Профессиональная пожарная охрана ссср. Увлекательная история пожарной службы для детей

История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 365 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны:

  • создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города;
  • предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб;
  • объезжим предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем.

Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...».

В период правления Александра I, в 1802 году было в Российской империи образовано министерство внутренних дел, во всех крупных городах при полицейских управлениях стали создаваться пожарные команды. В 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы».

Однако пока этот процесс принял массовый характер, прошло немало времени. Например, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была организована только в 1835 году. В Царицыно и уезде не было профессиональной пожарной охраны до второй половины XIX века. Борьбу с пожарами продолжало вести местное население.

Александром II 1857 году был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.
С 1858 года для пожарных целей начал использоваться военно-полицейский телеграф, а в девяностых годах - телефон.

При императоре Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.

В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, в 1904 году был изготовлен первый пожарный автомобиль на фабрике фирмы «Фрезе и К°».

Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель. Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.

Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.

В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

23 марта 1923 года в Москве состоялась «Первая Всероссийская пожарная конференция», на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

Начиная с 1932 года в СССР, существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.

За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.

В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных – профессионалов и добровольцев – отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве.

7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.

В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.

В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.

23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».

Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Советская пожарная охрана была создана 100 лет назад - 17 апреля 1918 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны нашей страны.


В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, необходимость издания правил и инструкций, разработку пожарной техники.

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные и критически важные объекты, населенные пункты.

История пожарного дела наполнена подвигами, энтузиазмом и работой не одного поколения огнеборцев и простых граждан. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев.



История пожарной охраны Москвы:

Пожарная охрана появилась ещё в древней Москве. Существовала так называемая «пожарная повинность». С XVI века за пожарную охрану отвечал Земский приказ. Профессиональная пожарная охрана появилась в Москве 31 мая 1804 года по указу императора Александра.

Древняя Москва была застроена преимущественно деревянными домами. Тогда существовала «пожарная повинность», которую несли сами жители города. Исполнявшие эту повинность горожане (один человек с 10 дворов) должны были по ночам проводить обход со своим пожарным инвентарём. В конце XV века в целях противопожарной безопасности были попытки снести все деревянные строения вблизи Кремля.

С XVI века за пожарную безопасность и тушение пожаров отвечал Земский приказ. В случае пожара к месту возгорания высылались команды из низших служителей (ярыжек) и стрельцов. Пожарные дружины располагали водовозными бочками, насосами, лестницами, баграми и другим инвентарём.

30 апреля 1649 года царём Алексеем Михайловичем был подписан документ под названием «Наказ о Градском благочинии». Этим наказом в Москве впервые вводилось постоянное, круглосуточное дежурство пожарных дозоров, коим предписывалось не только принимать активное участие в тушении пожаров, но и контролировать соблюдение существовавших на тот момент правил пожарной безопасности. В целях противопожарной безопасности Пётр I пытался ограничить строительство деревянных домов в Москве. На улицах города появились водозаборные колодцы, а позднее — пожарные колонки.

В 1792 году пожарные команды были переведены в ведение полиции. 31 мая 1804 года по указу императора Александра I в Москве появилась профессиональная пожарная охрана, а «пожарная повинность» была снята с горожан. Пожарные части размещались на специальных съезжих дворах, где размещались конные пожарные обозы и инвентарь. Каждой частью руководил брандмейстер. Для наблюдения за пожарами в частях стали строить каланчи. При обнаружении пожара часовой давал сигнал, на подготовку обоза давалось 2,5 минут, после чего он отправлялся на тушение.

В 1918 году в Москве было образовано Управление пожарной охраны Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома. К 1926 году на смену конным обозам пришли пожарные автомобили со специальными лестницами, насосами, цистернами и другими средствами тушения. В 1930-х годах в городе велось активное строительство пожарных депо, расширялась водопроводная сеть, устраивались уличные гидранты. В годы Великой Отечественной войны пожары от немецких зажигательных бомб оперативно тушились силами пожарной охраны.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу. До этого пожарные части формировались из солдат сверхсрочной службы. Призыв солдат срочной службы в пожарные части Москвы продолжался в 1996 году, когда в пожарные части столицы было призвано 900 человек. Пожарные жили в казармах. Самовольное оставление части пожарными являлось преступлением. Срочников перестали присылать в пожарные части в начале 2000-х.

К концу XX века пожарные части города были оснащены автонасосами, автоцистернами, специальными машинами и устройствами для тушения пожаров. Для борьбы с огнём используются вертолёты.



Есть множество профессий, о которых можно сказать что это призвание. Пожарный - одна из таких. И каждодневный риск для пожарных называется просто работой. Они подчиняют стихию человеческой воле и силе. Заглядывая в историю, мы видим, что во все времена пожарный был человеком особого склада.

1 региональный отдел надзорной деятельности

и профилактической работы Управления по ТиНАО

Главного управления МЧС России по г. Москве

В июле 2010 года, оказавшемся аномально жарким и засушливым, в многих регионах центральной части России начались лесные и торфяные пожары. К началу августа ситуация не улучшилась.

Во времена СССР (с 1966 г.) руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили аппараты Государственного пожарного надзора, осуществлявшие работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной и профессиональной пожарной охраны, на которые было возложено тушение возникающих пожаров в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства.

В пожарной охране МВД имелся Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, сеть территориальных пожарно-технических станций, проводящих научно-исследовательские работы в области пожарной безопасности, а также учебные заведения, готовящие инженеров и техников пожарного дела. Некоторые министерства и ведомства (например, министерство путей сообщения, министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели свою ведомственную пожарную охрану. На промышленных предприятиях и стройках, в учреждениях и организациях, колхозах и совхозах организовывались из рабочих, служащих и колхозников добровольные пожарные дружины.

Привлекали население к делу профилактики пожаров республиканские, краевые и др. добровольные пожарные общества. Члены добровольных пожарных дружин пользовались по месту работы рядом льгот (например, им предоставлялся дополнительный отпуск).

Для выполнения своей главной задачи - борьбы с огнем - пожарная охрана располагала различными автомобилями , пожарными самолетами и вертолетами, поездами и катерами, специальными лабораториями. Были даже подразделения пожарных десантников - их выбрасывали на парашютах в труднодоступных районах для локализации и ликвидации очагов пожара.

Все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при при тушении лесных пожаров в 1972 г. в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 км трубопровода диаметром 100 и 150 мм. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 км.

Большое значение придавалось профилактике пожаров . Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня.

Зимой заранее делались просеки, чтобы затруднить распространение пожара. Ранней весной, когда в лесу еще сыро и большой пожар невозможен, делались профилактические сжигания прошлогодней листвы и опавших веток, так называемые "контролируемые отжиги".

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

После революции 1917 года новая власть придавала вопросу создания новой государственной пожарной охраны большое значение. Уже 17 апреля 1918 года был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный Лениным. С этого дня ведет свою историю советская пожарная служба, ставшая преемником российской пожарной охраны.

После окончания гражданской войны началось оснащение пожарной службы новой техникой. В 1922 году в Москве было уже 30 пожарных автомобилей, правда, большинство из них было без насоса. Но уже в 1926 году в городе было 85 пожарных автомобиля, из которых 32 имели пожарные насосы, а 12 были оборудованы механическими лестницами. А к середине 30-х годов конная тяга в пожарных командах ушла в историю.

Стоит отметить тот факт, что практически с самого начала своей работы, с 1920 года Пожарная охрана была передана в Главное управление коммунального хозяйства НКВД РСФСР, при котором был создан Центральный пожарный отдел. А в 1934 в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров была создана военизированная Пожарная охрана НКВД. В подчинении органов внутренних дел пожарная охрана находилась до 2002 года.

18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Поло¬жение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Го-сударственного пожарного надзора, а 23 января 1928 года циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил.

Еще в 1924 году в Ленинграде открылся первый пожарный техникум. В 1936 году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория. В 1937 году лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.

К этому же времени на вооружение пожарных начали поступать и спецмашины, химического и углекислотного пожаротушения, прожекторные и т.п. Пожарная служба страны с честью выдержала испытания в период Великой Отечественной войны, сохранив огромное количество объектов военного и гражданского назначения.

Пожарный автомобиль.

В 1947 года на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В результате принятых мер в СССР имелась целая сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовили пожарных специалистов средней квалификации. При училищах существовали заочные отделения. В ряде городов были созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 году был образован факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 года адъюнктура Высшей школы МВД начала готовить научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности.

Именно мощная база пожарной службы вместе с организацией гражданской обороны позволили справиться с массовыми пожарами 1972 года. Тогда лесные и торфяные пожары охватили больше десятка областей центральной части России. Огонь полыхал на площади в 1800 тыс. гектаров. В Горьковской области выгорело 460 тысяч гектаров леса, в Марийской автономной республике - 195 тысяч, в Московской и Пензенской областях - по 25 тысяч. В тот год весна и лето прошли без дождей. Температура в тени превышала 30 градусов. В связи с необычно сухой и жаркой погодой, которая длительное время сохранялась во многих регионах центральной части России, уже в июле возникли массовые лесные и торфяные пожары, принявшие в августе характер стихийного бедствия. В третьей декаде августа в указанных регионах было охвачено огнем свыше 650 тысяч гектаров леса, около 35 тысяч гектаров торфяных массивов, 4900 штабелей торфа.

Когда задымилось всё Подмосковье, обком КПСС первым делом создал штаб по борьбе с пожарами. Возглавил его первый секретарь обкома В.И. Конотоп. Подняли на ноги народных контролеров. Вся страна помогала бороться с огнем. В Шатуру временно переехал жить тогдашний министр обороны маршал Гречко, туда же перебрался и Конотоп. Работала система, у которой было всё: и люди, и техника, и дисциплина. И, тем не менее, только в Московской области сгорело 19 деревень. А в тушении пожаров участвовало более 70 тыс. человек, в том числе военнослужащих - 24 тысяч. Огонь собирал страшную жатву: в Подмосковье лесные и торфяные пожары унесли жизни 104 человек. Дыма было столько, что МПС пришлось менять маршруты движения поездов на подступах к столице.

На заседании Политбюро ЦК КПСС рассматривался вопрос: почему с торфяников пожары перебросились на леса? О том, какие жесткие меры были приняты, говорит тот факт, что общее руководство по ликвидации пожаров заседание высшего политического органа страны возложило на первого заместителя министра обороны СССР. Горящие площади были разбиты на квадраты, туда ввели 9 специально отмобилизованных трубопроводных бригад. Вода подавалась по трубам непрерывно в любых направлениях, и исход «битвы» был предрешен. Торфяники буквально «упаковали» толстым слоем воды, а затем сбили огонь в лесах.

В период наибольшего развития пожаров к борьбе с ними единовременно привлекалось около 360 тыс. человек, в том числе свыше 100 тыс. военнослужащих войск гражданской обороны, инженерных и других войск, а также до 15 тыс. единиц землеройной и другой техники.

Пожарная автолестница АЛ-30. Начало 80-х годов.

В первой половине 80-х годов в составе пожарной охраны СССР насчитывалось около 200 тысяч человек плюс примерно 150 тысяч работников военизированной пожарной охраны. На их вооружении находилось около 30 тысяч единиц пожарной автомобильной техники различного назначения.

Все это ясно показывало, что к этому времени в стране была создана система пожарной безопасности, которая позволяла успешно бороться со всеми возможными видами пожаров. Жаль только, что за годы «реформ» эта система была во многом разрушена «эффективными менеджерами и управленцами». И сегодня, к сожалению, страна пожинает плоды этого.