Специфика правового регулирования архитектурной деятельности. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

Диссертация

Люкшин, Алексей Михайлович

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Количество cтраниц:

Глава 4. Договоры на создание и использование произведений архитектуры.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Авторское право на произведения архитектуры"

Актуальность темы диссертационного исследования связана с активизацией строительной деятельности в Российской Федерации в последнее десятилетие. Строительный бум- неизбежно привел к усилившемуся спросу на результаты архитектурной деятельности, т.е. на новые, оригинальные архитектурные проекты, на документацию для строительства, выполненную с использованием новых технических средств. Современных строителей и инвесторов перестали удовлетворять те типовые проекты зданий и сооружений, которые были созданы в предыдущие годы. Заказчиками строительства новых объектов стали не только государственные организации, но и частные компании. Все эти обстоятельства не могли не привести и к активизации архитектурной деятельности.

Несмотря на- принятие в 1993 году Закона РФ «» и в 1995 году Закона РФ «», отношения по защите авторских прав на произведения архитектуры не стали намного понятнее и однозначнее. Права и обязанности сторон, возникающие в процессе создания и использования произведений архитектуры, закрепленные в различных нормативных актах зачастую противоречат друг другу.

Именно поэтому в диссертационном исследовании, на основании подробного изучения, как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, была сделана попытка сделать практические выводы в отношении возникновения и реализации авторских прав на произведения архитектуры.

Целью диссертационного исследования является исследование отношений в области создания и использования произведений архитектуры в процессе осуществления архитектурной деятельности на основе всестороннего анализа теоретических достижений цивилистики , действующего законодательства и конкретных отношений в сфере архитектурного творчества, выявление закономерностей и особенностей правового регулирования этих отношений и выработка предложений по совершенствованию правового регулирования отношений в архитектурной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются методы исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа, сочетание методов как анализа и синтеза, так и метода аналогии. Методологической основой диссертационного исследования являются общие положения теории права, например о соотношении общих и специальных норм права, об императивных и диапозитивных нормах, о приемах толкования норм права и т.д.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных цивилистов : Б.С.Антимонова, М.И.Брагинского, М.М.Богуславского, А.И.Ваксберга, В.В.Витрянского, Э.П.Гаврилова, А.Н.Гейне, М.В.Гордона, О.А.Городова, М.Г.Диканского, В.А.Дозорцева, А.А.Заславского, Н.Д.Егорова, В.Я.Ионаса, О.С.Иоффе, В.О.Калятина, М.И.Никитиной, Х.А.Пизуке, Н.А.Райгородского, И.В.Савельевой,

А.П.Сергеева, В.И.Серебровского, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого,

С.А.Чернышевой, Г.Ф.Шершеневича, Т.А.Феддеевой, Е.А.Флейшиц, А.К.Юрченко и других ученых.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в положениях выносимых на защиту:

Произведение архитектуры отвечает всем закрепленным действующим законодательством признакам охраноспособного произведения науки, литературы, и искусства и, вопреки встречающимся в юридической литературе предложениям, не нуждается в дополнительных критериях охраноспособности .

2.Несмотря на прямое указание Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », объект авторского права в архитектуре один, и им является само произведение архитектуры, которое может воплощаться в различных формах: архитектурном проекте, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта, или архитектурном объекте.

На основе анализа процесса создания архитектурного проекта, сделан вывод о том, что формой воплощения произведения архитектуры является не весь архитектурный проект, а та его часть, которая образует архитектурное решение.

3.Для обеспечения реализации права авторов произведений архитектуры на имя необходимо законодательно обязать собственников архитектурных объектов не препятствовать размещению на них информации об авторах этих произведений архитектуры.

4. Автор произведения архитектуры может реализовать право на его обнародование только один раз, путем обнародования архитектурного проекта, документации для строительства, разработанной на его основе или отстроенного архитектурного объекта.

5.Признание за авторами произведений архитектуры права на защиту репутации неизбежно ограничивает свободу собственников архитектурных объектов по использованию и распоряжению ими. Правовым основанием для разрешения возникающих по этому поводу споров выступает п. 2 ст. 209 ГК РФ.

6.Право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительством, а также право требовать от собственника (владельца) архитектурного объекта предоставления возможности осуществить его фото- и видеосъемку следует признать не личными неимущественными правами, как это предусмотрено в Законе РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », а имущественными правами.

7.Поскольку на практике отдельный авторский договор на создание произведения архитектуры чаще всего не заключается, а является элементом смешанного договора на выполнение проектных, а порой и строительных работ, в подобных договорах целесообразно выделить специальный раздел, посвященный вопросам авторского права на произведение архитектуры. Данный раздел должен содержать все существенные условия авторского договора, предусмотренные ст. 31 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах ». Оптимальной альтернативой этому является заключение отдельного авторского договора на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающего » договор подряда на выполнение проектных, изыскательских и строительных работ.

8.Действующее авторское законодательство не содержит правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и, или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере относится и к контрафактным экземплярам произведения архитектуры, воплощенного в форме архитектурного объекта.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в нем, могут быть использованы как при совершенствовании законодательства, так и при применении на практике действующего законодательства. Не исключена возможность использования основных положений работы при дальнейшем научном исследовании авторского права на произведения архитектуры, также возможно использование ее в учебном процессе как по специальности «юриспруденция », так и по специальности «архитектура ».

Апробация результатов исследования происходила при подготовке, рецензировании и обсуждении его на кафедре гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета. Некоторые научные выводы изложены в опубликованных статьях .

Публикации по теме диссертации:

2. Юридическое лицо как субъект права на произведение архитектуры. // Арбитражные споры . 2003. № 4.

Заключение диссертации по теме "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Люкшин, Алексей Михайлович

В заключение настоящей главы можно сделать следующие выводы.

1. На практике при создании произведений архитектуры, воплощенных как в форме архитектурного проекта, так и в форме документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и в форме архитектурного объекта, авторский договор в «чистом » виде встречается крайне редко. Это может случаться только при заключении авторского договора на создание той части архитектурного проекта, которая будет являться архитектурным решением, поскольку только на это архитектурное решение могут распространяться нормы авторского права.

В основном авторский договор на создание произведения архитектуры является элементом смешанного договора на выполнение проектных работ. Возможность существования подобных смешанных договоров предусмотрена п.З ст.421 ГК РФ. В нем говорится о возможности заключения договоров с элементами различных договоров, при этом при регулировании отношений по такому договору будут применяться соответствующие правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре. Следовательно, для регулирования отношений сторон по смешанному договору на выполнение проектных работ необходимо применять и нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах », и Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации », регулирующие отношения по авторскому договору.

2. Следует признать необходимым при заключении смешанного договора на выполнение проектных работ детально регулировать вопросы авторского права на произведение архитектуры, а еще лучше - заключать отдельный авторский договор на создание и использование произведения архитектуры, «сопровождающий » договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Признание авторских прав за создателями произведений, в том числе произведений архитектуры, недостаточно для развития науки, литературы и искусства. Требуется, чтобы законодательство содержало и эффективные средства защиты этих прав в случае их нарушения. В литературе под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании Действующее гражданское законодательство предусматривает достаточное количество таких мер, или форм, средств и способов защиты авторских прав.

Правом на защиту принято считать возможность применения мер правоохранительного характера, предоставленную управомоченному лицу для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Многие авторы считают, что право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя авторского права в момент нарушения или оспаривания его 2.

Нарушителями авторского права являются любые лица, нарушающие права и законные интересы обладателей авторского права на произведение архитектуры. Нарушителем может быть и сам автор произведения, если он своими действиями нарушает права соавторов, работодателя или же

1 Сергеев А.П. Указ.соч. С. 365. пользователя, которому он сам и передал определенные имущественные права на использование произведения.

Действующее законодательство предусматривает целый ряд способов защиты авторских прав. Так, ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » называет среди них право требовать от нарушителя признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращение действий нарушающих право, или создающих угрозу их нарушения; возмещение убытков; взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права; выплаты компенсации в определенных законов пределах. Та же статья Закона указывает на возможность и иных способов защиты авторского права предусмотренных законодательством. К ним можно отнести способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, в частности признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности ; применение последствий недействительности ничтожной сделки ; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; компенсация морального вреда ; прекращение или изменение правоотношения.

Вопрос о том, какие конкретно способы защиты авторских прав следует применять при определенном правонарушении , если возможно применение разных способов, должен решать сам субъект права на защиту. Данная позиция основывается на общей норме ст. 9 ГК РФ, которая предоставляет право гражданам и юридическим лицам по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права. Право на защиту является одним из гражданских прав. Подобная позиция важна еще и потому, что на практике встречаются случаи, когда правоприменители диктуют обладателю нарушенного права только определенный способ защиты права, отказывая ему в применении другого способа по мотивам нецелесообразности. Например, правообладателю предлагается требовать взыскание компенсации вместо требования о пресечение действий, нарушающих право. Представляется, что в подобных случаях исключительно правообладатель может выбирать способ защиты нарушенного права.

Одним из первых способов защиты авторского права и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах », и ГК РФ называют признание авторского права. Применение этого способа в «чистом » виде осуществляется в случаях присвоения авторства (плагиат) или отрицания нарушителем авторского права принадлежащего правообладателю. Присвоение авторства на произведение архитектуры встречается достаточно редко, так как сами объекты авторского права на произведения архитектуры не столь общедоступны, как иные произведения, кроме, конечно же, отстроенных архитектурных объектов. Гораздо чаще встречаются случаи отрицания принадлежности того или иного авторского права конкретному правообладателю или пользователю.

На практике могут быть нарушены самые различные авторские права на произведения архитектуры, например, может осуществляться бездоговорная реализация архитектурного проекта в виде разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта. Для того, чтобы защитить право автора произведения архитектуры реализовывать или давать разрешение на реализацию архитектурного проекта путем разработки документации для строительства или строительства архитектурного объекта, необходимо доказать принадлежность авторского права на архитектурный проект автору или иному правообладателю, т.е. добиться признания этого права за конкретными лицами.

Часть 2 п.1 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривает право обладателя исключительных прав требовать от нарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Данный способ защиты может применяться в тех случаях, когда нарушенное авторское право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий нарушения 1.

Подобный способ защиты исключительных прав на произведения архитектуры применим при таких нарушениях прав автора произведения архитектуры, как изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта, или при изменении архитектурного объекта (достройка, перестройка, перепланировка). Статьи 20 и 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » предусматривают, что изменение архитектурного проекта и архитектурного объекта допускается только с согласия автора произведения архитектуры.

Автор произведения архитектуры обнаружив, что в его произведение внесены какие-либо не согласованные с ним изменения, вправе потребовать от правонарушителя восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Например, если пользователь внес изменения в архитектурный проект при его реализации, то автор вправе потребовать от него или вернуться к реализации того архитектурного проекта путем создания документации для строительства или строительства архитектурного объекта, который был создан самим автором, или вовсе прекратить реализацию архитектурного проекта.

Если автор обнаруживает, что архитектурный объект изменен, то есть, проведена достройка, перестройка или перепланировка, то он вправе потребовать восстановление положения, существовавшего до изменения самого архитектурного объекта. Насколько это право автора произведения архитектуры реализуемо, ответить трудно. С одной стороны, п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » говорит о том, что изменение архитектурного объекта осуществляется в соответствии с ГК РФ и Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах ». ГК РФ не содержит норм, регулирующих порядок изменения не только произведений архитектуры, но и любых других произведений. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах » в ч.4 п.1 ст. 15 предоставляет автору произведения такое личное неимущественное право, как право на защиту репутации, то есть право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства . Кроме того, п. 2 ст. 16 того же Закона предоставляет автору исключительное право осуществлять или разрешать переработку произведения. То есть никто не может без разрешения автора изменять архитектурный объект. Автор произведения архитектуры, обнаруживший несанкционированное им изменение архитектурного объекта, вправе выбрать такой способ защиты авторского права, как требование восстановления положения, существовавшего до его нарушения.

С другой стороны, собственник или владелец архитектурного объекта вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Действующее законодательство никак не регулирует вопрос противоречия интересов автора произведения архитектуры и интересов собственника архитектурного объекта. На практике нередки случаи, когда автор архитектурного объекта не дает согласие его собственнику на изменение этого объекта. И чаще всего собственники архитектурного объекта, игнорируя мнение автора, реализуют свои планы по изменению объекта. Автору же произведения архитектуры не остается ничего иного, как обращаться в суд с требованиями о взыскании компенсации за нарушение авторского права. Но, не исключены ситуации, когда автор не пожелает «продавать » свое право на защиту репутации, и предпочтет настаивать на неприкосновенности своего произведения архитектуры.

Рассматриваемый конфликт интересов автора произведения и собственника этого произведения может быть разрешен путем применения норм ГК РФ. Право автора произведения архитектуры на защиту репутации хоть и ограничивает право собственника этого произведения свободно им распоряжаться, но подобное ограничение соответствует норме п. 2 ст. 209 ГК РФ. Она гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Кроме того, в абзаце 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ прямо сказано, что гражданские права могут быть ограничены в той мере, какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц. То есть право собственности не может быть неограниченным и не может нарушать права иных лиц, в том числе право автора на защиту репутации.

Рассматриваемая ситуация несколько схожа с порядком охраны памятников истории и культуры в Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.1 собственники объектов, отнесенных к категории памятников, самостоятельно несут бремя содержания таких объектов. Кроме того, в соответствии с этим же Законом, при переходе прав на объект, отнесенный к памятникам, новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению этого объекта в неприкосновенности. Здесь имеется в виду обязательность согласования с надлежащими государственными органами любых действий по изменению, перестройке и т.д. такого объекта. Таким образом, налицо случай законодательного ограничения прав собственника объекта, отнесенного к памятникам истории и культуры, на свободное распоряжение собственностью.

Подобные ограничения прав собственников можно найти в законодательстве большинства развитых государств.

Представляется, что по аналогии с ограничением прав собственников объектов, отнесенных к категории памятников истории и культуры, можно, дополнительно к уже сказанному, обосновать ограничение прав собственников архитектурных объектов. Конечно, не все архитектурные объекты могут быть отнесены к категории памятников истории и культуры, но никто не может предсказать их судьбу в этом отношении, и не исключено, что какие-либо из них позднее будут отнесены к памятникам. Кроме этого, признание того или иного архитектурного объекта памятником истории и культуры во многом субъективно, а общепризнанно, что произведения, как объекты авторского права, охраняются независимо от их достоинства.

Таким образом, можно утверждать, что ограничение прав собственника архитектурного объекта на перестройку или изменение его без согласия автора архитектурного объекта является обоснованным и необходимым.

Потенциальным же собственникам архитектурных объектов можно порекомендовать уже при заключении договоров на отчуждение этих объектов урегулировать вопрос с правом собственника объекта на последующее его изменение.

Пункт 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривает право автора требовать от нарушителя прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 12 ГК РФ говорит о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нет никаких сомнений в том, что речь идет об одном и том же способе защиты гражданских (авторских) прав.

1 СЗ РФ, 2002, № 26, ст. 2519. или своими действиями способен нарушить их. В этом отношении пресечение действий, создающих угрозу нарушения права, можно назвать «превентивным », по сравнению с предыдущим способом защиты прав, т.е. требованием о восстановление положения существовавшего до нарушения права. Всегда проще не допустить нарушения права, чем восстанавливать положение, существовавшее до его нарушения.

Автор произведения архитектуры или иной обладатель исключительных прав на произведение архитектуры может применить этот способ защиты при обнаружении чьих-либо действий, нарушающих или способных нарушить практически любые авторские права, как личные неимущественные , так и имущественные.

На практике пресечение действий, нарушающих право или способных нарушить право, чаще всего производится в судебном порядке. Суд может вынести решение о запрещении разработки документации для строительства на основании архитектурного проекта, запрещении строительства архитектурного объекта, запрещении проведения работ по достройке, перестройке, перепланировки архитектурного объекта и т.д.

При применении рассматриваемого способа защиты авторского права на произведение архитектуры не исключены сложности, связанные с восстановлением положения, существующего до нарушения права. Речь идет о праве собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом, в том числе изменять его (перестраивать, достраивать, перепланировать). При защите права автора произведения архитектуры разрешать или запрещать изменение архитектурного объекта, будет нарушено право собственника архитектурного объекта распоряжаться своим имуществом. Подобные ограничения прав собственника архитектурного объекта на изменение этого объекта обоснованы в настоящей работе выше.

Пункты 3-5 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » предусматривают возможность обладателя исключительных прав потребовать от нарушителя возмещения убытков, включая упущенную выгоду:; или взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков; или выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ , определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Рассматриваемые способы защиты авторских прав применяются на практике чаще всех остальных способов, предусмотренных законодательством. Эти способы, действительно, являются наиболее действенными и осуществимыми, поскольку взыскать денежные суммы с нарушителя авторских прав зачастую проще, чем запретить осуществлять ему какие-либо действия, или, наоборот, понудить его к каким-либо действиям. В данном случае имущественный и личный неимущественный интерес потерпевшего удовлетворяется материальной компенсацией. Хотя, как уже говорилось выше, не всегда возможно оценить в денежной форме личный неимущественный интерес.

Основной формой компенсации ущерба, причиненного потерпевшему, является возмещение убытков. Под ними принято понимать расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, иной реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было бы нарушено. При нарушении авторского права на произведения архитектуры реальный ущерб может выражаться в тех затратах, которые понес потерпевший на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, на юридическую помощь по защите нарушенных авторских прав, на уплату госпошлины при предъявлении иска в суд и пр. Гораздо чаще вместе с требованиями по возмещению реального ущерба потерпевший выдвигает требования по возмещению упущенной выгоды. В отношении нарушенных авторских прав на произведения архитектуры упущенная выгода может выражаться в тех суммах, которые мог бы получить правообладатель при реализации своих прав на произведения архитектуры. Например, автор архитектурного проекта при реализации своего права разрешать его использование путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта мог рассчитывать или на денежное вознаграждение, или на определенную прибыль. Именно сумма этого вознаграждения или размер прибыли и может считаться упущенной выгодой, которую возможно взыскать с нарушителя авторских прав. Разумеется, доказать размер упущенной выгоды должен сам потерпевший.

Понимая, что доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, часто бывает нелегко, законодатель предусмотрел возможность потерпевшего компенсировать понесенные им убытки другими, более простыми способами.

Первый способ - это возможность взыскать с нарушителя авторских прав весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских прав. В данном случае размер ответственности серьезно повышается, так как взыскивается не прибыль, которая может быть мизерной, а весь доход от незаконного использования произведения. В отношении нарушителя авторских прав на произведения архитектуры подобный способ может быть применен, например, при незаконном использовании архитектурного проекта путем разработки документации или путем строительства архитектурного объекта. В строительной практике затраты на создание архитектурного проекта и на подготовку документации для строительства (рабочий проект) всегда включаются в смету строительства. Соответственно, размер затрат проектной или строительной организации именно на создание архитектурного проекта или на подготовку документации для строительства достаточно просто определить и впоследствии взыскать с нарушителя авторских прав.

Второй способ предусматривает еще более простую защиту нарушенных авторских прав путем взыскания компенсации в размере от 10 до 50.000 минимальных размеров оплаты труда. Единственным минусом рассматриваемого способа защиты авторских прав является то, что иногда стоимость архитектурного проекта или документации для строительства превышает максимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством. Но в этом случае потерпевший может прибегнуть к иным способам защиты.

Пункт 4 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » говорит об обязательной конфискации по решению суда контрафактных экземпляров произведений или фонограмм . Далее в рассматриваемой норме говорится об уничтожении контрафактных экземпляров произведений или о передаче этих контрафактных экземпляров обладателю авторских прав по его просьбе. Применение этой кардинальной меры защиты авторских прав на произведения архитектуры практически не встречается на практике.

В рассматриваемой норме указывается на обязательность принятия судом этой меры в отношении контрафактных экземпляров. При этом возникает ряд вопросов. В частности, могут ли являться контрафактными экземплярами такие объекты авторского права на произведения архитектуры, как архитектурный проект, документация для строительства, созданная на основе архитектурного проекта и сам архитектурный объект? Аналогичный вопрос возникает в отношении признания контрафактности изображений архитектурного объекта. Наконец, возможна ли конфискация конрафактного экземпляра произведения архитектуры с его последующим уничтожением или передачей обладателю авторских прав?

Пункт 3 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах » дает определение контрафактного экземпляра произведения. Им признается экземпляр произведения, изготовление или распространение которого влечет за собой нарушение авторского права. В ст. 4 Закона экземпляром произведения называется копия произведения, изготовленная в любой материальной форме.

Кроме того, в этой же статье Закона дается определение воспроизведения произведения, как изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения, или в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что контрафактными могут быть следующие произведения архитектуры:

Незаконно изготовленные копии архитектурного проекта;

Документация для строительства, незаконно созданная на основе архитектурного проекта;

Незаконно изготовленные копии документации для строительства, законно созданные на основе архитектурного проекта;

Архитектурный объект, незаконно созданный на основе архитектурного проекта;

Незаконно созданная копия архитектурного объекта, созданного на основе архитектурного проекта;

Незаконно изготовленные изображения архитектурного объекта.

Вопрос о возможности конфискации контрафактных экземпляров произведений архитектуры решается по-разному в отношении к разным произведениям. Не возникает сомнений в отношении возможности конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных экземпляров архитектурного проекта, документации для строительства, созданной на основе архитектурного проекта и изображений архитектурного объекта. Принятие подобных мер возможно и не столь затруднительно.

Возможность же конфискации и уничтожении контрафактного архитектурного объекта в литературе ставится под сомнение. Например, A.A. Заславский считает, что уничтожение контрафактной продукции не должно применяться к контрафактному архитектурному объекту. С этим мнением трудно согласиться, поскольку для конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактного архитектурного объекта нет никаких препятствий. В частности, конфискация большого контрафактного тиража произведения литературы, его уничтожение или передача правообладателю ничем не отличается от конфискации контрафактного архитектурного объекта.

Таким образом, меры по конфискации с последующим уничтожением или передачей правообладателю контрафактных произведений архитектуры возможны и могли бы стать действенным средством по предотвращению нарушений авторских прав на произведения архитектуры. Однако подобные меры практически не применяются, т.к. суды стремятся заменить их взысканием с нарушителей денежных сумм, что провоцирует новые нарушения авторских прав на произведения архитектуры.

В заключение настоящей главы можно сделать вывод, что для защиты авторских прав на произведения архитектуры можно использовать все способы защиты, предусмотренные как ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах », так и ст. 12 ГК РФ. Отдельно следует сказать, что нет никаких правовых препятствий для использования такого способа защиты, как конфискация контрафактных экземпляров произведения архитектуры по решению суда и или их уничтожение, или передача обладателю авторских прав по его просьбе. Сказанное в полной мере может относиться и к таким контрафактным экземплярам произведений архитектуры, как архитектурный объект, т.е. отстроенное здание, сооружение и т.д.

1 См. например: Заславский A.A. Указ.соч. С.21.

2 Там же. С.21.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Люкшин, Алексей Михайлович, 2004 год

1. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957.

2. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.

3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М., 2002.

4. Гаврилов Э.П. Комментарий Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах ». М., 1996.

5. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984.

9. Гражданское право: Учебник в 3-х томах.// Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. М., 2002.

11. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.,1972.

13. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.

18. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1984.

19. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М., 1972.

20. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

21. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1999.

22. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

23. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.

26. Чернышева С.А. Произведения архитектуры в системе объектов авторского права.// Интеллектуальная собственность: проблемы и перспективы правового регулирования. Казань, 2000.

28. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1914.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и

Из книги Энциклопедия юриста автора

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Право собственности и другие права на водные объекты см. Водный

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

Из книги автора

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

Из книги автора

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

Комментарий к главе IV Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ”

С 1 января 2008 года утратила силу глава IV комментируемого Закона, которая закрепляла авторские права на произведения архитектуры, а также устанавливала субъекты и объекты авторского права на произведения архитектуры. Признание ее утратившей силу связано с тем, что пункт 1 статьи 16 комментируемого Закона предусматривал, что отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” и комментируемым Законом. Однако с 1 января 2008 года указанный Закон признан утратившим силу в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ, регулирующей в том числе авторские права на результаты интеллектуальной деятельности.

Устанавливалось, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект. На сегодняшний день согласно статье 1259 ГК РФ произведения архитектуры отнесены к объектам авторских прав.

В целом положения ГК РФ не сильно изменили понятия автора архитектурного проекта, его соавторов, которые применялись ранее в комментируемом Законе.

Изменения коснулись комплекса авторских прав. Если провести сравнительный анализ авторских прав, которые были закреплены положениями, признанными утратившими силу, и теми, которые регулируют авторские права в настоящее время, то можно сделать вывод, что последние гораздо шире. Они включают в себя исключительное право на произведение и право авторства. Помимо этого ГК РФ (часть 4) устанавливает очень важное право, а именно право на неприкосновенность произведения, которое предусматривает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений. Большое значение для проведения работ в области архитектурной деятельности имеет статья 1294, которая закрепляет права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Он имеет исключительное право использовать свое произведение путем реализации архитектурного объекта, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование такого проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Автор произведения архитектуры имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Автор произведения архитектуры вправе требовать от заказчика проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, на сегодняшний день авторские права, порядок их реализации и защиты предусмотрен частью четвертой ГК РФ. Также в ней регулируются вопросы создания произведения архитектуры в рамках выполнения служебного задания, которые ранее рассматривались в ст. 19 комментируемой главы.

Май, № 5,2005

Дискуссия

О ФОТОГРАФИРОВАНИИ, КИНО- И ВИДЕОСЪЕМКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ

Авторские права на произведения архитектуры

(практические аспекты «свободы слова»)

(о фотографировании, кино- и видеосъемке произведений архитектуры)

ОТ РЕДАКЦИИ: Подчас, стремление добыть актуальные, ценные сведения, интересно и доступно преподнести их потребителю, при этом опередить конкурирующие средства массовой информации (СМИ) побуждает журналистов балансировать на грани законного и незаконного. К.ю.н., и.о. доцента кафедры гражданского права и гражданского процесса КазГЮУ Д. БРАТУСЬ оценивает с правовой точки зрения действия представителей СМИ в конкретной жизненной ситуации. Не скроем, с некоторыми выводами автора редакция не может согласиться, но, так или иначе, проблема поднята, значит, оптимальное решение ее должно быть найдено.

Введение

Юридическая практика не перестает удивлять неожиданным развитием обычных, на первый взгляд, житейских ситуаций. Как верно подметил главный литературный персонаж «Рассказов» Артура Конан Дойла «самая смелая фантазия не в силах представить себе тех необычайных и диковинных случаев, которые встречаются в обыденной жизни» .

Казалось бы, заурядное дело. Журналисты производят видеосъемку фасада здания, принадлежащего частному лицу (акционерному обществу). Работают методично и обстоятельно до тех пор, пока в процесс не вмешиваются охранники с требованием немедленно прекратить подобные действия, несанкционированные собственником архитектурного объекта. Тут же разгорается традиционный для любого конфликта спор о правах. Не желая покидать место происшествия и, вероятно, предвидя перспективу нового скандального репортажа (не в этом ли цель «черного пиара»?), журналисты попадают в холл здания. Предлог всегда найдется. Что характерно, видеосъемка не прекращается.

В тот же день в вечернем эфире местного телеканала непосредственный участник описанных событий недоумевает по поводу действий службы охраны: как же так, ведь подобным образом можно приостановить видеосъемку любого здания! Получается «кто-то может выскочить и сказать, что здесь снимать запрещено»… (г-н Красиенко Я.Ю., 23.12.2004 г., 20:25, «Вечерние новости», КТК). Ему вторит один из руководителей того же телеканала (г-н Клещенков С.В.): «Никто же не запрещает это, по сути, делать!».

Давайте разберемся и попробуем без эмоций прокомментировать столь юридически некорректные суждения. На практике мне знакомо, как после таких передач трудно успокоить магистрантов на занятиях по спецкурсу «Право интеллектуальной собственности Республики Казахстан» и практически невозможно переубедить среднестатистического обывателя - не юриста. Для него телевизионное сообщение (не суд, не мнение специалиста, а именно репортаж в СМИ) - это истина в последней инстанции. Противопоставить доверчивости такого обывателя букву закона, значит навлечь на себя гнев и непонимание или в лучшем случае, обеспечить критику в адрес «плохих законов».

И все - таки! Обратимся к букве и духу закона. Замечу, что избранный жанр побуждает меня быть лаконичным.

Авторское право на произведения архитектуры

2.1. Определение произведения архитектуры

Вначале - исходные положения (термины, их значение, состав субинститута).

В качестве объектов интеллектуальной собственности (авторского права) произведения архитектуры закреплены в пп. 9 п. 1 ст. 972 Гражданского кодекса РК (далее - ГК) и пп. 9 п. 1 ст. 7 Закона РК от 10.06.1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон «Об авторском праве»).

По мнению Э.П. Гаврилова, в понятие произведений архитектуры включаются произведения градостроительства и садово-паркового искусства . Подобный подход - объединение близких по существу объектов в единую группу «произведений архитектуры» - традиционный, его истоки обнаруживаются еще в советском гражданском праве (см., например, ч. 3 ст. 471 ГК КазССР).

Примечательный факт. В Законе «Об авторском праве» указанное понятие только упомянуто, но не определено. В этом нормативном документе, несмотря на наличие ратифицированных Казахстаном особых международных конвенций по интеллектуальной собственности (с отработанным понятийным аппаратом) и действии ряда специальных законов , даны определения таким техническим терминам, как «база данных», «программа для ЭВМ», «адаптация программ для ЭВМ» и т.д. (см. ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Однако смысл «произведений архитектуры» в нем не раскрыт. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к Закону РК от 16.07.2001 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон «Об архитектурной деятельности»).

Искомая легальная формулировка закреплена в п. 24 ст. 1 этого Закона. В целях точности воспроизведения цитирую полностью:

24. Произведение архитектуры (градостроительства) - объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов), являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза

Во - первых. Сочетание слов «объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов)» - это тавтология, «масло масляное». Объекты авторского, патентного права и т.д. - виды объектов интеллектуальной собственности. Обнаруженный повтор - формальная ошибка законодателя.

В заключение по этому вопросу отмечу: даже автор произведения архитектуры может быть договором ограничен в вправе производить фотографирование, кино- и видеосъемку этого объекта интеллектуальной собственности (пп. 3 п. 5 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Кому и в каком объеме принадлежат исключительные права на архитектурные объекты с позиции законодательства об интеллектуальной собственности? Иными словами, у кого спрашивать разрешение на фотографирование, кино- и видеосъемку?

Первоначальным и полноправным обладателем всех авторских правомочий (ст. 15 и ст. 16 Закона «Об авторском праве») традиционно считается автор - «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение» (пп. 1 ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Таковыми в отношении произведения архитектуры являются автор проекта, исполнители (подрядчики) и другие творцы, причастные к созданию произведения. Зачастую, проектировщик и строитель - одно и то же лицо: «Исключительные права на использование архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов» (п. 4 ст. 16 Закона «Об авторском праве»).

Теперь - важное в плане поиска истины сопоставление. По вопросу об исключительных правах на произведения архитектуры нормы Закона «Об авторском праве» (в частности, п. 4 ст. 16 , ст. 14) дополняются п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности». Для большей ясности п. 4 ст. 15 цитирую полностью:

4. Авторы произведения архитектуры или градостроительства, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором.

Договор между заказчиком проекта (работодателем) и авторами (исполнителями заказа) должен содержать положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры или градостроительства, создаваемого в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Нормы этого пункта логически не взаимосвязаны. Фраза ч. 1 «не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором» ясно указывает на то, что оговорка о правах автора произведения архитектуры может и не включаться в индивидуальный трудовой договор. Однако, кик видим, условие об авторских правах является существенным (обязательно включается в договор, под угрозой признания его незаключенным) по смыслу ч. 2 того же пункта: «Договор… должен содержать положения об урегулировании имущественных прав…». Такое «урегулирование» необходимо проводить с учетом предписаний ст. 14 Закона «Об авторском праве».

Обратите внимание на смену акцентов! Согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об авторском праве» имущественные права на использование служебного произведения (его виды в норме не указаны) принадлежат автору, если иное не предусмотрено договором. Противоположное общее правило установлено для произведений архитектуры. Имущественные права на них в пределах десятилетнего срока возникают у работодателя, если стороны не оговорили другой порядок (ч. 1 п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Поскольку работодатель - заказчик проекта - это проектировочная или строительная организация (в редких случаях - индивидуальный предприниматель), значит он, следуя второму общему правилу, осуществляет весь комплекс имущественных прав, предусмотренных п. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве».

В течение десяти лет с момента возникновения архитектурного объекта, если иной период времени не согласован в договоре, именно подрядная организация (индивидуальный предприниматель) разрешает его фотографирование, кино- видеосъемку и остальные действия по воспроизведению, передаче полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю. В юридической практике редки случаи предоставления подобных разрешений со стороны автора. Но такие случаи предсказуемы. Во-первых, авторско-правовой режим использования произведений архитектуры может быть согласован в индивидуальном трудовом договоре с «перевесом» в пользу автора - работника. Во-вторых, даже если это не произошло, срок десятилетней «монополии» работодателя - подрядчика (максимум - десять лет) рано или поздно истечет. В-третьих, личные неимущественные права автора (п. 6 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности», ст. 15 Закона «Об авторском праве») принадлежат ему всегда, не отчуждаются, являются абсолютными и потому должны соблюдаться любым лицом, независимо от условий сделок.

В силу своего социально-экономического предназначения, технических характеристик и давней правовой традиции здания, как и многие другие архитектурные объекты, имеют долгий срок «жизни». Поэтому анализ ситуации с их фотографированием, кино - видеосъемкой должен проводиться с учетом исторических условий постройки.

До полной отмены ГК КазССР, т.е. до 01.07.1999 г. , оборот имущественных прав на произведения архитектуры регулировался также ст. 510 ГК КазССР: «Выполненные по заказам организаций архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки могут быть использованы заказчиком для своих нужд, переданы им для использования третьим лицам в печати без выплаты авторам дополнительного вознаграждения». Данная статья четко определяла заказчика единственным обладателем двух исключительных имущественных правомочий на произведения архитектуры:

1) использовать произведение «для своих нужд»;

2) передать первое правомочие третьим лицам.

При осуществлении этих правомочий дополнительное вознаграждение автору не уплачивалось, но основное причиталось (уплачивалось) в общеустановленном порядке.

Выше со ссылкой на нормы законодательства и авторитетные комментарии обосновано заключение: технические замыслы (проекты, чертежи, схемы, эскизы и т.д.) будущих архитектурных объектов в авторско-правовом значении сами по себе не существуют. Они - промежуточная стадия конечного результата, неотъемлемая часть произведения архитектуры, охраняемого в целом, включая документальное решение и его материальное воплощение. Подобный подход к правовому регулированию произведений архитектуры применялся и в советское время.

Таким образом, права заказчика, предусмотренные ст. 510 ГК КазССР, равным образом распространялись и на архитектурные объекты. Заказчик являлся полным (но не первоначальным , т.к. личные неимущественные права все-таки сохранялись за автором) обладателем авторских прав на произведение архитектуры.

Рассмотренное обобществление результатов творчества в пользу социалистических организаций (заказчиков), конечно, противоречило Закону «Об авторском праве». Это противоречие сохранялось с 10.06.1996 г. по 01.07.1999 г. В соответствии с п. 1 действовавшего на тот период Постановления Верховного Совета РК от 30.01.1993 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» положения ГК КазССР применялись к гражданским правоотношениям в части, не противоречащей законам РК, принятым после 01.01.1990 г. Значит, с 10.06.1996 г. ст. 510 ГК КазССР не применялась на практике. Авторские права заказчиков, возникшие до этой даты, сохранили юридическую силу.

Из вышеизложенного следует: архитектурные объекты, возникшие до 10.06.1996 г. (для удобства и краткости изложения назовем их «советскими»), разрешается фотографировать, производить их кино-видеосъемку, воспроизводить иным способом с разрешения заказчика такого объекта. Поскольку многие организации, бывшие заказчиками, в настоящее время реорганизованы, следует испрашивать согласие правопреемника. Отчуждение «советского» здания от организации - заказчика или ее правопреемника в собственность третьего лица (по договору мены, дарения, купли-продажи и иным законным основаниям) может сопровождаться возмездной или безвозмездной передачей авторских правомочий. Для этого необходимо включение в договор соответствующего условия.

2) подрядные (строительные) организации,

3) заказчики произведений архитектуры (полные правообладатели по ст. 510 ГК КазССР - в отношении «советских» произведений архитектуры или в силу договора - в отношении современных объектов),

4) правопреемники (наследники или юридические лица, возникшие в результате реорганизации),

5) иные правообладатели (например, собственники архитектурного объекта, которым по особой договоренности переданы и авторские права).

У одного из этих лиц (обладателя авторских прав) при наличии предусмотренных законом условий испрашивается разрешение на фотографирование, кино-видеосъемку архитектурного объекта, воспроизведение иным способом, передачу полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю.

Нарушение авторских прав (например, при видеосъемке здания и последующей телевизионной трансляции полученного видеоматериала без согласия автора в отсутствие установленных законом оснований такой видеосъемки и трансляции) влечет ответственность, предусмотренную ст. 49 Закона «Об авторском праве». Наиболее популярная санкция закреплена в пп. 6 п. 1 ст. 49: взыскание компенсации в размере от 20 до 50.000 минимальных заработных плат (на текущий момент - от 140.000,00 тенге до 350.000.000,00 тенге). В данном случае ответственное лицо - собственник телевизионного СМИ.

Фундаментальные принципы гражданского права

П. 1 ст. 2

Законы РК: от 29.06.2001 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», от 07.01.2003 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 08.05.2003 г. «Об информатизации» и т.д.

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, если договором не предусмотрено иное.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта, если договором не предусмотрено иное.

2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1294 ГК РФ

1. Комментируемая статья в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ и по традиции с ГК РСФСР 1964 г., Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и Законом об авторском праве и смежных правах устанавливает исключительное право автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства как на сам проект названных объектов, так и на документацию для строительства и реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

В соответствии со ст. 20 Вводного закона утратила силу гл. IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». К произведениям архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1259 ГК РФ относятся также проекты, чертежи, изображения и макеты.

Определения произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства можно дать, исходя из понятий, сформулированных в Законе об архитектурной деятельности. Согласно ст. 2 этого Закона архитектурная деятельность — это профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.

Архитектурным проектом является архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора. Пункт 3 ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимает внешний и внутренний облик объекта, его пространственную, планировочную и функциональную организацию, зафиксированную в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации.

Архитектурный объект представляет собой здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта. О понятии здания, сооружения см. комментарий к ст. 1273 ГК РФ. Ландшафт в соответствии с Европейской конвенцией о ландшафтах — это часть территории (в том смысле, как она воспринимается таковой населением), отличительные черты которой являются результатом действия или взаимодействия природного и (или) человеческого факторов. Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет природный ландшафт как территорию, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Таким образом, произведение архитектуры представляет собой объект авторского права в виде здания, сооружения, комплекса зданий и сооружений, их интерьера, объектов благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданных на основе архитектурного проекта, а также проект и выполненная на его основе документация для строительства (чертежи, макеты, эскизы и т.п.).

2. Автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства предоставляются дополнительные права, в частности право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта, а также право на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное. Так, нарушением исключительного права автора архитектурного проекта являются действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и о запрещении ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Как определено судом, исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления ему права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией. Автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такой договор с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя.

———————————
Пункт 9 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», утвержденного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.

Порядок осуществления авторского контроля и надзора соблюдается в соответствии с Постановлением Госстроя России от 10 июня 1999 г. N 44, которым утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» , в соответствии с которым авторский надзор представляет собой один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемых в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

———————————
Бюллетень строительной техники. 1999. N 7.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости — и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил, а также выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования; в своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», а также в контроле за исполнением, информированием застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке отдельных ответственных конструкций в процессе строительства.

———————————