Царь междуречья хаммурапи. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи


Ч ерный столб из базальта с текстом "Законов" был найден в 1901-1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с "Законами" во время одного из своих набегов на Месопотамию и вывезли в свою столицу, а эламский царь-победитель приказал стереть часть текста, чтобы начертать на освободившемся месте победную надпись. В верхней части лицевой стороны изображен сам Хаммурапи, молящийся "судье богов", покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом, состоящим из трех частей: введения, собственно законов и заключения. Непрерывно записанный текст законов условно делится исследователями на 282 первоначальные статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие cтатьи частично восстанавливаются по фрагментам копий "Законов", записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, особенно в знаменитой Ниневийской библиотеке Ашшурбанипала.
Для работы с "Законами" необходимо составить себе предварительное представление об эпохе Хаммурапи - так называемом Старовавилонском периоде (кон.XX - нач.XVI вв. до н.э.). В XXI в. до н.э. на централизованное общемесопотамское "царство Шумера и Аккада" обрушились кочевники-амореи, обитавшие ранее в Сирийской степи. В итоге бурных политических событий изменились и политические системы, и общественно-экономический строй древней Месопотамии, а сама она к концу XIX в. оказалась разделена между несколькими крупными царствами с аморейскими династиями во главе. Это были: верхнемесопотамская держава Шамшиадада I, Вавилонское царство, царство Эшнунны на Дияле и царство Ларсы на юге Нижней Месопотамии, от которых зависел ряд более мелких политических образований. После распада первого из этих государств на среднеевфратское царство Мари и верхнемесопотамско-среднетигрское государство Субарту (ок.1780) гегемонию над всей Месопотамией на несколько лет захватывают эламиты (ок.1770). Этой обстановкой воспользовался Хаммурапи, царь Вавилона (1792-1750) - незаурядный государственный деятель и удачливый военный организатор, глубоко и искренне уверовавший в свою провиденциальную миссию - объединить Месопотамию. В 1764 он, в союзе с Мари, поднял мятеж против эламской гегемонии и начал войну со всеми остальными государствами Месопотамии, их общим покровителем - Эламом и вассалами последнего в горах Загроса. При этом он открыто провозгласил восстановление общемесопотамской державы "Шумера и Аккада", некогда уничтоженной кочевниками. Около 1755 война завершилась полным триумфом Хаммурапи, объединившего всю Месопотамию (где он по ходу дела подчинил, а затем и уничтожил союзное Мари) и даже западный Элам с общеэламской столицей Сузами.
"Законы" были в окончательной редакции изданы только после этой победы, как своего рода итог всей государственной деятельности Хаммурапи. Этот царь ставил себе в заслугу прежде всего водворение справедливого порядка в созданной им империи, а саму свою победу рассматривал как явный божественный мандат на устроение такого порядка.
"Законы" принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Вопросы, разработанные для кода 7-го класса Хаммурапи

Указательный палец аккадского языка, используя клинописный сценарий, вырезанный в стеле. Это одна из старейших расшифрованных писаний значительной длины в мире. Шестой вавилонский царь, Хаммурапи, принял кодекс, и частичные копии существуют на каменной стеле с семью с половиной футов и различных глиняных табличках. Код состоит из 282 законов, с ограниченным наказанием, регулируя «глаз для глаза, зуб для зуба», который оценивается в зависимости от социального статуса, от рабов и свободного человека.

Язык "Законов" - классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме. Для удобства большинство добавлений, с уверенностью восстанавливаемых по смыслу, прямо включено в текст. Перевод Якобсона В.А. (Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М.1980. С.152-177 ) в частичной обработке Немировского А.А. Комментарии Немировского А.А.

Что-то, что вы должны знать о коде Хаммураби

Код написан на аккадском языке, используя клинописный сценарий, вырезанный в стеле. Вавилонский король Хаммурапи составил сборник из 282 законов, которые устанавливали стандарты поведения и справедливости для его империи в древней Месопотамии. Опираясь на внушительную семидесятиметровую колонну диоритов или стелу, команды покрывали все от прав собственности и преступного поведения до рабства и развода и обещали жестокие наказания для всех, кто не подчинился. Эти знаменитые предбиблейские законы помогли сформировать вавилонскую жизнь во времена Хаммурапи, но их влияние будет повторяться на протяжении всего древнего мира на протяжении тысячелетий.

Самое древнее в Месопотамии законодательство связано с именем правителя и реформатора из города Лагаша – Уруинимгины (XXIV в. до н.э. ). Тексты его законов до настоящего времени не сохранились, однако их содержание было изложено в четырех надписях того времени. Известно, что они устанавливали нормы, касавшиеся разного рода податей, были направлены против долговой кабалы, грабежа, воровства и убийства. Позднее появились первые дошедшие до нас письменные законы Ур-Намму , царя III династии Ура (XXI в. до н.э.), законы Липит-Иштара , царя Исина, и законы царства Эшнуны (XX–XIX вв. до н.э.). Но наибольшую известность в древности получили Законы Хаммурапи, судебник старовавилонского царя. По своей юридической технике и ясности изложения норм права они превосходят все другие кодификации Древней Месопотамии.

Это не самый ранний известный свод законов

Ниже вы узнаете больше об увлекательной истории одного из самых важных правовых норм древности. В качестве продиктований Хаммураби часто упоминаются самые старые письменные законы, но они были ранжированы по крайней мере двумя другими древними кодексами поведения на Ближнем Востоке. Самое раннее, созданное шумерским правителем Ур-Намму города Ур, датируется вплоть до 21-го века до нашей эры, а также показывает, что шумерский кодекс Липит-Иштар из Исина был составлен почти за два столетия до того, как Хаммурапи пришел к власти.

Общая характеристика Законов Хаммурапи. Текст законов был зафиксирован клинописью на черном базальтовом столбе, найденном французскими археологами в 1901 г. в Сузах, восточнее от Вавилона. Часть текста оказалась стертой. Всего в судебнике 282 статьи, из которых сохранилось 247. Ряд статей удалось затем восстановить по документам из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Текст Законов состоит из трех частей: преамбулы, основной части и заключения.
В преамбуле, в частности, дается религиозно-правовое обоснование власти монарха и определяется цель написания законов: «дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого».

Кодекс включал множество причудливых и ужасных форм наказания

Эти более ранние коды также имеют поразительное сходство с командами Хаммураби в их стиле и содержании, предполагая, что они могли повлиять друг на друга или, возможно, были получены из аналогичного источника. В рамках этой системы, если человек сломал кость одного своего равного, его собственная кость сломана взамен. Капитальные преступления, между тем, часто встречались с их собственными уникальными и ужасными смертными казнями. Если сын и мать были пойманы, совершая кровосмешение, их сожгли до смерти, если пара любовников-заинтригованных сговорилась убить своих супругов, оба были пронзительны.

Судебник Хаммурапи был составлен на основе систематизации обычного и писаного права. Он не является сводом всего действовавшего в Старовавилонском государстве права. Как правило, в нем представлены те случаи, по поводу которых нормы права расходились между собой в разных частях страны. Ряд норм права, бесспорных и хорошо известных жителям, в кодификацию включен не был. Изложение норм права в судебнике носит не общий, а казусный характер: законы рассматривают конкретные случаи (казусы) и определяют их юридические последствия. Нормы права в судебнике сгруппированы по предмету регулирования, переход от одной группы статей к другой осуществляется по принципу ассоциации (обычно последняя статья одной группы содержит некое общее понятие с первой статьей следующей группы).

Законы варьировались в зависимости от социального класса и пола

Даже относительно небольшое преступление могло заставить обидчика ужасную судьбу. Например, если сын ударил отца, Кодекс потребовал, чтобы мальчики были спрятался. Кодекс Хаммураби применял жестокий подход к правосудию, но тяжесть уголовных наказаний часто зависела от личности как правонарушителя, так и потерпевшего. В то время как один закон заповедал: Если человек выбивает зубы равными, его зубы должны совершить одно и то же преступление против члена низшего класса, был наказан только штрафом. Другие штрафы за ранг были еще более значительными.

Право собственности и обязательства. Законы Хаммурапи выделяют различные формы земельной собственности: царскую, храмовую, общинную. Частная собственность на землю в это время только зарождалась. Земля еще не стала в полной мере предметом купли-продажи. Продажа земли другому лицу расценивалась как «несчастье», а ее приобретение как «несправедливость». Желая ограничить отчуждение земли, царь мог издавать так называемые «указы о справедливости» (мишарум ), посредством которых в некоторых случаях можно было вернуть уже проданные земли прежнему владельцу. Достаточно свободно земля могла передаваться только в пределах одной общины, между родственниками, не выходя за рамки их круга. Царские и храмовые земли постоянно расширялись за счет общинных земель. Из царского земельного фонда шли пожалования за службу. Такие наделы царской земли находились в держании служащих лиц. В определенных случаях закон допускал их отчуждение другому лицу, но при условии передачи ему служебных обязанностей прежнего держателя надела (Законы Хаммурапи (далее – ЗХ), § 40). Как правило, это было доступно высокопоставленным лицам (жрицам, крупным ремесленникам и др.).

Если человек убил беременную «служанку», он был наказан денежного штрафа, но если он убил «свободную» беременную женщину, его дочь будет убита как возмездие. В Кодексе также перечислены различные наказания для мужчин и женщин в отношении супружеской неверности. Мужчинам разрешалось иметь внебрачные отношения с горничной слуги и рабы, но филантропические женщины должны были быть связаны и брошены в Евфрат вместе со своими любовниками.

В Кодексе установлена ​​минимальная заработная плата для работников

Кодекс Хаммурапи неожиданно опередил свое время, когда речь шла о законах, касающихся таких вопросов, как развод, права собственности и запрет на кровосмешение, но, возможно, наиболее прогрессивным было условие, предусматривающее древнюю форму минимальной заработной платы. Несколько указаний в кодексе ссылались на конкретные профессии и продиктовали, сколько должно было быть выплачено работникам. Наемным работникам и пастухам гарантировалась заработная плата «восемь кукурузы в год», а водители волов и моряки получили шесть гривен.


Земля широко сдавалась в аренду и закладывалась в обеспечение ссуд. Применялось два вида земельной аренды: с уплатой денег за аренду вперед и с уплатой доли урожая после его снятия. Плата при аренде поля доходила до 1 / 2 урожая, при аренде сада даже выше – до 2 / 3 . (Льготные условия устанавливались при сдаче в аренду необработанного участка земли.) В случае неурожая (наводнения или другого стихийного бедствия) ответственность возлагалась только на арендатора: он при любых обстоятельствах обязан был оплатить свою аренду. Иначе закон относился к должнику и в ряде случаев вставал на его защиту. В случае неурожая должник мог не исполнять долговые обязательства и уничтожить договор (дословно: «увлажнить» глиняную табличку) (ЗХ, § 48). Законы вводили ограничения ссудного процента: можно было взимать до 33 1 / 2 % с хлеба и до 20% с серебра. Взимание кредитором большего процента влекло для него потерю всей суммы долга. Он также терял право на возвращение долга и в случае самовольного изъятия имущества у должника. Для обеспечения кредитных обязательств был предусмотрен институт заложников (непутум ). Такой заложник (обычно член семьи должника) помещался в дом кредитора и содержался там (как в тюрьме) до выплаты долга. Смерть такого заложника по вине кредитора могла повлечь уголовную ответственность для него.

Кодекс включает один из самых ранних примеров презумпции невиновности

Между тем, докторанты имели право на 5 шекелей для исцеления свободного человека из сломанной кости или другой травмы, но только три шекеля для освобожденного раба и два сиклей для раба. Хотя он известен своим каталогом варварских наказаний, Кодекс Хаммураби также установил несколько ценных юридических прецедентов, сохранившихся до сих пор. Сборник является одним из самых ранних юридических документов для выдвижения доктрины «невинных до тех пор, пока их вина не будет доказана». Фактически, Кодекс налагает бремя доказывания на обвинителя в чрезвычайной манере, когда он говорит: «Если кто-то предъявляет обвинение в любом преступлении перед старейшинами и не доказывает того, что он обвинил, он должен, если он смертная казнь обвиняется, предать смерти».

Помимо договоров купли-продажи, имущественного найма, займа Законы Хаммурапи знают также договоры личного найма, хранения (поклажи), мены, поручения, товарищества. Если соглашение предполагало отчуждение вещи, то договор требовал письменного оформления, присутствия свидетелей, принесения клятв. Особое значение придавалось гарантиям обеспечения нового приобретателя вещи от эвикции, от притязаний на вещь со стороны государства (если речь шла о неотчуждаемом имуществе, изъятом из оборота – например, об илку, земельном наделе воина). Помимо обязательств, вытекающих из договора, Законы говорят и об обязательствах, вытекающих из причинения вреда (из деликтов). Лицо, причинившее материальный ущерб, обязано было его возместить (например, в случае затопления судна на реке из-за столкновения, потравы поля и др.).

Историки до сих пор не уверены в роли, которую Кодекс играл в вавилонской культуре

Кодекс также включает в себя современный подход к судебным процедурам. Кодекс Хаммураби предлагает ценный взгляд на то, что могло бы быть повседневной жизнью в древнем Вавилонии, но как только законы действуют в обществе, все еще обсуждается. Устав мог бы быть списком поправок к еще более раннему и более экспансивному множество общих законов, но они могли бы также выступать в качестве набора судебных прецедентов, составленных из реальных дел. Некоторые историки даже утверждали, что Кодекс вообще не является рабочим юридическим документом, а скорее частью королевской пропаганды, созданной для закрепления Хаммурапи как великий и справедливый правитель.

Брачно-семейное и наследственное право. Брак представлял собой сделку жениха с отцом или другим опекуном невесты. Согласия невесты на заключение союза не требовалось. Минимальный брачный возраст в Законах Хаммурапи не устанавливался. На практике вполне допускались браки с 7–9-летними девочками. В целом брак носил моногамный характер, только в одном случае могло иметь место двоеженство: если супруга заболела проказой, муж мог привести в дом вторую жену (ЗХ, § 148). Законодатель допускал также возможность содержания особой наложницы (не рабыни): если супруга бесплодна от природы или бездетна по обету (как жрица) и не хочет предоставить мужу рабыню для производства потомства. В случае же предоставления рабыни, дети, рожденные ею от хозяина, считались законными детьми жены.

Кодекс пережил даже после того, как Вавилон был завоеван. Тем не менее, Кодекс Хаммурапи оказался настолько влиятельным, что он выдержал как юридическое руководство в регионе на протяжении нескольких столетий, даже когда правило над Месопотамией неоднократно переключалось на руки.

Законы не были вновь открыты до 20-го века

Копирование Кодекса также, по-видимому, было популярным заданием для книжников в процессе обучения. Полагают, что «Шутрук-Наххунт» стерли несколько колонок от памятника, чтобы освободить место для его собственной надписи, но текст не был добавлен. Сегодня колонна хранится в музее Лувра в Париже. Хаммурапи, первый правитель Вавилонской империи, претендует на восстановление порядка и справедливости в Месопотамии. Хотя Хаммурапи завоевал другие города-государства, чтобы расширить свою империю, он позволил правителям городов-штатов жить и справедливо правил людьми со справедливыми законами.

Законность браку придавало наличие письменного контракта. Заключение брачного союза требовало материальных вложений с обеих сторон. Сначала жених должен был внести задаток на свадебный пир (библум ), затем выплатить выкуп за невесту (терхатум ). Родители невесты давали за ней приданое (сериктум ). Оно являлось наследственной долей невесты в доме отца, поэтому могло значительно превосходить по размерам выкуп, уплаченный женихом. После кончины жены такое приданое переходило в наследство детям, рожденным в браке, при их отсутствии – возвращалось в прежнюю семью жены.

Хаммурапи хотел, чтобы его подданные повиновались ему, потому что они ему нравились и считали, что он сделал справедливые законы, а не потому, что они опасались его грозных военных. В суде Хаммураби не имело значения, были ли вы богаты или бедны. Если вы нарушили закон и были признаны виновными, вы были бы наказаны. Поскольку законы были четко записаны, каждый должен был повиноваться им.

Хаммурапи очень заботился о том, чтобы сделать все, что объединит всех в его империи, и заставит их всех почувствовать, что они были частью этого нового проекта вместе. Одна вещь, которую он сделал, заключалась в том, чтобы выпустить правовой кодекс, который был бы таким же для всех людей в Вавилонской империи. Это называется Кодексом Хаммурапи, и у нас все еще есть его копии: здесь есть картина, показывающая Хаммурапи наверху и получение законов от бога.

Муж обладал значительной властью в отношении супруги. Он мог отдать ее в залог за свои долги. Он мог наказать жену за прелюбодеяние, предав ее смерти вместе с сожителем (ЗХ, § 129). Развод для мужа был установлен в более свободной форме, чем для жены. Однако необходимо было представить некоторые обоснования для расторжения союза: бесплодие супруги, ее расточительность или дурное поведение. В случае невиновности женщины при разводе ей возвращалось приданое и выплачивалась особая разводная плата. Развод по инициативе жены мог быть осуществлен в судебном порядке и только в специально оговоренных законом случаях: 1) при ложном обвинении жены в прелюбодеянии; 2) при длящейся измене мужа; 3) при оставлении мужем общины; 4) при второбрачии мужа (больная проказой женщина могла уйти из семьи).

Фактические законы варьируются от общественных до частных, с человеческими подходами к человеческим проблемам. Законы включают почти все: брак и семейные отношения; небрежность; мошенничество; коммерческие контракты; обязанности государственных должностных лиц; собственность и наследование; преступления и наказания; методы судебной процедуры; защита женщин, детей и рабов; справедливость в коммерческих обменах; защита имущества; и в этом списке подробно объясняется каждый из этих случаев.

Кодекс не просто воплощал современный обычай или сохранял древний закон. Верно, что в архивах храмов каждого города накапливались вековые законопослушные и судебные обычаи огромные запасы прецедента в древних делах и записи судебных решений, и этот половой акт ассимилировал городской обычай.

Наследование велось по закону и по завещанию. Но завещательное право еще не было развито. Аналогом завещания было прижизненное дарение имущества жене или ребенку, которое затем исключалось из наследования по закону. Отцу было также предоставлено право лишить наследства сына (при вторичной его виновности перед отцом и только по суду). Наследование по закону осуществлялось через равные доли для каждого из детей (сыновей и дочерей). Одинаково с законными детьми могли наследовать имущество усыновленные. При отсутствии особого прижизненного дара жене, она тоже вступала в наследство наравне со своими детьми.

Универсальная привычка писать и постоянно прибегать к письменному контракту еще более измененного примитивного обычая и древнего прецедента. При условии, что стороны могут договориться, Кодекс оставил их свободными, как правило, на контракт. Их договор о согласии был составлен в храме нотариусом и подтвержден присягой «богом и королем».

Кодекс законов распространяется на все вавилонское общество. Штрафы кода варьировались в зависимости от статуса жертвы. В вавилонском обществе было три класса: патрициан, которые были свободными мужчинами и женщинами; плебеи, которые были простолюдинами; и рабов. В то время как патриции были защищены законом возмездия, низшие классы получали только денежную компенсацию.

Уголовное право. Законы Хаммурапи не содержат полного перечня всех совершаемых преступлений. Так, в них совсем не говорится о преступлениях против государства. Преступные деяния, указанные в судебнике, можно разбить на следующие группы: 1) религиозные (например, чародейство); 2) должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор);
3) воинские (дезертирство, преступления воинских начальников в отношении подчиненных);
4) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, клевета); 5) имущественные (различные виды краж, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества, мошенничество); 6) против семьи и нравственности (кровосмешение, прелюбодеяние жены, изнасилование, увоз замужней женщины, похищение ребенка и др.).

Вавилон, земля между Евфратом и Тигром

Что касается солнечного затмения, о котором говорил мой король, он не вошел. Точное название «Месопотамии» не может встретиться. В Месопотамии различные народы боролись за власть. Самыми старыми жителями были шумеры. К ним относятся знания о планетах, интерпретация небесных событий и начало хронологии. До н.э. вторглись семиты в обитаемый район, называемый Аддад и Шумер. Вавилон становится могущественным городом, чьи правящие дома с начала тысячелетия начинают сражаться с растущим Ассуром за власть.

В качестве главного, хотя и не единственного, принципа при определении наказания Законы проводят принцип талиона. В основном он действовал в тех обстоятельствах, когда преступник и его жертва имели равный статус, в частности, являлись авилумами. Если преступление было совершено в отношении лица, низшего по положению (авилумом против мушкенума), выплачивался штраф.
В случае невозможности прямого осуществления принципа талиона, могло применяться фиктивное воздаяние «равным за равное», символический талион . Так, кормилица, виновная в подмене умершего младенца, наказывалась отрезанием груди; сын, ударивший отца, лишался пальцев (ЗХ, § 194, 195). Применение принципа талиона исключало оценку субъективной стороны преступления, установление умысла, неосторожности, случайности. Впрочем, судебник Хаммурапи уже знает такое понятие, как неумышленное преступление, которое наказывается менее сурово, чем умышленное. Так, соучастие жены в убийстве мужа наказывалось смертной казнью, но неумышленное убийство врачом пациента во время операции влекло наказание в форме отрезания пальцев (ЗХ, § 153, 218). Неумышленное убийство путем нанесения побоев в драке тоже не влекло смертной казни, убийца лишь платил штраф (ЗХ, § 207, 208). Но умысел при совершении преступления учитывался далеко не всегда. В некоторых случаях Законы применяли объективное вменение. Если во время обрушения дома, построенного нерадивым строителем, погибал сын хозяина дома, казни предавали сына строителя (ЗХ, § 230). Знают Законы и коллективную ответственность членов общины.

Вавилон в основном является жертвой ассирийцев, чалдеров или персов и остается в знаменитом храме, но остается. Наука, как вавилонские города Урук, Сиппар и Борсиппа, культивируется там до времени рождения Христа, так что вавилоняне по праву могут считаться носителями астрономии, процветающей в Месопотамии.

Месопотамию можно сравнить с Египтом. Опять же, долговременная безоблачность дает благоприятные условия наблюдения. Здесь также реки Евфрат и Тигр производят большое количество воды весной, что дает им возможность сделать землю плодородной и, следовательно, удобным средством деления времени. Здесь также была древняя культура, питательная среда науки и искусства.

Применяемые наказания были довольно разнообразны. Но обращает на себя внимание частое применение смертной казни. Она использовалась как в простой (утопление), так и в квалифи-цированной форме (сожжение, сажание на кол, разрывание на части). Помимо смертной казни применялись: телесные наказания – болезненные и членовредительные, обращение в рабство, изгна-ние из общины, штрафы, наложение позорящих знаков, смещение с должности. Цели наказаний – возмездие и устрашение. Наказания часто носили характер мучительный и жестокий, могли приводиться в исполнение немедленно и публично (смертная казнь, членовредительные наказания).

Судебный процесс. Различий между гражданским и судебным процессом еще не было. Процесс в целом носил обвинительный характер. Дело возбуждалось по инициативе заинтересованной стороны, и она сама должна была заботиться о поддержании своих претензий к противной стороне. В качестве доказательств могли привлекаться письменные документы, свидетельские показания, клятвы, ордалии. Ордалия (испытание стихиями) могла состоять в испытании водой. По § 2 Законов Хаммурапи обвиняемый в чародействе должен был броситься в реку, если река (бог реки) им овладеет, то он признавался виновным. Принесение клятвы тоже, по сути, было разновидностью «божьего суда»: считалось, что ложно клянущийся обязательно навлечет на себя кару богов. Отказ от участия в ордалии или принесения клятвы означал признание обвиняемым своей вины. Возможно, во время следствия применялись пытки, но сведения об этом не сохранились. В конце процесса судья обязан был выдать документ с печатью, где было обозначено судебное решение. С выдачей документа дело считалось закрытым. Если затем судья изменял приговор, он подвергался штрафу в 12-кратном размере от суммы иска и навсегда отстранялся от ведения судопроизводства (ЗХ, § 5). Очевидно, что в вавилонском суде применялось правило: по одному делу решение дважды не выносится.

Контрольные вопросы

1. Дайте периодизацию династической истории Древнего Египта.

2. Что такое восточная деспотия? Укажите ее особенности на примере Древнего Египта и Месопотамии.

3. Какие реликты матриархата сохранились в древнеегипетском праве?

4. В чем заключалась судебная реформа царя Хаммурапи?

5. Как применялся принцип талиона по Законам Хаммурапи?