Роль конституции в правовой системе общества. Конституция российской федерации и ее развитие. Список использованной литературы

Конституция (от лат. constitutio - установление) - особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости. Самые ранние конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова появились в XVII-XVIII вв. в США и Европе, когда идеи эпохи Просвещения о высшей ценности личных прав и свобод гражданина логично вылились в представления о необходимости ограничения абсолютной власти и подчинения «государственного Левиафана» неким заданным правилам. Совокупность этих воззрений лежит в основе философской и политической концепции конституционализма.

Гибридное воздействие может включать как инструменты давления, так и стимулы, тактику тактики «палки» и «морковки». «Стимулы», предлагаемые Россией, в основном связаны с энергетическим сектором, в том числе с ядерным, и перспективными энергетическими ресурсами в обмен на перспективную политическую линию для Москвы. В конечном счете, «морковь», особенно при инвестировании в ядерную энергетику, может привести к значительным финансовым потерям в долгосрочной перспективе, а также к нездоровой зависимости от Москвы.

В этом контексте можно увидеть попытку оживить проект АЭС Белене в Болгарии, который, вероятно, будет в финансовом отношении невыгодным в будущем. АЭС «Белене» ограничит свободу выбора для будущих поколений болгар. Этот проект вместе с проектом газопровода «Южный поток» является еще одной попыткой России связать Болгарию на долгосрочную перспективу в энергетическом секторе.

Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. - Конституция Франции.

В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 году, будучи октроированной императором Николаем II. Но писаные конституционные проекты появились в тот же период, что в США и Европе, - в последней четверти XVIII века. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления - 1796- 1801).

В настоящее время гибридное влияние имеет несомненное преимущество - оно предоставляет возможность сущности, будь то государство или негосударственная структура, которая ее инициирует, отрицать это достаточно долго. Цель не должна быть признана виновной во времени и недвусмысленно. Это уже известно из опыта присоединения Крыма к «правдоподобной отрицательности». Определенные гибридные эффекты в «мягком» спектре власти в настоящее время трудно быть ранними и четко определенными как враждебные действия, которые готовятся к дальнейшей эскалации.

В настоящее время в мире действует около 200 конституций государств и примерно 300 конституций (уставов) субъектов федераций и автономных образований. Лиссабонский договор (заменил не вступившую в силу Конституцию Европейского Союза) утвердили 28 государств - членов Европейского Союза.

Писаных конституций нет в Великобритании, Новой Зеландии, где действуют судебный прецедент, правовой обычай и отдельные нормативные акты (часто в судебной интерпретации), а также в Израиле, чья фактическая конституция основана на Декларации независимости, корпусе Основных и иных законов государства, тех же судебных прецедентах и т.н. «ценностях наследия еврейского народа».

Такие действия могут быть направлены на разделение и ослабление страны, на которую оно влияет, с тем чтобы обеспечить условия для дальнейшего проникновения в ее политическую жизнь. По этой логике можно провести активную гибридную кампанию против члена коллективного оборонного альянса, включая НАТО. В таком случае, ради отказа, первоначальные подрывные действия, которые не являются военными, не дают достаточной причины для инициирования положения о взаимной помощи при вооруженном нападении, в этом случае ст. 5 Североатлантического договора.

Для юриста в общем виде смысл и значение конституции определяется следующими ее функциями:

Учредительная Регулятивная функция - конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы и непосредственно регулирует основополагающие государственно-правовые отношения.

Охранительная функция - конституционные нормы направлены на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

С динамично развивающимся явлением гибридной войны влияние на каждую страну уникально и включает в себя различное сочетание методов и средств. Некоторые из них быстро и решительно прибегают к использованию «жесткой» силы, в то время как другие подвергаются воздействию невоенных инструментов, с тем чтобы добиться реального захвата государственных учреждений без военной силы, прежде всего экономическими средствами и использованием местного потенциала коррупции, Это известно сегодня под концепцией завоевания государства, хотя в его первоначальном использовании оно имеет более узкое значение, ориентированное на корпоративный сектор.

Целеполагающая функция - заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства, моделей желаемого будущего.

Конституция, несомненно, обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, является основой идеологической самоидентификации государства, что имеет большое значение для его позиционирования на международной арене и внутри страны.

Завоевание государства в этом смысле является фактом, когда агрессор достигает его. В некоторых случаях даже жертве не понадобится покидать союзы, в которых он является членом. Более того, атакованное государство может быть превращено в инструмент для толкания агрессора в союзы, в которых оно принадлежит, то есть. превратиться в «троянского коня».

Это та цель, которую Россия сейчас стремится к борьбе против Болгарии. Суть этой стратегии - «Болгария: троянский конь» в НАТО и ЕС. Таким образом, болгарское членство в НАТО и ЕС для Москвы - скорее возможность, чем угроза. Стремясь к этой стратегии, Россия систематически вмешивается во внутриполитический процесс в Болгарии.

Правоведы также различают конституцию юридическую и фактическую.

Юридическая конституция - это должный, установленный принципами и нормами действующей конституцией порядок.

Фактическая конституция - это реально существующая система общественных отношений и институтов, «материализованный» Основной закон.

В случае, когда наблюдается сильный разрыв, дисбаланс фактической и юридической конституции, говорят о конституционном кризисе, который означает невозможность дальнейшего нормального функционирования конституционной системы без радикального изменения и обновления всех ее институций. Выходом в такой ситуации является создание новой конституционной системы, основой которой должен стать обновленный Основной закон, способный привести в соответствие юридическую и фактическую конституции, прекратить дестабилизацию и разрушение общества.

Россия делает то же самое в других странах НАТО, США, Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Испании и других. Москва преследует свои геостратегические интересы в Юго-Восточной Европе, а Болгария является ключевой страной для своей стратегии. Решеников признает, что Болгария для России является «дверью на Балканы», которая является «традиционной зоной» российского экономического, культурного и духовного влияния. По его словам, без Болгарии Россия вряд ли достигнет Сербии, Черногории и Греции, и именно поэтому страна так важна для Москвы.

Несмотря на то, что политические и социально-экономические реформы начались в России более двух десятилетий назад, масштабная трансформация еще далеко не завершена. Более того, наступил новый этап модернизации страны. Поскольку речь идет о глубоком изменении самих принципов, на которых основывается устройство государства и общества, то конституционное право сегодня, как и в конце 1980-х - начале 1990-х годов, объективно оказывается на переднем крае общественно-политических процессов современности.

По этой причине Москва, как ожидается, продолжит свою возмутительную стратегию в отношении Болгарии. Одна из целей его реализации состоит в том, чтобы изолировать от руководства страны людей, которые работают над тем, чтобы быть более эффективным членом НАТО и ЕС, Решетниковым «моющим средством» проевропейской и прозападной элиты, навязанной им «пеной» болгарского народа. Подрыв этих секторов также достигается подрывом верховенства закона. Годовые отчеты Европейской комиссии о сотрудничестве в области сотрудничества и контроля Болгарии свидетельствуют о ее неудовлетворительном статусе.

Литература:

  1. Глущенко П. П. Конституционное право России; Питер - Москва, 2013. - 320 c.
  2. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 622 с.

Предполагается, что термин «конституция » происходит от латинского слова «constitutio» - «устанавливаю», «учреждаю». Конституции, в современном смысле этого слова, возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США . В 90-е годы XVIII века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Кремль стремится восстановить сферы влияния бывшего СССР. Однако у России нет четко определенного жизнеспособного геополитического проекта, способного предложить альтернативу западной модели демократии, общих ценностей, безопасности, развития и процветания, личность которых - ЕС и НАТО. Евразийский союз остается концептуально неясным и более обременен реваншистскими ожиданиями, ностальгией по поводу СССР и авторитаризмом, чем реалистичным содержанием. Вот почему Россия стремится использовать прежде всего слабости в НАТО и ЕС, дестабилизируя их.

Конституция - это особый акт в правовой системе государства . Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и: общества , а также взаимоотношения государства и гражданина .

Конституция имеет важную социально-политическую сущность, которая отражает соотношение политических сил в обществе, баланс социальных интересов. Конституция является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами.

Потому что в гибридной войне сначала используются слабости противника. На этом этапе Кремль способен только сделать это и сделать это решительно. Сегодня Россия стремится к разделению на ЕС и НАТО. Что привело к ослаблению и даже возможному разложению двух профсоюзов.

Это приведет к формированию новой «серой зоны» незащищенности в Восточной Европе между Россией и Западом. Однако, даже если он не достигнет этой цели, для России остается приемлемым оставаться в ЕС и НАТО для России. Его цель, однако, состоит в том, что эти страны являются слабыми союзниками при сильном российском влиянии и использованием бесполезных членов, чтобы нести бремя других государств-членов. Именно в этом и заключается цель российской стратегии «Болгария: троянский конь» в НАТО и ЕС.

Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов . Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

Конституция имеет особый предмет правового регулирования - наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

Чтобы понять, с какой задачей сегодня сталкивается Болгария, мы должны сначала принять к сведению тот факт, что Россия рассматривает НАТО как свою «основную внешнюю военную угрозу» в своих стратегических документах. Однако НАТО не ссылается нигде в своих официальных документах в Российскую Федерацию как на угрозу.

Вместо гибридной войны российская военная мысль использует термин «нелинейная война». Эту концепцию объяснил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал Валерий Герасимов. По его словам, «правила войны» коренным образом изменились сегодня, увеличив роль невоенных средств для достижения стратегических целей государства и во многих случаях они более эффективны, чем сила оружия. Интересно отметить, что термин «нелинейная война» появляется в рассказе Владислава Суркова, который является одним из ближайших советников Владимира Путина, опубликованного под псевдонимом Натана Дубовицкого незадолго до незаконной аннексии Крыма.

Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем , устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления .

По словам автора в «войне без войны», каждый борется со всеми, и нет среднего пути. Руководствуясь этим реваншистским дуалистическим пониманием «победы или смерти», сегодня президент России Владимир Путин пытается подорвать основы демократических обществ в Европе и Северной Америке. Для этой цели Россия использует явные или скрытые средства и инструменты в различных областях - военной, политической, экономической и информационной. В ряде случаев Россия пытается «подорвать западные демократии изнутри, превращая информацию в оружие, киберпространство, энергию и коррупцию».

Конституции разделяются на писаные и неписаные. Кодифицированные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее положение в правовой системе как по своему содержанию, так и по форме. Некодифицированные конституции - это совокупность отдельных конституционных законов и обычаев , взаимосвязанных между собой и выполняющих роль основного закона страны.

Известно, что сегодня в России, в условиях контролируемой Кремлем экономики, для того, чтобы выжить, бизнес зависит от защиты высшего государственного руководства. Это допускает незаконное влияние со стороны государственных органов как на российские компании с бизнесом за рубежом, так и на западные компании в России. Москва может оказать давление на бизнес, чтобы финансировать свою подрывную деятельность в политических процессах за пределами страны, например, поддерживая организацию против НАТО в Швеции или создавая группы по борьбе с мошенничеством в Болгарии и Румынии в целях борьбы с такими событиями, которые может угрожать господству России на восточно-европейском газовом рынке.

Конституция имеет формально-юридическую и содержательную сторону. Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции.

Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем - 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности , планово-регулируемой экономики , систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Главным препятствием для России сегодня для реализации своей подрывной стратегии является не только военный потенциал западных стран НАТО и ЕС, но и их внутреннее сопротивление гибридным атакам. Эта устойчивость основана прежде всего на верховенстве закона. Вот почему основным объектом атаки является сама верховенство закона. Поскольку там, где есть достаточный уровень законности и порядка, именно там, где Кремль, скорее всего, будет осуществлять подрывную деятельность по захвату стран внутри страны.

Поддерживаемые Кремлем местные акторы вряд ли смогут эффективно работать в условиях достаточной верховенства закона, свободной рыночной экономики, прозрачности и активного гражданского общества. Сегодня российский бизнес работает лучше всего в условиях слабых институтов и бездействующего гражданского общества. В этом контексте сейчас слабая связь в ЕС и НАТО теперь является бывшими коммунистическими государствами Центральной и Восточной Европы, и Болгарии.

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц.

Конституция Российской Федерации состоит из 9 глав:

Основы конституционного строя.

  • Права и свободы человека и гражданина.
  • Федеративное устройство . Президент . Федеральное Собрание . Правительство .
  • Судебная власть . Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Принципы и юридические свойства Конституции РФ

Основное социальное содержание Конституции России определяется ее принципами. Назовем основные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства ; народный суверенитет; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей ; экономическая свобода; многообразие форм собственности ; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие.

Поэтому, помимо чисто военных мер, НАТО и ЕС должны сосредоточиться на укреплении верховенства закона в государствах-членах Центральной и Восточной Европы, а также среди стран-кандидатов. Если он будет недостаточным, сильные стороны стран НАТО из Центральной и Восточной Европы в конечном итоге окажутся бесполезными. Не может быть сильной полиции, служб безопасности и надежных вооруженных сил, если не будет достаточной верховенства закона. Его недостаток подрывает как внутреннюю безопасность, так и защиту каждой страны и делает ее легкой мишенью для внешних сил.

Рассмотрим некоторые принципы.

Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина . Статья 2 Конституции России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Основные права и свободы человека объявляются неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Имея это в виду, необходимо твердо противодействовать российской гибридной войне против стран НАТО и ЕС, включая Болгарию. После незаконной аннексии Крыма обе организации начали подготовку к противодействию гибридным угрозам. Тем не менее, строительство противодействующих возможностей в первую очередь зависит от самих стран.

Не все страны НАТО и ЕС в равной степени оценивают гибридные угрозы. Как серьезная проблема безопасности. Существуют различия во взглядах как на их сущность, так и на их источник. Общепризнано, что гибридное воздействие происходит как с Востока, так и с Юга. Например, страны Балтии, Польша и Румыния воспринимают действия России в Европе сегодня, а Венгрия, Словакия, Чехия, Греция и Кипр по-другому. В основе подхода Североатлантического союза к борьбе с гибридными угрозами лежит понимание необходимости сосредоточения усилий на трех основных направлениях - подготовке, сдерживании и защите.

Принцип народного суверенитета означает, что многонациональный народ России является единственным источником власти и носителем суверенитета в нашем государстве. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы .

Перечисленные принципы являются одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

Конституция обладает рядом юридических свойств. Наиболее значимым из них является ее наивысшая юридическая сила. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Высшая сила конституционных норм означает, что, в случае противоречия между нормами Конституции и иными законами, действуют нормы Основного закона. Конституция выделяется особым юридическим содержанием. Особенность Конституции Российской Федерации состоит в предмете правового регулирования — основы организации государства и общества. Конституция формулирует целостное представление о государстве, положении в нем личности .

Юридическим свойством Конституции является особый, по сравнению с остальными законами, порядок изменения и пересмотра.

Конституция обладает повышенной, по сравнению с другими нормативными актами , охраной, защитой ее предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, в осуществлении которых особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ .

Развитие Конституции Российской Федерации. Поправки и пересмотр Конституции России

Развитие Конституции Российской Федерации осуществляется посредством принятия федеральных конституционных законов . К настоящему времени в развитие Конституции России приняты следующие конституционные законы: «Об

В соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения (второй путь) вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации , об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Третий по степени сложности путь предусмотрен для внесения поправок к главам с 3 по 8 Конституции РФ. Они принимаются в форме закона Российской Федерации. Это порядок описан в теме № 7 настоящего пособия.

Наиболее сложной является процедура пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Частью 2 ст. 135 Конституции РФ установлено, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы , то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно подтверждает неизменность Конституции РФ либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.