могут показаться строгими синонимами: основное - это то, что имеет основное условие чего-то, тогда закон оснований должен быть основным законом. Но правда в том, что в нашей нынешней испанской правовой системе они имеют совсем другое значение. Хотя это кажется невероятным, учитывая морфологическое сходство их деноминаций, между ними существует концептуальная пропасть.

Это сходство в названии может привести к путанице, даже тем, кто изучает право. В этой статье мы попытаемся четко разъяснить использование обоих терминов на законных основаниях. Чтобы сделать это, мы начнем с того, что будем хорошо разбираться в том, что эти два законных продукта, настолько разные, но с таким похожим именем.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Россий­ской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Основополагающий закон является правовым документом, с которым законодательная делегация собирается с целью правительства, впоследствии одобряющего сформулированный текст закона. Делегация законодательной власти полагает, что определенная норма, утвержденная правительством, имеет значение Закона. Это происходит потому, что ранее оно было разрешено Генералами Кортеса посредством одобрения ими правила делегации, в котором они устанавливают условия, в которых правительство должно утвердить это делегированное правило.

Существует два способа, которыми Кортесы могут приступить к законодательной делегации: одна, с помощью обычного закона, для целей утверждения правительством сводного текста; а другой, посредством Закона о Базах, утвердить текст сочленения. Хотя Закон оснований является законом, он не является надлежащим образом полным нормативным текстом; на самом деле его содержание - это не статьи, а «основы». С помощью этих «оснований» он ограничивается установлением принципов, которым должно следовать правительство, чтобы они были подробно отражены в предписаниях будущего «Сочлененный текст».

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

В этой таблице вы можете видеть в конкретном примере, как законодательная делегация действует на практике посредством Закона о Базах. Основной закон - это закон штата, который выдается при использовании любого из названий искусства. 1 Конституции, в которой государству предоставляется право устанавливать основы, которые регулируют предмет, а автономным сообществам - нормативное развитие этих баз. В этой заповеди Конституции этот тип законодательной компетенции предоставляется государству с использованием различных выражений: «основы», «основное законодательство» или «регулирование основных условий».

Коренное обновление российского общества и государства, связан­ное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача - дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: “Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходные положения” п. 2). В обычных ус­ловиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компе­тенции Конституционного Суда.

Здесь, следовательно, отсутствует законодательная делегация, а нормативное сотрудничество между государством и автономными сообществами, в котором каждый из законодательных органов осуществляет свои собственные компетенции по одному и тому же вопросу. Основными законами штата являются полные нормативные тексты, а не просто утверждения принципов.

Это новая формула в нашей истории, которая характерна для сложных государств, где сосуществуют центральные и территориальные законодательные силы. Конституция импортировала его из таких федеральных земель, как Германия, Швейцария и Австрия. Что касается основного государственного законодательства, поскольку он не является особым типом закона, он не будет фигурировать в его официальном названии как «Закон оснований», а только как «Закон». Поэтому для этого потребуются большие усилия по проверке.

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конститу­цией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недейст­вующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конститу­ции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

Примерами этого являются, среди прочих. Чтобы проверить основной характер этих правил, мы должны перейти к показаниям в таком смысле, что они сделаны в тексте закона, как правило, в Заключительных положениях. Это непросто; Иногда это громоздко, особенно в устных сообщениях. Со всем и с этим мы должны быть очень внимательными, поскольку терминологическая путаница преследует нас. Пример того, как этот вопрос может быть запутан, - это то, что происходит с известным «Законом о локальном режиме». Хотя это имя, которое обычно цитируется, на самом деле это не «Закон оснований» в том смысле, который мы здесь видели.

Не делается исключение и для федерального конституционного за­кона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высо­кое положение. Он находится как бы непосредственно под Конститу­цией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного за­кона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отожде­ствление Конституции и конституционного закона имело место, в по­нимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения.

Напротив, как показывает его полное официальное название, это основной закон, изданный государством по этому вопросу. И в конце концов, посмотрите также, если нет, читателю образ, который служит прикрытием для этой записи: базовые законы, основные законы или просто противоположное?

Опять же, казалось бы, стоит вопрос о пересмотре Конституции. Если это так, необходимо поставить вопрос о срочных реформах, которые должны быть созданы для того, чтобы избавить политическую и конституционную жизнь нашей страны от шлаков, коварно обновленных после обретения независимости различными конституциями и практикой власти. В противном случае Конституция, а не фундаментальный закон, будет по-прежнему оставаться фактом принца-воира, своего рода фетиш, который будет агитировать наших князей, которые управляют нами.

Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграни­чении предметов ведения и полномочий между федеральными органа­ми государственной власти и органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы. Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полно­мочий между федеральными органами государственной власти и орга­нами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственно­му, а не к международному праву.

Действительно, Народная Демократическая Республика Алжир известна как многие конституции как президенты. Все незаконнорожденные и почти все родившие Конституцию. Главный и постоянный факт: владение главой государства над всеми институтами, обладателем впечатляющих полномочий, в то время как ему было обещано, что страна является серьезным государством и управляется моралью в соответствии с провозглашением 19 июня был свергнут переворотом по причине культа личности.

Бумедьен, полковник во главе Совета Революции, пытался «конкретный социализм», который привел к периферийному государственному капитализму. Форма военно-бюрократического бонапартизма, которая блокировала любое право на выражение оппозиции. Среди новых пунктов этой конституции - освящение принципа разделения власти и отсутствия ссылки на социалистический вариант. В статье 40 указанной Конституции в ее первом пункте говорится, что «признается право создавать ассоциации политического характера». Что касается Президента Республики, имеющего право на переизбрание - статья 71 гласит, что «срок полномочий Президента составляет пять лет».

Конституция выступает как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодек­сы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на дей­ствующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются един­ство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исход­ных принципов. Встречающееся иной раз сравнение тех или иных ко­дексов с Конституцией является условным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемого документа. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономической конституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельной конституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция, которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни один из них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость» от Конституции. Иначе единство и внутренняя согла­сованность правовой системы будут нарушены.

Однако в этом конституционном положении не учитывается число мандатов, которые должны быть приняты последним, с одной стороны, и число кандидатов в президенты Республики, с другой. В этом смысле история будет благодарна президенту Лиамину Зеруалу за попытку вписать этот важный принцип демократии. Президент по-прежнему остается центром власти. Первый судья страны, он назначает и увольняет главу правительства, который несет за него ответственность; он законодательно составляет парламент в порядке таинств в межсессионные периоды Ассамблеи.

Конституция 1993 г., как и все современные конституции, уделяет большое внимание международному праву и внешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международного и нацио­нального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной сто­роны, усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой - повышением роли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации. Достаточно отметить междуна­родно-правовую защиту прав и свобод человека, в особенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, соци­альных и культурных правах, другие международные договоры, реше­ния Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, докумен­ты Совета Европы.

Конституция как средство реформирования политической системы. Стратократия представляется наиболее подходящим определением для описания алжирской политической системы и, в меньшей степени, олигархии, когда мы имеем дело с политической властью, основанной на превосходстве нескольких людей. Наша политическая система нуждается в более чем когда-либо переделанной.

В этом смысле власть больше, чем когда-либо, ревнует свой конституционализированный авторитаризм. И не зря, основные колеса государства находятся исключительно в руках геронтократии, которая приобрела реальные интересы. Это государственный бизнес. Покончить с политической системой, в которой доминируют институты президентства республики и направления армии, а также одна мысль, навязанная до 5 октября. Текущая система похожа на доминирующую партию. Столкнувшись с фактическим отсутствием оппозиции на месте, подтверждающим демократический дефицит в Алжире, мы должны иметь наглость встать на путь реформы этой системы, чтобы перерисовать профиль алжирских политических институтов и переопределить прерогативы для установления баланса сил.

3. Стабильность Конституции РФ

Конституция как основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчи­вость его содержания. Стабильность Конституции - важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсо­лютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развивают­ся, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изме­нениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционно­го строя, может возникнуть потребность замены действующей Консти­туции новой. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью.

Юридической гарантией стабильности Конституции является осо­бый порядок ее пересмотра, призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положения усилили «жесткость» основ­ного закона страны, значительно усложнили процедуру его частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новых момен­тов. К ним относятся:

во-первых, обусловленность этой процедуры ие­рархией конституционных норм, различающихся по своей значимости;

во-вторых, приведение этой процедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями 1 и 5 Конституции;

в-тре­тьих, ограничение учредительной власти парламента и образование нового органа - Конституционного Собрания, к исключительной ком­петенции которого отнесены разработка проекта новой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения на референ­дум;

в-четвертых, возможное использование института референдума для принятия новой конституции.

В течение первых лет действия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в нее поправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества, связанное с противостоя­нием политических сил. Конституционные изменения и дополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общест­венную поддержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено, что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствовать стабилизации обста­новки в обществе. При этом предусматривалось, что для достижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процеду­ры; кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции: усиление гарантий прав человека, совершен­ствование системы разделения властей, развитие местного самоуправ­ления, федерализма.


4. Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою наци­ональную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание полити­ческих программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое по­ложение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, по­литики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается консти­туционное значение. Она складывается и утверждается в сознании об­щества иным путем.

Конституция прежде всего вносит порядок и организа­цию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы по­ложения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пре­делы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, ду­ховной жизни. Конституция определяет основные начала внешней по­литики государства, соотношение международного и внутригосудар­ственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, опреде­ляющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и огра­ничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основ­ным законом государства. Если представить себе многочисленные пра­вовые акты, действующие в стране в виде определенного организован­ного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный ха­рактер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реаль­ности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конститу­ции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, обществен­ные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установ­ления. Конституция призвана также направлять и стимулировать раз­витие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начи­ная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохрани­лись и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного со­знания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет по­литики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Став­ка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Каза­лось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

5. Преемственность и суверенитет

Конституция играет важнейшую роль в идентификации и легитимизации государства перед мировым сообществом. С принятием кон­ституции зачастую связывается учреждение нового государства либо его подтверждение, а то и новое признание после кардинального изме­нения его прежних основных характеристик, в том числе территориаль­ных, социально-экономических и политических. Действующая Конституция Российской Федерации также под­тверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны после распада СССР. Суверенитет России не знает больше ограничений, обусловлен­ных статусом союзной республики. Российская Федерация провозгла­шена демократическим федеративным правовым государством с рес­публиканской формой правления. Идея государственной преемственности нашла отражение и особо подчеркивается в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. В этой связи следует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы о много­национальном народе Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле, и о сохранении исторически сложившегося государственного единства.

6. Приоритет прав человека по Конституции РФ

Говорить о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в том случае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку, а сам принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства и всего общества, не только на словах, но и на деле является основополагающим. Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частью всей ее концепции. Основной закон страны при­нимается и действует не столько ради оформления новой государствен­ности, включая принцип разделения властей, современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, сколько, прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Отсю­да повышенное, можно сказать, ключевое значение статей, регулирую­щих взаимоотношения человека и государства. Само государство долж­но быть организовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия его потенциала, защищать его авто­номию от общества. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своих целей.

Наш собственный исторический опыт, зачастую трагичный, убедительно свиде­тельствует о том, что забвение идеи свободы личности, попытки поста­вить выше всего интересы государства, класса, партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествление интересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктатор­ских методов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей, целых групп населения (сословных, этнических, ре­лигиозных и т.д.), вплоть до массового террора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций, провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было выше конститу­ционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятия Конституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правах и обязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора.

Глава о правах и свободах человека и гражданина не может рассмат­риваться как отдельно взятый институт, действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Глава в целом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституци­онным текстом. Иной подход просто недопустим, ибо Конституция нацелена в первую очередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие на этом пути, и, что не менее важно, предупре­дить возможность реставрации прошлых порядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии, от чиновни­чьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата, от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обо­гащения в ходе приватизации, от правового беспредела и разгула пре­ступности.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую оче­редь, сказывается неудовлетворительная ситуация в экономике, отсут­ствие у государства необходимых средств. Но «списывать» слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав чело­века, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. Власти чаще, хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают их и не устраняют их причины. Это в полной мере относится к тем регионам, которые нередко собственную инерцию и ошибки подменяют ссылками на просчеты центра.

7. Основные положения конституционного строя

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

4. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права.

Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.

8. Личность и государство

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

9. Суверенитет государства

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Конституцией определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).


10. Федерализм

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации гарантируется равноправием прав и свобод человека и правом каждого определять и указывать свою национальность.

11. Гражданство российской федерации

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности - объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

Каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.


12. Экономические основы

Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

Гарантированное Конституцией юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить:

а) свободу экономической деятельности;

б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны.

13. Разделение властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения. Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

14. Заключение

Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана по меньшей мере на переходный период развития России, о продолжи­тельности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, со­циальными, политическими и другими факторами. На конституцион­ном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготови­тельной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодатель­ство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практи­ка в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обнов­ление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся си­туации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие но­вовведения.

Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава "Основы конституционного строя" определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст. Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени главу 1 можно назвать конституцией в Конституции. И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то главу 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции.



15. Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

2. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А.Комарова. М.: Манускрипт, Русь-90, 1996.

3. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. -М.: Политиздат. 1987.

4. Лысенко В.Н. Развитие Федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право // № 8, 1997.

5. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. М.: Закон и Право. 1997.

7. ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ” от 04.03.98 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ № 10 от 09.03.98 г. № 1146.

8. Конституция РФ. Научно-практический комментарий. (Под ред. и со вступительной статьей академика Б.Н. Топорина). – М.: Юристъ, 1997.

9. В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997.


Конституция – это Основной Закон государства, выражающий в сжато-концентрированной форме волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio», что означает «установление, устройство». Конституция – первичный политический и правовой документ государства. Это акт долговременного действия, учреждающий и закрепляющий политическую форму существования российского общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы граждан. Когда цели, намеченные в конституции, достигаются, когда перед обществом выдвигаются новые задачи, лишь тогда возникает необходимость в принятии новой конституции.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного голосования – референдума 12 декабря 1993 г., содержит сжатую, глубокую по содержанию характеристику российского общества. Закрепляя наиболее важные общественные отношения и основополагающие устои общества, она служит правовой базой для текущего законодательства, в котором раскрываются и конкретизируются положения конституции. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Стабильность и долговечность конституции, как Основного Закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:

  • в силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям;
  • жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности. Поэтому все текущее законодательство и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции – их правовой основе. Те же из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене или их действие временно приостанавливается (схема 30).

Для любой конституции характерны определенные юридические свойства. Юридические свойства – это правовые признаки конституции как Основного Закона государства.

Конституция Российской Федерации 1993 г. обладает следующими юридическими свойствами:

  1. Она представляет собой нормативно-правовой акт, закрепляющий и определяющий основные права и свободы человека и гражданина, основы общественного и конституционного строя РФ, национально-государственное устройство и административно-территориальное деление страны, систему государственной власти и местное самоуправление. Как и всякий правовой акт, Конституция обладает его характеристиками. Это – содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и всякий иной нормативно-правовой акт, Конституция характеризуется, как уже было отмечено выше, неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их выполнения. Наконец, их действие обеспечивается принудительной силой государства.
  2. Конституция, будучи Основным Законом государства, базируется на государственной воле российского общества. Поэтому ее можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли народов Российской Федерации.
  3. Конституция обладает высшей юридической силой, юридическим верховенством. Это означает, что все иные нормативно-правовые акты, включая законы и указы президента, должны соответствовать Основному Закону (что прямо закреплено в статье 4 Конституции РФ 1993г.).
  4. Конституция является базой всего текущего законодательства и служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием и не развивает их, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества, детализируя конституционные нормы лишь в рамках их специфического содержания и не выводя свои предписания за пределы конституционных норм.
  5. Конституция 1993 г. характеризуется особым порядком принятия и внесения поправок и изменений. Чтобы избежать скоропалительных и неоправданных корректировок Конституции, устанавливаются два способа ее изменения: - пересмотр Конституционным Собранием либо референдумом. Действующая Конституция была принята в ходе референдума, соответственно ее пересмотр надлежит осуществлять в том же демократическом порядке; - внесение поправок в текст Конституции Федеральным Собранием, т.е. федеральным органом представительной власти (схема 31 «Юридические свойства Конституции РФ»).


Предложения о поправках и пересмотре Конституции могут вносить Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Численность этой группы должна составлять должна составлять не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Федеральное собрание может принимать поправки только к главам 3-8 Конституции РФ в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Следовательно, поправка считается принятой Федеральным Собранием, если за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее? от общего числа членов Совета Федерации. Принятая обеими палатами поправка к Конституции подписывается Президентом и обнародуется в течение 14 дней, но вступит в действие лишь после того, как ее одобрят не менее 2/3 законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Более сложной является процедура внесения изменения в главу 1 «Основы конституционного строя», главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и главу 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Субъекты законодательной инициативы – Президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации – вносят предложение о пересмотре названных глав или их отдельных статей в Государственную Думу. Предложение о пересмотре считается одобренным, если за него проголосовало 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление направляется в верхнюю палату, где оно должно быть поддержано не менее чем 3/5 от общего числа членов Совета Федерации.

Предложение о пересмотре Конституции, принятое обеими палатами Федерального Собрания, вносится на рассмотрение Конституционного Собрания, порядок формирования которого определяется федеральным законом.

Согласно ст. 135 Конституции Конституционное Собрание должно либо отклонить предложение об изменении глав 1, 2 или 9 Конституции РФ, либо приступить к разработке проекта новой Конституции. Новая Конституция может приниматься как Конституционным Собранием, так и в ходе референдума, как уже говорилось выше. Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших в участии в голосовании. При этом в голосовании должно участвовать более половины избирателей.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в основной библиотеке Sci.House

Воспользуйтесь формой поиска

3.1. Конституция РФ – как основной закон государства.

релевантные научные источники:

  • Система законодательства Российской Федерации (вопросы теории и практики)

    Ермоленко Сергей Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.81 Мб

    12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Актуальность темы диссертационного исследования. Состояние ныне действующей системы российского законодательства

  • Конституційне право України

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Украина | docx | 0.15 Мб

    ЗМІСТ 1. Акти Конституційного Суду У. як джерела конституційного права. 2. Гарантії місцевого самоврядування. 3. Голова обласної ради: формування, повноваження і припинення повноважень. 4. Голова

  • Концептуальные, законодательные и правоприменительные проблемы в сфере заключения, изменения и прекращения договоров в российском гражданском праве

    Овдиенко Евгений Борисович | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 4.2 Мб

    Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. В российской юридической литературе по

  • Ответы к экзамену по Теории государства и права

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Предмет и методы ТГП 2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП. 3. Теории происхождения государства. 4. Понятие и признаки государства. 5. Законодательная власть и законодательные органы

  • Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.68 Мб