Теория солидаризма. Теория солидаризма и ее оценка

В теоретических подходах к государству и праву можно выделить два взаимосвязанных блока: один объясняет происхождение права (см. гл. 2), второй ориентируется на уже развитое, устоявшееся, зрелое состояние как государства, так и права, т.е. на раскрытие сущности государства и права . Есть достаточно много теорий, объясняющих сущность государства и права. Среди них можно выделить нормативистскую, социологическую, либертарную и этическую теории, а также теорию солидаризма.

Нормативизм

Сторонники нормативистского направления (Г. Кельзен) утверждали, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривали как совокупность норм, содержащих правила должного поведения.

Нормативисты ограничивают задачи юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, се связь с действительными и материальными условиями жизни и интересами индивидов. Положительное значение нормативистского учения заключается в провозглашении идеи законности, признании нормативного характера права. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности, и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм в отказе от исследований сущностных проблем права.

Социологическая школа права

Это одно из основных направлений правоведения XX в. Социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение "живого" права, т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Основатель социологического направления юриспруденции Е. Эрлих в своем труде "Социология права" изложил основные идеи этого направления. В России социологическую школу представляли С. А. Муромцев, Г. Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американской социологической школы права считается Р. Паунд (1870-1964).

Социологическая теория доказывает, что право является уравновешенной силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Теория солидаризма Л. Дюги

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, разработанная французским юристом Леоном Дюги (1859-1928). Этот сторонник социологической юриспруденции считал, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательному для всех нормативному порядку, вытекающему из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни; она выступает источником человеческого благополучия и стоит выше государства.

Солидарность у Дюги бывает двух родов: 1) по сходству; 2) из-за разделения труда. Относительно первой необходимо прежде всего указать следующее: большинству людей очевидно, что жизнь в обществе отдаляет смерть и уменьшает возможные страдания человека, а эти страдания -объективный факт, с существованием которого никто спорить не станет. Что же касается солидарности второго рода, то существование общества во все времена человеческой истории, жизнь человека в социуме, а не изолированно -это тоже внушительный научный факт, влияющий на людское сознание и волю.

Дюги отмечает, что было бы неправильным подходить к социальной жизни только с физической или биологической точки зрения: факт сознания неотъемлем от социальной жизни, и последняя не может изучаться без признания этого факта. Воля к жизни, чувство самосохранения диктуют нам, что в обществе мы находим приют и защиту, и ведут к развитию чувства солидарности. Это, однако, не означает, что следует принять теорию общественного договора: люди никогда не жили раздельно, а потому и не могли "потом договориться". Солидарность и общество - явления естественные, хотя в понятие "естественного" и следует включить такие "факты", как индивидуальное сознание, человеческая воля, солидарность.

Солидарность по сходству есть солидарность сознательная: люди знают, что она у них имеется - и как соображение выгоды, и как подсознательное чувство. Такого рода солидарность вначале возникла в небольшой группе и только постепенно сформировалась в общечеловеческую солидарность.

В основе солидарности из-за разделения труда лежит неравенство людей: люди имеют разные потребности и разные способности, и эти различия увеличиваются с ходом человеческой истории. Правильно понятая идея равенства - это не идея полной одинаковости людей, а идея их равноценности, связанности, взаимозависимости. Разделение труда есть признак высокой степени развития высокодифференцированных индивидуумов и вместе с тем высокой степени развития общества. Чем больше люди специализируются, тем меньше они могут прожить изолированно, вне общества: степень социальной интеграции есть функция степени индивидуализации.

Право и государство имеют служебное, функциональное значение; они должны быть внешним проявлением солидарности, соответствовать ей. Дюги говорит в этом смысле об объективном праве и придает ему прагматический, целеустремленный характер. Государство обязано не только защищать личность, но и способствовать ее развитию; оно должно иметь право интервенции в жизнь общества, но в то же время на него должны быть наложены и обязанности, которых оно до тех пор не имело. При всем этом должна соблюдаться формула: социальное и индивидуальное развитие идут рука об руку и друг без друга невозможны.

В своих многочисленных трудах Дюги показывает, как на основании принципов объективного права следует приступать к законодательству, которое обеспечило бы прогресс человека и общества, содействовало солидаризации людей и наказывало за нарушение солидарности. Объективное право стоит выше законодательных палат. Закон делается таковым, только если он соответствует принципам солидаризма, в противном случае это только узаконенное бесправие. Имущественные права отдельных лиц подлежат защите, поскольку это соответствует их социальной функции.

Известный представитель этой школы французский ученый начала ХХ в. Л. Дюги. По его мнению, спасение общества от гибели в результате социальных противоречий возможно только на основе их примирения, обеспечения солидарности и гармонии интересов различных классов и иных социальных групп. Путь к этому - в выполнении каждым членом общества своих общественных обязанностей – «социальных функций», предписанных для них возвышающейся над обществом «высшей нормой социальной солидарности». Поэтому в любой ситуации люди подчинены социальной норме, основанной на соединяющей их взаимозависимости. Отсюда он рассматривает право только как право объективное. Но источником его является не государство, а высшая норма социальной солидарности. Эта-то высшая норма и является основой деятельности государства, определяет ее пределы.

Либертарная теория права

Эта теория разработана видным советским ученым В.С. Нерсесянцем. Суть ее заключается в особом понимании содержании права. По мнению автора, право, как явление, основано на идее свободы и справедливости. Отсюда оно определяется как «форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода». Здесь налицо попытка показать единство права и морали в регулировании общественных отношений, подчеркнуть нравственное содержание права. Однако при этом право и свобода, справедливость, а по сути, мораль отождествляются. Вместе с тем, право и мораль - самостоятельные социальные явления. Не случайно, указанная концепция не получила широкой поддержки среди отечественных ученых.

Как видим, наукой разработано достаточно большое количество теорий, отражающих существо права, что говорит о его сложном противоречивом характере. Вместе с тем, для правильного применения, эффективного правового регулирования необходимо не отрицание отдельных концепций, а поиск их точек соприкосновения, определение того общего, что их объединяет.

Современное понимание права в отечественной науке

В отечественной науке наибольшее распространение получила концепция двойственного подхода к праву: это естественно-правовая концепция и теория позитивного права. В отдельных случаях эти концепции противопоставляются друг другу. Это касается, прежде всего, проблемы соотношения «права» и «закона». При этом под «правом» понимается чисто «правовая» основа явления - права, свободы, справедливость, мораль, естественные возможности человека и т.д. «Закон» же трактуется как нормативное положение, издаваемое государственной властью. В этих условиях, по мнению некоторых авторов, закон может быть и «неправовым», то есть не отражать подлинного правового содержания.

Разумеется, право и закон – не одно и то же. Однако признание их несовместимости, разрыв между ними не может не оказать негативного влияния на само понимание права, его роль в регулировании общественных отношений. Право как явление не может существовать вне конкретной, присущей ему формы. Это относится и к естественному праву, которое, будучи не закрепленным, остается элементом правосознания, моральным компонентом. Это же относится и к пониманию свободы, справедливости.

В действительности же естественные права только тогда получают качество «права», когда они нормативно закреплены. Поэтому естественное право выступает как содержание, основа позитивного права. Следовательно, важно не отождествление и тем более не противопоставление этих явлений, а четкое закрепление естественных прав в системе письменных нормативных положений. А его обеспечивают компетентные государственные органы (правотворческие органы). Поэтому для субъектов права оно выступает, прежде всего, в виде письменных, позитивно закрепленных правил поведения, норм. Позитивное (нормативное) понимание права делает упор на раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования гражданского общества и правового государства, осуществления связанных с этим социальных реформ, обеспечения интересов, прав и свобод граждан, укрепления законности и правопорядка. Исходя из этого, можно дать обобщенное понятие права.

Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством и реализуемых в определенном порядке норм, отражающих уровень свободы общества и выступающих регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Нормативность. Право состоит из правовых предписаний, норм, то есть правил поведения общего характера. Его требования обращены не к конкретному субъекту, а к широкому кругу лиц. Это качество присуще всем социальным нормам. Особенность права заключается в том, что ему свойственна не просто нормативность, а нормативность особого рода , высшая нормативность. Право - это одинаковый масштаб, но к неравным, неодинаковым людям. Все остальные социальные нормы обращены к одинаковым, равным (с точки зрения регуляции) субъектам. Моральные нормы обращены к людям как биологическим субъектам, религиозные нормы регулируют поведение людей, исповедующих одну религию, нормы общественных организаций – поведение членов одной и той же организации и т.д. Право же направлено на всех людей, независимо от их религиозных, политических убеждений, пола, национальности и т.д. А это предъявляет особые требования как к характеру самих правовых норм, так и к особенностям правового регулирования.

2. Системность. Право выступает не как простая совокупность норм, механическая сумма, а как их системное объединение. Нормы права находятся во взаимозависимости, структурно организованы, представляя единую систему, состоящую из взаимозависимых элементов (отраслей, институтов). Объективно это проявляется в таком правовом явлении, как «система права».

3. Общеобязательность . Нормы права - не пожелание, не рекомендация, а властное веление, обязательное для исполнения всеми, к кому они обращены. Причем нормы должны исполняться независимо от субъективного к ним отношения. Поэтому для права характерна презумпция знания закона, а незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение.

4. Формальная определенность. Нормы права - не абстрактные призывы, а веления, строго определенные по содержанию. Из текста нормы четко явствует: или она запрещает, или обязывает, или дозволяет совершать определенные действия. Причем содержание норм имеет четкие количественные, временные, пространственные характеристики. При этом нормы всегда находятся в формальных, письменных источниках, правовых актах. (Вспомним, что речь идет о позитивном праве).

5. Государственная гарантированность. Право как явление неотделимо от государства, которое нормы права издает, обеспечивает их реализацию и защищает от нарушений. Не случайно в механизме государства имеются органы: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные. Этим право отличается от иных социальных регуляторов, которые обеспечиваются силой общественного воздействия.

Иногда этот признак характеризуется как «государственная принудительность». Это, в общем, правильное положение ограниченно характеризует особенность права. Государство не только принуждает к реализации правовых норм, но и контролирует и обеспечивает их реализацию с помощью специальных правовых средств и государственных (правоприменительных) органов.

6. Процессуальный характер реализации. Нормы права не только определённы по содержанию предписаний, но и реализуются в строго определенном процедурном (процессуальном) порядке. Неслучайно наряду с материальными нормами имеются процессуальные, закрепляющие процедуру их реализации.

Благодаря указанным признакам (свойствам) право становится «правом», специфическим институциональным образованием в обществе. Причем эти признаки делают право наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Поэтому и задача совершенствования права заключается в том, чтобы его нормы и акты максимально отражали указанные признаки.

Сущность права

Для углубленной характеристики права, понимания его роли назначения в обществе важно выявить его сущность. Сущность – философская категория, означающая главное, основное в рассматриваемом явлении. Выявить сущность права – значит, понять необходимые, ключевые стороны этого явления.

Сущность права как общественного явления внутренне противоречива. В советской юридической науке господствовал взгляд на право как на явление классовое. Отсюда сущность его трактовалась как воля господствующего класса, возведенная в закон. Это положение опиралось на известный марксистский взгляд на право как на возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Следует обратить внимание на положение Маркса о том, что право –это именно воля господствующего класса, то есть речь идет не просто о классовой, а классово-волевой сущности. В последнее время относительно волевой сущности высказывались критические суждения. Основное замечание здесь сводилось к тому, что понимания права как чьей-либо воли приводит к беззаконию, ущемлению интересов граждан со стороны государственных структур, которые и «вводят в закон» эту волю.

Не случайно в последние годы широкую поддержку получила концепция не классовой, а общесоциальной сущности права. При этом сущность связывается не с проявлением чьей-либо воли, а с таким социальным явлением, как свобода. Правда, справедливости ради следует заметить, что со свободой право связывал и Маркс, утверждая, что «свод законов есть библия свободы народа». При этом в законах, правовых нормах «свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от отдельного индивида существование». Обратим внимание, что в отличие от либертарного подхода, здесь речь идет не о свободе как социальном феномене, а свободе, «возведенной в закон», свободе юридической. «Юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона», - писал К.Маркс. С этих позиций трактует сущность права и современная наука. Право в этом случае рассматривается как «мерило свободы». Именно право отмеряет (одновременно ограничивая) и обеспечивает свободу как личности, так и общества в целом.

Таким образом, право имеет две стороны единой сущности: общесоциальную и классовую. Признавая отличие в подходах, их нельзя противопоставлять. На разных этапах развития право выступало той или иной стороной своей сущности. В рабовладельческом обществе, когда ярко проявляллась классовая природа и сущность, отражение находили и свобода –свобода эксплуатации, собственности и т.д.

В современных условиях право играет роль общесоциального регулятора. Здесь в нем отражается свобода личности, человека, всего общества, хотя нашли свое место и интересы классов, иных социальных групп. Вместе с тем, на всех этапах своего развития право не утрачивает своей волевой природы. Правовые предписания носят государственно-властный характер, то есть в них проявляется воля государства, которая и возводит свободу в закон. Однако правовые нормы реализуются не автоматически, сами собой, а лишь проходя через волю и сознания конкретного индивида. Следовательно, здесь воля государства связывается с волей индивида. То есть волевая сущность проявляется на всех этапах (стадиях) правового регулирования.

Принципы права

Для всестороннего исследования права важно освоить не только его сущность, но и принципы.

Принцип права – это основные начала, руководящие идеи, характеризующие сущность, содержание и назначение права, а также законодательную и правоприменительную деятельность.

Именно принципы определяют «жизнь» права. Ими руководствуется законодатель, издавая нормы права. Точно так же учитывают их и государственно-властные органы, принимая индивидуальное правоприменительное решение по конкретному делу. Принципы могут быть закреплены в нормативных актах, а могут выводиться из общего смысла законодательства. В отдельных случаях принципы имеют нормативный характер. Так, в случае пробела, то есть отсутствия правовой нормы, регулирующей конкретное отношение, правоприменительный орган принимает решение, руководствуясь общими принципами законодательства. Такое явление носит название «аналогия права».

Следует различать понятия «правовые принципы» (принципы права) и «юридические принципы». Дело в том, что право тесно связано с иными социальными реалиями, которые находят отражение в его содержании и принципах. Поэтому целесообразно различать общесоциальные, политические и юридические принципы.

Общесоциальные – принципы, характерные для всего общества, всей социальной системы. Безусловно, они находят отражение и в ходе правового регулирования, в правовых предписаниях. Примером может служить принцип социализма « кто не работает, тот не ест». Естественно, что нормы трудового, административного права не могли не учитывать этот принцип.

Политические – это принципы, на основе которых осуществляется политическая деятельность. Поскольку право есть мера политическая, политические принципы находят отражение в его содержании. Таков, например, политический принцип руководящей роли КПСС, свойственный советскому праву.

Юридические – это принципы, характерные именно для права как институционального образования, как специфического регулятора общественных отношений.

Все юридические принципы, в свою очередь, можно подразделить на три группы: отраслевые, межотраслевые и общеправовые.

Отраслевые принципы – принципы, характерные только для одной отрасли права (уголовного, гражданского, трудового и т.д.). Так, например, для гражданского права характерен принцип диспозитивности, для семейного права – принцип равноправия супругов и т.д.

Межотраслевые принципы свойственны нескольким близким по характеру отраслям. Таков, например, принцип состязательности, который характерен и для гражданского, и для уголовного процесса (уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право как отрасли права). Межотраслевые и отраслевые принципы подробно анализируются при изучении конкретных правовых дисциплин. Для теории государства и права важен анализ общеправовых принципов.

Общеправовые принципы характерны для всей правовой системы, для ее всех отраслей. Рассмотрим основные из них.

Принцип законности предполагает, что право, все его нормы функционируют, образуются и реализуются на основании закона. Нормативные акты принимаются компетентными органами в установленном законом порядке и формах. То же относится и к правоприменительной деятельности и деятельности отдельных граждан и организаций.

Принцип гуманизма. Этот принцип означает, что право, все его нормы пронизаны идеями человечности, гуманности, направлены на защиту человека, его прав, свобод и интересов. Гуманизм проявляется не только по отношению к законопослушным гражданам, но и к нарушителям. В частности, недопустимы меры наказания, унижающие человеческое достоинство, дикие, жестокие варварские меры наказания. Принцип гуманизма прямо закреплен в Конституции России. Как гласит ее вторая статья: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Принцип справедливости означает, что правовые нормы и отношения базируются на нравственных основаниях. Право есть мера справедливости. Это предполагает справедливую оплату в трудовом праве, справедливый обмен в гражданском праве. Справедливость при назначении наказания заключается в том, что за более тяжкое, опасное деяние следует и более жесткое наказание. Это положение прямо закрепляется в уголовном кодексе РФ, ст.6 которого гласит, что «наказание и меры уголовно-правового характера должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

Принцип равноправия предполагает равенство всех в правах в одинаковых ситуациях. Заметим, что речь идет именно о равноправии, а не о равенстве. Вспомним, что право - равный, одинаковый масштаб, но к неравным людям. Поэтому право не может обеспечить фактического равенства, а только равенство в правах, равенство перед законом, то есть равноправие.

Этот принцип получил конституционное закрепление в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: « Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств».

Принцип единства прав и обязанностей . Рассматриваемое явление носит название «право». Но это не означает, что его нормы предоставляют субъектам исключительно права. Предоставляемые гражданину правадолжны сочетаться с его обязанностями перед другими людьми, перед обществом. Более того, право только тогда и может реализоваться, когда оно обеспечивается действиями обязанной стороны. Недопустимо положение, когда у одних субъектов есть только права, на других же накладываются лишь обязанности. Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав. Следовательно, права и обязанности в праве находятся в единстве, и это единство выступает как принцип права.

Принцип демократизма. Он означает принадлежность всей власти народу. Применительно к праву он проявляется в том, что в правовом регулировании (правотворчестве, обеспечении и охране прав и свобод) осуществляется не только государственные органы, но и ораны общественности, население.

Принцип правосудия. Любые нарушения прав, правовые споры должны рассматриваться судом, который является органом правосудия. Право не должно содержать норм, исключающих возможность обращения к суду за защитой. П.1 ст. 46 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод».

Принцип признания, обеспечения и защиты прав человека. Близкий по содержанию с принципом гуманизма, этот принцип в современных условиях имеет важное самостоятельное значение. Он подчеркивает единство позитивного и естественного права, которое и оставляет основу содержания права позитивного.

Функции права

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

В зависимости от характера воздействия они подразделяются на социальные и юридические.

Социальные функции - это функции, характерные и для иных социальных регуляторов, функции, реализуемые без учета специального юридического инструментария. Сюда относятся:

Ценностно-ориентационная функция. Она предполагает, что посредством права в общество привносятся, закрепляются и охраняются социальные ценности. Негативные, нежелательные для общества, посредством права изгоняются, положительные – внедряются в жизнь путем поощрения.

С другой стороны, право выступает мощным источником ориентации субъектов. Благодаря праву человек сориентирован практически во всех общественно значимых ситуациях, ибо в нормах права закреплено поведение, факты, отношения, которые позволяют субъекту достичь поставленной цели допустимым и эффективным способом.

Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества, право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов. Запрещая негативное поведение, стимулируя положительное, характеризуя поведение людей как законное и противоправное, оно воспитывает уважение к закону, формирует ориентацию человека на совершение правомерных действий.

Другой вид функций - юридические функции - связан с собственно юридическим воздействием на общественные отношения посредством специфических средств.

Здесь различаются два вида функций – регулятивная и охранительная.

Первая характеризует основное направление правового регулирования – регуляцию общественных отношений, обеспечение направления их развития. Однако регулирование общественных отношений осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, право закрепляет их стабильность, неизменность, статику. Такая функция определяется как регулятивная статическая . С другой стороны, право обеспечивает быстрое изменение общественных отношений. Подобная функция определяется как регулятивная динамическая. И конечно, право обеспечивает защиту общественных отношений, общественных ценностей от нарушений. Это направление правового регулирования определяется как функция охранительная .

Поскольку эти функции юридические, они обеспечиваются специфическими правовыми средствами. Так, регулятивная статическая обеспечивается посредством правовых запретов, запрещающих норм. Поскольку в соответствии с правовыми предписаниями субъекты права бездействуют (реализуют запреты), общественные отношения остаются стабильными, неизменными. Напротив, динамизм, изменение общественных отношений обеспечивается посредством обязываний, обязывающих норм. Действуя в соответствии с обязательными предписаниями, субъекты изменяют общественные отношения. Охранительная же функция обеспечивается с помощью охранительных норм, предусматривающих меры наказания за нарушение правовых предписаний.

Формы права

Право, как указывалось, сиcтема формально определенных норм. То есть правовые нормы должны быть надлежаще оформлены, а воля государства – «возведена в закон». Вот эти-то способы возведения государственной воли в закон и определяют форму права. То есть форма права показывает, каким образом государство придает своим велениям общеобязательный характер, статус норм права. Обратим внимание: речь идет не о всяких государственных велениях, а лишь о тех, которые получают качество норм права. Поэтому решение по конкретным вопросам (например, решение суда) не может характеризоваться как форма права.

В юридической практике имелось достаточно большое количество путей создания права. Это могли быть и научные доктрины, и религиозные догмы, и токование мыслителей и т.д. В современных условиях наибольшее практическое распространение получили четыре из них:

1. Санкционированный обычай. Это обычай, взятый государством под свою защиту.
Обычай, как известно, возникает стихийно, в результате многократного построения становится обязательным и охраняется силой общественного мнения, воздействия. Когда же этот обычай, обычное правило обеспечивается государством, он получает юридический, правовой характер, становится нормой права.

2. Нормативный договор. Здесь правовые нормы возникают в результате договоренностей между субъектами. Он становится обязательным не только для них, но и для всех субъектов, которые сталкиваются с ним. Это может быть международный договор, коллективный трудовой договор, обязательный для всех работников предприятия и т.д.

3. Прецедент. Эторешение компетентного органа по конкретному делу, которое в силу компетенции органа становится обязательным для всех аналогичных случаев.

4. Нормативный правовой акт – форма права наиболее распространенная для России и иных континентальных стран Европы. Это акт правотворчества компетентных государственных органов, содержащий нормы права. Он возникает в результате творчества компетентных органов (правотворческих органов) и носит обязательный характер для всех субъектов, к которым он обращен.

5. В отдельных государствах, где господствующей религией является ислам, специфическим источником права являются акты религиозного содержания – Коран, сунна и т.д.

В каждом государстве преимущественное значение имеет одна из этих форм. Например, для Великобритании основное значение имеет прецедент, для Германии, Франции – нормативный акт, в Иране, Пакистане - Коран и т.д. Именно нормативный правовой акт является основным источником (формой) права и для России.

Литература к теме

Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2008.

Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения М.: Норма, 2001.

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

Алексеев С.С. Основы правовой политики в России: Курс лекций. М., 1995.

Байтин М.И. Понятие и классификация принципов права. //Правоведение. - 2000. - № 3.

Ведяхин В.М., Суркова О.Е. Факторы формирования и реализации принципов права. – Самара, 2005.

Ведяхин В.М., Ревина С.Н. Принципы правового регулирования рыночных отношений. - Самара: Изд-во Самарской гос. экон. академии, 2005

Вертий М.Ю. Обычное право в контексте юридического плюрализма. - Ростов-на-Дону, 2004.

Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. - Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 1998.

Евдеева Н.В. Интегративное правопонимание в современной России: основные концепции. - Н. Новгород, 2005.

Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. - Самара, 2005.

Козлихин И.Ю. Право и политика. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

Колесов Ю.И. Правовое пространство России. - М.: Изд-во «Спарк», 2004.

Лейст О.Э. Сущность права. - М.,2002.

Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы к проблеме. - М.,1999.

Малько А.В., Михайлов А.Е. Правовая жизнь общества. Саратов: Изд-во СГАП, 2007.

Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике.- Саратов: Изд-во СГАП, 2003.

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. - М., 2000.

Наш трудный путь к праву. - М.: Изд-во «Норма», 2006.

Скурко Е.В. Принципы права: Монография.- М.: «Ось-89», 2008.

Субачев В.В. Законные интересы. - М.: Норма, 2008.

Ягофарова И.Д. Право как мера ограничения свободы. - М.: «Кучково поле», 2006.

Солидаризм — это учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. Но, в противоположность индивидуализму и либерализму , солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. Человеческое «я» нельзя отделить от «мы» . Сознание общего «мы» — основа каждого сообщества. Неизбежные в нем конфликты надо решать не стремлением одной стороны подавить другую, а нахождением общих для обеих сторон ценностей и соподчинением столкнувшихся интересов этим ценностям. Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет.

Истоки российского солидаризма восходят к Хомякову и понятию соборности, укорененному в православном вероучении. Потом это направление развивали Владимир Соловьев и авторы сборника «Вехи» , а, по-своему, Петр Кропоткин и некоторые народники. В русскую политическую литературу слово солидаризм ввел юрист Г. К. Гинс . Он предложил в 1920-х годах солидаристическую систему права и теорию государства как служебного инструмента, подобного светофору, регулирующему уличное движение.

В мировой мысли провозвестником солидаризма был еще Менений Агриппа в древнем Риме, сказавший притчу о частях тела, которым не следует враждовать между собой. Термин «солидаризм» впервые употребил Пьер Леру в 1840-х годах во Франции (если верить И. Вощинину , то термин все-таки ввел Шарль Жид примерно полвека спустя — Прим. электрон. ред. ). Там же это учение развили юрист Леон Буржуа , социолог Эмиль Дюркгейм и другие. Положения западного солидаризма как христианского учения разработали немецкие мыслители, в том числе Генрих Пеш и Освальд Нелль-Бройнинг . Их идея «социально-ответственного рыночного хозяйства» легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов , австрийской Народной партии , христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии. На той же почве христианского социального учения, в его католическом преломлении, выросла, начиная с 1977 года, и польская «Солидарность» .

В название НТС слова «российских солидаристов» вошли в 1948 году. В документах Союза понятие «солидаризм» появляется с 1935 года. Оно сложилось на основе русской общественной и философской мысли зарубежья, работ таких ее представителей, как Бердяев, Билимович, Вышеславцев, Георгиевский, Гинс, И. А. Ильин, Лосский, Левицкий, Сорокин, Тимашев, Федотов, Франк . Их влияние расширило мировоззренческий охват солидаризма. В него вошла развитая Максом Шелером философия личности, персонализм. Благодаря этому, русский солидаризм рассматривает глубже и всестороннее, чем западный, вопросы свободы человека и его творчества.

Все эти идеи зрели постепенно. основатели Союза были объединены любовью к России, верой в ее будущее и решительным отрицанием всего,на чем зиждилась ленинско-сталинская диктатура. Свое мировоззрение они в начале 1930-х годов выражали словами «Идеализм, национализм, активизм» . «Идеализм» впоследствии вел к идеал-реалистическому мировоззрению, к солидаризму и персонализму. «Национализм» НТС (сегодня бы, вероятно, сказали патриотизм) всегда был основан на культуре,а не на расе; он был российским, а не русским. «Активизм» воплощал евангельские слова: «Вера без дел мертва» (Иаков, 2: 20).

  • Солидаризм: взгляд извне

Людвиг фон Мизес. Раздел «Солидаризм» в главе XVI «Псевдосоциалистические системы» книги «Социал изм» . Критика экономической стороны главным образом французского солидаризма с позиций традиционного либерализма.

Иван Солоневич. Книга «Народная монархия». Автор сводит солидаризм к учению о «функциональной собственности», отсюда — негативная оценка солидаризма как будущего источника государственной бюрократии и объединение солидаристов с коммунистами и социалистами в группу «фальшивомонетчиков от политики». В целом это мало отличается от Мизеса, несмотря на противоположные политические и экономические взгляды.

Николай Устрялов. Из писем Г. Дикому (в настоящее время изъято из Интернета) . В одном из них дается следующая характеристика нарождающегося российского солидаризма: «В самом деле, к чему эта многовидная марка, затасканная всеми буржуазными барахолками? Право, она меньше всего к лицу заправским пореволюционерам, — предоставьте уж ее политическим контрабандистам, либо мелкотравчатым эклектикам, вроде здешнего г. Гинса.» Как говорится, NO COMMENTS.

Михаил Мошкин. «Солидаризм: исторические аспекты одной невостребованной идеологии» . Исторический очерк и оценка учения с точки зрения одного из идеологов современного евразийства. Как видно по тексту, в основу его легла работа Вощинина . Несмотря на необоснованное обвинение в адрес НТС, что он стал «агентурой геополитического противника», общая оценка учения — умеренно-положительная: «Несмотря на то, что российский солидаризм потерпел неудачу, это не значит, что его идеи надо списать в архив. Невостребованное оружие, не пригодившееся одному, может подобрать другой».

Основоположником и наиболее известнымпредставите­лем теории солидаризмав нраве был французский юрист Л.Дюги (первая треть XX в.). В качествеосновных положе­ний, на которыхбазировалось егоучение, Л. Дюги выдвигал два: человек-- существо,сознающее свое положение; чело- иск - существообщественное, он не можетжить обособлен­но. Общество функционирует лишь благодарясолидарности, которая соединяетиндивидов. Из этого положенияДюги де­лал вывод оналичии неизменной нормы (принципа) соли­дарности: «поступай солидарно».Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, чтонаносит ущерб солидарности, аделать лишьто, что содействуетсолидарнос­ти. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественнойжизни. Он является основой правопорядка и государственной организа­ции. С развитием разделениятруда, отмечалДюги, люди ста­новятся более зависимы другот друга (рабочий - от капита­листа, капиталист - отрабочего и т. д.), апотому солидар­ность должна развиваться и укрепляться.На основе идеи со­лидарности в обществестихийно складываются различные социальныенормы, в том числе и правовые.

Право, по мнению Дгоги, не создается государством. Пра­вовые нормы существуют без государства, которое лишь вы­являет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на ос­нове солидарности, и формулирует их в виде закона. Право­вые нормы выше государства, выше законодателя. Если госу­дарство издает правила, противоречащие солидарности, то


они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право - это нс инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность раз­личных социальных групп. Существование государства обус­ловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интере­сы. Разделение на правящих и управляемых есть также след­ствие стремления сильных, энергичных индивидуумов ис­пользовать свою энергию на охрану социальных норм, орга­низацию общественной реакции на их нарушение,



Дюги выступал противсубъсктивных прав, заменяя их со­циальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъек­тивных прав, они обладают лишь определенными социальны­ми функциями, которые призваны осуществлять «святую со­лидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность -- нс право капиталиста, а необходимая соци­альная функция, без которой немыслимо общество.

Идея о социальной функции частной собственности вос­принята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязы­вает. Пользование ею должно служить общему благу».

Эта идея была бы полезна для России, где идет перерас­пределение собственности, созданной общим трудом миллио­нов. в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использова­лась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесо­циальных целях.

Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового со­трудничества, активно внедряемыми разными политически­ми силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. При­мером этому служит и подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правитель­ство, профсоюзы, работодатели).

13.7. «Социологическая юриспруденция»

В противоположность позитивизму представители соци­ологического направления - «социологической юриспруден­ции» - обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Поэтому иногда это на­правление именуется функционализмом. Значительную роль


в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права». Его представители (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания - это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».

Отсюда вытекало, что суды не связаны жестко государст­венным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом обосновывалась свобода судейского усмотре­ния (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодате­лем, наделяли его правотворческой функцией.

Наибольшее распространение «социологическая юрис­пруденция» получила в США. Ее философским истоком яв­ляется, как правило, философия прагматизма (действия, практики), согласно которой истинно то, что полезно, а при­менительно к праву - правомерно то, что полезно. Право - полезная практика. «Социологическая юриспруденция» пере­носит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фак­тах, уравнивается с иными социальными нормами, с право-примснительными актами и т. п.

«Социологическая юриспруденция» разнообразна по сво­им оттенкам. Одно из ее направлений - институционализм. Его представители исходят из той реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие институты (органи­зации), каждый из которых якобы создает свое право. Край­нее проявление правового нигилизма - школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-то значение зако­нам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.

Марксистская теория права

Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечи­вает соблюдение права. В праве выражена государственная


воля. По этимпризнакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма.Однако во­левой характер права отмечалиеще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистскойтеории является то,что государственная воля,выраженная в праве, носит классовый характер.Это воляэкономически и политически господствующего класса (рабовладельцев,феодалов, буржу­азии, пролетариатаили всего народа в социалистическом праве).

Другой важной чертойэтой теории являетсяположение о том, что указанная воля - не. произволопределенного класса, а содержание ее предопределено материальнымиусловиями жизнисоответствующего класса, общества в целом.

Однако материальными, производственнымиотношения­ми (базисом) содержание праваобусловлено лишьв конечном счете. На правооказывают влияние и многие другиефакторы (соотношение классовых сил, традиции,мораль, правосозна­ние,политика и т. ц.), а потомуоно относительно самостоя­тельнопо отношению к экономике. В силу этого оно оказы­вает обратное влияние на развитие экономических, даи дру­гихотношений, выступает в качествеважного фактора стаби­лизации и развития общественных отношений.

Марксизм выдвинул такжегипотезу об отмирании госу­дарстваи права.

Теория солидаризма

Теория солидаризма основывается на следующих постулатах:

Общество складывается из связей, объединяющих людей на основе их взаимоподдержки (солидарности). Причем, принадлежащие к соответствующим классам, к социальным группам, они реализуют свою миссию, свой долг по отношению друг к другу. Все это осуществляется путем сотрудничества классов, социальных групп на основе общественного разделения труда.

Сотрудничество классов, социальных групп регулируется нормой социальной солидарности, которая предписывает воздерживаться от всего, что посягает на то сотрудничество, и способствовать ее укреплению, та социальная норма солидарности облекается в разнообразные нормы права, служащие ее выражением и воплощением.

В соответствии с вышеизложенным, теория солидаризма усматривает сущность права в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с «юридической совестью эпохи».

Теория солидаризма отвергает самостоятельный статус субъекта права, в особенности его субъективные права. Так, частную собственность она рассматривает не как благо для лица, обладающего ею, а как долг, обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной солидарности.

Социологическая теория права

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Ее основными разработчиками являются Е. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, Ф. Жени, С.А. Муромцев и др.

Представители этой теории выдвигали идеи разделение права и закона. Они считали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего.

Под правом, следовательно, они понимали юридические действия, юридическую практику, правопорядок, применение законов и т.п. Право -- это реальное поведение субъектов правоотношений -- физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины -- теория «живого» права. Так же они считали, что формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинствами этой теории является то, что такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление. Обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой. Эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Данная теория имеет и слабые стороны. Прежде всего, это то, что если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.