Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и анализу. Нормы ритуалов: национальные праздники, бракосочетания, встречи государственных деятелей и др., их красочность и театрализованность

Сущность права общесоциальна, оно отражает нормативно-определенную в официальных источниках и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения .

Право выражает общую волю населения, сформированную в результате уступок, компромиссов существующих в обществе интересов.

Общее в философском и прагматическом подходах:
    • признание права эффективным нормативным регулятором .

Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

Дополнение

Классовый подход

Является хронологически первым. Право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. (можно признать ответвлением прагматического)

* Понятие и сущность права. Его основные признаки, принципы и функции.

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

Признаки права

Право продукт общественного развития, основной норма-тивный регулятор общественных отношений. От других обще-ственных явлений его отличают следующие признаки:

норматив-ность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права (см. Спиридонов Л.И. Теория государ-ства и права. СП.б., 1995. С. 88-89).

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С.С.Алексеев справедливо подчеркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

Для Аристотеля право - это политическая справедливость;

Для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

Для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

Для Р.Иеринга - защищенный интерес;

Для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

Для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля;

3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права;

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь за-кона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

В основе это оправданный подход. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг ох друга определения права. Одни авторы под-черкивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса (Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С. 52), другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений (Общая теория права и государства, М., 1994. С. 29), третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП б., 1995, С. 101), четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют обще-обязательные правила поведения субъектов правоотношений (Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

С. 41-42). Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С.Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся об-щеобязательным, нормативно-государственным критерием пра-вомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения», (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право - это система обще-обязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чем-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились еще в древности. Например, Цицерон го-ворил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

Историческая школа права (К.Савиньи, Ф.Пухта и др.)

Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного ре-гулирования, который ставится над законом.

Теория нормативистского понимания права, юридический позитивизм (Р.Штаммлер, Г.Келъзен и др.)

Главный тезис этой теории - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспечен-ном принудительной силой государства. Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право - это си-стема должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. К недостаткам этой теории относится игнорирование содержательной стороны права (субъ-ективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.), угроза праву со стороны государства.

Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг)

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

Социологическая школа права (Е.Эрлих, Г.Ф.Шешеневич и др.)

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право - сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Подобный подход скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Психологическая теория права (Л.И.Петражицкий)

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное – совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой им-перативно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Материалистическая теория права

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» писали, что буржуазное право есть возведенная в закон общая воля буржуазии. Как и государство, оно продукт классово-го общества, его содержание носит классово-волевой характер. Ф.Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен при-дать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право - явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Государство охраняет законы, принуждает к их исполнению; известны слова Ленина о том, что право ничто без государства, способного принуждать к исполнению права. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Недостатки этой теории: отсутствие общечеловеческих критериев, игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Интегральный подход к пониманию права

Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой транс-формации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Принципы и функции права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Да-вид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее со-держание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный.

Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Функции (роль) права в общественной жизни

Активная роль права выражается в его функциях.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права связаны с функциями государства. Это: экономическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Упорядочение общественных отношений осуществляется через регулятивную функцию, охрана общественных отношений через охранительную функцию.

Регулятивная функция воздействует на общественные от-ношения следующим образом: 1) путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах, 2) путем обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, их постоянного совершенствования и развития.

Охранительное воздействие права выражается: 1) в определении запретов. 2) в установлении юридических санкций,

3) в непосредственном применении юридических санкций. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность на охрану самого права.

Ценность права. Право и глобальные проблемы человечества

Понятие ценности права призвано раскрыть его положи-тельную роль для общества, отдельной личности.

Ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как от-дельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманными началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества.

Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем. Оно является также действенным рычагом решения экологических проблем как внутри государства, так и в рамках мирового сообщества.

Социальные нормы и нормы права

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы, которые обеспечивают целесообразное и гармоничное развитие общества. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Это устойчивые социальные связи, возникающие в результате закономерной повторяемости явлений, социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков социального регулирования.

Признаки социальных норм: они являются правилами поведения людей, указывают, какими должны быть поступки, образцы поведения людей; это правила поведения общего характера, т.е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим; это не только общие, но и обязательные правила поведения, которые обеспечиваются принуждением со стороны государства или коллектива.

Все социальные нормы подразделяются по следующим основаниям:

а) по способам их создания, установления;

б) по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права, которые устанавливаются и охраняются государством;

2. Нормы морали (нравственности) на основе представлений о добре и зле, справедливости, охраняемые общественным мнением или внутренним убеждением индивида;

3. Нормы общественных организаций: уставы, правила и др.;

4. Нормы обычаев, возникающие в силу многократного повторения поступков и используемые в силу привычки;

5. Нормы традиций: семейные, профессиональные, военные и др.;

6. Нормы ритуалов: национальные праздники, бракосочетания, встречи государственных деятелей и др., их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм по содержанию: политические, технические, трудовые, нормы семейного права, культуры, религиозные нормы и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Соотношение права с политическими, моральными, религиозными и социально-техническими нормами

Наиболее тесная связь существует между правовыми и политическими нормами, так как они регулируют отношения собственности и государственной власти. Политические нормы носят наиболее выраженный социально-групповой характер, они находят выражение в программах и лозунгах политических партий, в конституциях и других официальных документах, в политических взглядах и теориях. Рудольф Иеринг писал: «Право есть политика силы, оно представляет собой систему обеспечения социальных целей путем принуждения». Он исходил из того, что право есть защищенный государственный интерес.

Формы взаимодействия этих норм разнообразны: взаимоподдержка, солидарность, блокирование, противоборство и т.п. В марксистской литературе подчеркивалась доминирующая роль политических норм, политики. Но там, где власть выходит за пределы права, там начинает господствовать насилие. Право - ограничитель насилия и в этом заключается его гуманистическая роль.

В современных условиях речь идет о приоритете права над государством. Правовые нормы приобретают первенство, существует примат права над политикой в цивилизованных странах. Доминирование права над политикой - непреложный принцип демократии, современной культуры. «Право не есть политика си-лы, как учил Иеринг. - пишет Дюги, - оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву» (Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 5). Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти, в революции, несущие обществу неисчислимые беды.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение - воздействовать на поведение людей. Они взаимо-действуют между собой. Право и государство подвергаются мо-ральной оценке. Требования морали учитываются при создании правовых норм, при решении конкретных юридических дел, способствуют укреплению законности и правопорядка.

В свою очередь точная реализация правовых норм означает одновременное воплощение в общественную жизнь требований морали. Нормы морали наполняют право глубоким нравственным содержанием. Все это свидетельствует о единстве норм морали и права. Органическое сочетание норм морали и политики имеет огромное значение для нормального функционирования общества, его политической системы, государства и права в том числе. Однако в практической политической жизни подавляющего большинства современных государств такое сочетание далеко не всегда случается. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом. Обладая особой гибкостью, моральные принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно и не всегда совпадают с принципами и нормами права.

Право и мораль выполняют в обществе одинаковые по своим конечным целям и задачам регулятивные и воспитательные функции. Они выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования поведения индивидов, коллективов и всего общества. Сфера регулятивного воздействия норм морали гораздо шире, чем сфера, на которую распространяются нормы права. Право формируется в результате право-творческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, всего общества. Нормы права отличаются от норм морали гораздо большей конкретностью и формальной определенностью. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу, обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушения моральных норм.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли. это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Греции отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в этой связи является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных теориях. Так, Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Для марксизма характерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса. В современной западной юридической литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов». Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования. Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду следующее:

Право выступает:

  • 1) в форме идей, представлений;
  • 2) юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства,
  • 3) действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания права.

В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права - идеи, нормы или действия (отношения).

Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля, как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Источники права

Источники права - внешние формы выражения правотворческой деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не являются источниками права.

Источники права:

Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих соответствующие нормы.

Одним из древнейших источников права является обычай - многократно повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

Другой источник права судебный или административный прецедент. Судебный прецедент - решение, вынесенное судом по конкретному делу, обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

Следующим источником права можно назвать нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) - юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме, например - закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно - процессуальном праве закон - это принимаемый высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам.

Источники права классифицируются:

ь по юридической важности (законы, подзаконные акты)

ь по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)

ь по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)

ь по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые, ведомственные)

Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким органом издана. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон . На третьем - текущее законодательство .

Таким образом, источники права - это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.

Функции права

Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

  • 1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции - это «свечение» сущности права в общественных отношениях.
  • 2. Функции права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.
  • 3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.
  • 4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: «Функция - это существование, мыслимое нами в действительности».
  • 5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Классификация функций права

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

  • 1) Внешние , в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную)
  • 2) Внутренние, вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции права, как основные.

Регулятивная и охранительная функции - это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 11 ` 2 Основы права, под ред. В.И. Шкатулла, М, Academ A, 1997. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

  • -Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском нраве).
  • - Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни. Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

Определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ. Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение. Специфика охранительной функции состоит в следующем:

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.

Таким образом, если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.

Обе эти функции, но каждая по своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

А так же и другие немаловажные функции права:

Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция - формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция - выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция - оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая функция - воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Другая функция - урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая - перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 11 Введение в американское право, Л. Фридмэн, М., 1992.

Таким образом, право - это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

Право - целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право - это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Итак, понятие права отражается в сущности следующих его основных признаков:

1. Государственно-волевой характер. В этом признаке права отражается его общечеловеческая и классовая сущности. Как было указано выше, право выражает государственную волю общества, которая, как правило, обусловлена экономическими, духовными, природными и другими условиями общественной жизни. Эта воля общества выражает его интересы и притязания, а также возводит их в ранг общеобязательного закона. Таким образом, воля общества, отраженная в законе, становится государственной волей, имеющей общеобязательный характер.

Однако следует отметить, что не всякая общественная воля становится государственной волей, а следовательно, правом. Государственная воля характеризуется следующими признаками, отличающими ее от других видов воли:

а) государственная воля стимулирует различные интересы и притязания населения;

б) государственная воля является независимой от воли отдельно взятых лиц и их объединений и обязательной для таких лиц и объединений;

в) государственная воля объективируется в исходящих от государства и охраняемых им правовых (юридических) актах.

2. Нормативный характер. Право проявляется в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Если сущность права состоит в его государственно-властном характере, то содержание права составляет нормативное выражение государственной воли общества.

3. Взаимосвязь права и государства. Связь права с государством есть возможность применения мер государственного принуждения в обозначенных правом случаях. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством и охраняются возможностью применения юридических санкций.

4. Общеобязательный характер. Праву принадлежит роль нормативной основы таких принципов правового государства, как законность и правопорядок. Кроме того, право - это основа всей правовой системы.

5. Формальная определенность права. Право характеризуется такими отличительными особенностями, как:

Представительно-обязывающий характер (равное предоставление взаимным сторонам в правоотношении одновременно и прав, и обязанностей);


Специфическая структура (строение) правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция;

Юридическая техника внешнего оформления правовой нормы.

6. Институционность права. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством в строго определенных формах. При этом под формой права понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Основной формой выражения российского права являются нормативно-правовые акты, среди которых ведущее место принадлежит закону, обладающему высшей юридической силой, - Конституции Российской Федерации. Конституции Российской Федерации должны соответствовать все нормативные акты.

7. Властно-регулятивный характер. В данном признаке права раскрывается его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений. Право конкретного общества может быть только одно, оно является единым и однотипным с государством.

Право - это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия. Право -это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения, свободы.

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.