Аннулирование бланков строгой отчетности. Действующий порядок применения БСО

Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Предположить, что какое-либо из образовательных учреждений смогло применить новинку - онлайн-кассу уже в 2016 году, сложно из-за особенностей закупочного процесса. Однако и отсрочка их внедрения до 1 июля 2018 года за счет применения бланков строгой отчетности (далее - БСО) вместо контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) неожиданно оказалась под вопросом.

Переход на онлайн-кассы

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ о применении ККТ (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) поставил окончательную точку в многолетних обсуждениях перехода на онлайн-кассы. Онлайн-кассами для краткости именуют ККТ с онлайн-режимом выгрузки данных, необходимых налоговым органам для контроля выручки.
Сама онлайн-касса вполне может быть результатом модернизации ККТ, которой пользуется учреждение. Более того, с задачей модернизации вполне может справиться центр технического обслуживания (далее - ЦТО), с которым у каждого учреждения, применяющего ККТ, заключен договор (контракт) на обслуживание.
Отметим, что после перехода на онлайн-кассы ЦТО потеряют практически все свои функции, кроме непосредственно технического обслуживания. И поскольку сотрудничество с ЦТО учреждения уже наладили, то расходы на осуществляемое им обслуживание привычно будут включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Уже с 15 июля 2016 года разрешено добровольное применение онлайн-касс, в том числе параллельно с обычными ККТ и БСО. Соответственно, если возникнут какие-то сбои, то всегда можно использовать привычный способ расчетов и параллельно отладить систему, чтобы, когда офлайн-кассы и БСО станут незаконными, не иметь проблем.
Однако вряд ли какое-либо из учреждений сможет опробовать онлайн-кассу в относительно тестовом режиме до того момента, как ее применение станет обязательным. Причина - в необходимости заключить государственный (муниципальный) контракт не только с ЦТО, но и с новой специальной организацией - оператором фискальных данных (далее - ОФД). Именно через ОФД данные о пробитых чеках ККТ должны быть переданы в налоговые органы.
Поскольку изменения, внесенные Законом N 290-ФЗ, вступили в силу лишь с 15 июля 2016 года и еще долгое время не все учреждения могли их осознать, то надежды на то, что можно успеть запустить закупочный процесс до конца уходящего года, довольно слабы.

Обязательные даты перехода

С 1 февраля 2017 года онлайн-кассы начнут применять те учреждения, которые столкнутся с необходимостью:
- поменять электронную кассовую ленту защищенную (далее - ЭКЛЗ);
- приобрести новую ККТ.
Эта совсем уже близкая дата связана с тем, что именно с 1 февраля будет прекращена регистрация касс, оснащенных ЭКЛЗ. Останутся только те ККТ, которые оснащены фискальными накопителями (п. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Учитывая, что ЭКЛЗ действует 13 месяцев, учреждений, у которых время замены выпадет на период с 1 февраля, будет немало. Если смена ЭКЛЗ прошла недавно и ее срок истекает после 1 июля 2017 года, то можно работать на старой офлайн-ККТ до 30 июня 2017 года включительно.
С 1 июля 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. Под исключения подпадут в основном учреждения, которые:
- расположены в местностях с медленным Интернетом (список таких местностей пока не определен), то есть удаленных и труднодоступных;
- обладают весьма специфическими особенностями ведения деятельности;
- продолжат применять БСО.

Отметим, что новая редакция Закона N 54-ФЗ приравняла БСО к чекам ККТ, что на практике означает отмену БСО, изготавливаемых типографиями, и переход на автоматизированные системы БСО (далее - АС БСО). Причем АС БСО станут фактически онлайн-кассами, так как их также приравняли к ККТ, притом что в настоящее время АС БСО:
- не имеют ЭКЗЛ;
- не подлежат регистрации в налоговых органах.
Указанные сроки - 1 февраля и 1 июля 2017 года подробно рассмотрены в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831.
Очевидно, что изменения провести гораздо сложнее, чем модернизацию ККТ в онлайн-кассы. Поэтому действующий на сегодняшний день порядок применения БСО разрешено использовать до 1 июля 2018 года, чем решили воспользоваться даже те учреждения, которые применяли ККТ.

Действующий порядок применения БСО

Для БСО, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н и применяемых учреждениями всех типов, предусмотрена единая форма - квитанция с кодом по ОКУД 0504510 (далее - ф. 0504510). Указанная форма имеет все признаки первичных учетных документов, установленных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Возможность применения квитанций в случае оказания учреждением услуг населению была предусмотрена п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона N 54-ФЗ. Отметим, что применять положения устаревшей редакции смогут только те учреждения, которые до 1 февраля 2017 года перейдут на применение БСО.
Помимо наличия в учреждении БСО, отпечатанных в типографии или АС БСО, должно соблюдаться важное условие - учреждение принимает оплату, оформленную БСО, по услугам населению. Такое условие предусмотрено и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 порядком осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (далее - Положение N 359).
В частности, квитанции, оформленные на БСО, в обязательном порядке должны содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.

Типографские БСО

Так, в случае изготовления БСО типографским способом, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, они должны содержать сведения об изготовителе:
- сокращенное наименование;
- ИНН организации;
- место нахождения;
- номер заказа и год его выполнения, тираж;
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование организации и ее организационно-правовую форму;
- местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
- ИНН, присвоенный организации;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дату расчетов и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации.
Кроме того, БСО может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ. В исключительных случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения N 359, на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Как было отмечено выше, как правило, в работе применяют квитанцию по ф. 0504510, утвержденную Приказом N 52н. Отметим, что указанная форма оставлена без изменений Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, которым внесены различные изменения в том числе и в Приказ N 52н.
Кроме того, к действующим формам БСО, которые иногда применяют образовательные учреждения, относятся, в частности, "Билет", "Абонемент", "Экскурсионная путевка". Указанные формы утверждены Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Согласно п. 4 Положения N 359 БСО можно формировать и с использованием АС БСО.

Преимущества АС БСО

БСО можно распечатывать, как чек ККТ, в единственном экземпляре, если учреждение применяет АС БСО. В данном случае выполнено условие о том, что все или часть реквизитов БСО должны быть указаны в электронном виде (пп. "б" п. 8 Порядка N 359).
Если учреждение применяет БСО, изготавливаемые типографским способом, то уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510). При использовании АС БСО реестры не применяются (п. 11 Порядка N 359). Учет выручки идентичен ее оприходованию при использовании ККТ.

Вместо ОКУН

Идентификация услуг учреждения населению основана на применении ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН). Такой вывод следует из множества писем финансового ведомства, например из Письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495.
С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает силу в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - Приказ N 14-ст).
Это обстоятельство, несомненно, затрудняет учреждениям принятие решения о переходе на БСО. Особенно смущает многих бухгалтеров, что все же в нормативной базе происходят изменения, связанные с толкованием понятия услуг населению.
На основании ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом N 14-ст, были разработаны Собирательные классификационные группировки "Платные услуги населению". Указанные группировки утверждены Приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 (далее соответственно - Группировки N 244 и Приказ N 244).
Некоторые эксперты считают, что за неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений учреждение имеет право использовать Группировки N 244 и отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Однако, если следовать этому совету, то БСО вместо чека ККТ можно будет выдавать только в отношении бытовых услуг населению. По мнению автора, такой подход в корне не верен, так как Группировки N 244:
- не предназначены для определения услуг населению в целях применения Положения N 359;
- применимы только для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (п. 2 Приказа N 244).
Предложения экспертов применять то, что есть, не выдерживают критики не только потому, что сужают применение БСО до бытовых услуг населению. Например, еще один Перечень бытовых услуг населению был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Распоряжение N 2496-р), которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
Как видно уже из самого названия Распоряжения, необходимость его принятия обусловлена иными целями, чем те, которые обусловили применение Группировок N 224, а также изменениями в Налоговом кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ и действующими с 1 января 2017 года. Указанные изменения касаются состава бытовых услуг для целей применения, в частности, УСН и ЕНВД.
В целях УСН и ЕНВД с 1 января 2017 года необходимо применять не ОКУН, а Перечни кодов видов деятельности и кодов услуг по ОКВЭД 2 и ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемым Распоряжением N 2496-р.

Запросы в ФНС и Минфин России

В отношении услуг населению для целей применения БСО совсем иная ситуация, чем с бытовыми услугами населению. Для тех учреждений, которые имеют право на их применение согласно прежней редакции Закона N 54-ФЗ и соответственно Положению N 359, такая возможность сохранена до 1 июля 2018 года. Разъяснения этого момента представители ФНС России дают пока исключительно устные, однако поступление многочисленных запросов (срок ответа - один месяц) должно привести к выпуску системного письма.
Отметим, что такое письмо или ответ на индивидуальный запрос необходимо ждать именно от налоговых органов, так как регулирование ККТ - их прерогатива. Более подробно о том, что регулируют налоговые органы в части ККТ, можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе "Иные функции ФНС России". Впрочем, Минфин России благодаря наличию в нем Департамента по налоговой и таможенной политике также не оставит запрос без ответа. Так, в отношении возможности применения БСО и АС БСО за почти 7 лет действия Положения N 359 именно из финансового ведомства вышло много разъяснений, например это Письма Минфина России:
- от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651;
- от 05.05.2014 N 03-01-15/20962;
- от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170;
- от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285;
- от 18.05.2009 N 03-01-15/5-238.
Переход на онлайн-кассы также активно комментируется Минфином России, однако пока только с точки зрения пользы потребителей и фискальной системы в целом.

Подробности о БСО

Если учреждение не может приобрести АС БСО, можно использовать бланки ф. 0504510, распечатанные типографским способом. В сложившейся ситуации наиболее выгодное положение имеют те учреждения, которые отказались от единой учетной политики в пользу комплекта организационно-распорядительных документов (далее - ОРД), регулирующих учетную политику. Если учреждение утвердило положение о БСО в виде составляющей части учетной политики, то все необходимые изменения можно внести в этот отдельный ОРД, не затрагивая при этом остальные положения учетной политики.
Если учетная политика оформлена единым документом, то из ее состава также можно выделить отдельный ОРД в отношении БСО. Например, лучше оформить отдельный ОРД для определения состава БСО и лиц, ответственных за их хранение.
Соответственно, отдельный ОРД будет регламентировать порядок хранения и учета БСО на забалансовых счетах.

Забалансовый учет

В соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), БСО необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке "один бланк - один рубль". Выбытие бланков при их выдаче или в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи или принятием решения об их уничтожении (списании) производят на основании соответствующего акта по той же стоимости, по которой они были ранее приняты к учету.
Согласно п. 337 Инструкции N 157н учитывать БСО на счете 03 необходимо в разрезе:
- ответственных за их хранение и выдачу лиц;
- мест хранения.
Также места хранения указываются в книге по учету бланков строгой отчетности. В настоящее время можно ввести дополнительный уровень аналитики - по БСО старой и новой форм.
По счету 03 следует отражать также и внутренние перемещения БСО в учреждении - на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и места хранения.
Таким образом, в учетной политике и рабочем плане счетов учреждения здравоохранения необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и аналитические счета к счету 03 "Бланки строгой отчетности".

Пример. В рабочем плане учреждения предусмотрен субсчет 03.1 "Неиспользованные квитанции", к которому открыты аналитические счета:
- 03.11 "Неиспользованные квитанции у лица, ответственного за их получение и хранение" (на этот счет приходуются все поступившие квитанции, при этом счет дебетуется);
- 03.12 "Неиспользованные квитанции в кассе" (отражается передача квитанций кассирам, ответственным за их оформление).
Дальнейшая аналитика возможна по фамилиям кассиров.
Счет 03.12 дебетуется при передаче квитанций кассирам и кредитуется при сдаче врачом корешков использованных или аннулированных квитанций. Также рабочим планом счетов предусмотрены субсчета:
- 03.2 "Использованные квитанции" (дебетуется при сдаче использованных квитанций кассирами и кредитуется при уничтожении корешков по истечении трех лет на основании акта, составляемого соответствующей комиссией);
- 03.3 "Аннулированные квитанции" (дебетуется при сдаче кассирами аннулированных квитанций, кредитуется при уничтожении квитанций по истечении трех лет на основании акта, составляемого комиссией);
- 03.4 "Квитанции - бланки старого образца".
На субсчете 03.4 отражаются квитанции старых форм, подлежащие уничтожению (переходный период на ф. 0504510 Письмом Минфина России от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 был установлен до 1 апреля 2016 года).

Ведение бухгалтерского учета БСО, в том числе и квитанций, нередко становится предметом проверки различных контрольных органов. Одна из самых распространенных ошибок кассиров, выявляемых проверяющими, - отсутствие квитанций на платежи, осуществленные с применением платежных банковских карт.

Примечание. Полномочия ФНС России по контролю за ККТ
Правительство РФ Постановлением от 12.11.2016 N 1173 уполномочило ФНС России осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники.
В частности, установлено, что ведомство:
- ведет реестр фискальных накопителей и экспертных организаций;
- выдает разрешения на обработку фискальных данных;
- принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
- устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники и др.

С учетом нового закона об онлайн-кассах, в июле 2018 года вступают в действие кардинальные изменения, которые приведут к фактической отмене использования БСО. Представителям бизнеса придется передавать информацию в налоговую инстанцию в электронном виде. При этом эксперты подчеркивают плюсы и минусы использования бланков строгой отчетности, которые будут актуальными в следующем году.

Бланк строгой отчетности является одним из способов подтверждения оплаты и выступает в качестве альтернативы кассового чека. При этом оплата может производиться в наличном или безналичном виде. После выхода нового закона, регламентирующего использование онлайн-касс, предприниматели опасаются отмены БСО в следующем году. Несмотря на отсутствие прямой отмены, новые требования сделают невозможным оформление бланка вручную.

В 2018 году бланки строгой отчетности продолжат использоваться для подтверждения оплаты в сфере услуг, но только в первом полугодии. Уже в июле представителям бизнеса придется учитывать актуальные изменения в действующем законодательстве.

Чиновники принципиально изменили отчетность, что отразится на деятельности предпринимателей с 1 июля будущего года. В рамках принятых нововведений, отчитываться перед налоговой придется в электронном виде. В результате предприниматели лишатся главного преимущества БСО – возможности оформлять бланк вручную.

Форма бланка БСО в первом полугодии будет зависеть от сферы деятельности предпринимателя. Форма БСО для пассажирских перевозок, услуг ломбардов или страхования утверждается на уровне Минфина. Для других видов деятельности регламентируются только реквизиты, которые должны быть указаны в форме бланка.

В первую очередь на бланке БСО необходимо указать наименование, серию и номер документа. В рамках действующего законодательства номер должен быть шестизначным. Кроме того, в документе отображается информация, которая идентифицирует предпринимателя: идентификационный номер, вид услуг, ФИО должностного лица, печать и подпись. Также предприниматель обязан указать размер и дату произведения оплаты.

Последние новости подтверждают фактическую отмену БСО в 2018 году. Эксперты отмечают преимущества БСО, которых в скором будущем могут лишиться представители бизнеса.

Преимущества БСО

Основным преимуществом БСО является простота оформления. В отличие от кассового чека, для оформления которого потребуется использовать кассовый аппарат, БСО оформляется вручную. Кроме того, стоимость новых онлайн-касс, которые смогут передавать данные в налоговую инстанцию в режиме реального времени, достигает 10 тыс. руб. Также предпринимателям придется платить за обслуживание кассовых аппаратов.

Помимо дополнительных затрат, использование кассовых аппаратов чревато другими проблемами. В первую очередь ККТ должна пройти регистрацию в налоговой. Также потребуется обучить сотрудников работе на новых аппаратах, что приведет к дополнительным затратам.

Некоторые виды услуг клиенты привыкли получать на дому, отмечают эксперты, что приведет к новым затруднениям. В подобных ситуациях заполнить БСО значительно легче, чем обеспечить клиента кассовым чеком.

Чиновники считают, что предложенные нововведения позволят лучше контролировать деятельность предпринимателей и сократить долю нелегальных операций. В свою очередь ИП опасаются дополнительных затрат, которые отразятся на финансовом положении представителей бизнеса.

Отчетность онлайн

Использование онлайн-касс и соответствующие изменения при использовании БСО станут новым испытанием для представителей бизнеса, считают эксперты. В первую очередь под ударом окажутся ИП, для которых проблематично найти деньги для покупки новых кассовых аппаратов. Кроме того, отчетность в электронной форме при использовании бланков строгой отчетности приведет к кардинальным изменениям в сфере услуг. Также проблемным вопросом остается подключение к интернету в удаленных населенных пунктах.

Чиновники подчеркивают, что внедрение онлайн-касс обеспечит увеличение бюджетных поступлений. В результате недобросовестные предприниматели не смогут осуществлять операции, которые не отображаются в налоговой отчетности.

Еще одним недостатком действующей системы использования БСО является необходимость хранения корешков бланков в течение пяти лет. Данная норма вынуждает предпринимателей обеспечить хранение огромного количества документов в специальном помещении, что увеличивает затратную часть бизнеса.

В следующем году предприниматели смогут воспользоваться преимуществами БСО только до конца июня. Представители сферы услуг смогут заполнять вручную типографские бланки, формы которых зависят от вида деятельности.

С 1 июля всем ИП придется отчитываться перед налоговой инстанцией в электронном виде, что приведет к фактической отмене БСО. Заполнить бланк без автоматизированной системы станет невозможным, что нивелирует преимущества бланков строгой отчетности перед кассовыми чеками.

Чиновники подчеркивают необходимость усилить контроль над представителями бизнеса. При этом предприниматели опасаются дополнительных затрат.

Смотрите видео о применении закона об онлайн-кассах 54-ФЗ:

С 2017 года начал действовать Закон о переходе на онлайн-кассы. Большая категория предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающие платные услуги населению могут вести свой бизнес без применения контрольно-кассовых аппаратов.

Основным условием для этого является ведение бухгалтерского учета с применением бланков строгой отчетности. Бланки строгой отчетности (БСО) позиционируются как альтернатива кассовым чекам, но к ним предъявляются очень серьезные требования. Выбор формы отчетности в 2018 году для организации лежит на руководителе или индивидуальном предпринимателе.

Основные факты об отмене БСО в 2018 году

  • Принято три закона регламентирующие применение БСО в 2018 году;
  • Замена кассового аппарата на бланки строгой отчетности не зависит от принятой формы налогообложения;
  • Потенциальная экономия на регистрации и обслуживании кассовых аппаратов;
  • Воспользоваться бланками строгой отчетности можно только при оказании платных услуг физическим лицам;
  • Не все платные услуги имеют разработанные для них формы БСО;
  • Для многих видов услуг предприниматель должен самостоятельно разрабатывать вид БСО с учетом оговоренных в законе требований;
  • Обязательная передача данных о выданных БСО в электронном виде в налоговую инспекцию;
  • Не применение учета БСО ведет к административной ответственности в виде штрафа от 3 до 40 тысяч рублей.

Смотрите также:

Транспортный налог в 2018 году. Список автомобилей повышенного налогообложения

Для кого вводятся БСО и кому выгодно применять бланки строгой отчетности в 2018 году?

Главным условием для внедрения учета БСО в бухгалтерию является тот факт, что услуги должны быть оказаны только физическим лицам. Это попытка взять под контроль сферу деятельности, где наиболее выгодная оплата за оказанную услугу это наличный расчет.

Например, косметологический или ветеринарный кабинет, отдел по ремонту обуви или заточки ножниц. Приобретение туристических путевок за границу или паломнический автобусный тур. Услуги ломбардов или пункты сбора вторсырья. Выездная торговля на популярных ярмарках «выходного дня» и т.п.

Это тот бизнес, где люди решают свои финансовые задачи практически путем самозанятости или с привлечением нескольких работников, чаще всего членов своей семьи. Таких у нас в России насчитывается более 3,6 миллиона, причем 7% из них находятся в Москве.

Перечень бланков строгой отчетности, утвержденный законодательно:

  • Квитанции;
  • Билеты (на поездку в троллейбусе, на концерт и т.д.;
  • Талоны;
  • Абонементы (фитнес-клуб, бассейны и т.п.;
  • Путевки.

Все они приравниваются к кассовым чекам. Из этого перечня можно выделить бланки, разработанные государственными органами, внешний вид которых изменять нельзя. Например, туристические путевки, квитанции для ломбарда и т.п. Для остальных видов услуг разрешается изготовление формы БСО самостоятельно.

Смотрите также:

Составлен топ-7 событий российской политики в апреле 2018 года

Как использовать учет БСО и какие формы бланков необходимо использовать в 2018 году?

На первый взгляд очередное изменение учета БСО в 2018 году упростит задачу ведения малого бизнеса и ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей, а реальности что мы наблюдаем?

В существующем классификаторе услуг населению на территории России перечислены не все услуги, по которым можно использовать БСО. Требуются дополнительные консультации в налоговой инспекции по месту прикрепления.

Не определен четкий перечень форм БСО, поэтому руководители самостоятельно принимают решения о введение документов, которые используются в аналогичных отраслях деятельности.

Так как для многих не существует услуг единообразного исполнения БСО, то руководитель предприятия вынужден самостоятельно подбирать для своей деятельности подходящую форму БСО.

Все это приводит к недопониманию и различным трактовкам, как владельцами бизнеса, так и проверяющими и контролирующими организациями.

Также не установлены правила изготовления БСО, они выполняются как типографским способом, так и с использованием компьютерных систем. Причем типография должна иметь соответствующее разрешение на изготовление бланков строгой отчетности. Поэтому бланки содержат реквизиты производителя, серию и номер бланка. По сути, БСО отличаются от классических кассовых чеков только в двух случаях. В первом их придется заполнять вручную, а во втором — касса сама печатает чеки.

Смотрите также:

Эксперты назвали самый дорогой и дешевый город мира 2018 года

В случае самостоятельного изготовления бланков строгой отчетности от предпринимателя потребуется дополнительные затраты на компьютерные системы для подготовки и распечатки БСО.

Следующий вопрос — это соблюдение требований по хранению БСО: «чистых», копий, использованных бланков и отрывную часть. Законодательно бланки строгой отчетности должны храниться в течение 5 лет в специальном сейфе или помещении, предназначенном для хранения материальных ценностей.

Дополнительно хранятся все испорченные и неправильно заполненные БСО. Дополнительно бланки строгой отчетности необходимо зарегистрировать в книге учета бланков, но законодательно форма этой книги не определена. Предпринимателям дается право самостоятельной разработки ее в меру своего понимания. Через 5 лет БСО подлежат списанию так же по строго регламентированной процедуре.

В случае использования бланков строгой отчетности индивидуальным предпринимателем на него ложится дополнительная финансовая нагрузка в виде обязательного приобретения им печати ИП.

Видео об онлайн-кассах и кому выгодны изменения в учете БСО в 2018 году

Прогнозы в использовании БСО для ИП на 2018 год

Возникают вопросы — покроют ли финансовые затраты на приобретение бланков в случае отказа отказа от ККМ? Сохранится ли это нововведение в 2018 году – использование БСО в малом бизнесе?

Акт списания бланков строгой отчетности, образец и бланк которого доступны для скачивания чуть ниже, является важным для многих организаций документом. Он подтверждает факт уничтожения БСО.

ФАЙЛЫ

Бланк строгой отчетности – это бумага, которая подтверждает факт получения денежных средств от граждан. Оплата поступает юридическому лицу или ИП за предоставленные услуги. Оформлять операции между юридическими лицами БСО категорически запрещается.

Законодательная база

Списание бланков строгой отчетности в законе регулируется Постановлением Правительства №359 от 6 мая 2008 года. Именно в нем описаны все нюансы процедуры. Также рекомендации по работе с БСО описывается в Приказе Минфина №52Н от 30 марта 2015 года. Это два основных документа, и ими следует руководствоваться при возникновении вопросов по теме.

Правила предписывают хранить акты подобного рода 5 лет (а точнее, их корешки). Даже если при заполнении БСО была допущена ошибка, его нельзя сразу же уничтожать. Как только документ был заполнен, он автоматически должен храниться до момента списания.

Обязательна ли именно такая форма

Муниципальные и государственные учреждения для этих целей с успехом используют форму 0504816 по ОКУД. Для них она утверждена законодательно и зафиксирована в качестве единственно возможной. С коммерческими же организациями процедура может быть мягче. Компания вправе сама разработать и закрепить за собой право использовать тот или иной бланк для заполнения акта списания бланков строгой отчетности. Но для этого нужно вносить его в учетную политику, разрабатывать приказ.

Таким образом, перспективу самостоятельного формирования рассматривают редко. Чаще всего скачивается обычный и принимаемый «на ура» проверяющими органами бланк формы 0504816. Он закрепился в деловых кругах. Кроме того, он удобен и имеет графы для размещения всех необходимых данных.

Важные условия

В приводимой документации помарки и исправления недопустимы.

Еще один значительный нюанс: для заполнения акта нужно отдельным приказом созывать комиссию.

Последняя выбирает из своих членов председателя. Именно эти люди будут нести ответственность в случае, если ситуация с бланками строгой отчетности выйдет из-под контроля. Они расписываются в документе в знак подтверждения факта окончательного списания БСО.

Элементы документа

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

При каких условиях БСО подлежат уничтожению

Организация имеет право уничтожить любой из бланков строгой отчетности, только если у него истек пятилетний срок хранения. В дополнение к этому в организации не должна проводиться инвентаризация.

Согласно существующему законодательству, списание бланков строгой отчетности возможно только в случае, если инвентаризация проводилась более месяца назад. Однако именно факт проведения инвентаризации на практике служит отправной точкой для списания корешков бланков строгой отчетности, срок которых вышел.

Если бланк испорчен

Испорченный бланк вопреки распространенному убеждению не подлежит уничтожению сразу же. По закону он хранится так же, как и корешки действующих БСО, 5 лет. Он тоже регистрируется в книгах учета организации. Это нужно для соблюдения хронологического порядка, создания и поддержания системы в документообороте бланков строгой отчетности.

Таким образом, это действие закреплено законодательством не просто так. Любой произвольно взятый бланк строгой отчетности из регистрационных документов не старше 5 лет должен быть доступен для изучения.

За заполнение акта списания бланков строгой отчетности отвечает руководитель организации. Однако в большинстве случаев он перепоручает эти обязанности своим работникам. Это может быть кадровик, бухгалтер или любой другой сотрудник. Главное, чтобы этот функционал значился в трудовом договоре сотрудника.