Политика определение обществознание. Понятия и термины по обществознанию
- Аскетизм - преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающих в себя самоистязание.
- Вербальное - словесное общение
- Волюнтаризм – пренебрежение объективными процессами, необходимыми условиями.
- Гедонизм - учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.
- Глобализация - процесс объединения людей и преобразования общества в планетарном масштабе.
- Глобальные проблемы - трудности, затрагивающие жизненно важные интересы всего человечества и требующие согласованных действий в масштабах мирового сообщества.
- Деятельность - это форма активности субъекта, выражающаяся в целенаправленном и целесообразном изменении окружающего мира, а так же в преобразовании человеком самого себя.
- Духовная сфера общества – сфера общественной жизни, основным содержанием которой является производство духовных ценностей и удовлетворение духовных потребностей.
- Духовность - это система ценностей, существующих длительный период, имеющих большое количество последователей и существующие ограниченный отрезок времени.
- Духовные ценности – это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.
- Жизнь – главная потребность человека и его главное неотъемлемое право.
- Задатки - врожденные физиологические особенности нервной системы.
- Игра - форма деятельности в условных обстоятельствах.
- Индивид - единичный представитель человеческого рода.
- Индивидуальность - самобытность, неповторимость, оригинальность индивида.
- Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии.
- Инновация - практика перманентного (беспрерывного) реформирования.
- Интеграция - объединение различных частей.
- Интерес - целенаправленное отношение человека к потребности.
- Культура - совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека, направленной как на внешнюю среду, так и на самого человека.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
- Личность -система социально значимых качеств индивида.
- Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы жизни общества.
- Менталитет человека - совокупность всех итогов познания, их оценка на основе культуры, деятельности, национального сознания и личного жизненного опыта.
- Мировоззрение - система взглядов и представлений об окружающем мире.
- Модернизация - процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.
- Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в головном мозге человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей.
- Научно-техническая революция – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
- Нравы - типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события.
- Обряд - совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающие у всех носителей данной культуры аналогичные чувства, носящие коллективный характер.
- Общение - процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми.
- Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.
- Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
- Обычай – типичное поведение в определенной ситуации.
- Обычаи - установившиеся схемы поведения, обязательно на уровне культуры в целом.
- Ответственность - социально-философское понятие, характеризующее вид взаимоотношений между людьми с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований.
- Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в различных условиях.
- Поступок - действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, целей и средств.
- Потребности - осознанная необходимость в том, что составляет условие существования.
- Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
- Природа - естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом.
- Реализм – взвешенный подход к свободе и необходимости.
- Революция - глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений
- Реформа - усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества.
- Свобода - способность человека выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами и оценками.
- Смысл жизни - определение конечной цели существования человека.
- Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязательства и реализовывать нравственный самоконтроль за их выполнением.
- Сознание – это способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
- Социализация - процесс усвоения, восприятия норм поведения, ценностей и установок, принятых в обществе.
- Социальная роль - образ поведения, соответствующий социальному статусу.
- Социальные институты - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Социальный статус -место человека в общественных отношениях.
- Способности - индивидуальные психологические особенности индивида, необходимые для успешной деятельности.
- Стагнация - период в развитии общества, когда нет поступательной динамики, но и нет обратного движения.
- Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существовавших ценностей. Это понятие включает воображение, интуиция, творческое озарение.
- Темперамент - врожденные, генетически обусловленные качества индивида.
- Традиции - совокупность элементов культуры, передаваемых из поколения в поколение.
- Труд - социальная деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата.
- Установки - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность.
- Фатализм – предопределенность: все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
- Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
- Цивилизация - единый процесс исторического развития, проходящий через определенные стадии.
- Чувства - эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.
- Эволюция - процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.
- Эмоции -кратковременные переживания
- Язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации.
Среднее общее образование
Обществознание
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.
Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
- Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
- Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
- Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
- Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
- Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
- Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
- Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
- Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Задания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.
n1.doc
Раздел «ФИЛОСОФИЯ»Человек биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическая природа проявляется в анатомии и физиологии человека. Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Основные отличия человека от животного:
мышление и речь,
сознательная, целенаправленная творческая деятельность,
преобразование окружающей действительности в процессе деятельности,
изготовление орудий труда и использование их как средств производства материальных благ.
удовлетворение духовных потребностей.
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной практической деятельности человека.
Религиозное мировоззрение основывается на ценностях того ли иного религиозного учения.
Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Функции мировоззрения:
мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности;
мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания;
на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
эмпиризм - единственным источником наших знаний является чувственный опыт;
рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума. без опоры на чувства.
ощущение , т. е. отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний;
восприятие - воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
представление - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый и вое производимый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Рациональное познание осуществляется в следующих формах:
понятие , т. е. мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках;
суждение - такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете, явлении, процессе;
умозаключение - логическая связь нескольких суждений и выделение на их основе нового суждения.
Формы научного познания: вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция. Уровни научного познания: теоретический (методы: анализ, синтез, обобщение) и эмпирический (методы: эксперимент, сравнение, наблюдение).
Социальное познание - изучение общества и протекающих в нем процессов. Особенности социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, сложность изучаемого объекта, ограниченные возможности в проведении наблюдений и экспериментов.
Принципы социального познания : рассмотрение социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях: выявление общего и особенного в социальных явлениях.
Основой знаний об обществе являются социальные факты: события, имевшие место в действительности (объективный факт) и знание о событии (научный факт).
Виды социальных фактов: действия людей и социальных групп, продукты человеческой деятельности, словесные действия.
Ценности - результаты преобразовательной деятельности человека и общества в процессе материального и духовного производства, а также характеристика определенных идей, принципов, предметов с точки зрения их значения для человека и общества.
Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни человека.
Выделяют личные, групповые и общечеловеческие ценности. Материальные ценности - предметы материальной культуры: здания, скульптуры, машины, мебель и т. п.
Духовные ценности - продукты духовного творчества людей: музыкальные и литературные произведения, научные открытия, религиозные учения, традиции, моральные нормы, юридические законы и т. д.
Прогресс - направление общественного развития, для которого характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенного к более совершенному. Понятию прогресс противоположно понятие регресс. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Критерии прогресса:
прогресс науки и техники;
развитие производительных сил, включая самого человека;
совершенствование нравственности людей;
возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Понятие «свобода» тесно связано с понятием ответственность».
Ответственность - вид взаимоотношений между личностью и коллективом или обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности: историческая, политическая, юридическая, индивидуальная, групповая.
Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Виды потребностей:
биологические - жизненная необходимость в дыхании, питании, воде, в движении, самосохранении, сохранении рода и т. д.;
социальные - нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании се достоинств;
идеальные - потребности в познании окружающего мира, в осознании своего места в нем, смысла и предназначении своего существования.
Истина - процесс адекватного, правильного отражения действительности в сознании человека. Виды истины:
объективная истина - отражает реальное положение вещей, окружающий мир таким, какой он есть, каким он существует вне и независимо от нашего сознания:
абсолютной истина - полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое последующим развитием науки;
относительная истина - неполное, ограниченное знание. Зависит от конкретных исторических условий и познавательных возможностей человека.
Деятельность - вид человеческой активности, имеющий целью познание и изменение окружающего мира и самого человека, в результате которой создастся нечто новое. В структуре деятельности выделяют:
цель - осознанный образ предвосхищаемого результата; субъект - тот. кто осуществляет деятельность;
объект - то, на что направлена деятельность;
средства достижения - то, при помощи чего осуществляется деятельность;
результат - то, что получается в итоге деятельности. Виды деятельности: игра, учеба, труд, общение. Материальная деятельность - создание необходимых для
Духовная деятельность - создание идей, образов, художественных и нравственных ценностей.
Эволюция и революция - два пути общественного развития. Эволюция - постепенное последовательное изменение всего общества в целом либо его отдельных сфер.
Революция коренное, качественное изменение в основах социального устройства всего общества или его отдельных сферах (науке, технике).
Общество и природа.
Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей. Общество в узком смысле:
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;
отдельное конкретное общество (например, российское);
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество);
человечество в целом.
Природа в узком смысле - приролно-географическая среда.
Глобальные проблемы - группа проблем общепланетарного масштаба, возникших во второй половине XX в., от решения которых зависит существование человеческой цивилизации. Признаки глобальных проблем:
затрагивают интересы всего человечества:
настоятельно требуют решения;
проявляются как объективный фактор развития общества;
предполагают сотрудничество разных стран в их решении;
от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
широкое информирование людей о глобальных проблемах:
всеобъемлющее изучение причин и условий возникновения и обострения проблем;
наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
Спрос и предложение.
Спрос - это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса - потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретении конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.
Предложение - это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.
Прибыль - исчисляемая в денежном выражении разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство.
Прибыль служит наиболее важным показателем, обобщающим финансовые результаты деятельности предприятия.
Получение максимальной прибыли является целью производителя. Для этого он стремится снизить затраты (издержки) производства. Величина прибыли в сравнении с затратами показывает результативность работы предприятия, выгодность той или иной предпринимательской деятельности. Если выручка не покрывает всех затрат, то предприятие является убыточным.
Производитель (производство).
Производитель - субъект экономической деятельности, использующий экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью продажи и получения прибыли.
Производителем товаров и услуг может быть и государственное предприятие, и частный предприниматель. Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется товаром. Производитель выбирает для выпуска те товары, но которым прибыль является наибольшей.
Производство - процесс превращения экономических ресурсов в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие те или иные потребности человека.
Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами производства. Факторы производства:
природные ресурсы . используемые в производстве: земля (пахотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир;
труд - это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал» - способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников:
капитал - это финансовые ресурсы и созданные людьми средства производства (здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование);
предпринимательские способности - совокупность активной деятельности предпринимателей, их организационно- хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела;
информация - важный ресурс, используемый в экономических процессах. Это прежде всего знания, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических и управленческих решений и т. д.
Налог - определенная сумма денег, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) ежегодно обязан уплатил» государству.
Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население - подоходный и поимущественный налоги.
Косвенные налоги - налоги на продажи товаров и услуг, существующие в виде надбавок к цене.
Деньги - это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается покупка. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые Центральным банком каждого государства.
Функции денег: средство платежа, средство обмена, средство измерения стоимости товара, средство накопления сбережении.
Рынок. Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется рыночной экономикой.
Свободная рыночная экономика характеризуется гремя важнейшими признаками:
нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести):
нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и в каких количествах приобрести);
нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
Конкуренция - борьба производителей (продавцов) товаров и услуг за рынок сбыта и симпатии потребителя с целью получении более высокой прибыли.
Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления. Типы конкуренции:
совершенная (борьба множества производителей одного товара, не имеющих возможностей влиять на цену товара);
монополистическая (борьба за симпатии потребителя между производителями взаимозаменяемых товаров, например, стирального порошка и мыла);
олигополистическая (борьба между несколькими крупными производителями одного товара, имеющими возможность влиять на иену).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Владение - фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Пользование - извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение - возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.
Собственниками могут быть физические лица (граждане) и юридические лица, государство и органы местного самоуправления.
Способы приобретения имущества: покупка вещи, изготовление вещи, использование имущества, получение по наследству или в подарок и т. д.
Предпринимательство - осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная, рискованная, ответственная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.
Виды предпринимательства: индивидуальное (один человек); партнерское (группа лип); производственное (строительство, сельское хозяйство, изготовление потребительских товаров); оказание услуг (общественное питание, развлечения, транспортные перевозки. страхование).
Предприниматель имеет право: приобретать необходимое имущество, использовать по соглашению имущество других граждан, нанимать работников на условиях трудового договора, устанавливать формы и размеры оплаты труда, самостоятельно определять программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, свободно распоряжаться прибылью. Эти и другие права предпринимателя регулируются законами.
Потребитель (потребление).
Потребитель - субъект экономической деятельности, приобретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.
Потребителем товаров и услуг может быть государство, физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация).
Потребление - процесс использования человеком экономических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.
Доход - средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.
Источники и соответствующие им виды доходов:
труд (заработная плата);
капитал (процент);
земля (рента);
предпринимательская деятельность (прибыль).
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных.
Исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр. Признаки государства:
территориальная целостность и территориальное деление;
суверенитет;
исключительное право на принятие общеобязательных законов;
наличие публичной власти, располагающей скобой системой органов и учреждений;
система взимания налогов; символика.
монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентская);
республика (парламентская, президентская, смешанная). Формы государственно-территориального устройства
федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью);
унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения);
конфедерация (постоянный союз самостоятельных государств аз я достижения конкретных совместных целей).
Функции государства: Внутренние:
охрана общественного порядка;
политическая - обеспечение условий деятельности политических институтов;
экономическая - регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике;
социальная - обеспечение достойного уровня жизни граждан;
культурно-воспитательная и идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей.
обеспечение обороны и национальной безопасности;
отстаивание государственных интересов в международных
развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
участие в решении глобальных проблем.
Источники власти: закон, санкции, авторитет, традиции, богатство, знание, харизма.
Субъекты власти : политический лидер, наследственный монарх, парламент, политические партии, суды.
Объекты власти: Граждане, социальные группы, общество в целом.
Функции власти : управление, координации, организация, контроль.
Средства (методы) власти : право, традиции, принуждение, насилие, убеждение, поощрение.
Виды власти : политическая (способность и умение реал и- зовывать функцию общественного управления), экономическая (контроль над экономическими ресурсами), социальная (контроль над распределением статусов, должностей и привилегий), информационная (контроль над людьми с помощью СМИ)
Принципы устойчивости власти: легитимность (законность), результативность действий.
Сущность власти. Власть - форма социальных отношений, которая характеризуется способностью влиять на поведение людей посредством административно-правовых механизмов. Система власти включает в себя отношения господства и подчинения, отношения субординации (многоуровневого подчинения) и иерархии.
Власть - вынужденное (но не принудительное) подчинение установленным в обществе правилам. Добровольное уважение власти базируется на внутренней мотивации, признательности, законопослушании, привязанности. Формальное подчинение власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается законом. Иногда власть понимают как законное право принимать ключевые решения, которые определяют поведение людей.
Демократия
В широком смысле - форма устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равного права входящих в нее лиц. принятия решений большинством голосов, юридической выборности и подотчетности органов избравшему их обшсму собранию, конференции, съезду.
Демократия в узком смысле - форма государственного политического устройства, которой присуши определенные признаки: принцип разделении властей, многопартийность, равенство в избирательных правах, гарантии прав меньшинства. Виды демократии:
непосредственная (прямая) - непосредственное участие масс в формировании органов государственной власти, решении вопросов государств ной политики, общественно-политической жизни путем проведения выборов и референдумов;
партиципативная (демократия участия) - участие низов населения в выборах, принятии решений, в политическом процессе, контроле за выполнением решений при активной роли государства:
представительная (репрезентативная) - опосредованное участие людей в политике через парламент как высший представительный орган власти в государстве.
Принципы социального государства: гражданский мир, социальное согласие, социальная справедливость. Социальное государство основывается на:
достаточно высоком уровне экономического развития;
демократизме политической системы;
компромиссе основных политических сил относительно целей и путей развития общества;
развитии системы социального партнерства;
повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Социальное государство обеспечивает:
движение к утверждению в обществе социальной справедливости;
ослабление социального неравенства;
предоставление каждому" человеку работы или иного источника существования;
формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Предпосылки гражданского общества:
экономические: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция;
социальные: большой удельный вес в обществе среднего класса;
политико-правовые: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и их защита, демократизация власти, политический плюрализм;
культурные: обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести. Структура гражданского общества : политические партии,
Политика - сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства. В политике выражаются коренные интересы отдельных социальных групп и слоев.
Функции политики: управление общественными процессами: интеграция различных групп и слоев общества в единое целое; обеспечение порядка и целостности общества; приобщение личности к общественным делам; разумное преодоление противоречий и разрешение конфликтов между властью и обществом.
Субъекты политики: социальные общности, политические организации, политические элиты, профессиональные политики.
Выделяют внутреннюю (экономическую, культурную, социальную. национальную, демографическую) и внешнюю (отношения между государствами на международной арене) политику.
Цели политики: долгосрочные (стратегические) и текущие, приоритетные (главные) и второстепенные, реальные и нереальные.
Политик - человек, участвующий в политической деятельности. Немецкий социолог Макс Вебер выделял три вида политиков:
политики «по случаю» - избиратель, когда опускает в урну свой избирательный бюллетень;
политики «по совместительству» - все те доверенные лица правления партий политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости;
профессиональные политики - те. кто живет для политики, либо за счет политики, для которых политика - главное занятие в жизни и главный источник их материального благосостояния.
Политическая партия - организация единомышленников. представляющая интересы граждан, социальных групп и классов, ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Классификация партии:
по участию в осуществлении власти: правящие (находятся у власти) и оппозиционные (не находятся у власти и стремятся эту власть получить);
по характеру членства: кадровые (немногочисленные, действуют только в период выборов, свободное членство); массовые (многочисленные, действуют систематически, имеют первичные партийные организации);
по шкале политического спектра: левые (за реформы, социальную защиту трудящихся, за вытеснение частного сектора), центристские (за компромисс, сотрудничество), правые (за сильное государство, охрану частной собственности, за стабильность). Функции политических партий : борьба за власть в государстве, участие в осуществлении власти, участие в формировании органов власти, формирование общественного мнения, выражение интересов социальных групп, подготовка кадров политиков, политическое воспитание масс.
Идеальные отношения человека с государством складываются только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно базируется на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над государством.
Иное положение в тоталитарном государстве. Личность и гражданское общество подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.
Человек и власть. Власть - форма социальных отношений, которая характеризуется способностью одних людей влиять на поведение других посредством административно-правовых механизмов. Формальное подчинение человека власти основано на юридических законах, действии социального контроля и санкций. Неподчинение человека власти расценивается как отклоняющееся поведение и карается наказанием согласно законам.
Раздел «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Закон - нормативно-правовой акт высшей юридической силы, изданный государственным органом в установленном порядке, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Признаки закона:
издается компетентными государственными органами:
охраняется и обеспечивается государством;
имеет письменную форму;
носит легитимный характер;
содержит нормы права;
характеризуется неконкретностью адресата. Функции законов:
регулируют общественные отношения;
устанавливают права и обязанности граждан и организаций:
обязывают совершать активные положительные действия;
являются критерием правомерного и неправомерного поведения людей и основанием для применения мер государственного принуждения;
воспитывают в людях чувство добра, справедливости, гуманности.
Права человека - социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчуждаемые нрава, принадлежащие человеку от рождения. Виды прав человека:
гражданские (личные) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу (право на жизнь, равенство перед законом и т. п.);
политические - права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни (свобода слова, право избирать и т. п.);
экономические - права, позволяющие распоряжаться средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (право собственности, право на труд и т. п.);
социальные - права на благосостояние и достойный уровень жизни (право на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание и т. п.);
Правовое государство - тип государства, деятельность которого реально ограничена правом, в котором имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль нал властью со стороны общества.
Главная цель правового государства - обеспечение гарантии Ирак и свобод граждан во всех областях. Признаки правового государства
верховенство закона во всех сферах жизни общества, в том числе и над государством;
реальное разделение властей;
взаимная ответственность государства и личности;
равенство всех перед законом;
права и свободы человека являются высшей ценностью:
политический и идеологический плюрализм.
Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом. Виды поведения:
конформное - соответствующее социальным нормам;
девиантное - отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;
делинквентное - разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).
Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Функции морали: регулирование поведения человека во всех сферах жизни и деятельности, поддержание и утверждение определенных общественных устоев; утверждение человеческого в человеке.
Моральные требования: нормы поведения (не укради, не убей), моральные качества (справедливость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы (долг; совесть). Высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье).
Образование один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Функции образования:
социальная - социализация личности;
культурная - передача последующим поколениям накопленных культурных ценностей;
экономическая - формирование социально-профессиональной структуры общества.
Основные тенденции в развитии образования: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация знаний, непрерывность, компьютеризация.
Обучение - процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
Воспитание - процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.
Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа. Основные типы воспитания:
авторитарный - строится на непререкаемом авторитете родителей;
либеральный - строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;
демократический - строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу.
Культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, результат овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Различают материальную и духовную культуру. Предметы материальной культуры создаются людьми в процессе материального производства. Продуктами ее являются здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, предметы обихода и т. д.
Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыкальных и литературных произведений, научных открытий, религиозных учений и т. п.
Функции культуры:
познавательная - даст целостное представление о народе, стране, эпохе;
оценочная - отбор ценностей, обогащение традиций;
регулятивная - создание системы норм и требований ко всем членам общества;
информативная - передача знаний и ценностей последующим поколениям:
коммуникативная - сохранение и распространение культурных ценностей;
социализации - усвоение индивидом системы знаний норм и ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению.
народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (сказки, частушки);
элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами; ее произведения сложны для понимания неподготовленным человеком (классическая музыка);
массовая - создаются стандартные произведения, доступные для понимания любого потребителя без различия классов, материального положения, уровня подготовки (поп- музыка);
субкультура - часть общей культуры, система ценностей большой социальной группы (молодежная, профессиональная, криминальная);
контркультура - направление развития современной культуры. нормы и ценности которой противоположны главным составляющим господствующей культуры (хиппи, панки).
Функции религии:
мировоззренческая - формирование взгляда человека на окружающий мир и свое место в мире:
регулятивная - управление поведением людей;
интегрирующая - религия объединяет людей, их поведение, чувства, стремления, способствуя сохранению стабильности в обществе;
культуротранслирующая - религия способствует развитию определенных основ культуры, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры и их передачу последующим поколениям:
легитимизирующая - религия узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения.
Мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Личность - это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе.
Проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли - работника, семьянина, спортсмена и т. л.
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (так как тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Общение - социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляция (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Функции общения:
коммуникативная - прием и передача информации;
регулятивно-коммуникативная - организация взаимодействия людей в их совместной деятельности;
перцептивно-эффективная - восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу; аффективно-экспрессивная - эмоциональное самовыражение человека.
Виды общения: между реальными субъектами (между двумя или несколькими людьми); между реальным субъектом и воображаемым партнером (человека с Богом); между воображаемыми партнерами (общение художественных персонажей).
Раздел «СОЦИОЛОГИЯ»
Социальная стратификация - наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства. прав и обязанностей, привилегий, престижа.
Страта - социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социально значимым признаком (образование, профессия, власть).
Исторические типы стратификации:
рабство - форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший лишен всяких прав и свобод;
касты - социальные группы, членство в которых зависит исключительно от происхождения человека;
сословия - большие социальные группы, членство в которых законодательно закреплено правами и обязанностями, передаваемыми по наследству;
классы - большие социальные группы, формирующиеся на основе коренных социальных интересов и различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества. Такие типы стратификации, как рабство, касты, сословия.
Классовый тип стратификации относится к открытому обществу, в котором перемещение из одной страты в другую неограниченно.
Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь.
Социальные нормы направляют поведение человека, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. С помощью социальных норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного повеления. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений. получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Виды социальных норм.
обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета;
правовые нормы. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;
моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, благородно - подло, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в повелении людей, в производстве и быту;
политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах;
Социальные санкции - реакция общества и государства на поведение человека или группы при соблюдении или нарушении социальных норм.
Социальные санкции подразделяются на формальные (следуют со стороны официальных структур, например государства) и неформальные (следуют со стороны окружающих людей).
Формальные позитивные санкции : награждение орденом, премия, повышение в должности и многие другие. Формальные негативные санкции: выговор, штраф, тюремное заключение, казнь и другие.
Неформальные позитивные санкции: похвала, объявление благодарности. аплодисменты. Неформальные негативные санкции: отказ подать руку, оскорбительный тон.
Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, представляющих разные интересы и ценности.
Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, религиозные различия, различия в уровне доходов, обладании властью.
Составляющие конфликта:
Субъекты - противоборствующие стороны;
объект - некоторый дефинитный ресурс или контроль над таким ресурсом;
предмет - объективно существующая или воображаемая проблема. являющаяся причиной разногласий между сторонами. Участники конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники,
Виды конфликтов:
по длительности (краткосрочные, долгосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся);
по объему (глобальные, региональные, локальные, групповые, личные);
по источнику возникновения (объективные, субъективные, ложные);
по характеру развития (преднамеренные, спонтанные);
но используемым средствам (насильственные, ненасильственные);
по влиянию на ход развития общества (прогрессивные, регрессивные);
по сферам общественной жизни (экономические, политические, этнические, семейно-бытовые).
групповой - статус, который человек занимает в обществе как представитель большой социальной группы:
личный - положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами;
предписанный - социальная позиция, которая заранее предписана обществом и I щи виду независимо от его личных качеств;
достигаемый - социальная позиция. приобретаемая в результате свободного выбора, личных усилий и находящаяся под контролем человека;
Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус. Виды ролей:
психосоматическая - поведение зависит от биологических потребностей, уровня культуры человека;
психодраматическая - поведение личности зависит от требований социального окружения;
социальная - личность ведет себя так, как этого ожидает общество.
материальные отношения - возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне его сознания и действительности (производственные, экологические отношения):
духовные отношения - формируются, предварительно проходя через сознание людей, определяются их духовными ценностями (моральные, политические, правовые, философские, религиозные отношения).
Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (например, детский сад, школа).
Агенты социал изации конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей и обучение культурным нормам (родители, преподаватели, друзья).
Социальная мобильность - переход людей из одних социальных групп в другие.
Типы социальной мобильности:
горизонтальная - смена позиции па одном социально- экономическом уровне (переход ученика в другую школу, развод и создание новой семьи) или географическое перемещение между районами, городами и т. д.
вертикальная - движение вверх (восходящая) или вниз (нисходящая) по социальной лестнице. Каналы восходящей мобильности («социальные лифты»): школа, вуз, церковь, армия.
Функции семьи:
репродуктивная - воспроизводство новых членов общества:
социализации - формирование индивида как личности:
экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка;
защитная - физическая, психологическая зашита;
статусная - принадлежность к определенному социальному слою.
по числу детей (бездетные, малодстные. многодетные);
по характеру распределения домашних обязанностей (традиционные, коллективистские);
по родственной структуре (нуклеарные, расширенные, полигамные);
по гипу воспитания (авторитарные, либеральные, демократические).
межнациональная дифференциация - процесс разъединения, противостояния различных этносов и народов в самых разных планах. Проявления: самоизоляция, протекционизм в экономике, религиозный фанатизм и экстремизм, национализм в политике и культуре:
межнациональная интеграция - процесс постепенного сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ, превращение человечества в единую политическую систему.
Термины «Человек и общество»
Общество - сумма связей, система отношений, возникающая в результате совместной жизни и деятельности людей
Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое.
Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному. Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс - направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. ухудшение, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ. Частичные преобразования.
Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество как крупная своеобразная социокультурная система.
Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Социализация - процесс освоения индивидом ценностей, норм образцов поведения, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Гуманизм - мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности - необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек - высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Агенты социализации - люди, учреждения которые способствуют, влияют на обучение и усвоение социальных ролей, норм
Общение - деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими, состоящее в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения, а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд - целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
Самовоспитание - сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов, способностей, личностных возможностей
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации (единения).
Термины по теме «Социальная сфера»
Малая группа - немногочисленная общность людей, объеденных единой деятельностью, сходными интересами
Страта - общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и тд.);
Социальный статус - положение человека в группе указывающие на степень его влияния в группе на принятие решения.
Социальная роль - закреплённое, ожидаемое поведение человека в группе.
Cоциальная мобильность - изменение индивидом (группой) своего статуса и места в социальной структуре общества.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая общими признаками: происхождение, морфология, язык, культура, менталитет осознанием своего единства и отличие от других.
Род - Кровнородственная группа, ведущая происхождение по материнской или по отцовской линии.
Племя - группа людей, состоящая из нескольких родов. Для племени характерны: территориальная, языковая и культурная общность, внутренний брак, ведение совместного хозяйства, политическая или военная организация.
Народность - историческая общность людей, возникшая из отдельных племён. Характеризуется единством языка, территории, религии, культуры наличием письменного языка, институтов власти.
Нация - крупная социокультурная и политическая общность людей индустриальной эпохи сложившаяся в ходе объединения территорий, интеграции экономики, схожих особенностей культуры, менталитета, литературного языка, члены которой осознают своё единство.
Семья - социальная система основанная на браке или кровном родстве члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью.
Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, для которой характерна упорядоченность, формализация, определённые отношения.
Конфликт - противоборство сторон, возникающее в результате противоположности взглядов, интересов, мировоззрения, ценностных ориентаций.
Обычай - правила поведения людей в быту, сложившиеся в результате длительного применения
Традиции - элементы социально культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению
Межличностные отношения - отношения, которым присуще глубокие эмоциональные переживания.
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию др. людей.
Социальная стратификация - понятие обозначающие структуру общества: деление его на слои по различным признакам, отличающим один слой от другого.
Рабство - форма отношений, когда один человек является собственностью другого и не имеет прав и свобод.
Клан - родственная замкнутая группа, связанная хозяйственными, деловыми и иными интересами, отстаивающая свои общие интересы.
Каста - замкнутая группа, объединенная определённым занятием, членство в которой определяется исключительно рождением.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.
Класс - социальная группа, занимающая определённое место в системе труда, отношением к средствам производства и доле доходов.
Демография - наука о народонаселении, о его изменениях; исследует численность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и зависимость состава и движения населения от социально-экономических и культурных факторов;
Маргинал - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур.
Термины «Право»
Право - система общеобязательных норм поведения установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения
Табу - запрет на какое-либо действие без объяснения, нарушение которого влечет за собой неминуемое наказание
Права человека – 1) гарантированные государством возможности человека в различных сферах жизни.
2) естественные возможности индивида, обеспечивающие жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общества
Источник права - официальный документ принятый государством из которого граждане узнают о обязательных правилах поведения.
Кодекс – систематизированный свод, в котором объедены нормы права, регулирующие какую-либо область общественных отношений
Закон - нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения, принятый высшим представительным органом государства или гражданами путём референдума.
Алименты – выплаты нетрудоспособным членам семьи или детям от др. членов семьи
Правоспособность – способность лица иметь гражданские права и обязанности
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гр. обязанности и исполнять их.
Эмансипация – приобретение несовершеннолетним в установленном законом порядке полной дееспособности до наступления совершеннолетия
Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций присущих для определённой общественной группы
Субъект права - участник правоотношений, обладающий правами и обязанностями
Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностях
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения обеспечивающие общий интерес (международное, конституционное, административное, уголовное право и т.д.)
Частное право - совокупность отраслей права, которые регулируют частные интересы (гражданское право).
Правоотношения - общественные отношения, возникшие при наступлении предусмотренных законом юридических фактов и урегулированные нормами права.
Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять определённую работу, подчинятся внутреннему распорядку, а работодатель выплачивать работнику заработную и создавать нормальные условия труда.
Административное право - отрасль права, регулирующие общественные отношения в сфере власти и государственного и муниципального управления
Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения
Семейное право - отрасль права, регулирующая отношения связанные с браком, между членами семьи и другими родственниками, а также определяет устройство детей оставшихся без попечения родителей.
Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения между работником и работодателем по поводу трудовой деятельности и иные связанные с ней отношения.
Уголовное право - отрасль права, объединяющая правовые норм, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания применяются к лицам их совершивших.
Конституция - это основной закон государства, правовой акт, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свобод населения, устройства высших органов государственной власти.
Термиты «Духовная жизнь общества»
Культура - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение.
Наука - сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием. 2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным законам 2. то же самое, что и мораль
Религия - мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил, богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего состояния через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет, и т.д.
Образование -
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся констатацией достижений.
Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое не требует доказательств.
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального воплощения, связанные с сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).
Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура - форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных и классовых субкультур
Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Термины по теме «Политика»
Политика - сознательная деятельность, направленная на достижение и удержание власти, реализацию желания управления обществом.
Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей.
Государство - важнейший социально-политический институт осуществляющий управление обществом на единой территории. Отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием исключительных прав.
Политическая партия – организация, которая выражает интересы определённого социального слоя, объединяет наиболее активных его представителей, стремится овладеть полностью или частично - государственной властью для достижения поставленных целей.
Республика – форма правления, при которой глава государства, представительные органы государственной власти избираются населением.
Гражданское общество – сфера реализации повседневных интересов людей, совокупность межличностных отношений которые развиваются без вмешательства государства
Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой государство ограниченно в своих действиях законом соблюдает и обеспечивает права и свободы гражданина и человека. Реализуется принцип разделения власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.
Суверенитет - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Демократия – политический режим, при котором народ является источником власти. Осуществляется: равноправие граждан защита их прав и свобод; разделение властей, выборность главы государства и органов власти.
Выборы – способ формирования гражданами с помощью голосования органов государственной власти и местного самоуправления.
Легитимность - положительное отношение населения страны к действующим институтам власти признание их правомерности.
Национально-государственное устройство - форма организации государства, выражающаяся во внутреннем делении и взаимосвязи территории, правовым положением этих частей, организации государственной власти.
Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами - многопартийность.
Термины по теме «Экономика»
Экономика -
1. все виды деятельности людей, которые позволяют человеку удовлетворять свои потребности и обеспечивать материальные условия жизни.
2. наука и деятельность че6ловека направленная на поиск, выбор наилучшего варианта как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить наибольшее количество потребностей.
Рынок - это любая форма контактов продавцов и покупателей, совершающих сделки купли-продажи
государственный бюджет - финансовый план ожидаемых доходов и расходов государства за определённый период.
Налоги - обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Собственник - гражданин, которому принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Потребитель- гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предприниматель - человек основывающий новое дело или владеющий и управляющий собственным делом в надежде получить прибыл.
Уровень жизни -
1.(уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
2. - это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития общества, производительных сил и производственных отношений данного общества, способа производства.
Прожиточный минимум - стоимость минимума средств необходимых для поддержания жизнедеятельности и восстановления сил человека.
Деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента
Рыночная экономика - способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве, конкуренции, свободном ценообразовании.
Инфляция - процесс обесценивания денег, который проявляется в форме долговременного и устойчивого роста цен на товары и услуги.
Предложение - это зависимость между количеством товара, которое продавец готов продать на данный период времени и ценой на этот товар
Спрос - зависимость между ценой товара и его количеством, которое готов купить покупатель в данное время
Экономические системы - типы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по форме собственности, способам распределения ресурсов и регулирования экономики.
Комплементарные блага - дополняющие друг друга блага (товары)
Субституты - заменяющие друг друга блага (товары)
Ресурсы - совокупность природных, социальных, интеллектуальных средств которые могут быть использованы для создания благ.
Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу.
Благо (блага) - всё, что удовлетворяет потребности человека.