Понятие опасности и их классификация. Понятие «Опасность»

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность – свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности . Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные облавы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности , в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны – являются источником так называемых техногенных опасностей . Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).

В особую группу опасностей выделяют экологические и социальные. Социальные опасности – это такие, которые распространены в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. По природе социальные опасности делятся на связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.); с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество и др.); с употреблением веществ, разрушающих организм (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.д.); с социальными болезнями (спид, венерические и т.д.); с суицидом. По половозрастному признаку делятся на характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей. По организации бывают случайные и организованные, по масштабу – локальные, региональные, глобальные. В своей основе эти опасности порождаются социально-экономическими процессами в обществе. Они противоречивы по характеру из-за несовершенства человеческой природы. Их распространению способствует развитие международных связей, туризма и спорта.

Экологические опасности будем рассматривать такие, которые непосредственно в повседневной жизнедеятельности оказывают влияние на здоровье человека через продукты питания, воду, воздух, почву. Эти опасности тем выше, чем больше загрязнение окружающей среды продуктами деятельности человека: пестицидами, тяжелыми металлами, диоксинами, пылью, сажей, гербицидами и др. Подробная классификация этих опасностей рассматривается в курсе «Экология».

Во всех случаях при воздействии любых опасностей основными мерами защиты от опасностей является: исключение опасностей; блокирование опасностей и проведение организационно-технических мероприятий, направленное на снижение этих опасностей до допустимых пределов.


    Опасности и их источники

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Признаки опасности .

    Угроза для жизни.

    Возможность понесения ущерба здоровью.

    Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности .

    сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

    окружающая среда;

    явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

    Классификация опасностей:

можно выделить следующие классы опасности.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, психологические, экологические, смешанные

Опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические,

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные

По локализации опасности делятся на: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом

По вызываемым последствиям опасности делятся на: утомление, заболевание, травмы, аварии, пожары, летальный исход

По приносимому ущербу опасности делятся на: социальные, технические, экологические

Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная

По структуре опасности делятся на: простые, производные, порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия на человека опасности делятся на: активные, пассивные – опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек.

    БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми в целях наилучшего соответствия социально-экономических потребностей общ-ва.

БЖД – сис-ма знаний, напра вленных на обеспечение безоп-ти в производ-ной и непроизвод-ной среде с учетом влияния чел-ка на среду обитания.

Цель науки о БЖД – защита чел-ка и среды обитания от негативных воздействий, достижения комфортных условий жизнедеят-ти.

Цель учебной дисциплины:

1.Вооружить обучающихся знаниями, умениями, навыками, позволяющими проводить идентификацию, прогнозирование и оценку необходимых факторов и их воздействий на чел-ка.2.Использовать современные методы и средства для создания комфортного или нормального состояния среды обитания. 3.Прогнозировать и предвидеть возмож-ти возникновения ЧС и принимать грамотные решения по защите населения, персонала и объектов в ЧС. 4.Разработать средства защиты чел-ка и ср. обитания, проводить расчеты при проектировании систем.

Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «Человек – среда обитания», негативно действующих на человека и среду обитания.

Главная задача науки БЖД – анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

БЖД как система – совокупность организационных структур и технич. средств, предназначенных для обеспечения безопасности и защиты человека и окружающей среды от негативных воздействий. Система БЖД функционирует на правовой основе, т.е. конституции РФ и субъектов федераций, ТК РФ, гос. стандарты, правила, положения, акты и т.д. БЖД в России не является единой системой, она включает 3 самостоятельные и независимые государства 1.Подсистема ОТ

2Подсистема ГО и защиты в ЧС

3.Подсистема управления охраны окружающей среды РФ

Предмет исследования – выявление и идентификация негативных явлений и воздействии, их качественная и количественная оценка. Метод исследования – визуальная и инструментальное обследование среды обитания, измерение воздействий, моделирование процессов, анализ условий труда и факторов трудового процесса, статистический и систематический анализ.

  1. Основные понятия и определения БЖД.

Безопасность жизнедеятельности - область науч­ных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Безопасность - состояние деятельности, при кото­ром с определенной вероятностью исключено проявле­ние опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физичес­кого, духовного и социального благополучия, а не толь­ко отсутствие болезней и физических дефектов».

Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержа­ние которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудо­вой, научной, учебной и других сферах жизни.

Здоровье - естественное состояние организма, харак­теризующееся его уравновешенность с окружающей сре­дой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Идентификация опасности - процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, про­странственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность - явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причи­нить ущерб здоровью человека.

Потенциальный - возможный, скрытый.

Причина - событие, предшествующее и вызываю­щее другое событие, именуемое следствием.

Риск - количественная оценка опасности. Определя­ется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами,

Система - совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Условия деятельности - совокупность факторов сре­ды обитания, воздействующих на человека.

Ущерб здоровью - это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, ин­валидность и т. п.

Цель - то, что представляется в сознании и ожида­ется в результате определенных направленных действий.

    Системы безопасности.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Следует отметить, что термин «безопасность» часто используют для оценки качества источника опасности, говоря о неспособности источника генерировать опасности. Настало время, когда для описания такого свойства источников опасности необходимо найти иной термин. Такими терминами могут быть: «неопасность», «совместимость», «экологичность» и т.п.

Экологичностъ источника опасности – состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и/или биосферу.

Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо рассматривать объект защиты и совокупность опасностей, действующих на него.

Сегодня реально существуют следующие системы безопасности:

Вид опасности, поле опасностей

Объект защиты

Система безопасности

Опасности среды деятельности человека

Безопасность (охрана) труда

Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища–опасности тсхносферы

Безопасность жизнедеятельности человека

Опасности техносферы

Природная среда

Охрана природной среды

Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы, в том числе пожары, ионизирущие воздействия

Природная среда

Материальные ресурсы

Защита в чрезвычайных ситуациях, пожарная и радиационная защита

Внешние и внутренние общегосударственные опасности

Общество, нация

Система безопасности страны, национальная безопасность

Опасности неконтролируемой и неуправляемой общечеловеческой деятельности (рост населения, оружие массового поражения, потепление климата и т.п.)

Человечество

Биосфера

Техносфера

Глобальная безопасность

Из вышесказанного следует, что системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее время, распадаются на следующие основные виды:

– систему личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

– систему охраны природной среды (биосферы);

– систему государственной безопасности;

– систему глобальной безопасности.

    Психические процессы и состояния

Психические процессы составляют основу психичес­кой деятельности и являются динамическим отражени­ем действительности. Без них невозможно формирова­ние знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психическое состояние человека - это относитель­но устойчивая структурная организация всех компонен­тов психики, выполняющая функцию активного взаи­модействия человека (как обладателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психи­ческой деятельности в конкретный момент и могут по­ложительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на вне­шние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности.

Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху т рудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей,

запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Рассмотрим психические состояния по уровню на­пряжения, так как именно этот признак наиболее суще­ственен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее со­стояние, возникает под мобилизирующим влиянием тру­довой деятельности. Это состояние психической актив­ности - необходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хо­рошем самочувствии, стабильном и уверенном выполне­нии действий. Умеренное напряжение соответствует ра­боте в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормаль­ной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмичес­кий характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конеч­ные цели труда достигаются при невысоких нервно-пси­ хических затратах. Обычно здесь имеют место дли­тельное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологичес­ких и психических функций, резко выходящего за преде­лы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работа в условиях, вы­ходящих за пределы оптимума. Отклонения от опти­мальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напря­жение.

Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, делятся на следующие группы:

l) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которые выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые имущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в благоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное оптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, связанное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональнае напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих фун­кции в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мо­тивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.

    Особые психические состояния

По времени действия психические состояния можно разделить на следующие группы:

    Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Это состояния удовлетворенности или не­удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.

    Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода непола­док в производственном процессе или во взаимоотноше­ниях работающих.

    Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

Необходимо отметить» что организация контроля за психическим состоянием операторов необходима в, свя­зи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, которые не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменя­ют работоспособность человека.

Это так называемые пароксизмалъные расстройства сознания: психогенные изменения настроения, состоя­ния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков), группа расстройств различного происхождения, танические заболевания головного мозга, эпилепсия (пороки), характеризующихся кратковременной (от нескольких секунд до нескольких минут) утратой сознания. Психогенные изменения и аффективные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев.

Снижение настроения наблюдается при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма, мистический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Употребление транквилизаторов - препаратов, смягчающих психоэмоциональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены - седуксен, элениум), представляет особую проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вызывать апатию и сонливость.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится употребление спиртных напитков. Уже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека: нарушается управление движениям, человек при этом реагирует на внешние воздействия с меньшей быстротой и точностью или же, наоборот, спешно, колебания внимания становятся беспорядочными и менее управляемыми; нарушается также широта критичность мышления, человек делает поспешные выводы или принимает необдуманнее решения. Какова бы ни была степень опьянения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повышает подверженность опасности. Регулярное употребление алкоголя снижает сопротивляемость организма, вследствие чего в нем мо­гут возникать различные заболевания, в особенности инфекционные. На организм, пораженный алкоголем, сильнее действуют и промышленные яды, вызывающие некоторые профессиональные заболевания. Алкоголь и ядовитые вещества, попадая в организм, комплексно воздействуют на него, что во многих случаях вызывает тяжелое отравление.

С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкоголъная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ведет к заторможенно­сти и снижению осторожности.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятель­ности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, мон­тажников, строителей, работающих на высоте. Совре­менные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Под влиянием обиды, оскорбления, производствен­ных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций).

В состоянии аффекта у человека развивается психо­генное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и раз­рушительные действия. Лица, склонные к аффектив­ным состояниям, относятся к категории повышенного риска травматизации и не должны допускаться к ответ­ственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликт -реакция, возникающая, когда челове­ку приходится выбирать между двумя потребностями,
которые действуют одновременно. Такая ситуация часто
возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него также будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а некоторых случаях на срыв.

Тревога (тревожное ожидание) - эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определятъ объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию (индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать пути ее избегания. Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасения, боязнь, испуг, ужас).

Испуг - безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас - более сильная степень эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызвать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Развивается по механизму обсессивно-оборонительного рефлекса. Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на деятельности.

Нередко выраженный страх может тонизировать Кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления определяется как «разумный страх» в виде опасения, тревожности, осмотрительности.

Паника -одна из форм страха. Биологическим механизмом ее является активно-оборонительный вид рефлекса; она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекита и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на дви­жения человека, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

    Действие не совершается, то есть паническое со­стояние приводит к полной закостенелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожиданности).

    В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

    Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений, которые, однако, не соот­ветствуют объективным требованиям защиты.

    Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который субъективные индивидуаль­ные факторы оказывают свое воздействие на создание или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или вре­менно повышают возможности появления опасной ситу­ации или несчастных случаев, но это, однако, не означа­ет, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве при­чин, непосредственно вызывающих опасность.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, имеет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основными механизмами формирова­ния толпы и развития ее специфических качеств явля­ется циркуляционная реакция - нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наиболее важное свойство толпы - ее лег­кую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные действия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.), весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и трудно поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения, блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия. Взаимодействующая толпа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие проблемы, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее инициаторов.

Выделяются социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (наводнение, землетрясение, засуха и пр.). общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком.

    Мотивация деятельности.

Мотивация или побуждение – это такие функциональные состояния организма, при которых стремится совершать действия, направленные на достижение определенных потребностей и результатов.

В деятельности человека проявляются 5 основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность, нивелирование (быть не хуже других).

Американский психолог Дж. Аткинсон (1957) изучал, как влияет трудность задания на силу мо­тивации к его выполнению.

Исследование показало, что при выполнении простейших заданий, где вероятность успе­ха была близка к единице, мо­ тивация была близка к нулю. Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность дос­тижения цели была очень мала

и надежд на успех почти не было. Наибольшая сила мотива, как показали опыты Дж. Аткинсона, возника­ ла к выполнению действий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присут­ствовали и трудности, делающие такой успех привле­кательным.

В том же исследовании было показано, что характер связи между трудностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от индивидуальных особен­ностей людей и, в частности, от свойств нервной систе­мы.

В этих опытах обнаружилась и такая любопытная связь: испытуемые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их радостных качеств в общественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение же задачи средней сложности, а более простой уже может служить свидетельством достатка их индивидуальных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности и толкает иногда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

    Социальные опасности

Со циальные опасности могут быть классифицированы по определенным признакам.

1. По природе:

а) связанные с психическим воздейст вием на человека (шантаж, мошенничество, воровство и др.);

б) связанные с физическим насилием (разбой, бандитизм, террор, изнасилование, заложничество);

в) связанные с употреблением веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм, курение);

г) связанные с болезнями (СПИД, венерические заболевани я и др.);

д) опасности суицидов.

2. По масштабам событий:

а) локальные;

б) региональные;

в) глобальные.

3. По половозрастному признаку различают социальные опасности, характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей.

4. По организации социальные опасности могут быть случайными и преднамеренными.

Причины социальных опасностей:

В основе своей социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. В то же время следует отметить противоре­чивый характер причин, следствием которых являются социальные опасности. Несовершенство человеческой природы - главная предпосылка появления социальных опасностей. Наличие адекватной правовой системы мо­жет явиться основным условием предупреждения и за­щиты от социальных опасностей. Распространению со­циальных опасностей способствует интенсивное развитие международных связей, туризма, спорта.

Виды социальных опасностей.

Шантаж в юридической практике рассматривается как преступление, заключающееся в угрозе разоблаче­ния, разглашения позорящих сведений с целью добить­ся каких-либо выгод. Шантаж как, опасность оказывает отрицательное воздействие на нервную систему.

Мошенничество - преступление, заключающееся в завладении государственным, общественным шаг лич­ным имуществом (или в приобретении прав на имуще­ство) путем обмана или злоупотребления доверием. Оче­видно, что человек, ставший жертвой, мошенничества, испытывает сильные психофизиологические потрясения.

Бандитизм - это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также ^участие в таких бандах и совершенных ими нападениях.

Разбой - преступление, заключающееся в нападе­нии с целью завладения государственным, обществен­ным или личным имуществом, соединенном с насилием или угрозой насилия, опасном для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению.

Изнасилование - половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Уголовное право предусматривает суровое наказание за изнасилование, вплоть смертной казни (при отягчающих обстоятельствах).

Заложничество - представляет собой форму преступления. Суть заложничества состоит в захвате людей (нередко это дети и женщины) одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники.

Террор - физическое насилие вплоть до физического уничтожения.

Наркомания (от греческого narke - оцепенение и nia - безумие, восторженность) - зависимость человека от приема наркотиков, заболевание, которое выражается в том, что жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии принятия наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций. Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма - абстиненцию. Различают пристрастие к какому-либо одному веществу - мононаркоманию (морфинизм, героинизм, гашишизм, кокаинизм и др.) и к их сочетанию - динаркоманию (опийно-алкогольная, опийно-барбитуратная и др.).

Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, цент­ральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы. Алкоголь оказывает сильное влияние на нервную систему, психофизиологи­ческие процессы даже в том случае, если внешне поведе­ние человека не отличается от нормального.

Алкоголь быстро всасывается в кровь. Примерно че­рез 5 мин. он достигает головного мозга. Проникая внутрь живых клеток, алкоголь замедляет, ослабляет и даже останавливает их деятельность, нарушает работу органов и тканей. Особенно пагубно он действует на нервные клет­ки. Он имеет все признаки наркотического вещества. Осо­бенно опасен алкоголь для людей, выполняющих работы, требующие сосредоточенности. Под влиянием алкоголя период высокой работоспособности сокращается в 2-3 раза, соответственно удлиняется период утомления. Очень силь­ное влияние оказывает опьянение на снижение скорости двигательной реакции.

Курение - вдыхание дыма некоторых тлеющих рас­тительных продуктов (табак и др.).

    Природные опасности

К природным опасностям относятся стихийные яв­ления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Например, землетрясе­ния, извержения вулканов, снежные лавины, сели, опол­зни, камнепады, наводнения, штормы, цунами, тропи­ческие циклоны, смерчи, молнии, туманы, космические излучения и космические тела и многие другие явле­ния. Будучи естественными феноменами жизни и разви­тия природной среды, они в то же время воспринимают­ся человеком как аномальные.

В безопасности деятельности рассматриваются не все природные катастрофы и стихийные явления, а лишь те из них, которые могут принести ущерб здоровью или привести к гибели людей.

Некоторые природные опасности нарушают или зат­рудняют нормальное функционирование систем и орга­нов человека. К таким опасностям относятся, напри­мер, туман, гололёд, жара, барометрическое давление, электромагнитные излучения, холод и другие.

Несмотря на глубокие различия в существе, все при­родные опасности подчиняются некоторым общим зако­ номерностям.

Во-первых, для каждого вида опасностей характерна

Определенная пространственная приуроченность.

Во-вто рых, установлено, что чем больше интенсивность (мощность) опасного явления, тем реже оно случается.

В-трет ьих, каждому виду опасностей предшествуют некоторые с пецифические признаки (предвестники).

В-четвертых, при всей неожиданности той или иной природной опасности, ее проявление может быть предсказано.

Наконец, в-пятых, во многих случаях могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.

Говоря о природных опасностях, следует подчеркнуть роль антропогенного влияния на их проявление. Известны многочисленные факты нарушения равновесия в природной среде в результате деятельности человека, приводящие к усилению опасных воздействий. Так, согласно международной статистике, происхождение около 80% современных оползней связаны с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход.

В настоящее время масштабы использования природных ресурсов существенно возросли. Это привело к тому, что стали ощутимо проявляться черты глобального экологического кризиса. Природа как бы мстит человеку за грубое вторжение в ее владение. Об этом более ста лет назад предупреждал Ф. Энгельс: «Не бу­дем, однако, слитком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит». Отмеченное обстоятельство следует иметь ввиду в хо­зяйственной деятельности.

По локализации природные опасности могут быть с определенной степенью условности разделены на 4 груп­пы: литосферные (например, землетрясения, вулканы, оползни); гидросферные (например, наводнения, цуна­ми, штормы); атмосферные (например, ураганы, бури, смерчи, град, ливень); космические (например, астерои­ды, планеты, излучения).

(24)Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф., «Безопасность жизнедеятельности» . Учеб. для ВУЗов, Высшая школа... труда и производственная безопасность» . – М., 2008. – 424 с. Занько Н.Г., Корсаков Г.А., Малаян К.Р. «Безопасность жизнедеятельности» , 1996 г. 18 ...

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможность чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму – в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы - имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Источником опасности может быть все живое и неживое, и подвергаться опасности также может все живое и неживое.

Влиянию опасностей подвергается: человек, природная среда, материальные ценности. Есть аксиома: Жизнедеятельность человека потенциально опасна.

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре­рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в пространстве в конкретный момент образует «поле опасностей».

Причинно – следственные поля опасностей, в которых находится человек.

Первый круг опасностей (непосредственно действующих на человека ):

опасности, связанные с климатическими и погодными изме­нениями; содержанием вредных примесей в атмосферном воздухе, в воде и продуктах питания; возникающие при стихийных явле­ниях и техногенных авариях.

Опасности второго круга (воздействуют на источники опасностей первого круга ). Это отходы объектов экономики и быта; технические средства, здания и сооружения, обладающие недостаточным уровнем без­опасности; недостаточная подготовка руководителей производства по во­просам обеспечения безопасности проведения работ.

Опасности третьего круга (не всегда выражены достаточно четко). Сюда можно отнести: отсутствие необходимых знаний и навыков у разработчиков технологических процессов, технических сис­тем, зданий и сооружений; отсутствие эффективной системы руководства вопросами безопасности в отрасли экономики; недостаточная подготовка научных и руко­водящих кадров в области безопасности жизнедеятельности и др.

Источниками (носителями) опасностей являются:

    естественные процессы и явления,

    техногенная среда,

    действия людей.

Опасности реализуются в виде энергии, веществ, информации. Опасное воздействие зависит: не только от его параметров , но и от способности объекта за­щиты воспринимать тот или иной поток вещества , энергии или ин­формации. Например, воздействие шума на человека. Уровень звука 55 дБА не создает опасной ситуации для рабочего механического цеха, но является опасным для человека интеллектуального труда.

Классификация опасностей.

Признак классификации

Вид (класс)

По происхождению

Естественные, Антропогенные, Техногенные.

По видам потоков

Энергетические, Информационные

По интенсивности потоков

Опасные, Чрезвычайно опасные

По длительности действия

Постоянные, Переменные, (периодические), Импульсные (кратковременные)

По видам зон воздействия

Производственные, Бытовые, Городские (транспортные и др.), ЧС.

По размерам зоны воздействия

Локальные, Региональные, Межрегиональные, Глобальные

По степени завершенности про­цесса воздействия опасности

Потенциальные, Реальные, Реализованные

Естественные опасности - обусловлены климатическими и при­родными явл.

Техногенные опасности - создают элементы техносферы. Существует более 100 видов производственных опасностей (запыленность и загазованность воздуха, шум, вибра­ция, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, не­правильное освещение, электрический ток, высота, движущиеся механизмы).

В быту также имеется большая гамма негативных факторов: загрязненный воздух; вода с избыточным содержанием вред­ных примесей; шум, инфразвук; недоброкачественная пища; вибра­ции; электромагнитные излучения; табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Антропогенные опасности - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды распределяются на 5 групп:

Жизненно необходимые факторы – элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток болезни ).

Полезные факторы – элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни) .

Индифферентные факторы – наличие или отсутствие их в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы – их воздействие на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси в воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы – воздействие их на человека приводит к острому заболеванию , травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти : ионизирующая радиация, ОВ, движущиеся предметы, ООИ и другие.

Н ужно помнить и о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (дозы) или продолжительности (времени) воздействия, может стать вредным и опасным .

Воздействие вредных или опасных факторов на организм человека приводит к патологической ситуации (болезни) т.е. к ограничению или утрате тех или иных функций организма – например утрате работоспособности. Патологической ситуации , как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения .

Понятие «риск», заимствованно из французского языка, и означает «действие наудачу, в надежде на счастливый исход».

В ФЗ «О техническом регулировании» термин «Риск» трактуется, как «вероятность нанесения ущерба», «причинения вреда».

Различают : индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный, немотивированный, приемлемый, неприемлемый, оправданный, неоправданный, сознательный, несознательный и другие виды риска .

Риск является наиболее распространенной оценкой опасностей.

Понятие риска широко используется при:

Установлении гранично-допустимых величин,

Необходимости внедрения и использования средств защиты от влияния вредных или опасных факторов,

Требований безопасности к машинам, механизмам, оборудованию.

Достичь абсолютной безопасности , или нулевого риска в действующих системах сейчас невозможно. Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска. Суть этой концепции состоит в такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается 10 -6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10 -8 в год.

Выделяют три зоны индивиду­ального риска:

Нижняя зона (зона приемлемого риска ). Допустимое для населения значение индивидуального риска от любой формы деятельности не должно превышать величину 10 -6 смертей на одного человека в год. Индивидуальный риск летального исхода при эксплуатации многих технических систем существует на уровне 10 -7 ;

Верхняя зона (зона неприемлемого риска). Вероятность смерти более 10 -3 .

Переходная зона - индивидуальный риск смерти человека от 10 -6 до 10 -6

Билет 3. Современная тенденция развития и последствий несчастных случаев.

Сегодня характерна тенденция: вероятность каждого отдельного проис­шествия уменьшается, а масштабы последствий возрастают, что хорошо иллюстрируется графиком, на котором показаны риск аварии и число погибших пас­сажиров в этих авариях в ходе развития самолетостроения (рис.).

Билет 4. Условия достижения безопасности.

· общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека;

· юридическое закрепление прав человека в области безопасности;

· наличие механизма экономического регулирования взаимоотношений в области безопасности между человеком и обществом.

Билет 5. Понятие опасности.

БЖД - это область знаний, в которой изучаются опасности и нежелатель­ные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания, зако­номерности их проявления и способы защиты от них. К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т.д. Процессы, явления и различное воздействие на организм человека и объекты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия называются опасностями. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химические или биологически–активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, несоответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Опасности:

· реальные;

· потенциальные (скрытые).

Чтобы потенциальные опасности реализовались, нужны соответствующие условия, которые называются причинами. Причины – совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей. Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности.



Билет 6. Триада: «опасность - причины - нежелательные последствия».

Триада "опасность - причины - нежелательные последствия" - это логиче­ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как-то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т.д. Например: яд (опасность) - ошибка провизора (причина) – отравление (нежелательное последствие) или электроток - короткое замыкание - смерть человека. Поиск и устранение причин лежит в основе профилактики проявления опасности, а, следовательно, и в предотвращении несчастных случаев, пожаров, катастроф и т. д.

Билет 7. Идентификация, номенклатура опасностей.

Идентификация опасностей - это процесс выявления и установления вре­менных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и вы­является их номенклатура. Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядо­витые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет но­менклатуру опасностей в алфавитном порядке. Например: Алкоголь, вибрация и т. д.

Билет 8. Таксономия. Классификация опасностей.

Поскольку опасность понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются. Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией.

Опасности бывают:

· реальные;

· потенциальные.

По происхождению:

· естественные (природные) – землетрясения, бури, ураганы и т.д.;

· технические (движущиеся части машин);

· антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

· экологические (загрязнения биосферы);

· смешанные.

По локализации (месту существования):

· в литосфере

· гидросфере,

· космосе,

· атмосфере.

По виду источника:

· физические (различные излучения);

· химические (химические вещества);

· биологические (бактерии, микробы);

· психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

По времени проявления последствий:

· мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

· кумулятивные (действующие с запаздыванием);

По вызываемым последствиям:

· утомление,

· травмы,

· заболевания,

· стресс,

· летальные исходы.

По виду ущерба:

· технический;

· экономический;

· экологический;

· социальный.

Сферы проявления:

· бытовая;

· производственная;

· дорожно-транспортная;

· спортивная

По структуре (строению):

· простые,

· сложные,

· порождаемые взаимодействием простых.

По характеру воздействия:

· активные (воздействуют сами)

· пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемеща­ется человек).

  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • 2.Изолирующие: ип – 4, ип – 5, кип – 5, кип – 7 –противогазы.
  • 4.Медицинские мероприятия по защите населения.
  • 5. Аварийно – спасательные и другие неотложные работы (асднр) в зоне чс.
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:

      природные;

      техногенные (это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения);

    -антропогенные (60-80 %, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств);

    - экологические (утоньшение озонового слоя, сокращение биоразнообразия);

      социальные (алкоголизм, военные действия, террор и т.д.);

      экономические;

      политические;

      военные;

      физические (включают костно - мышечные травмы, являющиеся следствием выполняемой работы и неблагоприятных условий, в которых работа выполняется);

      комбинированные.

    2.По времени проявления последствий опасности делятся на:

      импульсные – быстро распространяющиеся;

      кумулятивные – долго распространяющиеся.

    3.По локализации: связанные с атмосферой, литосферой, гидросферой, космосом.

    4.По последствиям: травмы, заболевания, аварии, утопления, пожары, гибель.

    5.По наносимому ущербу: социальный, технический, экологический и др.

    6.По сфере проявления: бытовая, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.

    7.По структуре: простые, сложные, производные.

    По масштабам распространения опасности варьируются от угрозы отдельному человеку до опасности глобальных катастроф.

    8.По характеру воздействия на человека: активные и пассивные.

    а).к пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.

    б).активные опасности - все остальные, проявляющие активность при воздействии на человека.

    Таким образом, термин «опасность» описывает возможность осуществления некоторых условий природного, технического, социального, экономического, политического, военного характера, при наличии которых могут наступить интересующие нас неблагоприятные события и процессы, например, природные катастрофы или бедствия, аварии на промышленных предприятиях, экономические или социальные кризисы.

    Следовательно, «опасность» - это ситуация, постоянно присутствующая в окружающей среде и способная при определенных условиях привести к реализации в окружающей среде нежелательного события - возникновения опасного фактора. Соответственно реализация опасности - это обычно случайное явление, и возникновение опасного фактора характеризуется вероятностью этого явления.

    Объективной основой опасности является неоднородность системы «человек - среда обитания».

    Опасность может возникнуть в окружающей человека внешней среде или в самом человеке. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действие людей.

    Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.

    Необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности.

    Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

    Источниками формирования опасностей могут быть:

    -сам человек: как сложная система «организм – личность», в которой причиной

    возникновения опасностей, а, следовательно, и возможного неблагоприятного исхода

    их действий, могут стать: неблагоприятная для здоровья человека наследственность,

    физиологические ограничения возможностей организма, психологические

    расстройства и антропометрические показатели человека, оказывающиеся

    непригодными для реализации конкретной деятельности и т.д.;

    -элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек и т.д.;

    -процессы взаимодействия человека и среды обитания.

    Объекты опасности (чаще их называют объектами безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) - личность и общество как многоуровневая структура.

    Поскольку любая опасность, как правило, носит латентный (скрытый) характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

    Опыт свидетельствует, что опасности, как правило, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые явления, события, процессы, которые называют накоплениями факторов риска. Обнаружение таких предвестников, признаков опасности, их анализ и основанное на нем прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. - важнейшие задачи идентификации опасностей.

    Идентификация опасности - процесс распознания образа опасности. Установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления величины и последствий опасности.

    Интенсивность опасности - степень ее напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожаемого события, его количественной и качественной характеристиками.

    Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определенный период времени и масштабы их проявления.

    Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

    Различают опасности естественного и антропогенного происхождения.

    Естественные опасности обуславливают стихийные явления – климатические

    условия, флора и фауна, рельеф местности и т.п. Однако, негативное воздействие

    на человека и среду обитания не ограничивается только естественными

    опасностями. Человек, решая задачи своего материального обеспечения,

    непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами

    деятельности, генерирует в среде обитания антропогенные опасности. Чем выше

    преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных

    опасностей – вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих

    на человека и окружающую его среду.

    Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Считается, что:

    «Угроза» – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

    Важнейшим понятием, определяющим во многом и концепцию и стратегию разработки мер по обеспечению устойчивости и безопасности системы «Человек - среда обитания», является само понятие безопасности.

    Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» в словарях определено понятием безопасность.

    Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз.

    Безопасность – это надежная защищенность от различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта.

    Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной

    вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье

    и жизнь человека.

    Безопасность следует понимать, как комплексную систему мер по защите

    человека и среды обитания от опасностей,формируемых конкретной деятельностью

    человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты

    (безопасность этой деятельности).

    Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности

    человека- фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях:

    глобальном, региональном, техносферном, биосферном и т.д.

    Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности человека, который играет троякую роль:

    -является объектом защиты;

    -выступает средством обеспечения безопасности;

    -сам может быть источником опасности.

    Заключение.

    Таким образом, появление новых, глобальных проблем безопасности в середине XX в. привело к возникновению расширенного понимания аспекта безопасности человека и потребовало научного подхода в его изучении.

    Это стало причиной трансформации разрозненных сведений в области знаний о безопасности человека, в «Науку безопасность жизнедеятельности», как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний.

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) это наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, комплексно и системно решающая исследуемый вопрос.

    Особое внимание в Науке безопасность жизнедеятельности уделено системному подходу к изучению проблем безопасности и концепции безопасности личности.

    Понятие «Наука» значительно шире понятия «Научная дисциплина» в области охвата проблем безопасности. «Научная дисциплина БЖД» является разделом «Науки безопасность жизнедеятельности». Но они имеют единую теоретическую основу и методологию.

    «Наука безопасность жизнедеятельности» опирается на достижение других наук, таких как социология, медицина педагогика, математика (теория вероятности, теория игр и т.д.), физика, химия, теория надежности, философия, психология, право, физиология и многих других.

    Проблемность человеческой жизни не дает возможности полностью решить все проблемы безопасности человека. Невозможно достичь абсолютного устранения опасности, поэтому поле человеческих проблем в области безопасности может быть минимизировано, но не ликвидировано полностью.

    Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности, являющейся концептуальной основой науки о безопасности жизнедеятельности.