Геоцентрическая система мира - центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды. Греки представляли себе Землю в виде слегка выпуклого диска, напоминающего щит воина

  1. Право не столь загадочно, как кажется на первый взгляд. Однако, чтобы открылись его тайны, нужна настойчивая, вдумчивая работа, которая поможет вам уяснить не только теоретически, но и практически важные истины. Иначе говоря, поможет формированию вашей личной правовой культуры.
  2. Прежде всего важно понять, что вы располагаете широким кругом прав, которые открывают перед вами возможности поступать в соответствии с вашими личными потребностями и интересами. Вместе с тем необходимо помнить, что таким же широким кругом прав обладают и другие люди. Это понимание составит основу вашей правовой культуры.
  1. Вы должны учиться правильно определять реальную границу своей свободы, так выстраивать свое поведение, чтобы не ущемлять права другого человека. Только в этом случае ваша правовая культура начнет обретать практический смысл.
  2. И еще. Как гражданин (человек не безразличный к обществу, в котором он живет) вы должны научиться не просто знакомиться с содержанием того или иного закона, но и давать ему общественную оценку качества, направленности, видеть достоинства его и недостатки. В этом вашим надежным помощником может стать правильное понимание сути права, его социальной ценности.

Документ

Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Нш Чичерина.

    Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права...

    Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ...

Вопросы и задания к документу

  1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?
  2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает ученый в слово «лицо»?
  3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»?
  4. Какими причинами обусловлено происхождение права?
  5. Какое определение автор дает праву? Что лежит в основе этого определения?
  6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?
  2. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?
  3. Объясните, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
  4. Что сближает право и мораль? В чем проявляется «суверенность» права?
  5. Почему право характеризуется как система? Дайте обоснование объективности существования системы права.
  6. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?
  7. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение. Как классифицируют нормы права?
  8. В чем проявляется взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями нормативно-правового регулирования? Приведите примеры. Дайте определение отрасли права.
  9. Что представляет собой институт права? В чем его особенности?

Задания

  1. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) любил говорить, что существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона. Объясните, почему о законе можно так говорить, а о праве нельзя.
  2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В салон электрички, перед самым ее отходом, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я - женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».

    Как вы думате: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.

  3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (назовите норму и ее определение): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).
  4. 9 июня 2002 г. журналисты уже назвали «кровавым воскресеньем». В этот день в центре Москвы после известия о проигранном футбольном матче Россия - Япония группа подонков устроила невиданный погром: избивали людей, громили витрины, жгли автомобили...

    Мы не ставим сейчас вопроса относительно действий хулиганов. Интересен один из юридических аспектов: дело в том, что владельцы поврежденных автомобилей решили подать в суд на... правительство Москвы. А каково ваше мнение? Есть ли у пострадавших для этого юридические основания? Приведите аргументы, которые, по вашему мнению, могут подтвердить или опровергнуть обоснованность решения владельцев автомобилей.

Мысли мудрых

«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого».

Б. Гюго (1802-1885), французский писатель

2) Обратитесь к известным вам историческим фактам, характеризующим роль государства в историческом развитии. Наиболее существенными функциями, которые государство обычно осуществляет на каждом этапе своего развития, являются: сбор налогов, издание законов, судопроизводство, защита границ, борьба с попытками изменить государственный строй. Подумайте, в чьих интересах осуществлять эти функции?

3) Изучите соответствующую главу учебной литературы и заполните таблицу «Подходы к определению сущности права».

4) Изучив главу учебной литературы, заполните таблицу «Право и мораль»

5) Раскройте массив отраслей права РФ. Укажите, какие отрасли относятся к:

· материальным отраслям ________________

· процессуальным _______________________

· частному _____________________________

· публичному ___________________________

6) Заполните таблицу «Отрасли права».

7) Определите, какие из нижеприведенных ролей относятся к частной жизни, а какие – к публичной жизни гражданина:

а) отец семейства;

б) организатор частной художественной мастерской;

в) государственный служащий;

д) член политической партии;

е) супруга;

ж) участник всенародного обсуждения законопроекта;

з) ректор вуза.

Свой ответ поясните .

8) Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно вообще отрицалось. Теперь признается, но распространено пока недостаточно. Дайте ваши объяснения этим фактам.

9) Составьте структурно-логическую схему «Иерархическая структура нормативно-правовых актов Российской Федерации». Расположите нормативные акты в порядке убывания их юридической силы.

1) Известный российский правовед С. С. Алексеев при рассмотрении вопроса о праве приводит такой пример: «В салон электрички, перед самым ее отправлением, влетает женщина с тяжелыми сумками в руках. Все места заняты, причем в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!». Мужчина встает, а женщина садится на его место. Смущенный мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивленно спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я – женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам»».

Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступать ей место? Объясните описанную ситуацию с точки зрения права и морали.

2) Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Н.Чичерина.

Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят… Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права…

Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права… Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ…

Какую идею (идеи) стремится выразить автор данного фрагмента? Как вы думаете, какое значение вкладывает ученый в слово «лицо»? Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»? Какое определение автор дает право? Что лежит в основе этого определения? В соответствии с каким подходом трактуется данная формулировка права?

3) Объясните следующие высказывания.

· «Право – искусство добра и справедливости» (древнеримское выражение).

· «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (В. С. Соловьев (1853-1900), русский философ) .

· «Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается несвобода другого». (В. Гюго 1802-1885, французский писатель).

Темы рефератов и презентаций

1. Гражданское общество как основа правового государства.

2. Значение социального государства для развития демократии.

3. Влияние правосознания на формирование правовой культуры общества. Правовой нигилизм .

4. Правовое воспитание как элемент культуры общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое государство?

2. Перечислите признаки государства?

3. По каким формам можно охарактеризовать государство?

4. Чем унитарное государство отличается от федеративного?

5. Охарактеризуйте Российскую Федерацию с точки зрения всех форм, присущих государству.

6. Что такое функции государства?

7. Перечислите внутренние и внешние функции государства?

8. Что такое право?

9. Перечислите признаки права.

10. В чем проявляется «суверенность» права?

11. Какие функции выполняет право?

12. Какие источника права вам известны?

13. Дайте характеристику основных форм (источников) права.

14. На какие виды разделяются нормативно-правовые акты?

15. Что такое норма права?

16. Какие элементы нормы права вам известны. Приведите пример.

17. Охарактеризуйте основные признаки нормы права

18. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие.

19. Какова роль системы права в регулировании общественных отношений?

20. Дайте определение отрасли права.

21. Что представляет собой институт права?

духовная

Соборность означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма. Многие русские философы уже начали применять принцип соборности при рассмотрении разнообразных вопросов духовной и общественной жизни...
Многие русские религиозные философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории к мета-истории, т. е. «грядущей жизни» в Царстве Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией...
Диалектический материализм - это единственная философия, которая разрешена в СССР... Как только Россия освободится от коммунистической диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивилизованной стране, возникнут многочисленные различные философские школы. Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезно для общечеловеческой культуры.
Вопросы и задания: 1) Как философ трактует понятие соборности? 2) Почему русские религиозные философы отрицают возможность создания идеального общественного строя? 3) Как Н. О. Лосский оценивает значение русской философии для мировой культуры?

Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце движется по небосводу. Какой вывод о

роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта?

проанализируйте следующие высказывания о человеке: 1)"Человек становится человеком только через язык"(В.Гумбольдт)

2)"человек отличается от всех других созданий способностью смеяться"(Д.Аддисон)
3)"Человек делает то,что ему говорят. Большинство животных-нет"(Э.Берн)
4)"Человек- единственное животное,поведение которого в значительной степени определяется мыслью"(Дж.Коллингвуд)

КАКОЕ ИЗ НИХ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ УБЕДИТЕЛЬНЫМ?ПОЧЕМУ?

Мини-сочинение. Надо выбрать одно из 3 утверждений и доказать его (да или нет) 1)Все люди должны быть равны. 2) У всех людей должны быть равные

Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона, носившего название "Яса".

Но в отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но консолидированной цивилизацией. Именно в ее границах потом началось тюркское возрождение исламского мира, своим вторым натиском (после арабов) чуть было не добившего Европу.

В государстве монголов был установлен принцип веротерпимости. Путешественники описывали, что перед шатром великого хана стояли церковь, мечеть, буддийская пагода и приплясывали шаманы.

Но самое главное, что Чингисхан явился своего рода апокалиптическим напоминанием европейскому христианскому и азиатскому исламскому мирам. Вслед за десятилетиями междоусобиц, в которых единоверцы истребляли друг друга ради куска земли или россыпи золотых монет, приходит "бич Божий" и отбирает у всех подряд и землю, и золото, и саму жизнь.

Монголы и вообще народы Азии почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества. В европейской (в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового багрового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей.

2. Мартин Лютер (1483-1546 гг.)

Эрфуртский студент, получивший степень магистра "свободных искусств", к 1510 году испытывает столь сильный приступ "страха Божьего", что решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. Там он предается аскезе и постигает глубины догматического богословия.

Если бы Рим знал, какому именно "смиренному рабу" он дарует священнический сан и титул доктора богословия! Мучительные поиски истины и напряженное изучение Священного Писания привели Лютера к выводу, что сверкающее здание Римской Церкви, столетиями выстраивавшееся почти над всем христианским миром, есть не более чем украшенная гробница.

95 тезисов, опубликованных в 1517 году в знак протеста против торговли индульгенциями, и Аугсбургское исповедание веры наносят почти смертельный удар католицизму. Их итогом является появление "свободного" европейского христианства (протестантизма), основополагающими стопами догматики которого становятся признание абсолютного авторитета Священного Писания, "личной веры" как краеугольного камня человеческого спасения, доктрина "всеобщего священства" (отсутствия какой-то особой благодатной традиции, в рамках которой только и может существовать священство, независимое от морального облика носителей сана).

Лютер показал своим примером, что может сделать один человек, если он наделен волей, верой и работоспособностью. Лютер сумел бы сделать еще больше, если бы во время крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера не призвал к расправе над восставшими. Это движение проходило под очевидными религиозными протестантскими лозунгами, говорившими о том, что восставшие понимали христианство как религию социального равенства, противостоящую несправедливости и угнетению. Встав на сторону князей и аристократов, Лютер поставил весь профетический жар Реформации всего лишь на службу североевропейским противникам Священной Римской империи. Это и обеспечило конечное примирение протестантизма с католицизмом.

3. Папа Григорий VII (около 1021-1085 гг.)

В миру именовавшийся Гильденбранд из Тосканы, Папа Григорий VII обучался в Риме, а монашество он принял в известнейшем монастыре Клюни. Клюнийцы проповедовали, с одной стороны, отречение духовенства от светского образа жизни, а с другой - освобождение Церкви от влияния светской власти.

Гильденбранд стал яростным поборником и того и другого. Его борьба за установление власти Церкви над светским миром императоров, королей и баронов началась еще в пору, когда он стал кардиналом и ближайшим советником Папы Льва IX (1049-1054). Сначала он добился того, что Папы стали назначаться без согласия императорской власти решением коллегии кардиналов (епископами римской области, священниками главных римских церквей и несколькими диаконами, состоящими при Папе и его кафедральном храме). Гильденбранд преодолел сопротивление светской аристократии, но не решился сам занять после смерти Льва IX престол, посадив на него Александра II (1061-1073). После него он сам и стал наконец Папой, управляя Церковью до 1085 года.

Папство Григория VII есть история побед и поражений. Высшая точка этого понтификата - зима 1077 года, когда отлученный от Церкви Папой император Генрих IV должен был прийти в Каноссу и там босым на коленях три дня униженно просить о прощении. Низшая - 1084 год, когда император отомстил, избрав на папский престол Климента III, прозванного потом "антипапой". Григорий VII дошел до того, что отдал Рим на разграбление кровожадным норманам и сарацинам (мусульманам) Роберта Гвискара, осевшим на Сицилии.

Потом, ужаснувшись содеянному, он удалился в Салерно, где и умер в 1085 году, сказав перед смертью: "Всю жизнь я любил правду и ненавидел беззаконие, за что и умираю в изгнании".

Великий Папа Григорий VII хотел основать всемирную теократическую монархию под властью Рима. Всякая власть считалась им ниже папской. "Святой отец" имеет право раздавать и короны, и омофоры. Весь мир должен лежать у его ног.

Недаром именно в эпоху активной деятельности Гильденбранда случился раскол Церкви на Православную и Римскую. Принципы церковного устройства, сформулированные Григорием VII, легли в основу того явления, которое назвали римским католицизмом, и именно они на протяжении столетий определяли (а во многом определяют и сегодня) его лицо.

4. Владимир Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.)

Симбирский гимназист, основавший со временем победоносную партию большевиков, конечно же, не был религиозным деятелем в том смысле, в каком это принято понимать. Но заряд поступательной (или разрушительной?) энергии, который он вдохнул в человечество революцией 1917 года, не иссяк до сих пор и носил, несомненно, характер религиозный. Коммунистическая вера в светлое будущее, ради которого надо умереть или жить в муках сегодня, заменила собой для миллионов людей и христианство, и ислам, и многие другие религии.

Имя Ленина со священным трепетом произносили на протяжении десятилетий в разных концах Земли. Произносят и сегодня. Что же такое для этих безвестных черных, желтых, красных, белых приверженцев коммунизма Владимир Ленин? Какую такую страшную неправду усмотрел он в организации мира, какими словами сумел назвать ее так, чтобы его услышали и поняли на всех континентах?

Сказал ли он то, что "Бога нет, а значит, все позволено"? Что "социализм прав" абсолютно? Или в высмеянной и, казалось бы, пародийной формуле о коммунизме, который есть "советская власть плюс электрификация всей страны", как в буддийской мантре, заложена страшная магическая сила?

Не является ли образ "великого и мудрого" Ленина, созданный сталинскими лжецами и палачами, религиозным мифом?

Загадка вождя русской революции еще не разгадана. Еще не написана книга, которая раскрыла бы его тайну. Страстная ненависть к нему, равно как и фанатичная любовь, не остывшие до сих пор в человечестве, все еще не дают возможность взглянуть на него объективно, с холодной беспристрастностью.

Очевидно одно. Ленин - фигура настолько мистическая в своем тотально реализовывавшемся нигилизме, что вне изучения его личности понимание религиозной истории человечества просто невозможно.

5. Жанна д"Арк (1412-1431 гг.)

Орлеанская дева явилась как бы из сердца Франции, чтобы спасти слабого, трусливого и вероломного дофина, возвести его на престол своей страны, одержать несколько побед, обратить англичан в бегство. Смысл подвига хрупкой крестьянской девушки скрыт от людей Нового времени. Она слышала потусторонние голоса (некоторые считали их ангельскими, другие - наоборот), была сиротой, видела жестокость и убийства. Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную и опасную ведьму. Дофину, когда он стал королем, она больше не нужна была живой, а мертвых проще приспособить служить людям, а также их своекорыстию и их деньгам.

Жанна останавливала армии, поворачивала войска, брала крепости. Ее голоса были с нею, пока не пролилась кровь. Она посвятила свою жизнь королю, а когда он предал ее, она не могла больше жить.

Вольтер посмеялся над Жанной. Назвать Деву шлюхой было в стиле острот века. Однако век расправился и над девами, и над королями, и над шлюхами, и над остряками. Век расправился даже над ее ближайшим сподвижником - Жюлем де Рэ, которого дети знают как Синюю Бороду, мрачного душегуба и развратника. А он был ее верным рыцарем и сподвижником. Он видел, как ее схватили, но не мог спасти, и жизнь его уже больше не имела смысла, равно как не имела смысла память, которая осталась о нем в веках.

6. Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)

Кромвель происходил из весьма успешной пуританской семьи. Один из его предков, деятель реформации Томас Кромвель, был казнен на пике своей карьеры. Прагматик по убеждениям, он сделал состояние, удачно женившись, был избран в парламент и стал одним из лидеров оппозиции. В 1643 году, когда конфликт между парламентом и королем перешел в решающую фазу, Кромвель бросил заседания и начал формирование боевых отрядов. Ради дела он не щадил сил и тем более родственников, например, конфисковал имущество дяди, чтобы вооружить войско. Кромвель контролировал все финансовые и кадровые вопросы, охотно принимал в войско бедняков, награждал офицерскими званиями за храбрость, а не за происхождение.

В армии была железная дисциплина, его солдаты пели религиозные гимны перед боем и теснили королевские войска столь успешно, что противник не мог поверить, что во главе стоит не кадровый военный, а помещик средней руки.

Кромвель лично настоял на казни короля. И это был переломный момент не только его биографии, но и всей истории Европы. Впервые человек, именовавшийся "помазанником Божиим" и принцип власти которого пытались объяснить "божественными законами", был признан виновным в преступлении против народа, в разжигании гражданской войны. Кровь его потрясла мир и престолы.

Кромвель был жестким религиозным фанатиком. Он запретил роскошь, закрыл театры и отменил публичные увеселения. Место его в истории было бы менее заметным, если бы не несчастный король Карл, на счастье Кромвеля и в самом деле оказавшийся тираном и клятвопреступником.

Личность лорда Оливера не может не вызывать отвращения у всех приверженцев романтической концепции мировой истории. Его практичность и способность в трудную минуту ставить на службу земным интересам искренний фанатизм своих последователей не может не привлекать к нему любопытства тех, кто стремился и стремится управлять миром с помощью религиозных лозунгов и денег.

7. Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.)

Он родился в корсиканском городке Аяччо, оказался вознесенным на вершины славы с помощью Французской революции, стал императором и женился на дочери императора, был побежден и умер на маленьком островке в Южной Атлантике.

Последними его словами были: "Франция┘ Армия┘ Авангард┘". Что же позволяет нам занести Наполеона в число людей, коренным образом повлиявших на религиозную историю мира?

Конечно, нам недостаточно того, что еще при его жизни в нем подозревали апокалиптического зверя и искали в буквах его имени скрытое число 666. Нам недостаточно и того, что он был первым, кто дерзнул, притащив для этого Папу, возложить на себя императорскую корону, не считаясь при этом с мнением всех остальных королей и императоров ("Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье", - писал он Мюрату). Нам недостаточно даже того, что именно его "Гражданский кодекс" определил и до сих пор определяет основы европейской юриспруденции, дав совершенно новое понимание такому термину, как "права человека".

Наполеон полностью изменил представление о той роли, которую личность может сыграть в истории. Он умел заставить любить себя почти религиозной любовью. В битвах его гренадеры шли на смерть только для того, чтобы крикнуть в свой последний миг: "Да здравствует император!" Он платил им сторицею и, когда в 1815 году с кучкой приверженцев высадился на юге Франции, то пошел на встречу высланным против него войскам с распахнутой грудью: "Солдаты, вы меня узнаете? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!" Солдаты бросились к нему.

Наполеон всегда будет оставаться символом человеческих возможностей, воли и, может быть, молодости, которая готова погубить себя ради такого призрачного понятия, как "слава".

8. Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)

Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквами стал окончательным.

Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о "выборе вер". Безусловно, история мира была бы совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.

В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию "работников последнего часа" - в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о "Москве - Третьем и Последнем Риме" работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.

Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а "колыбель городов русских" - сегодня столица суверенной бедствующей державы.

Во времена Владимира московские земли были населены мирными язычниками, напитавшими христианство неистребимыми пережитками. Та прозрачная вера Владимира Святого, которая привела его к убеждению, что надо накормить последнего нищего и отпустить невольников, не жизнеспособна в людском сообществе. Так сказали князю мудрые люди. С этим соглашаются мудрецы наших дней. Вот и получается, что от всего наследия Святого Владимира действенной оказалась лишь брошенная невзначай фраза: "Веселие Руси есть питие".

9. Император Петр I (1672-1725 гг.)

Русский царь, дерзнувший выйти из душных рамок национально-религиозной традиции. Христианин, не сомневавшийся ни разу в чистоте своей православной веры, переломивший хребет института Церкви во имя глобальной идеи, чуждой самому строю мышления современников. Титан, надорвавший здоровье в бесконечной череде разгула, пьянства, глумления над ближними и дальними. Отец, судивший и казнивший собственного слабого и сомневающегося сына. Создатель новой столицы, новой армии, нового облика страны, новой бюрократии. Государь, мысливший на века вперед, пристрастный к имперской символике Древнего Рима.

Первый русский, взбунтовавшийся против отечественной бесформенности, лени, тяжести, неповоротливости, косности. Русский пассионарий, приказывавший натягивать полотнища в опочивальнях, чтобы хотя бы по ночам возвращаться в привычный избяной интерьер своего детства.

Петр, исполинская фигура русской истории, разломал сакральный образ царя-батюшки, который так хитро и кропотливо складывал его отец Алексей Михайлович. Разломал, чтобы последние Романовы двадцать лет перед крушением империи по крохам этот образ восстанавливали в тишине сельца Федорово.

Петр неприемлем для тех, кто видит в России зерно великого смысла по охранению чистоты веры. Петр - враг всех носителей идеи русской исключительности, а для крайних националистов - враг Церкви Христовой, одно из воплощений Антихриста, впустивший мировое зло в русский рай. Живого его боялись за крутой нрав, за быструю расправу, за требовательность к инициативе. Петр обращался к соратникам, но вместо соратников видел лишь трусливых холопов. Он надеялся, что образование воспитает в них представление о достоинстве и побудит нацию к деятельному участию в жизни. Пассионарий - это апокалиптический зверь, сочли благочестивые охранители. И ряска вновь сомкнулась над болотом русской жизни.

10. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1900-1989 гг.)

На вопрос о том, какова его политическая платформа, он как-то ответил, что это "шахада". Так называется исламское исповедание веры: "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - Пророк Его". Вся жизнь Хомейни и то, что он сделал в самом конце ее, есть подтверждение этого принципа.

Почему Иран не пошел за шахом Резой Пехлеви, который завалил страну дешевыми иностранными товарами, добился существенных социальных гарантий для бедноты, пытался реформировать государственную систему и даже стоял на пороге того, чтобы объявить Иран ядерной державой? Наверное, потому, что принцип "золота" (свободного рынка) не оказался столь всепобеждающим в сердцах людей, как принцип Бога, сформулированный в Коране.

Хомейни почти что наш современник. Но, несмотря на это, мы вставляем его в десятку персон тысячелетия. Именно он сумел доказать, что потенциал религии в нашем, казалось бы, столь секулярном мире отнюдь не исчерпан. Что скрытая энергия, дремлющая в сердцах людей, может в один прекрасный день быть разбужена и под лозунгом "Молчание для мусульманина - измена Корану!" (как это было осенью 1978 года в Тегеране) перевернуть кажущийся незыблемым порядок вещей. И тогда даже всей американской, советской, натовской и израильской мощи не хватит для того, чтобы остановить распространение волны новой революции.

Жизнь Хомейни заканчивалась в атмосфере постепенного крушения всех его надежд. Сделав ставку на клерикальное руководство, он тем самым заложил бомбу замедленного действия под те идеалы, к принятию которых хотел подготовить человечество. Жреческая каста не могла пойти против своих интересов. После того как молодежь революции была уничтожена в войне против Ирака, остается только ждать того часа, когда Иран вновь вольется в строительство мира по американским стандартам "золотого тельца".

Тема: Право в системе социальных норм.

Преподаватель: Акиншина Е.В.

Цель:

1.помочь студентам шире взглянуть на ряд общих проблем современного правопонимания, соотношение права и закона, права и морали;

2.показать роль системы права в регулировании общественных отношений;

обосновать неразрывность взаимосвязи естественного и позитивного права.

3.После изучения темы учащиеся должны

Знать:

1.чем отличаются подходы к определению права;

2.признаки права; общее и различия в морали и праве;

3.что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

4.роль системы права в регулировании общественных отношений;

5.что такое отрасли права;

6.что представляет собой институт права, в чем его особенности.

Уметь:

1.объяснить, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

2.разъяснить сущность права, а также различные его значения;

3.правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

4.сравнивать право и мораль;

5.структурировать материал учебника;

6.раскрывать на примерах изученные теоретические положения;

7.осуществлять взаимодействие при работе в группах.

Материалы и оборудование:

Учебник параграф 1. Схемы «Социальные нормы», «Право», «Функции права», «Система права», «Признаки нормы права», таблицы «Мораль и право», «Отрасли права», раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

План изучения нового материала

1.Определение права.

2. Право и мораль: общее и различное.

3.Система права: нормы, отрасли, институты.

Актуализация опорных знаний.

* Что такое социальные нормы?

* Какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь?

Задание. Составить схему.Студенты самостоятельно приводят примеры социальных норм (первые удачно справившиеся с заданием получают оценку)

Социальные нормы:

1.Эстетические нормы

2.Религиозные нормы

3.Моральные нормы

4.Экономические нормы

5.Обычаи

6.Политические нормы

7. Традиции

8. Правовые нормы

Задание.

Как бы вы поступили в данных ситуациях? Каковы последствия нарушений предписываемых правил? Чем они различаются? О каких социальных нормах идёт речь?

Ситуация1. Игорь воспитывался в очень бедной семье. Тяга к роскошной жизни, дорогим машинам, шикарным домам появилась лет в 13, когда мальчик впервые познакомился с неким Володей – богатым и удачливым, как казалось Игорю, бизнесменом. Тогда Игорь и не думал, каким образом компания Володи получает деньги. Через несколько лет дружки Володи стали доверять Игорю некоторые секреты своей подпольной деятельности: банда занималась рэкетом, убийствами. Их невозможно было остановить. Сходив пару раз «на дело», Игорь понял, что власть денег преображает его, но лишает жизни людей. Дорога из криминального мира обратно была закрыта. Игорь знал, что в случае его отхода «от дела» - его убьют друзья Володи, а со стороны общества – он преступник, его осудят, быть может, это ещё хуже! Он решается на отчаянный шаг – сам расстреливает бандитов и, подделывая документы, живёт под чужим именем.

Ситуация 2. Олег с Татьяной дружили не так давно. Они познакомились в живописном парке, и в этот вечер решили вновь погулять там, прокатившись на лодке. Был будний день, стояла пасмурная погода, а потому в парке было безлюдно. Совершенно неожиданно лодка перевернулась, и ребята оказались в воде. Олег плохо плавал, и ему было страшно признаться в этом Татьяне. Девушка звала на помощь. Сумев с большим трудом добраться до берега, Олег крикнул, что он спасет Татьяну, и действительно побежал за помощью. Но вокруг никого не было. Добежав до выхода из парка, Олег понял, что его могут заподозрить в убийстве. О подобных ситуациях ему приходилось читать. Не лучше ли убежать совсем? Такое решение он принял окончательно, когда не увидел никого даже за пределами парка. Вечером ему позвонила мать девушки, которая ещё не знала, где Таня. Олег пояснил, что он уезжал, приехал недавно, а потому сам не знает, где может находиться его подруга. Труп девушки обнаружили через три дня. Если бы Олег оказал ей помощь, она была бы жива.

Ситуация3. Вероника была очень богата. Но врачи обнаружили у нее страшную болезнь. Почувствовав, что долго не проживет, девушка написала завещание своей подруге, которая всю жизнь за ней ухаживала. У Вероники не было никого из родственников. Но девушка не удостоверила документ у нотариуса, а потому он не обладал юридической силой. После её смерти документ обнаружили. И нотариус, дабы помочь подруге умершей, удостоверил документ задним числом. Получив наследство, подруга на радостях рассказала обо всём знакомой. Та от зависти решила проучить девушку. Она обратилась в милицию и суд с требованием наказать «аферистов».

Большинство жизненных ситуаций регулируется правом. Общественные отношения

то, что регулируется только правом; мораль+право+другие социальные нормы; мораль+другие социальные нормы;

Объявление темы и задач урока.

II Изучение нового материала .

Понятие «право» многозначно и до сих пор нет единого его понимания. В современном правоведении существует несколько подходов к определению права. Какие подходы к определению права существовали и существуют сейчас вы узнаете, проанализировав предложенные тексты и п. 2, параграф 1.

Класс разделен на три группы .

Задание.

Проанализировать параграф 1, п.2 и предложенный текст. Сформулировать понимание права, изложенное в тексте. Сравните изложенные в тексте подходы к определению права с теми, что даны в параграфе. Как вы думаете, какой из подходов параграфа ближе к предложенному в тексте? Объясните своё мнение. Сопоставьте эти взгляды с вашим собственным пониманием права.

Задание для группы 1.

Извлечение из Дигестов, или Пандектов, Юстиниана (так называли юридические общие и нормативные работы). По инициативе Юстиниана были собраны и переработаны юридические правила в виде выдержек из сочинений римского права: «Ульпиан: Изучающему право надо прежде всего узнать откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от правосудия (institia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом». По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. Изучение права распадается на 2 части: публичное и частное. Публичное право – которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц. Существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении... Естественное право – это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам... Павел: «Право» употребляется в нескольких смыслах: во – первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым. В другом смысле «право» - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве...»

Задание для группы 2.

Извлечение из Пандектов Юстиниана: «Марциан: Закон есть то, чему все люди должны повиноваться. Всякий закон есть мысль и дар Бога, решение мудрых людей, общее соглашение общины, по которому следует жить находящимся в ней: Ульпиан: Право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом. Папиниан: Закон есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства...»

Задание для группы 3.

Из творческого наследия русского философа и правоведа Б. Н. Чичерина. Все люди во все времена считали себя свободными существами, способными делать то, что хотят... Свободная воля составляет таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права... Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров. Таково происхождение права... Право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ...

Итак, какие подходы к пониманию права существуют в современном правоведении?

А что сближает эти подходы?

А теперь давайте подведем итог.

Сегодня нельзя составить достаточно полного и верного знания о праве, если не учитывать различные подходы к его определению. Разные подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга. Вместе с тем существует давно проверенный путь преодоления различий в подходах к определению права – характеристика его наиболее важных признаков.

Задание.

1 группа.

Спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право не вмешивается в различные сферы общественных отношений. Составьте рассказ от имени главного героя.

2 группа.

Спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека. Составьте рассказ от имени главного героя.

3 группа.

Как договориться людям о правилах поведения, если один из них жадный и не уступает ни в чем другому, а другой вредный и пытается унизить первого? Что делать, если один слишком наивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий? Как может помочь право. Смоделируйте конкретные ситуации с участием этих людей. каковы же функции права?

Итак, человек в отличие от животных научился регулировать свое поведение. Он создал специальные общественные нормы – регуляторы, которые позволили установить в обществе стабильные отношения. Среди них было и право, которое упорядочивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в обществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время оказывает помощь.

Закрепление изученного материала.

Чем различаются подходы к определению права и что у них общего?

Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?

В чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия? Каковы функции права?

Выставление оценок за работу на уроке.

IV Домашнее задание

параграф 1, п. 1, 2.