Вавилонский царь хаммурапи. Законы Хаммурапи (Древняя Месопотамия: Вавилон) и Комментарии к ним

Самое древнее в Месопотамии законодательство связано с именем правителя и реформатора из города Лагаша – Уруинимгины (XXIV в. до н.э. ). Тексты его законов до настоящего времени не сохранились, однако их содержание было изложено в четырех надписях того времени. Известно, что они устанавливали нормы, касавшиеся разного рода податей, были направлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства. Позднее появились первые дошедшие до нас письменные законы Ур-Намму , царя III династии Ура (XXI в. до н.э.), законы Липит-Иштара , царя Исина, и законы царства Эшнуны (XX–XIX вв. до н.э.). Но наибольшую известность в древности получили Законы Хаммурапи, судебник старовавилонского царя. По своей юридической технике и ясности изложения норм права они превосходят все другие кодификации Древней Месопотамии.

В культурной и лингвистической истории существуют различные модели, которые устанавливают близость. Архаическое мифическое восприятие имеет персонализированные процессы, которые мы сегодня объявляем «естественными» и с научными «законами», как рукотворными, и поэтому пытаемся «понять». Грозы - это мифическое мышление Бога-файла или, возможно, шум от битв-памятников разных божеств. Наше ментальное сознание строит из метафор и аналогов воображаемый мир, в котором мы можем рассматривать причины и последствия и, следовательно, находить причины для наших действий.

Общая характеристика Законов Хаммурапи. Текст законов был зафиксирован клинописью на черном базальтовом столбе, найденном французскими археологами в 1901 г. в Сузах, восточнее от Вавилона. Часть текста оказалась стертой. Всего в судебнике 282 статьи, из которых сохранилось 247. Ряд статей удалось затем восстановить по документам из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Текст Законов состоит из трех частей: преамбулы, основной части и заключения.
В преамбуле, в частности, дается религиозно-правовое обоснование власти монарха и определяется цель написания законов: «дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого».

Является ли эта проблема предшествующей действию в смысле репетиции или просто следует оправданию, не имеет никакого значения для нашей уверенности в себе. Когда мы пытаемся понять наше сознание, мы снова используем метафоры. Мы «видим» решение проблемы, рассматриваем проблемы под определенной «точкой зрения», «что-то» понимаем. Благодаря этим метафорам мы представляем себе ментальный интерьер по образцу полного поведения. Существуют также несоответствующие метафоры - если верхняя и нижняя части метафоры не подходят.

В разговоре о любви, которая «как роза», эти подтексты правы: любовь цветет на солнце, она пахнет, она может возбуждать свои шипы, она в конечном итоге увядает. Психическое сознание состоит из того же материала, что и поэзия: это лингвистически переданное сознание «является произведением лингвистических образов». Поэтические фигуры - это средство раскрытия огромной сложности реальности и, в то же время, захват ее в рамках лингвистических представлений. Он организуется последовательно, что ему предлагается, оно сортирует ментальные образы в воображаемом пространстве.

Судебник Хаммурапи был составлен на основе систематизации обычного и писаного права. Он не является сводом всего действовавшего в Старовавилонском государстве права. Как правило, в нем представлены те случаи, по поводу которых нормы права расходились между собой в разных частях страны. Ряд норм права, бесспорных и хорошо известных жителям, в кодификацию включен не был. Изложение норм права в судебнике носит не общий, а казусный характер: законы рассматривают конкретные случаи (казусы) и определяют их юридические последствия. Нормы права в судебнике сгруппированы по предмету регулирования, переход от одной группы статей к другой осуществляется по принципу ассоциации (обычно последняя статья одной группы содержит некое общее понятие с первой статьей следующей группы).

Мы можем только представить себе «время», если мы избавимся от него, разделив поток событий «раньше» и «позади». Наше ментальное сознание выбирает. Если объект выглядит так похож на тот, который мы привыкли считать деревом, тогда это тоже дерево. Мы всегда осознаем только отдельные аспекты реальности и с предпочтением аспектов, которые могут быть представлены как правдоподобное следствие причины и следствия, следуя нашей модели действия. Эффекты без причины довольно сложны, и неясные сложные процессы кажутся нам «непостижимыми», не открываются для ментального сознания, потому что наш разум строит объяснения.

Право собственности и обязательства. Законы Хаммурапи выделяют различные формы земельной собственности: царскую, храмовую, общинную. Частная собственность на землю в это время только зарождалась. Земля еще не стала в полной мере предметом купли-продажи. Продажа земли другому лицу расценивалась как «несчастье», а ее приобретение как «несправедливость». Желая ограничить отчуждение земли, царь мог издавать так называемые «указы о справедливости» (мишарум ), посредством которых в некоторых случаях можно было вернуть уже проданные земли прежнему владельцу. Достаточно свободно земля могла передаваться только в пределах одной общины, между родственниками, не выходя за рамки их круга. Царские и храмовые земли постоянно расширялись за счет общинных земель. Из царского земельного фонда шли пожалования за службу. Такие наделы царской земли находились в держании служащих лиц. В определенных случаях закон допускал их отчуждение другому лицу, но при условии передачи ему служебных обязанностей прежнего держателя надела (Законы Хаммурапи (далее – ЗХ), § 40). Как правило, это было доступно высокопоставленным лицам (жрицам, крупным ремесленникам и др.).

Мы приближаемся к ней через паттерны памяти, старые истории, знакомящие с непонятными новыми впечатлениями. Эго-сознание как чувство. Наше чувство свободы возникает, когда мы воображаем, что можем делать то или это и каковы будут последствия. Хотя нам нравится понимать себя как героя нашей истории жизни.

Новые вещи включены в историю успеха через посредство-избирательное восприятие, восприятие, которое невозможно включить, насколько это возможно «вытолкнуло» и исключено из сознательной памяти. Но мы чувствуем это эго-сознание не как ментальную конструкцию, а как само собой разумеющееся как первичную реальность. Разница проявляется в экстремальных ситуациях, например, когда человек чувствует боль в руке, которая фактически ампутирована - фантомная боль. Эксперименты с иллюстрацией резиновой руки показывают, что мозг воспринимает визуальную информацию о своем теле в определенных созвездиях как «вернее», чем прямую физическую информацию, - и касайтесь там, где нет контакта.


Земля широко сдавалась в аренду и закладывалась в обеспечение ссуд. Применялось два вида земельной аренды: с уплатой денег за аренду вперед и с уплатой доли урожая после его снятия. Плата при аренде поля доходила до 1 / 2 урожая, при аренде сада даже выше – до 2 / 3 . (Льготные условия устанавливались при сдаче в аренду необработанного участка земли.) В случае неурожая (наводнения или другого стихийного бедствия) ответственность возлагалась только на арендатора: он при любых обстоятельствах обязан был оплатить свою аренду. Иначе закон относился к должнику и в ряде случаев вставал на его защиту. В случае неурожая должник мог не исполнять долговые обязательства и уничтожить договор (дословно: «увлажнить» глиняную табличку) (ЗХ, § 48). Законы вводили ограничения ссудного процента: можно было взимать до 33 1 / 2 % с хлеба и до 20% с серебра. Взимание кредитором большего процента влекло для него потерю всей суммы долга. Он также терял право на возвращение долга и в случае самовольного изъятия имущества у должника. Для обеспечения кредитных обязательств был предусмотрен институт заложников (непутум ). Такой заложник (обычно член семьи должника) помещался в дом кредитора и содержался там (как в тюрьме) до выплаты долга. Смерть такого заложника по вине кредитора могла повлечь уголовную ответственность для него.

Разделенные мозговые эксперименты показывают, что наш мозг изобретает, казалось бы, правдоподобные истории, чтобы отразить наше сознание, что два восприятия осмысленно связаны. Крайний случай неудачной интеграции эго-ощущения рассматривается в медицине под такими терминами, как «деперсонализация» или «дереализация».

Наше восприятие даже кажется принципиально независимым от сознания. Мы всегда реагируем на вещи, не осознавая их. Есть пациенты комы, которые, наблюдая за теннисной игрой, имеют почти ту же активность мозга, что и бодрые люди, но они не знают об этом. Когда интеграция личной, биографической и социальной информации в единое я терпит неудачу, мы отправляем врача или психолога. Сознание не является отражением нашего опыта, мы не осознаем изобилие вещей, которые мы бессознательно переживаем и обрабатываем.

Помимо договоров купли-продажи, имущественного найма, займа Законы Хаммурапи знают также договоры личного найма, хранения (поклажи), мены, поручения, товарищества. Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв. Особое значение придавалось гарантиям обеспечения нового приобретателя вещи от эвикции, от притязаний на вещь со стороны государства (если речь шла о неотчуждаемом имуществе, изъятом из оборота – например, об илку, земельном наделе воина). Помимо обязательств, вытекающих из договора, Законы говорят и об обязательствах, вытекающих из причинения вреда (из деликтов). Лицо, причинившее материальный ущерб, обязано было его возместить (например, в случае затопления судна на реке из-за столкновения, потравы поля и др.).

Психическое осознание даже тормозит многие реакции, потому что оно работает очень медленно. Даже мысли не происходят сознательно - вы получаете лучшие идеи, если не обращаете внимания на проблему, но слушайте птиц в лесу или полностью выключаете сознание - во сне.

Его ответ: это умственное осознание возникло с усложнением языка. Сигнальные звуки культуры охотников и собирателей. Многие млекопитающие перемещаются по группам, в убежище из густых лесов может быть шесть, гиббоны на открытой площадке перемещаются группами до 80 животных. Животные координируют свое инстинктивное поведение с сигнальными звуками, у приматов - тактильная связь, вокальная связь с ворчами, колокольчиками и белками. На ветвях есть неглавные звуки, такие как скрежет зубов или скручивание.

Брачно-семейное и наследственное право. Брак представлял собой сделку жениха с отцом или другим опекуном невесты. Согласия невесты на заключение союза не требовалось. Минимальный брачный возраст в Законах Хаммурапи не устанавливался. На практике вполне допускались браки с 7–9-летними девочками. В целом брак носил моногамный характер, только в одном случае могло иметь место двоеженство: если супруга заболела проказой, муж мог привести в дом вторую жену (ЗХ, § 148). Законодатель допускал также возможность содержания особой наложницы (не рабыни): если супруга бесплодна от природы или бездетна по обету (как жрица) и не хочет предоставить мужу рабыню для производства потомства. В случае же предоставления рабыни, дети, рожденные ею от хозяина, считались законными детьми жены.

Самые разнообразные выражения лица и угрожающие глазные глаза относятся к визуальным сигналам. Спектр сигналов связывает особые ситуации внешней угрозы и указывает на находки пищи, а также сигнализирует, что он служит прежде всего внутренним групповым делам. Бабуины также общаются через звуки и формируют строго геометрический узор во время их миграции. В случае горилл члены группы никогда не перемещаются более чем на 50 метров от доминирующего животного, а на прогулках группа возвращается примерно на 500 метров.

Как и все другие приматы, у них было множество визуальных и голосовых сигналов. Если их группы стали больше по соображениям защиты, британский психолог Робин Данбар подозревает, что вокальное общение внутренней связи группы стало более важным, чем «ползание» и «лизание» - это объясняет ему «как человек появился». Но это было, конечно, вначале простая комбинация речевых звуков, которые должны были далеко продвинуться в их дифференциации, не выходя за пределы сочетания звуков сигнала. Джейнс считает, что групповое общение необходимо развивать, поскольку охотники и собиратели поселились в оседлых, фермерских и, следовательно, более крупных общинах.

Законность браку придавало наличие письменного контракта. Заключение брачного союза требовало материальных вложений с обеих сторон. Сначала жених должен был внести задаток на свадебный пир (библум ), затем выплатить выкуп за невесту (терхатум ). Родители невесты давали за ней приданое (сериктум ). Оно являлось наследственной долей невесты в доме отца, поэтому могло значительно превосходить по размерам выкуп, уплаченный женихом. После кончины жены такое приданое переходило в наследство детям, рожденным в браке, при их отсутствии – возвращалось в прежнюю семью жены.

Мы можем только представить себе сознание людей, чьи фетиши археологи определяют до тысячи лет назад как медитативное, мечтательное сознание. По мере того, как растущие воспоминания размываются с текущими представлениями, оба часто кажутся одинаково интенсивными и присутствующими. Чтобы уметь интерпретировать восходящие мечты, эти люди, очевидно, нуждались в резьбах и идее, что фигурки разговаривают с ними. Символизированный переплетается в медитативном сознании с символом. Поэтому вопрос меньше: «Насколько уникален человек?» Вместо «Как уникальны люди»?

Муж обладал значительной властью в отношении супруги. Он мог отдать ее в залог за свои долги. Он мог наказать жену за прелюбодеяние, предав ее смерти вместе с сожителем (ЗХ, § 129). Развод для мужа был установлен в более свободной форме, чем для жены. Однако необходимо было представить некоторые обоснования для расторжения союза: бесплодие супруги, ее расточительность или дурное поведение. В случае невиновности женщины при разводе ей возвращалось приданое и выплачивалась особая разводная плата. Развод по инициативе жены мог быть осуществлен в судебном порядке и только в специально оговоренных законом случаях: 1) при ложном обвинении жены в прелюбодеянии; 2) при длящейся измене мужа; 3) при оставлении мужем общины; 4) при второбрачии мужа (больная проказой женщина могла уйти из семьи).

Коллективное сознание сидячего. Археологи сообщают, что увлечены ремесленными орудиями, которые придумывали эти деревенские общины, разделение труда на подготовку почвы, планирование семян и хранение урожая требовали гораздо более сложного понимания коллективных действий, чем повседневной жизни охотников и коллекционеров. Например, народы Натуфиена были такими же людьми, как их предки; они были опытными в обработке костей и сделали кремневые лезвия.

Они носили проколотые раковины и зубы животных как драгоценности, очевидно, имели ощущение красоты и оставляли рисунки животных в своих пещерах. Около 3000 были выкопаны три постоянных поселения с большими погребальными местами и около пятидесяти круглых соломенных каменных домов диаметром до семи метров, построенных вокруг площади. Кочевое племя, насчитывающее около двадцати членов, превратилось в деревню с 200 жителями. Многочисленные инструменты показывают не только сельское хозяйство поселения, но и их мастерство и их предосторожное планирование.

Наследование велось по закону и по завещанию. Но завещательное право еще не было развито. Аналогом завещания было прижизненное дарение имущества жене или ребенку, которое затем исключалось из наследования по закону. Отцу было также предоставлено право лишить наследства сына (при вторичной его виновности перед отцом и только по суду). Наследование по закону осуществлялось через равные доли для каждого из детей (сыновей и дочерей). Одинаково с законными детьми могли наследовать имущество усыновленные. При отсутствии особого прижизненного дара жене, она тоже вступала в наследство наравне со своими детьми.

Тот, кто правит в этом поселении, - правил он громким голосом. Слова были законом, члены клана должны были помнить слова, повторять их. То, что звучало в ушах людей, было силовыми словами, приказами, «сигналами социального контроля». Как дети, которые не могут забыть что-то, что бормочет про себя, эти простые люди запомнили эти команды с помощью принуждения повторения. И когда старые свидетельства неоднократно говорят, что боги говорили прямо с людьми, от человека к человеку, что напоминает психологу Джейнсу о том, что он слушает галлюцинации. Эти галлюцинации были результатом громких приказов, данных племенным лидером и эхом в индивидууме.

Уголовное право. Законы Хаммурапи не содержат полного перечня всех совершаемых преступлений. Так, в них совсем не говорится о преступлениях против государства. Преступные деяния, указанные в судебнике, можно разбить на следующие группы: 1) религиозные (например, чародейство); 2) должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор);
3) воинские (дезертирство, преступления воинских начальников в отношении подчиненных);
4) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, клевета); 5) имущественные (различные виды краж, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества, мошенничество); 6) против семьи и нравственности (кровосмешение, прелюбодеяние жены, изнасилование, увоз замужней женщины, похищение ребенка и др.).

От Маха ответы лидеров племени были более мощными словами Готтера. Если это так, то будет объяснено, как в гробницах того раннего времени в Натуфьене выведен мертвый племенной лидер: полусидящий, как если бы он жил, по крайней мере, по образу своих поклонников и продолжал отдавать свои приказы. «Если король мертв, он становится живым Богом». Мавзолей царя - это более сотни тысяч ранних культур в доме Бога.

Гигантский храмовый комплекс в Гекбекли Тепе, где сегодня проходит граница между Турцией и Ираком, построенная более тысячи лет назад, свидетельствует о силе местного правителя: археологи считают, что это храм, в котором для наше понимание сегодня заключалось в том, что «мертвые» были изложены, но их голоса были очень живы и значительны для людей того времени. Каменный мавзолей весом в несколько тонн является символом господствующей власти, что позволило тысячам рабочих поднять такие символические структуры.

В качестве главного, хотя и не единственного, принципа при определении наказания Законы проводят принцип талиона. В основном он действовал в тех обстоятельствах, когда преступник и его жертва имели равный статус, в частности, являлись авилумами. Если преступление было совершено в отношении лица, низшего по положению (авилумом против мушкенума), выплачивался штраф.
В случае невозможности прямого осуществления принципа талиона, могло применяться фиктивное воздаяние «равным за равное», символический талион . Так, кормилица, виновная в подмене умершего младенца, наказывалась отрезанием груди; сын, ударивший отца, лишался пальцев (ЗХ, § 194, 195). Применение принципа талиона исключало оценку субъективной стороны преступления, установление умысла, неосторожности, случайности. Впрочем, судебник Хаммурапи уже знает такое понятие, как неумышленное преступление, которое наказывается менее сурово, чем умышленное. Так, соучастие жены в убийстве мужа наказывалось смертной казнью, но неумышленное убийство врачом пациента во время операции влекло наказание в форме отрезания пальцев (ЗХ, § 153, 218). Неумышленное убийство путем нанесения побоев в драке тоже не влекло смертной казни, убийца лишь платил штраф (ЗХ, § 207, 208). Но умысел при совершении преступления учитывался далеко не всегда. В некоторых случаях Законы применяли объективное вменение. Если во время обрушения дома, построенного нерадивым строителем, погибал сын хозяина дома, казни предавали сына строителя (ЗХ, § 230). Знают Законы и коллективную ответственность членов общины.

Эти общины, разделяющие рабочую силу, смогли планировать такие крупные структуры и имели достаточное избыточное производство для ликвидации и организации необходимого труда. Например, крестьянские общины распространились по большей части Ближнего Востока. Из их культуры в основном сохранились монументальные здания, в конечном счете, пирамиды. Но это уже поздняя фаза этого времени, когда боги говорили прямо с людьми.

Когда боги все еще были с нами - до времени великих религий. Великие религии древнего Востока уже перерабатывают опыт, который люди больше не слышали, когда говорят боги: боги выгнали людей из своего рая, потому что они стали слишком уверенными в себе и думали, что сами могут принять решение о добре и зле. Это рассказы богов, которые отвернулись от людей, которые скрыты от них, и только изредка, косвенно и обычно по знакам.

Применяемые наказания были довольно разнообразны. Но обращает на себя внимание частое применение смертной казни. Она использовалась как в простой (утопление), так и в квалифи-цированной форме (сожжение, сажание на кол, разрывание на части). Помимо смертной казни применялись: телесные наказания – болезненные и членовредительные, обращение в рабство, изгна-ние из общины, штрафы, наложение позорящих знаков, смещение с должности. Цели наказаний – возмездие и устрашение. Наказания часто носили характер мучительный и жестокий, могли приводиться в исполнение немедленно и публично (смертная казнь, членовредительные наказания).

Судебный процесс. Различий между гражданским и судебным процессом еще не было. Процесс в целом носил обвинительный характер. Дело возбуждалось по инициативе заинтересованной стороны, и она сама должна была заботиться о поддержании своих претензий к противной стороне. В качестве доказательств могли привлекаться письменные документы, свидетельские показания, клятвы, ордалии. Ордалия (испытание стихиями) могла состоять в испытании водой. По § 2 Законов Хаммурапи обвиняемый в чародействе должен был броситься в реку, если река (бог реки) им овладеет, то он признавался виновным. Принесение клятвы тоже, по сути, было разновидностью «божьего суда»: считалось, что ложно клянущийся обязательно навлечет на себя кару богов. Отказ от участия в ордалии или принесения клятвы означал признание обвиняемым своей вины. Возможно, во время следствия применялись пытки, но сведения об этом не сохранились. В конце процесса судья обязан был выдать документ с печатью, где было обозначено судебное решение. С выдачей документа дело считалось закрытым. Если затем судья изменял приговор, он подвергался штрафу в 12-кратном размере от суммы иска и навсегда отстранялся от ведения судопроизводства (ЗХ, § 5). Очевидно, что в вавилонском суде применялось правило: по одному делу решение дважды не выносится.

Контрольные вопросы

1. Дайте периодизацию династической истории Древнего Египта.

2. Что такое восточная деспотия? Укажите ее особенности на примере Древнего Египта и Месопотамии.

3. Какие реликты матриархата сохранились в древнеегипетском праве?

4. В чем заключалась судебная реформа царя Хаммурапи?

5. Как применялся принцип талиона по Законам Хаммурапи?


Ч ерный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие cтатьи частично восстанавливаются по фрагментам копий "Законов", записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Для работы с "Законами" необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи - так называемом Старовавилонском периоде (кон.XX - нач.XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское "царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) - незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию - объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
"Законы" были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.
"Законы" принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Язык "Законов" - классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177 ) в частичной обработке Немировского А.А. Комментарии Немировского А.А.