Сущность и функции конституции рф. Понятие, сущность и значение конституции

Конституция - это основной закон в России и во многих других государствах. Данный правовой акт - основополагающий с точки зрения организации системы политического управления, определения принципов развития экономики и общества, создания механизмов защиты прав и свобод человека. Какова специфика такой юридической категории, как конституция? В чем особенности основного закона РФ?

Определение термина

В чем заключается понятие и сущность конституции государства? Термин, о котором идет речь, латинского происхождения. Он представляет собой транскрипцию слова constitutio, которое имеет такие значения, как «устройство, «установление», или, например, «учреждение». В контексте государства и права данный термин стал применяться еще в Древнем Риме. Под конституциями в римской правовой системе понимались акты, в рамках которых императорская власть учреждала некоторые виды норм и порядков. Однако в период после распада Римской империи и в Средневековье данный термин использовался не слишком активно, хотя в теории и практике политического управления наблюдался.

В конце 18 века В США, Франции и Польше состоялось принятие основных законов государства, имеющих высшую юридическую силу. Понятие и сущность конституции в то время были достаточно близки современной интерпретации специфики данного правового акта. Этот документ понимался как ключевой правоустанавливающий источник, на основе которого должна была строиться вся национальная юридическая система. Ни один из актов, принятых на уровне государственной власти, не должен был противоречить Главному закону страны.

Какова современная трактовка конституции? Сущность данного источника права в распространенных источниках раскрывается в рамках подхода, предполагающего прежде всего, что подобные законодательные акты первичны относительно иных законов и источников норм, принимаемых в государстве. Основная цель внедрения конституции в стране - определить ключевые принципы, в рамках которых политическая власть осуществляет управление социумом, экономикой, выстраивает государственные институты.

Конституция и разделение властей

Однако не только социально-политическая сущность конституции предопределила востребованность подобных источников права в отдельных странах, а затем и по всему миру. Дело в том, что данного типа правовой акт оказался удачным инструментом внедрения новых для некоторых государств принципов управления. Так, например, в политической системе США с принятием конституции фактически впервые в мире в масштабах национального государства был реализован принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. До этого он был подробно рассмотрен в научных изысканиях теоретиков, но в практике выстраивания национальных моделей политического управления активно не внедрялся.

Конституция РФ, утвержденная в 1993 году, также провозгласила принцип разделения властей на три ветви как ключевой механизм государственного управления. Этому предшествовали положения в Декларации о суверенитете РСФСР. В СССР до перестройки подобные концепции не получали распространения - страна управлялась посредством вертикально интегрированной модели советов, объединявших в себе как законодательные, так и исполнительные полномочия.

Функции конституций

Конституции современных государств характеризуются не только правоустанавливающей функцией. Соответствующие признаки основных законов могут быть разными. Так, например, важны социальные функции конституций, которые могут выражаться в экономическом, культурном, воспитательном аспектах. Основной закон также может быть инструментом патриотического воспитания. Например, принятие такого документа, как Конституция РФ, стало событием настолько значимым для гражданского общества России, что приобрело статус государственного праздника.

Специфические признаки конституции

Чем отличается Основной закон государства от иных нормативных актов, не считая первичности в аспекте юридической силы? В современной трактовке главный отличительный признак - непосредственное участие народа в его принятии. Так, Конституция РФ утверждалась в рамках общенационального референдума. Другой признак рассматриваемого типа правового акта - многоступенчатая процедура корректировки положений, а также наличие барьеров к какому-либо изменению отдельных ее частей. Таким образом, конституция должна быть самым стабильным из всех законов, что принимаются в государстве.

Первые мировые образцы основного государственного закона, а также теоретические концепции, отражающие понятие, сущность, функции конституции, предполагали, что в соответствующем правовом акте будут регулироваться правоотношения в трех основных аспектах: личных правах и свободах человека, организации политических институтов, а также принципах административного устройства государства.

Но со временем в структуру основных законов стали включаться положения, касающиеся внешнеполитических коммуникаций, развития экономики, общества. Права и свободы человека в различных аспектах начали конкретизироваться, стали затрагиваться вопросы экологии, надзора. По мере развития международных коммуникаций в национальные конституции государств также внедрялись необходимые корректировки. Так, например, в 1992 году в основном законе Франции появился раздел, в который были включены положения, отражающие специфику взаимодействия государства с Европейским Союзом.

В современных странах понятие, сущность, функции конституции связаны главным образом с правовыми нормами, которые закрепляют основы государственности, права и свободы личности, административное устройство государства, принципы формирования органов власти на разных уровнях, ключевые аспекты социально-экономического развития и международного сотрудничества.

Классификация: фактор кодификации

Сущность и содержание конституции мы исследовали. Теперь рассмотрим, каковы самые распространенные разновидности соответствующих правовых актов. Основные законы России, США и большинства современных государств - это документальные источники, они имеют письменную форму и формируют первую категорию актов рассматриваемого типа - писаные конституции.

Неписаные законы

Однако есть соответствующего типа правовые акты, не кодифицированные в рамках отдельного документа. Так, например, Великобритания не имеет самостоятельной конституции, но ее функции фактически выполняет совокупность различных законов, судебных прецедентов, правовых обычаев. Конституция, которая де-юре не принята, но де-факто действует посредством иных источников права, относится к категории неписаных. В политической теории выделяются также и иные виды и критерии классификации конституций. Спектр их разновидностей достаточно широкий. Так, конституция может быть обозначена как дарованная, фактическая, реальная, гибкая, жесткая. Однако большинство из них так или иначе будут относится к писанным или же тем, что не кодифицированы в рамках отдельного документа.

Особенности Конституции РФ

Рассмотрев сущность и виды конституции, исследуем специфику соответствующего источника права, принятого в России. Как мы отметили выше, он был принят при непосредственном участии населения страны на референдуме, который прошел 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции РФ было необходимо с точки зрения юридического закрепления основных принципов управления новым государством и его экономикой, развития социума, выстраивания международных отношений. Выше, где мы рассматривали понятие, сущность и виды конституций, нами были выделены два типа основных законов - кодифицированные и неписаные. Для РФ, как полагают эксперты, приемлем был только первый вариант.

Несмотря на довольно резкий отказ от коммунистических принципов и переход к свободному рынку, понятие и сущность Конституции РФ были связаны с необходимостью выстраивания социального государства, где каждый гражданин, несмотря на капиталистические приоритеты в развитии экономики, имел бы возможность успешно развиваться в справедливых условиях.

Основная часть положений главного закона России связана с принципами выстраивания механизма государственной власти. Как и во многих других странах, сущность и структура Конституции РФ отражают правовые механизмы, необходимые государству для вовлечения в процесс развития человека и общества.

В положениях ключевого закона страны отражены полномочия, характерные для тех или иных государственных должностей и органов власти, закреплен принцип независимости местного самоуправления. В Конституции фактически отражена необходимость комплектования в РФ мощных вооруженных сил: на уровне основного закона страны сказано, что служба в армии - почетный долг россиян.

Система законов в соответствии с Конституцией РФ

Сущность Конституции РФ предопределила следующую модель субординации различных источников права. На верхней ступени - собственно, сам основной закон государства. Далее по значимости - федеральные конституционные законы. Касательно следующей ступени, отражающей юридическую силу правовых актов, в среде российских юристов наблюдаются активные дискуссии. Некоторые эксперты ставят на нее федеральные законы, другие - международные договоры. Дискуссия обусловлена различиями в трактовке одного из положений Конституции, по которому международные законы должны приниматься в первую очередь.

Основной аргумент сторонников той точки зрения, что ФЗ должны располагаться выше - далеко не все договоры, подписанные между РФ и другими государствами, попадают под определение, которое присутствует в основном законе страны.

Следующий уровень правовых актов в РФ - региональный. Он представлен законами и иными нормативными актами, принимаемыми в субъектах: республиках, краях, областях.

Важнейший аспект, который предопределяет сущность Конституции РФ, - отделение муниципальной системы власти от государственной. Однако те законы, которые принимаются в России на местном уровне, формирующим наряду с федеральным и региональным национальную систему права, не должны противоречить Конституции и созданным для реализации ее положений правовым актам.

Как принимался основной закон

Исследовав сущность Конституции РФ, полезно будет также изучить основные моменты, связанные с принятием основного закона России. История конституционного процесса в РФ интересна.

В 1990 году была провозглашена Декларация о суверенитете РСФСР. Фактически это означало, что в новой республике необходимо создавать также обновленную конституцию, отражающую актуальные социально-политические и экономические реалии. В июне 1990 года была сформирована особая Конституционная комиссия, в состав которой вошли Президент РСФСР, а также представители административно-территориальных субъектов, входивших в республику.

Преодолев несколько стадий доработки, проект Конституции в марте 1992 года был опубликован в СМИ. В течение последующих месяцев в соответствии с рекомендациями Съезда народных депутатов, Президента России, экспертов Конституционной комиссии различного профиля в данный документ также вносились поправки. Третий проект основного закона государства был утвержден 16 октября 1992 года. Однако в рамках слушаний Съезда народных депутатов не удалось принять конституцию. По распространенной версии сложности были связаны с противоречиями между органами власти на законодательном и исполнительном уровне. В итоге была высказана инициатива - вынести проект Конституции на всенародное голосование.

В мае 1993 года Конституционная комиссия России вынесла постановление, в котором содержались главные положения проекта Конституции РФ. Основной закон государства в одобренном депутатами Верховного Совета виде был вскоре опубликован, с его содержанием смогли ознакомиться граждане России.

Президентский формат

Сущность Конституции РФ на стадии проекта во многом была связана с реализацией демократических принципов. С точки зрения взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предполагалось, что полномочия Президента РФ будут сравнительно невелики, страна должна была развиваться как парламентская республика. Однако к октябрю 1993 года был составлен проект Конституции, предполагающий все же главенствующую роль Президента России в системе государственного управления. Предполагалось, что решающее слово относительно принятия основного закона страны скажет народ в процессе референдума.

Всенародное голосование, в рамках которого граждане РФ принимали решение, одобрять ли предложенный властями проект Конституции или отказаться от него, состоялось 12 декабря 1993 года. К тому моменту посредством различных каналов населению России разъяснялись понятие и сущность Конституции РФ, что позволило бы гражданам страны сделать разумный выбор. В голосовании приняли участие более 58 млн россиян, или порядка 54,8% от зарегистрированных избирателей. Проект Конституции одобрили 58,4% проголосовавших. Так впервые в истории России в ходе всенародного голосования была принята национальная Конституция.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора . Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.


Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание - это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия , которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума - общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 - 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом - главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Сущность конституции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сущность конституции
Рубрика (тематическая категория) Право

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют её как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает.

Поэтому любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она состоит в том, что конституция представляет собой как бы запись определенного соотношения политических сил общества, существовавшего на момент её принятия. Дело в том, что в обществе есть различные социальные общности и политические силы, которые защищают в политической борьбе свои интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции.

Есть и другие точки зрения о сущности конституции. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции состоит в воплощении в ней многовекового опыта, традиций данного народа.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в том, что она выражает волю не всего народа, а только господствующего класса.

Наоборот, авторы учебника по конституционному праву России Е.И. Козлова и О.Е Кутафин считают, что сущность Конституции РФ 1993 года состоит в утверждении не классовых, а общедемократических начал, в том, что Конституция РФ как конституция демократического правового государства является выражением воли многонационального народа России путем всенародного голосования.


  • - Понятие и сущность Конституции РФ

    КонституцияРФ есть высший государственный закон, на базе которого принимаются все остальные законодательные акты нашего государства. Любой закон, противоречащий конституционным принципам и нормам, подлежит отмене. Конституция выражает волю большинства населения... .


  • - Сущность Конституции, ее основные отличительные признаки и функции.

    2. Основы конституционного строя. Структура государственной власти. 3. Суверенитет народа, нации, государства. Характерные конституционные особенности государства – унитарное, демократическое, социальное, правовое. 4. Правовой статус гражданина Республики Беларусь.... .


  • - Сущность конституции

    Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Сущность конституции, как и... .


  • - Сущность конституции. История развития отечественного конституционализма и основные этапы конституционной реформы РФ

    Термин “конституция” имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором... .


  • - Сущность конституции

    Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с Решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Сущность конституции, как и...

  • Выявим сущность конституции как основного правового акта, устанавливающего наиболее важные правила взаимодействия членов общества.

    Сущность конституции проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она была создана, какие социальные запросы обеспечили её возникновение.

    Появление конституции относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, крушением феодальных обществ под напором капиталистического строя. Для этого была необходима правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Подобную роль мог выполнить лишь правовой акт, который обобщенно устанавливал основы устройства государства. Он должен был находиться объективно выше власти короля и представлять волю всего общества.

    Первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Основные законы Франции и Польши.

    Происхождение термина «конституция» (означает - учреждение, установление ) достоверно не установлено. Существует точка зрения, что он взят из оборота, которым начинались акты римских императоров. Поначалу наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон» .

    В научной литературе имеются различные теории относительно её сущности. Одной из точек зрения является определение сущности конституции как общественного договора. В соответствии с ней все члены общества заключили договор, отраженный в конституции, о том, на каких основах и принципах учреждается данное общество, по каким правилам оно функционирует. Конституция признается выражением суверенитета народа и проявлением его единой воли.

    Теологические теории рассматривают сущность конституции как воплощение в ней божественных предписаний о правилах жизни человека и общества, отражение идеи высшей справедливости и разума.

    Представители школы естественного права считают, что сущность конституции проявляется в воплощении в ней огромного опыта и традиций данного народа . Подобные Основные законы признаются прочными и устойчивыми.

    Существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают её сущность с волей государства. Основной закон рассматривается как самоограничение государственной власти : для недопущения произвола, она сама себя ограничивает и устанавливает пределы этого ограничения в конституции.

    Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в выражении воли не всего народа, а только воли господствующего класса , т.е. признается классовой по своей сущности.

    Действующая Конституция РФ не восприняла тезиса о классовой сущности основного закона. В сущность и основание Конституции 1993 года заложены иные начала - не классовые, а общедемократические .

    По своему происхождению она является народной , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

    означает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и не согласные с ней. Всем дано право в легальных формах излагать и распространять свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

    Общедемократическая сущность конституции предполагает, что её принимают большинство избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается то общество, в котором реализуются права меньшинства.