Органы местного самоуправления и их должностные лица. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Как составить план (содержание) дипломной / курсовой работы

Как правило, содержание дипломной работы составляется совместно с научным руководителем . Как только вы получили (выбрали) тему дипломной работы , подойдите к своему руководителю и попросите помочь вам в составлении содержания. Главное подойти заранее, пока человек не загружен проверкой черновиков дипломов.

Если руководитель вам в этом откажет, то не опускайте руки! Тут же попросите рассмотреть составленное вами заранее содержание и утвердить его, либо помочь переделать! И после этого можете смело начинать писать дипломную работу !

Но если и тут ваш научный руководитель вам отказал, типо мол:» Иди пиши сам, я потом все сразу проверю», то не расстраивайтесь, потому что так бывает в 70 % случаев. Никто не хочет лишний раз «напрягать мозги», особенно если они и так загружены. Ну мы же упорные! Будем писать дипломную работу сами ! ТОГДА ПРИСТУПАЕМ К ПЛАНУ Б!

План Б. Возьмите несколько учебников, в которых рассматривается ваша тема. Как правило, это отдельная глава в учебнике, состоящая из нескольких пунктов. Сравните то, как рассматривают тему вашей дипломной, проанализируйте все пункты — составьте на этой основе одно целое, куда бы вы смогли вместить все. То есть «слепите» из этого свое содержание. Либо возьмите наиболее понравившуюся схему рассмотрения вашей темы. Так же можете использовать методические рекомендации по написанию дипломных работ. Если вы пишете диплом по юриспруденции , то можете использовать статьи нормативного акта.

Образец содержания дипломной работы

В данном примере ГЛАВА 4 полностью взята из уголовного кодекса. То есть то, как описывает УК РФ особо квалифицированные составы изнасилования, в каком порядке, какие именно, такие рассмариваем и мы — те же и в том же порядке.

Так же, надо иметь в виду, что любую дипломную работу можно условно разделить на ОБЩУЮ и ОСОБЕННУЮ части. В общей части рассматривают, как правило понятие ___, общую характеристику ___, признаки___, значение ___, структуру ____ и т. п. То есть здесь пишем общие теоретические вопросы. В особенной части рассматривается проблематика рассматриваемых отношений. Например: факторы ___, меры ___, назначение ___, виды ___ и т. п.

90 % преподавателей хотят видеть симметричный дипломный проект! Что это означает? План дипломной работы должен быть симметричным. Рассмотрим на примере. У вас 2 главы. В каждой главе по 2 параграфа. Выглядит это так.

Дипломная работа. Образец оформления содержания

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1.1 Понятие и значение субъекта преступления

1.2 Признаки субъекта преступления

Глава II. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Физическое лицо

2.2 Специальный субъект преступления

Это пример хорошего, симметричного содержания! То есть если у вас 3, 4 главы, то в каждой главе должно быть одинаковое количество параграфов. Но бывает и такое, что симмертию соблюсти невозможно. Это бывает гораздо реже, но, все таки. Причина тому — специфика темы дипломной работы. Так, самый первый пример содержания дипломной работы наглядно нам это показывает.

На заключительном курсе студентам кажется, что все самое страшное уже позади. Но они забывает (а точнее – даже еще и не знают, пока не начнут), что представляет собой написание дипломной работы. Одно чего стоит, чего уж и говорить обо всем другом…

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него? Давайте разбираться.

Зачем нужен план диплома

План – это показатель того, насколько полно и всесторонне раскрыта тема работы, какие проблемы затронуты и в чем заключается актуальность.

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужен план. Он – это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

Как составить план диплома: смотрим глубже

Работу над планом лучше всего начинать до написания любых частей дипломного проекта. Так вы сможете точно понять, какая информация и какие знания вам понадобятся, а какие отложить до лучших времен.

Вы можете составить план дипломной работы онлайн с помощью фирм или бесплатно (т.е. самому, а не с помощью чьих-то услуг), но вам все равно придется предоставить его на проверку научному руководителю. Только после учительского одобрения вы сможете приступить к непосредственному написанию работы.

Опытный глаз преподавателя определит, всю ли важную информацию вы собираетесь внести, и все это – лишь взглянув на план. И не стоит спорить, если он предложит что-то изменить. Прислушайтесь и выполните рекомендации: скорее всего, от этого работа только выиграет.

Чтобы знать, как писать план дипломной работы, нужно понять, какие задачи перед ним стоят:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о потраченном впустую времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Структура плана диплома

Хотите разобраться, как писать план диплома? Тогда ознакомьтесь с методическими указаниями и стандартами, которые непременно следует соблюдать, если хотите положительную оценку на защите.

Кстати! Для наших читателей сейчас действуют привлекательные скидки10% на .

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если их планируют внести в содержание.

Для грамотного описания теоретической части необходимо хорошо владеть предметом исследования. Затем нужно описать его в мельчайших подробностях, дать ему исторический анализ, а также привязать к научной новизне диплома. Вот почему теоретическая часть должна включать в себя как теоретический и исторический анализ объекта, так и теоретический анализ предмета.

Практический анализ – довольно сложная вещь. Ее невозможно взять из книг или просто придумать, так как этот анализ – не что иное, как следствие исследований, личных опытов и наблюдений в ходе производственной практики.

Что нужно понимать, если мы хотим знать, как составить план работы (по юриспруденции, метеорологии, философии и прочим дисциплинам)? Все предоставленные данные нужно подкреплять документами, фактами, аргументами.

А вот образец того, как можно составить план дипломной работы:

Частые ошибки студентов при составлении плана диплома

Нередко студенты допускают массу ошибок при создании плана дипломной. Это может не только снизить итоговую оценку на защите, но и вообще подпортить воспоминания о нескольких нелегких годах учебы.

Старайтесь избегать следующих ошибок, которые способны привести к фиаско на окончательном экзамене:

  • В плане нет последовательности . Преподаватель всегда поймет, если студент хитрит и пытается сознательно упустить несколько разделов или глав. Достаточно ему задать выпускнику несколько дополнительных вопросов, чтобы правда всплыла наружу;
  • План не соответствует содержанию . Некоторые полагают, что план никто не будет смотреть, поэтому можно «от балды» написать все, что душе угодно. Но стоит постороннему лишь просмотреть содержание работы, как тут же станет очевидно несоответствие глав нумерации и названиям. Лучше не экспериментировать, иначе вы рискуете опозориться прямо в процессе защиты;
  • Наличие орфографических и пунктуационных ошибок . План – это первое, с чем знакомятся научный руководитель и члены комиссии. И наличие ошибок будет говорит о вас не самым лестным образом. Так что уж лучше пройтись несколько раз по специальным или же отдать кому-то просмотреть работу на наличие ошибок.

Сделаете все правильно – и у комиссии не возникнет дополнительных вопросов к студенту. Тогда можно полагать, что хорошая оценка почти в кармане. И составление плана к дипломной работе будет всего лишь маленьким, но крайне важным шагом к окончанию заключительного этапа учебы. Но если совсем некогда или не о чем писать, то чего уж мучить себя и свой бедный мозг. Бывает, иногда лучше обратиться за помощью к тем, кто выполнит дипломную работу быстрее и с наименьшими потерями.

С вопросом, как написать план диплома неизменно сталкивается каждый студент-выпускник. А от того, настолько грамотно будет составлен план к работе, часто зависит и оценка, полученная на защите.

Ведь план – это показатель того, настолько всесторонне раскрыта тема исследования, какие аспекты затронуты и в чем собственно актуальность проекта.

В первую очередь, план диплома нужно составлять так, чтобы все структурные единицы проекта (введение , главы основной части, заключение) максимально отображали суть избранной темы. При этом, не стоит забывать, что дипломная – это научная работа со сложной структурой, которая состоит из самостоятельных разделов:

  • Введения;
  • Основной части;
  • Заключения;
  • Списка использованной литературы;
  • Иногда еще и приложений (различного иллюстративного материала).

Важно, чтобы перечисленные самостоятельные разделы были не только взаимосвязанными между собой, но и дополняли друг друга, гармонично вытекали один из другого. Именно такую взаимосвязь и призван отображать план работы. Диплом должен иметь четкую структуру: главы разделены на параграфы, которые в логичной последовательности раскрывают суть темы.

Итак, как составить план диплома?

Все очень просто: нужно руководствоваться принципом «от общего к частному».
Рассмотрим по пунктам:

  1. Прежде всего, систематизируем теоретическую информацию по теме;
  2. Потом изучаем и анализируем деятельность конкретной организации, основываясь на теоретические положения первой части;
  3. После чего выявляем проблемы и определяем оптимальные пути их решения;
  4. Подводим итоги и делаем выводы, помогли ли методы, теоретические основы (первая глава диплома) эффективно исследовать деятельность предприятия (что должно быть во 2 главе) и решить все указанные проблемы (третья часть).

Задумываясь, как написать план диплома, нужно помнить, что с формулировками структурных частей следует работать очень осторожно. Формулировку темы можно использовать в разных вариантах для названия разделов и параграфов. При этом, ни один из разделов не должен называться точно так же, как звучит сама тема дипломной работы.
Придерживаясь данных рекомендация, вы сможете успешно справиться с задачей, как составить план дипломной работы.

Если же этот этап работы (или написание всей дипломной), будет для вас затруднительным, вы всегда можете обратиться в учебный центр Питер Диплом.

Пример написания плана диплома:

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения танцевальной техники, как особого способа организации движения
1.1. Танцевальные движения в контексте формирования двигательной активности
1.2. Особенности спортивно-бального танца как способа движения
1.3. Двигательные навыки и умения, развиваемые с помощью бальных танцев
Глава 2.Организация и результаты педагогического эксперимента
2.1. Организация программы по развитию двигательных навыков с помощью танцевальной техники
2.2. Анализ результатов развития двигательных навыков, ритмичности, музыкальности, умения ориентироваться в пространстве до и после эксперимента
2.3. Развитие двигательных и танцевальных качеств под влиянием танцевальной подготовки
Заключение

Образец плана диплома по праву:

Введение
Глава 1. Общие положения о договоре банковского вклада
1.1. История возникновения и развития банковского законодательства о договоре банковского вклада
1.2. Понятие, признаки и элементы договора банковского вклада
1.3. Виды договора банковского вклада
Глава 2. Форма, заключение и содержание договора банковского вклада
2.1. Форма договора банковского вклада
2.2. Правовое регулирование заключения и исполнения договора банковского вклада
2.3. Содержание договора банковского вклада
Глава 3. Изменение и расторжение договора банковского вклада. Ответственность сторон по договору банковского вклада
3.1. Изменение и расторжение договора банковского вклада
3.2. Ответственность сторон по договору банковского вклада
Заключение
Библиография

Образец плана дипломной работы по психологии:

Введение
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития ценностей и представлений об успехе подростков групп социального риска
1.1. Философские и психологические аспекты изучения ценностей в трудах отечественных и зарубежных учёных
1.2. Изучение проблемы представлений об успехе в философской и психологической литературе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы социального риска», их ценностей и представлений об успехе
Выводы по первой главе
Глава II. Организация и методы исследования
2.1. Цель, задачи, этапы исследования
2.2. Описание методов и методик исследования
Глава III. Результаты исследования представлений об успехе и ценностей подростков групп социального риска
3.1. Результаты исследования социально-ролевых представлений об успехе у подростков и их направленности на достижение успеха
3.2. Результаты исследования ценностного пространства подростков групп социального риска и возрастной нормы
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения

Пример плана дипломной работы по экономике:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация
1.2 Системы и функции управления затратами
1.3 Основные методы управления затратами в современных условиях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ООО «»
2.1 Общая характеристика ООО «»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «»
2.3 Оценка состава и структуры затрат производственной деятельности ООО «»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ООО «»
3.1 Определение приоритетных направлений совершенствования механизма управления затратами ООО «»
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Этапы работы

Срок

Выбор темы

апрель предвыпускного курса

Утверждение тематики ВКР и закрепление за студентом научного руководителя

июнь предвыпускного курса

Составление плана работы

сентябрь выпускного курса

Подбор литературы, ее изучение (конспектирование, составление тезисов, аннотаций, оформления цитат и т.д.)

Систематизация теоретической информации и практических материалов

Подготовка и представление руководителю на проверку материалов ВКР

Оформление текста ВКР

Представление работы на кафедру для предзащиты

за один месяц до защиты

Предварительная защита

за 10-15 дней до защиты ВКР

Защита работы

Приложение № 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза

Наименование темы вкр

Выпускная квалификационная работа

Екатеринбург 2011

Приложение № 3

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

1.1. Название параграфа

1.2. Название параграфа

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ

2.1. Название параграфа

2.2.Название параграфа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Приложение №4

Образец оформления ссылок, списка литературы

Внутритекстова я библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенной в текст документа. Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки.

Пример:

(Арене В.Ж. Азбука исследователя. М.: Интермет Инжиниринг, 2006)

(Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование. СПб., 2002. 202 с.)

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помешенный после текста документа или его составной части.

Затекстовая библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; физическую характеристику документа; сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

21. Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с. (Новая история искусства).

34. Никонов В.И., Яковлева В.Я. Алгоритмы успешного маркетинга. М., 2007. С. 256-300.

При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом.

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в.затекстовой ссылке указывают в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

Пример:

в тексте:

Обилий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана .

59. Кауфман И. М. Терминологические словари: библиография. М., 1961.

Пример:

в тексте:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

Если в тексте встречаются отсылки к нескольким книгам одного автора, то в оформление ссылки в тексте может содержать указание на год издания:

Пример:

в тексте:

[Бахтин, 2003, с. 18] ;

Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.

В отсылке допускается сокращать длинные заглавия, обозначая опускаемые слова многоточием с пробелом до и после этого предписанного знака.

Пример:

в тексте:

[Философия культуры... , с. 176]

Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуч. сб. науч. тр. /Сарат. гос. ун-т; [под ред. С.Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 199 с.

Подстрочная библиографическая ссылка может содержать следующие элементы: заголовок; основное заглавие документа; общее обозначение материала; сведения, относящиеся к заглавию; сведения об ответственности; сведения об издании; выходные данные; сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ); сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа); сведения о серии; обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах); сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки; примечания; международный стандартный номер.

Пример:

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков. Ростов н/Д, 2006. С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935. М., 2006.

или более подробно:

1 Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб, для вузов. -2-е изд. - М.: Проспект, 2006. - С. 305-412.

3 Кутепов В.И., Виноградова А.Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В.И. Романова. - Ростов н/Д, 2006. -С. 144-251.

17 История Российской книжной палаты, 1917-1935 / Р.А. Айгистов [и др.]. -М.: Рос. кн. палата, 2006. - 447 с. - ISBN 5-901202-22-8.

Для аналитических записей допускается, при наличии в тексте библиографи­ческих сведений о составной части, в подстрочной ссылке указывать только сведения об идентифицирующем документе:

Пример:

2 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. философии. - 1992. - № 10. -С. 76-86.

Пример:

2 Официальные периодические издания: электрон, путеводитель / Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007).

Оформление списка литературы осуществляется по правилам библиографического описания, представленным в ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

При подготовке плана квалификационной работы необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информации по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сборники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций). Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.

При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляемые к структуре и содержанию ВКР, а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные направления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР и контроль соблюдения графика ее подготовки осуществляется руководителем.

5 Структура вкр бакалавра и содержание ее разделов

5.1 Структурные элементы вкр

1) титульный лист;

3) введение;

4) основная часть, разбитая на разделы и подразделы с соответствующими названиями(не менее двух основных разделов, каждый из которых включает не менее двух подразделов);

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

Введение – очень ответственная часть научной работы. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы ВКР;

2 обоснование предмета и объекта исследования;

3 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой проблемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области;

4 постановку цели и задач исследования;

5 указание методов исследования;

6 определение практической значимости;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структура работы с указанием количества использованных источников.

Актуальность – это обоснование выбора темы, ее правильное понимание и оценка с точки зрения своевременности и социальной значимости.

Элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В качестве объекта обычно выступает социальные институты и организации, формальные и неформальные образования, общества и клубы, движения и объединения, персонал организации, на фактическом материале которой проводится исследование.Предмет – это те свойства, особенности или стороны объекта, которые подлежат изучению. В качестве предмета исследования могут выступать общественное мнение, интересы и потребности людей, особенности поведения масс, законы развития общества, социальная жизнь, основные аспекты и факторы, влияющие на состояние объекта исследования, методы, изучающие данную проблему и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Здесь же формулируются цель работы. Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР).Цель работы определяет, для чего проводится исследование, что планируется получить в результате. Цель формулируется исходя из названия работы.Достижение цели бакалаврской работы ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

Примеры удачного формулирования цели:

Изучить особенности социальных проблем трудоустройства молодых специалистов и разработать рекомендации по их сглаживанию;

Проанализировать структуру безработных в Приморском крае и предложить пути по сокращению безработицы;

Выявить проблемы и тенденции формирования рынка труда в г. Владивостоке и определить перспективы его развития;

Изучить социально-психологический климат в коллективе, определить пути его улучшения для оптимальной работы предприятия;

Проанализировать систему адаптации новых работников на предприятии рыбной отрасли и разработать рекомендации по ее совершенствованию и др.

Цель работы определяет задачи (5-6 задач), которые должны быть решены при ее выполнении. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать методику… и т. п.). Задачи работы представляют собой способы достижения поставленной цели. Это этапы, на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, построение классификаций, разработка методик и их реализация и т.д.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения примерно составляет содержание глав дипломной работы. Это важно еще и потому, что заголовки глав обычно рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Частью введения является описание методов и подходов, применяемых при исследовании, а также указание на его структуру.Метод исследования – это совокупность приемов, способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах.

Представление использованных методов исследования позволяет оценить полноту охвата полученных студентом умений и навыков при выполнении бакалаврской работы.

Практическая значимость должна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Характеристика структуры работы представляет собой краткое содержание глав и параграфов основной части.

Весь текст «Введения» не должен превышать 2-3 страниц.

В основной части работы решаются задачи, поставленные во введении. В нейдолжно быть полно и систематизированно изложено состояние вопроса, которому посвящено данное исследование. Предметом анализа выступают новые идеи, проблемы, возможные подходы к их решению, результаты предыдущих исследований, а также возможные пути достижения поставленных цели и задач. Завершить основную часть желательно обоснованием выбранного направления работы.

Основная часть работы может состоять из 2-3 разделов, которые можно, в свою очередь, разделить на подразделы. Названия разделов и подразделов не должны дублировать название темы.

Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и подразделов. Объем подразделов не должен превышать объема любого из разделов работы. Заголовки разделов и подразделов и должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

Первый раздел ВКР представляет собой теоретическую часть работы, в которой студент делает анализ современного состояния исследуемого вопроса, степень его проработанности. В этом разделе необходимо провести критический разбор различных мнений по исследуемому вопросу и дать собственную оценку по дискуссионным вопросам. Здесь же следует обобщить имеющуюся практику решения данного вопроса, включая ее законодательное обеспечение, а также сформулировать возможные пути эффективного разрешения поставленных задач. При наличии дискуссионности подходов в какой-либо предметной области необходимо показать отличающиеся точки зрения, отметив ту, которой будет придерживаться и которую в дальнейшем развивает автор. Здесь же характеризуется состояние подобных проблем за рубежом и накопленный опыт их решения. В теоретическом разделе также отражается логика построения проектных разработок, на основании которой и проводится анализ и проектирование объекта управления. Таким образом, теоретический раздел является концептуальной основой для выполнения следующих разделов.

Поскольку в бакалаврской работе изучается определенная тема, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно студенту из прочитанного материала и имеет лишь косвенное отношение к его работе.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты: только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным при наличии разных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновать свое мнение по спорному вопросу и выдвинуть соответствующие аргументы.

Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, так как позволяет выбрать методологию и методику всестороннего анализа проблемы.

Второй раздел ВКР бакалавра обычно является расчетно-аналитическим , т.е. практической частью работы. Целью аналитического раздела является рассмотрение характеристики объекта и системы управления, а также обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д. Она должна содержать общее описание объекта исследования, анализ изучаемой проблемы, а также фактические данные, обработанные при помощи современных методик и представленные в виде аналитических выкладок.

Аспектами характеристики изучаемого объекта могут являться: в целом организации различного типа; структурные подразделения организации; виды ресурсов; функции управления; состояние персонала, проблемы, характерные для персонала; руководители различных уровней предприятия; этапы разработки изделия или оказания услуги; характеристика готовой продукции.

Проводится социологическое исследование, на базе которого, анализируется состояния исследуемого вопроса (проблемы) в конкретной организации на основе аналитических таблиц, графиков. В практической части также проводится обоснование последующих разработок. От полноты этой части зависит глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Главное требование к аналитическому разделу состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа состояния объекта исследования и показателей деятельности предприятия (организации, органа власти, системы управления) вскрыть проблемы, которые решаются в проектном разделе.

Анализ не должен сводиться к простой констатации фактического положения дел. С помощью различных методов анализа необходимо выявить конкретные факторы, влияющие на изменение уровня каждого показателя, установить закономерности развития и зависимости, вскрыть причины, недостатки, ведущие к кризисной или проблемной ситуации, а также резервы улучшения параметров исследуемого объекта. Основные результаты этого раздела являются базой для разработки мероприятий, рекомендаций и проектных решений.

Дается оценка достоинств и недостатков решения вопроса (проблемы), выявляются направления более эффективного решения, выявляются неиспользуемые резервы организации и формулируются рекомендации по повышению эффективности деятельности организации. В конце раздела формулируются выводы. Второй раздел ВКР бакалавра должен иметь объем примерно в 20-25 страниц.

В проектном разделе работы на основе социологического исследования, обобщения теоретического раздела, выводов и рекомендаций аналитического раздела, с учетом целей и задач выпускной квалификационной работы излагаются варианты возможных решений (выводы) рассматриваемой задачи. Третий раздел ВКР бакалавра дожен иметь объем примерно в 10-15 страниц.

Количество выводов может быть разным, однако должно составлять не менее 3–5. При большем их количестве желательно вводить в их перечень дополнительное структурирование (т. е. разбивать выводы на группы по некоторому логическому основанию).

Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным целям и задачам исследования.

В «Заключении» ВКР бакалавра приводятся основные выводы и достигнутые результаты всей работы. Заключение должно быть кратким, четким, но вместе с тем отражать основные итоги по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования исследуемой проблемы. При этом следует особо отметить степень достижения поставленных целей, личный вклад студента в полученные результаты или улучшение результирующих показателей, дать оценку их экономической эффективности. Объем «Заключения» около 2-3 страниц.

Список использованной литературы содержит наименование работ, источников (законов, различных документов, государственных стандартов, монографий, учебников и т. п.), которые были непосредственно использованы автором при написании работы. Количество использованных источников и литературы в работе, как правило, должно быть не менее 30-40.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении . В приложениях к ВКР бакалавра приводятся материалы, подтверждающие достоверность проведенных исследований (например, сводные таблицы, графики, расчеты, выполненные на основе известных методик), а также иные существенные для данной работы документы (например, разработанные анкеты, карточки наблюдателя, листы интервьюеров и т. п.).

Требования к оформлению приложений аналогичны требованиям к ВКР.