Авторское право понятие предмет объекты субъекты. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Маркетинг


БЮИ МВД РФ

Изображения широко доступны в Интернете. Фактически, простой поиск может дать сотни изображений, которые можно легко скопировать и вставить, или загрузить для последующего использования. Однако, поскольку изображения легко доступны, это не означает, что они не защищены авторским правом, хотя определение личности владельца авторских прав не всегда очевидно или просто. По этой причине онлайн-организации часто включают отказ от ответственности, «изображение может быть предметом авторских прав» на фотографиях или вблизи них.

Авторское право защищает оригинальные авторские произведения, в том числе художественные, литературные, драматические и музыкальные произведения. Например, книги, фильмы, песни и программное обеспечение могут быть защищены авторским правом. Оригинальные работы на веб-сайте, такие как фотографии, произведения искусства и письма, также защищены авторским правом. Чтобы использовать произведение, защищенное авторскими правами, разрешение должно быть получено от владельца авторских прав. Иногда разрешение не требуется, поскольку использование встречает исключение; например, работа может быть достаточно старой, чтобы быть в общественном достоянии.

ТЕМА №3

Заключение.

Список используемой литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

Использование прав человека без разрешения является нарушением авторских прав, что может привести к судебному иску и штрафам, таким как возмещение ущерба и вознаграждение адвоката. Поисковые системы возвращают изображения, когда вы проводите поиск в Интернете. Наряду с результатами поиска вы можете увидеть отказ от ответственности, «изображение может быть предметом авторских прав». Это может также отображаться на отдельной фотографии или рядом с ней. Этот язык помещает пользователя в уведомление о том, что кто-то может владеть авторским правом на изображение.

Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле по праву считается Англия. Именно здесь еще в 1623 г. при короле Якове Стюарте был принят «Статут о монополиях», которым провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии появляется и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны», которым автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских стран и в США.

В результате пользователь не может воспроизводить, распространять или публично публиковать фотографии без разрешения владельца авторских прав, если только использование не встретит исключения. Подобные отказы могут также появляться на отдельных сайтах.

Джеймс Лич, Университет Абердина. Используя этнографический материал, собранный в ходе бесед с художниками и учеными, которые участвовали в институционально поддерживаемой схеме совместных исследований, этот документ призван набросать настойчивую организующую силу повествований, которые позиционируют мир, с одной стороны, как внешнюю реальность, онтологически независимую от воспринимать перед действием, а с другой - как социальную реальность, которую все воспринимающие являются участниками создания.

Оценивая значение этих первых законов, следует отметить, что основной их целью было ограждение интересов издателей и промышленников. Как правило, именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.

Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил наибольшее распространение в XIX веке. Авторские и патентные законы большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо относили их к движимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав. Традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву достаточно сильна и в настоящее время. Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве, в научной литературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

Первый, основополагающий для самоописания научных и технических участников схемы, рассматривается в связи с сопутствующей логикой, очевидной в патентном праве. Последний, основополагающий для понимания участниками искусства, контекстуализируется со ссылкой на закон об авторском праве.

Ключевые слова: изобретатель, производство знаний, очистка, авторское право, патент, междисциплинарное сотрудничество. Мы считаем, что ни одно сравнение, а не метафора, принадлежит в инструкции по инженерной практике. Когда генетик плодовой мухи, работающий в сотрудничестве с визуальным художником, создает «Руководство для энтузиастов фруктов» в качестве результата периода финансируемых исследований, может возникнуть соблазн подвергнуть сомнению ценность работы в межстрановых пространствах между установленной и институционализированной практикой знаний.

Однако, как уже отмечалось, несмотря на свое широкое распространение, понятие интеллектуальной собственности практически сразу же с момента своего появления подверглось критике со стороны многих ученых. Противники данного понятия обычно указывали и продолжают подчеркивать в настоящее время, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются по своей сути авторские произведения и различные технические новшества; что в отличие от права собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве; что авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовых средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности стали подчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода, которая требует специального регулирования в виду ее нематериального характера2 , из-за того, что объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи3 .

Руководство, составленное на основе руководств для домашних мастеров для владельцев автомобилей, описывает и демонстрирует аспекты генетики плодовых мух до конца, устанавливая, как «любитель фруктов» пойдет о модификации и улучшении, чтобы «извлечь максимум из своего насекомого». Происхождение книги, в шутке между художником и ученым и ее формой, подчеркивает аспекты текущих контекстов производства знаний и очищения объектов знаний, которые требуют эти контексты. Этнографические материалы, собранные вокруг производства книги, дают представление о том, как эти контексты влияют на появление определенных форм личности.

Свое логическое завершение подобный подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствии с которой права авторов, изобретателей, патентообладателей и т.д. должны быть признаны правами sui generis, т.е. правами особого рода, находящимися вне классического деления гражданских прав на вещные, обязательные и личные. Теория особых интеллектуальных прав, многие сторонники которой вообще выступают против использования термина «интеллектуальная собственность», является в наши дни одной из наиболее распространенных.

Озабоченность с индивидуальными инвестициями в создаваемые объекты знаний - и посредничество этих проблем посредством конкретных логик собственности - участвовало в развитии событий личности и дисциплинарных различий. Вопросы о ценности - это часто вопросы об утилите или об эстетике. То есть, такие вопросы вызывают контексты приема по их самой формулировке. Одна из причин, по которой это руководство заключается в аресте, объясняется преднамеренным размыванием этого различия.

Законы о патентах и ​​авторских правах требуют определенной очистки объектов знаний и, таким образом, участвуют в структурировании отношений, из которых возникают сложные социальные лица. С одной стороны, истина и следование истине, полезности являются привилегированными, а с другой - искусством и субъективностью являются центральными. Если это кажущаяся случайность различий между сущностями, которые можно спроектировать как ученый, а те, кто может быть инженером в качестве домашнего механика или создать как художник, делающий фрукт мухой ручной юмористической, тогда как эти условные различия делаются конкретными в институциональных и личная практика?

Ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот, т.е. широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на юридические темы. Правда, из принятых в 1992-1993 гг. законов об охране результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый результат, да и то в условном, собирательном смысле, говорилось лишь в одном из них, а именно в Патентном законе РФ.

Как они становятся основой для действий? Тогда мой вопрос - выяснить, можно ли посредством анализа конкретных современных этнографических данных проследить связи между понятиями полезности, эстетики, патентов, авторских прав и появлением изобретательских людей в отношении объектов знаний.

Мой метод не является историческим, но аналитическим, анализируя предположения, информирующие и влияющие на очевидные концептуальные и социальные позиции. Первое, о чем свидетельствуют их заявления, было признано основополагающим для научной и инженерной практики. Здесь он рассматривается в отношении патентов.

Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя статья 44 Конституции РФ, посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает содержание данного понятия, но подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

Последнее, опять же в своих заявлениях, основополагающих для западного искусства, рассматривается в отношении авторского права. Во-первых, мои осведомители признали, что искусство является центральным как для искусства, так и для науки. Процесс очистки, при котором объекты становятся само собой разумеющимися, хотя и тонким и различным образом, индексируя их автора, в каждом случае сильно различается. Кажется, по-видимому, требуется явное исключение другого. Но затем они снова преломляются, когда описываются в этих терминах.

Во-вторых, и в своем родном признании нищеты идеологической настойчивости в отношении обычных повествований вокруг науки никто не был чисто художником или ученым. Второй процесс очистки произошел, хотя институциональные структуры, в которых люди определялись как исключительно одно или другое для целей их институционального положения. Тем не менее, люди, будучи больше, чем их институциональное определение, воспроизводили и разыгрывали внутри себя более широкие институционализированные различия. Таким образом, ученые часто предпринимали художественные усилия, но делали это за пределами своей трудовой жизни.

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия объекта авторского права, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Художники опирались на свое понимание данного и естественного мира в своих работах. Однако то, что, по-видимому, вытекает из этнографического материала, приведенного ниже, состоит в том, что искусство и наука четко понимают, что имеют различные очаги, которые отражают их результаты. Один реален и дан, другой реален и построен. Это различие является частью фона и контекста для двух видов права.

Схема и основания сотрудничества

Эти законы и окружающая их практика являются частью механизма самоподкрепляющего обратной связи, в котором появляются люди и их определяющие объекты знаний. Исследование, на котором основывается этот документ, было предпринято в рамках схемы объединения художников и ученых для достижения общих целей исследований и документирования процесса посредством антропологического исследования. Многие из самых захватывающих областей исследований лежат между границами традиционно определенных дисциплин. Программа стипендий в области искусств и научных исследований направлена ​​на совместную исследовательскую работу в области творчества и исполнительского искусства и науки и техники, которая, вероятно, будет оказывать более широкое воздействие на тематические сообщества и за ее пределами, а также предоставляет возможности для отдельных исследователей в искусстве работать вместе с теми, кто работает в научном контексте.

Легальные критерии охраноспособности объектов авторского права

Закон устанавливает два общих легальных критерия охраноспособности объектов авторского права, дает примерный перечень произведений, которые при условии соответствия их названным критериям могут являться объектами авторского права, а также определяет сферу действия авторского права.

Он также стремится исследовать более широкие вопросы о том, могут ли искусство и наука взаимно информировать друг друга. Таким образом, различие между дисциплинами было четко дано, если в то же время поставить под сомнение и оказать сопротивление тем, кто спонсирует Схему. Для этих людей существуют различные сферы практики и действия, где, возможно, этого не должно быть. Однако понятие взаимоотношений между ними предполагает, что их категорическое разделение также принимается как неизбежное. Материал, представляющий схему, а также заявления, сделанные участниками, продемонстрировали, что эти подходы должны быть альтернативными в рамках одного и того же набора практик. «Можно ли задавать вопросы, заданные учеными художниками для достижения результатов в другом средстве?», Как выразился один из авторов руководства энтузиастов Фруктов.

во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности и, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме.

Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права.

Критерии творческой деятельности

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам1.

Классификация неимущественных прав

Таким образом, плодородная взаимосвязь между практикой была опирающейся на некоторую общность и некоторые неотъемлемые различия. Это дает четкую связь с законом об интеллектуальной собственности, который опирается на эти самые предпосылки. То есть, описывая результаты научных исследований и художественную практику как производство знаний, подразумевалась эквивалентность. Это, в свою очередь, вызвало вопросы о том, как их объединить, какой вид является наиболее полезным или ценным и т.д. в среде с ограниченными ресурсами.

Разумеется, творчество - субъективный критерий. Для одного научный вывод является результатом большого творческого напряжения, а для другого - обыкновенным итогом труда квалифицированного специалиста. Поэтому, хотя по данному вопросу написано немало статей и книг, до сих пор не удалось найти общеприемлемого критерия творческой деятельности.

Этот шаг означал, что фокус был смещен от отношений творения и самих личностей к произведенным объектам, как то, что содержит ценность. В этой товарной экономике принимаются требования к знаниям, а знания оцениваются через механизмы интеллектуальной собственности. Аспекты производственного процесса называются доказательствами для определения права собственности на объект. Сам производственный процесс не является объектом, которым можно было бы владеть, и, следовательно, он не оценивается таким же образом.

Таким образом, у нас есть неосязаемые объекты, которые абстрагируются от их производителей, и все же, похоже, несут их ценность, несмотря на эту абстракцию. Различные виды связи, создаваемые создателем, оказываются внешними для его существования. Кто владеет объектом, является ретроспективная реконструкция процессов производства. Различия в процессах создания были сведены к требованиям различных видов предмета и к расположению потенциальных эффектов объекта. Эти перекрытия и, следовательно, очистка как объекта, так и производителя потребовались в разные моменты в каждом процессе.

Следует признать, что на практике критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, «пиратства», плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.

Подтверждение подобной трактовки критерия творчества можно найти, в частности, в постановлении № 8 от 18 апреля 1986 г. Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений».

В данном постановлении Верховный Суд подчеркивал, что составители сборников не охраняемых авторским правом произведений имеют авторское право на эти сборники, если они подвергли их самостоятельной обработке или систематизации. Аналогичное право имеет и составитель сборника, с соблюдением прав авторов других произведений, самостоятельно обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права. Здесь отождествление категорий «творчество» и «самостоятельное создание» не вызывает сомнений.

В случае, если имело место пиратское копирование, орган, рассматривающий конфликт, прежде всего суд, может назначить экспертизу. Специалисты в соответствующей области творчества дадут свое заключение о самостоятельном создании произведения либо о недозволенном полном или частичном заимствовании чужого произведения. В последнем случае произведение или его часть не будет являться объектом авторского права. Более того, будут приняты все меры по защите прав подлинного автора.

Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства. Истории известны многочисленные примеры неприятия, резкой критики современниками некоторых достижений науки, литературы и искусства, даже гонений на их авторов, с последующим безудержным восхвалением. Скажем, ранее осмеивавшиеся произведения иных абстракционистов позднее признавались шедеврами, высоко оценивались на аукционах. Бывало и наоборот. Все это не имеет никакого значения для признания соответствующих произведений объектами авторского права.

С точки зрения авторского права при отсутствии плагиата, незаконного присвоения любой результат умственной деятельности признается творческим и подпадает под авторско-правовую охрану. Необходимо лишь, чтобы творчески самостоятельное произведение отвечало второму критерию - было выражено, т. е. существовало в какой-либо объективной форме.

Объективная форма произведения

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.),

звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т п);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет Поэт В Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование - это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, - это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т. е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Исходя из того, что любые произведения, отвечающие рассмотренным двум критериям, являются объектами авторско-правовой охраны, закон дает лишь примерный перечень наиболее распространенных из таких объектов с учетом не только их объективной формы, но и назначения, жанра, сферы применения и взаимосвязи отдельных произведений творчества.

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы;

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайды, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства (под произведением декоративно-прикладного искусства понимается двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического использования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом);

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям - по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем1.

Производные и составные произведения

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Закон традиционно предусматривает круг произведений, не являющихся объектами авторского права.

официальные документы (в частности, законы, судебные решения, иные тексты административного и судебного характера, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Мотив прост: нельзя ставить возможность использования закона или денежных знаков в зависимость от усмотрения лиц, написавших их проект или сделавших их эскиз. Поэтому словоупотребления вроде «автор закона, герба, флага» следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

Вместе с тем следует иметь в виду, что творческий труд по систематизации законов, судебных решений, административных и тому подобных актов порождает авторские права. Поэтому производные и составные произведения охраняются авторским правом и в том случае, когда они основываются на произведениях, не являющихся объектами чьего-либо авторского права.

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Данное ограничение авторского права, предусматриваемое п. 4 ст. 6 ЗоАП, обусловлено не государственными интересами (как в случае с законами или орденами), а неспособностью самого авторского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и тому подобных результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

Охрана российским авторским правом произведений науки, литературы и искусства зависит не только от их творческого характера и объективной формы, но и от места их нахождения, обнародования и от гражданства их создателей. С учетом этих факторов определяется сфера действия авторского права.

Авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами - гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается только в соответствии с международными договорами РФ (п. 1 ст. 5 ЗоАП), в том числе Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции 1971 г.) и Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.).

Важно и еще одно правило. Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений

Авторское право по закону принадлежит автору - физическому лицу, творческим трудом которого создано произведение. Создатель произведения считается субъектом (носителем) авторских прав автоматически, без необходимости получения какого-либо разрешения и без регистрации произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также самостоятельное значение (ст. 11 закона об авторском праве).

Если произведение, созданное несколькими авторами, образует неразрывное целое, и каждый из соавторов вносит свой творческий вклад в произведение в целом, то такое соавторство является неделимым и ни один из них не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения. Споры об использовании таких произведений разрешаются в судебном порядке.

Если часть произведения признается имеющей самостоятельное значение и может использоваться независимо от других, то каждый из соавторов вправе использовать свою часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Взаимоотношения соавторов могут определяться договором между ними. Договор (соглашение) между соавторами должен быть подписан всеми соавторами. Его копия может быть приложена к авторскому договору, соавторы могут определить последовательность проставления своих имен на произведении, если такой оговорки не будет, то имена соавторов указываются в алфавитном порядке.

Составители сборников произведений, результатом творческого труда которых является подбор и расположение материалов, пользуются авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов произведений, включенных в сборник. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположение тех же материалов для создания других сборников.

Авторы двух или более разных статей, помещенных в один сборник, не становятся соавторами, они сохраняют авторское право каждый на свое произведение и могут использовать свои произведения независимо от сборника в целом.

Субъектами авторского права также являются лица, осуществляющие перевод, переделку, аранжировку и другую переработку основного произведения. Такие произведения являются производными. У авторов производных произведений права возникают с момента создания данных произведений, но эти авторы обязаны соблюдать права авторов основного произведения. Так, например, переводчик обязан получить согласие автора основного произведения на перевод, если срок действия авторского права на него не истек. При издании перевода необходимо указывать имя автора основного произведения, причем в этом случае не имеет значения срок действия авторского права, так как право на имя охраняется бессрочно. Те же требования предъявляются и к аранжировкам и переработкам. Кроме того, закон не запрещает другим лицам осуществлять свои переводы или переработки тех же произведений.

Довольно сложно обстоит дело с аудиовизуальными произведениями (теле-, видео-, кино-, диафильмы, слайды), которые воспринимаются как на слух, так и зрительно. Авторами этих произведений являются несколько лиц: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор). Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом, каждый на свое произведение. Эти произведения могут быть созданы ранее (роман, положенный в основу сценария), а также непосредственно для этих аудиовизуальных произведений (сценарий, киносценарий, музыкальное произведение). Если используется музыкальное произведение, созданное ранее, то его автор не является автором аудиовизуального произведения. Право на использование любых произведений, созданных ранее, срок действия авторского права на которые не истек, необходимо получить у авторов этих произведений.

При создании аудиовизуального произведения авторы заключают договор с изготовителем физическим или юридическим лицом, взявшим на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Этими лицами могут являться кино- или телестудия, кинопродюсер, лица, которые финансируют создание данного произведения. Авторы по этому договору передают права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение, а также на субтитрирование и дублирование текста, если другое не предусмотрено договором. Особенностью этих договоров является то, что они действуют в течение времени действия авторского права на аудиовизуальные произведения. Изготовитель этого произведения вправе при любом использовании указывать либо требовать указания своего имени или наименования на произведении.

Работодатель

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежит его автору. Имущественные права, право использования служебного произведения способом, обусловленным целью задания, принадлежит лицу, по заданию которого оно создано (работодателю), если договором между ним и автором не преду смотрено другое.

Автору выплачивается вознаграждение за использование произведения. Размер вознаграждения за каждый вид использования и порядок его выплаты устанавливается договором между автором и работодателем. Вознаграждение может быть выплачено в виде заработной платы. Работодатель вправе требовать при использовании служебного произведения указания своего наименования на продукте.

Наследование права на использование произведения. Наследники

Если автор умирает, то право на использование переходит по наследству. В порядке наследования авторское право переходит по закону (ст. 29 закона) и по завещанию. Наследником по завещанию может быть любой гражданин, как входящий, так и не входящий в круг наследников по закону, а также юридические лица или государство.

Все субъекты авторского права могут передавать свои имущественные права на объекты любым физическим и юридическим лицам по договору. Такие лица являются правопреемниками и обладают правами в пределах, оговоренных договором.

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная и Римская конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят на Закон РФ “Об охране авторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное положение охраны авторских прав в нашей стране.

Большая роль в регулировании вопросов охраны должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

Мы видим что правовая база у нас есть. Законы выполняются и работают. Многое доработано, многое предстоит доработать. Остается надеяться что в конце концов мы справимся с теми трудностями которые у нас есть в стране. Закон об Авторском праве очень правомерный, правильный и нужный нашей стране закон.

Используемая литература:

2 См.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов / Сост. В. А. Дозорцев. С. 207-212.

3 Сборник постановлений пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1995. С. 163 (далее - Сборник постановлений пленумов Верховных судов).

4 Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г. № 141, № 34, № 29.

права …………………….…….7 ГЛАВА 3. Правовое регулирование защиты авторских прав …………....14 3.1. Понятие «защиты авторских прав» ...

3.5. Смежные права и другие виды интеллектуальной собственности, близкие к авторским правам.

3.1. Понятие, предмет, методы авторского права

Авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет авторского права - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

3.2. Законодательство в рф в области авторского права

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В соответствие с Конституцией РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

3.3. Субъекты и объекты авторского права. Соавторство.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано это произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

    в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

    в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то речь идет о соавторстве. Произведение может представлять собой единое целое или состоять из частей. Но от этого не зависит признание авторского права за авторами произведения.

Для возникновения соавторства необходимо чтобы вклад в создание произведения, причем на любой стадии творчества, отвечал требованию творческого характера. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).

Когда соавторство принадлежит авторам на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга - это раздельное соавторство. Например, музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, речь идет о нераздельном соавторстве. В случае создания произведения как одного неразрывного целого, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кодекс относит к объектам авторского права и производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки инсценировки или другого подобного произведения). А также составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составление антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения).

    письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

    устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

    звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

    объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

    3) процессы

    4) системы

    5) способы

    6) концепции

    7) принципы

    8) открытия

      официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

      государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

      произведения народного творчества (фольклор)

      сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.