Ввод - сдача в эксплуатацию нежилого помещения, объекта, здания. Строительство офисного здания

Акт приема-передачи помещения в аренду - образец пригодится в случае, если между сторонами сделки заключен договор аренды нежилой недвижимости, который необходимо исполнить. Акт является неотъемлемой частью договора аренды и должен составляться и подписываться в присутствии обеих сторон. О том, как правильно составить настоящий документ, что следует в нем отразить и на что обратить внимание, поговорим в этой статье.

Акт приема-передачи нежилого помещения

Такой акт подтверждает факт передачи в аренду помещения , а также закрепляет описание его фактического состояния на момент передачи. В будущем он поможет в разрешении возможных разногласий по состоянию принятого в пользование имущества.

При заключении договора акт наиболее необходим арендодателю, так как закрепляет целостность передаваемого имущества и позволяет истребовать его из пользования в аналогичном состоянии (с учетом степени износа).

В последующем акт приема-передачи будет составляться при расторжении договора . В этой процедуре уже более заинтересован арендатор. Документ позволит выявить имеющиеся нарушения и определить причиненный ущерб, если таковой имеется, сразу при передаче либо зафиксировать отсутствие претензий сторон друг к другу.

Требования к актам приема-передачи недвижимости

К актам приема-передачи нежилых помещений предъявляются общие требования к составлению актов. Таковых немного и соблюсти их при оформлении документов не составит труда. Общая структура акта приема-передачи такова:

Не знаете свои права?

  • в первую очередь указывается наименование документа — «Акт приема-передачи нежилого помещения»;
  • затем — дата его составления;
  • ниже необходимо указать реквизиты договора, к которому настоящий акт является приложением, наименования (для юридических лиц) или имена (для физических лиц) сторон, которые составляют акт;
  • далее идет информация о сторонах договора аренды: для юридических лиц это ИНН, ОГРН, ФИО руководителя, который подписывает акт, и основания для исполнения им полномочий (в большинстве случаев это устав); для физических — паспортные данные, адрес регистрации по месту жительства;
  • после этого необходимо описать помещение, которое передается в рамках заключенного договора: адрес, этаж (если помещение находится в многоэтажном доме), площадь, описание его внутреннего строения (число комнат, планировка и т. п.);
  • затем описывается состояние жилого помещения: здесь следует указать состояние межкомнатных перегородок, ограждений, стен, дверных и оконных проемов; проведен ли капремонт, зафиксировать качество ремонта, везде ли присутствует ремонт косметический; описать, подведены ли коммуникации (электроснабжение, теплоснабжение, канализация и водоснабжение), в каком состоянии они находятся на момент осмотра;
  • далее составляется перечень выявленных в ходе осмотра недостатков объекта;
  • завершают документ подписи сторон с расшифровками (а если стороны зарегистрированы в качестве юридических лиц или ИП, то при наличии - и печати).

Нюансы, которые необходимо учесть при составлении акта сдачи-приемки помещения

Как уже было сказано выше, акт приема-передачи помещения является неотъемлемым приложением к договору аренды нежилого помещения. Поэтому количество экземпляров акта должно соответствовать числу сторон.

Подписывать акты имеют право только стороны договора или их представители. Так, если договор аренды заключается между физическими лицами, то акт подписывается ими, а если между юридическими, то право подписи имеют только руководители или прямо уполномоченные на совершение таких действий лица. Если говорить о представителях (как физических, так и юридических лиц), то они обязательно должны иметь доверенность.

От физического лица доверенность составляется в простой письменной форме и заверяется только подписью лица, ее выдавшего. Доверенность от имени юридического лица также составляется в свободной форме, но заверяется подписью руководителя и печатью (при наличии).

В момент подписания акта приема-передачи по общему правилу происходит передача ключей и необходимых документов. Следует отметить, что с момента подписания сторонами акта сторона, которой передано имущество, несет ответственность за его содержание.

При завершении многоквартирного дома строительством застройщик обязан в течение пяти дней сдать его в эксплуатацию и заключить договор с управляющей компанией. Он будет действовать до тех пор, пока собственники жилых и встроенных нежилых помещений не выберут другой способ управления домом или другую управляющую компанию.

Сегодня большинство застройщиков адаптируются к новому законодательству, к вызовам времени.

Какие документы нужны при передаче

Порядок передачи дома от застройщика управляющей компании регламентирован требованиями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – «ЖК РФ»). Однако в данном документе не указано, что должен передать застройщик управляющей компании. И это создает сложности как для застройщиков, так и для управляющих организаций.

Как показывает практика, при оформлении договора управления многоквартирным жилым домом (далее – «МКД») застройщик должен предоставить управляющей компании (далее – «УК») следующие документы (в оригиналах и копиях):

  1. протокол общего собрания участников долевого строительства, на котором выбрана УК, либо протокол подведения итогов открытого конкурса, утвержденный муниципальным заказчиком;
  2. проект договора на управление;
  3. акт ввода МКД в эксплуатацию;
  4. разрешение на ввод МКД в эксплуатацию;
  5. технический паспорт МКД с поэтажной планировкой и экспликацией;
  6. кадастровый паспорт объекта и земельного участка под ним;
  7. инструкция по эксплуатации МКД;
  8. санитарный паспорт МКД;
  9. ситуационный план придомовой территории, с данными о расположении подземных коммуникационных систем и обозначением точек подключения к ним жилого дома;
  10. действующие договоры ресурсоснабжения (если заключены);
  11. документация на установленные приборов и системы учёта потребляемых коммунальных ресурсов, в том числе автоматизированные;
  12. акт приема-передачи дома и придомовой территории управляющей компании.

По решению федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти передача дома от застройщика ТСЖ или УК может сопровождаться другими документами. Так, 28 сентября 2005 года ФАС Уральского федерального округа вынесла Постановление по делу N Ф09-4566/04-С6, согласно которому передаче собственнику или уполномоченному им лицу (в том числе управляющей компании) подлежит техническая документация, перечисленная в п. п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87.

Акт передачи дома застройщиком управляющей компании

Передача многоквартирного дома от застройщика управляющей компании фиксируется актом приёма-передачи, в котором отражаются следующие данные:

  1. состав передаточной комиссии;
  2. наименование застройщика и управляющей компании;
  3. наименование жилищного фонда, передаваемого в управление;
  4. количество и характеристика строений;
  5. балансовая стоимость имущества, передаваемого в управление;
  6. документы, на основании которых производится передача дома от застройщика управляющей компании.

К акту приёма-передачи прилагаются:

  • список передаваемых жилых зданий;
  • акты технического состояния передаваемого жилищного фонда;
  • акт передачи технической документации.

После подписания акта передача жилого дома от застройщика управляющей компании является состоявшимся фактом, и все расходы на содержание здания и исправление недостатков, допущенных при строительстве, несут собственники жилых и встроенных нежилых помещений.

Если УК новостройки - дочерняя компания застройщика

В соответствии со статьёй 161 ЖК РФ, собственники жилых и встроенных нежилых помещений вправе самостоятельно выбирать управляющую компанию. В том числе, по представлению застройщика. Как правило, такие управляющие компании являются дочерними структурами застройщика. Поэтому он стремится заранее предусмотреть возможные издержки управляющей компании и позаботиться, например, об установке в подъездах надёжных входных дверей, монтаже энергоэффективных систем освещения, отопления и вентиляции воздуха, внедрении «умного учёта» потребляемых коммунальных ресурсов.

Напомним, что 10 августа 2017 года вступили в силу изменения и дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 257-ФЗ). В частности, часть 2 статьи 166 ЖК РФ дополнена рекомендацией об установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и услуг.

Главная задача на сегодня – осуществить переход к «умному учету», когда показания с приборов снимаются онлайн. У нас есть российские технологии и производители, которые предоставляют этот продукт по адекватной стоимости.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ России

Введение автоматизации учёта энергоресурсов позволит управляющей компании, аффилированной с застройщиком, оптимизировать работу по сбору и передаче показаний с квартирных и общедомовых приборов учёта, сократив количество рутинных операций и снизив риск «человеческого фактора».

Автоматизированная система беспроводной диспетчеризации позволяет решить ряд сопутствующих задач:

  • контролировать баланс энергопотребления в режиме «реального времени»;
  • выявлять очаги технологических потерь и хищения энергоресурсов;
  • прогнозировать объёмы будущего потребления энергоресурсов на основе автоматизированного анализа передаваемых данных;
  • автоматизировать выписку счетов за потреблённые коммунальные услуги.

Мы помогаем внедрить автоматизированный учет ресурсов ЖКХ для УК / ТСЖ. Система построена на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Автоматизированный учет ресурсов
для УК/ТСЖ в МКД

В продолжение статьи.

В текст настоящего постановления внесены изменения

О передаче объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся на балансовом учете государственных унитарных предприятий "Дирекция единого заказчика" административных округов города Москвы

В целях повышения качества обслуживания и надежности объектов инженерного и коммунального назначения, обеспечивающих жизнедеятельность города, а также повышения качества предоставляемых населению коммунальных услуг Правительство Москвы постановляет:

2.1. Передачу на баланс Департамента имущества города Москвы внутриквартальных коммуникационных коллекторов с дренажами и водовыпусками для последующей передачи их в установленном порядке городским специализированным организациям на праве хозяйственного ведения, аренды, оперативного или доверительного управления.

2.2. Совместно со специализированными организациями (МГУП "Мосводоканал", ГУП "Гормост", ГУП "Мосводосток", ГУП "Москоллектор", ГУП "Мосгаз", ГУП "Моссвет", ГУП "АХП", ОАО "МОЭК", ОАО "СУ коллекторов" и иными организациями) и ГУП "ДЕЗ" до 30 декабря 2008 г. представить в Департамент имущества города Москвы необходимые пакеты документов по передаваемым объектам инженерного и коммунального назначения ( ) для оформления государственной регистрации права собственности города Москвы и внесения их в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.

3. Департаменту имущества города Москвы в установленном порядке:

3.3. За счет и в пределах средств, предусмотренных Департаменту имущества города Москвы в бюджете города Москвы на 2008-2009 годы на содержание имущества города Москвы и реализацию других полномочий собственника, обеспечить в соответствии с приложением к настоящему постановлению подготовку городскими специализированными организациями комплектов технических, в том числе проектно-сметной документации, кадастровых и прочих документов, необходимых для государственной регистрации права собственности города Москвы ().

4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы обеспечить в установленном порядке приемку объектов инженерного и коммунального назначения подведомственными специализированными организациями на праве хозяйственного ведения.

Постановлением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 856-ПП в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения

5. Установить для ГУП ДЕЗ и государственных специализированных организаций понижающий коэффициент в размере 0,59 к базовой стоимости услуг за восстановление в полном объеме проектной документации, а также услуг ГУП "Мосгоргеотрест" по объектам инженерного и коммунального назначения.

6. Исключен.

7. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год учитывать заявки префектур административных округов города Москвы на проведение ремонта и эксплуатацию объектов инженерного и коммунального назначения, подлежащих передаче в хозяйственное ведение, аренду, оперативное или доверительное управление специализированным организациям (), по соответствующим статьям расходов бюджета (до момента их передачи).

8. Региональной энергетической комиссии города Москвы при рассмотрении тарифов на услуги городских ресурсоснабжающих предприятий на следующий календарный год предусматривать включение в них в полном объеме расходов на эксплуатацию и ремонт принятых в текущем году объектов инженерного и коммунального назначения.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П., префектов административных округов города Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Силкина В.Н.

Мэр МосквыЮ.М. Лужков

Постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. N 720-ПП в настоящее приложение внесены изменения

Перечень документов, необходимых для осуществления государственной регистрации объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы и других вещных прав на них

1. Перечень объектов инженерного и коммунального назначения, принимаемых в собственность города Москвы, для последующей передачи специализированным организациям: государственным предприятиям - на праве хозяйственного ведения, ОАО "Мосэнерго", ОАО "МГТС" - в аренду и ФГУП "МГРС" - в оперативное или доверительное управление, по формам, соответствующим приложениям 2, 3 и 5 к постановлению Правительства Москвы от 22.08.2000 N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы".

2. Комплекты актов приемки-передачи с авизо от передающей организации на баланс Департамента имущества города Москвы и от Департамента имущества города Москвы специализированным организациям.

3. Выписка из технического паспорта БТИ на здания, строения (форма 1-а) сроком давности не более одного года, с поэтажным планом и экспликацией к поэтажному плану.

4. План подземных коммуникаций Мосгоргеотреста.

5. Правоустанавливающие документы:

5.1. Заверенная копия распорядительного документа Правительства Москвы, префектуры административного округа города Москвы на строительство объекта за счет средств города (или с участием города в инвестиционном контракте) или извлечение из титульного списка городского заказа на строительство отдельных объектов инженерного и коммунального назначения, заверенное организацией-заказчиком.

Постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1249-ПП пункт 5.2 настоящего приложения изложен в новой редакции

5.2. Копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Владимир Букарев , адвокат, партнер Коллегии адвокатов г. Москвы «Барщевский и партнеры»

В последнее время ставки арендной платы за нежилые помещения растут. Количество предлагаемых в аренду площадей сокращается. Поэтому все большее число компаний предпочитает вкладывать денежные средства в строительство собственных зданий. При этом, как показывает практика, зачастую неправильно оформляется процесс строительства. В результате возникают затруднения при вводе в эксплуатацию объекта и получении на него права собственности.

Приняв решение о строительстве собственного здания, организация должна прежде всего заняться «земельным вопросом» (как известно, главным в России). В зависимости от конкретной ситуации, существует несколько вариантов оформления прав на землю. Наиболее распространенные: приобрести в собственность, оформить арендные отношения, заключить соглашения о совместной деятельности с правообладателем. Но при любом варианте необходимо проявить особую внимательность к требованиям законодательства по этим сделкам.

Например, следует учитывать, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в большинстве случаев могут быть проданы или переданы в аренду исключительно на основании конкурса. Его проводит уполномоченный орган в установленном порядке.

Помимо надлежащего оформления прав на участок, его использование должно строго соответствовать целям его предоставления и режиму соответствующей категории земли (ст. 7 Земельного кодекса).

Например, на особо охраняемых территориях не может быть возведен промышленный объект, а на землях сельскохозяйственного назначения нельзя построить многоквартирный жилой дом. На участке, предоставленном для открытой парковки, запрещается создавать многоэтажный торговый комплекс или автозаправочную станцию. В целом, земли, находящиеся в черте города, подпадают под категорию "земель поселений". Их разрешается использовать как общественно-деловые зоны, на которых в свою очередь можно строить офисные здания.

Важно подчеркнуть, что любая земельная сделка подлежит обязательной государственной регистрации. Право собственности на участок возникает только после завершения этой процедуры (ст. 131 ГК), иначе сделка по возникновению прав на земельный участок будет недействительной.

Как получить необходимые разрешения

Оформив права на участок, необходимо определить, каким способом будет вестись строительство. Есть два основных варианта. Первый - организация может решить строить объект своими силами без привлечения специализированной подрядной организации (так называемым «хозяйственным способом»). Второй - заключить договор на строительство с подрядчиком и оставить за собой функции заказчика-застройщика. В обоих случаях компании нужно получить соответствующие лицензии. Например, это могут быть лицензии на осуществление деятельности, связанной с проектированием или строительством, а также связанной с инженерными изысканиями для строительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства").

Необходимо отметить, что лицензирование вышеуказанной деятельности прекращается с 1 января 2007 года, так как вступает в действие положения пункта 6 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 128-ФЗ.

Решив «земельный вопрос» и определившись со способом ведения строительства, организация должна получить разрешение на строительство. Подобные бумаги выдают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К примеру, в Москве это орган архитектуры и градостроительства. Он обязан выдать разрешение в течение 20 дней с момента представления пакета документов (Закон «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» №50 от 9 июля 2003г.). Перечень его содержимого определен в статье 14 закона.

Срок действия разрешения устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и нормативами продолжительности строительства. Но он не может превышать трех лет. Исключением являются случаи, когда указанный срок продлевается на основаниях, предусмотренных статьей 19 Закона №50 от 9 июля 2003г.

Важным документом является также разрешение на производство строительно-монтажных работ по объекту. В Москве порядок его выдачи регламентирует Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004г. №841-ПП «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ». В нем предусматривается, что разрешение выдает Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) Москвы в течение 21 дня с момента предоставления органами исполнительной власти Москвы и городскими организациями, а также заказчиком (застройщиком) документов, указанных в пункте 3 постановления. Заказчик (застройщик) предоставляет заявление на получение разрешения, Стройгенплан, согласованный с рядом городских служб и организаций, а также лицензии (организации-заказчика, строительной подрядной организации, проектной организации). Кроме того, к этим документам необходимо приложить приказы о назначении ответственных лиц и копии соответствующих договоров.

Порядок ввода в эксплуатацию

Получив разрешительные документы, необходимо в полном соответствии с требованиями действующих СНИПов обеспечить строительство и сдачу в эксплуатацию объекта. При этом следует учитывать, что от того, правильно ли оформлена документация на ввод объекта в эксплуатацию, зависит дальнейшее успешное оформление права собственности на него.

Как и вопрос о выдаче разрешений на строительство, вопрос о порядке приемки построенных объектов в эксплуатацию отнесен к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Москве этот порядок регулируют Городские строительные нормы «Приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительство объектов. Основные положения» (постановление правительства Москвы от 11 июля 2000 г. №530). Они распространяются на все построенные объекты на территории Москвы.

Ввод объекта в эксплуатацию производится правовым актом органа городской администрации. Его выдают на основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик - инвестор), а также итогового заключения ИГАСН (п. 1.2. и п. 1.3. постановления правительства Москвы от 11 июля 2000 г. №530).

Если правовой акт и заключение ИГАСН отсутствуют, приступить к оформлению права собственности на объект невозможно.

Сроки подготовки этих двух документов, согласно постановлению правительства Москвы, не должны превышать семи календарных дней с момента поступления от компании полного пакета документов. Однако для получения заветного распоряжения о вводе объекта в эксплуатацию организация (в зависимости от вида объекта) должна представить в ИГАСН порядка 50 актов. Все они составляются с участием уполномоченных органов государственного надзора и контроля. Бумаги подтверждают готовность составных частей и оборудования объекта (например, акт приемки подземной части здания, акт приемки кровли, акт приемки отопления и т. д.). Кроме того, для того чтобы получить положительное заключение ИГАСН, должны быть предоставлены надлежащим образом подготовленные документы бюро технической инвентаризации (БТИ) с указанием эксплуатационных показателей объекта. При этом приходится мириться с тем, что сроки подготовки и получения указанных документов не всегда нормативно определены.

Как показывает практика, в среднем, с момента окончания строительства до получения правового акта о вводе объекта в эксплуатацию проходит от трех до восьми месяцев. И это при условии, что организация надлежащим образом оформила документы.

И, наконец, можно получить право собственности…

Только после того, как была получена разрешительная документация, оформлено строительство объекта и его результаты, у организации возникает право обратиться в государственный орган для регистрации права собственности на него.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводит соответствующее учреждение юстиции на территории регистрационного округа по месту нахождения имущества (ст. 9 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г.№122-ФЗ; далее « Закон №122-ФЗ »). В Москве таким органом является Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве.

Для регистрации права собственности организация должна предоставить в уполномоченный регистрирующий орган пакет документов. Их перечень зависит от вида объекта (жилой/нежилой), а также от порядка взаимоотношений по его строительству (инвестиционный контракт с уполномоченным государственным органом; строительство объекта на собственной земельном участке или участке, права аренды на который выкуплены застройщиком и т.д.).

Необходимо подчеркнуть, что статья 17 Закона №122-ФЗ приводит лишь общий перечень оснований возникновения прав на недвижимое имущество. При этом в Законе не указывается, какие конкретно документы являются необходимыми для регистрации прав. Пользуясь этим пробелом в законодательстве, регистрирующие органы зачастую самостоятельно устанавливают так называемые «рекомендуемые» или «примерные» перечни документации. А это создает немалые дополнительные трудности для заявителя.

Например, в судебной практике есть случай, когда отказ регистрирующего органа в регистрации прав собственности приобретателя недвижимого имущества был признан незаконным (Постановление ФАС Уральского округа от 16.06.2005 N Ф09-905/05-С3). При этом свой отказ регистрирующий орган основывал на том, что отсутствуют правоустанавливающий документ продавца на участок - подлинный экземпляр договора купли-продажи, а также документы, подтверждающие право приобретателя на земельный участок, на котором расположена недвижимость.

В результате регистрация прав на построенный объект существенно затягивается, и к этому нужно быть готовым. Я советую при подаче бумаг не ограничиваться «рекомендуемым» перечнем, а предоставить все документы, которые могут свидетельствовать о достаточности прав на объект. Отказать в приеме указанных документов регистрирующий орган не вправе.

Когда в регистрирующий орган подаются документы для регистрации прав на построенный объект, заявителю выдают соответствующую расписку. В ней перечисляется состав переданной документации.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых документов (п. 3. ст. 13 Закона №122-ФЗ). Однако, как правило, регистраторы пользуются правом на приостановку регистрации, чтобы получить дополнительные документы и сведения. Ее срок составляет один месяц. Если же заявитель не предоставит затребованные сведения и документы, в регистрации права может быть отказано.

За нарушения закон жестоко карает

Оформление прав на вновь созданный объект - достаточно сложный процесс. Он требует от организации значительных, как финансовых, так и временных затрат.

Между тем невыполнение законодательства ведет к крайне тяжелым последствиям. Недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается самовольной постройкой (ст. 222 ГК). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не может распоряжаться ею - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В качестве примера можно привести судебные иски, связанные со сносом коттеджей на Истринском водохранилище. Они были возведены без получения всех необходимых разрешений и согласований на земельном участке, не предназначенном для строительства жилых капитальных строений.

Документы на право собственности

Для регистрации права собственности на нежилой объект, построенный организацией в отсутствие инвестиционного контракта с каким-либо государственным органом, нужно подготовить следующие документы:

  • распорядительный документ о предоставлении земельного участка под строительство объекта;
  • документы, подтверждающие наличие установленных законом прав на земельный участок;
  • документ о приемки объекта (акт приемочной комиссии или
    двусторонний акт участников строительства);
  • итоговое заключение Инспекции ГАСН;
  • правовой акт уполномоченного государственного органа субъекта о вводе объекта в эксплуатацию;
  • документы БТИ, предусматривающие технические характеристики объекта;
  • документ, подтверждающий распределения площадей объекта между участниками строительства (в случае если в финансировании строительства объекта участвовало несколько лиц);
  • справка об источниках финансирования, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером. Она должна быть скреплена печатью организации (в случае если в финансировании строительства объекта принимала участия одна организация).
Если объект возводился организацией на основании инвестиционного контракта с каким-либо государственным органом, то помимо вышеуказанных документов в регистрирующий орган необходимо представить:
  • распорядительный документ уполномоченного государственного органа, определяющий право реконструкции или строительства объекта;
  • инвестиционный контракт и дополнительные соглашения к нему;
  • акт о результатах реализации инвестиционного проекта или
    акт распределения площадей;
Как в первом, так и втором случаях, в регистрирующий орган также нужно предоставить:
  • заявление о регистрации права собственности (бланк выдается при обращении в регистрирующий орган);
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за регистрационное действие (ее размер для юридических лиц составит 7 500 рублей);
  • учредительные документы заявителя;
  • документ, подтверждающий факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц;
  • документ о постановке заявителя на учет как налогоплательщика с указанием его ИНН;
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа заявителя;
  • доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя, подающего документы на регистрацию (если документы подаются представителем).
Когда строительство не завершено…

Ирина Дымская , адвокат Адвокатской палаты Московской области:

«Получить право собственности можно и на объекты незавершенного строительства (ст. 25 Закона о государственной регистрации). Чтобы их зарегистрировать, должны быть выполнены следующие условия:

  • здание не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке;
  • его строительство по каким-либо причинам приостановлено на длительный срок или прекращено совсем;
  • под строительство недвижимости выделен земельный участок, который принадлежит заявителю на праве собственности;
  • все «строительные» документы оформлены в соответствии с действующим законодательством;
Соответственно, только после того, как объект незавершенного строительства зарегистрирован и на него получено свидетельство о праве собственности, его можно продать (если это необходимо)».
Не спешите платить налог на имущество с новостройки

Владимир Мещеряков, глава экспертной коллегии журнала «Практическая бухгалтерия», руководитель авторского коллектива книги «Годовой отчет-2005»

Построенное здание должно пройти госрегистрацию. Я советую прописать в учетной политике, что до тех пор, пока недвижимость не будет зарегистрирована, она учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Это позволит компании сэкономить на налоге на имущество. Ведь имущество, учтенное здесь, налогом не облагается. Кроме того, компания может начислять амортизацию на построенный объект (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Поясню почему. Обратимся к методическим указаниям по учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н). Здесь сказано, что если здание построено, эксплуатируется и документы переданы на госрегистрацию, то амортизацию можно начислять в общеустановленном порядке. Далее написано, что уточнить начисленную сумму амортизации надо после того, как недвижимость будет принята к «учету в качестве основных средств после государственной регистрации» (п. 52 Методических указаний). Отсюда можно сделать вывод, что с момента передачи документов на регистрацию и до момента самой регистрации имущество числится на счете 08 и при этом на него можно начислять амортизацию. Аналогичный порядок действует и в налоговом учете. Это подтверждает письмо Минфина от 11 января 2005 г. № 03-03-01-04/1/1. Здесь написано, чтобы начать начислять амортизацию по основному средству, которое подлежит госрегистрации, надо выполнить два условия. Первое – основное средство введено в эксплуатацию, второе – документы переданы на госрегистрацию. Свою позицию сотрудники Минфина подтверждают ссылкой на пункт 8 статьи 258 Налогового кодекса.

Типичные ошибки

Чаще всего при получении прав на землю для строительства, оформлении разрешений и лицензий, вводе объекта в эксплуатацию допускают следующие ошибки:

  • заключают договор аренды земельного участка с неуполномоченным государственным органом или без проведения конкурса;
  • начинают строительство объекта без утвержденного проекта или без получения исходно-разрешительной документации;
  • выполняют функции заказчика строительства без получения в установленном порядке соответствующей лицензии;
  • предоставляют в уполномоченный государственный орган недостоверные сведения и документы в целях ввода объекта в эксплуатацию и оформления права собственности;
  • вводят в эксплуатацию объект, существенно отличающийся от требований утвержденной проектной документации.

Распоряжение Правительства Москвы первого заместителя Премьера от 21.12.2000 N 1058-РЗП

Во исполнение и развитие постановления Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 660 "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы", в целях обеспечения оформления имущественных прав на объекты и своевременного ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов:

1. Принять к исполнению утвержденный Временный порядок приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы (приложение 1).

2. Утвердить перечень документов, представляемых в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы для последующей регистрации права собственности города Москвы и права хозяйственного ведения государственных специализированных организаций на объекты инженерного и коммунального назначения, относящиеся к недвижимому имуществу (приложение 2).

3. Управлению городского заказа, Управлению топливно - энергетического хозяйства и Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно со специализированными организациями:

3.1. Определять границы балансовой принадлежности инженерных сооружений (транзитные сети, диспетчерские пункты, коллекторы, ЦТП, ИТП и др.), а также технологического оборудования (приборы учета, водовыпуски и др.) для передачи его энергоснабжающим организациям.

3.2. Определить по согласованию с ОАО "Москапстрой" перечень документации, необходимой для приемки - передачи законченных строительством объектов в эксплуатацию с учетом их назначения и технологических особенностей, и установить единый порядок представления и оформления документов в соответствии с разделом 2 приложения 1.

3.3. Обеспечить представление в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы полного пакета документов, указанных в приложении 2.

4. Установить, что организации - заказчики, ведомства и организации различной организационно - правовой формы представляют комплекты документов согласно п. 3.3.

5. Предложить организациям - заказчикам предусматривать в проектно - сметной документации на строительство объектов города затраты на разработку и оформление документов, необходимых для регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с приложением 2.

6. Принять к сведению, что специализированные организации после приемки объектов в эксплуатацию и до оформления имущественных прав на них могут заключать соответствующие договоры с жилищными, энергоснабжающими и другими эксплуатирующими организациями.

7. Государственным специализированным организациям:

7.1. Заключать хозяйственные договоры с жилищными эксплуатирующими организациями и энергоснабжающими организациями с момента утверждения акта приемки - передачи объектов в эксплуатацию.

7.2. Осуществлять в установленном порядке оформление имущественно - земельных прав на принятые в эксплуатацию объекты в срок не более двух месяцев со дня утверждения акта приемки - передачи (п. 7.1).

8. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы:

8.1. Продолжить до 1 июня 2001 года оформление документов и осуществление приемки - передачи законченных строительством объектов в аренду АО "Мосэнерго" в порядке, установленном распоряжением Премьера Правительства Москвы от 9 июля 1998 года N 751-РП "О порядке передачи энергообъектов АО "Мосэнерго", и в соответствии с заключенными договорами аренды от 24 августа 1998 года N 004/98-751 и от 14 мая 1999 года N 006/99-751.

8.3. Установить с учетом предложений специализированных организаций порядок и условия передачи технологического оборудования (движимого имущества) энергоснабжающим организациям (п. 3.1).

8.4. Создать структурное подразделение, на которое возложить оформление документов по приемке - передаче объектов инженерного и коммунального назначения, представление документов для

регистрации права собственности города Москвы и ведение реестра.

8.5. Совместно с Департаментом финансов г. Москвы до 1 марта 2001 года представить предложения об условиях дальнейшей передачи ОАО "Мосэнерго" объектов инженерного и коммунального назначения с выпуском соответствующего распорядительного документа Правительства Москвы.

9. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.


Первый заместитель Премьера Правительства Москвы О.М. Толкачев


Приложение 1 к распоряжению первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 21 декабря 2000 г. N 1058-РЗП

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОГО И КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ

I. Общие положения


Настоящий Порядок устанавливает правила оформления приемки в собственность города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение или аренду специализированным организациям объектов инженерного и коммунального назначения, находящихся на балансе сторонних организаций и предприятий различных форм собственности и ведомственной принадлежности (далее по тексту - передающая сторона).


II. Порядок оформления документов


Инженерные сооружения, диспетчерские пункты, коллекторы, коммуникации и сети, а также прочие объекты городского хозяйства принимаются в государственную собственность города Москвы на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы с последующей передачей в хозяйственное ведение специализированным городским организациям в нижеследующем порядке.

1. При передаче действующих ведомственных объектов инженерного и коммунального назначения:

1.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с их действующими нормами и Правилами технической эксплуатации, а также в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы - письменное согласие Министерства государственного имущества Российской Федерации на его передачу из федеральной собственности в государственную собственность г. Москвы.

1.2. После передачи технической документации передающая сторона оформляет в 4 экземплярах акт приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1), подписанный комиссионно, и авизо с подписью главного бухгалтера передающей стороны и круглой печатью в государственную собственность города Москвы с баланса передающей организации на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы.

1.3. Одновременно передающей стороной оформляется акт приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) и авизо с баланса Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения с подписями главного бухгалтера специализированной организации.

1.4. Специализированная организация комиссионно обследует принимаемый объект, подписывает акты приемки - передачи и авизо. На основании принятых актов специализированная организация формирует перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение.

1.5. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.

1.6. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом направляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

1.7. Специализированная организация представляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки - передачи и авизо согласно пп. 1.2, 1.3.

1.8. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки - передачи и авизо, издает распорядительный документ, передает оформленные акты приемки - передачи и авизо специализированной организации.

1.9. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки - передачи и авизо.

1.10. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представляет необходимые документы для регистрации в Москомзем и Москомрегистрацию.

1.11. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение специализированной организации.

2. При передаче объектов инженерного и коммунального назначения, реконструированных или вновь построенных передающей стороной в соответствии с техническими условиями по их подключению за счет средств городских источников:

2.1. После приемки объекта производственного и непроизводственного назначения, включая объекты жилья и соцкультбыта, приемочной комиссией и оформления соответствующего акта передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и правилами технической эксплуатации.

2.2. Объект считается принятым на техническое обслуживание специализированными организациями с момента оформления актов приемки на выполненные специальные работы и приемки технической документации.

2.3. В месячный срок после передачи технической документации передающая сторона оформляет в 4 экземплярах акт приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1), акт приемки выполненных специализированных работ и авизо в государственную собственность города Москвы с баланса передающей организации на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляются 4 экземпляра акта приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) и авизо с баланса Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения.

2.4. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации актов приемки - передачи и авизо, комиссионно обследует и подписывает второй комплект документов. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации.

2.5. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.

2.6. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом отправляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

2.7. Специализированные организации представляют в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки - передачи и авизо согласно пп. 2.2, 2.3.

2.8. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки - передачи и авизо, издает распорядительный документ и передает оформленные акты приемки - передачи и авизо специализированной организации.

2.9. Специализированные организации после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносят соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представляют необходимые документы для регистрации в Москомзем и Москомрегистрацию.

2.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение специализированной организации.

3. При передаче объектов инженерного и коммунального назначения, реконструированных или построенных за счет городских бюджетных средств, когда заказчиком строительства выступает сама специализированная организация:

3.1. После приемки объекта приемочной комиссией и оформления соответствующего акта специализированная организация оформляет 2 экземпляра акта приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) и авизо на свой баланс на праве хозяйственного ведения, который утверждается Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы.

3.2. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки - передачи, актов на специальные работы и авизо.

3.3. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представляет необходимые документы для регистрации в Москомзем и Москомрегистрацию.

3.4. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение специализированной организации.

4. При передаче объектов от государственных (городских) предприятий, включая объекты с неустановленной собственностью (по представлению префектур административных округов):

4.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и правилами технической эксплуатации.

4.2. После передачи технической документации передающая сторона оформляет в 4 экземплярах акт приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) и авизо в государственную собственность города Москвы с баланса передающей организации на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляются 4 экземпляра акта приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) с баланса Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения.

4.3. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации актов и авизо, комиссионно обследует объект и подписывает документы. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации.

4.4. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации, подписывается руководителем специализированной организации или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.

4.5. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего с сопроводительным письмом направляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

4.6. Специализированная организация представляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки - передачи и авизо согласно пп. 4.2, 4.3.

4.7. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки - передачи и авизо, издает распорядительный документ и передает специализированной организации оформленные акты приемки - передачи и авизо на принятые объекты.

4.8. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки - передачи и авизо.

4.9. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представляет необходимые документы для регистрации в Москомзем и Москомрегистрацию.

4.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение специализированной организации.

5. При передаче объектов от организаций с различной формой собственности:

5.1. Передающая сторона представляет специализированной организации техническую документацию на передаваемый объект в соответствии с действующими нормами и правилами технической эксплуатации.

5.2. После передачи технической документации передающая сторона оформляет в 4 экземплярах акт приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) и авизо в государственную собственность города Москвы с баланса передающей организации на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы. Одновременно передающей стороной оформляются 4 экземпляра акта приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) с баланса Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы на баланс специализированной организации на праве хозяйственного ведения.

5.3. Специализированная организация принимает техническую документацию и оба комплекта оформленных со стороны передающей организации актов и авизо, комиссионно обследует объект, подписывает второй комплект документов. Объект включается в перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации.

5.4. Перечень объектов имущества, передаваемых в хозяйственное ведение специализированной организации, подписывается руководителем или другим уполномоченным лицом и направляется на утверждение в соответствующий отраслевой департамент или управление.

5.5. Отраслевое управление утверждает представленные перечни имущества, после чего сопроводительным письмом отправляет в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.

5.6. Специализированные организации представляют в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы два комплекта оформленных со стороны передающей организации и специализированной организации актов приемки - передачи и авизо согласно пп. 5.2, 5.3.

5.7. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в соответствии с представленными перечнями имущества, передаваемого в хозяйственное ведение, подписывает и утверждает оба комплекта актов приемки - передачи и авизо, издает распорядительный документ и передает специализированной организации оформленные акты приемки - передачи и авизо на принятые объекты.

5.8. Объект считается принятым в эксплуатацию и на техническое обслуживание с момента оформления актов приемки - передачи и авизо.

5.9. Специализированная организация после получения оформленных и утвержденных документов на объект вносит соответствующие изменения в договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения и представляет необходимые документы для регистрации в Москомзем и Москомрегистрацию.

5.10. После государственной регистрации объект считается принятым в хозяйственное ведение специализированной организации.

6. При передаче теплоэнергетических объектов, построенных, реконструируемых или действующих, с последующей передачей в аренду ОАО "Мосэнерго":

6.1. Передающая сторона или организация - заказчик производит техническую сдачу теплоэнергетических объектов комиссии соответствующего эксплуатационного района ОАО "Мосэнерго". Результаты оформляются актом приемки - передачи (ф. ОС-1), который подписывается комиссией ОАО "Мосэнерго" и передающей стороной и утверждается ОАО "Мосэнерго".

С момента приемки технической документации и оформления акта приемки - передачи объект считается принятым на техническое обслуживание ОАО "Мосэнерго".

6.2. Организация - заказчик или передающая сторона оформляет в 3 экземплярах два комплекта авизо с подписями главных бухгалтеров (ТУКС, УКС и др.) и вышестоящей организации, заверенными круглыми печатями, подписывает и утверждает со своей стороны в 3 экземплярах два комплекта актов приемки - передачи основных средств на баланс Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы теплоэнергетических объектов.

6.3. Сопроводительным письмом направляет в Департамент для дальнейшего оформления акты и авизо.

6.4. На основании принятых актов ОАО "Мосэнерго" формирует перечень принимаемых в аренду объектов и не реже одного раза в месяц передает в Департамент перечень принятых в эксплуатацию и в аренду теплоэнергетических объектов, утвержденный начальником Управления топливно - энергетического хозяйства Правительства Москвы, с приложением ранее оформленных актов и авизо.

6.5. Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы передает ОАО "Мосэнерго" оформленные акты передачи и авизо на принятые объекты и издает распорядительный документ. Заключает договор аренды с ОАО "Мосэнерго" и производит расчет арендной платы за передаваемое в аренду имущество.

6.6. Организациям ОАО "Мосэнерго" в течение месяца после оформления договора аренды в соответствии с п. 6.5 заключить договор с ГУП "Москоллектор" на оказание услуг по эксплуатации коллекторов, используемых для осуществления прокладки и эксплуатации теплоэнергетических коммуникаций.


Приложение 2 к распоряжению первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 21 декабря 2000 г. N 1058-РЗП


ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНЖЕНЕРНОГО И КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ


1. Перечень объектов инженерного и коммунального назначения, принимаемых в собственность города Москвы, для последующей передачи специализированным организациям: государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения и ОАО "Мосэнерго" в аренду по формам, соответствующим приложениям 2 и к постановлению Правительства Москвы от 22 августа 2000 года N 660.

2. Комплекты актов приемки - передачи с авизо от передающей организации на баланс Департамента государственного и муниципального имущества и от Департамента специализированным организациям.

3. Выписка из технического паспорта БТИ на здания, строения (форма 1-а) сроком давности не более 1 года с поэтажным планом и экспликацией к поэтажному плану.

4. План подземных инженерных коммуникаций Мосгоргеотреста.

5. Правоустанавливающие документы:

5.1. Заверенная копия распорядительного документа Правительства Москвы, префектуры на строительство объекта за счет средств города (или с участием города в инвестиционном контракте) или извлечение из титульного списка городского заказа на строительство отдельных объектов инженерного и коммунального назначения, заверенное организацией - заказчиком.

5.2. Копия акта установленной формы (приемочной, государственной или рабочей комиссии) о приемке объекта в эксплуатацию и копия распоряжения об утверждении указанного акта, заверенные организацией - заказчиком на объекты, построенные по городскому заказу.


  • Постановление Главы Администрации МО от 29.11.1993 N 238 О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность города Жуковский", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность города Щербинки", "Перечнем нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность города Лыткарино", "Перечнем нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность города Электросталь", "Перечнем...
  • Постановление Правительства Москвы от 23.11.2004 N 814-ПП О принятии общежитий, находящихся на балансе ОАО "Москвич", в собственность города Москвы" "Перечнем объектов инженерного и коммунального назначения (теплоснабжения), принимаемых в собственность города Москвы", "Перечнем объектов инженерного и коммунального назначения (водоснабжения), принимаемых в собственность города Москвы")
  • Постановление Главы Администрации МО от 19.09.1994 N 213 О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Орехово-Зуевского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Подольского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Раменского района", "Перечнем объектов социально-культурного и комму...
  • Постановление Вице-главы Администрации МО от 03.06.1996 N 243-ПВГ О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилых помещений в муниципальную собственность" "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Балашихинского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Одинцовского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Подольского района")
  • Постановление Вице-главы Администрации МО от 12.05.1996 N 200-ПВГ О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилых помещений в муниципальную собственность" "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества, передаваемых в муниципальную собственность Мытищинского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и имущества, передаваемых в муниципальную собственность Наро-Фоминского района", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Пушкинского район...
  • Постановление Главы Администрации МО от 15.12.1994 N 285 О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность города Подольска", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Красногорского района от приватизируемых предприятий", "Перечнем объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Орехово-Зуевского района", "Перечнем о...
  • Постановление Губернатора МО от 06.05.1998 N 116-ПГ О передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность" "Перечнем объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в муниципальную собственность города Электрогорска", "Перечнем объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в муниципальную собственность города Электросталь", "Перечнем объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в муниципальную собственность Егорьевского района", "Перечнем объектов государственной собственности Московской области, передаваемых в муниципальную...