Нечитаемые знаки и разметка: как выиграть битву с невидимками.  Будет ли штраф, если разметка дороги не видна

Автомобилисты как законопослушные граждане обязаны соблюдать Правила дорожного движения и руководствоваться установленными знаками и линиями дорожной разметки. Но некоторые знаки могут быть установлены не по правилам, а иногда бывают ситуации, когда водителю попросту не видно знака. Как в таком случае быть «нарушителю поневоле»?

Для начала кратко расскажем о правилах установки дорожных знаков и нанесении линии разметки.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (п. 1 ст. 22 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Технические требования к установке дорожных знаков и правила применения средств организации дорожного движения предусмотрены национальными стандартами: «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

Не допускается размещать такие плакаты, афиши, иные приспособления в полосе отвода дороги, которые:

  • можно принять за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения;
  • могут снижать видимость или эффективность дорожных знаков;
  • могут ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая опасность для водителей.

Помимо этого, дорожный знак должен устанавливаться справа от проезжей части или над нею, вне обочины. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Знаки устанавливают непосредственно перед перекрёстком, местом разворота, объектом сервиса и т. д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населённых пунктах и 50 м - вне населённых пунктов (п. 5.1.4., 5.1.5., 5.1.9 ГОСТ Р 52289-2004).

Дорожная разметка также должна соответствовать установленным в России стандартам - «ГОСТ Р 51256-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (далее - ГОСТ Р 51256-2011). ГОСТ Р 51256-2011 в п. 4.4. предписывает, что на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (из-за снега, грязи и т. п.) и не может быть своевременно восстановлена, должны быть установлены аналогичные по значению знаки.

Даже если на дороге возникло препятствие, к примеру, другая машина попала в ДТП или сломалась, то не стоит спешить выезжать на встречку. Если имеется возможность объехать помеху по обочине, следует этой возможностью воспользоваться, но в случае, если такого нет, то следует обратиться к перечню исключений. Есть ли исключение В ходе вождения каждый водитель хотя бы раз нарушал правила дорожного движения, связанные с обгоном через сплошную линию. Нарушением такой маневр считаться не будет, если дорога узкая, и разметка попросту не видна, а также может быть занесена грязью или стерта. Когда водитель видит, что вместе расположены сплошная и прерывистая полосы, то в этой зоне возможен разворот, а также въезд и выезд со стоянки. Нарушением такой маневр тоже считаться не будет.

Штраф за наезд на сплошную линию разметки

Вернуться к содержанию ○ Советы юриста: как доказать невиновность? Ну а теперь разберёмся, что делать, если вас собираются оштрафовать или, того хуже, лишить прав за пересечение сплошной разметки. Прежде всего нужно помнить: далеко не каждое пересечение представляет собой административное правонарушение.

В частности, водитель, начавший обгон на участке с прерывистой разметкой, имеет полное право, возвращаясь на свою полосу движения, пересекать сплошную линию. В том случае, если вас остановил инспектор или пришли документы о штрафе, зафиксированном автоматическим комплексом, нужно ссылаться на п.п.

11.4 ПДД, требующий от водителя после обгона занять прежнее место на полосе движения. Даже в том случае, если постановление уже вынесено, его можно обжаловать руководству местного ГИБДД, либо в суд.
В суде можно упирать на следующие обстоятельства:

  • Нечёткая разметка на дороге.

Наказание за пересечение сплошной линии разметки

Кроме того, автомобилист, желающий выехать из двора, повернув налево через сплошную, тоже будет считаться нарушителем, но поскольку по встречке он не двигался - отделается только штрафом. Ситуация с объездом препятствия достаточно спорная, но есть разъяснение Верховного суда, которое заключаются в том, что правила все же разрешают движение по встречке для объезда.

Но делать это допустимо только тогда, когда по обочине движение невозможно ввиду ее отсутствия, а перед выездом на встречную полосу водитель пропустил все встречные автомобили и убедился в безопасности. Какой штраф, если начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной Если водитель сознательно или случайно нарушил правила, то наказание за наезд на сплошную линию при завершении обгона составит 5000 рублей.

Пересечение сплошной и двойной сплошной линии разметки — штрафы в 2018 году

Водитель закончил маневр на сплошной полосе, хотя начинал с прерывистой полосы В этом случае ему, конечно же, грозит наказание. Какой штраф могут выписать автомобилисту, если он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной линии разметки? В этом случае санкции могут предусматривать либо денежное взыскание размером в 5 тысяч рублей, либо потерю водительского удостоверения.

До 2015 года за такое нарушение водителю грозил штраф в размере 1,5 тысячи рублей. Такое существенное увеличение размера штрафа легко объяснимо: с каждым днем на дорогах России происходит масса аварийных ситуаций.


И чтобы хоть как-то повлиять на автомобилистов, те боялись совершать намеренные нарушения по части ПДД, соответствующими органами было принято решение повысить размер штрафных санкций.

Можно ли пересекать «сплошную», если ее не видно?

Фото: дорожная разметка 1.1-1.11 Это основной момент, на который должен ориентироваться водитель, если разметка хорошо видна и не имеет прогалин, а также не скрыта под слоем льда. Предупреждающая разметка дает водителю информацию о том, что вскоре линия станет сплошной, и ее пересечение будет невозможным.
Инспектор ГИБДД при составлении протокола, если он добросовестный, то обязан проверить наличие такой разметки. Ведь именно по ней водитель должен был ориентироваться и вовремя понять, что обгон начинать уже нельзя.


Внимание

Оправданием не будет даже наличие впереди тихоходного транспорта, поскольку для него существуют правила, предписывающие дать проезд автомобилям сзади, но обгонять такие ТС будет нарушением. Какими нормативными актами регулируется Главным документом, который регламентирует обгон, являются Правила дорожного движения.

Выезд навстречу движению при отсутствии разметки – нарушение ли это?

Поэтому и появилось такое негласное правило - что можно объехать по встречной полосе, если нет другой возможности. Таким образом объезд препятствия через сплошную или двойную сплошную линию по встречной полосе является нарушением Правил дорожного движения, но не всегда является административным правонарушением.

Если установлен дорожный знак «Объезд препятствия» или движение регулируется сотрудниками полиции или работниками дорожно-эксплуатационных служб (они по определению являются регулировщиками), то нарушения Правил дорожного движения не будет. Как Вы знаете при противоречии сигналы регулировщика имеют самый высокий приоритет, потом дорожные знаки и только третьей идет дорожная разметка.

Требования дорожного знака противоречат требованиям разметки Также штраф от 1000 до 1500 рублей можно получить при повороте налево или развороте по части 2 статьи 12.16 КоАП РФ.
На загородных трассах сплошную разметку обычно распознают по знаку «обгон запрещен». Если он есть, то лучше действительно остерегаться покидать свою половину дороги, даже если колея и ведет в сторону.
Штраф будет правомочен. Заснять все Нередко сотрудники ГИБДД встречают автомобилистов на спорных участках. То есть там, где разметка неожиданно пробивается из-под снега.

Обычно дорожные службы обрабатывают антигололедными средствами лишь повороты или перекрестки. Там асфальт открывается ото льда, водители просто не успевают сманеврировать, чтобы изменить направление движения, цепляют колесами белую линию.

Здесь приходится убеждать, что экстренное перестроение могло бы вызвать ДТП или провоцирование опасной ситуации. Если такой спорный случай все же произошел и инспектора выписывают штраф, то его можно оспорить в суде.

Если виновный водитель не заплатит в установленный законом срок (60 дней) – сумма штрафа может быть увеличена вдвое, либо назначено наказание уже в виде ареста сроком на 15 суток. Напротив, если уплатить штраф в срок не позднее 20 дней с того момента, как вынесено постановление, то штраф считается погашенным при уплате всего 50% суммы.

Такая мера появилась в законе с 2016 года и является своеобразной «льготой» для нарушителей, стремящихся исправиться и быстрее исполнить требования закона. Вернуться к содержанию ○ Фото и видеофиксация пересечения сплошной.

Раз уж мы упомянули автоматические камеры, разберёмся заодно, как происходит видео- и фотофиксация нарушений. Само по себе использование камер для того, чтобы следить за соблюдением ПДД на дорогах, стало возможным с 2008 года.

Вообще водителю следует помнить, что пересекать сплошную линию можно лишь в одном случае – когда ей выделяются границы мест на автостоянке. Во всех остальных случаях нужно руководствоваться выражением: «Сплошная – это стена, через стену не ездят».

На сегодняшний день КоАП РФ предусматривает следующие виды наказаний за пересечение сплошной линии:

  1. Ч. 4 ст. 12.15. Выезд на встречную полосу. — Штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на 4 месяца.
  2. Ч.

    2 ст. 12.16. Разворот или поворот налево вопреки требованиям разметки. — Штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.

  3. Ч. 5 ст. 12.15. Повторный выезд на встречную полосу, если один раз уже было назначено наказание. — Лишение прав на 1 год. Если же нарушение было зафиксировано автоматической камерой – штраф 5 тысяч рублей.

Нужно помнить, что размер штрафов может быть увеличен.

Инфо

Можно ли оспорить данное нарушение В законодательстве Российской Федерации прямо прописано право человека на оспаривание нарушения, протокол за которое был выписан сотрудником ГИБДД. Ведь не всем хочется получать лишение прав и крупный штраф, особенно если проступок был допущен не по их вине.


И обжаловать нарушение конечно можно, но только в одном случае - если при разметке дороги были совершены ошибки. Так, сотрудники дорожной службы могли не соблюсти обязательное требование, которое состоит в нанесении промежуточной разметки между сплошной и прерывистой. Чтобы не платить штраф и не лишаться прав, это замечание следует указать в протоколе инспектора, а затем подать обжалование. Будет нелишним приложить к нему записи с видеорегистратора или фотографии с места обгона, где будет видно, что разметка перешла в сплошную внезапно.
Точная продолжительность лишения прав устанавливается в конкретном случае. Все зависит от того, были ли отмечены нарушения во время пересечения сплошной линии, которые могли бы нанести вред окружающим людям или другим автомобилистам. Если ситуация была более или менее под контролем и пересечение непрерывной линии не привлекло за собой других последствий, тогда водителя лишают прав сроком на 4 месяца. Ситуация 3. Водитель объезжает препятствие, совершая разворот через сплошную линию Бывают ситуации, когда водитель, чтобы избежать столкновения с внезапно заглохнувшей машиной, идущей впереди него, или упавшим деревом, мешающим движению транспортного средства, совершает разворот через сплошную линию. В этом случае права у автомобилиста не забирают, но штраф в размере 1–1,5 тысячи рублей на него накладывают. Ситуация 4.

Едешь по дороге, кругом всё в снегу. Где и какая разметка - разобрать невозможно. Знаков или нет, или они залеплены. Впереди плетется фура. Выбираешь подходящий участок, аккуратно обходишь грузовик по встречной полосе… и попадаешь под полосатый жезл инспектора, который с радостью обоснует факт злостного нарушения и оформит «лишенческую» статью.

Типичные случаи

В неположенном месте - только один из множества при снегопаде. В городах с многополосным движением первыми под снегом исчезают разделительные полосы, и ты без всякого обгона можешь оказаться на встречке, не подозревая об этом.

Если ты не местный и не знаешь заранее, где и как можно оставлять автомобиль, тоже рискуешь нарваться на штраф и даже на эвакуацию. Некоторые повороты и развороты разрешены только из определенных рядов. Иногда направление движения по полосам продублировано знаками, иногда нет, но при хорошем снегопаде за считаные минуты занесет и то, и другое. Упомянем еще регулируемые перекрестки с неразличимыми сигналами светофоров, засыпанные пешеходные переходы и невидимые знаки ограничения скорости. Всё это - причины нарушений и поводы для наказаний.

В общем, ситуаций много, а суть одна: водители становятся заложниками дорожной обстановки и нередко попадаются в ловушку, невольно что-то нарушая - явно не по своей вине. Не все сотрудники ДПС в таких случаях проявляют лояльность, а для иных это и вовсе «праздник урожая»: такие будут особенно слепы и глухи в ходе диалога.

Как ? И можно ли вообще в таких случаях наказывать водителей?

Законные основания

Закон гласит, что привлечь водителя к административной ответственности можно только тогда, когда установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом неустранимые сомнения в виновности должны толковаться в пользу водителя (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ). То есть инспектор ДПС обязан доказать, что водитель виноват в нарушении ПДД.

В КоАП РФ также указано, что правонарушением признается противоправное, виновное действие (или бездействие) водителя. Расшифровываем: увидел он, к примеру, сплошную линию разметки, которую нельзя пересекать, а всё равно пересекает. Но если разметка не видна, то и вины нет. По крайней мере, формально это именно так. На практике же принцип презумпции невиновности работает не всегда. И потому полезно быть готовым к эффективной самозащите.

Сам себе адвокат

Допустим, ссылки на КоАП и иные способы убеждения не помогли - инспектор решил, что вас в любом случае надо прижать к ногтю. Если машина - с , в протоколе обязательно укажите, что есть видеозапись, сделанная этим устройством. Затем, скопировав запись (заняться этим можно дома, в спокойных условиях), попросите приобщить ее к делу, когда вас вызовут в Госавтоинспекцию или в суд.

Сойдут и фотографии, сделанные на обычный смартфон. Главное, чтобы по иллюстрациям рассматривающий ваше дело (инспектор или судья) убедился, что у вас не было возможности определить, как организовано движение на конкретном участке дороги. Постарайтесь сделать на фотоснимке или видеозаписи привязку к местности, чтобы в кадр попали четкие ориентиры - название улицы, номер дома, километровый столб на шоссе. В подавляющем большинстве случаев удается добиться справедливости и отстоять свои права.

Важно, чтобы в кадр хоть иногда попадал и его машина - нужна привязка не только к местности, но и ко времени. Чтобы вас потом не заподозрили в подлоге: мол, эти фотографии сделаны на следующий день, когда поднялась метель. И совсем хорошо, если смартфон фиксирует геолокацию и время съемки - тут уж не придерешься.

Кстати, если проезжую часть засыпает снег, нормативы отводят на устранение последствий разгула природной стихии от четырех до шести часов, в зависимости от категории дороги. Правда, отсчет времени начинается только с момента прекращения снегопада, а потому разметку на некоторых дорогах иной раз не видно неделю. Эффективно и быстро чистят только крупные города, а страна большая. И зима у нас долгая.

Cнегопады доставляют хлопоты автомобилистам. К одной проблеме — заносам и перекрытиям на загородных трассах — добавляется и неразличимая разметка, в том числе и в городах.

Не видно разметки? Подобное положение дел в первую очередь опасно. А во вторую — выгодно некоторым полицейским, которые подкарауливают водителей на покрытых укатанным снегом дорогах и штрафуют за поворот/разворот в неположенном месте, а то и вовсе пророчат лишение прав за выезд на встречку.

Случай с выездом на встречку

Моделируем ситуацию: середина загородной трассы покрыта укатанным снегом. Знаков, запрещающих обгон, нет. Перед вами ползёт тяжёлая фура. Вы, убедившись в безопасности манёвра, выезжаете на встречку, обгоняете грузовик, возвращаетесь на свою полосу. Выдыхаете. Но замечаете в зеркалах проблесковые маячки и слышите просьбу остановиться. Разумеется, «ваши документы», а в качестве причины остановки — выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено (обгон был якобы запрещён сплошной разметкой). Только её не видно из-за снега. Как же быть?

Обгон на загородных трассах — регулярный манёвр. Но как понять в таких условиях, разрешает разметка или запрещает?

Для начала всё-таки попытаться по-человечески объяснить людям в форме, что разметки не видно, поэтому вы не имели возможности её соблюсти. Что там подо льдом со снегом? Всё равно намекают на то, чтобы вас оформить? Они это любят. Ваше право не согласиться с предъявленным нарушением. В конце концов полицейский должен доказать вину водителя (ст. 10 КоАП РК), а как он может это сделать, если разметки на дороге нет? Есть слой снега.

На стороне водителя и Госстандарт (СТ РК 1412-2010), который гласит: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки». Нет разметки (невидима, стёрлась, положили новый асфальт и ещё не успели нарисовать, смыло дождём, сдуло ветром, украли инопланетяне и т. д.) и нет дублирующих знаков? Вы не виноваты.

Не отказывайтесь подписывать протокол

Главное, напишите в нём, что с нарушением не согласны и что объяснение приложено к протоколу на отдельном листе. В объяснительной опишите всё произошедшее, место, где вы были остановлены, предъявленное нарушение, состояние разметки, наличие или отсутствие дорожных знаков и другие обстоятельства. Доказывать правоту придётся в суде, но это однозначно лучше, чем лишиться прав на год за выезд на встречку (п. 3 ст. 596 КоАП РК).

Важны доказательства

И собрать их надо сразу, а не потом, когда снег уберут или он растает. Сфотографируйте (снимите на видео) местность, где ваш обгон посчитали запрещённым, чтобы было видно дорожное полотно и состояние разметки. Желательна также привязка к местности — дорожные сооружения или что-нибудь рядом стоящее. Чтобы вас не обвинили в подложных фото, снимите дорогу рядом со стоящей полицейской машиной. Смартфоны с камерами сегодня есть практически у каждого, так что сбор доказательств вашей правоты не будет таким уж сложным. Если в машине стоит видеорегистратор, который записал момент обгона и нечитаемую при этом разметку, сохраните запись. Многие регистраторы имеют GPS-модуль, который отображает геопозицию, и это тоже лишним не будет.

Впрочем, не заметить выезд на встречную легко можно и в городе. Опять же из-за закатанной снегом разметки при выезде с перекрёстка или при наличии разделительной полосы между проезжими частями.

После выпавшего снега нужно быть внимательным в незнакомых районах города. Ненароком можно и в лоб кому-нибудь выскочить

Как понять, где встречка, если не видно разметки?

Для начала стоит «сесть за парту» и вспомнить раздел 9 ПДД: если разметка или знаки, определяющие полосы на дороге, отсутствуют, количество полос определяется самими водителями на глазок с учётом ширины проезжей части дороги, габаритов автомобиля и необходимых интервалов между ними. Стороной, предназначенной для встречных, считается половина ширины проезжей части дороги либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги.

А что, если края дороги завалены снегом и неясно, какова ширина дороги?

При невозможности определить кромку дорожного покрытия край проезжей части дороги определяется самим участником дорожного движения по краю накатанной полосы.

Иначе говоря, невидимая разметка — это не повод для любителей обходить пробку по встречке. Когда нарушитель (а зимой у них обострение) целый квартал шёл в лоб за условными пределами своей стороны — тут не отвертеться — административное дело возбудят, как умышленное (ст. 26 КоАП РК).

Поворот или разворот в неположенном месте

Такой случай: на улице снег, дорогу засыпало, водитель подъезжает к перекрёстку, встаёт в условно левый ряд, включает левый поворотник. Информирующих или предписывающих знаков нет — ничто не предвещает проблем. Он совершает левый поворот, и как всегда, на глазах у патрульных. Приехали. Как выяснилось, на перекрёстке движение по полосам регулировалось стрелками, которые были под снегом.

Если разметка не видна или информационно-указательных знаков, разделяющих движение по полосам, нет, ваш манёвр, хоть и запрещённый в благоприятных условиях, не должен быть засчитан как нарушение. Это же касается случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Знаки реже становятся невидимыми, чем разметка, но и такое бывает. Что там за запрещающий знак сверху?

Или такой вариант: едете вы по улице, а нужно развернуться. Что под снегом, не разобрать. Знаков запрещающих нет, и вроде должны тут где-то разрывы, ну, напротив въезда во двор как минимум! Осмотревшись и убедившись в безопасности манёвра, вы разворачиваетесь. Крякалка в спину, просьба остановиться — разворот через две сплошные. До разрыва вы не дотянули сотню-другую метров, но кто же знал, что он там, а не здесь. Действовать так же, как по вышеописанному сценарию. Водитель не обязан догадываться о том, что скрывает под собой снежный покров.

Переезд стоп-линии

Рассказывая о разметке-невидимке, нельзя не упомянуть и о наезде на стоп-линию, которой под снегом тоже не видно. Камеры не могут распознать дорожное покрытие и хладнокровно фиксируют нарушение.

Но картинку с камер видят люди — операторы процессингового центра, которые не должны выписывать предписания при таких условиях видимости разметки. Если «письмо счастья» всё-таки пришло, а на фото разметка, которую вы пересекли, отсутствует, можете смело обжаловать действия процессингового центра — пишите заявление в местную полицейскую службу. Не поможет — обращайтесь в суд. Такие прецеденты уже были, и водители выигрывали дело.

На снимках с камер видно, есть разметка или нет. На указанном примере её нет, хотя нарушение зафиксировано

Полицейские, к слову, должны не только наблюдать за порядком, но и собирать информацию о состоянии дорог, погодных условиях, наличии заторов и оставленных транспортных средствах, передавая её в дежурную часть.

Но у нас бывает несколько иначе — стражи порядка, вместо того чтобы помочь побыстрее устранить проблему, устраивают засаду. Медали им за подобные «подвиги» вряд ли выпишут.

Проезжая часть ВОАД после обильного снегопада из трёхполосной превратилась в двухполосную. Разметку тут, само собой, уже не соблюсти

Инспектор ГИБДД Челябинской области оштрафовал подрядчика, который не нанес разметку на дорогу, на 300 000 рублей. Это очень крутой прецедент, который, надеюсь, мы сможем использовать у себя в городе и области.

23 февраля, инспектор дорожного надзора по Сосновскому району Челябинской области обнаружил, что на дороге Челябинск - Харлуши отсутствует горизонтальная дорожная разметка. По факту, отдел МВД провел административное расследование и установил, что собственник дороги заключил контракт с ЗАО «Южуралавтобан» («Подрядчик»), по которому подрядчик в период 2014 года обязан выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, а именно заделывать ямы, наносить разметку, чистить дорогу от снега и т.д. Видимо было выписано предписание, чтобы подрядчик нанес разметку в десятидневный срок.

5 марта , инспектор выписал штраф подрядчику на 300 тысяч рублей, видимо за 10 дней подрядчик так и не нанес разметку. После чего, подрядчик, обиженный и оскорбленный, обратился в суд, мотивируя невозможность нанесения разметки зимой. Но суд его послал, и причем послал очень грамотно, поэтому я выставлю формулировки из судебного решения, так сказать открытка всем нам на будущее.

1. Подрядчик не привел доводы, почему нельзя наносить разметку зимой

2. Разметка должна быть нанесена таким способом, который исключил ее утрату в зимний период

3. Подрядчик обслуживал дорогу не только в этом году, но и в 2013 и мог нанести разметку, которая держалась бы зимой.

4. Штраф абсолютно законен и сумма в 300 000 рублей верна.

5. Штраф можно выписывать, как администрации (собственнику дороги), так и подрядчику.

Мораль сей басни такова:
1. Та же самая процедура действует и на ямы, либо яму должны за 10 дней заделать, либо ГИБДД должно выписать штраф на 300 тыр.
2. ГИБДД само штрафует собственника дороги (нам постоянно инспектора ГИБДД рассказывали, что они только передают материалы с суд, а суд не принимает их сторону и не выписывает штрафы, это была ложь, со стороны ГИБДД, сейчас мы знаем как все происходит)
3. Разметка должна быть на дороге круглогодично, либо разметка, либо 300 тыр.