Банкротство кфх судебная практика. Конкурсная реализация имущества сельскохозяйственных организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проверив наличие и размер задолженности должника перед заявителем, исходил из того, что лицо, являясь поручителем, исполнило кредитное обязательство должника, в связи с чем само стало кредитором должника. При этом факт исполнения поручителем обязательств перед кредитором по основному обязательству никем из сторон не оспаривался.

Признавая сделку недействительной, суды руководствовались статьями 61.2 и 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разъяснениями, содержащимися в пунктах 5, 6 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

Банкротство в общем смысле — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов.
Гражданин становится предпринимателем после государственной регистрации в этом качестве, т.е. со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).
В этой связи возникает вопрос о банкротстве гражданина, фактически занимающегося предпринимательством, но не зарегистрированного в качестве ИП.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ), и суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако банкротство — это не сделка. Поэтому нормы о банкротстве индивидуального предпринимателя подлежат применению только при наличии у должника регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание. Предприниматель без образования юридического лица не застрахован от банкротства так же, как и организация. В конце концов ИП — полноправный участник предпринимательской деятельности, более того, в отличие от организаций имущество предпринимателя не обособлено. Банкротство предпринимателей имеет свои особенности, о чем мы сейчас и поговорим.

В случае если после принятия заявления о признании ИП банкротом арбитражный суд на основании представленных документов установит, что должник не имеет статуса индивидуального предпринимателя или утратил его, то заявление подлежит возвращению (ст. 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Если после принятия заявления о признании должника банкротом выяснится, что статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником до подачи заявления, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Если статус ИП был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу не прекращается, но признание должника банкротом в таком случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Закона N 127-ФЗ.
Особенностям банкротства ИП посвящены ст. 25 ГК РФ и параграф 2 гл. X «Банкротство гражданина» Закона N 127-ФЗ.
Основные положения таковы. Предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда . С даты вынесения решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Основанием для признания ИП банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Закона N 127-ФЗ). Признаки банкротства ИП содержатся в ст. 3 Закона N 127-ФЗ.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Если такой признак присутствует, то производство по делу о банкротстве ИП может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к индивидуальному предпринимателю в совокупности составляют не менее 10 000 руб.

Примечание. ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества (см. разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»). Обратите внимание на сумму долга, при котором ИП может быть признан банкротом. Эта сумма составляет 10 000 руб., а не 100 000 руб., и это прямо предусмотрено ст. 6 Закона N 127-ФЗ.

Признать предпринимателя банкротом вправе лишь суд. Обратиться с таким иском может:
— сам предприниматель;
— любой его кредитор;
уполномоченный орган (например, ИФНС) (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Уполномоченные органы вправе предъявить такое требование независимо от того, какая деятельность должника послужила основанием возникновения долга (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Не могут потребовать признания ИП банкротом кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, требования которых не связаны с осуществлением должником предпринимательской деятельности. Такие кредиторы вправе вступить в дело о банкротстве после возбуждения дела о банкротстве.
При принятии заявления о признании ИП банкротом арбитражным судом проверяется, не утратил ли должник статуса индивидуального предпринимателя до подачи в суд указанного заявления.
Если статус утрачен, то заявление подлежит возвращению на основании п.

1 ст. 44 Закона N 127-ФЗ как поданное с нарушением п. 2 ст. 38 этого Закона.
Если статус индивидуального предпринимателя утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Если данных об исключении предпринимателя из ЕГРИП не представлено, то производство по делу о банкротстве прекращению не подлежит.
При банкротстве ИП его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования (п. 2 ст.

215 Закона N 127-ФЗ).
Каковы последствия признания ИП банкротом (ст. 216 Закона N 127-ФЗ)?
Так, с момента принятия судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
К слову, ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован снова в качестве предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в этом качестве.
Требования кредиторов ИП в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ.
КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее — Закон о КФХ).
Заявление ИП — главы КФХ о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов КФХ (ст. 218 Закона N 127-ФЗ). При этом само заявление подписывается предпринимателем — главой КФХ.
Наряду с документами, предусмотренными общими правилами Закона N 127-ФЗ, в данном случае должны быть приложены документы:
— о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
— составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
— размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Указанные документы также прилагаются главой КФХ к отзыву на заявление кредитора.

Примечание. Свои особенности имеет и банкротство главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Главы КФХ признаются предпринимателями в силу прямого указания п. 2 ст. 23 ГК РФ. Поэтому основания для признания главы КФХ банкротом аналогичны основаниям признания банкротом ИП. В то же время есть некоторые особенности (параграф 3 гл. X Закона N 127-ФЗ).

Статья 219 Закона N 127-ФЗ устанавливает особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления им.
Так, главой КФХ в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении КФХ наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит КФХ, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.
О введении финансового оздоровления КФХ суд выносит определение.
Финансовое оздоровление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражным судом вводится внешнее управление. Внешнее управление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Внешнее управление КФХ может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:
— невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности КФХ.
Досрочное прекращение внешнего управления КФХ влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства. Для проведения внешнего управления КФХ арбитражным судом утверждается внешний управляющий.

Примечание. В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями и другими обстоятельствами чрезвычайного характера, срок внешнего управления может быть продлен на год.

В случае признания арбитражным судом КФХ банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу включаются находящиеся в общей собственности членов КФХ:
недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения;
— племенной, молочный и рабочий скот, птица;
— сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество;
— право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка;
— иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
В случае банкротства КФХ земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
Имущество, принадлежащее главе КФХ и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами КФХ, не включается в конкурсную массу.
Гражданин, вышедший из КФХ, в течение двух лет после этого несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из КФХ (п. 3 ст. 9 Закона о КФХ).
При продаже имущества КФХ арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника путем проведения торгов (ст. 222 Закона N 127-ФЗ).
Если предприятие должника не было продано на торгах, то продажа имущества должника осуществляется в соответствии со ст. 111 Закона N 127-ФЗ; например, преимущественное право приобретения имущества КФХ имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему КФХ земельному участку.
Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия и иного имущества лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также публикует информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемого на торги.
Если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава КФХ осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Со дня принятия решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Сельхозпредприятие: понятие, особенности трактовки

Применимые в российском законодательстве понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов (ст.1 ФЗ № 193 от 08.12.95 г. «О сельскохозяйственной кооперации», ст.3 ФЗ № 264 от 29.12.06 г. «О развитии сельского хозяйства») имеют разное содержание и приспособлены для их использования в этих формах для целей определенного специального законодательства.

Таким же специальным статусом, необходимым в процедурах несостоятельности, обладает и понятие сельскохозяйственной организации, наведенное в ст.177 ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности).

Как показывает уже сформировавшаяся судебная практика, относительно должника могут быть применены процедуры банкротства, регламентированные § 3 Главы IX ФЗ-127 (определяющей особенности банкротства сельскохозяйственных организаций), только в случае наличия у него в совокупности всех характеристик с/х организации, предусмотренных законом:

  • — статус юрлица;
  • — цели создания и деятельности – изготовление, выпуск и переработка товаров сельскохозяйственной направленности;
  • — размер выручки, полученной в результате реализации (изготовления/переработки и последующей реализации) с/х товаров (продукции), должен быть не менее половины (50%) общей суммы вырученных средств.

В случае отсутствия у предприятия хотя бы одного из выше приведенных признаков, суд посчитает это основанием для применения общих положений о банкротстве.

Нормы § 3 Главы IX ФЗ-127 распространяются и на рыболовецкие артели (колхозы) при наличии данных о том, что размер получаемых в результате их деятельности средств (за продажу изготовленных/переработанных с/х товаров и уловов) равен или превышает 70% их общей прибыли.

Внимания заслуживает тот факт, что ряд положений о банкротстве с/х кооперативов, с отсылкой к ФЗ-127 «О несостоятельности», содержатся в ст.42 «О сельскохозяйственной кооперации». В частности в ней оговариваются следующие моменты:

  • — банкротство сельхоз кооператива, как причина ликвидации;
  • — обязанности кооперативного правления при появлении кризисных признаков;
  • — обязанности органов правления и наблюдательного совета при необходимости инициирования дела о банкротстве в арбитраже, а также на случай, когда процедура уже инициирована кредиторами (госорганами).

Признаки финансовой несостоятельности сельскохозяйственных организаций.

Критерии несостоятельности, наличие которых дает суду основания констатировать банкротство сельхозорганизации, несколько отличны от общих кризисных признаков, применимых относительно юрлиц.

Предпосылками для возбуждения дела о банкротстве с/х предприятия в суде считаются (ст.177 ФЗ-127):

  • — просроченная задолженность перед кредиторами (просрочка должна составлять не менее трех месяцев);
  • — совокупная сумма долгов должна равняться или превышать 500 тыс.

    рублей (для ЮЛ – 300 тыс.руб. – ст.6 ФЗ-127).

Банкротство сельскохозяйственных организаций: применимые стадии, отличительные черты

Прописанные в Законе о несостоятельности особенности банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлены отличительными характеристиками деятельности последних:

Этими же факторами руководствовался законодатель при принятии Закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (83-ФЗ от 09.07.02 г.), положения которого направлены на реанимирование сельхозпредприятий, с целью реструктуризации долгов и во избежание банкротства (до применения его процедур).

Отличительные черты этапов банкротства сельскохозяйственных организаций (ст.178 ФЗ-127):

  • — наблюдение: мониторинг финансового состояния должника необходимо осуществлять, принимая во внимание сезонные факторы с/х деятельности, ее зависимый от внешних условий (природных, климатических) характер; следует также учитывать вероятность погашения кредиторской задолженности за счет перспективы прибылей, получение которых возможно по завершении определенного периода сельхозработ;
  • — срок веденного финансового оздоровления напрямую связан с окончанием соответствующего периода сельхозработ и временем, которое потребуется предприятию для продажи полученной (полученной/переработанной) продукции; на случай кризисных явлений в финансовом положении должника, непосредственно связанных с форс-мажорными обстоятельствами (действие стихий, эпизоотий и т.д.), эта стадия может продлеваться до года, с обязательной корректировкой графика погашения задолженностей (применяется порядок, установленный ст.85 Закона);
  • — аналогичные факторы и характерные условия деятельности с/х предприятий учитываются и при внешнем управлении, граничный срок введения которого законом установлен на уровне двух лет и трех месяцев (ст.ст.92, 178 Закона); его пролонгация возможна на год только при возникновении и воздействии на деятельность с/х должника перечисленных выше форс-мажорных факторов, и в случае появления предпосылок для оказания господдержки, предусмотренных специальным законодательством.

Конкурсная реализация имущества сельскохозяйственных организаций

Анализ ст.179 Закона о несостоятельности, описывающей особенности банкротства сельхозпредприятий, в частности, при продаже имущественного комплекса (прав), дает возможность выделить следующие, характерные для этой категории должников, требования:

  • — установлена обязанность управляющего выставить на торги предприятие в целом, а если таковое не продано – выставить единым лотом производственно-технологический комплекс сельхозорганизации (порядок продажи в этих случаях регулируется п.п.4-19 ст.110 ФЗ-127, а оценивания –ст.130);
  • — если выше названным способом предприятие (комплекс) не реализовано, его продажа проходит в порядке и на условиях, определенных в ст.111 и п.4 т.139 Закона;
  • — приоритет на приобретение имущества банкрота (сельхозпредприятия) будут иметь с/х субъекты, осуществляющие деятельность на участках, непосредственно прилегающих к земле должника; если таковых нет – приоритет на покупку имущества с/х назначения, принадлежащего банкроту, отдается сельхозпроизводителям из той же местности;
  • — арбитражный управляющий, с целью обеспечить приоритетные права на приобретение имущества банкрота – сельхозорганизации, обязан проинформировать выше перечисленных лиц о такой продаже и опубликовать сведения об этом в местном печатном издании (с указанием стартовой цены на предприятие/имущество);
  • — реализация приоритетному покупателю осуществляется по цене, сформировавшейся в ходе торгов (в случае поступления нескольких заявок от таких покупателей – имущество/предприятие по той же цене продается тому, кто первый подал заявку управляющему);
  • — если приоритетные покупатели в течение месяца не подали заявок с намерением пробрести имущество (имущественные права) банкрота, реализация такового проводится на общих условиях, в предусмотренном ФЗ-127 порядке.

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

Статус крестьянского (фермерского) хозяйства всегда вызывал в науке много споров, особенно после того, как Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделил хозяйство статусом юридического лица. Многие ученые говорили о внутренних противоречиях такой конструкции. Так, по мнению В.В. Устюковой, крестьянское хозяйство не соответствует признакам юридического лица, в частности, для него не характерно организационное единство. По мнению Е.А. Суханова, крестьянское хозяйство ни в коем случае нельзя наделять статусом юридического лица; произошедшее же является "юридическим недоразумением". Действующее законодательство, как отмечалось, не признает крестьянское (фермерское) хозяйство юридическим лицом. В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем, в то время как предпринимательскую деятельность, очевидно, осуществляют все участники (все хозяйство) на базе имущества, находящегося у них в общей совместной собственности. З.С. Беляева приходит к выводу об искусственности наделения статусом предпринимателя главы крестьянского хозяйства, а не всего хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Кроме того, З.С. Беляева отмечает, что ст. 23 ГК РФ весьма противоречиво определила статус крестьянского хозяйства, что отрицательно отразилось на практике. Еще более противоречиво статус крестьянского хозяйства определяется Законом о банкротстве.

Так, нормы о его банкротстве помещены в гл. X Закона, регулирующую банкротство гражданина. Однако § 3 этой главы назван "Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства", что заставляет задуматься о том, идет ли речь именно о банкротстве гражданина. Далее в п. 1 ст. 218 Закона 2002 г. говорится о подаче заявления индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства о его банкротстве (подать такое заявление в арбитражный суд можно только при наличии письменного согласия всех членов хозяйства). Однако во всех остальных статьях Закона речь идет о банкротстве именно крестьянского (фермерского) хозяйства: ст. 217 определяет основания банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 219 - особенности финансового оздоровления и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством; ст. 221 говорит о конкурсной массе крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 222 - о порядке продажи имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 223 - о последствиях признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. В последней статье речь идет о том, что суд выносит решение именно о признании банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства и об открытии в отношении него конкурсного производства - с этим связано такое последствие, как утрата силы государственной регистрации главы крестьянского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Из всех приведенных выше норм следует отношение Закона к крестьянскому (фермерскому) хозяйству как к некоему особому субъекту. Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что по общему правилу внешнее управление осуществляется только применительно к юридическим лицам. Однако юридическим лицом крестьянское хозяйство не является. Оно - неправосубъектное образование, представляющее собой объединение граждан, создаваемое для осуществления предпринимательской деятельности в области сельскохозяйственного производства. Таким образом, имея в виду крестьянское (фермерское) хозяйство, мы можем прийти к выводу о том, что, формально не признавая возможность банкротства неправосубъектных образований, фактически Закон допускает такую возможность применительно к одному из них.

Как отмечается учеными, некоторые законодательства допускают открытие производства "в отношении имущества объединения, не являющегося юридическим лицом, путем приравнивания его статуса к статусу юридического лица".

Применение законодательства о несостоятельности, в соответствии с действующим российским правом, возможно только к объединению, имеющему как право-, так и дееспособность, что возможно только с момента государственной регистрации. До этого момента объединение как субъект права не имеет каких-либо прав и обязанностей.

В случаях, когда должником является группа лиц, действовавшая без регистрации юридического лица, по отношению к такому объединению невозможно применение Закона о банкротстве. Как совершенно справедливо отмечается учеными, в таких ситуациях к указанным физическим лицам можно применять положения Закона, регулирующие банкротство граждан. При этом, очевидно, требования могут быть предъявлены к любому из должников, если речь идет о предпринимательской деятельности (так как обязательства с участием предпринимателей презюмируются солидарными в силу п. 2 ст. 322 ГК РФ), либо в определенных долях всем обязанным лицам, если отношения не носили характер предпринимательских (в этом случае, как отмечалось выше, с заявлением о банкротстве придется подождать до внесения изменений в ГК РФ, только после чего банкротство непредпринимателей станет возможно на практике).

Сельскохозяйственное производство - особая деятельность. Ее успех во многом зависит от факторов, на которые человек воздействовать не может. Речь идет о влиянии климата, погодных условий и т.д. Специфика сельскохозяйственного производства продиктована спецификой правового регулирования положения субъектов, осуществляющих выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции. Значительные льготы предоставлены таким субъектам Гражданским кодексом РФ (нормы о договоре контрактации); Законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. (далее - Закон).

В соответствии с этим Законом особые правила установлены для банкротства сельскохозяйственных организаций (§ 3, гл. 9) и крестьянского (фермерского) хозяйства (§ 3, гл. 10). Предусмотрено введение внешнего управления. Отсюда можно сделать вывод о том, что крестьянское хозяйство рассматривается как особый субъект, отличный и от юридического лица, и от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства.

Внешнее управление вводится после окончания стадии наблюдения. Наблюдение проводится в отношении только сельскохозяйственной организации. Для крестьянского (фермерского) хозяйства эта процедура не предусмотрена. На наш взгляд, такая ситуация не совсем логична. Ведь наблюдение проводится для того, чтобы в период после принятия заявления о банкротстве и до проведения заседания арбитражного суда независимый временный управляющий мог осуществить анализ финансового положения должника и сделать вывод о целесообразности введения внешнего управления. И для крестьянских хозяйств оно не менее необходимо, ибо речь идет о судьбе имущественного комплекса сельскохозяйственного производителя. Поэтому соответствующие изменения следовало бы внести в Закон о банкротстве.

Статья 219 Закона о банкротстве, предусматривающая особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

В случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.

При осуществлении финансового оздоровления должны соблюдаться общие положения, изложенные в главе V Закона о банкротстве. Вместе с тем нет достаточной ясности в том, необходимо ли на введение финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства согласие кредиторов. Анализ комментируемой статьи и п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве позволяет предположить, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Согласно п. п. 2 и 6 ст. 80 Закона о банкротстве в определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. При этом финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом на срок не более чем два года.

В отношении должника - крестьянского (фермерского) хозяйства срок финансового оздоровления должен определяться таким образом, чтобы он охватывал окончание соответствующего периода сельскохозяйственных работ и включал в себя время, необходимое для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной организацией.

Кроме того, п. 2 статьи 178 Закона предусмотрена возможность продления на один год срока процедуры финансового оздоровления, в том числе и за пределами максимального двухлетнего срока. Основанием для такого продления срока финансового оздоровления признаются стихийные бедствия, эпизоотии или другие обстоятельства, которые носят чрезвычайный характер и повлекли за собой спад в производстве и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации. Обязательными условиями продления финансового оздоровления в связи с указанными обстоятельствами являются принятие собранием кредиторов решения о внесении соответствующих изменений в график погашения задолженности и последующее вынесение арбитражным судом определения о внесении изменений в график погашения задолженности.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства. При проведении внешнего управления применяются правила, изложенные в главе VI Закона о банкротстве с учетом особенностей правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Анализ норм Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что правовой режим внешнего управления имуществом сельскохозяйственной организации и крестьянского хозяйства во многом сходен. Особенности его диктуются спецификой сельскохозяйственной деятельности. Возможность введения внешнего управления зависит от влияния на платежеспособность должника природно-климатических факторов, если они послужили причиной ухудшения финансового состояния должника. Кроме того, оно может быть введено, если будет доказано, что по окончании текущего сельскохозяйственного сезона или периода субъект имеет реальную возможность получить доходы. Указанные обстоятельства могут повлиять на введение внешнего управления в отношении имущества не любой сельскохозяйственной организации, а той, которая соответствует требованиям ст. 177 Закона о банкротстве. В соответствии с ней особые льготные нормы применяются только к сельскохозяйственным организациям. К ним относятся юридические лица, которые, во-первых, в качестве основного вида деятельности занимаются производством, либо производством и переработкой сельскохозяйственной продукции выручка, от реализации которой деятельности не менее 50% общей суммы выручки. Во-вторых, особые правила банкротства сельскохозяйственных организаций применяются к некоторым рыболовецким артелям (колхозам) выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

При решении вопроса о введении внешнего управления имеют значение любые обстоятельства природного характера, а не только те, которые можно рассматривать как явления непреодолимой силы. Главное, чтобы причина ухудшения платежеспособности заключалась в воздействии природно-климатических факторов, а не зависела от действий субъектов. Однако на практике подобные ситуации бывает довольно сложно дифференцировать. В качестве примера можно привести конкретное дело о банкротстве сельскохозяйственного кооператива. При рассмотрении его арбитражным судом выяснилось, что финансовые проблемы у кооператива возникли в результате активности вредителя, нанесшего урон выращенному урожаю. В связи с этим представитель кооператива заявил о наличии оснований для введения внешнего управления. Но один из кредиторов, выступавших против введения внешнего управления (то есть за немедленное признание должника банкротом, что влечет реализацию его имущества и удовлетворение части требований кредиторов), заявил, что ухудшение платежеспособности не последовало, если бы кооператив своевременно произвел обработку урожая против вредителя. В ответ на это представитель кооператива заметил, что, во-первых, кооператив не имел средств на приобретение ядохимикатов, во-вторых, их применение могло бы повлиять на экологическую чистоту продукции.

Безусловно, в такой ситуации суду пришлось решать сложную проблему, поскольку платежеспособность ухудшилась по причине не прямого, а косвенного воздействия природных факторов. Тем не менее суд ввел внешнее управление, что, на наш взгляд, является справедливым, ибо соответствует духу Закона.

Спецификой сельскохозяйственного производства обусловлены и сроки, на которые возможно введение внешнего управления имуществом сельскохозяйственного производителя. Общее правило, касающееся сроков внешнего управления имуществом должника, содержится в п. 2 ст. 93 Закона и состоит в том, что внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, а при необходимости может быть продлено на срок не более 6 месяцев. Для обычного должника максимальный срок восстановления финансового состояния не может быть больше 24 месяцев. Для сельскохозяйственных должников предусмотрены особые правила, являющиеся, по сути, исключениями из общих норм.

Выделяются две ситуации, в которых возможно увеличение срока внешнего управления имуществом сельскохозяйственного производителя сверх максимального 24-месячного. Во-первых, срок можно увеличить, если это необходимо для реализации продукции, которая будет получена по окончании соответствующего (текущего) периода сельскохозяйственных работ. Такое увеличение возможно не более чем на 3 месяца. Настаивать на увеличении срока по указанной причине (при наличии необходимости подождать окончания периода работ и реализации урожая) можно как при назначении внешнего управления (то есть на стадии наблюдения), так и при его завершении. Во-вторых, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год. Таким образом, при наличии указанных обстоятельств максимальный срок внешнего управления должником - сельскохозяйственной организацией может составить три года и три месяца.

Устанавливая возможность увеличения срока внешнего управления на год, Закон, к сожалению, не решает вопрос о том, к какому сроку прибавляется этот год - либо к максимальному 27-месячному, либо к тому, на который оно было введено. На наш взгляд, из логики Закона следует: суд обязан вынести определение последовательно по каждому увеличению срока, если основания для увеличения существуют. Следовательно, в увеличении по одному из оснований может быть и отказано. Например, изначально внешнее управление назначено на 7 месяцев. В этом случае внешний управляющий должен доказать, во-первых, необходимость увеличения срока до 12 месяцев, во-вторых, до 18 месяцев, в-третьих, еще на 3 месяца (если необходимо дождаться реализации продукции), в-четвертых, еще на год (если к ухудшению платежеспособности в течение внешнего управления привели чрезвычайные обстоятельства). Не исключено, что суд сочтет достойными только аргументы в пользу годичного увеличения. В этом случае общий срок внешнего управления будет равен 23 месяцам.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств установлены и другие особенности. Так, п. 5 ст. 219 Закона содержит дополнительное обстоятельство, являющееся основанием досрочного прекращения внешнего управления (в этом случае индивидуальный предприниматель - глава хозяйства - объявляется банкротом, а имущество хозяйства реализуется). В качестве указанного обстоятельства рассматривается: невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Для проведения внешнего управления имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства существует еще одна особенность. Речь идет о статусе внешнего управляющего. В соответствии со ст. 220 Закона внешний управляющий имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства может не иметь лицензии арбитражного управляющего (для всех остальных управляющих наличие лицензии является обязательным). Кроме того, полномочия внешнего управляющего может осуществлять глава крестьянского (фермерского) хозяйства, с согласия внешнего управляющего. Таким образом, в данном случае мы видим некое отступление от системы независимого управления, принятой российским конкурсным правом.

За исключением выше указанных особенностей банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства проводится по общему правилу предусмотренному для банкротства индивидуального предпринимателя.

В одном из выступлений на канале Антона Александровича Иванова в youtube (039 Обсуждение постановления Пленума по банкротству граждан. Часть 1) коротко затрагивался вопрос банкротства КФХ. При обсуждении прозвучало мнение, что согласно Закону о банкротстве (127-ФЗ) гипотетически возможна такая конструкция, что одновременно ведутся два дела о банкротстве: о банкротстве физического лица и о банкротстве КФХ. Соответственно конкурсная масса везде своя.

Есть такое дело №А65-29734/2015 (Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает по первой инстанции). Там ООО "Татагропромбанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании ФЛ несостоятельным (банкротом). Одновременно это ФЛ обладало статусом главы КФХ.

Суд первой инстанции признал требования банка обоснованными и ввел в отношении ФЛ процедуру реструктуризации долгов. Одиннадцатый ААС своим постановлением эту процедуру оставил.

Однако Арбитражный суд Поволжского округа (Постановление от 12.08.2016 года по делу №А65-29734/2015) со ссылкой на пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» отменил оба судебных акта и отправил дело на новое рассмотрение в Одиннадцатый ААС.

Постановлением Одиннадцатого ААС (резолютивная часть объявлена 21.09.2016 года, полного объема еще нет) определение АС РТ о введении реструктуризации долгов в отношении ФЛ отменено, в удовлетворении заявления банка о признании ФЛ банкротом отказано.

Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ №45 говорит, что положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе когда заявление о признании банкротом подается в арбитражный суд в отношении гражданина, являющегося одновременно индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 2131 Закона о банкротстве). Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы X указанного Закона.

Однако в указанном деле банком подавалось заявление о банкротстве ФЛ (пусть даже оно и обладает статусом главы КФХ), а не КФХ.

В рассматриваемом деле из судебных актов видно, что банк кредитовал именно ФЛ, а не ФЛ обладающее статусом Главы КФХ.

Согласно статьи 221 Закона о банкротстве в конкурсную массу КФХ включается имущество приобретенное на доходы от КФХ. Остальное имущество, в отношении которого будет доказано, что оно приобреталось на иные доходы в конкурсную массу не включается. Т.е. КФХ отвечает по своим обязательствам, в отличие от ИП (и/или ФЛ), не всем своим имуществом.

Целью таких процедур банкротства как конкурсное производство или реализация имущества должника является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Однако ситуация, когда должник "прикрываясь" статусом КФХ сможет "спасти" часть своего имущества указывая, что это имущество приобреталось на иные доходы не позволит достичь целей этих процедур. Вот, чтобы иметь возможность удовлетворить свои требования за счет всего имущества ФЛ кредитором и подается заявление о банкротстве ФЛ.

Мое прочтение ПП ВС РФ №45 ведет к такому пониманию, что если кредитором подано заявление о банкротстве:

В отношении гражданина обладающего статусом главы КФХ, то процедура проходит по общим правилам ЗоБ +правила о банкротстве КФХ.

В отношении просто гражданина (пусть даже он и обладает статусом главы КФХ), но не главы КФХ, то процедура проходит по правилам о банкротстве ФЛ.

В силу отсутствия иной практики по данному вопросу (ни в СПС Консультант, ни в Гарант я ничего не нашел) полагаю что этот случай интересен.

Какие есть мнения у уважаемых коллег, могут ли одновременно вестись два дела о банкротстве гражданина: как ФЛ и как Главы КФХ?

Банкротство фермерского хозяйства рассматривается в том случае, если имеется неспособность в выполнении требований или обязательств перед кредиторами или органами, взимающими налоги и сборы.

После возбуждения процедуры банкротства открывается конкурсное производство, и глава фермерства утрачивает статус предпринимателя.

Утрата статуса происходит по решению суда, копия которого высылается в орган по регистрации фермеров в качестве предпринимателей. Среди предупредительных мер несостоятельности фермерства судом может вводиться наблюдение, финансовое оздоровление.

В этой статье:

Порядок ведения банкротства фермерства

Фермер направляет обращение, подписанное собственноручно в суд о признании его банкротом, если имеется оно согласовано с остальными членами хозяйства.

Помимо заявления необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Сведения об активах хозяйства, то есть имущества, находящегося в составе фермерства
  • Сведения о собственности, находящейся в руках членов крестьянского хозяйства, иных источников, посредством которых оно было приобретено
  • Документы, подтверждающие оценку всех активов фермерства
  • Сведения о прибыли, которая была получена в результате оборота сельскохозяйственной продукции по окончании сезонных работ

Кроме того, фермер обязан представить указанные документы и сведения к отзыву на обращение кредитора.

Финансовое оздоровление фермерства

Фермером в период введения наблюдения разрабатывается план по улучшению финансового положения и возможность выполнить обязательства по долгам в виде графика.

Если указанные меры смогут ликвидировать все задолженности и требования кредиторов за счет имеющихся средств или прибыли, которая будет получена по окончании сезонных работ по сбору и продаже урожая, то суд может определением ввести финансовое улучшение фермерского хозяйства.

Действие оздоровительных мер хозяйства будет длиться до завершения работ по сбору урожая и окончания всех сельхоз работ, а также с учетом продолжительности оборота выращенной продукции.

Если в период оздоровления возникнут форс-мажорные обстоятельства, то указанные меры могут продлиться на один год. При появлении признаков платежеспособности суд может ввести внешнее управление, которое продлится до завершения сельхоз работ. При досрочном прекращении управления вступит в действие конкурсное производство.

Продажа имущественной массы фермерского хозяйства

Со дня открытия конкурса по продаже имущества, определяется состав конкурсной массы фермерства, в которую может входить все активы, имущество, сельхоз продукция, сельхоз животные, складские помещения и сооружения, техника, и иное имущество.

Фермер, признанный банкротом имеет возможность по реализации земли другому субъекту. Не включается в массу личное имущество фермера и его членов. Назначенный судом арбитражный управляющий выставляет на реализацию имущество должника.

Если все предприятие не было продано в ходе конкурса, то управляющий выставляет его на продажу единым лотом. Приоритет в покупке выставленного имущественного комплекса могут претендовать хозяйствующие субъекты, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность и имеющие землю сельхоз назначения, а также расположенные вблизи с фермерством, признанным банкротом.

Для этого управляющий должен опубликовать информацию в местном издательстве о продаже имущества фермера с указанием стартовой цены имущества, выставленного на торги. По истечении месяца, со дня уведомления о продаже в СМИ, управляющий может продавать имущество должника иным хозяйствующим субъектам.

Признание несостоятельности любого юридического лица – не простая процедура. Условия ее могут различаться в зависимости от вида деятельности организации. Банкротство сельскохозяйственного предприятия и фермерского хозяйства имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенных правил и установленной законом последовательности. В статье мы рассмотрим как осуществляется банкротство КФХ и сельскохозяйственных предприятий, как порядок и как избежать ликвидации.

Нормативное регулирование несостоятельности КФХ и С/Х предприятий

Признание несостоятельности КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) или другого сельхозпредприятия регулируется ФЗ «О банкротстве» № 127. В первую очередь, до начала процедуры банкротства следует убедиться, что предприятие по праву отнесено к занятым в сельском хозяйстве. Для этого требуется одновременное соблюдение нескольких условий:

  • организация, которая будет признана банкротом, должна иметь статус юридического лица;
  • предприятие создавалось с целью изготовления или переработки продукции сельскохозяйственного назначения;
  • доля дохода, полученного от продажи сельхозпродукции, не должна быть меньше половины в общей сумме выручки предприятия.

В отношении организаций, занимающихся уловом рыбы, оговорено, что доход, полученный от продажи рыбы, должен быть не меньше 70% в общем объеме полученной выгоды.

Судебная практика банкротства

Например, известен случай в судебной практике (Волго-Вятский округ, 2009 г.), когда колхозу было правомерно отказано как арбитражным судом первой, так и второй инстанции в переводе прав по договору купли-продажи. Основанием для отказа послужили результаты проверки финансовой отчетности колхоза, которые показали, что выручка от продажи сельхозпродукции не достигла половины в общем объеме выручки в том году, когда была инициирована процедура признания предприятия несостоятельным. Примечательно то, что годом ранее этот показатель составил 98% в общем объеме выручки, а два года назад – 95%.

Условия признания несостоятельности

Дело о несостоятельности сельскохозяйственного предприятия или КФХ может быть начато при наличии следующих предпосылок:

  • непогашенной кредиторской задолженности сроком более 90 дней;
  • суммарный долг кредиторам более 500 000 рублей.

Если оба этих условия соблюдены, то можно инициировать процедуру признания несостоятельности предприятия, занятого в сельском хозяйстве, путем подачи заявления в арбитражный суд.

Этапы процедуры

Этап Содержание
Наблюдение На первом этапе необходимо учитывать влияние сезонных факторов, зависимость результатов хозяйствования от климатических и прочих внешних условий. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что организации может удастся погасить задолженность перед кредиторами за счет поступления средств по окончании сельскохозяйственных работ или переработки продукции
Материальное оздоровление Длительность этого этапа варьирует. Зависит от времени завершения работ и реализации продукции. Если имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, эпидемии среди животных), то период материального оздоровления может увеличиваться до года. При этом составляется и корректируется при необходимости график погашения долговых платежей
Внешнее управление Внешнее управление может устанавливаться на срок до 24 месяцев. В случае возникновения обстоятельств, относящихся к форс-мажорным, его можно продлить еще на год. На этот же период внешнее управление можно пролонгировать, если возникли перспективы оказания поддержки государством

Особенности процедуры банкротства

Последовательность признания несостоятельности сельскохозяйственного предприятия или КФХ стандартна, она имеет те же этапы, что и банкротство предприятий, осуществляющих иные виды деятельности. Но каждый шаг процедуры должен осуществляться с учетом внешних условий, которые способны оказать влияние на величину финансового результата деятельности компании. Прежде всего, это:

  • сезонный характер работ в сельском хозяйстве и, соответственно, сезонный характер получения доходов. Производители сельхозпродукции не могут постоянно производить и продавать ее. На какой период приходится максимальное производство и реализация, зависит от того, какую продукцию производит организация;
  • климат региона с учетом вероятности возникновения форс-мажора.

Так же грамотный подход к процедуре банкротства требует оценки перспектив получения положительного финансового результата в конце сезона. Арбитражный управляющий должен проводить анализ хозяйственной деятельности организации на всех этапах ее банкротства с учетом вышеперечисленных особенностей. Читайте также статью: → , → .

Восстановление платежеспособности сельхозпредприятия

Можно предпринять попытку восстановления платежеспособности организации. Для этого следует реструктурировать долги компании. При этом совершенно неважно, перед кем возникла задолженность – перед государством, частными фирмами или физическими лицами.

Право реструктуризации долга возникает у потенциального банкрота с того момента, как он или представитель кредитора обратится в арбитражный суд с просьбой признать несостоятельность организации.

Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо подать соответствующее заявление в специальную комиссию по финансовому оздоровлению организаций сельского хозяйства. После подачи такого прошения заявитель теряет право продажи, дарения и совершения других аналогичных операций со своим имуществом.

По результатам рассмотрения заявления о реструктуризации долга комиссия может принять следующее решение:

  • положительное о реструктуризации задолженности;
  • отрицательное, содержащее отказ в удовлетворении ходатайства с четким обоснованием. Если причины отказа не указаны, податель заявления может обращаться в суд;
  • условно-положительное, т.е. реструктуризация задолженности возможна при условии выполнения определенных комиссией условий.

Реализация имущества должника

В случае неэффективности проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению потенциального банкрота арбитражному управляющему необходимо реализовать имущество КФХ или другого сельскохозяйственного предприятия. В отношении предприятий сельского хозяйства при продаже его активов существуют определенные нюансы.

Во-первых, на торги выставляется организация в целом. Если при проведении торгов не нашлось желающих купить такой лот, то следующим этапом является объявление о реализации производственных активов, то есть основных средств, участвующих в процессе производства, сбора, хранения и продажи сельхозпродукции. Если же и в этом случае имущество банкрота не нашло потенциального покупателя, то оно реализуется через публичное предложение, например, на аукционе. Во время распродажи цена на лоты уже не увеличивается, а имущество достается первому покупателю, изъявившему желание приобрести его.

В первую очередь предпочтение в продаже имущества КФХ или сельхоз предприятия, объявленного банкротом, отдается сельскохозяйственным организациям, находящимся по близости. Если по соседству с банкротом нет таковых, то преимущество в покупке получают сельхозпредприятия региона. Перечисленные организации должны быть осведомлены о запланированных торгах в первую очередь.

Что следует учесть при банкротстве фермерского хозяйства?

Процедура признания несостоятельности крестьянского фермерского хозяйства имеет свою последовательность, нюансы которой необходимо знать для соблюдения ее законности.

Специфика банкротства КФХ состоит в следующем:

Этапы

Инициатива банкротства Может исходить от главы КФХ. Его следует представить в арбитражный суд. Основное условие принятия такого документа к рассмотрению – наличие согласия с заявлением всех членов фермерского хозяйства в письменном виде
Сроки предоставления мероприятий по оздоровлению Мероприятия по оздоровлению и график погашения задолженности должен составить глава КФХ и представить его в арбитражный суд не позднее двух месяцев со дня вынесения решения о начале процедуры банкротства
Назначение внешнего управляющего Внешнего управляющего назначает арбитражный суд, по инициативе его такие функции может выполнять глава КФХ
Реализация имущества КФХ Когда мероприятия по оздоровлению финансового состояния КФХ не оказали должного эффекта и арбитражным судом объявлено его банкротство, то реализации подлежит имущество хозяйства и право аренды земельного участка, на которой осуществлялась деятельность. При этом имущество, принадлежащее руководителю и членам КФХ на правах частной собственности, приобретенное не за счет хозяйства, не продается

Как избежать признания несостоятельности?

Что же делать, если кредитор требует срочного погашения задолженности, грозясь при этом инициировать процедуру признания организации банкротом? В этом случае можно предложить три варианта развития событий. Какой из них станет приемлемым для конкретного хозяйства, решать собственнику и руководству:

  1. Вариант первый основан на реорганизации предприятия путем присоединения к другому предприятию и смене юридического адреса. Такие действия, как правило, наталкивают на мысль, что мотивом их является уклонение собственника хозяйства от погашения своих обязательств перед кредиторами, в том числе и бюджетом. Такая реорганизация не защитит собственников потенциального банкрота от ответственности;
  2. Вариант второй характеризуется большими усилиями. Финансовая стратегия будет направлена на противостояние требованиям кредиторов. Реальные, а не формальные возражения против суммы исковых заявлений кредиторов действительно способны привести к уменьшению первоначальной величины их требований или же к смещению сроков погашения долга на определенный период на удобное для должника время. Например, если поставщик требует рассчитаться за поставленный товар, то можно возражать по качеству или комплектации поставки, требовать назначить независимую оценку. Но, приступая к реализации такого плана, важно привести в полное соответствии бухгалтерский учет организации, для чего необходимо инициировать аудиторскую проверку и исполнить все замечания, отраженные в аудиторском заключении. Чтобы мероприятия по предотвращению банкротства увенчались успехом, необходимо погасить задолженность по заработной плате работникам, если таковая имеется. Работники, перед которыми имеются непогашенные обязательства по оплате труда, могут выступать инициаторами привлечения руководства организации к ответственности.
  3. Вариант третий предполагает реструктуризацию долгов и мировое соглашение с кредитором. Первый и второй способы приведут к тому, что должник не сможет в дальнейшем под своим именем вести коммерческую деятельность. Мировое соглашение позволяет избежать банкротства, продолжить бизнес и сохранить «лицо» перед деловыми партнерами. Реструктуризация долга подразумевает обязательство организации погасить свои долговые обязательства, а кредитора – предоставить рассрочку или отсрочку платежа.

Ответы на актуальные вопросы по банкротству КФХ и сельскохозяйственных предприятий

Вопрос №1. Куда направляются полученные от реализации имущества предприятия-банкрота средства?

Ответ. В первую очередь из этих средств погашается задолженность по оплате труда конкурсного управляющего. Далее полученные средства пойдут на оплату долгов кредиторам в порядке очередности, установленной законодательством (сначала по ответственности за жизнь и здоровье, затем по авторским вознаграждениям, выходным пособиям и т.д.).

Вопрос №2. Как будет погашаться задолженность организации, объявленной банкротом, если средств, полученных от продажи ее имущества не достаточно для оплаты всех обязательств?

Ответ. Законом предусмотрено погашение задолженности при условии недостаточности вырученных от продажи имущества средств частями пропорционально заявленным требованиям всех кредиторов.