Дайвинг и горные лыжи могут законодательно ограничить. Принят Закон КНР «О туризме

2 сентября 2013 г. Государственное управление по делам туризма КНР опубликовало Уведомление «О применении некоторых положений Закона КНР о туризме» (далее – Уведомление № 280-2013).

И вступает в силу с 1 октября этого года. Данный закон регулирует вопросы ведения туристской деятельности в КНР, заключения договоров об оказании туристских услуг, обеспечения безопасности туристов, государственного контроля в сфере туризма, разрешения споров, юридической ответственности туристических компаний (туроператоров).

Основные положения Уведомления № 280-2013:

1. Приоритет закона над остальными НПА.

До принятия Закона КНР «О туризме» туристская деятельность в КНР регулировалась подзаконными нормативными правовыми актами. Среди них стоит выделить Положение «О туристических обществах» (правила создания туристических компаний и регулирования их деятельности), «Временные правила регулирования приграничного туризма» (регулирование туристических поездок в приграничных регионах), «Правила регулирования зарубежных туристических поездок граждан Китая» (регулирование выездного туризма). С 1 октября все ранее принятые подзаконные акты применяются только в части, не противоречащей Закону КНР «О туризме».

Государственное управление по делам туризма КНР напоминает, что закон обладает высшей юридической силой. В случае расхождения положений подзаконных актов (административных правовых актов, актов министерств и ведомств Государственного совета КНР, местных НПА) с положениями Закона КНР «О туризме», необходимо применять положения закона.

Управления по делам туризма на местах обязаны в пределах своих полномочий внести изменения в подзаконные акты или внести предложения по внесению изменений в соответствующие органы для того, что привести содержание подзаконных актов в соответствие с Законом КНР «О туризме». В случае расхождения положений об административной ответственности (видах, размерах и пределах применении наказаний за правонарушения) в действующих подзаконных актах с положениями Закона КНР «О туризме», управления по делам туризма с 1 октября 2013 г. обязаны применять административные наказания в соответствии с Законом КНР «О туризме».

Закон КНР «О туризме» применяется к исполнению договоров об оказании туристских услуг, заключенных до 1 октября 2013 г., если исполнение данных договоров полностью или частично осуществляется после 1 октября 2013 г.

2. Требования к создаваемым туристическим компаниям.

В соответствии со ст. 28 Закона КНР «О туризме» для создания туристической компании необходимы:

  • постоянное место ведения деятельности;
  • необходимое оборудование для ведения деятельности;
  • отвечающая требованиям сумма уставного капитала;
  • необходимое количество сотрудников и гидов;
  • соответствие другим требованиям, предусмотренным законами и административными правовыми актами.

Закон КНР «О туризме» не раскрывает данные требования. Из других нормативных правовых актов можно увидеть, что минимальный уставный капитал туристической компании – 300 000 юаней жэньминьби (ст. 6 Положения «О туристических обществах»). Требование о наличии постоянного места ведения деятельности означает, что туристическая компания не может быть зарегистрирована без подтверждения места нахождения (юридического адреса). Требование о «необходимом количестве сотрудников и гидов» в подзаконных актах не раскрывается.

Уведомление № 280-2013 уточняет, что необходимыми сотрудниками являются управляющие (менеджеры) и сотрудники, ответственными за общее руководство приемом и отправкой туристических групп. Данные сотрудники должны иметь опыт работы в сфере туризма.

Туристические гиды должны составлять не менее 20% штата туристической компании. В любой туристической компании должно быть не менее 3 гидов, имеющих соответствующие удостоверения и заключивших с туристической компанией срочный или бессрочный трудовой договор.

С 1 октября 2013 г. при создании туристических компаний требования о необходимом количестве гидов, наличии менеджеров и руководителей приемом и отправкой туристических групп являются обязательными. Если заявитель не может подтвердить наличие у него необходимых сотрудников, в регистрации туристической компании будет отказано.

Туристические компании, созданные до 1 октября 2013 г. и не соответствующие требованиям, предъявляемым Законом КНР «О туризме», обязаны выполнить данные требования в течение года (до 1 октября 2014 г.).

3. Использование суммы гарантии.

В соответствии со ст. 31 Закона КНР «О туризме» туристические компании обязаны вносить сумму гарантии качества услуг, которая может быть использована для выплаты возмещения вреда, причиненного правам и интересам туристов или оплаты расходов при возникновении опасности причинения вреда жизни и здоровью туристов.

Закон КНР «О туризме» не содержит правил использования суммы гарантии. К возмещению вреда, причиненного правам и интересам туристов, применяются ранее установленные правила, предусмотренные Положением «О туристических обществах». В соответствии со ст. 15 данного положения управление по делам туризма вправе использовать сумму гарантии туристической компании для:

  • выплаты возмещения туристам, правам и интересам которых был причинен ущерб в результате нарушения туристической компанией договора об оказании туристских услуг, если факт причинения ущерба проверен и подтвержден управлением по делам туризма;
  • выплаты возмещения убытков оплативших туры туристам при ликвидации или банкротстве туристических компаний или по другим причинам.

Кроме того, из суммы гарантии может выплачиваться компенсация по решению народного суда, если туристическая компания отказывается исполнить или не имеет возможности исполнить вступившее в законную силу решение, определение суда или другой судебный акт, признающий факт нарушения прав и законных интересов туриста и обязывающий туристическую компанию возместить причиненный туристу ущерб.

Использование суммы гарантии для оплаты расходов при возникновении опасности причинения вреда жизни и здоровью туристов предусмотрено Уведомлением № 280-2013. При возникновении такой опасности туристическая компания, не имеющая возможности оплатить экстренные расходы, обязана обратиться в управление по делам туризма. Туристическая компания может использовать сумму гарантии для оплаты экстренных расходов с разрешения управления по делам туризма.

Кроме того, допускается использование суммы гарантии для оплаты экстренных расходов по решению управления по делам туризма, если туристическая компания отказывается от оплаты данных расходов.

4. Получение удостоверения гида.

В соответствии со ст. 37 Закона КНР «О туризме» получить удостоверение гида может физическое лицо, успешно прошедшее экзамен для гидов и заключившее трудовой договор с туристической компанией либо зарегистрированное в соответствующей отраслевой организации.

Государственное управление по делам туризма КНР уточняет, что: 1) экзамен для гидов проводится по прежним правилам; 2) под заключением трудового договора с туристической компанией понимается заключение срочного или бессрочного трудового договора.

Если за получением удостоверения гида обращается лицо, успешно сдавшее экзамен, но не имеющее трудового договора с туристической компанией, оно обязано зарегистрироваться в отраслевой туристической организации – отделении туристических гидов, другом отделении при местной ассоциации туристических операторов или местной ассоциации туристических гидов, созданной на уровне города с районным делением или выше.

5. Получение удостоверения руководителя туристической группы.

В соответствии со ст. 39 Закона КНР «О туризме» получить удостоверение руководителя туристической группы могут лица, имеющие удостоверение гида, соответствующее образование, знание языков, опыт работы в туристической отрасли и трудовой договор, заключенный с туристической компанией.

Уведомление № 280-2013 уточняет, что соответствующим образованием является образование не ниже среднего специального; знанием языков – соответствующее знание языка государства (территории), являющего местом назначения туристической группы, выезжающей за рубеж; опыт работы в туристической отрасли – не менее чем двухлетний опыт работы на соответствующих должностях в туристической компании.

Сотрудники туристических компаний, имеющие удостоверения руководителя туристической группы, но не соответствующие данным требованиям, должны соответствовать требованиям к 1 октября 2016 г.

Законотворцы взялись за экстрим. В Госдуму внесен законопроект об экстремальном туризме . Пока речь идет только о появлении термина, но вслед за этим начнется регулирование, и до закручивания гаек – один шаг. Если рафтинг в Сочи уже фактически объявлен вне закона, то теперь в зоне риска дайвинг, скалолазание, горные лыжи и другие виды отдыха.

Новый термин

Законопроект, который вводит в российское законодательство понятие «экстремальный туризм» , внесли в Госдуму единороссы 26 октября. Сказано в документе немного, однако опасения у экспертов из туриндустрии он уже вызывает.

«Экстремальный туризм – вид туризма, сочетающий активный отдых и
(или) занятие спортом, в том числе в развлекательных целях, требующий
специальных навыков и знаний, связанный с повышенной травмоопасностью,
риском, с применением специального оборудования (устройств,
приспособлений) и (или) технических средств, которые могут являться
источниками повышенной опасности», – говорится в тексте законопроекта.

При этом экстремальный туризм определяется в нем довольно размыто: он включает элементы альпинизма, виндсёрфинга, дайвинга, дельтапланеризма, горнолыжного спорта, кайтинга, рафтинга, скалолазания, спелеологии и т. д. «Занятие любым из перечисленных выше видов спорта в развлекательных целях связано с повышенными факторами риска и травмоопасности», – пишут депутаты в сопроводительной записке.

Регулировать надо не всех подряд

С одной стороны, экстремальный спорт набирает всё большую популярность. И ни для кого не секрет, что он связан с травматизмом. Так что рано или поздно стоило ожидать, что он попадет в поле зрения депутатов. Но другое дело – организованный отдых, связанный с этим спортом, который чиновники и назвали странным термином «экстремальный туризм». Эксперты сходятся во мнении, что при введении новых нормативов в 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нужно четко разделить туризм как вид отдыха и предпринимательскую деятельность лиц, которые услуги по экстремальным развлечениям оказывают.

«Кого регулировать – турагентов, которые продают путевки, или инструкторов, которые учат людей кататься на лыжах и сноуборде? Надо разграничить в самом начале зоны ответственности, к кому предъявлять требования по безопасности», – сказал юрист . По его мнению, экстремальные виды отдыха напрямую к турбизнесу отношения не имеют, и отвечать за здоровье клиентов должны как раз инструкторы на местах и объекты, предоставляющие такие услуги.

К тому же, по словам эксперта, если идти путем описания и регламентирования отдельных видов туризма, то придется описывать и лечебный, физкультурно-спортивный, паломнический, гастрономический и другие виды туризма, где есть своя специфика.

Активный или экстремальный?

Дмитрий Богданов , гендиректор сочинского санатория «Знание» , считает, что закон должен называться иначе – «Об активном туризме». Отдельным пунктом в нем можно было бы прописать экстремальный туризм – занятия, при которых клиента в письменном виде предупреждают о возможных последствиях для здоровья.

«Этот вид – активный туризм – должен пропагандироваться на государственном уровне. В СССР было много походных маршрутов, и никому они не повредили, а наоборот. Сейчас всё идет к тому, что будет развиваться только All inclusive, остальным видам туризма будет тяжело.. Он считает, что активный туризм могут «добить» появление обязательной сертификации, требование о прохождении соответствующего обучения, оформление большого количества бумаг и ограничения в информационной политике.

«Например, Карелия вся живет на сплавах по рекам. Сейчас объявят новые требования – попросят обучить гидов, получить сертификаты. Соответственно повысятся цены на туры, а значит, снизится спрос и сфера окажется на грани выживания», – сказал эксперт. Кроме того, туристические компании могут потерять интерес к организации туров в регионы, где подразумеваются занятия активными видами отдыха.

Наблюдатели уже проводят параллели с детским туризмом, в области которого за последний год после трагедии на Сямозере ввели ряд ограничений, и многие компании в результате перестали им заниматься. Можно вспомнить и совсем свежий пример – рафтинг в Красной Поляне. Инспекции проверяющих ведомств нагрянули к организаторам сплава по реке Мзымта, нашли формальный повод и усложнили жизнь оставшимся.

Есть и возможности для развития

Но существует и другое мнение – выделение экстремального туризма в отдельный вид и предъявление разумных требований к людям, которые его организовывают, пойдет на пользу всей отрасли. «В данный момент нет четких механизмов, как проводить рафтинг, каньонинг, вертолетные туры. Сейчас разграничивают различные виды туризма. Следующим этапом будет определение стандартов, и это само по себе неплохо», – считает Элина Акишина , директор туроператора «Планета Сочи» .

С ней согласен и Николай Поляков , директор объединения гидов Красной Поляны «Мастерская приключений» . По его словам, дополнительное регулирование подвигнет предпринимателей к повышению качества услуг. «Вчера вышел профстандарт, появилась профессия «инструктор-проводник». В документе указано, какие обязанности он должен выполнять и какими знаниями обладать. Надо прописать в новом законе обязательность соответствия этому профстандарту. Раньше для всех туристических услуг действовали сертификаты безопасности. Но 10 лет назад их отменили. И сейчас каждый может назвать себя гидом и водить людей, не обладая никакими знаниями в этой сфере», – рассказал гид. В то же время, по его словам, нужно обратить внимание на страхование для рискованных видов отдыха и сделать его более доступным.

Получается, что вроде надо бы пресечь прокат зорбов, в которых разбиваются несчастные туристы (как в Домбае в 2013 году), но слишком большое рвение может привести к тому, что в опасности окажутся и квалифицированные гиды, и организаторы рафтинга, и инструкторы по дайвингу.

Остается надеяться, что законотворцы привлекут экспертов из индустрии, которые подчеркнут нюансы и тонкость регулирования в данной сфере. Пример детского туризма , и при грубом вмешательстве в сфере экстрима можно сделать еще хуже.

15:31, 30 мая 2011 Обсуждение поправок к закону на выездной общероссийской конференции РСТ. // Travel.ru

В Госдуму внесен проект поправок в закон "Об основах туристской деятельности", вызвавший неоднозначную реакцию участников туристического рынка. Мнения разделились диаметрально.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "Об основах туристской деятельности" был предложен Госдуме депутатом Владимиром Головневым 16 мая 2011 года. В новом документе предлагается снизить в 20 раз фингарантии для операторов по въездному туризму, сделать возможным исключение туроператора из реестра по решению арбитражного суда, обязать туроператоров с оборотом выше 100 миллионов рублей проходить ежегодный аудит, разрешить турагентствам работать только от имени и по поручению туроператоров, обязать операторов и агентства вести регистрацию турпутевок и отправлять информацию о них в государственный орган, регулирующий турдеятельность.

На днях Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась с открытым письмом к председателю Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы ФС РФ Евгению Федорову. По мнению руководства АТОР, принятие этих поправок может привести к монополизации рынка и росту цен на туристические услуги, сообщает ИС "Банко".

В частности, ассоциация критикует предложение ввести обязательную форму договора, согласно которой агент должен работать исключительно от имени и по поручению оператора. Такая форма взаимоотношений приведет к монополизации рынка, уверены в АТОР.

Кроме того, в АТОР считают неясной предлагаемую схему оформления электронных путевок, а также порядок информирования отраслевых властей о продаже туров.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) также нашлось немало критических комментариев к новой версии закона. Как пояснил глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, уже сегодня половина рынка турагентств работают на основании договора купли-продажи, то есть формально агентами не являются. По его мнению, в случае, если поправки будут приняты, большинство компаний, чтобы сохранить функции, изменят свой статус. А значит и перестанут подпадать под действие основного отраслевого закона, то есть попросту уйдут в тень.

Между тем в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ новым законом вполне удовлетворены. Чиновники напоминают, что при его подготовке обсуждались разные предложения, в том числе и от самих туроператоров. Передел же рынка в пользу ограниченного числа крупных дилеров представителям министерства кажется маловероятным.

А в отношении электронных путевок власти обещают привлечь АТОР к разработке порядка их оформления.

Поддерживают закон и в "Сети магазинов горящих путевок" (МГП). Как говорится в распространенном пресс-релизе, требование для агентств работать только от имени и по поручению туроператора "может стать инструментом регулирования и оздоровления туристической розницы, что в конечном счете приведет к структурированию, консолидации и большей стабильности всего туррынка".

По мнению представителей МГП, сетевые объединения, как независимые, так и операторские, а также давно и эффективно работающие самостоятельные агентства останутся на рынке, так как операторы заинтересованы в надежной дистрибуции.

Дискуссия об изменении условий работы игроков туристического рынка разгорелась после банкротства занимающегося выездным туризмом туроператора "Капитал Тур" в конце 2010 года, напоминает РИА "Новости". В результате отказа компании исполнять свои обязательства пострадало более 8 тысяч туристов.

Первоначально предлагалось ввести жесткие меры контроля за деятельностью туроператоров. Речь шла о повышении фингарантий для крупных туроператоров по выездному туризму и введении уголовной ответственности для их руководителей. После обсуждения законопроекта наиболее радикальные предложения были отклонены.

«Черная среда» - предстоящее 1 февраля - день, когда чиновники, руководствуясь новым законом о туризме, «зачистят» рынок выездного туризма, неминуемо приближается.В этот день, согласно прогнозу экспертов, количество туроператоров сократится как минимум на 40% - многие просто не смогут потянуть то огромное финансовое обременение, которое на них наложил новый закон. При этом пострадавшими, прежде всего, окажутся небольшие и средние туроператоры, в основном из регионов, а также их клиенты-туристы. Крупный же турбизнес уже нашел обходные пути того, как не платить требуемые законом деньги. Одновременно вскрылось и то, что декларируемая цель нового закона - усиление защиты туристов, была чиновниками полностью выхолощена: защищенность туристов теперь стала ниже как минимум в 3 раза (а при некоторых условиях - даже в 10 ниже), чем это было до нового года! Точное авторство этого абсурдного закона держится в секрете, хотя известно, что вышел он из недр Ростуризма и Минкульта. В связи с этим возникает логичный вопрос о компетентности чиновников этих ведомств...

Немного предыстории...

Для начала ещё раз напомним про все те траты, которые туроператоры должны выкроить из своей «гигантской» прибыли, которая, как известно, не превышает 3% от оборота. Прежде всего, согласно новому закону, до 31 января 2017 года всем туроператорам выездного туризма необходимо оплатить взносы в фонд персональной ответственности при «Турпомощи». Размер взносов составляет 7% от общей цены турпродукта (оборота) туроператора за предыдущий год. Конечно, можно оплатить сразу все 7%, выведя из оборота и заморозив колоссальную сумму, а можно это «удовольствие» растянуть на 7 лет, платя каждый год по 1%. Более того, учитывая, что годовой налоговый отчет готовится только к апрелю, а значит точных данных за прошлый год по обороту у туроператоров пока нет, законодатель разрешил им растянуть платежи в фонд персональной ответственности: до 31.01 надо заплатить вступительный взнос в 100 тысяч рублей, а затем по мере получения бухотчетности в апреле, если потребуется, доплатить еще в соответствии с показателями баланса. Единственным утешением по этим платежам является то, что деньги из фонда персональной ответственности являются возвратными, т.е. при уходе туроператора с рынка выездного туризма он забирает их обратно себе на расчётный счет.

Помимо нового «налога» в виде платежей в персональный фонд, чиновники Минкульта оставили в силе и давно изживший себя институт фингарантий, причем даже несмотря на протесты как туроператоров, так и самих страховщиков, не желающих заниматься этим видом деятельности. Таким образом, до 31.01 туроператорам придется ещё и купить страховку по фингарантиям. Правда для тех туроператоров, которые полностью наполнили персональный фонд (доведя его до 7% оборота), страховка больше будет не нужна. Снизили чиновники и минимальный размер страховки с 30 до 10 млн рублей.

Ну и не стоит забывать про «налог» в виде оплаты в резервный фонд «Турпомощи» (ранее назывался компенсационным фондом для экстренной эвакуации туристов). До конца января надо внести: 1) по 50 тысяч рублей для туроператоров, у которых за прошлый год количество туристов не превысило 10 тысяч, а денежный оборот не превысил 40 миллионов рублей, 2) по 100 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом туристов до 100 тысяч человек, 3) по 300 тысяч рублей - для туроператоров с оборотом от 100 до 500 тысяч туристов в год, 4) по 500 тысяч рублей для туроператоров, с турпотоком более чем в 500 тысяч туристов.

Налог на право быть туроператором для зачистки рынка

Теперь давайте посчитаем, насколько увеличился «налог на право быть туроператором» для мелких компаний после вступления в силу нового закона. Итак, ранее минимальные платежи туроператора составляли: 1) фингарантии на 30 млн рублей, которые можно в среднем на год можно купить примерно за 300-350 тысяч; 2) ежегодный платеж в резервный фонд «Турпомощи» в размере 100 тыс. В итоге ежегодная финансовая нагрузка у компании с турпотоком до 10 тысяч человек в год была в пределах 400-450 тысяч рублей.

По новому закону мелкому туроператору раз в год придется раскошелиться на: 1) фингарантии на 10 млн рублей, которые можно купить где-то за 120-150 тысяч; 2) взнос в резервный фонд в размере 50 тысяч; 3) взнос в персональный фонд ответственности в размере 1% от оборота. При обороте в 40 млн рублей (а это очень маленький оборот для выездного туроператора, ведь средняя цена путевки на человека никак не меньше 40 тыс.руб, а значит такой денежный оборот означает отправку в год всего 1 тысячи туристов), в этом фонде надо заморозить около 400 тысяч. Итого в год «налог на статус туроператора» тянет на сумму уже около 600 тысяч.

В итоге финансовая нагрузка на мелких туроператоров выросла примерно в полтора раза. Правда если рассматривать эти платежи не сиюминутно, а с учетом горизонта планирования в 7 лет, то из-за конечности размера персонального фонда в 7% от оборота, платежи по новому закону окажутся как бы более выгодными, ведь персональный фонд в отличии от страховки на фингарантии возвратный - при прекращении деятельности туроператор забирает все эти деньги обратно. Однако 7 лет для российской экономики в общем и для туристической отрасли в частности нереально огромный срок: за это время либо ишак сдохнет, либо падишах. А уж про реальную стоимость замороженных денег через 7 лет даже предполагать страшно - инфляция и падающий курс превратят их в ничто, а значит такой длительный горизонт можно принимать во внимание, однозначно утверждая, что «налог на статус туроператора» новый закон увеличил примерно в 1.5 раза.

Плохо это или хорошо? Ответ однозначный - ужасно, ведь тем самым существенно уменьшается конкурентная среда, особенно в регионах, с рынка уходят нишевые туроператоры, зато оставшиеся крупные игроки по законам монополии при первой же возможности резко взвинтят свои цены.

Как защита туристов оказалась профанацией

Далее стоит рассмотреть вопрос защищенности туристов в новом законе, из-за чего все эти изменения в нём чиновниками и были затеяны. Как оказалось, с этим вопросом дела обстоят ещё хуже. Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фон экстренной эвакуации никуда не делся - это хорошо, т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) - приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого оборота. А если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо.

В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда - уменьшился его размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз (!!!) - полная профанация поручения Президента! Более того, фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

Как туроператоры избегают грабительских платежей

Но и это ещё не всё! Как оказалось, крупные туроператоры вовсе не намерены выводить из своих финансов реальные 1% от оборота: из-за ошибки или преднамеренной неточности со стороны чиновников, которые приравняли минимальный турпоток в 10 тысяч человек к денежному обороту в 40 млн рублей в качестве критерия мелкого туроператора, практически все крупные компании к новому году разделись на 15-20 юридических лиц, удовлетворяющих критерию в 10 тысяч туристов в год. «Критерий тут простой: если 1% от оборота значительно больше, чем цена страховки для фингарантий, то такое дробление юрлица имеет смысл. В итоге по пути дробления пошли туроператоры средней руки и более крупные - с реальным годовым оборотом от 400 млн», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» эксперт, принимавший участие в обсуждении нового закона.

Фото сайта Турпром.Ру