Простая передача вещи в римском праве. Понятие вещи и классификация вещей по римскому праву

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понятие вещи и виды вещей в римском праве

В источниках римского права термин вещь (res) употреблялся в нескольких значениях. В самом широком значении к нему относилось все, что существует в материальном и познаваемом мире, в более узком, он охватывал все то, что могло быть предметом правовых отношений вообще, а в самом узком - все то, что представляло предмет (объект) имущественного права.

Предметы имущественного права могли быть самыми разнообразными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свойства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь человеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредственно на них основывается какое-то имущественное право; это может быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдельные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имущественном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части природы, доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятельность, а также отдельные права, если они являлись предметом имущественных отношений.

По специальным свойствам, имеющим особую важность в экономическом и правовом обороте, вещи делились на несколько групп.

Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи -- «те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либо образом». Телесные вещи -- «те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи» (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

«При этом несущественно, что наследство содержит телесные вещи и что плоды, собираемые с земли, телесны и что то, что мы получаем на основании какого-нибудь обязательства, чаще всего телесно, как земля, раб, деньги: тогда как само право узуфрукта и само право на обязательства бестелесны». Таким образом Гай объяснил понятия телесных и бестелесных вещей (res corporales и res incorporales). Согласно этому, телесными вещами являлись предметы, существующие в физическом мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи, или права, не существовали в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях и на основании правовых предписаний. И те и другие имели общее свойство: проявляли себя как предметы имущественного отношения.

Движимые и недвижимые вещи

Движимыми (res mobiles) были вещи, которые могли изменять положение в пространстве без уменьшения своей ценности и повреждения собственной сущности. Между движимыми вещами различались те, что не двигались сами, но могли быть приведены в движение со стороны других (res mobiles в более узком смысле) и вещи, которые двигались сами (res se moventes). Среди вещей, которые двигались сами, самыми важными являлись скот и рабы.

Недвижимыми (res immobiles) были вещи, которые не могли изменять своего положении в пространстве без повреждения своей сущности. Важнейшей недвижимой вещью была земля и все то, что было тесно соединено с землей. В этом значении недвижимостью считались строения (inaedificatio), все, что было посеяно (insemination) и посажено на земле (implatatio). Inaedificatio, insemination и implatatio имели собирательное имя superficies (земная поверхность).

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций. Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вешей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana -- городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica -- сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.

Правовые последствия разделения вещей на движимые и недвижимые были многочисленны, как в вещном и обязательственном праве - в области собственности, прав не чужие вещи, в установлении обязательств, так и в ответственности за их исполнение.

Заменимые и незаменимые вещи

Деление вещей на заменимые и незаменимые имело большое значение, так как от этого свойства вещей зависела ответственность за случайно утраченную вещь, как и природа отдельных правовых отношений. Когда речь шла о заменимых вещах, применялось правил genera non pereunt или genus perire non censetur, которое означало, что должник оставался обязанным возвратить долг, пока существовала хотя бы одна вещь этого рода. Когда речь шла о незаменимых вещах, употреблялось правило species perit eisui debetur, означающее, что должник был освобожден от каких-либо обязательств, если утрата вещи произошла без его вины. В связи с большим значением деления вещей на заменимые и незаменимые в римском праве этому вопросу было уделено серьезное внимание.

По нормам римского права заменимыми вещами считались вещи, которые стороны сами определяли таковыми. Это же имело силу и для незаменимых вещей. Согласно этому положению, свойство заменимости и незаменимости отдельных вещей зависело прежде всего от воли сторон. Между тем, в том случае, когда стороны не определились по этому вопросу, свойство заменимости и незаменимости устанавливалось при помощи определенных правовых предпосылок.

Первой правовой предпосылкой была следующая: заменимыми считать вещи, определенные in genere, а незаменимыми - вещи определенные in specie. Вещами, определенными in genere, считались те, которые в обычном экономическом обороте не были определены в такой мере, чтобы можно было индивидуализировать их в массе однородных предметов, а определенными in specie - те, которые обычно индивидуализировались по особым характеристикам до такой степени, что точно было известно, о каком предмете идет речь.

Когда деление на genus и species не приводило к ясному убеждению, идет ли речь о заменимых и незаменимых вещах, применялось деление предметов на res quae pondere numero mensurave constant и на res quae pondere numero mensurave non constant, т.е. заменимыми считались те вещи, которые в обычном экономическом обороте проявлялись как определенное количество (по их числу, весу, объему), а незаменимыми-е, что обычно были полностью индивидуализированы.

Следующая правовая предпосылка по определению свойства заменимости и незаменимости, была необходима в связи с тем, что экономический оборот отдельных масс добра на римском рынке лавировал между оборотом количества и оборотом индивидуализированных предметов. Для того, чтобы было ясно, в каких случаях о каких вещах идет речь, вещи делились на res consumptibiles, или расходуемые, и на res non consumptibiles, или не расходуемые вещи, считающиеся незаменимыми. Расходуемыми были вещи, материя которых была способна к длительному использованию. В связи с тем, что среди не расходуемых вещей существовали различия между теми, что и после многократного употребления по виду не портились, и теми, что после такого употребления выказывали видимые признаки амортизации, римские юрист поделили не расходуемые вещи на res non consumptibiles в строгом значении и res quae abusu minuunter, или вещи, ценность которых после многократного употребления уменьшалась. Среди расходуемых вещей главное место занимали деньги. Хотя по своей материи они были не расходуемыми, их оборотная функция была расходуемой.

Вещи делимые и неделимые

Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa.

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere. При прекращении общей собственности на вещь, т. е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).

В природе все вещи делимы практически до бесконечности, в праве делимыми считаются вещи, части которых удерживают качество и функции исходной вещи. Вещи индивидуальные всегда неделимы. Однако это деление вещей принципиально отличается от деления на genera и species, поскольку игнорирует индивидуальную определенность и принадлежит плану объективного. Если, например, ager Sempronianus прекращает существовать как таковой после разделения на части, то все же каждая часть остается полем.

Римляне обозначают делимые вещи описательно "res quae divisionem recipit". На неделимость указывают два термина "individuus" и "indivisus". Последний относится только к актуальному состоянию вещи, первый -- указывает на отсутствие самой возможности деления. Иногда, подчеркивая природу неделимости, римляне обозначают неделимые вещи как те, что нельзя разделить, не уничтожив или не повредив, "quae sine intentu (sine damno) dividi non possunt" . Такая неделимость самой вещи требует деления между кредиторами оценки вещи и установления приоритета прав среди нескольких кредиторов, когда тот, кто получил саму вещь, компенсирует остальным ее стоимость пропорционально их доле.

Вещи простые и сложные

Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей: Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus con-stat, quod synemmenon vocatur, ut aedificium, navis, armarium, ter-tium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini sublecta, veluti populus, legio, grex. - Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

Простые вещи -- corpus, quod uno spiritu continetur - образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование -- universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое. Естественно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой. Сложные вещи те, которые представляют собой механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество. В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения. К простым и сложным вещам примыкает совокупность: набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

Главные вещи и принадлежности

При решении вопроса собственности на составную вещь, если вещь была создана жестким соединением частей принадлежащих различным собственникам, для применение правил accessorium sequitur principale или accessorium cedat principale (принадлежность следует судьбе главной вещи) часто было необходимо определить, какая вещь главная, а какую следует считать принадлежностью. Общее правило существовало лишь по отношению к земле и договору долгосрочной аренды чужого городского земельного участка. В других случаях как главная вещь определялась та часть вещи, которая содержала в себе признаки целой вещи, а как принадлежности, или акцессориумы, - те составные части главной вещи, которые помогали ей осуществлять свои экономические функции. В связи с тем, что в отдельных случаях и с помощью указанного критерия было трудно определить, где главная вещь, а где принадлежность, римские юристы предложили и вспомогательный критерий: quid cui servit- что чему служит. Между тем, этот критерий применялся только тогда, когда принадлежность нельзя было отделить от главной вещи без большого вреда.

Вещи главные и принадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует, другая служит: картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным и эффективным. Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность. Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

Плодоносящие вещи и плоды

Плодоносящей вещью считался каждый предмет, который по природе или по правовым предписаниям был способен создавать новые экономические ценности. Новые экономические ценности, происходящие от какой-либо плодоносящей вещи под действием естественных законов и в результате человеческого труда и законов экономического обращения назывались плодами (fructus).

Понятие плодов (fructus) связано с представлением о плодоносящей вещи и включает в себя все блага, которые возникают в ходе эксплуатации вещи, являясь производными от нее (приплод, урожай). Права на плоды зависят от права на плодоносящую вещь, хотя и не идентичны ему. Добросовестный владелец плодоносящей вещи становится собственником собранных им плодов. Удержание собственником вещи прав на плоды при отчуждении самой вещи всегда оговаривается.

Само понятие плодов предполагает учет фактора времени, что отражается в терминологии, различающей плоды до их отделения от плодоносящей вещи (fructus pendentes -- висячие плоды), отделенные плоды (fructus separati), собранные и усвоенные плоды (fructus percepti) и потребленные плоды (fructus consumpti). Неотделенные плоды являются частью вещи-матери. Отличие separatio от perceptio связано с тем, что плодоносящая вещь может находиться у не собственника, уполномоченного на получение плодов (например, арендатора), и тогда отделение плодов (separatio) третьим лицом (например, вором) делает их собственностью собственника вещи, а присвоение (perceptio) плодов пользователем вещи (если, скажем, арендатор сумел отнять плоды у вора, поймав его на участке) -- собственностью пользователя.

Особый режим плодов сказался в выделении категории собранных, но не потребленных плодов -- fructus extantes (существующие плоды). Эти плоды являются отдельными вещами, но право на них по-прежнему зависит от прав на плодоносящую вещь.

В определение плодов входит их потенциальная потребление, которая противопоставлена стабильному существованию плодоносящей вещи. Хозяйственная цель плодоносящей вещи заключается в периодическом производстве плодов, отделяемых от нее без ущерба для ее ценности. Потребление плодов может рассматриваться как особая фаза в эксплуатации вещи-матери. Период, когда отделенные плоды еще не потреблены, а новые еще не появились, в принципе не отличается от той фазы, когда новые плоды еще не собраны (fructus pendentes):

право на плоды есть отражение прав на хозяйственное использование

плодоносящей вещи.

Выгоды, полученные от вещи не непосредственно, а в результате сделок, связанных с ней, или при участии третьих лиц, не являются плодами (доходами), даже если в отношении они представлены как зависимые от вещи.

От естественных плодов отличают плоды цивильные -- собственно доходы (redditus), например от сдачи вещи в аренду. Источники уподобляют плодам ("loco fructuum") услуги зависимых лиц -- mercedes , ренту, взимаемую с земельных участков, -- pensiones, проценты с капитала -- usurae. В последнем случае Ульпиан оговаривает, что уподобление основано на том, что usurae входят, в требование наследства, отказа по завещанию и иска доброй совести из опеки. Здесь признание права требования предшествует классификации вещей, и уподобление процентов плодам вторично.

Критерий потребления исключает из числа плодов дитя рабыни (partus ancillae) -- в отличие от приплода животных (fetus). Среди молодняка стадных животных плодами считаются только те особи, которые не вошли как составная часть в стадо. Критерий, по которому плодоносящая вещь не подвергается ухудшению при отделении плодов (что связано с возобновляемостью плодов из-за периодичности генерации), не позволяет считать плодами земельного участка деревья, полезные ископаемые, сокровища. Минералы считались плодами только в том случае, если месторождение признавалось способным возобновлять запасы ("Wee in. fructu est marmor: nisi tale sit, ut lapis ibi renascatur, quales sunt in Callia, sunt et in Asia" -- "Мрамор не входит в плоды, разве что он таков, что камень там возобновляется, каковы (месторождения) в Галлии и некоторые в Азии".

Вещи в обороте и вне оборота -- res in conunercio et res extra commercium

Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке -- aestimationem recipiunt.

Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться. Римское право устанавливало несколько оснований для того, чтобы относить ту или иную вещь к вещам, изъятым из оборота. Во-первых, к таковым относились вещи, предназначенные для всеобщего пользования, то есть такие, которые по своей природе не допускают над собой частного господства по необъятности (море, воздушное пространство), или по неприступности морское дно), или из-за постоянной изменчивости (речной поток). Во-вторых, из оборота были исключены вещи, посвященные религиозным целям. Изъятыми из оборота были такие объекты, которые предназначались для публичного пользования (городские стены, некоторые дороги), а также то, что принадлежало общине в целом (склады оружия, крепости, тюрьмы). Наконец, к изъятым из оборота относились так называемые запрещенные вещи (яды, волшебные книги и пр.). Внеоборотными вещами -- res extra commercium -- считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est. Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.

Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды -- in patrimonio populi vel fisci -- в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.

Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей -- res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки.

Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. -- quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.

Наконец, вне оборота были res divini iuris -- вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) -- храмы, богослужебные предметы; места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба -- res religiosae. Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей -- res sacrae -- для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

Res maacipi и res nес mancipi

Для понимания этого -- центрального в римском праве -- деления вещей следует иметь в виду, что правовая форма принимает во внимание только индивидуальное волеизъявление, даже если оно в действительности выражает интерес группы. Объект юридического акта воспринимается как принадлежащий распорядителю, как материальное воплощение его воли, так что сам акт указывает на полномочие субъекта и может выражать идею принадлежности. Если возможность вовлечения вещи в гражданский оброт связана с индивидуальной деятельностью лица, то независимо от того, кому принадлежит вещь в статическом плане, ее обладателем в обороте (где право и фиксирует момент принадлежности) будет считаться тот, кто сформировал саму вещь, сделав ее такой, чтобы она вообще могла быть учтена как объект волеизъявления.

Термин "res manicipi" несет в себе указание на критерий этого деления вещей -- их подверженность mancipium, древнему ритуалу с использованием медного бруска и весов (per aes et libram), который в классическую эпоху стал называться mancipatio -- манципация.

Это деление вещей имеет то значение, что при отчуждении res mancipi для перехода собственности (dominium ex iure Quiritiurrt) требуется применение специальных торжественных процедур: ман-ципации (mancipatio) или уступки вещи перед магистратом (in iure cessio), -- тогда как собственность на res пес mancipi переносится вместе с передачей владения -- traditio (Gai., 2, 19; 22). Связь этого деления вещей с режимом отчуждения проявилась и в том, что Гай (Gai., 1, 120) рассматривает его в связи с манципацией.

Полный список представлен в постклассическом тексте, приписываемом Ульпиану (Ulp., Reg., 19, 1).

Связь res mancipi с mancipatio, которая тем значимее, что in iure cessio обслуживала отчуждение любых вещей (как mancipi, так и пес mancipi), не должна затемнять того, что само выделение группы res mancipi исторически и логически предшествует ее фиксации по способу отчуждения, который применялся и по отношению к свободным людям (Gai., 1, 120), не являвшимся res. Иными словами, категорию res mancipi составляют не те объекты, которые требуют манципации для их отчуждения, а, напротив, те вещи, которые входят в эту группу могут быть правильно отчуждены только посредством манципации.

Указание на критерий, объединяющий в одну замкнутую категорию вещи, которые имели большое значение в крестьянском хозяйстве, и те, которые, как лошадь, в античном хозяйстве вообще не использовались, содержит приведенный текст. Животные, входящие в категорию res mancipi, отличаются тем, что они особым образом приручены: хотя они и приручаются под ярмом или под седлом, замечает автор, когда говорит об исключении из их числа слонов и верблюдов, -- сюжет, который в "Институциях" Гая также замыкает рассуждение о res mancipi (Gai., 2, 16).

Известна (Gai., 2, 15) контроверза среди классических школ по вопросу о классификации animalia quae collo dorsove domantur -- животных, которые приручаются под ярмом или под седлом (дословно: шеей или спиной). Учителя Сабинианской школы считали, что ослы, мулы, лошади и быки являлись mancipi сразу же как родились; авторы другой школы полагали, что они становятся mancipi только в том случае, если они приручены; и только если они не могли быть приручены из-за особой дикости (feritas) применяли формальный критерий, считая, что они становятся mancipi, когда достигнут того возраста, когда обычно приручаются. Речь не идет о вопросах практики: в I в. специальному обучению подвергались лишь немногие особи, -- юристов занимает проблема классификации. Исходя из видового определения скота, входящего в группу res mancipi, они расходятся в том, насколько формален критерий приручения. Если возможность приручения (doman solent) характеризует сам вид, то действительное приручение не требуется; если этот критерий прилагается к каждому животному а отдельности, то молодняк должен быть исключен. Режим принадлежности диких животных (fera) имел свою специфику, поэтому такое качество, как feritas, могло быть упомянуто лишь в том смысле, что приручение слишком строптивых особей представлялось невозможным потенциально, а не практически. Нерва и Прокул не хотят сказать, что res manicipi считаются только те животные, которые актуально приручены, но полагают, что из этой категории должна быть исключена та часть, которая обычно и не подвергается специальному обучению. Формальный подход к строптивым особям показывает, что требование действительного приручения авторы этой школы относят лишь к молодым животным, которым такое состояние обычно несвойственно.

Итак, систематика обеих школ исходит из необходимости учитывать особый критерий, который отличает те виды скота, которые составляют категорию res mancipi, -- способность животных подчиняться управлению, "быть послушными воле погонщика или наездника. Оппозиция "строптивые -- послушные" в рассуждении последователей Лабеона не допускает другой интерпретации.

Способность следовать команде хозяина свойственна и рабу. Этот критерий, однако, оказывается лишь одним из проявлений более общего требования к res mancipi, если принять во внимание недвижимость и сельские сервитута. Для изучаемой категории вещей существенно то, что социальное внимание фиксирует их зависимость от индивидуальной распорядительной воли хозяина -- лица, сделавшего их объектом гражданского оборота. Именно хозяин наделяет эти вещи общепризнанной экономической функцией, формирует их и тем самым выявляет свою власть над объектом, наличие у себя самого социально значимой индивидуальной воли. Сервитут получает существование, лишь когда он установлен, создан как новая хозяйственная функция участка (возможность прохода и проезда, прогона скота, проведения воды). Поле (fundus) получает функциональную определенность только в процессе его обработки.

Раз вещь индивидуальным усилием вовлечена в сферу влияния одной семейной группы, она может быть в принципе переведена и в другую посредством адекватного распорядительного акта. При этом претендент на производную связь с такой вещью обратится к ее общепризнанному распорядителю: момент индивидуальной подвластности, необходимый для создания качественно определенной вещи, открывает возможность для дальнейшего нормативного волеизъявления по поводу этой вещи.

Передача роли распорядителя требует особого ритуала, который бы сделал обмен ролями действительным для социальных единиц, вовлеченных в отношение. В противном случае воля сторон останется на уровне оборотной распорядительной активности, а принадлежность вещи в статическом плане не получит социального признания: семейная группа не может усвоить вещь чужака. Особый режим отчуждения оказывается адекватным выражением специфики этой категории вещей и фиксируется правом.

По мере утверждения индивидуального начала в римском праве различение вещей на res mancipi и res пес mancipi теряет первичное основание и в классическую эпоху подменяется экономическим -- res pretiosiores (особо ценные вещи), затем начинает восприниматься как пережиток древнего формализма и официально отменяется в 531 г.

Литература

1. Новицкий И.Б. Римское право.- Изд. 6-е, стериотипное.- М.,1997-245с.

2. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник). Перевод с македонского д.ю.н. проф. В.А. Томсинова и ю.В. Филиппова /Под ред. проф. В.А. Томсинова.-М.: Издательство ЗЕРЦАЛО,2000.-448 с.

3. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского.- М.: Новый Юрист,1998.-512с.

4. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс.- М.: Новый Юрист, 1997.-224с.

Подобные документы

    Юридические признаки вещи как объекта гражданских прав. Движимые и недвижимые вещи. Делимые и не делимые вещи. Потребляемые и не потребляемые вещи. Индивидуально-определенные вещи и вещи, определяемые родовыми признаками. Главные вещи и принадлежности.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Вещи как функционально значимые для человека части предметного мира, их классификация, категории и функции. Различение римлянами священных и почитаемых вещей, трактовка гражданского оборота как системы связей. Вещи телесные и бестелесные, понятие плодов.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2009

    Понятие и виды объектов, имущества, вещей в гражданском праве. Полностью изъятые из оборота вещи, ограниченные в обороте, вещи в обороте. Делимые и неделимые. Услуга. Особенности ценных бумаг.

    реферат , добавлен 06.10.2002

    Вещное право как правовые нормы, регулирующие имущественные отношения. Общее понятие о праве собственности. Вещи простые, сложные и составные. Развитие римского гражданского оборота. Плоды как естественные приращения, произведения, извлекаемые из вещи.

    презентация , добавлен 24.03.2014

    Понятие и виды объектов гражданских прав. Движимые и недвижимые вещи, их оборотоспособность. Индивидуально определяемые вещи и вещи, имеющие родовые признаки. Сущность денег как объектов гражданских прав. Классификация ценных бумаг. Нематериальные блага.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Характеристика объектов гражданских прав - различных материальных (вещественных) и нематериальных (идеальных) благ либо процесса их создания, составляющих предмет деятельности субъектов гражданского права. Движимые и недвижимые вещи, в гражданском праве.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2010

    Понятие и виды объектов гражданских прав, система гражданско-правовых объектов. Понятие вещи в гражданском праве. Соотношение вещей и прочих объектов гражданских правоотношений. Общие положения о режиме вещи, характеристика отдельных видов режимов вещей.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2012

    Возникновение суда. Пределы осуществления прав. Самозащита и самоуправство. Понятие дееспособности. Причины, исключающие или ограничивающие способность совершать действия лиц suijuris. Вещи простые, составные и собирательные. Вещи главные и побочные.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2016

    Понятие и виды источников римского частного права. Кодификация римского частного права. Эмансипация подвластного в Древнем Риме. Вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, потребляемые и непотребляемые, простые и сложные, главные и побочные.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2014

    Выплата денежной компенсации за испорченную вещь. Определение процента износа вещи и ее стоимости. Расчет цены вещи. Определение в договоре о выполнении работы или в ином документе, подтверждающем его заключение, цены вещи, передаваемой исполнителю.

В классический период в римском праве выработалось по­нятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охва­тывались не только вещи в обычном смысле материальных пред­метов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Вещи телесные и бестелесные. Гай так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров res incorporales Гай назы­вает наследство, узуфрукт, обязательства. Следует отме­тить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает пра­ва собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую вещь, вследствие чего право соб­ственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей.

В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах на вопрос, что составляет предмет иска о на­следстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudi-cium venire, sive iura sive corpora sint», т.е. предмет этого иска со­ставляют все вещи наследства, будут ли то «права» или «телесные предметы».

Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что разделяя вещи на телесные и бес­телесные, Гай разумеет под последними не вещи, в смысле пред­метов внешнего мира, а именно права.

Виды вещей

Вещи движимые и недвижимые. Деление вещей на движи­мые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам.

Тем не менее это естественное деление играло некоторую харак­терную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью по­верхности земли - res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундамен­тально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit - сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной пред­ставлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось, как часть по­верхности.

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домаш­няя утварь, рабы, животные.

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более чет­кий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые пра­ва на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций. Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требова­ло разных сроков: для давностного завладения землей был уста­новлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длитель­ный (два года) срок, чем для движимых вешей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации;

учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana - городские участки, за­строенные для городских жилищ, городских ремесленных и про­мышленных заведений, и praedia rustica - сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различа­лись также земли италийские и провинциальные.

Res mancipi et res пес mancipi. Старое и главное деление ци­вильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.

Omnes res aut mancipi sunt aut пес mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tarn rustica, quails est Hindus, quam urbana, quails domus; item iura praediorum rusticorum, velut via, iter, actus, aquae-ductus; item servi et quadrupedes quae dorso collove domantur, velut boves, mull, equi, asini, ceterae res пес mancipi sunt (Ulp. Reg. 19.1).-все вещи считаются вещами манципия или нвманципия. Веща­ми манципия являются земельные участки на италийской зем­ле и притом как сельские, каким считается поместье, так и го-

родскив, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероно­гие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются нвманципи-альными.

Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно уз­ко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда вла­дычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитута, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевла­дельцев.

Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не вхо­дящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т. д.

Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относи­лись вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таб­лиц рассматривались как наиболее ценные части римского земель­ного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный по­рядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно про­стой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatio или in iure cessio.

Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделе­ния не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая от­дельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объ­еме: pro parte divisa.

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделе­ние права на так называемые идеальные доли. В таких случаях пра­во на вещь, не разделенную материально, признавалось принадле­жащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere. При пре­кращении общей собственности на вещь, т. е. права собственнос­ти, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, име­ла большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре

между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (ру­да, камни, песок).

Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым от­носились вещи, которые, согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально уничтожались - res quae ipso usu consumuntur, tolluntur. Сюда относились продовольствие и деньги, последние в том смысле, что при каждом расчете они те­рялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались та­кие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный ка­мень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение - res quae usu minuuntur.

Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим ли­цам права пользования потребляемыми вещами, возврат их экви­валента обеспечивался особыми гарантиями.

Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуаль­ные (genus et species). Знакомство с греческими приемами об­щей систематики привело еще «старых» римских юристов перио­да республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественнонаучное и логическое деление вещей до­полнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоот­ношении намерения сторон - рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуаль­ную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность оп­ределялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выра­жений - res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt - вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, ме­рой, весом.

Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.

Значение этого деления выступало в различном решении во­проса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если

вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотно­шения, как родовая, то она считалась юридически не подвержена ной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило - genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индиви­дуально определенной вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, ос­вобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей замени­мых (res fangibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как оп­ределяемые родом, весом, мерой, числом.

Веши простые и сложные. Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей:

Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus con-stat, quod synemmenon vocatur, ut aedificium, navis, armarium, ter-tium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini sublecta, veluti populus, legio, grex. - Суще­ствует же три рода тел: один, который составляет одно це­лое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как напри­мер, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связан­ных тел, что называется составным телом, как например, зда­ние, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.

(1) Простые вещи - corpus, quod uno spiritu continetur - обра­зующие нечто физически связанное и однородное, не распадаю­щееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

(2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование - universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не теря­лись вполне в целом, они были до их соединения отдельными ве­щами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не пре­кращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.

(3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздель­ных вещей - universitates rerum distantium, материально не связан­

ных, соединенных только одним общим назначением и именем, например, стадо, легион. Это - временные хозяйственные или ор­ганизационные объединения вещей или лиц. В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требовани­ям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например, собственник ста-д мог истребовать все стадо, доказав право собственности на б льшую часть отдельных животных, ответчику же предоставля-л сь доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узу­фрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.

Вещи главные и побочные. Вещами побочными или прида­точными (accessorium) являлись вещи, определенным образом за­висящие от главной вещи и подчиненные юридическому положе­нию последней. Основными видами побочных вещей считались:

части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного существо­вания. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сдел­ки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Таким образом, на­хождение составных частей в составе главной вещи подчиняло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если со­единение сопровождалось изменением сущности включенной ве­щи или нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственни­ка, например, растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении ве­щи,присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юри­дическое положение присоединенной вещи.

Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого брев­на в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чу­жого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не выде­лит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (глав­ной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; при­надлежность также может существовать отдельно от главной вещи, однако лишь при совместном использовании той или другой ве­щи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).

Ввиду самостоятельного физического существования, принад­лежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Од­нако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, счи­таются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм:

«принадлежность следует судьбе главной вещи»).

Плоды. Плодами естественными считались прежде всего орга­нические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хо­зяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, де­ревья), так и в животном (шерсть, молоко).

Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относи­тельно недр земли мнения классиков расходились, но большинст­во относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию ка­менных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.

Плоды делились на: a) fructus pendentes - плоды, еще соеди­ненные с производящей их вещью; б) fructus separati - плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percepti - плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exs-tantes - плоды, наличные в натуре и fructus consumpti - плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов - fructus percipiendi, несобранных по упуще­нию, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной экс­плуатации вещи.

Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи.

При истребовании вещи собственником путем виндикационно-го иска наличные плоды всегда подлежали возвращению собствен­нику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав соб­ственника вещи было объяснено на основе анализа римских ис­точников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая добросо­вестного владельца от требований по поводу потребленных им плодов, римское право стремилось обеспечить устойчивость хо­зяйственных отношений, охранить лицо, неправомерно, но добро­совестно владевшее чужой вещью, от обременительной обязанно­сти возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.

Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юриста­ми расширено и обнимало всякий регулярный доход, как прино­симый вещью естественным путем, так и получаемый на основа­нии особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.

Имущество. Постепенно римляне пришли к представле­нию об объединенных хозяйственным назначением целых имуще­ственных комплексах.

Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в зако­нах XII таблиц термином familia pecuniaque - первоначально со­вокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозна­чала и всю совокупность имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки - patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими культо­выми обязанностями к наследникам.

В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona patema avitaque - в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество, или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро - bona - гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов. Как некото­рое обособленное имущество рассматривалось имущество, выде­ленное домовладыкой в пользу раба или подвластного для само­стоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п. 117).

Вещи в обороте и вне оборота - res in conunercio et res extra commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение

in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предмета­ми мены, оборота по оценке - aestimationem recipiunt.

Внеоборотными вещами - res extra commercium - считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est (D. 18. 1. 16. рг.). Классические юристы признавали группу вещей omni­um communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.

Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных ве­щей считался римский народ.

Имущества общин-городов (civitates) на практике также назы­вались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служи­ли по воле государства или общин удовлетворению их потребнос­тей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды - in patrimonio populi vel fisci - в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, слу­жившие целям управления и защиты.

Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, на­значенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потреб­ностей и целей - res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки.

Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависи­мости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на ко­торых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.

Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. - quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами пре­доставлялось всем гражданам.

Наконец, вне оборота были res divini iuris - вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae) - храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже ра­ба - res religiosae (Гай. 2. 4). Наконец, публичное право считало

res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принад­лежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение свя­щенных вещей - res sacrae - для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.

Общее определение вещи таково: "Вещь - это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования" Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права , другие - человеческого . К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству (res sacrae) и вещи со священным значением (religiosa). Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например на основании закона... Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее... Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц. Кроме того, некоторые вещи суть телесные , физические материальные вещи, другие бестелесные , идеальные – права, обязанности ипр. В Институциях Юстиниана данному разграничению посвящен Титул II Книги второй: "...Одни вещи - телесные, другие бестелесные.

1. Телесные - это те, которых по их природе можно коснуться, например, земля, человек, одежда, золото, серебро и, одним словом, бесчисленное множество других вещей.

2. Бестелесные - это те, которых нельзя коснуться. К таковым относятся те, которые заключаются в праве, например: право наследования, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные. И не важно то обстоятельство, что наследство состоит из вещей телесных... и то, что нам следует по какому-либо обязательству, в большинстве случаев - нечто телесное...; но самое право наследования и самое право пользования и собирания плодов, и самое право обязательства - представляется бестелесным.

3. Сюда же относятся права в городских и сельских поместьях, каковые права называются также сервитутами".

Из приведенного фрагмента становится очевидным, что бестелесными вещами признавались права требования , которые возникали из самых разнообразных оснований.

Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi (манципируемые ) и res nec mancipi (неманципируемые )". По Ульпиану манципируемые вещи – наиболее ценные хозве вещи, он дает исчерпывающий их список: имения на италийской земле сельские (пример - поле) и городские (пример - дом), права сельских имений, как право проезда, прохода, прогона скота, рабы и четвероногие которые приручаются шеей или спиной: лошади, ослы, мулы, буки и тд. Дикие животные как слоны или верблюды, хотя фактически могут приручаться и использоваться в хозве, юридически не считаются манципируемыми. Все вещи не попадающие ни под одну из этих категорий являются неманципируемыми. Суть – процедура и способ отчуждения прав на эти вещи.

Вещи простые (unitum),сложные (connexum)и составные (совокупности ) (universitas).

Простые вещи - это те, которые представляют органическое единство, целостность, разделение которой ведет к юридическому исчезновения самой вещи; таковы: алмаз, дерево, животное и пр. Естественнно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой .

Сложные вещи те, которые представляют из себя механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество (4)

В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения.

К простым и сложным вещам примыкает совокупность : набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

Вещи главные и принадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует , другая служит : картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным или эффективным.

Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность.

Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

Вещи делимые и неделимые. Юридически неделимыми (нераздельными) признаются вещи, физический раздел которых равнозначен уничтожению вещи или несоразмерному умалению ее ценности. Неделимой может быть как простая вещь (кубок, кольцо, скульптура), так и сложная вещь (картина, механизм, сооружение). Естественно, что делимыми признаются вещи, физическое деление которых только пропорционально уменьшает стоимость получаемых в результате этого частей: земельный участок, головка сыра, мешок зерна.

Правовая проблема возникает тогда, когда два или более субъектов владеют неделимой вещью: физический раздел ее невозможен, следовательно, необходима выработка особого принципа, который бы регулировал отношения совместных собственников (сособственников ). Такой принцип обозначен следующим афоризмом: вещь неделима , но права на нее делимы. В этой связи право создало такие категории, как идеальная часть вещи или идеальная доля (parte pro indiviso).

Общее обладание нераздельной вещью порождает идеальные доли сособственников, то есть доли (части) в праве на вещь, но не права на части вещи. Идеальные доли подлежат денежной оценке, они могут быть предметом самостоятельных сделок, могут приносит пропорциональный размеру доли (прораторный - pro rata) доход своему собственнику.

Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles).

Недвижимыми вещами признавались прежде всего земля и то, что с ней физически прочно связано (здания, строения, деревья). Иными словами, это вещи, которые не допускают своего перемещения в пространстве без причинения существенного вреда им самим. Естественно, что такие вещи, которые свободно перемещаются в пространстве без какого-либо ущерба для себя, относились к вещам движимым (скот, одежда, инвентарь и пр.).

Это разделение имело следующее практическое значение. Во-первых, собственность лица на земельный участок создавала презумпцию (предположение), что это же лицо является собственником всего, что находится на нем, над ним и под ним ("от неба до преисподней"); об этом свидетельствует следующее положение следующего фрагмента из Книги второй Институций Гая: "73. ...Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли ". Во-вторых, сроки приобретательной давности в отношении недвижимых вещей и движимых были различны (в XII таблицах - 2 и 1 год соответственно). Наконец, предусматривалось различие в совершении сделок с недвижимостью и движимостью.

5. Вещизаменимые (res fungibiles) и незаменимые (res non fungibiles), в ином обозначении - вещи родовые (genus) и индивидуальные (species).

Заменимые (или родовые вещи) - это такие, которые настолько схожи между собой, что в обороте обыкновенно различаются по родовым, а не по индивидуальным признакам (зерно, масло, вино, шерсть и пр.); иными словами, это вещи, которые существуют в весе, количестве, мере (res, qua pondere, numero, mensura constitunt). Незаменимые - это такие вещи, которые отличаются совершенно определенными индивидуальными признаками, которые и учитываются при включении данной вещи в оборот (дом, картина, уникальная ваза и т.д.).

Такое деление важно в том смысле, что определенные сделки возможны были только с заменимы вещами (например, договор займа), другие, напротив, только с незаменимыми вещами (договор найма). Кроме того, случайная гибель индивидуальной вещи, которая являлась предметом обязательства, прекращала само это обязательство; напротив, случайная гибель родовой вещи, служащей предметом обязательства, не прекращала его (род не исчезает ).

6. Вещи потребляемые (res usu consumptibiles) и непотребляемые (res usu non consumptibiles).

Потребляемыми признавались такие вещи, нормальное использование которых приводит к их уничтожению (топливо, продукты питания, строительный материал и пр.). Непотрябляемые вещи - это такие, использование которых не прекращает их физическое состояние (земля, корабль, дом и т.д.).

Потребляемые вещи не могли быть объектом узуфрукта; по-разному совершался залог потребляемых и непотребляемых вещей; некоторые сделки совершались только с потребляемыми вещами (заем), другие - только с непотребляемыми (наем).

7. Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio) и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium).

Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться.

В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.

Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.

При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.

К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные , бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.

Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.

В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales ».

Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales ) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales ).

Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).

Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium ). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.

Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.

1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio ). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.

2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium ). Такие вещи не могли быть предметом сделок.

К вещам in commercio относили следующие:

- res corporales и res incorporales (т.е. вещи телесные и бестелесные);

- res ma ncipi и res nec ma ncipi (вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipa tio ) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.

И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi».



Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.

В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia .

Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium) , то к ним относили:

1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;

2) Публичные вещи (res publicae ) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;

3) Общественные вещи (resuniversitatis ) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;

4) Вещи божественного права (resdiviniiuris ), к которым относились:

Вещи, посвященные богам (ressacrae ) – храмы, предметы культа;

Вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae ) – например, стены и ворота города;

Вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae ) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.

Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием:

Простыми вещами (res unitae ) считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.

К сложным вещам (res compositae ) относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.

Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.

Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (co rpora ex distantibus ).

Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.

Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae ) имеет свое правовое значение.

Делимыми признавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.

Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.

Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita .

По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли-partes pro indiviso.

В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом».