Древнее междуречье хаммурапи и его законы. Право Древней Месопотамии. Законы Хаммурапи

    История Месопотамии

Историческая судьба Месопотамии ("Междуречье", "Двуречье") была иной, нежели у Египта. Египетская цивилизация сложилась в долине одной великой реки - Нила; месопотамская в долине Тигра и Евфрата. В этом уже есть некоторое усложнение, так сказать в "меридиональном направлении".

В "широтном" же отношении регион четко делится на южный Шумер и северный Аккад. Первый древнее, он возник в четвертом тысячелетии до н.э., фактически это первая известная на земле цивилизация. Изначально здесь сложилось множество мелких городов-государств: Урук, Ур и т.д. Письменность шумеров расшифрована, но их трудно отнести к какой-либо современной языковой семье.

Об этом свидетельствует анализ различных слоев многих текстов канона Ветхого Завета. Книга Моисея, речь идет о «элохиме». Элохим - это множественная форма, происходящая от «сильного» и может быть передана как «величества». Кажется, это было традиционное название кочевника Хабиру для своих богов. Эти голоса создали небо и землю. Яхве, «существо», является одним из них, другим Ваалом или балом, что означает «хозяин». У каждого поселения Ханаана был его Ваал, его поселение святой.

До тех пор это было вопросом божественных голосов, предоставления людям того, что есть добро и зло. Появление человеческого самосознания описывает историю Спеннфайпа с другой метафорой: когда люди ели с дерева знания, «их глаза были открыты». Цифры, упомянутые в переводе «Пророки», иврите «небый», - это те, в которых слова и видения текли. В другом месте сообщается, что человек, который слышал голоса, считался прядильщиком, психически больным: «Ибо слово Господа не приносит мне ничего, кроме насмешек и насмешек в течение дня».

Аккадцы известны с третьего тысячелетия до н. э. когда возникли их, аналогичные шумерским, города-государства: Аккад, Мари, Лагаш... Аккадский язык, вполне обосновано, относят к семитской группе обширной семито-хамитской языковой семьи. В политическом и культурном отношении Аккад является учеником Шумера.

Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Саргоном Аккадским, объединившим все Междуречье. Однако, уже к концу правления Саргона, его дело рухнуло.

Видения Бога начинаются как судороги. Тогда Серафим прилетел ко мне, и у него в руке был горящий уголь, который он взял с плоскогубцами с алтаря, коснулся моего рта и сказал: Вот, твои губы коснулись. Таким образом, повествования о священнической религии объединяют древние видения настоящего Бога, который говорит с людьми, в форме чудесного вдохновения. Даже история Иисуса получает свою легитимность через различные заимствования из этих древних рассказов о прямых или косвенных встречах с Богом.

Потребность в визуальном опыте Бога. Визуальные средства общения с богами - это идолы. Так же, как ребенок разговаривает со своим плюшевым и успокаивает его, когда он боится, поэтому религиозно потерянные люди общаются со своим кумиром. Связь на уровне глаз требует зрительного контакта. Контакт с глазами уже имеет большое значение среди приматов. Идолы, которые должны были вести беседу с бетоном Божества, часто имели негабаритные и окрашенные глаза. Выступающие глаза - это особенность храмовых скульптур ранних богиньских культур.

Гораздо более серьезным явлением была империя Третьей династии Ура, под руководством которой власть в регионе снова перешла к шумерам. Она просуществовала более века. Экономическая жизнь Месопотамии, руководимой Уром, отличала крайняя упорядоченность. Господствующей формой были крупные государственные хозяйства, все производственные процессы внутри которых были расписаны с чрезвычайной тщательностью (мы знаем об этом, ибо сохранились глиняные таблички, содержащие обширную документацию). Нередко экономику Ура эпохи Третьей династии называют плановой, сравнивая с социалистической практикой.

На севере сегодняшней Сирии этот глазный кумир. были найдены на время Урук. - около 800 г. до н.э. С капитуляцией Десяти Заповедей Бог предлагает прощаться в силах природы с громом и молнией, отныне его воля интерпретируется из свитков: «Никто не будет жить, чтобы увидеть меня». Моисей может видеть его только сзади.

В отчаянии люди ищут лицо Бога: Как олень жаждет источников воды, так что моя душа жаждет вас, боги! Моя душа жаждет богов, для сильных живых богов! Без визуально-физического компонента люди не ладят друг с другом. Там, где исчезают видения Божьих слов и зрительные представления говорящих богов, где это угасание в истории облечено божественным запретом на изображения, фантазии гаданий и фетишей выплевываются - рывками, интерпретациями предзнаменований ищут тайные слова Бога. Ибо шанс не может существовать в мире, управляемом Богом.

Господство шумерской цивилизации простиралось от южного побережья Малой Азии через все Двуречье, охватывая южное побережье современного Ирана и северное побережье Аравии. Влиянию же шумеров были подвержены и более дальние страны, например, хараппская цивилизация долины Инда.

Однако империя эта, будучи полиэтничной, (шумеры составляли в ней меньшинство населения), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные (Сирия, Палестина) территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов (население княжества на примыкающей к Месопотамии территории Иранского нагорья). Борьба приняла опустошительный характер и привела не только к гибели империи и потере шумерами политического преобладания, но и к их ассимиляции Аккадом.

Проповедник Иеремия видит кипящий горшок в дующем ветре с севера, а затем угрожает с севера беды. Метафоры, аналоги и каламбуры призваны помочь раскрывать скрытое божественное провидение. Саул хочет определить, кто виноват, выбросив его. Но люди стоят за Джонатаном и преобладают над словом оракула. Наконец, Саул ищет совета у ведьмы. Амос говорит с Богом, Соломон Богу.

Амос - это «пастух, который читает тутузу», он не задумывается, он рассказывает, что сказал ему бог. Бог также призывает банальные диалоги, Бог спрашивает: Что вы видите, Амос? С другой стороны, в Священном Писании, канонизированном как «проповедник Соломон», уже не было мысли, что образованный автор услышит голос, речь идет о том, как Бог поглаживает язык, который Амос не знал: душа, вера, понимание. Человек тщетно ищет мудрость, но он знает, что все земные удовольствия пусты, а Соломон ищет близости к далекому богу.

После периода хаоса, выросло значение молодого аккадского города Вавилон. Царь Хаммурапи (знаменитый по стелле, на которой сохранились тексты его законов) вновь объединил Междуречье, создав Древневавилонскую империю. Однако при его преемниках она получила страшный удар от хеттов (индоевропейского народа, населявшего Малую Азию (нынешняя Турция без Курдистана) и в течении второго тысячелетия до н.э. образовывавшего могущественное государство). Хетты ограбили Вавилон и ушли, но ослабленная после войны страна стала легкой добычей горного племени касситов, около пяти столетий осуществлявших там свое господство.

Это не похоже на «дыхание», временное и бесполезное. Писания содержат часто цитируемые фразы: Я обернулся и посмотрел на все неправильно, что произошло под солнцем; и вот, были слезы тех, кто страдал от несправедливости и не имел вассала; и те, кто их обидел, были слишком сильными, чтобы не иметь слугу. Проповедник Соломон размышляет о действиях людей, формулируя моральные требования на языке, полном метафор, - он говорит о Боге, а не о Боге.

Любовь метафоры крестьянского опыта - без души. Греческое изобретение души. В греческих писаниях только на рубеже пятого века появляется субъективное эго-сознание. На языке традиции Илиада не было никаких указаний. Слова и понятия в классическом переводе сознания и аспектах менталитета имеют разное значение в «Илиаде», имея в виду аспекты физического мира вещей. «Психея» означает вещества жизни, такие как кровь и дыхание. У тимотов также есть бушующее море. Сома, которая позже означает тело и образует контрапункт для души, означает Гомера во множественном числе для мертвых конечностей, труп.

Постепенно, на северной окраине Месопотамии сложилась новая, родственная аккадцам, этническая общность - ассирийцы. Они, не проявляя особой оригинальности в сфере литературы, искусства, не создав передовых форм хозяйственной деятельности, обладали тем, что Ницше назвал бы ярчайшим проявлением "воли к власти". Удивительно целеустремленно ассирийский народ шел к господству над всем Ближним Востоком. Делалось это исключительно военным путем.

Герои Илиады не знают «воли», они не освобождаются от воли - они слушают голоса богов. Где мы будем воспринимать субъективные чувства, боги работают в Илиаде. На рубеже пятого века люди в произведениях греков думали по-разному - своими собственными силами и своей душой, которые переросли в противоположную концепцию материального тела. Усилия платонической философии направлены на умственное «освобождение и отделение души от тела». Платон хочет доказать бессмертие души с аргументами. Идея души завораживает людей: «Культы вокруг этой удивительной диссоциации психики и сомы стреляют как грибы с земли». «Орфикер» распространил мнение о том, что бессмертная воображаемая душа после смерти тела идет в поход.

Дело в том, что в политическую борьбу в городах Древней Месопотамии часто в упрощенной форме можно представить как противостояние финансово-жреческой и военной группировок. В Ассирии безусловную победу одержали военные и навязали всем окрестным государствам тотальную войну на уничтожение.

На пути к мировому господству эту страну подстерегали три срыва. Первый раз она натолкнулась на мощную державу Хаммурапи. Второй раз Ассирия явилась объектом нашествия арамеев. Арамеи были еще одним семитическим народом, первоначально занимавшим территорию современной Иордании. Они наводнили многие районы Ассирии, рассекая ее территорию на отдельные куски. Постепенно, арамейский язык вытеснил аккадский (Иисус Христос в первом веке н. э. говорил по арамейски). Но арамеи не создали единой державы и куски Ассирии, концентрировавшиеся вокруг ее уцелевших городов, вновь срослись в единое целое, продолжив экспансию.

Пораженная, ее место обыскивается в теле, в сердце, как подумал Аристолес, или она живет на улице? Это вода или дыхание? Или их реальность - идея, как размышляет Платон? А как насчет тела, которое выглядит как подземелье психики? Уже для поэта Анакреона психика была местом, где он искал эротические ощущения.

Слово «душа» сделало большую карьеру в западной интеллектуальной истории. Он заполняет пробел в умственном самонаблюдении человека, он кажется незаменимым для построения «эго-иллюзии». По-своему вежливо это звучит так: Мы не готовы к научным определениям, так что это разумное определение. Длинная эволюция мозгов и разума и Тобиас Старзак, Познание у людей и животных: сравнительная философская перспектива. Сознание, которое развивается в этой культурной эволюции, изначально является коллективным сознанием. Задолго до того, как человек почувствовал себя уникальным, «люди» были уникальны. Это было также место, где была построена легендарная Вавилонская башня и были построены Сады Вавилона, которые считаются одним из семи чудес Древнего мира.

В третий раз опасность подстерегал Ассирию с Севера, в лице новой державы - Урарту (население которой, видимо, принадлежало к хурритам, чьими отдаленными потомками являются многие народы Кавказа).

Цари Урарту, схватившись с Ассирией не на жизнь, а не смерть, старались вклинить свои владения в ее территорию на западе и востоке, охватив коренные ассирийские земли с городами Ашшур, Нимруд, Ниневия. Но вторжение скифов вычеркнуло Урарту из рядов великих держав. Наступило время последнего и самого яркого взлета Ассирии.

Город Вавилон был известен во всем древнем мире. Когда греческий писатель Геродот посетил ее, около 450 года. В славу столицы входили огромные и украшенные храмы и дворцы, в дополнение к кирпичному зиккурату, который, предположительно, был Вавилонской башней, упомянутой в Библии. В бурной ситуации, которая последовала, аморриты постепенно установили династии в древних царствах и городах-государствах из Сирии в область Дияла и Месопотамия. Ассирия и Вавилон, наконец, оказались самыми важными. Краткая империя, созданная Хамму-раби, предоставила модель, созданную в немногих возможностях, одного королевства южной Месопотамии со столицей в Вавилоне.

Ее правители перешли к "политике Насаху", суть которой заключалась в широкой программе насильственного переселения народов. Таким образом, они стремились достигнуть следующих целей: преодоление сопротивления недавно покоренных стран, унификации империи, высвобождения коренных ассирийцев для пополнения армии. Проявлением данной политики явилось и знаменитое "ассирийское пленение" евреев, когда были уведены и были ассимилированы десять колен народа израильского.

Вавилон был центром поклонения богу Мардуку, одному из самых важных божеств Месопотамии. Почти все, что мы знаем об этом периоде, исходит от остатков дворцов и архивов глиняных табличек с неисчислимой ценностью, в которых записаны коммерческая, административная и дипломатическая деятельность. Мари, в Сирии, была резиденцией одной из оппозиционных династий, но, наконец, завоевана Хаммурапи, а его дворец предоставил огромную коллекцию из 500 глиняных табличек. Торговля была жизненно важна для экономики этих дворцов - городов, а результаты Марии и других мест иллюстрируют высокий уровень мастерства, достигнутый с металлами, камнем и слоновой костью.

Ассирийская армия стала наиболее боеспособной силой на Ближнем Востоке. Она широко использовала железное оружие, воины были закованы в пластинчатые брони, существовали различные рода войск, оснащенные передовой по тем временам осадной техникой. Устрашение наводила и чрезвычайная, даже по тем временам, жестокость ассирийцев и их натасканные на людей боевые псы.

Главная угроза цивилизации, созданная на шумерской равнине, происходила из племен восточных гор и кочевых племен западных пустынь, как враждебных к городской жизни, так и завидовавших их богатству. Набеги, совершаемые этими племенами, которые говорили на семитском языке, называемом Аморреем, усугубили хаос, сопровождавший падение третьей династии Ур. До конца Ибисина Ишбьерга зарекомендовала себя как независимый суверен в древнем городе Исин, и основал первую династию Аморреев в Шумере.

Аморриты получили контроль над большинством древних городов Шумерии и многих государств, которые когда-то были частью Урской империи третьей династии, разделяя тем самым культурное наследие. После периода замешательства сильные династии Аморреев обосновались в южной Шумере, в Ларсе, городе, который завоевал и аннексировал царство Исим в Вавилоне, на севере Эшунны, к востоку от Тигра, и в Мари, на середине Евфрата. Аморрийские династии возникли вокруг Тигра, на территории, которая позже стала ассирийской, и кроме того, был создан ряд меньших княжеств, распределенных в северной Месопотамии.

Жертвами этой военной машины стали позднехеттские царства, Элам, арамейские княжества, Палестина, даже Египет. Но войны истощили ассирийский народ, соседи же начали перенимать прогрессивный военный опыт. На территории Ирана возникло Мидийское царство, обладавшее, подобно скифам, новым родом войск - конницей. На юге же отпал Вавилон, власть в котором захватили выходцы с южного побережья Персидского залива халдеи (они считаются потомками бежавшего от ассирийцев населения). Эти два государства сломили мощь Ассирии, разделив ее владения.

Солдат ведет обнаженного заключенного. Надпись из дворца Марии раскрывает политическую ситуацию тех времен. У каждого из главных царей была свита в десять, пятнадцать или - в случае с Алеппо - в Сирии - двадцать вассальных царей, что указывает на то, насколько осторожен баланс сил. В других надписях Мари записаны подробности отношений города с югом, где двумя основными силами были Ларса под руководством Римзина и король северного Вавилона Хаммурапи, который широко распространил свое территориальное господство.

Хотя он, должно быть, поддерживал сердечные отношения с Римсином, факт состоит в том, что есть документально подтвержденная легенда, которая рассказывает о его поражении. В тридцатый год его правления Хаммурапи был владельцем всей Шумери. Позже он еще больше расширил свою власть, завоевав Мари и получил представление о преемнике Шамаши-Адада в Азии.

Большая часть Месопотамии после войны досталась правителю Вавилона знаменитому Навуходоносору, чью державу мы именуем Нововавилонской (в отличие от империи Хаммурапи). При нем Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел. !) практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).

Могущественная финансово-жреческая группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междоусобные войны.

На этом заканчивается история народов древней Месопотамии, для которых миновали времена творческих порывов. Но их наследие явилось важным вкладов в мировую цивилизацию.

    Законы Хаммурапи.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались "сыновьями мужа", мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс членовредительство "сыну мужа", то наказание виновному выносилось по принципу талиона, то есть "око за око, зуб за зуб", а соответствующее членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём.

Держава Хаммурапи

В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было далеко не самым сильным в Месопотамии и нередко попадало в зависимость от соседей (сам Хаммурапи большую часть своего правления признавал такую зависимость). Однако Хаммурапи оказался более дальновидным, целеустремленным и мудрым правителем, чем прочие. После первых попыток экспансии, немедленно отбитых, он до поры отказался от нее, подчинился верховной власти сильнейшего из месопотамских царей того времени, Шамши-Адада, и два с лишним десятилетия неустанно копил силы, укреплял армию и реформировал страну. Суть новых порядков заключалась в том, что государство прочно контролировало всю хозяйственную жизнь в стране и не позволяло «сильным притеснять слабых». В результате держава Хаммурапи стала, возможно, самым процветающим и сильным государством в Месопотамии.

Хаммурапи

Около 1780 г. до н. э. первенство в Двуречье, бесспорно, принадлежало верхнемесопотамской державе Шамши-Адада. Зависимость от него признавал и Хаммурапи, и Катна в Южной Сирии, и горные области Северо-Западного Ирана. Однако со смертью Шамши-Адада его держава почти мгновенно распалась на части. В Мари к власти пришел Зимрилим, представитель местной династии, изгнанной некогда Шамши-Ададом. Ситуацией воспользовались эламиты, к 1770 г. до н. э. поставившие под свой контроль большинство царей Месопотамии и даже делавшие вылазки в Сирию – Палестину. Хаммурапи перешел из подчинения Шамши-Ададу в подчинение правителю Элама.

Господство Элама, однако, оказалось эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи в союзе с Зимрилимом из Мари сверг власть эламитов. Началось десятилетие войн, в ходе которых он одолел и Элам, и прочие месопотамские царства, включая Ларсу, и остаток Субарту – царство Ишме-Дагана, сына Шамши-Адада, с центрами в Ашшуре и Шубат-Эллиле, а затем, наконец, и своего собственного недавнего союзника Зимрилима. Один за другим пали Ларса, Ашшур, Эшнунна, около 1755 г. до н. э. Хаммурапи оккупировал Сузиану Образовалась единая всемесопотамская империя, причем строго централизованная. Сам Хаммурапи делил ее на две части: коренная территория (аккадо-язычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам) и чужеродная периферия (эламитская Сузиана, хуррито-аморейские территории Верхней Месопотамии, входившие ранее во владения Мари и Субарту, а с падением последних доставшиеся Хаммурапи).

Ближний Восток во II тыс. до н. э.


Во вступлении к своим Законам (ок. 1755 г. до н. э.) Хаммурапи заявляет себя лишь как благодетель первой части державы, перечисляя все образующие эту часть номы, и вовсе не упоминает остальные свои владения. Объединение Месопотамии, которого он добился, оказалось необычайно прочным, хотя в полном масштабе оно сохранялось совсем недолго – не более 20 лет, – Нижняя Месопотамия никогда уже больше не распадалась на отдельные номовые государства (в крайнем случае иногда отделялся крайний юг, так называемое Приморье). Вавилон неизменно оставался столицей всего Южного Двуречья или большей его части на протяжении следующих 1200 лет. Поэтому вся Нижняя Месопотамия и получила наименование Вавилония. Сами вавилоняне обычно называли свою страну на старинный лад «Шумером и Аккадом», а позднее – просто Аккадом, а себя – аккадцами, но не включали в это понятие ассирийцев, которые для вавилонян практически всегда оставались полуварварами и получужеземцами.

Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. Ранее полагали, что власть в Месопотамии переходит от города к городу по произволу богов. В «Плаче о гибели Ура» сам верховный бог Энлиль объясняет, что его ниспровергли не за какую-либо вину, а просто потому, что таков уж порядок мира: «Уру в самом деле даровали царственность, но вечный срок ему не был дарован. С незапамятных дней, когда страна впервые возникла, и до нынешних дней видел ли кто-нибудь, чтобы божественное служение столицы досталось какому-либо городу навсегда?» Хаммурапи, напротив, провозгласил, что отныне боги «установили в Вавилоне вечную царственность, чьи основания прочны, как земля и небо». Соответственно, он, в отличие от многих других, не собирался подражать царям III династии Ура и избегал даже намека на самообожествление (хотя пышно величал себя «богом для местных царей», гордясь своим положением царя над царями). Никогда не претендовали на обожествление и другие цари его династии – как предки, так и потомки Хаммурапи.

В то же время Хаммурапи был достаточно прост в общении, что ярко показывает солдатская песенка. Возможно, ее распевали его воины в ту пору, когда он воздерживался от войн, поощряя к завоеваниям:

Хаммурапи, царь могучий, -

Что ж, чего ты ждешь?

Эллиль дал тебе величье -

Что ж, чего ты ждешь?

Син тебе дал превосходство -

Что ж, чего ты ждешь?

Нинурта дал оружье славы -

Что ж, чего ты ждешь?

Иштар дала силу битвы -

Что ж, чего ты ждешь?

Шамаш и Адад твоя заступа -

Что ж, чего ты ждешь?

(Пер. И. М. Дьяконова)

Свою концепцию правления Хаммурапи красноречиво изложил во введении к своим Законам: он, «заботливый правитель, боящийся богов», по их благоволению взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа», «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». Здесь же он хвалится не столько завоеваниями, сколько украшением храмов, проведением каналов, милосердием к былым врагам. В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги так: «Врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: “Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну управил по справедливости!”»

Это не были пустые слова: Хаммурапи действительно был ответственным и справедливым правителем, стремившимся защитить людей от насилия и разорения. Известна его обширная переписка с чиновниками: царь вникал во множество дел, в том числе в проблемы рядовых людей, стремясь разрешать их по справедливости и здравому смыслу. Люди не боялись обращаться к нему с многочисленными просьбами и жалобами, и он добросовестно их разбирал. Отвращение к преступному насилию было у него искренним и принципиальным: когда один из династов другого царства, убив своего родича-правителя, захватил престол и отправил к Хаммурапи посольство с выгодными предложениями, а заодно и с просьбой прислать танцовщиц, Хаммурапи закричал: «Танцовщиц ему не хватает! Он пролил родную кровь, его самого надо бы убить!» – и отказался от каких бы то ни было контактов с узурпатором, несмотря на все выгоды, которые они сулили. Об этом мы знаем из злорадного донесения очевидца – посла третьей страны, присутствовавшего при описанной сцене. Характер Хаммурапи отразился и на его внутренней политике, и в его знаменитых Законах.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Вавилония при наследниках Хаммурапи Держава Хаммурапи в установленных им границах просуществовала недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне (1749–1712 гг. до н. э.) страну постигло тяжелое потрясение. В 1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Великий Хаммурапи Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.

Из книги Древний Восток автора

Создание державы Хаммурапи Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно ознаменовалась новой территориальной интеграцией Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничего не предвещало такого взлета:

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хаммурапи, справедливый государь Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. До сих пор полагали, что власть в Двуречье переходит от города к городу по произволу богов; в «Плаче о гибели Ура» сам

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Царствование Хаммурапи Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Старовавилонский период (XIX–XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи В течение XX в. до н. э. аморейские вожди один за другим выкраивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально независимые от Иссина. В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в незначительном городке Бабили

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Царь Хаммурапи и его законы Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата

Из книги Князь Роман Мстиславич та його доба. Нариси історії політичного життя Південної Русі XII – початку XIII століття автора Головко Олександр

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич