Как принципы наследования разрушали империи и сохраняли капитал.

Для феодального права характерным являлось неравенство наследственных прав детей, применение принципа первородства. Принцип первородства есть наследование одного сына, по крайней мере, в главном имуществе.

Среди дворян применялся майорат (от лат. major - старший) - это система наследования, по которой земельное имущество - феод переходило нераздельно к старшему сыну. Старший сын, способный носить оружие, наследовал весь феод. Целью майората являлось обеспечение вассальной службы. Чтобы вассальная служба продолжалась, сеньору важно было обеспечить нераздельность феодов, поэтому один старший сын допускался до наследования феодом.

В этом был интерес сеньора, но инстинкты наследственности, родственные чувства влияли так сильно, что в XIII в. стали устанавливаться разделы. Система единонаследия старших сыновей удержалась лишь среди крупных феодалов.

Цель майората теперь изменилась. Она заключалась в том, чтобы избежать дробления земельной собственности, сохранить и укрепить экономическое и политическое могущество знатных родов утверждением навсегда или на долгое время за представителем рода значительной поземельной собственности. Государственное управление и в период абсолютизма находилось в руках дворянства, и майорат был материальной основой их власти.

Несмотря на отмену майората, сохранялось неравенство наследственных прав детей, оставалось преимущество старших сыновей перед младшими, они получали большую долю наследства.

Особое значение принцип майората имел в Англии. С целью предупредить разделы земель среди дворян недвижимое имущество переходило по наследству только к старшему сыну. Вследствие распространения майората в дворянских семьях родовые земли переходили к старшему сыну.

Среди крестьян применялся минорат, когда недвижимое имущество - дом и земельные угодья переходило одному младшему сыну.

Ограничение наследственных прав женщины

Женщины первоначально исключались из наследования. Под влиянием римского права, которому было неизвестно различие в наследственных правах мужчины перед женщиной, и под влиянием канонического права понятие о преимуществе мужчины перед женщиной в праве наследования смягчалось, но сохранялось ограничение наследственных прав женщины. Сестра при братьях всегда получала меньшую долю наследства.

Женщина, особенно на юге Франции, под влиянием римского и канонического права стала допускаться до наследования феодов, сначала при отсутствии мужского потомства, позже с XII в. - и при разделах. Служить она должна была через представителя; в роли последнего выступал ее муж, который приносил присягу сеньору.

Признание каноническим правом наследования по завещанию

Для древнего права было характерно стремление сохранить имущество в семье. Поэтому древнему праву наследование по завещанию вообще не было известно. Вследствие такой несвободы распоряжения очень затруднялось совершение благочестивых распоряжений в пользу церкви. Под влиянием католической церкви вошло в употребление завещание. Первоначально завещание оправдывалось только благочестивыми дарениями движимых вещей церкви на спасение души. Таким образом, часть имущества, сначала движимого, а затем и недвижимого шла на помин души умершего.

Каноническое право упростило форму завещания. По законодательству Юстиниана частное завещание должно было совершаться в присутствии 7 совершеннолетних свидетелей - мужчин. Каноническое право установило, что завещание может быть составлено в присутствии священника и двух свидетелей. Широкое распространение получили также составляемые перед судом завещания.

Начинает способствовать их разложению.

История

В Западной Европе со времен Карла Великого до XIX века недвижимое имущество (дома и земли) наследовали только первенцы. Другие дети получали наследство лишь деньгами и движимым имуществом. С одной стороны, это исключало дробление родовых земель, но, с другой, постоянно появлялись безземельные дворяне и крестьяне. Младшие дети дворян поступали на военную или гражданскую службу, становились купцами и промышленниками. Младшие дети крестьян шли в батраки, в прислугу; уходили из деревень в города - с XVIII века происходило усиленное движение из аграрного сектора в торгово-промышленный.

В русской традиции все сыновья получали равную долю наследства, всем дочерям родители давали приданое; на Руси существовал родовой принцип наследования - Лествичное право . В 1714 году Пётр I издал «Указ о единонаследии » , по которому собственник должен был завещать недвижимое имущество одному сыну (при отсутствии завещания наследовал старший сын); движимое имущество наследодатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Однако, как отметил С. М. Соловьёв «для массы землевладельцев майорат … был страшно тяжек в государстве земледельческом, с слабым промышленным и торговым развитием, с ничтожным количеством денег» и через 16 лет, при Анне Иоанновне , он был отменён.

Майораты традиционно существовали в семьях немецких и польских дворян западных областей Российской империи: в 1909 году в прибалтийских губерниях имелось 266 заповедных имений (фидеикомисс) - с общей площадью 921 тысяча десятин - 18% от числа дворянских имений в этих губерниях .

В США, Канаде, Австралии майората не было. Одним из последних он был ликвидирован в Японии после второй мировой войны .

Виды майората

Существуют три основных вида майората:

  • наследование старшим в роду (сеньорат, лествичное право);
  • наследование старшим в семье сыном, на момент смерти наследодателя (майорат в узком смысле слова);
  • наследование старшим сыном, а в случае его смерти раньше наследодателя - внуком от старшего сына (примогенитура ; англ. right of primogeniture).

В Речи Посполитой майорат принял форму ординации , с принципом фидеикомисса.

Известные майораты Российской империи

Напишите отзыв о статье "Майорат"

Примечания

  1. Задумался Пётр I о введении майората ещё в 1701 году, что подтверждается заметками в его записной книжке и составленной Я. В. Брюсом «кратким описанием законов (или правил) шкоцких, англенских и францужских о наследниках (или первых сынах)» - см. Павлов-Сильванский Н. П. . - СПб.: тип. В. Киршбаума, 1897. - 86 с. - С. 51.
  2. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. - Кн. 4: Т. XVI-XX.
  3. Беккер С. Миф о русском дворянстве. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.
  4. Кавелин К. Д. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1879. - 410 с. - 388-390.
  5. В 1863 году право наследования фамилии, титула и майората Остерманов получил сын В. М. Голицына - Мстислав .
  6. Майорат, который включал имение «Марьино» в Новгородском уезде , сразу перешёл в род Голицыных .
  7. Майорат, учреждённый Ю. А. Головкиным, через его дочь Наталью Юрьевну перешёл в княжеский род Салтыковых , затем Голицыным и, наконец, Хвощинским .
  8. Черниченко Л. // «Московский журнал». - 2007. - № 4.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Майорат

– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.

Давыденко Э. Н., Скрипник А. Д.

Майорат как явление традиционного общества

Среди известных правовых институтов одним из важнейших является институт наследования, упоминание о котором можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т.д. Отношения, связанные с наследованием, - это одна из сфер общественных отношений, которая непременно, хоть раз в жизни, но затрагивает каждого человека.

Развитие наследственного права проходило достаточно сложно и на некоторых этапах весьма противоречиво. В процессе эволюции общественных формаций наследование от устоявшейся традиции перешло к закрепленной законодательством норме.

В современном обществе некоторые традиционные формы наследования признаны недействительными и изжившими себя, что никак не уменьшает их вклада в историю становления наследственного права. Среди подобных явлений значимую роль играет майорат, возникновение и существование которого возможно и привело институт наследования к его нынешнему положению.

Изучением данного вопроса занимались многие ученые, в числе которых известные деятели эпохи Просвещения – Жан-Жак Руссо, Джеймс Милль, Шарль Монтескьеи такие современные авторы, какР. Зидер , проф. А. И. Антонов .

Целью написания статьи является изучение сущности майората, а также причин его возникновения и отмены.

«…проголодавшийся Исав, старший из сыновей-близнецов патриарха Исаака, за чечевичную похлебку продал младшему брату Иакову свое право первородства, то есть особые права (в частности, право наследования родительского имущества), которые по старинному обычаю получал мальчик-первенец в семье…». Как мы видим, еще в Библии право первородства часто упоминалось и имело большое значение – дети-первенцы, принесенные в жертву первенцы скота, обычай первого урожая . В средние века это явление получило официальное название майорат (от лат. major – старший) - форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она переходит полностью к старшему из наследников. Система майората сильно повлияла на экономическое и социальное развитие многих стран.

Законы майората, принятые в средние века и сохранявшиеся вплоть до XIX в. почти во всей Европе (Англия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Голландия, Швейцария, большая часть Германии, Австрия, Чехия, отчасти Польша, а также прибалтийские и скандинавские страны), являлись важным социальным этапом развития общества. Согласно этим законам все недвижимое имущество семьи наследовалось старшим сыном, что весьма ущемляло интересы других детей. Что же привело общество к данной форме наследования, которая, к тому же, продержалась длительное время?

Феодальное государство неоспоримо было заинтересовано в этой системе, благодаря которой младшим сыновьям приходилось поступать на гражданскую или военную службу. Активной сторонницей майората была и католическая церковь. За счет него духовенство пополнялось младшими сыновьями лиц благородного происхождения, которые, к тому же, приносили с собой немалые суммы. Некоторые из них становились епископами и кардиналами, что создавало тесную связь между духовной и светской властью.

Но, несмотря на государственную благосклонность, майорат не следует рассматривать как порядок, навязанный властями. В семьях ремесленников, например, принцип единонаследия был связан с уставами цехов. Число мастеров было ограничено и рабочее место передавалось по наследству старшему сыну. Главы зажиточных семей не хотели делить между наследниками дом, что могло привести к превращению одной обеспеченной семьи в несколько бедных. Другим детям ничего не оставалось, как самим пробивать себе дорогу и наживать капитал. Обычно на это уходили многие годы, а так как в средние века мужчины не могли вступить в брак, не обладая достаточными средствами для содержания семьи, все это вело к снижению брачности, а вследствие и рождаемости. Чаще всего первые браки заключались в возрасте 30-40 лет, а некоторые так и оставались безбрачными на всю жизнь.

Майорат не только сдерживал рост населения, но и способствовал социально-экономическому развитию. Младшие сыновья не наследовали статус своих родителей. Этим объясняется факт, что в конкретный момент времени во Франции был только один герцог Ришелье, в Испании – один герцог Альба, в Англии – один герцог Мальборо. Социальная структура общества постоянно менялась. Младшие дети становились священниками, военными, монахами или торговцами. Некоторые уезжали за океан, открывали и завоевывали новые страны. Среди жителей возникших в XVII в. английских колоний вСеверной Америке было много младших сыновей, обделенных майоратом и покинувших родину. Многие историки полагают, что подлинной причиной Крестовых походов – эпохального явления мировой истории – явился именно майорат. И большинство рыцарей-крестоносцев составили младшие отпрыски, вынужденные искать свое счастье в богатых заморских землях. У них даже имелся свой покровитель – святой Маврикия, который по преданию тоже был младшим сыном в семье .

Однако, следует отметить, что майорат носил антисоциальный характер. Он противоречил условиям равноправия людей. Еще Шарль Монтескье в своих «Персидских письмах» отмечал: «Дух тщеславия установил у европейцев несправедливое право старшинства, столь неблагоприятное для продолжения рода, ибо оно побуждает отца все внимание уделять только одному ребенку и отвлекает его от других, вынуждает его противиться благосостоянию нескольких детей, чтобы обеспечить благосостояние старшего, разрушает, наконец, гражданское равенство, на котором зиждется процветание общества». Отмена майората проходила бурно, зачастую в виде революций и различных реформ. Самой разрушительной была так называемая Великая французская революция конца XVIII века, которая первой выдвинула идеи «свободы, равенства и братства». В результате, майорат во Франции, а позднее и в других европейских странах, был уничтожен.

Просуществовав более 6 веков, майорат оказал сильное влияние на формирование института наследования. Проводя анализ причин возникновения и отмены майората, можно выделить следующее.

Причины возникновения:

Существование принципа изначального неравенства людей отрождения;

Приоритет интересов родителей над интересами детей;

Преобладание многодетных семей;

Наследования семейной власти, должностей и знаков достоинства старшим, как более опытным;

Концентрация земельной собственности в одних руках.

Причины отмены:

Снижение рождаемости и увеличение численности однодетных семей;

Усиление нуклеаризации семей, проявившееся в том, что никто из женатых сыновей не хотел жить с родителями;

Частичная отмена безбрачия духовенства;

Возникновение идей всеобщего равенства.

В современном обществе, основанном на принципах равенства прав, свободы и справедливости, каждый человек волен свободно распоряжаться тем, что принадлежит ему на законных основаниях. Институт наследования четко обусловлен и подтвержден законами. Майоратная система, как явление традиционного общества, была полностью уничтожена к концу XVIII века. В нынешних условиях всеобщего равенства ей не нашлось бы применения. Слабым отголоском прошлых традиций можно считать собственное желание родителей оставить все старшему сыну из понятных им личных побуждений, что никаким образом не регулируется властью.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 1456 с.: ил.

2. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конецXVIII – XX вв.) / Пер. с нем. Л. А. Овчинцевой; науч. ред. М. Ю. Брандт – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 302 с.

3. Синельников А. Б. Социально-экономические последствия трансформации семьи. // Демографические исследования, № 6, 2010. // Режим доступа:

4. Социология семьи: Учебник / Под. ред. проф.А. И. Антонова. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 637 ч.

5. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. // Режим доступа: < http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/184.htm >.

Майорат - система наследования, при которой имущество переходит нераздельно, в целом своем составе, к одному лицу по принципу старшинства в роде или семье, простого (возраст) или в соединении с моментом близости по степени родства к наследодателю. Различают три вида М.: 1) сеньорат, где основанием наследственного права является простой факт старшинства по летам среди остальных родичей; при нескольких лицах одного возраста вопрос решается жребием; 2) М. в собственном смысле , при котором наследство получают в порядке старшинства лица, происходящие из одного колена и состоящие в одной степени, с исключением права представления: после наследодателя наследует старший сын из оставшихся в живых, исключая внука от умершего старшего сына, и 3) право первородства, когда наследство переходит к перворожденному сыну с правом представления его потомками по тому же началу старшинства или первородства: наследует внук после умершего сына, а не брат наследодателя. Женщины при Майорат из наследования или совсем исключаются, или уступают место мужчинам в одном и том же колене, линии или степени. Возможны и иные комбинации названных трех видов М. Наследование в порядке Майорат считается исключительным в противоположность обычному, или "естественному", с равным разделом имущества между родственниками одной линии и степени. В европейской истории права Майорат развивается в средние века под влиянием особых условий политического быта, по преимуществу в наследовании ленов и зависимых рыцарских держаний. По образцу ленного наследования слагается, затем, наследование на началах Майорат в имениях заповедных (см.), в которых удерживается и до сих пор там, где такие имения существуют (ст. 1192-1217 т. X ч. 1 Св. Зак. и 2565-2572 Св. гражд. узак. губ. Прибалт. [Кроме имений заповедных, Майорат (в виде сеньората) имеет место в русском праве еще при наследовании участков земель, раздаваемых на основании правил 20 июля 1848 г. малоимущим дворянам-колонистам (ст. 1191 т. Х ч. 1 Св. Зак.).]. Лишь в Англии наследование на начале Майорат до сих пор остается общим порядком законного наследования для недвижимостей. Выяснение причин образования Майорат составляет, по выражению Мэна, "одну из труднейших задач истории права". Для объяснения развития его в ленном наследовании указывают обыкновенно на выгоды для верховного владельца лена, доставляемые нераздельностью наследования в смысле правильного и своевременного отбывания службы с лена и ответственности за невыполнение обязательств. Но, по-видимому, не одни выгоды сеньоров содействовали распространению этой формы наследования, развитой и между самими ленниками, а также, местами, и между аллодиальными владельцами. Мэн указывает еще на те выгоды нераздельного обладания землей, какие существовали в средние века при необеспеченности прав собственности и потребности личной защиты этих прав с оружием в руках. Иными словами, Майорат является одной из форм концентрации земельной собственности, составлявшей общее явление в средние века. Идея Майорат не чужда и многим другим народностям, кроме европейских, хотя везде является исключительным порядком наследования и обыкновенно вырождается в прибавочную долю к части старшего из наследников в общем имуществе (например порядки наследования кавказских горцев). Причина ее возникновения лежит не в строе имущественных отношений, а, вероятно, в способах наследования семейной власти, должностей и знаков достоинства, переходивших к старшему как более могущественному, опытному и способному представлять достойным образом интересы семьи или общины. С исключительными правами на имущество связываются, обыкновенно для старшего в роде, и определенные обязанности по отношению и обделенным наследникам. При добровольном учреждении заповедных имений признание обязанностей майоратного наследника выражается обыкновенно в обременении его имения обязательными платежами в пользу других наследников. В Зап. Европе распространение римских идей свободной собственности привело мало-помалу к пониманию прав майоратного владельца как исключительного обладателя имущества и к безусловному лишению других наследников всяких прав на имущество. В таком виде несправедливость майоратного наследования выступает с полной определенностью, и оно постепенно исчезает с континента Европы вместе с уничтожением феодальных порядков обладания землей. Удержание его в Англии является одним из многих примеров влияния этих порядков на современный строй землевладения. Теперь и там дни Майорат сочтены. Ср. Мэн, "Древнее право" (гл. 7), "Древнейшая история учреждений" (гл. 7); "Древний закон и обычай" (гл. 5); Po l lock and Maltland, "The History of English Law" (II, 260-265, 290-292, Кембридж, 1895); Schulze, "Das Recht des Erstgeburt" (1851); Starke, "Die Primitive Familie" (174-176, Лпц., 1888); Ковалевский, "Современный обычай и древний закон" (I, 324, М., 1886).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

- (от лат. major - старший) - в гражданском праве форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности), при которой она полностью переходит к старшему из наследников. Большой юридический словарь

  • майорат - Майората, м. [нем. Majorat от латин. major – больший] (право). 1. только ед. Сохранившаяся в некоторых странах от феодальных времен система наследования, при которой недвижимое имущество, гл. обр. поместье, переходит безраздельно к старшему сыну или к старшему в роде. 2. Такое поместье. Большой словарь иностранных слов
  • МАЙОРАТ - МАЙОРАТ (от лат. major - старший) - в гражданском праве - форма наследования недвижимости (прежде всего земельной собственности) - при которой она переходит полностью к старшему из наследников. Направлена на сохранение и упрочение крупных земельных владений. Большой энциклопедический словарь
  • майорат - сущ., кол-во синонимов: 2 имущество 35 майоратство 1 Словарь синонимов русского языка
  • майорат - орф. майорат, -а Орфографический словарь Лопатина
  • майорат - -а, м. В дореволюционной России и в некоторых капиталистических странах: феодальный порядок наследования, при котором земельное владение переходит к старшему сыну или к старшему в роде, а также само земельное владение, поместье, на которое распространяется такое право наследования. [лат. maioratus] Малый академический словарь
  • МАЙОРАТ - (позднелат. majoratus, от лат. major - больший, старший) - порядок нераздельного наследования недвижимого имущества старшим в семье или роде. М., характерный для правоотношений эпохи феодализма (обычай М. касался земель феод. Советская историческая энциклопедия
  • майорат - МАЙОР’АТ, майората, ·муж. (·нем. Majorat от ·лат. major - больший) (юр.). 1. только ед. Сохранившаяся в некоторых странах от феодальных времен система наследования, при которой недвижимое имущество, гл. обр. поместье, переходит безраздельно к старшему сыну или к старшему в роде. 2. Такое поместье. Толковый словарь Ушакова
  • МАЙОРАТ - МАЙОРАТ (от лат. major - старший) - англ. right of primogeniture; нем. Majorat. 1. Система наследования имущества, при к-рой оно нераздельно переходит к старшему в роде. 2. Земельное владение, неотчуждаемое и неделимое. см. МИНОРАТ. Социологический словарь
  • майорат - МАЙОРАТ -а; м. [лат. majoratus] В России до 1917 г. и некоторых других странах: феодальный порядок наследования, при котором земельное владение переходит к старшему сыну или к старшему в роде; земельное владение или поместье, на которое распространяется такое право наследования. Толковый словарь Кузнецова
  • Майорат - (позднелат. majoratus, от лат. major - больший, старший) наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде. Впервые принципы... Большая советская энциклопедия
  • майорат - Майорат, майораты, майората, майоратов, майорату, майоратам, майорат, майораты, майоратом, майоратами, майорате, майоратах Грамматический словарь Зализняка
  • майорат - майорат м. Система наследования, при которой имущество переходит нераздельно к старшему в роду или к старшему из сыновей умершего. || противоп. минорат Толковый словарь Ефремовой
  • Майорат - Система наследования, при которой имущество переходит нераздельно, в целом своем составе, к одному лицу по принципу старшинства в роде или семье, простого (возраст) или в соединении с моментом близости по степени родства к наследодателю. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • майорат - См. майор Толковый словарь Даля
  • майорат - МАЙОРАТ [йя], а, м. (спец.). 1. Система наследования, при к-рой недвижимое имущество (земельное владение) переходит безраздельно к старшему сыну или к старшему в роде. 2. Недвижимое имущество, на к-рое распространяется такое право наследования. | прил. майоратный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова