Миграция рабочей силы представляет собой. Сущность международной миграции

Международная миграция рабочей силыэто перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему в целях поиска работы.

Эмиграция – это выбытие за границу.

Иммиграция – прибытие из-за границы.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1. по направлениям: из развивающихся в бывшие социалистические страны и промышленно развитые, в рамках промышленно развитых стран и т.д.

2. по территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная.

3. по уровню квалификации мигрантов: высоко- и низкоквалифицированные.

4. по времени: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая.

5. по степени законности: легальная, нелегальная.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Наглядны следующие цифры: во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении; в Бельгии – половину горняков; в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х гг. давала прибыль в 970 млн. долл., а туризм – 600 млн., то денежные переводы иммигрантов – 3,1 млрд. долл. А в такой стране, как Йемен, сумма эмигрантских переводов превосходила в тот же период поступления от экспорта более чем в 30 раз.

Основными центрами миграции являются:

· Страны Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн. (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%.

· США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

· нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Сюда к началу 80-х гг. оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около 90%, в Катаре – свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – практически по 40%, в Омане – 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов, въезжающих в страны Арабского Востока, достигла 75%. Оставшиеся 25% распределялись между Йеменом, Ираком, Ливаном, Сирией, Иорданией, Палестиной, также Пакистаном, Индией, Бангладеш и Филиппинами.


· Латинская Америка, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн., подавляющее большинство которых составляли латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция.

НТР формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы, для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым профессиональным условиям.

До последнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в ближайшем будущем может существенно измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР.

Миграция рабочей силы – явление сложной и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

· вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

· достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;

· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

· иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные :

· ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;

· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

Позитивные для экономики в целом:

· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

· из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

· переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл. От экспорта рабочей силы;

· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные :

· страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

· происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60млрд. долл. В результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

Экспортом рабочей силы занимаются развитые страны, такие как Португалия, Греция, Италия и т.д.

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

– налоги с прибыли фирм-посредников;

– непосредственные переводы иммигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

– личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

– капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

Отношение местного населения к иностранным работникам неоднозначно. Работодатели охотно используют дешевый труд, а обычные жители ропщут, жалуясь на криминогенную обстановку. Такую картину можно увидеть по всему миру – и в Европе, и в России. Но, независимо от наших желаний, миграция рабочей силы продолжает набирать обороты и потихоньку изменять облик мира, о чем свидетельствует статистика эмиграции людей из России в Европу за 2019 год.

Основные понятия

Миграция рабочей силы или трудовая перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция.

Последняя, в свою очередь, делится на эмиграцию и иммиграцию. . Эмигрантами не считаются коммерсанты, постоянно пересекающие границу в целях закупки товара, а также командированные сотрудники, не имеющие трудовых договоров с иностранными работодателями.

Иммиграция рабочей силы – это, напротив, въезд в государство иностранных граждан с целью дальнейшего трудоустройства.

Соответственно, трудовые мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой деятельностью в стране, гражданами которой они не являются.

Характеристики

Современные миграционные процессы имеют характерные черты, отличающие их от более ранних миграций. Прежде всего это увеличение количества переезжающих квалифицированных рабочих и специалистов, «утечка мозгов». Кроме того, если раньше массовые миграции были вызваны различными политическими или природными катаклизмами и носили стихийный характер, то сегодня это постоянный процесс, имеющий тенденцию к росту. Он охватывает практически все регионы мира, как богатые, так и бедные.

И, наконец, отличительной чертой современного великого переселения можно назвать появление огромного количества нелегальных мигрантов. Это не только практически дармовой трудовой ресурс, но и фактор, повышающий уровень преступности, провоцирующий массовые беспорядки, социальную напряженность.

Виды трудовой миграции

В зависимости от количества времени, проведенного мигрантом за рубежом, выделяются следующие виды миграции рабочей силы:

  • безвозвратной, когда работник остается в принимающей стране на постоянной основе;
  • временно-постоянной, когда с работником подписывается временный контракт на несколько лет;
  • сезонной, когда работы ограничены определенным периодом от нескольких месяцев до одного года;
  • маятниковая, если работник ежедневно едет на работу, а вечером возвращается обратно;
  • нелегальная, когда мигрант прибывает в качестве гостя или туриста, а сам незаконно трудоустраивается.

Причины миграции

Основные причины международной – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Следующая по значимости причина миграции – воссоединение семей. За квалифицированными кадрами тянутся их домочадцы. Они также составляют немалый процент в общем потоке мигрантов.

К другим распространенным причинам миграции можно отнести политические, расовые, национальные (репатриация по имеющимся корням на родину предков).

Люди стремятся улучшить не только финансовую сторону жизни, но и получить иные права и свободы, которых они были лишены в стране гражданства. Довольно популярным направлением еще несколько лет назад был так называемый дауншифтинг, когда люди из вполне благополучных в экономическом плане государств уезжали в менее развитые, но более дешевые для проживания. Одним из обязательных условий такого переезда является наличие источника пассивного дохода или удаленной работы. Однако это скорее исключение, чем тенденция. Немногие могут надолго отказаться от благ цивилизации ради свободного времяпровождения.

Современные центры миграции

Основные направления международной миграции рабочей силы расположены между развивающимися странами-экспортерами трудовых ресурсов и развитыми. – это, как и прежде, экономически сильные страны, такие, как США, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

К концу XX века новым центром притяжения трудовых ресурсов стала Западная Европа, принимающая мигрантов из развивающихся стран. Во Франции, Швейцарии, Швеции, Германии на трудоемких производствах сплошь трудились иностранцы. Сейчас «мода на Европу» постепенно проходит: рынок труда перенасыщен, а мигранты представляют серьезную проблему.

Большое количество мигрантов привлекают и быстрорастущие экономики некоторых южноамериканских стран, например, Аргентины, Бразилии, Венесуэлы.

Относительно новые направления трудовой миграции – Израиль, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, некоторые быстроразвивающиеся страны Азии. Подработать в ОАЭ, например, с удовольствием едут и благополучные американцы. Однако приоритеты в этих регионах расставлены четко: там нуждаются исключительно в трудовых ресурсах на контрактной основе, а не в новых жителях.

По количеству иностранных работников одно из первых мест в мире занимает Россия. Она является естественным центром притяжения трудовых ресурсов из Средней Азии, Белоруссии и Украины.

Наряду с официально трудоустроенными гражданами на российских просторах трудятся и толпы нелегалов. Чтобы процесс стал более контролируемым, прием мигрантов на работу в 2017-2018 году начал проводиться по новым, более жестким правилам.

Итак, основные миграционные потоки направлены с развивающегося Юга на благополучный Север, и из Восточной Европы и СНГ – на Запад.

Структура мигрирующей рабочей силы

Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:

  • поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
  • контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
  • профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
  • нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
  • беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.

Последствия

Если подсчитать общее количество мигрирующего населения, получится, что в этом процессе участвует около трех процентов всего населения земли. Процессы таких масштабов не могут не влиять на экономику отдельных стран и даже целых регионов. У миграции рабочей силы последствия имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Отток ученых и квалифицированных работников из менее развитых стран ослабляет их экономику, задерживает ее развитие, зато укрепляет позиции и без того сильных конкурентов. Это приводит к дальнейшей поляризации, увеличивая разрыв между богатыми и бедными странами.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будетуделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международномурынку рабочей силы. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае -- чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, основанные на временной основе, не сопровождаемые натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования мирового хозяйства.

  • 1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • 2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • 3) миграция рабочей силы между развивающимися

странами;

  • 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
  • 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии -- 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Европы в США.

Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС.

В разделе I «Хартии» записано: 1) «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; 2) «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

В «Хартии» декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать его демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов

Изучение модели миграции рабочей силы в рамках ЕС весьма полезно для учета особенностей становления в перспективе рынка трудовых ресурсов СНГ.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами.

Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами--членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами -- с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы встранах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе. Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном -- это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т. п.). Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46 процентов московских строителей, 34 процента работников столичного транспорта. В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические -- рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина -- 32 процента от общей численности работающих иностранцев, Турция -- 22 процента; СФРЮ -- 8 процентов, Молдова -- 4 процента, Беларусь -- 3 процента.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается, прежде всего, предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но, прежде всего, за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом с Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах -- ее экономическая выгодность.

Прежде всего -- низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Итак, в целом миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

1) неэкономических , например, политико-правовых (напри­мер, потоки беженцев из Вьетнама после победы ком­мунистов в 1975 г.), религиозных, этнических (напри­мер, в странах СНГ проживает 3 млн. евреев, 2 млн. немцев и 1,2 млн. поляков, часть из которых стремится к воссоединению со своей исторической родиной), се­мейных. В последние десятилетия серьезное влияние стали оказывать такие факторы, как экологические, образрвательно-культурные, психологические;

2) экономических . К экономическим факторам относятся:

    различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабо­чей силы. Следовательно, ра­бочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем;

    состояние национального рынка труда. Например, в слаборазвитых странах национальный рынок труда развивается в условиях органической безработи­цы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

    структурная перестройка экономики. Так, переход нашей страны к рыночной экономике, сопровож­дающийся либерализацией внешнеэкономической деятельности, привел к резкому увеличению между­народного миграционного оборота в России;

    НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

    вывоз капитала, функционирование ТНК. Корпо­рации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

В силу разных причин проблема экономического роста особенно обострилась в последнее время в странах, наиболее активно импортирующих труд (рабочую силу) и ее экспортирующих. Например, в период мирового финансово-экономического кризиса, в 2009 г. наиболее значительно ВВП уменьшился в Германии, Великобритании и некоторых других странах, активно принимающих трудовых мигрантов, а также в Украине, Молдове и Латвии, активно их экспортирующих.

Как отмечает статистика, люди редко эмигрируют из стран, в которых высокие темпы роста ВВП сопровождаются пропорциональным увеличением индивидуальных доходов и уменьшением безработицы. На этом основании высокая безработица считается одной из основных причин массовой эмиграции. Так, согласно данным социологического опроса, проведенного в Соединенных Штатах в конце 90-х годов, примерно треть мексиканских мигрантов переехала в эту страну, поскольку в Мексике ”меньше рабочих мест”, чем в США. Вместе с тем в основные центры притока трудовых мигрантов (США и ЕС) иммигрирует множество людей из стран, где официальная безработица существенно ниже, чем в развитых странах. В 2009 г., по данным МОТ, средний уровень безработицы в развитых странах составлял 8,4%, а в государствах «зоны евро» − даже 9,7%. Однако в течение этого года трудовые мигранты из Юго-Восточной Азии (средний уровень безработицы - 5,6%), Южной Азии (5,1%) и других регионов мира продолжали прибывать сюда. Значит, можно утверждать, что избыточное предложение труда на национальных рынках развивающихся стран не является главной причиной трудовой эмиграции.

Среди важнейших ее причин следует выделить две: во-первых, различия в цене труда одинаковой квалификации по странам; во-вторых, поиск возможностей наиболее полной самореализации в принимающей стране. Это в целом соответствует неоклассической теории миграции, которая объясняет решение каждого отдельного индивида о трудовой миграции анализом соотношения возможных издержек и приобретений.

Теоретически такое движение рабочей силы способствует рациональному использованию труда как важнейшего фактора экономического роста не только на микро- и на макроуровне, но и на уровне всего мирового хозяйства. В этом смысле трудовая миграция обычно рассматривается как способ оптимального распределения трудовых ресурсов мирового рыночного хозяйства между странами и регионами.

До последнего времени поток трудовой миграции имел характер практически одностороннего движения: из развивающихся и бедных стран - в развитые и богатые. Односторонний характер этого движения в значительной мере обусловливается и демографическими причинами: снижением рождаемости и старением населения в развитых странах и ”слишком” высокими темпами роста населения в большинстве бедных стран. Согласно прогнозам ООН, доля населения Европы в общей численности жителей Земли за 2000-2050 гг. уменьшится с 12% до 7%. Приток иммигрантов позволяет развитым странам пополнять экономически активную часть населения и к тому же экономит расходы на формирование рабочей силы. Преимущественно объектами миграции являются и такие относительно более развитые страны, как Россия, Беларусь и ряд других стран СНГ. Следует отметить, что в теории все более утверждаются позитивные оценки международной трудовой миграции: главные аргументы связаны с сиюминутной выгодой бизнеса.

Однако массовая международная миграция рабочей силы имеет куда более широкий круг причин и последствий, нередко весьма противоречивых.

Среди причин, стимулирующих миграцию населения из более бедных стран, особую роль играют широкие социальные гарантии в развитых странах. Они становятся самостоятельным фактором привлечения не только рабочей силы, но и членов семей работников-иммигрантов, в том числе нетрудоспособных. Высокий уровень социальных гарантий в принимающей стране является ключевым фактором, обеспечивающим приток и достаточно высокое качество жизни иммигрантов даже независимо от занятости. Но это, безусловно, повышает реальную цену импортируемого труда как фактора производства: высокие социальные гарантии (пособия по безработице, компенсации за увольнение и др.) реально увеличивают издержки на его приобретение (импорт). Это ведет к увеличению социальных расходов из государственного бюджета или дополнительных издержек соответствующих фирм. Такая ситуация особенно характерна для стран с социальной рыночной экономикой. Широкие и достаточно высокие социальные гарантии обеспечивают людям высокие стандарты жизни, но снижают стимулы к труду как граждан этих стран, так и приезжих. Оттого и показатели безработицы среди иммигрантов здесь довольно высоки.

Таким образом, цена импорта труда для стран с высокими социальными гарантиями не ограничивается заработной платой, которая формируется на микроуровне. На макроуровне она повышается на величину социальных гарантий. В случае же неконтролируемой миграции возникает избыток предложения дорогого (на макроуровне) труда невысокой квалификации. В закрытой экономике увеличение заработной платы в соответствии с повышением квалификации или опережающим ростом спроса на труд стимулирует замещение труда капиталом. И это становится источником повышения качественных и количественных параметров ВВП. Но в современной открытой экономике с широкими социальными гарантиями высокая цена труда обеспечивает массовый приток трудовых мигрантов, как правило, с низкой квалификацией. Предложение превышает спрос, и средний уровень цены труда снижается. На микроуровне издержки на приобретение труда сказываются не полностью и не стимулируют фирмы к активным инвестициям и инновациям, поскольку они функционируют в условиях избыточного предложения относительно дешевого труда.

Оценка последствий трудовой миграции не может быть однозначной.

Представляется, что, в конечном счете, проблема оценки последствий трудовой миграции и для стран-доноров, и для стран-реципиентов сводится к одному вопросу − возвращаются мигранты на родину после некоторого периода (нескольких лет или месяцев) эмиграции или нет. Если ответ положительный, последствия трудовой миграции можно признать однозначно позитивными как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров труда. Если же миграция является безвозвратной, то ее последствия оценить весьма сложно, тем более что их нельзя рассматривать в отрыве от демографических, культурно-этнических процессов в современном обществе.

В экономическом смысле труд − один из факторов экономического роста. Поэтому нормально, если страны-импортеры рабочей силы приглашают иностранных работников тогда и на то время, пока существует потребность в дополнительном труде. Также нормально, если происходит репатриация, когда экономическая конъюнктура изменяется и потребность в труде иностранных рабочих снижается. То есть национальная экономика при необходимости охотно использует труд иностранцев, а когда потребность в нем как факторе экономического роста снижается, «закупки» труда уменьшаются и происходит обратный процесс. Это теоретически. В действительности же труд как товар специфичен, вследствие чего механизм реального международного рынка труда совсем иной. Трудовая миграция часто становится безвозвратной независимо от состояния экономики страны-импортера. Избыток предложения труда иностранцев на национальных рынках труда в периоды спадов экономической конъюнктуры становится дополнительным фактором дестабилизации макроэкономической ситуации.

Возникающие проблемы вполне разрешимы при наличии двух условий. Во-первых, если основная часть трудовых мигрантов − работники высокой квалификации, во-вторых, если страна-импортер является открытой и привлекательной для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Соединение квалифицированной иностранной рабочей силы и ПИИ облегчает и ускоряет экономический рост, повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики и способствует увеличению доходов госбюджета. В конечном счете это расширяет и возможности реализации социальных гарантий.

Носителями ПИИ обычно являются наиболее динамичные корпорации, обладающие эффективными технологиями, оборудованием, менеджментом. При наличии прагматичного экономического законодательства и рациональной политики регулирования трудовой миграции приток ПИИ обеспечивает достижение даже самых амбициозных целей национальной экономики. Наглядный пример - Ирландия, избравшая эффективную модель открытости. Сотни тысяч квалифицированных мигрантов, в основном из стран Европы, приехали для работы на предприятиях «Делл», «Майкрософт» и других успешно развивающихся ТНК, привлеченные благоприятными условиями для инвестиций. За 20 лет Ирландия из беднейшей среди западноевропейских стран (по доходам на душу населения) превратилась в одну из богатейших.

Китай строит свою политику в отношении трудовой миграции иначе. Эта страна располагает избытком собственного труда достаточной квалификации, но экономика развивается в условиях относительной закрытости: нет необходимости импортировать труд, за исключением специалистов высочайшей квалификации. Динамичный рост в КНР обеспечивается непрерывным притоком ПИИ, которые привлекаются существующими в стране гарантиями прав собственности и избыточным внутренним предложением достаточно качественного труда. Государственная политика обеспечивает гражданам повышение квалификации и регулирование структуры предложения квалифицированного труда по мере увеличения ПИИ и внутренних инвестиций. Здесь важным фактором привлечения ПИИ является низкая цена труда на микроуровне и минимальные социальные издержки на макроуровне. И все это − в условиях фактического запрета на эмиграцию.

Особенности политики Китая в отношении международной трудовой миграции, по существу, уникальны. Общий тренд - иной.

Влияние трудовой миграции на динамику экономического роста в принимающих странах зависит от уровня квалификации мигрантов и обеспечения соответствующего увеличения ПИИ (или внутренних инвестиций). Можно сказать, что «золотое правило» равновесного роста современной открытой экономики − соответствие притока ПИИ темпам прироста количества квалифицированных иностранных работников (либо подготовка квалифицированных работников с учетом конъюнктуры рынка труда и темпов прироста ПИИ). Как известно, недостаток квалифицированного труда или избыток предложения неквалифицированного труда ограничивают результативность ПИИ.

Существуют и проблемы иного порядка, в последние годы сдерживающие ПИИ в развитые страны. Они связаны с усилением конкуренции на международном рынке инвестиций со стороны ряда развивающихся стран и частично - со стороны государств с переходной экономикой. В последнем случае чрезмерный приток неквалифицированного труда в национальную экономику может стать причиной снижения общего уровня квалификации рабочей силы в стране-импортере труда. Как следствие, возможно ухудшение структуры экономики, снижение ее международной конкурентоспособности. Такая угроза вполне реальна для России. Уменьшение издержек за счет использования дешевой рабочей силы неквалифицированных мигрантов на микроуровне в долгосрочной перспективе перекрывается ростом совокупных издержек, снижением конкурентоспособности на макроуровне.

При выборе основных направлений миграционной политики в отношении международной трудовой миграции необходимо учитывать мировой опыт. По имеющимся оценкам, свыше 50% трудовых мигрантов в странах ЕС в последнее время составляют люди, практически не имеющие профессиональной квалификации, с невысоким или минимальным уровнем общего образования. Для сравнения − 55% мигрантов, приезжающих в США, обладают высокой квалификацией. Соответственно темпы экономического роста в первом десятилетии XXI в. в США составили свыше 3%, в ЕС − менее 2%.

Почему же более половины мигрантов в Соединенные Штаты относятся к категории квалифицированных работников, а большинство мигрантов, прибывающих в Евросоюз, − неквалифицированные работники? Конечно, существенное значение имеют особенности миграционной политики. Однако, как показывает социологический анализ, решающую роль играет наличие сильных социальных гарантий в ЕС. Эти гарантии позволяют выживать или неплохо жить и тем, кто вообще не работает или непродолжительное время (время от времени) выполняет самую простую работу. В США такие гарантии отсутствуют, поэтому хорошие шансы на рынке труда имеют только высококвалифицированные и инициативные работники.

Таким образом, значительные социальные гарантии фактически деформируют механизм рынка труда. Кроме того, высокие налоги, обеспечивающие реализацию социальных гарантий, ослабляющих мотивацию труда, снижают и мотивацию капитала. Налоговое бремя и бремя социальной ответственности становятся причиной чистого оттока капитала из стран с социальной рыночной экономикой. Более того, возникает противоположное движение ПИИ и трудовой миграции. Замещение капитала трудом в национальной экономике − очень опасная для ее развития тенденция.

Какова в этом отношении ситуация в России? Ее экономика является локомотивом экономики стран СНГ. Средняя цена труда здесь выше, чем в других государствах, входящих в Содружество. Это обстоятельство наряду с упрощенным режимом пересечения границ стало причиной активной трудовой миграции из других стран СНГ. Однако явное преобладание в структуре миграционного потока неквалифицированного труда делает Россию типичным примером неблагоприятного влияния трудовой миграции на темпы и особенно качество экономического роста. Чтобы обеспечить ускорение темпов и повысить качество роста, важно значительно увеличить расходы на повышение квалификации собственной рабочей силы и содействовать импорту труда высокой квалификации (причем не только из стран СНГ). Не менее важно ограничить импорт неквалифицированного труда.

Теоретически можно обеспечивать высокие темпы и качество экономического роста за счет непрерывного повышения качества национальных трудовых ресурсов, ограничив международную миграцию. Однако практически такая минимизация участия страны в системе международного обмена трудовыми ресурсами ограничивает и возможности обмена другими факторами производства (капиталом, информацией), что, конечно, совсем нежелательно. Деятельность ТНК или осуществление международных научных проектов предполагает в качестве необходимого условия миграцию работников высокой квалификации. Трудовая миграция в этом случае является одновременно и условием обмена другими факторами экономического роста, и формой дальнейшего повышения качественных параметров собственно труда. Отказ от такого естественного обмена консервирует устаревшие технологии, оборудование (как следствие закрытости) и ведет к снижению квалификационного уровня работников.

Между тем значение квалификации в условиях экономики знаний приобретает самостоятельное значение: иммиграция в развитую страну и осуществление там хозяйственной деятельности в течение определенного времени может рассматриваться как повышение профессиональной квалификации. Приехавший туда работник усваивает правила эффективной организации труда, знакомится с передовыми технологиями. Качество его труда, общий уровень подготовки и умений также постепенно повышаются.

Есть, правда, риск, что в долгосрочном периоде может сложиться обратная тенденция, когда в процессе совместной хозяйственной деятельности реальный уровень квалификации и качество труда работников из развитой страны станут усредняться не в лучшую сторону. Ухудшение качества и расширение предложения труда может привести к последующему снижению и эффективности, и цены труда.

Реэмиграция, то есть возвращение работников-иммигрантов в страну происхождения, способствует улучшению качества труда и повышению цены труда в странах-экспортерах и в странах-импортерах. Мигранты репатриируют, приобретя опыт и навыки работы в условиях более современной и эффективной экономики, их труд теперь более продуктивный и потому более дорогой. В свою очередь, в развитых странах при оттоке труда уменьшается его предложение, труд более активно замещается новым основным капиталом - механизмами, автоматами, а это стимулирует повышение квалификации обслуживающих их работников и цены труда. В целом такая логика развития вызывает приток ПИИ.

Не следует игнорировать и демографический аспект безвозвратной миграции. Каждый человек - ячейка общества (семьи, общины, коллектива и т.д.), где он сформировался как личность. Мигранты из развивающихся стран приносят с собой проблемы тех общественных моделей, которые менее эффективны с точки зрения результатов хозяйственной деятельности: в частности, они мало восприимчивы к инновациям. По этим причинам мигранты из таких стран часто с большим трудом интегрируются в реалии развитых экономик. Зачастую они вообще не способны или не желают интегрироваться и создают свои сообщества внутри социально-экономических систем и институтов развитых стран. Эти сообщества иммигрантов функционируют фактически по неформальным законам своих стран-экспортеров труда, что снижает эффективность национальных моделей развитых государств и в перспективе может их разрушить. Серьезность такой угрозы нельзя не принимать во внимание. Ценность западных социально-экономических моделей, обеспечивающих благополучие граждан богатых стран, сегодня чрезвычайно высока.

Миграция рабочей силы − явление сложное и неодноз­начное, так как может оказывать положительное и отри­цательное влияние на экономическое и социальное разви­тие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммигра­ции (куда прибывают мигранты, т. е. принимающей стра­ны).

Позитивные для экономики в целом:

    вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, от­раслевые и другие изменения в экономике;

    иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

    достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

    иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для эконо­мики.

Позитивные для отдельной фирмы:

    иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем наци­ональная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные:

    ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

    происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда;

    провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабо­чая сила, т.е. отдающей страны):

Позитивные для экономики в целом:

    эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

    из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

    переводы валютных средств из-за рубежа являются важ­ным источником дохода страны;

    при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие при­мерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Кроме того, впоследнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое вво­зится в страну и направляется на организацию предпри­нимательских коллективов.

Негативные:

    страна теряет часть трудовых ресурсов внаиболее трудо­способном возрасте, в результате чего происходит старе­ние трудовых ресурсов;

    теряются затраты на общеобразовательную и профессио­нальную подготовку;

    происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60 млрд. долл. в результате того, что 1/3 рос­сийских ученых работает за рубежом.

Таким образом, наличие положительных и отрицатель­ных последствий международной миграции рабочей силы как для стран-экспортеров, так и для стран импортеров, приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, то есть государственной миграци­онной политики.

Миграция — латинское слово, означающее перемещение, переселение. Этим словом обозначают перемещение людей, животных, капиталов, химических элементов в земной коре и т.д. Интересующая нас миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма — объем валовой миграции.

Перемещение населения из одного международного региона в другой всегда было свойственно людям. Начиная с древнейших времен, миграция населения, нередко выливавшаяся в форму завоевательных походов, играла огромную роль в истории человечества, в его расселении по всему земному шару, в образовании рас и народов. Истории известны массовые переселения ариев и басков, вестготов и остготов, гуннов, финно-угров, монголо-татар и др.

В зависимости от географических направлений различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Под внутренней понимается перемещение населения между городами и регионами одной страны, а под внешней — из одной страны в другую. В свою очередь внешняя миграция делится на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения миграция населения делится на: постоянную или безвозвратную (безвозвратный характер имеет обычно межконтинентальная миграция, а также миграция из села в город); временную — как правило, внутриконтинентальную; сезонную, связанную с ежегодными поездками на заработки или передвижением кочевников; маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта. Ярким примером тому являются мексиканские фронтальеры.

В зависимости от правового статуса миграция может быть легальной или нелегальной. Нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (например, туристами, по приглашению) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку нелегальной иммиграции дать практически невозможно.

Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп — социальных, этнических, возрастно-половых и др. Например, выделяют миграцию рабочей силы — перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в размещении производства, условиях существования. По классификации ООН постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, не превышающий одного года.

В развитии миграционных процессов обычно выделяют фи больших социальных волны. Первая, получившая название «старой миграции», охватывает примерно две трети XIX в. Для этого периода наиболее характерным было перемещение промышленных рабочих. Вторая волна прошла в конце XIX в. и в первую треть XX в. Она получила название «новой миграции». В это время преимущественно мигрирует разорившееся крестьянство. Наконец, третья волна миграции рабочей силы началась после окончания Второй мировой войны. На этом этапе характерным становится перемещение двух прямо противоположных групп мигрантов из отсталых стран в развитые. С одной стороны, наблюдается большой преобладающий поток мало-обученных и неквалифицированных трудящихся, а с другой — идет отток научных кадров и специалистов, т.е. так называемая утечка умов.

Какие же причины побуждают людей перемешаться из одной страны в другую? Прежде всего, миграция рабочей силы связана с развитием крупного машинного производства, которое предопределило неравномерность социально-экономического развития разных стран. В странах с ускоренным развитием обнаруживается нехватка рабочей силы, а в странах с замедленным ростом складывается относительный избыток рабочей силы и возникает . Для преодоления подобных ситуаций необходимо заполнить кадрами образовавшиеся экономические ниши, используя для этого импорт рабочей силы. В странах с замедленным развитием существует низкий и небольшая . Безземелье крестьян гонит их в другие страны. Иммиграция — важный источник пополнения стран с незначительным уровнем рождаемости, средство его приспособления к нуждам капиталистического воспроизводства. В период экономического подъема иммиграция иностранных рабочих резко возрастает. Действует система вербовки.

Кроме социально-экономических есть и другие причины миграции населения. Политическая нестабильность режимов или бегство от политических преследований расовой, религиозной и национальной дискриминации. Военные обстоятельства — эвакуация, реэвакуация и т.д. Расширение международной системы информации, что дает людям осознать широкие социально-экономические возможности других стран. Наконец, развитие и удешевление транспортных средств.

В современных условиях для миграции рабочей силы характерны следующие тенденции.

Основу миграционных потоков по-прежнему составляют рабочие, в меньшей степени — служащие. Но сравнительно новой формой международной миграции рабочей силы является перемещение научно-технических кадров. В поисках лучших условий для применения своих сил и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации переселяются в США и Западную Европу.

Среди побудительных факторов миграции преобладают материальные мотивы. Однако, как и раньше, имеют место политические, религиозные, этнические факторы.

Одна из главных закономерностей современной международной миграции заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех континентов. В начале 90х годов только в мировом капиталистическом хозяйстве насчитывалось не менее 25 млн. мигрантов. С учетом же их семей, мигрантов сезонников и других категорий общая численность иммигрантов примерно в три четыре раза выше. Более половины из них выехали из развивающихся государств, 2/3 из них оказались в промышленно .

В последнее время усилилась нелегальная иммиграция. Ки тайцы штурмуют границы США и России, кубинцы перебираются во Флориду, алжирцы — во Францию, пакистанцы в Англию и т.д. Главной причиной нелегальной иммиграции является возможность для предпринимателей использовать самую дешевую и бесправную рабочую силу и получать при этом огромные прибыли. Поэтому американская полиция и не справляется с потоками нелегальных мексиканских иммигрантов.

Основные международные регионы притяжения мигрантов

Выше указывалось, что в зависимости от географической направленности различают межконтинентальную и внутриконтинентальную внешнюю миграцию населения. Так куда же конкретно двигались потоки трудовой миграции?

Первый массовый межконтинентальный перелив рабочей силы был насильственным. Это было связано с развитием работорговли в ХVIII —XIX вв. Вследствие такого перелива население Африки за 1650—1850 гг. уменьшилось на 22%.

Что касается перемещения свободных лиц наемного труда, то наиболее крупным миграционным потоком был выезд европейцев за океан в XIX—XX вв. В XIX в. эмигрировало до 30 млн. человек. В начале XX в. до Первой мировой войны из Европы выехало свыше 19 млн. человек. Во время 1914—1918 гг. эмиграция была прервана, а затем возобновилась, и за период 1918— 1939 гг. эмигрировало 9 млн. человек. Вторая мировая война снова прервала заокеанскую миграцию населения из Европы; после окончания войны она оживилась, а затем пошла на убыль.

Куда конкретно направлялись эмигранты? Прежде всего, в США, где бурно развивался , которому требовались рабочие руки. Однако ехали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину и другие страны. Иммиграция населения явилась важнейшим источником роста их населения. Уезжавшие из европейских стран — из Ирландии и Англии, Франции и Германии, ехали и из России — молокане.

В последнее десятилетие XX в. сложились новые мировые рынки рабочей силы вследствие не только межконтинентальной, но и внутриконтинентальной миграции населения.

Первый центр притяжения мигрантов сложился в Западной Европе. Здесь только в странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. Основную часть иммигрантов принимают такие западноевропейские страны, как Германия, Франция, Англия, а также Бельгия, Нидерланды, Швеция и Швейцария.

По прогнозам европейских экспертов, в связи с созданием единого рынка в миграционных потоках произойдут некоторые изменения. Плохо организованная массовая иммиграция работников низкой квалификации уступит место по целевому назначению. Несмотря на то что преобладающую часть будут составлять низко и полуквалифицированные работники, приоритетное право получат высококвалифицированные Профессионалы, число которых в перспективе возрастет.

Второй центр притяжения трудящихся мигрантов в 1990е годы сформировался в регионе Ближнего Востока. Нефтедобывающие страны притягивают на промыслы огромное количество людей из Индии, Бангладеш, Пакистана, Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии. К началу 90х годов здесь работало более 4,5 млн. иностранцев, в то время как число местных рабочих составило только 2 млн человек. Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран весьма значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97%, Кувейте — 86, 5%, Саудовской Аравии — 40%, т.е. подавляющую или большую часть всей промышленной рабочей силы.

Особую группу мигрантов на Ближнем Востоке составляют евреи. За период с 1989 по 1994 г. из стран СНГ в Израиль выехало свыше 500 тыс. человек. Причины бегства евреев из стран бывшего коммунистического региона являются следующие: возвращение на этническую родину, уход от политических неопределенностей и экономических трудностей, желание воссоединится с родственниками и религиозные мотивы.

Третий центр современной иммиграции рабочей силы находится в США. этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Иностранцы и сейчас составляют около 5% рабочей силы страны. Послевоенная иммиграция в США состояла из нескольких этапов. Первый представлял мощный европейский поток, когда в СШ1А из стран Западной Европы въехало 6,6 млн. человек. Второй начался в 1965 г., когда был принят закон, создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки. С 1993 г. ведет свой отсчет третий этап, когда отдается предпочтение эмигрантам из Европы — Ирландии, Италии, Польши, а также из Аргентины. Означенная переориентация объясняется тем, что к началу третьего тысячелетия США могут стать страной, где белые окажутся в меньшинстве в результате прогнозируемой высокой рождаемости цветного населения.

Четвертый международный регион миграции сформировался в Австралии. В этой стране трудится 200 тыс. иностранных рабочих. Австралия, как и США, сориентирована на ассимиляцию иммигрантов. Поэтому она не может рассматриваться в качестве перспективного центра для миграции рабочей силы из Российской Федерации. Кроме того, с 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В соответствии с ней в страну в первую очередь принимались иммигранты, делавшие инвестиции в экономику страны.

Пятым центром трудовой миграции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, о. Тайвань, Пакистан. Например, Япония начинает вывозить рабочую силу высокой квалификации, сопровождающую ее прямые инвестиции в страны АТР. Этот тип миграции называют транзитной профессиональной миграцией.

В Латинской Америке складывается шестой центр притяжения рабочей силы, где иммигрантов принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Общее число мигрантов достигает 3 млн. человек, большинство которых составляют латиноамериканцы. Но Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточно-европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах химиках, фермерах.

Существует и африканский центр. По приблизительным оценкам меж страновая миграция в Африке составляет 2 млн. человек. В основном более богатые африканские страны берут неквалифицированных работников из соседних стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительства.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны импортёры. Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение.

В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80х годов иностранные рабочие составляли в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более высок. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии — 40% всех строительных рабочих, в Бельгии — 50% шахтеров и т.п.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых, отраслей — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР иди процессором . Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные секторы экономики ведет к росту ее квалификации.

В результате развития "процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой — отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы Предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Развитие иммиграции позволяет странам реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате утечки умов СШД сэкономили лишь в сфере образования и, научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд. долл. США похищают умы у всех стран мира, в том числе и у развивающихся государств. В США учатся тысячи людей из стран Азии, Африки и Латинской Америки, и многие из них остаются в этой стране.

Политику импорта иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции» оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации, или бывших членов Президентского Совета экономических советников.

Что касается влияния миграции рабочей силы на страны экспортеры, то проводившиеся в 80е годы на эту тему исследования дали положительные результаты. Они показали, что отъезд части населения отдельных стран за рубеж способствовал нормализации на их рынках труда. Так, в Пакистане во второй половине 80х годов миграция за рубеж позволила сократить безработицу на 1/3. То же произошло в Бангладеш и Индии.

Более того, многочисленные эмпирические данные свидетельствуют, что миграция рабочей силы способствует повышению среднего уровня заработной платы и доходов самых бедных слоев стран доноров.

В качестве еще одной выгоды, приносимой эмиграцией рабочей силы, можно назвать рост квалификации выезжающих в другие страны рабочих. За границей мигранты приобщаются к более современным технологиям, применяемым в принимающих странах, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства. При возвращении на родину все эти обстоятельства оказывают большое воздействие на совершенствование трудового потенциала стран — экспортеров рабочей силы, а также на весь процесс их социально-экономического развития.

Важное значение для экономики стран экспортеров рабочей силы имеет приток иностранной валюты, которую переводят на родину трудящиеся мигранты. Причем их переводы иногда составляют значительную часть доходов страны и тем самым способствуют нормализации финансовой ситуации. Вот какие доходы получали страны—экспортеры своей рабочей силы в 1990 т.

Уместно напомнить, что ранее значительная часть специалистов исходила из того, что утечка рабочей силы за границу наносит большой ущерб стране. Действительно, такой итог был, когда эмигрировали «сливки» рабочей силы, а возникавшие вакансии заполнялись менее подготовленными работниками. К примеру, подобная ситуация возникла в Египте, когда строительные рабочие массово отправлялись на заработки в страны Персидского залива, что привело к снижению производительности труда в строительстве. Но исследования 80х годов показали, что миграция во многих случаях выражается в оттоке, прежде всего неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Да и отток квалифицированных работников не всегда наносит ущерб стране. Так, если предложение квалифицированного труда превышает спрос, то трудовая эмиграция повышает шансы на трудоустройство образованной молодежи.

Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, практически все мира регулируют процесс трудовой миграции населения с этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления, выездных виз; контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывания иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца . Взвесить все обстоятельства. Служба иммиграции и натурализации может представить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других странах.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения для процесса трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или Межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии — Министерство труда, а в Швейцарии — Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет по уполномоченному органу принимающей страны.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между этими странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. эти страны на Венской конференции приняли местное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

При фильтрации въезда иммигрантов разработана сложная система ограничений. Большое внимание уделяется квалификации рабочей силы. Требования к качественным характеристикам импортируемой рабочей силы в разных странах практически очень похожи. Отметим здесь лишь наиболее типичные из них.

Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или среднем специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы — инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей монтажников, электромехаников, рабочих металло-прокатчиков. В то же время требуется определенный стаж работы по специальности. Так, во многих компаниях и исследовательских институтах США, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть приглашены лишь опытные исследователи, имеющие как минимум пятилетний стаж. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее пяти лет.

Возрастной ценз является приоритетным требованием стран импортеров. Они желают получить работников самого трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20—45 Лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние здоровья. В США, в соответствии с иммиграционным актом 1990 г., не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными психическими заболеваниями. А шведские и.норвежские фирмы наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.

Еще одним требованием к качеству рабочей силы является ее социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В тех же США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. В эту страну не допускаются также иностранцы, осужденные за уголовные преступления, и лица, присутствие которых может нанести ущерб ее международным интересам.

Регулирование въезда иммигрантов проводится на только путем реализации ряда требований к качеству их рабочей силы, но и введением целого ряда других ограничений. Во многих странах применяется прямое квотирование соотношения между иностранными и местными работниками на предприятиях принимающей страны. В частности, Греция запрещает наем иностранных рабочих предприятиям, на которых работает менее пяти лиц греческого происхождения. В том же случае, когда на них занято большее число работников, то соотношение численности иностранцев и местных работников должно составлять 1:10.

Вместе с тем используются и финансовые ограничительные нормативы, что по идее должно принести какую-то пользу принимающей стране. Так, в США предусмотрена ежегодная выдача до 10 тыс. иммиграционных виз инвесторам, вкладывающим в американскую экономику свыше 500 тыс. долларов. В Словакии простые трудящиеся мигранты должны вносить плату за трудоустройство. В Ирландии за разрешение на работу в течение четырех месяцев следует уплатить пошлину в размере 100 ирландских фунтов.

Наряду с финансовыми применяются и временник ограничители. Введение таковых означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается возобновление.

В странах реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. Сюда относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.п.

Профессионально-отраслевые ограничения существуют и в форме косвенного запрета, т.е. когда выделяются приоритетные профессии для въезда.

Предпочтительный режим принимающих стран, как правило, касается следующих пяти групп:

Работников, претендующих на малооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу (работа по уборке урожая, в теплицах или ремонтных мастерских, строительство жилья, бурение нефтяных скважин);

Специалистов быстро развивающихся сфер национального хозяйства — бухгалтеров, работников торговли, банков, новых высокотехнологичных отраслей;

Представителей редких профессий, т.е. «штучных» специалистов (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения и т.д.);

Специалистов высшего класса и представителей свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты, скульпторы, спортсмены, высококвалифицированные врачи и т.д.);

Руководящего персонала фирм и их подразделений, а также предпринимателей; которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.

В качестве примера косвенных ограничений может служить введенный в Новой Зеландии «Список конкретных Профессий», составленный Министерством миграции на основе тщательного анализа национального рынка труда. Остальные виды деятельности подпадают под фактический запрет.

Во всех принимающих странах всегда действовали национально-географические приоритеты. Они предусматривали льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. Выше указывалось, что США с 90х годов отдают предпочтение мигрантам из стран Европы. Но в последнее время такую же иммиграционную политику стали проводить почти все промышленно развитые страны, ограничивая въезд мигрантов из стран Африки и Азии.

Во многих принимающих странах предусмотрены ц скрытые правовые нормы защиты национального рынка труда, которые включаются при возникновении редких ситуаций. Так, в Германии разрешение на работу, выданное иностранцу, может быть досрочно отозвано, если возникнут особые условия на рынке труда.

В настоящее время промышленно развитые страны разработали системы стимулирования оттока трудящихся мигрантов. При определенных обстоятельствах меры по ограничению въезда иммигрантов дополняются различными способами стимулирования их репатриации. Программы репатриации касаются профессий или этнических групп. Например, отток «синих воротников или Турок и греков из Германии, а также северо-африканцев из Франции. Используется, как правило, три вида таких программ.

Программы материальной компенсации предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности. При этом многие страны выплачивают не только отступное пособие, но и компенсируют расходы, связанные с отъездом иностранных рабочих, включая стоимость билетов.

Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину организуют специальную профессиональную подготовку, которая позволяет им "быстро внедриться в экономику родной страны. Эта мера касается, прежде всего, неквалифицированных рабочих.

Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции являются самыми радикальными, так как стимулируют внутреннее развитие стран массовой эмиграции. Одной из подобных программ была осуществленная в 1974 г. в Нидерландах государственная программа под названием «Репатриация рабочих мигрантов и разработка возможностей национального развития». Согласно этой программе в Югославии в 1980—1981 гг. было реализовало около 50 проектов по стимулированию занятости в экономических районах, в том числе предоставление кредитов рабочими мигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия.

Во многих принимающих странах действуют также системы санкций за нарушение установленного порядка трудовой миграции. В частности, в отношении нелегальных иммигрантов поменяются не только штрафы и депортация, но и привлечение к уголовной ответственности. Иностранец, выехавший в США на Основании ложных сведений или иным мошенническим путем, может быть лишен свободы сроком до шести месяцев или оштрафован на 500 долл. За такое же преступление, совершенное вторично, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет; или штрафа в размере 1 тыс. долл.

Санкции практикуются в отношении нелегальных посредников, занятых незаконным импортом рабочей силы. В США в настоящее время расширяются полномочия Службы иммиграции и натурализации в отношении «живого товара». Предполагается увеличить им наказание от пяти до десяти лет тюремного заключения за каждого незаконно провезенного в страну иммигранта.

Введены санкции в отношении предпринимателей, незаконно использующих иммигрантов. Выгода, которую получает предприниматель от найма дешевой рабочей силы, толкает его на нарушение действующих законов. В связи с этим против предпринимателей применяются крупные штрафы. В Словакии, например, штраф составляет 100 тыс. крон, за повторное нарушение — 500 тыс. крон. Во многих странах расходы по депортации нелегальных иммигрантов возлагаются на предпринимателя, у которого работал иммигрант.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы — двойственны. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых районов, сосредоточивает огромные массы населения наиболее активного и энергичного в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни.

С другой — приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации: обезлюдению села, постарению и феминизации его населения; порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов коновым социально-экономическим, культурным, а иногда и природным условиям. Наконец, не следует думать, что миграция населения может значительно уменьшить безработицу в странах выезда. Там по-прежнему страдают от хронической безработицы. А страны импортеры не могут полностью удовлетворить спрос на высококвалифицированную рабочую силу и научно-технические кадры.



Назад | |