Закон о сертификации деятельности психологической помощи населению. Закон о психологической помощи - размышления и ожидания

В тупик зашли попытки редакции согласовать публикацию видеозаписи обсуждения законопроекта о психологической помощи населению, которое состоялось в дни Всероссийского психологического форума в Казани. Обсуждение законопроекта остается «не закрытым, но не афишируемым», как описал его вновь избранный президент Российского психологического общества, декан факультета психологии Московского государственного университета Юрий Петрович Зинченко.

Наш пересказ, конечно, не претендует на полноту описания всех нюансов состоявшегося обсуждения, но, надеемся, послужит продолжению диалога в профессиональном сообществе.

В ходе пленарного заседания 5 октября о разработке нового законопроекта межфакультетской рабочей группой МГУ рассказала доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Гаяне Михайловна Давидян. Более полутора лет над законопроектом работает «3-сторонняя рабочая группа, включающая психологов-практиков, психологов-ученых и юристов».

Проблема законодательного регулирования в любом профессиональном сообществе часто вызывает сопротивление, в качестве примера докладчик упомянула юридическое сообщество: в России нет закона о деятельности юристов и разрабатывать его желающих тоже нет.


По утверждению Г. М. Давидян, закон о деятельности психологов нужен, потому что сейчас не ясно, кто такой психолог? Есть профессиональные стандарты в разных ведомствах, но нет общего определения психолога.

По словам Г. М. Давидян, рабочая группа пришла к выводу о возможности унифицировать профессиональные стандарты психолога в структурах МЧС, Минобороны и Минобрнауки . Цель законопроекта: «установление на федеральном уровне единых стандартов организации психологической помощи населению, единых основ деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, и определение порядка деятельности органа, регулирующего организацию психологической помощи».

В ходе круглого стола 6 октября директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ Юлия Сергеевна Шойгу, принимающая участие в работе межфакультетской комиссии в качестве эксперта, пояснила, что за год работы удалось сконструировать каркас будущего законопроекта, который еще предстоит наполнить конкретным содержанием.

Предполагается, что регулировать деятельность психологов будет межведомственная комиссия при Министерстве здравоохранения РФ (предлагавшийся ранее механизм с привлечением СРО не может охватить, например, психологов силовых ведомств, которых насчитывается в России более 3000; и практика применения закона о СРО в сфере строитества выявила недостатки такого регулирования).

При этом в новом законопроекте определение психологической помощи будет отстроено от психотерапии, которая будет признана исключительно медицинской деятельностью ; а научную и преподавательскую составляющую деятельности в области психологии закон охватывать не будет, сконцентрировавшись на оказании психологической помощи.

Декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного факультета Алла Вадимовна Шаболтас выразила несогласие с разделением психологической помощи и психотерапии, ссылаясь на общепринятую мировую практику и психологическую сущность психотерапевтической помощи.

В обсуждении будущего закона приняла участие Ольга Александровна Карабанова – заведующая кафедрой возрастной психологии, профессор факультета психологии МГУ, разработчик ФГОС для начальной школы и новой концепции школьной психологической службы: «Я считаю, что должен быть общий закон о психологической помощи, для всех практических психологов. Сейчас 40 тысяч психологов работают в сфере образования, они испытывают огромные трудности, связанные с тем, что существует правовой вакуум. Регулятор будет обеспечивать возможность выхода на профессиональную деятельность, создаст профессиональный стандарт, квалификационные требования, будет заниматься сертификацией. Если мы примем закон, согласно которому регулятором будет Минздрав - это значит, что практически блокируется вся деятельность психологов в образовании. Потому что сертификация будет осуществляться в соответствии с представлениями большинства вузов, которые готовят медицинских психологов. Это полностью добьёт и разрушит систему психологической помощи в сфере образования.»

Вспоминая нашумевшие примеры с «розготерапией» и «тренингами личностного роста через раздевание», участники круглого стола то и дело призывали друг друга остановиться на самых главных факторах защиты профессии психолога от шарлатанов.

Старший преподаватель кафедры политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, член Этического комитета РПО Ватулин Александр Иванович обозначил 3 основных аспекта профессиональной системы, которые должен регулировать закон:

1. Допуск на рынок.
2. Профессиональный стандарт.
3. Профессиональная ответственность.

В ходе обсуждения возможностей и рисков сертификации психологов выступил заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Экспертного совета Российского психологического общества Сергей Алексеевич Маничев: «РПО не нужно привлекать к сертификации психологов. Мы можем опираться на опыт западных коллег. В свое время во время командировки в США мы изучали, как там устроена сертификация. APA сертификацией не занимается. Конгресс США принял так называемый модельный акт и на его основании каждый штат принимает свой закон. Как выстроена система - есть ассоциация советов, это самостоятельная организация, которая специализируется только на приеме экзамена на допуск к профессиональной психологической практике. Сдав экзамен, психолог идет к чиновникам, а они решают вопрос о лицензии. Ее получение обязательно, страховая компания вас без лицензии не возьмет. Чиновники не изучают профессиональную сторону вопроса, они смотрят с очки зрения законов штата - сколько лет прожил, владеет ли языком, не было ли в прошлом правонарушений и т.п. На основании этого выдают лицензию. В том случае, если психолог провинился, собираются эти же чиновники, психолог с адвокатом и идет такой квази-процесс, на основании которого лицензия может быть отозвана или сохранена. Дополню, что психологам, работающим в государственных органах, лицензия не нужна, на госслужащих она не распространяется.»

Организаторы круглого стола сообщили, что для продолжения детальной работы над законопроектом создается рабочая группа экспертов при президиуме Российского психологического общества.

Коллеги, в ходе обсуждения законопроекта участники несколько раз вспоминали фразу: «фарш нельзя прокрутить назад». Переписать закон после его принятия не получится. Торопитесь откликнуться и высказать свою точку зрения!

Губанова Анна Сергеевна
профессиональное интернет-издание «Психологическая газета»
Санкт-Петербург
Редакция «Психологической газеты»
24.10.2017

Диалоги в комментариях


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.
Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.


Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве
Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.
Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве
1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.
Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве
Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.


Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве
Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.


Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве
1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.
Статья 8. Права получателя психологической помощи
1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.
Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве
1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.


Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве
1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.
Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве
1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.


Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр
Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.


Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр
Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.
Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений
1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи
Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Источник публикации

"Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 60, 27.10.2009,

"Тверская, 13", N 137, 17.11.2009,

"Ведомости Московской городской Думы", 29.12.2009, N 11, ст. 285

Примечание к документу


КонсультантПлюс: примечание.

Начало действия документа - 07.11.2009.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В соответствии с статьей 16 данный документ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" - дата выхода в свет 27.10.2009).


Название документа

МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости. Проблема обеспечения россиян профессиональной психологической помощью требует законодательного регулирования и введения обязательной сертификации специалистов, так как качество подготовки психологов в России оставляет желать лучшего, считает декан факультета психологии МГУ имени Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Юрий Зинченко. В День психолога, который отмечается в России 22 ноября, он рассказал РИА Новости о том, как определить грамотного специалиста.

Как напомнил Зинченко, сегодня Минобрнауки России уделяет большое внимание подготовке психологов. Глава ведомства Ольга Васильева уже увеличила число бюджетных мест по этой специальности на 2018 год. Однако, по словам декана факультета психологии, необходимо также обратить внимание и на качество этой подготовки.

"Желания обратиться к психологу у россиян стало больше. Другой вопрос, насколько у нас обеспечена ситуация именно профессиональными психологами. Здесь мы упираемся как раз в проблему подготовки профессионалов. Нужно увеличивать не только количество бюджетных мест, но и повышать качество подготовки. Потому что часто кто-то берется готовить психологов без необходимого кадрового обеспечения, без опыта и так далее", — сказал Зинченко.

Закон о психологах и система сертификации

По словам декана факультета психологии, сегодня в России нет никакого фильтра, способного выявить некачественно работающего психолога или представляющегося таковым, так как система сертификации является добровольной.

"Кроме обучения и подготовки необходима система сертификации психологов уже работающих или тех, кто себя за них выдает. Здесь мы выходим как раз на закон, на необходимость все-таки продвижения закона о психологической помощи населению Российской Федерации", — сказал Зинченко.

По его словам, законодательство могло бы отрегулировать и определить, кто такой психолог, что такое психологическая помощь, кто несет ответственность в случае некачественной психологической помощи, которая может нанести вред здоровью, развитию или жизни обратившихся.

"Этот закон нужен. И надеемся, что он у нас когда-нибудь будет в ближайшем обозримом будущем принят", — добавил Зинченко.

Служба психологической помощи детям

Профессор также напомнил, что на сегодняшний день Российская академия образования (РАО) подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года, которая предполагает разработку моделей психологической помощи школьникам и студентам. Предполагается, что такая служба будет, в частности, оказывать психологическую поддержку и помогать обучающимся в трудных жизненных ситуациях, содействовать профориентации школьников, их позитивной социализации и коррекции агрессивного, суицидального и противоправного поведения.

"На следующей неделе, 28 ноября, будет проходить коллегия министерства образования и науки. И наконец, надеемся, что будет принята концепция развития психологической службы в системе образования", — сказал он.

Зинченко пояснил, что сегодня в России нет действующей единой системы психологической помощи школьникам и студентам. В некоторых регионах отмечаются отдельные успешные наработки, однако по всей стране такой системы нет.

"Если мы не начнем эту помощь оказывать с раннего возраста, то мы потом можем получить достаточно большие проблемы", — отметил доктор психологических наук.

Как определить профессионала

По словам декана факультета психологии МГУ, чтобы понять, стоит ли обращаться к конкретному психологу, необходимо обратить внимание на его образование. На деле им может оказаться всего лишь "предприниматель", предостерег профессор.

"Самое главное - посмотреть, чтобы образование было не дополнительным, которое можно получить за полтора года или несколько месяцев, став психологом с документом по программе допобразования, который вроде бы в себе содержит какие-то психологические слова. Нужно обратить внимание, чтобы диплом не просто был со словами психология, а чтобы было получение профессии - либо 5-6-летний диплом, либо переподготовка для лиц, имеющих высшее образование, чтобы это было не менее 3-3,5 лет", — пояснил Зинченко.

Он также обратил внимание, что внутри направления подготовки по специальности "Психология" также имеются различные специализации. Поэтому человек, учившийся на зоопсихолога, но работающий как психотерапевт, тоже может вызывать вопросы к своей компетентности.

"Дальше есть хитрость еще одна - вы можете проучиться в магистратуре, при этом не быть выпускником бакалавриата по специальности "Психология". Магистратура - это два года обучения, а фактически - три семестра учебы и один семестр подготовки к защите магистерской диссертации. Иногда это может вызывать вопросы, насколько человек за три семестра вдруг стал хорошим психологом", — добавил декан.

Как отметил Зинченко, настоящие профессионалы в области психологии сегодня востребованы, а самые высокие зарплаты у тех, кто работает в крупных корпорациях или занимается психотерапией и психоанализом.

"Те психологи, которые идут и трудоустраиваются в крупные корпорации, это в основном связано с кадровым сопровождением, HR, работой с персоналом, они естественно высокооплачиваемые. Потом достаточно обеспечена та часть, которые предлагают психотерапевтические, психоаналитические услуги. Вот эта часть тоже достаточно востребована", — сказал он.

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.