Органы государственной власти в российской федерации. Система органов государственной власти В систему гос органов рф не входят

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна приводить в жизнь, и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

К представительным (законодательным) органам государственной власти относятся: парламент - Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания означает, что он в

правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции. Основная функция Федерального Собрания - принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой. Для организации Федерального Собрания характерны специфические признаки:

  • - Федеральное Собрание является учреждением парламентского типа. В ст. 94 Конституции РФ впервые закреплено, что Федеральное Собрание - это парламент РФ;
  • - Федеральное Собрание функционирует в механизме «горизонтального» и «вертикального» разделения властей. Федеральное Собрание не является вышестоящим органом по отношению к иным представительным коллегиальным органам государственной власти; не руководит парламентами субъектов РФ, депутатскими коллегиями, которые избираются муниципальными сообществами; осуществляет законодательные полномочия только по тем вопросам и в тех пределах, которые в соответствии с разграничением полномочий между Россией и её субъектами, между Федерацией и местным самоуправлением, отнесены к ведению Федерации;
  • - Федеральное Собрание обладает наряду с законодательными и контрольными полномочиями. Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблему, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений;
  • - Федеральное Собрание состоит из политической элиты страны. Члены Федерального собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой;
  • - Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах - заседания палат, совместные заседания палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др .

Основная деятельность органов законодательной власти - принятие законов и формирование других государственных органов (назначение должностных лиц). Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией Российской Федерации и соответствующими ей федеральными законами. Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать Президента, членов Правительства к судебной ответственности.

Наряду с непосредственным законотворчеством Парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Решение финансовых вопросов - это, прежде всего, установление налогов и рассмотрение проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет, Парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль расходования финансовых средств государства.

Парламент участвует в назначении и освобождении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.

Свои полномочия Парламент осуществляет на сессиях. Порядок его работы определяется регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование .

Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации - состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются по смешанной мажоритарно- пропорциональной системе. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • - утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • - назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • - отрешение от должности Президента Российской Федерации;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Общий порядок работы Федерального Собрания. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако они могут собраться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предложения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения Совета Федерации и другие проблемы государственной жизни .

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Порядок формирования и деятельности органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решение о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти .

Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

Правительство Российской Федерации:

  • - разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;
  • - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • - обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • - осуществляет управление федеральной собственностью;
  • - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
  • - осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • - осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в целях реализации своих конституционных полномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

К органам исполнительной власти относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральные министерства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств .

Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Полномочия федерального министерства:

  • - самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • - не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • - осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), основные функции которого:

  • - утверждение ежегодного плана и показателей деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • - внесение в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • - во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ отдача поручений федеральным службам и федеральным агентствам и контроль их исполнения;
  • - назначение на должность и освобождение от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
  • - осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Она также может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Полномочия федеральной службы:

  • - издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;
  • - не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа и может быть подведомственно Президенту РФ.

Полномочия федерального агентства:

  • - издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • - не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Государственные комитеты РФ и Федеральные комиссии РФ - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. И Государственные комитеты РФ, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов РФ (по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет) и две федеральные комиссии России (по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия). Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению. Согласно Конституции РФ в пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ .

Судебная власть - это особая самостоятельная ветвь единой государственной власти, обладающая всей полнотой собственной компетенции, осуществляющая властные полномочия по защите прав и свобод граждан и другие функции исключительно конституционно утвержденными органами - судами, на основе закона и юридических процедур. В самом общем виде статус судебной власти в Российской Федерации определяет глава 7 Конституции РФ, именуемая «Судебная власть». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в установленных законом процессуальных формах, а судебная власть - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации .

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  • 1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, органов государственной власти, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом - это гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан и их организаций.
  • 2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантии независимости судей:
    • - установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);
    • - преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
    • - освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
    • - установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
    • - право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
    • - предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
    • - особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
  • 3. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи - одна из существенных гарантий его независимости.
  • 4. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  • 5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  • 6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности и равноправия сторон - важнейшее условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.
  • 7. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
  • 8. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательной власти .

Все государственные органы РФ образуют единую целостную систему . Согласно статье 11 Конституции России, в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Единство их системы обеспечивается тем, что она основана на государственной целостности РФ , а также на единстве системы государственной власти .

Единство системы государственных органов России находит проявление в разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Также единство проявляется в том, что все органы действуют на совместной основе, они находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии. При этом одни органы системы могут избираться либо назначаться другими, одни руководят другими, одни подотчетны или подконтрольны другим. Между всеми элементами системы устанавливается тесная правовая и организационная взаимосвязь.

Единство системы государственной органов РФ находит усиление в том, что её составные части в свою очередь образуют собственную систему органов . Так, в соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в России .

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно и система органов власти РФ состоит из нескольких их видов. Статьи 10 и 11 Конституции РФ предусматривают наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из указанных видов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ. Она в свою очередь может делиться по различным признакам на иные входящие в неё звенья.

Президент РФ выступает главой государства, гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 80 Основного закона он обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех элементов системы государственной власти. Президент реализует общее руководство деятельностью Правительства России и иных звеньев исполнительной власти.

Система органов законодательной власти представлена:

Федеральным Собранием РФ;

Народными и государственными собраниями, верховными советами, законодательными собраниями республик РФ;

Думами, законодательными собраниями, областными собраниями и другими законодательными структурами власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и области.

Их главная особенность заключается в том, что они избираются непосредственно народом, другим образом они формироваться не могут. Их совокупность создает систему представительных органов государственной власти Российской Федерации . Они как законодательные структуры отражают государственную волю многонационального народа РФ, а также придают ей общеобязательный характер. Они вырабатывают решения , которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают меры для исполнения собственных решений и контролируют их реализацию. Решения законодательных собраний являются обязательными к исполнению всеми иными органами данного уровня, всеми нижестоящими структурами госвласти и местного самоуправления.

В России государственные органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом России выступает Федеральное Собрание РФ . Оно является общегосударственным, общероссийским органом государственной власти, который действует на территории всей России. Все иные законодательные органы государственной власти на территории РФ являются региональными , они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.

Органами системы исполнительной власти являются:

Правительство РФ (высший орган федеральной исполнительной власти);

Иные федеральные структуры исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве России);

Органы исполнительной власти субъектов РФ (главы субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства).

Все они в целом формируют единую систему исполнительной власти , которая возглавляется Правительством РФ.

Органы исполнительной власти характеризуются тем, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти или избираются непосредственно населением. Например, Правительство России образуется Президентом, который с согласия Государственной Думы назначает его Председателя и по предложению последнего - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти занимаются особым видом государственной деятельности, которая имеет распорядительный и исполнительный характер. Они исполняют положения актов представительных структур госвласти, указов Президента, а также организуют их исполнение либо своими распоряжениями обеспечивают их реализацию. Субъекты исполнительной власти издают собственные распоряжения на основе и во исполнение положений Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей субъектов Федерации, распоряжений и постановлений вышестоящих органов исполнительной власти.

По территории деятельности органы исполнительной власти принято делить на федеральные и региональные . К федеральным относят: Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты и иные ведомства. К системе органов субъектов Федерации относят: глав администраций субъектов, их правительства, министерства, комитеты и другие ведомства.

В зависимости от характера полномочий органы исполнительной власти делятся на:

- органы общей компетенции , они занимаются всеми либо многими отраслями исполнительной деятельности. К ним относят, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации;

- органы специальной компетенции , они занимаются отдельными отраслями либо сферами исполнительной деятельности. К ним относят министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и её субъектов.

В зависимости от способов принятия решений органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные . Коллегиальными являются Правительство РФ и правительства её субъектов. Единоначальными выступают министерства и комитеты.

Органами судебной власти в России являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды, суды субъектов РФ. Совокупность субъектов правосудия формирует судебную систему РФ . Ключевой их особенностью выступает осуществление судебной власти через отправление конституционного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства.

Особое место в системе государства занимает прокуратура (она не относится ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти). Согласно статье 129 Конституции, Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, при этом нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Ключевой особенностью органов прокуратуры выступает их право на осуществление надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов положениям законодательства. Важной функцией прокуратуры является участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Также прокуратура занимается расследованиями преступлений, что является своеобразной формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.

В систему госорганов РФ также входят и другие госорганы , которые обычно выполняют различные вспомогательные и иные подобные функции . К ним относят: Администрацию Президента РФ (обеспечивает его деятельность); Совет Безопасности РФ (обеспечивает условия для реализации Президентом конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности), а также ряд иных государственных органов.

Таким образом, в системе государственных органов РФ существуют различные их виды, правомочия каждого из которых имеют свои особенности .

  • Назад
  • Вперёд

Первичным и основным структурным элементом механизма государства является система государственных органов – госаппарат, представляющий собой систему специализированных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства. Такая специальная структурная организация формируется в любом государстве с целью обеспечения выполнения своих функций.

Государственный аппарат (аппарат государства) – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством целей, взаимодействующих друг с другом, наделенных властно-принудительными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями, необходимыми для осуществления своих функций. Государственный аппарат образуется на правовой основе, принятием специального нормативного правового акта (как правило, система государственных органов устанавливается конституцией государства).

Государственные органы являются структурными звеньями аппарата государства. Различают три основных вида государственных органов:

  • – представительные законодательные органы, на которые возлагается обязанность принятия законов, такие как парламент, конгресс, федеральное собрание, верховный совет и т.п.;
  • – органы исполнительной власти, на которых лежит обязанность организовывать реализацию принятых законов (правительство, министерства, ведомства);
  • – судебные органы, на которые возлагается обязанность по разрешению различных споров, а также контроль за исполнением законов.

Указанная классификация основывается на традиционной (классической) концепции разделения власти (связываемой, главным образом, с именем Ш.-Л. Монтескье), в соответствии с которой единая государственная власть для удобства функционирования должна быть разделена/распределена на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Однако сегодня данная теория требует современного взгляда и выверенного переосмысления – практически во всех государствах имеют место такие властные институты (государственные органы), которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо из трех традиционных ветвей власти. Иллюстрацией этого является то, что в некоторых государствах даже на конституционном уровне закрепляются и другие ветви власти – учредительная, избирательная, контрольная, президентская, гражданская и др.

По иным основаниям можно выделить следующие государственные органы:

  • первичные и вторичные (производные) органы. Если первичные госорганы создаются и функционируют на основе конституции или законов (например, президент, правительство), то производные (вторичные) создаются с целью обеспечения деятельности первичных органов (например, администрация Президента РФ);
  • федеральные и региональные органы (органы субъектов РФ). Данное деление свойственно федеративным государствам, каковым является Российская Федерация;
  • контрольные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции (прокуратура, Счетная палата и др.);
  • – по способу формирования государственные органы могут быть избираемыми, назначаемыми и формируемыми. Например, к избираемым относится Государственная Дума Федерального Собрания РФ, к назначаемым – министры, к формируемым – Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • – по способу принятия решений госорганы подразделяются на коллегиальные и единоличные. Например, к коллегиальным госорганам относится Правительство РФ, к единоличным – Президент РФ;
  • – по сфере компетенции следует различать органы общей компетенции (например, правительство) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства);
  • – по времени действия различают постоянные, временные и чрезвычайные госорганы.

Система государственных органов Российской Федерации включает три подсистемы (по принадлежности к той или иной ветви государственной власти): законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная подсистема госорганов установлена Конституцией РФ. Она имеет два уровня : федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне законодательным госорганом является Федеральное Собрание РФ, которое в свою очередь состоит из двух палат – Государственной Думы (палаты представителей народа) и Совета Федерации (палаты представителей субъектов Федерации). Государственная Дума избирается всенародным голосованием сроком на пять лет и состоит из 450 депутатов. Совет Федерации формируется – по два представителя (один – от законодательной власти, другой – от исполнительной) от каждого из 83 субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ законодательные органы и их состав устанавливаются самостоятельно. Региональные законодательные госорганы ввиду их этнического, историко-культурного и национального многообразия могут иметь и имеют разные названия (законодательное собрание, народный хурал, парламент, дума, эл курултай и т.д.).

Согласно Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, действующее в соответствии с российским конституционным законодательством, федеральными законами и указами Президента РФ, и обеспечивающее согласованность и эффективность государственной исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Исполнительная подсистема госорганов также имеет два уровня: федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне система исполнительных госорганов устанавливается и изменяется Президентом РФ. Существующая ныне система сформирована в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ", от 24.09.2007 № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ".

Ее элементами являются:

  • – федеральные министерства;
  • – федеральные службы;
  • – федеральные агентства.

Каждый из перечисленных госорганов в системе исполнительной власти имеет специальное функциональное предназначение.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба выполняет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, охраны государственной границы Российской Федерации и др.

Федеральное агентство реализует в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору), ведет реестры, регистры и кадастры.

На уровне субъектов РФ исполнительные органы, их состав и названия устанавливаются самостоятельно (это могут быть администрации, правительства и др.). Исполнительную власть в субъектах РФ обычно возглавляют главы региона (президенты республик, губернаторы областей, главы администраций и т.п.).

Судебная подсистема госорганов Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", и включает три группы судов.

  • 1. Конституционные и уставные суды. Сюда входят:
    • – Конституционный суд РФ;
    • – конституционные суды субъектов РФ;
    • – уставные суды субъектов РФ.

Конституционные суды создаются в субъектах РФ, действующих на основании конституции (республиках (их 21)), уставные суды – в остальных субъектах РФ, действующих на основании устава (в областях, краях, автономных округах, автономной области). Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ осуществляют функцию контроля над конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. На основании запроса физических и юридических лиц, государственных организаций эти суды проводят проверку принятых/действующих правовых актов па предмет их соответствия Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ.

  • 2. Суды общей юрисдикции, к каковым относятся:
    • – Верховный суд РФ;
    • – верховные суды республик;
    • – краевые и областные суды;
    • – суды автономных округов и автономной области;
    • – суды Москвы и Санкт-Петербурга;
    • – военные суды;
    • – районные суды;
    • – мировые судьи.

Юрисдикционное поле деятельности судов общей юрисдикции – уголовные, гражданские и административные дела.

  • 3. Арбитражные суды.
  • – Высший арбитражный суд РФ;
  • – федеральные окружные арбитражные суды (в федеральных округах);
  • – арбитражные суды субъектов РФ.

Юрисдикционное поле арбитражных судов – разрешение экономических споров.

Отдельно следует сказать, что в систему госорганов судебной власти нс входят госорганы прокуратуры (как не входят ни в какую иную систему госорганов), занимая особое место в российской системе государственного управления и механизме государства.

Прокуратура РФ является единой централизованной иерархически организованной системой федеральных госорганов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Объектами прокурорского надзора являются все должностные лица и госорганы – федеральные и региональные, органы местного самоуправления, органы военного управления, контрольные органы, а также все негосударственные физические и юридические лица. Прокуроры осуществляют уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвуют в рассмотрении дел судами.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений.

Возглавляет систему прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность/освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Таким образом, государственный аппарат (аппарат государства) как система государственных органов предназначен для осуществления сильной и эффективной государственной власти, качественного выполнения функций государства.

Государственные органы функционируют посредством исполнения профессиональных служебных обязанностей специально подготовленных кадров – государственных служащих, обладающих необходимыми квалификационными профессиональными и нравственными качествами и входящих в систему государственной службы.

Совокупность органов государственной власти РФ образует единую систему органов государственной власти, обусловленную их тесной взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью. Единство системы органов государственной власти обусловлено наличием на всех уровнях ее функционирования общего и единственного источника – многонационального народа Российской Федерации, который вправе осуществлять свою власть как непосредственно, так и через систему органов государственной власти (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Основой системы органов государственной власти является их организационное единство, поскольку одни органы назначаются другими, одни руководят деятельностью других, подконтрольны или подотчетны другим. Единство системы органов государственной власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

В соответствии с принципом разделения властей в системе органов государственной власти принято выделять три вида органов государственной власти: законодательные, исполнительные и судебные, которые составляют подсистемы единой системы органов государственной власти России.

Законодательные (представительные ) органы государственной власти – это прежде всего Федеральное Собрание РФ и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Основная особенность этих органов заключается в их представительном составе, так как они избираются народом, выражают волю российского многонационального народа или его части, придают ей общеобязательный характер.

Законодательные (представительные) органы государственной власти являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти соответственно Российской Федерации и субъектов Федерации. Они принимают законы – акты высшей юридической силы, которым должны соответствовать правовые акты других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Посредством законов законодательные органы государственной власти определяют правовой статус иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, решают основные вопросы государственной жизни.

Исполнительные органы государственной власти включают Президента России; Правительство РФ; федеральные министерства, государственные комитеты; высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти выполняют две основные функции: исполнительную и распорядительную. Исполнительная функция заключается в исполнении актов законодательных органов государственной власти и правовых актов вышестоящих исполнительных органов государственной власти. Распорядительная функция предполагает организацию исполнения этих актов посредством своих распоряжений. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, федеральных законов и законов законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти по территории деятельности подразделяют на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, ведомства. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации – это высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства субъектов Федерации, их министерства, комитеты.

По характеру полномочий исполнительные органы государственной власти принято классифицировать на органы общей компетенции, решающие все общие вопросы государственного управления, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами государственного управления. К числу органов общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), правительства и администрации субъектов Федерации.

Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции делят на отраслевые, ведающие вопросами отдельной сферы государственного управления (министерства), и межотраслевые , решающие определенные вопросы в сферах государственного управления (Федеральная антимонопольная служба).

Исполнительные органы государственной власти также принято делить на коллегиальные и единоначальные. К коллегиальным органам государственной власти относятся правительства, администрации субъектов РФ, принимающие решения коллегиально. Единоначальными исполнительными органами государственной власти являются министерства, службы, агентства, в которых решения принимаются и проводятся в жизнь распоряжениями руководителей этих органов.

Особую группу органов государственной власти, являющихся исполнительными, составляют органы прокуратуры. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Цель прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов. Задачи прокуратуры: выявление, пресечение и предупреждение нарушений законов; установление обстоятельств нарушений законов и лиц, виновных в их совершении, и принятие мер по привлечению их к ответственности; восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, общества и государства. Функции прокуратуры: надзорная функция в различных отраслях прокурорского надзора; функция уголовного преследования и функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура также принимает участие в правотворческой деятельности и в связи с этим выполняет правотворческую функцию.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ регулируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Судебная власть в Российской Федерации согласно гл. 7 Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Существование самостоятельного и независимого суда предопределено функцией, которую призвана выполнять судебная власть при взаимоотношениях с другими ветвями власти, так как именно здесь обеспечивается непосредственное действие основных норм Конституции РФ во всех без исключения сферах применения права.

Судебная власть осуществляется исключительно судебными органами. Судебная система России включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ). К судам субъектов РФ следует относить аналогичные органы конституционного контроля (уставные суды) и мировых судей.

Конституционными принципами правосудия являются: независимость судей; неприкосновенность судей; несменяемость судей; равенство всех перед законом и судом; презумпция невиновности; состязательность и равноправие сторон; гласность судебного процесса; участие граждан в отправлении правосудия.


Верхняя палата – Совет Федерации – постоянно действующий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Палаты российского парламента являются основными субъектами законодательного процесса: Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под принятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией считается принятым при одобрении большинством не менее /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее /4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.

Роспуск Государственной Думы осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ. Государственная Дума не может быть распущена: 1) в течение года после ее избрания по второму из указанных оснований; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Государственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Совершенствование системы государственного управления предполагает, в том числе, проведение законодательной реформы, заключающейся в изменении порядка формирования палат парламента. На основании Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации РФ входили по должности глава законодательного и глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Представитель двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ определялся совместным решением его палат. К концу 1990-х гг. такая система показала свою неэффективность. Новый Федеральный закон от 5 августа 2000 г. установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона страны: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее трех месяцев со дня вступления в должность назначает представителя в Совет Федерации от исполнительного органа субъекта РФ, решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Гели на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта РФ против назначенной кандидатуры проголосуют /3 от общего числа депутатов, указ не вступает в силу, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает другого представителя.

Порядок избрания члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа субъекта РФ отличен для однопалатных и двухпалатных региональных парламентов. Из состава однопалатного законодательного органа субъекта РФ не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа по предложению его председателя избирается представитель в Совет Федерации. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Альтернативную кандидатуру может внести группа депутатов численностью не менее 1/о от общего числа депутатов этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Решение законодательного органа принимается тайным голосованием, оформляется постановлением (совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа). Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу уведомляет Совет Федерации о своем решении, дате его вступления в силу и не позднее пяти дней направляет его в Совет Федерации.

Изменения коснулись и порядка выборов депутатов Государственной Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 г. наполовину по одномандатным избирательным округам (225 депутатов), наполовину по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий, избирательных блоков (225 депутатов). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком или в составе федерального списка кандидатов. Право на выдвижение кандидатов в составе федерального списка имеют политические партии, прошедшие на выборах 7%-й рубеж. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Судебная власть в России

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют: Конституция, Федеральные Конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей). Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судебная реформа началась в связи с необходимостью формирования самостоятельной судебной власти в начале 1990-х г. Концепция реформы, ориентированной на создание наравне с судами общей юрисдикции арбитражного и конституционного судопроизводства, была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1. Конституционный Суд РФ был сформирован в 1991 г., система Госарбитража в 1992 г. была преобразована в систему арбитражных судов, которую возглавил Высший Арбитражный Суд РФ. Следующий шаг – установление в Законе о статусе судей гарантий независимости судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности. Демократический путь развития российского государства предопределил необходимость дальнейшего проведения коренных преобразований судебной системы. Ключевой момент судебной реформы – принятие Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», во исполнение которого были сформированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Продолжение судебной реформы связано с модернизацией судебного процесса – с принятием нового Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. В последние годы судебная реформа проводилась по единой Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»; в соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 961 в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях судебной реформы, расширения взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права, создан консультативный орган – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост общественного доверия к судам. Количество обращений граждан в органы судебной власти увеличилось, но судебная система оказалась не готова к этому. В мировой юстиции на одного судью в среднем приходится 139 дел в месяц, в областных судах – 450 дел , что влияет на качество решений, их объективность и сроки. Решения сложившихся проблем специалисты видят во внедрении в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов принципа разделения функций, т. е. в создании специализированных структур (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики. В системе общей юрисдикции это ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства; в арбитражных судах – углубление по налогам, корпоративным спорам, делам о несостоятельности. Для снижения нагрузки на судей предлагается внедрить в судебную практику примирительные процедуры, внесудебные и досудебные разбирательства, альтернативные способы урегулирования споров. Развитию судебной специализации должно способствовать принятие федерального закона о судах общей юрисдикции. В целях преодоления сильной зависимости процесса назначения судей от бюрократического аппарата предлагается создание дисциплинарных судов. Альтернативные решения вопросов доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной и карательной функций государства, другие направления судебной реформы должны найти отражение в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007-2010 годы».

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т. д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях: 1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; 2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей; 4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

1 блок – органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

– Министерство внутренних дел РФ

– Федеральная миграционная служба;

– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– Министерство иностранных дел РФ;

– Министерство обороны РФ

– Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

– Федеральная служба по оборонному заказу;

– Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

– Федеральное агентство специального строительства;

– Министерство юстиции РФ

– Федеральная служба исполнения наказаний;

– Федеральная регистрационная служба;

– Федеральная служба судебных приставов;

– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

– Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

– Федеральная служба безопасности РФ;

– Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

– Федеральная служба охраны РФ;

– Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

– Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2 блок – федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Министерство здравоохранения и социального развития РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

– Федеральная служба по труду и занятости;

– Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

– Федеральное медико-биологическое агентство;

– Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;

– Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

– Федеральное архивное агентство;

– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;

– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

– Министерство образования и науки РФ

– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

– Федеральное агентство по науке и инновациям;

– Федеральное агентство по образованию;

– Министерство природных ресурсов РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

– Федеральное агентство водных ресурсов;

– Федеральное агентство лесного хозяйства;

– Федеральное агентство по недропользованию;

– Министерство промышленности и энергетики РФ

– Федеральное агентство по промышленности;

– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

– Федеральное агентство по энергетике;

– Министерство регионального развития РФ

– Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

– Министерство сельского хозяйства РФ

– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– Федеральное агентство по рыболовству;

– Министерство транспорта РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

– Федеральное агентство воздушного транспорта;

– Федеральное дорожное агентство;

– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

– Федеральное агентство морского и речного транспорта;

– Федеральное агентство геодезии и картографии;

– Министерство информационных технологий и связи РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере связи;

– Федеральное агентство по информационным технологиям;

– Федеральное агентство связи;

– Министерство финансов РФ

– Федеральная налоговая служба;

– Федеральная служба страхового надзора;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– Федеральная служба по финансовому мониторингу;

– Федеральное казначейство (федеральная служба);

– Министерство экономического развития и торговли РФ

– Федеральное агентство по государственным резервам;

– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

– Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3 блок – федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Федеральная антимонопольная служба;

– Федеральная аэронавигационная служба;

– Федеральная служба по тарифам;

– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– Федеральная служба государственной статистики;

– Федеральная служба по финансовым рынкам;

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

– Федеральная таможенная служба;

– Федеральное агентство по атомной энергии;

– Федеральное космическое агентство;

– Федеральное агентство по туризму;

– Федеральное агентство по физической культуре и спорту Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).