Предпринимательское право как средство повышения качества жизни. Принципы предпринимательского права

Текущая страница: 13 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Глава 7. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права
7.1. Взаимосвязи предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права

Как часть объективного права предпринимательское и коммерческое право занимает определенное место в системе права. Это место определяется взаимосвязями предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями – структурными звеньями системы права.

Взаимосвязи отраслей права носят сложный характер: в них проявляются иерархический, историко-онтологический, системно-энтропический и репродуктивно-конструктивный аспекты становления и развития различных отраслей системы российского права.

В иерархическом аспекте – аспекте соподчиненности – предпринимательское и коммерческое право опирается на государственное (конституционное) право. Закрепленные в Конституции РФ принципы организации национальной экономики (ст. 8) и положения о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34), являются базовыми принципами, которые пронизывают все разделы и институты предпринимательского и коммерческого права.

В историческом, или историко-онтологическом аспекте, современное предпринимательское и коммерческое право связано с дореволюционным промышленным и купеческим (торговым) правом. Несмотря на длительный временной перерыв – более семидесяти лет – такие связи прослеживаются в отдельных правовых институтах, организационно-правовых формах, юридической терминологии.

В собственно онтологическом, т. е. понятийном, аспекте наблюдается адаптация ряда правовых форм и институтов зарубежного предпринимательского и коммерческого права. Такая адаптация и сближение основных принципов российского права с правовыми принципами развитых иностранных государств обусловлены более активным участием России в международных экономических отношениях, в частности, предстоящим вступлением в Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и более тесным сотрудничеством с Европейским Союзом (ЕС). Сближение основных принципов российского права с правовыми принципами развитых иностранных государств необходимо также ввиду осуществления коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями внешнеэкономической деятельности, участия иностранных инвесторов в предпринимательской деятельности в России.

Взаимосвязи предпринимательского и коммерческого права с другими отраслями системы российского права являются системно-энтропическими и репродуктивно-конструктивными.

Системно-энтропический аспект состоит в том, что различные правовые институты и правовые формы, которые генетически принадлежат одной отрасли, могут использоваться в регулировании отношений, составляющих предмет другой отрасли права. Примером многоотраслевого использования правовых конструкций, генетически принадлежащих гражданскому праву, может служить применение в других отраслях права, в том числе в предпринимательском и коммерческом праве понятий юридического лица, представительства, исковой давности, имущественной ответственности и ряда других понятий и конструкций, сформировавшихся в процессе исторического развития гражданского права.

Репродуктивно-конструктивный аспект выражается в том, что основные понятия предпринимательского и коммерческого права становятся базой для формирования новых институтов в других отраслях системы права. Так, для предотвращения возможных правонарушений, связанных с предпринимательством, в Уголовный кодекс РФ были включены составы преступлений, связанных с различными вариантами незаконной предпринимательской деятельности. Это свидетельствует о том, что в уголовном праве сформировался институт уголовной ответственности за преступные посягательства на порядок осуществления предпринимательской деятельности.110
См. об этих преступлениях: Волженкин Б. В. Преступления в сфере предпринимательской деятельности. СПб., 2001.

Формирование ряда институтов некоторых других отраслей права также происходит, если и не под влиянием, то, по крайней мере, во взаимосвязи и взаимообусловленности с формированием и развитием предпринимательского и коммерческого права.

Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, регулируются не только предпринимательским и коммерческим правом, но и рядом других отраслей права. Речь идет о таких отношениях с участием предпринимателей, которые складываются не по поводу создания и реализации предпринимателем продукта – товара, обладающего потребительской и меновой стоимостью, а по поводу иных объектов, в которых проявляются интересы участников, нуждающиеся в специальном правовом регулировании и правовой защите. Так, предприниматели участвуют в трудовых отношениях, но трудовые отношения регулируются не предпринимательским и коммерческим правом, а трудовым правом, поскольку отношения по трудовому найму – это отношения по организации труда в процессе выполнения работником определенной работы. Поэтому разграничение трудового права, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны, не представляет сложности – оно проводится по предмету регулирования.

В то же время вряд ли можно согласиться с отнесением предпринимательской деятельности к предмету тех отраслей права, которые регулируют отношения в отдельных отраслях экономики. Так, правовое регулирование предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики некоторыми авторами включается в аграрное право.111
Аграрное право: Учебник для вузов / Под ред. Г. Е. Быстрова и М. И. Козыря. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 281–295.

Наличие определенной специфики в осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (сезонный характер производства, крестьянские (фермерские) хозяйства и т. д.) не меняет экономической сущности аграрного предпринимательства, поэтому отношения по осуществлению предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве являются частью предмета предпринимательского и коммерческого права.

Наиболее тесно отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, переплетаются с отношениями, регулируемыми гражданским, административным и финансовым правом. Поэтому необходимо более подробно остановиться на соотношении предпринимательского и коммерческого права с названными отраслями права.

7.2. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с гражданским правом

Институты гражданского права ориентированы на регулирование тех общественных отношений, в которых проявляются частные интересы граждан и организаций, а не публичные интересы государства. Частные интересы любых лиц признаются равными и поэтому обеспечиваются равной правовой поддержкой и защитой. Правовое обеспечение частных интересов – главное предназначение институтов гражданского права. Частный интерес, направленный на объект – материальное или нематериальное благо, – по поводу которого возникает правовое отношение, является фактором, объединяющим разнообразные по содержанию и характеру отношения в едином предмете гражданского права.

Вследствие этого обстоятельства многие институты гражданского права универсальны и могут применяться к таким отношениям, которые не входят в предмет гражданского прав, но в которых также проявляются частные интересы участвующих в таких отношениях лиц. Как уже отмечалось выше, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, гражданское законодательство может применяться к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям.

В отношениях, опосредующих предпринимательскую деятельность, также проявляются частные интересы. Это – интересы самих предпринимателей и интересы их партнеров, контрагентов и потребителей. Проявление частных интересов в отношениях, опосредующих предпринимательскую деятельность, создает возможность включения указанных отношений в предмет гражданского права и отнесения правовых институтов, нормы которых регулируют отношения, в которых проявляются частные интересы предпринимателей, к институтам российского гражданского права. Эта возможность и является причиной теоретических дискуссий о предпринимательском и коммерческом праве, которые ведутся между сторонниками и противниками предпринимательского и коммерческого права.

При кодификации гражданского законодательства законодатель исходил из того, что предпринимательские отношения относятся к предмету гражданского права. В ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ записано: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием». Позиция законодателя не ясна и далеко не бесспорна. Очевидно, законодатель имеет в виду те отношения с участием предпринимателей, которые соответствуют закрепленным в этой же статье структурным признакам регулируемых гражданским правом отношений: «отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников» – ч. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Таким образом, даже с точки зрения законодателя – официальной точки зрения – гражданское законодательство, а следовательно, и гражданское право регулирует не все предпринимательские отношения, а только их часть, а именно – предпринимательские отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Какими же отраслями права регулируются другие виды предпринимательских отношений, основанные на иных формах правовой зависимости? Этот вопрос остается открытым, поскольку ни в одном из других действующих кодексов нет прямых указаний о том, охватываются ли предметом данной отрасли предпринимательские отношения и, если охватываются, то какие именно. Во всяком случае, согласно официальной позиции законодателя получается, что одна часть предпринимательских отношений включается в предмет гражданского права, другая часть – в предметы иных отраслей права и иных отраслей законодательства, не названных поименно самим законодателем.

Насколько оправданно такое разделение между различными отраслями права общественных отношений одного рода, обладающих многими едиными сущностными признаками, и, прежде всего, специальным субъектным составом, – это большой и сложный вопрос, который должен быть изучен с теоретической, правотворческой, правоприменительной сторон. Не ставя перед собой цель охватить все аспекты этой проблемы, вернемся к вопросу о разграничении гражданского, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны. Этот вопрос возникает, прежде всего, применительно к предмету гражданского права, поскольку отношения между предпринимателями и различными государственными органами, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, но лишенные признака юридического равенства участников, в любом случае не входят в предмет гражданского права и не регулируются институтами гражданского права за исключением, как было сказано, случаев, прямо предусмотренных законом.

Сфера действия частного интереса, который является главным обстоятельством, объединяющим различные виды имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений в предмете гражданского права, есть общая сфера гражданского права и предпринимательского и коммерческого права, по крайней мере, той его части, институты которой ориентированы на отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов.

Все частные интересы имеют один общий признак: их носителями являются частные лица – граждане и юридические лица. Определяя интерес как частный, мы тем самым проводим размежевание частных интересов и публичных интересов, носителями которых являются государство и муниципальные образования. Но для правового регулирования этого недостаточно. Необходимо выявить содержание и направленность интересов.

Частные интересы – не однородны. В зависимости от содержания и направленности интересов они делятся на две большие группы: потребительские интересы и предпринимательские интересы. Сущность потребительских интересов состоит в удовлетворении различных потребностей носителя интересов: культурных, бытовых и др. Сущность предпринимательских интересов состоит в удовлетворении потребностей совсем иного рода: потребности в занятии каким-либо бизнесом, приложении сил и способностей к предпринимательской деятельности, получении дохода (прибыли), накоплении и приумножении капитала.

Различна не только сущность потребительского и предпринимательского интереса. Различен также механизм обеспечения интересов и удовлетворения потребностей. Носитель потребительского интереса выступает как потребитель по отношению к другим лицам: его потребности удовлетворяются путем получения и потребления (использования) тех материальных и нематериальных благ, которые предоставляются ему другими лицами. Носитель предпринимательского интереса выступает как лицо, которое удовлетворяет потребности других лиц – потребителей. Благодаря удовлетворению потребностей других лиц обеспечиваются интересы самого предпринимателя: созданный им продукт реализуется как товар, ему возмещается стоимость, из которой он извлекает прибавочную стоимость – прибыль.

Различный характер предпринимательского и потребительского интересов служит исходной методологической основой для разграничения предмета и институтов гражданского права, с одной стороны, предмета и институтов предпринимательского и коммерческого права, с другой.

В качестве дополнительных критериев разграничения названных отраслей – дополнительных к характеру интересов – необходимо учитывать особенности основных конструктивных элементов регулируемых отношений: субъектов, объектов, оснований возникновения, содержания отношений. Используя основной критерий – различие интересов – и совокупность дополнительных критериев, можно провести разграничение двух названных отраслей следующим образом:

– к сфере гражданского права относятся все основанные на имущественной самостоятельности, автономии и равенстве участников отношения, в которых проявляются частные потребительские интересы, независимо от того, какие виды лиц – физические, юридические или государство – являются носителями этих интересов;

– к сфере предпринимательского и коммерческого права относятся отношения, также характеризующиеся имущественной самостоятельностью, автономией и равенством их участников, но в которых проявляются частные предпринимательские интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Отношения, в которых частному предпринимательскому интересу предпринимателя корреспондирует частный потребительский интерес гражданина, относятся к сфере гражданского права, поскольку эти отношения возникают по поводу объекта – продукта, предлагаемого предпринимателем к реализации, который предназначен для удовлетворения потребностей другой стороны отношения – потребителя. Потребитель оплачивает нужный ему продукт – товар, благодаря чему сумма стоимости возвращается предпринимателю. Экономическая сущность отношений между предпринимателем и потребителем – гражданином такова, что несмотря на юридическое равенство сторон приоритет в этих отношениях имеют интересы гражданина – потребителя, а не предпринимателя, выступающего в качестве исполнителя договорного обязательства: продавца, подрядчика, услугодателя и т. п.

В дореформенный период доктрина приоритета прав и интересов потребителей была господствующей в экономической и юридической науке. Но эта доктрина не отражала фактическое положение дел, когда в отсутствие рынка и в условиях дефицита многих видов потребительских товаров граждане – потребители были лишены возможности выбора и были вынуждены потреблять то, что им навязывали изготовители и могла предложить торговая сеть. В настоящее время ситуация на потребительском рынке совершенно иная – к услугам потребителей множество различных видов товаров широкого ассортимента, разного качества и разных цен. У потребителя есть возможность выбора. Но если уж он выбрал конкретный товар, предприниматель должен обеспечить надлежащее удовлетворение потребностей покупателя, услугополучателя, заказчика. Предприниматель дает гарантии и несет ответственность за ненадлежащее качество товара. Поэтому доктрина приоритета прав и интересов потребителей в настоящее время полностью соответствует объективным закономерностям, действующим в рыночной экономике.

В законодательстве принцип приоритета прав и интересов потребителей получает закрепление во многих гражданско-правовых институтах, опосредующих потребительские отношения. Названный принцип лежит в основе Закона РФ «О защите прав потребителей», которым дополняются правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ и посвященные обеспечению и защите прав и интересов граждан – потребителей.

В отношениях коммерческого оборота предприниматели могут участвовать не только как изготовители и создатели реализуемого продукта – товара, но и в качестве потребителей. Квалификация отношений, в которых предприниматели участвуют в качестве потребителей, и, соответственно, разграничение гражданского права, с одной стороны, и предпринимательского и коммерческого права, с другой стороны, основывается на характере потребностей предпринимателей. Они делятся на производственные, эксплуатационные и иные. Производственные связаны непосредственно с технологическим процессом предпринимательской деятельности: закупка сырья, материалов, комплектующих изделий, заказ проектной и конструкторской документации и т. п. Эксплуатационные потребности вызываются необходимостью обеспечения нормального функционирования бизнеса: ремонт помещений, оплата коммунальных услуг и т. п. Иные потребности – это те, которые непосредственно не связаны с бизнесом, например, приобретение туристических или оздоровительных путевок для коллектива работников фирмы, покупка картин для украшения офиса и т. п. У индивидуального предпринимателя, кроме того, имеются потребности личного и бытового характера: приобретение каких-либо вещей для себя и своей семьи, оплата услуг культурного или образовательного назначения и т. п.

Характер потребностей и назначение предметов, по поводу которых заключается договор, приняты во внимание законодателем при отграничении договора поставки от обычного договора купли-продажи: согласно ст. 506 ГК РФ товары по договору поставки передаются покупателю «для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Но «личное, семейное, домашнее и иное подобное использование вещей» присуще только гражданам. Поэтому во всех случаях, когда юридические лица вступают в отношения с предпринимателями в целях удовлетворения не только производственных, эксплуатационных, но и других потребностей, эти отношения относятся к сфере предпринимательского и коммерческого права.

Таким образом, складывающиеся в процессе предпринимательской деятельности отношения между предпринимателями, с одной стороны, и гражданами, выступающими в качестве потребителей, с другой стороны, входят в предмет гражданского права.

Отношения между предпринимателями, возникающие на основе имущественной самостоятельности, автономии воли и юридического равенства сторон либо правовой зависимости между ними, входят в предмет предпринимательского и коммерческого права.

7.3. Соотношение предпринимательского и коммерческого права с административным правом

Обе отрасли – предпринимательское и коммерческое право и административное право – имеют сложные предметы регулирования, состоящие из различных видов общественных отношений, обладающих, несмотря на различия, многими общими признаками. Общим является то, что и административным правом, и предпринимательским и коммерческим правом охватываются отношения в сфере управления. «Административное право, – пишет профессор Ю. М. Козлов, – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)».112
Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 31.

Следовало бы уточнить, что речь идет не об исполнительной власти вообще, ибо исполнительной властью, т. е. властной компетенцией, наделяются исполнительные, управленческие органы в любых структурах, а об исполнительной власти государства и муниципальных образований.

Но согласно традиционному подходу представителей науки административного права в предмет административного права входят отношения не только в сфере государственного управления, но и отношения в сфере управления в других системных образованиях. Во всех видах управленческих отношений, регулируемых административным правом, указывает Ю. М. Козлов, «непременно участвует тот или иной исполнительный орган».113
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 27.

Значит, не только государственные органы, но и другие исполнительные органы могут быть участниками отношений, входящих в предмет административного права.

Придерживаясь этой позиции, ученые – представители науки административного права относят к субъектам административного права государственные предприятия и учреждения, негосударственные коммерческие организации, общественные объединения, адвокатуру и других лиц, не являющихся органами управления. При таком подходе получается, что любые лица наделяются административной правоспособностью и обладают административно-правовым статусом, но далеко не все лица могут быть участниками административно-правовых отношений.

Ю. М. Козлов подчеркивает: «предприятие не является государственным органом, тем более – органом государственного управления. Поэтому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права».114
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 46.

Очевидное противоречие: предприятие – субъект административного права, но не участник административно-правовых отношений – снимается, казалось бы, тем, что «административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т. е. органом управления».115
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 45.

Однако разделение единого субъекта (предприятия) на два (собственно предприятие и его администрацию) порождает новые проблемы, в частности, создает возможность для новых более мелких делений: цех и его администрация и т. д. При таком подходе мы все более отдаляемся от «реализации исполнительной власти», от тех особенностей, которые присущи структуре и основным конструктивным элементам отношений, регулируемых административным правом. В определении, данном Ю. М. Козловым, цитированном выше, в выражении, взятом в скобки, следовало бы исключить слова «в более широком понимании», а скобки раскрыть. Это означало бы, что предметом административного права являются отношения, возникающие «в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти…» в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Реализация исполнительной власти государственными органами и их должностными лицами в процессе осуществления ими государственно-управленческой деятельности является достаточно четким критерием для отграничения административного права от других отраслей, институты которых так или иначе опосредуют отдельные виды отношений в сфере управления.

Отношения в сфере управления, или управленческие отношения – это отношения по управлению, т. е. по организации и координации деятельности одних лиц другими лицами. Управление есть воздействие на поведение управляемого лица управляющим лицом. Воздействие, или управляющее воздействие осуществляется различными способами и средствами: подчинением, стимулированием, санкциями, иными формами взаимосвязи и зависимости.

Предпринимательская деятельность так же, как и другие виды систематически и профессионально осуществляемой деятельности, нуждается в управлении. Элементы управления входят в содержание отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Внутри коммерческих организаций возникают отношения по внутрикорпоративному управлению. Управление путем координации деятельности осуществляется также органами, создаваемыми профессиональными участниками различных сегментов рынка: органами ассоциаций и союзов, а также органами объединений, создаваемых без учреждения юридического лица, например, управляющими компаниями финансово-промышленных групп.

Проблема, следовательно, не в этом, а в том, чтобы установить отраслевую принадлежность отношений, которые складываются в процессе осуществления предпринимательской деятельности между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами исполнительной власти, с другой стороны.

Эти отношения не однородны в силу особенностей своих конструктивных элементов: оснований возникновения, субъектов, объектов, содержания. В отношениях между государственными органами и негосударственными коммерческими организациями отсутствуem соподчиненностъ, которая необходима для осуществления управления деятельностью коммерческих организаций. Функции государственных органов относительно негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей состоят в том, чтобы:

1) вести легализацию и учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, путем их государственной регистрации и ведения реестра;

2) выдавать разрешения и выражать согласие по вопросам предпринимательской деятельности, затрагивающим публичные интересы, а именно: лицензирование, обязательная сертификация, выдача разрешения на строительство здания, согласование и решение вопросов по ограничению монопольного (доминирующего) положения крупных предпринимателей;

3) осуществлять надзор за предпринимательской деятельностью в аспектах промышленной, санитарно-гигиенической, эпидемиологической безопасности и т. п.;

4) проводить проверки предпринимателей на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности;

5) принимать меры по пресечению неправомерной деятельности, применять к правонарушителям санкции, вплоть до прекращения предпринимательской деятельности в принудительном порядке.

При осуществлении перечисленных функций государственными органами оказывается воздействие на предпринимателей, которые вынуждены строить свой бизнес с учетом позиции компетентного государственного органа, от которого зависит решение конкретного вопроса. Например, выявив нарушения в деятельности предпринимателя-лицензиата, лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на шесть месяцев. Предприниматель, для того, чтобы продолжить лицензируемый вид деятельности, будет вынужден перестраиваться, устранять допущенные им нарушения, иначе лицензирующий орган будет обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии – п. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Тем самым принимаемые лицензирующим органом меры оказывают воздействие на деятельность предпринимателей – лицензиатов. Но тем не менее в силу отсутствия подчиненности предпринимателей лицензирующим, регистрирующим, надзорно-контрольным и другим государственным органам отношения между предпринимателями и этими органами входят в сферу действия предпринимательского и коммерческого права, а не административного права.

Можно признать наличие вопроса только относительно государственных и муниципальных предприятий. Хотя в ходе проведения реформ большинство отраслевых министерств, осуществлявших непосредственное управление деятельностью государственных предприятий и организаций, было ликвидировано, в настоящее время продолжают существовать некоторые отраслевые министерства и иные государственные отраслевые органы (агентства, департаменты), которые являются вышестоящими для унитарных предприятий. Но содержание отношений между унитарными предприятиями и государственными отраслевыми органами исполнительной власти радикально изменилось по сравнению с отношениями, которые существовали в дореформенный период, когда кроме жесткого планирования производственно-хозяйственной деятельности действовали и другие рычаги воздействия на подчиненные предприятия.

Эти радикальные изменения выражаются в том, что отношения между унитарными предприятиями и государственными органами строятся теперь не по типу «власть – подчинение», т. е. не по административно-правовому типу, а по типу «собственник – лицо, которому собственником вручено свое имущество и которое владеет им на основании вещного права: хозяйственного ведения или оперативного управления», т. е. по гражданско-правовому типу. Статья 295 ГК РФ названа «Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении». По существу в названной статье установлены границы полномочий государственного отраслевого органа, наделенного правом осуществлять правомочия государства-собственника относительно унитарных предприятий, о чем уже говорилось ранее (см. параграф 5.3).

В содержание компетенции госорганов не входит оперативное управление деятельностью унитарных предприятий. Вышестоящими отраслевыми органами исполнительной власти не утверждаются обязательные для унитарных предприятий плановые задания, не устанавливаются какие-либо экономические нормативы, которые действовали бы только относительно государственных предприятий, но не других коммерческих организаций, не регулируются вопросы внутренней структуры предприятия, порядка использования материальных ресурсов и денежных средств. Интересы государства в результатах деятельности унитарных предприятий обеспечиваются путем размещения госзаказов на конкурсной контрактной основе. Для того, чтобы обеспечить управляемость унитарных предприятий и возможность осуществления полного контроля за их деятельностью, государству пришлось бы сохранять огромный управленческий бюрократический аппарат, который был бы тормозом прогрессивного развития экономики.

Единственно правильный путь дальнейшей оптимизации структуры экономики – это путь сокращения количества унитарных предприятий с сохранением только тех из них, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности. Направления государственной политики относительно унитарных предприятий закреплены в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». Согласно названному постановлению сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо создание на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий допускается в определенных случаях, например, «для разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов Российской Федерации и обеспечивающих национальную безопасность; производства отдельных видов продукции, которые изъяты из гражданского оборота или применение которых в гражданском обороте ограничено». Подавляющую часть федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, предполагается «реорганизовать, ликвидировать или продать как имущественные комплексы либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий».

После рассмотренных общих положений необходимо более детально остановиться на соотношении понятий «предпринимательское» и «гражданское право». Эта необходимость продиктована теоретическими и практическими мотивами.

Исторически сложилось, что в некоторых странах при существующем дуализме системы права наряду с гражданским существует и торговое право как гражданское право для профессионалов - коммерсантов, торговых представителей и других лиц, совершающих торговые сделки, осуществляющих торговый промысел.

Торговое право выделилось в самостоятельное право, когда возникла необходимость в новых правовых положениях, закрепляющих и регулирующих отношения торгового сословия. В то время многие сделки имели место как достояние только торгового права, например, вексельное обращение - нововведение, пришедшее в общегражданский оборот именно из торгового права. Профессор Шершеневич Г.Ф. (1899 г.) так объяснял разделение Российского частного права на две отрасли : во-первых, наличие исторических традиций, во-вторых, несоответствие норм гражданского права новейшим условиям жизни, в-третьих, законодательная подражательность , В своем «Учебнике торгового права» он писал, что попытки определения торгового права с расчетом на научную точность не достигают своей цели. Одни определяют торговое право как совокупность юридических норм, регулирующих торговые отношения (что неверно, так как торговое право регулирует не только торговые отношения, и торговые отношения регулируются не только нормами торгового права). Другие понимают под торговым правом совокупность норм, применяемых исключительно к торговым отношениям, но таких норм очень мало, чтобы выделить отдельный предмет правового регулирования .

Поддержка торгово-промышленного оборота и защита общественного интереса третьих лиц - вот окончательный результат развития идеи специального торгового права. В настоящее время идет процесс сближения торгового и гражданского права, начавшийся еще в начале века. Некоторые страны готовятся к принятию единых гражданских кодексов, это завершит слияние двух отраслей. Примером может служить Голландия .

Предпринимательское право не знает понятий «коммерсант», «торговая сделка», «торговый промысел». Понятие «предприниматель» несколько шире, чем понятие «коммерсант». Шире ровно настолько, насколько шире понятие предпринимательской деятельности по сравнению с торговой деятельностью. Однако все чаще сейчас можно встретить пособия по торговому и коммерческому праву, названия которых не соответствуют правовому регулированию предпринимательства по нашему законодательству .

Далее, своеобразие предмета (имущественных отношений на основе товарного производства) требует и специфического правового регулирования . Предметное единство предполагает и единство метода правового регулирования. Как бы четко ни был охарактеризован предмет регулирования, отрасль права не получает надлежащей обрисовки до тех пор, пока с такой же четкостью не индивидуализирован ее метод регулирования . Гражданско-правовой метод - это способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозити-вностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон .

Гражданские правоотношения, в том числе предпринимательские отношения, подвергаются правовому регулированию, имеющему в целом общедозволительный характер. Общедозволительное правило призвано не регламентировать, не определять поведение людей, а только направлять это поведение (включая возможность прямой регламентации на отдельных участках жизни) . Общедозволительный метод регулирования предпринимательской деятельности выражается прежде всего в защите свободы предпринимательства. Таким образом, мы видим, что выявить особый, присущий только предпринимательским отношениям, метод правового регулирования также не удается, что еще раз подтверждает концепцию предпринимательского права - подотрасли гражданского права, но не самостоятельной отрасли права.

Далее, хочется обратить внимание на еще одну попытку обособить предпринимательское (торговое) право по субъектному составу и особому методу правового регулирования. По мнению В.В. Чайкина, «и теоретически, и практически система отрасли права не может конструироваться по признаку регулируемой деятельности» . В качестве доказательства выделения отрасли по субъектному составу предлагается «фактическая легализация юридической личности предпринимателя» . Кажется, кроме того, что неправомерно выделять отрасль права по субъектам вне зависимости от общественных отношений (должного предмета отрасли), в которые они вступают; нельзя также определять предпринимателя как субъекта, не относящегося к классическим лицам (юридическим и физическим лицам).

Предприниматель, по нашему мнению, это уже субъект гражданского права (гражданин или юридическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью. Понятие «предприниматель» скорее представляет собой правовой статус, а не особый субъект права. Предприниматель - это особое правовое положение субъекта права, как положение депутата или государственного служащего. Далее В.В. Чанкин выделяет «особый» метод торгового права - «разрешено все. что не запрещено законом» ; мы уже рассмотрели, что так называемый особый метод торгового права является характерным методом правового регулирования всего гражданского права, поэтому это также не критерий выделения самостоятельной отрасли - торгового права.

Кроме того, иногда в обосновании отрасли хозяйственного права приводятся доводы осуществления кодификации хозяйственного законодательства. Основным аргументом здесь выступает обеспечение удобства пользования законодательством при работе в народном хозяйстве . Начиная с 1990 года в республике было принято много комплексных нормативных актов. В рамках одного закона делаются попытки разрешить все вопросы данного вида регулируемых отношений в комплексе. По мнению некоторых казахстанских авторов, «единственным достоинством комплексного нормативного акта является удобство пользования им несведущими в праве людьми - нет необходимости заглядывать в другие законы, проводить юридический анализ». В качестве «минусов», недостатков такого законотворчества приводятся аргументы «забивания» в закон ведомственных интересов в ущерб другим, раздувание законодательного массива, загрузка парламента, отсутствие мощного координирующего законодательного центра в республике .

О кодификации же предпринимательского законодательства говорить преждевременно и, думается, бес-

полезно. Доводом этого может служить достаточность для правового регулирования предпринимательства кодификации гражданского законодательства и соответствующих нормативных актов, регулирующих некоторые особенности предпринимательской деятельности в республике, в силу того, что предпринимательское законодательство является преимущественно частью гражданского законодательства.

С другой стороны, следует согласиться, что степень «обобщенности» норм, а не нормативных актов повышать необходимо, так как это является одним из показателей совершенства юридического регулирования . Думается, что создание комплексных нормативных актов стало другой крайностью нормативного регулирования хозяйственных отношений, «которое, развиваясь по пути дальнейшей дифференциации и детализации, будет напоминать географическую карту масштаба, все более приближающегося к натуральному» .

Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее коммерческое право и предпринимательское право - разные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т.

Е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др. Так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право.

Как уже было сказано выше, коммерческое право является подотраслью гражданского права, так как регулирует сходные отношения - товарный оборот, являющийся составной частью имущественного оборота. Для коммерческого права, так же как и для гражданского права, характерно наличие диспозитивного метода правового регулирования. 2.

Соотношение коммерческого и торгового права

Между коммерческим и торговым правом существует значительное различие. Торговое право - это элемент подготовки специалистов в советское время. В постсоветское время активно развивается коммерческое право. В настоящее время в современной литературе термины «коммерческое право» и «торговое право» довольно часто употребляются как синонимы. Термин «торговое право», как правило, часто употребляется в США и некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии и др.). В этих странах торговое право понимается как право, регулирующее профессиональную торговую деятельность. В России принято употреблять понятие «коммерческое право».

Между тем современное коммерческое право нельзя считать правопреемником советского торгового права. Советское торговое право не рассматривалось юристами как самостоятельная отрасль права, а значит, торговое право не имело ни своего предмета, ни метода правового регулирования. Советское торговое право носило комплексный характер, которое объединяло в себе нормы самых разных отраслей советского права (гражданского, административного, трудового, уголовного и т. д.), которые хоть каким-нибудь образом имели отношение к торговле. Современное коммерческое право в России формируется заново как самостоятельная отрасль права со своим предметом, методами, принципами. Кроме того, характер торгового оборота в России слишком сильно отличается от характера торгового оборота в бывшем СССР, а значит, прежнее право советской торговли в настоящее время совершенно неактуально.

Еще по теме Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом:

  1. ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права
  2. Возникновение, осуществление и защита гражданских прав субъектов предпринимательской деятельности, коммерческое представительство и посредничество
  3. 5. Соотношение земельного права с водным, лесным, горным правом и правовой охраной природы
  4. § 1. Характеристика гражданско-правовых форм объединения капиталов коммерческими организациями в юридических механизмов управления ими в предпринимательских целях
  5. §1. Предмет гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом РФ
  6. §1. Предмет гражданского права. Отношения, регулируемые гражданским правом
  7. Билет 24 1.Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права (на примере гражданского и уголовно-процессуального права).
  8. §2. Предпринимательское право как учебная дисциплина о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности

Ведущей отраслью права является гражданское право. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере регулировать предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодексаРФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Кодекс является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав граждан.

6. Предпринимательское и административное право.

Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую -еятельность. Основу этой отрасли законодательства составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людъми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулирует нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления:

порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

Административное право оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть - подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

7. Источники предпринимательского права.

Источники предпринимательского права – это различные нормативно-правовые акты органов власти и управления, регулирующие предпринимательское и другие тесно связанные с ними отношения.

Существует множество оснований классификации источников: по органу их принявшему, по форме, по сфере действия, по степени обобщенности и др.

Дадим классификацию источников предпринимательского права по юридической силе:

1. Конституция РФ. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе и предпринимательского. Так статья 34 Конституции определяет, что «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью».

2. Далее среди источников предпринимательского право следуют назвать кодексы: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный, Жилищный, Семейный и др. В частности ГК РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности и организационно правовых формах ее осуществления, и заканчивая видами предпринимательских договоров.

3. Федеральные законы:

- «О государственной регистрации юридических лиц»

- «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

- «О несостоятельности (банкротстве)»

- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

- «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

4. Указы Президента РФ: «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ» и др.

5. Постановления Правительства РФ: «Об информационном обеспечении предпринимательства в РФ», «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» и другие.

6. Законы субъектов РФ: Закон Самарской области «О поддержке малого предпринимательства на территории Самарской области» и др.

7. Локальные нормативные акты. Они принимаются самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальном актом является приказ о перечне сведений, составляющий коммерческую тайну и т.п.

8. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки ему.

9. Также к источникам предпринимательского право относятся общепризнанные признаки и нормы международного права и международные договоры РФ.

Предпринимательское право это совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе, некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Основу предмета предпринимательского права составляют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.

Из приведенного в ГК РФ понятия предпринимательского права, можно выделить следующие признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность:

Получение прибыли, как цель деятельности;

Самостоятельность предпринимателя;

Предпринимательский риск;

Имущественная ответственность предпринимателя;

Осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Дискуссионным в юридической литературе является вопрос о том, является ли предпринимательское право самостоятельной отраслью или составляет часть гражданского права, а предпринимательские отношения подлежат регулированию гражданско-правовыми методами.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности стало развиваться еще в средние века. Во Франции, Италии, Германии и в других европейских странах создавались специальные нормы по правовому регулированию торговой деятельности. С развитием капитализма эти нормы понемногу видоизменились из норм сословного характера в правила, определяющие порядок ведения торговых занятий. Само понятие «торговое право» постепенно стало наполняться более широким содержанием, охватывая не только торговую, но и иные виды деятельности. В силу исторических традиций наименование «торговое (коммерческое) право» сохранилось. Тем более, что во многих странах были приняты специальные кодексы. Например: Коммерческий кодекс Франции 1807 г, Торговое Уложение Германии 1897 г.

Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, Гойбарх полагал, что гражданское право - всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному. Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право. Ему на смену приходит право хозяйственное.

В дореволюционной России тоже развивалось торговое право, создавались коммерческие суды. Развитие России исторически протекало в русле европейской континентальной системы Ровный В. В. Феномен предпринимательства в гражданском праве: Автореферат дис. … канд. юр.наук. Специальность 12.00.03/ В. В. Ровный. - Томск, 2009. - С. 14..

В советский период экономическая ситуация изменилась: сложилась плановая экономика, хозяйственная деятельность реализовывалась государственными предприятиями, а ее правовое регулирование проводилось специальным хозяйственным законодательством. В условиях плановой экономики получила развитие концепция хозяйственного права. В 20-е годы развилась концепция двухсекторного права, согласно которой хозяйственное право - это право социалистического хозяйства, а гражданское право - право капиталистическое, которое должно отмереть и уступить место хозяйственному. Позднее, в 30-е годы, возникла теория единого хозяйственного права.

В 60-е годы сформировалась новая концепция хозяйственного права, исходившая из целостности регулирования хозяйственных связей по горизонтали и вертикали. Ее предметом должны были стать хозяйственные отношения, т.е. такие, которые «включают и отношения по руководству экономикой (отношения по вертикали), и отношения по осуществлению хозяйственной деятельности (отношения по горизонтали)». Одновременно отмечалось, что «особой разновидностью хозяйственных отношений являются отношения внутрихозяйственные». Субъектами данных отношений выступали предприятия и организации в отличие от граждан - субъектов гражданско-правовых отношений Иванова-Паленова Е. В. Предпринимательское право: учебник / Е. В. Иванова-Паленова. - М.: Юрайт, 2012. - С. 28..

В 90-годы начался переход от плановой экономики к рыночной. Хозяйственное право, которое ранее было правом плановой экономики, становится теперь правом предпринимательской деятельности и аккумулирует в себе нормы, регулирующие различные виды отношений - между предпринимателями (отношения по горизонтали), а также предпринимателями и государственными органами, в процессе регулирования ими предпринимательской деятельности (отношения по вертикали). По мнению И.А. Зенина Зенин И. А. Предпринимательское право: учебник / И. А. Зенин. 8-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С. 32. предпринимательское право представляет собой хозяйственное право рыночной экономики. В отделении предпринимательского права в качестве самостоятельной отрасли проявляется дуализм частного (гражданского) права.

На сегодняшний день представлены две основные концепции регулирования предпринимательских отношений.

1. Монистическая концепция. Предпринимательское (или хозяйственное) право - это самостоятельная отрасль права.

2. Дуалистическая концепция. Горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а «вертикальные» отношения предпринимателей с органами государственной власти - административным правом.

Предпринимательское право является комплексным образованием, регулирующим особого рода отношения в сфере хозяйствования: хозяйственно-имущественные, хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные. Как комплексное образование хозяйственное право не имеет собственного предмета и метода правового развития. Оно формируется и развивается на стыке публичного и частного права и представляет собой нормативный массив, включающий в себя нормы разных отраслей права, функционально связанных между собой Иванова-Паленова Е. В. Предпринимательское право: учебник / Е. В. Иванова-Паленова. - М.: Юрайт, 2012. - С. 53.. Другие ученые, представители школы цивильного права выступают за единство гражданского права. В соответствии с п.1 ст.2 ГК отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, составляют предмет гражданского законодательства. При этом Кодекс с учетом особенностей указанных отношений в необходимых случаях выделяет их регулирование. В предмет хозяйственного ведения нельзя включать противоположные хозяйственно-имущественные (гражданские) и хозяйственно-управленческие отношения. Регулироваться эти отношения также будут методами различных отраслей права Там же С. 54..

Таким образом, исходя из вышеприведенного можно резюмировать, что хозяйственное (предпринимательское) право нельзя считать особой отраслью права, имеющей свой предмет и метод. Автор представленного исследования, так же придерживается точки зрения ученых школы цивильного права, что предпринимательское право является составляющей гражданского, а не отдельным правовым институтом.