Деятельность на объектах iv категории комментарии. Подача заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.

Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.

Четыре категории

Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:

  • Масштабы предпринимательского объекта.
  • Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
  • Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
  • Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
  • Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.

Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.

В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.

Первая категория

Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.

Вторая категория

В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.

Третья категория

Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.

Четвертая категория

Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.

Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Вторая категория предприятия по экологии

Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду


с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива)


2. Добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях


:
для производства чугуна или стали (с производительностью менее 2,5 тонны в час); для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час) и другие


: стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки); огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год) и другие


(с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки)


в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки)


(с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более)


с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки)


с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки)


10. Производство следующих пищевых продуктов : мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) и другие; разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест)


, на котором выполняются работы: по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров) и другое


, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности)


, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива


(за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и другие


15. Транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов



, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит); других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более)


18. Производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка


, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента


(с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более); пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более)


21. Сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более)и другое


22. Производство изделий из бетона для использования в строительстве , включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более)


(с проектной мощностью 400 мест и более)


с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более)


А также: 25. Хранение и (или) уничтожение химического оружия.

26. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест).

27. Выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).


Внимание! Выше приведен неполный текст критериев отнесения объектов к II категории. Для того чтобы ознакомиться с полной версией списка, читайте Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029.

Перечень экологических услуг для предприятий II категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) - по желанию.

Подробнее Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

    Состоит из:
  • нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов;
  • нормативов образования отходов.
Выдается:

На один объект сроком на семь лет (КЭР может быть продлено еще на семь лет). Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Штраф за отсутствие КЭР: От 50 000 до 100 000 рублей. Штраф вступает в силу с 01.01.2019.

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства... что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?

Заглянем в историю...

Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?

Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!