Как защитить права на архитектурный проект? Специфика правового регулирования архитектурной деятельности.

Комментарий к главе IV Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ”

С 1 января 2008 года утратила силу глава IV комментируемого Закона, которая закрепляла авторские права на произведения архитектуры, а также устанавливала субъекты и объекты авторского права на произведения архитектуры. Признание ее утратившей силу связано с тем, что пункт 1 статьи 16 комментируемого Закона предусматривал, что отношения, возникающие при создании и использовании произведения архитектуры как объекта авторского права, регулируются Законом Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” и комментируемым Законом. Однако с 1 января 2008 года указанный Закон признан утратившим силу в связи со вступлением в силу части четвертой ГК РФ, регулирующей в том числе авторские права на результаты интеллектуальной деятельности.

Устанавливалось, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект. На сегодняшний день согласно статье 1259 ГК РФ произведения архитектуры отнесены к объектам авторских прав.

В целом положения ГК РФ не сильно изменили понятия автора архитектурного проекта, его соавторов, которые применялись ранее в комментируемом Законе.

Изменения коснулись комплекса авторских прав. Если провести сравнительный анализ авторских прав, которые были закреплены положениями, признанными утратившими силу, и теми, которые регулируют авторские права в настоящее время, то можно сделать вывод, что последние гораздо шире. Они включают в себя исключительное право на произведение и право авторства. Помимо этого ГК РФ (часть 4) устанавливает очень важное право, а именно право на неприкосновенность произведения, которое предусматривает, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений. Большое значение для проведения работ в области архитектурной деятельности имеет статья 1294, которая закрепляет права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства. Он имеет исключительное право использовать свое произведение путем реализации архитектурного объекта, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование такого проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Автор произведения архитектуры имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Автор произведения архитектуры вправе требовать от заказчика проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, на сегодняшний день авторские права, порядок их реализации и защиты предусмотрен частью четвертой ГК РФ. Также в ней регулируются вопросы создания произведения архитектуры в рамках выполнения служебного задания, которые ранее рассматривались в ст. 19 комментируемой главы.

1. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

  • 2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.
  • 3. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства. Произведения архитектуры и градостроительства, а также впервые специально упомянутые в новом законе произведения садово-паркового искусства обладают известной спецификой по сравнению с другими объектами авторского права. Прежде всего они, подобно произведениям декоративно-прикладного искусства, имеют двойное назначение.

С одной стороны, они служат удовлетворению определенных материальных потребностей людей, а с другой -- выступают как произведения искусства и предназначены вызывать у людей чувство художественного удовлетворения. Очевидно, что авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона проектов, зданий, сооружений и т. д. Поэтому, например, объектом авторского права признается не весь проект со всеми его техническими и организационными решениями архитектурных идей в натуре, а лишь его архитектурная часть.

Далее, авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, размеры, рисунки, планы озеленения, модели, макеты и т. п., так и собственно произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства в виде зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков и т.д. Правда, в юридической литературе нередко можно встретить утверждение, что объективной формой архитектурных произведений являются лишь чертежи и эскизы, но не сами объекты, которые по ним созданы1. Согласиться с подобным утверждением, конечно, нельзя, поскольку здания и сооружения как раз и являются той основной объективной формой, в которой воплощается архитектурное и градостроительное произведение. Другое дело, что само воспроизведение здания или разбивка парка по разработанному архитектором проекту не являются творческой деятельностью и регламентируются уже не авторским законодательством, а законодательством о договорах подряда или иных подобных им договорах. Роль архитектора при этом, как правило, сводится к осуществлению авторского надзора, т.е. контролю за реализацией проекта. Но если четко различать произведение как благо нематериальное и его материальный носитель, то сомнений относительно признания зданий и сооружений охраняемыми законом архитектурными произведениями возникать не должно. В настоящее время данный вопрос получил четкое разрешение в ст. 16 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", где подчеркивается, что объектами авторского права на произведения архитектуры являются как сам архитектурный проект, так и разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект, т. е. здание, сооружение, их интерьер, объекты благоустройства и т. д., созданные на основе архитектурного проекта.

Нельзя, далее, сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в произведениях архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, как и в произведениях научного характера, основную ценность имеет содержание архитектурно-планировочных идей, а не внешняя форма их выражения. Однако, как уже неоднократно отмечалось, авторское право защищает форму, а не содержание произведений. В этой связи охрана авторским правом архитектурных произведений не обеспечивает в полной мере права и законные интересы авторов, так как не защищает их против присвоения содержания архитектурных идей.

Наконец, в отношении архитектурных и аналогичных им произведений следует также четко различать авторские права их создателей и права по владению, пользованию и распоряжению зданиями и сооружениями как материальными объектами. Законодательство, в частности, не гарантирует автору архитектурного произведения полную неприкосновенность последнего, так как владелец здания в случае необходимости может вносить в него изменения и переделывать его в соответствии со своими нуждами. Однако это может делаться лишь при соблюдении условий, установленных ст. 21 Закона РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", в частности, под контролем органа архитектуры и градостроительства, выдавшего архитектурно-планировочное задание. В силу сложившейся практики, нашедшей законодательное закрепление в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте, вместе с окружающим его ландшафтом. Эти и некоторые другие нормы содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.

Статья 1270 Исключительное право на произведение

  • 2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:
  • 1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
  • 3) публичный показ произведения
  • 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • 5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • 6) публичное исполнение произведения
  • 9) перевод или другая переработка произведения.
  • 10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • 11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
  • 3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.
Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности Резепова Виктория Евгеньевна

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности – произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитек туры»).

Произведение архитектуры объективно существует в форме двухмерного изображения (рисунок, план, чертеж ит.д.) или в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

1) архитектурный проект – комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

2) документация для строительства – комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора (эскизы, рисунки, чертежи, макеты и др.), не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

3) архитектурный объект – объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства (возведения) архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками:а) являющиеся результатом творческой деятельности;б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

9. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и

Из книги Энциклопедия юриста автора

10. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.Первоначальным субъектом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора

11. НАСЛЕДНИКИ, ИНЫЕ СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА Наследники автора как субъекты авторского праваИсключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

17. СРОК ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Право собственности и другие права на водные объекты см. Водный

Из книги автора

13. Понятие и принципы авторского права Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием

Из книги автора

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика Объекты авторского права – произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.В

Из книги автора

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и

Из книги автора

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью

Из книги автора

18. Субъекты авторского права Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения – создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале

Из книги автора

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях

Из книги автора

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются

Май, № 5,2005

Дискуссия

О ФОТОГРАФИРОВАНИИ, КИНО- И ВИДЕОСЪЕМКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ

Авторские права на произведения архитектуры

(практические аспекты «свободы слова»)

(о фотографировании, кино- и видеосъемке произведений архитектуры)

ОТ РЕДАКЦИИ: Подчас, стремление добыть актуальные, ценные сведения, интересно и доступно преподнести их потребителю, при этом опередить конкурирующие средства массовой информации (СМИ) побуждает журналистов балансировать на грани законного и незаконного. К.ю.н., и.о. доцента кафедры гражданского права и гражданского процесса КазГЮУ Д. БРАТУСЬ оценивает с правовой точки зрения действия представителей СМИ в конкретной жизненной ситуации. Не скроем, с некоторыми выводами автора редакция не может согласиться, но, так или иначе, проблема поднята, значит, оптимальное решение ее должно быть найдено.

Введение

Юридическая практика не перестает удивлять неожиданным развитием обычных, на первый взгляд, житейских ситуаций. Как верно подметил главный литературный персонаж «Рассказов» Артура Конан Дойла «самая смелая фантазия не в силах представить себе тех необычайных и диковинных случаев, которые встречаются в обыденной жизни» .

Казалось бы, заурядное дело. Журналисты производят видеосъемку фасада здания, принадлежащего частному лицу (акционерному обществу). Работают методично и обстоятельно до тех пор, пока в процесс не вмешиваются охранники с требованием немедленно прекратить подобные действия, несанкционированные собственником архитектурного объекта. Тут же разгорается традиционный для любого конфликта спор о правах. Не желая покидать место происшествия и, вероятно, предвидя перспективу нового скандального репортажа (не в этом ли цель «черного пиара»?), журналисты попадают в холл здания. Предлог всегда найдется. Что характерно, видеосъемка не прекращается.

В тот же день в вечернем эфире местного телеканала непосредственный участник описанных событий недоумевает по поводу действий службы охраны: как же так, ведь подобным образом можно приостановить видеосъемку любого здания! Получается «кто-то может выскочить и сказать, что здесь снимать запрещено»… (г-н Красиенко Я.Ю., 23.12.2004 г., 20:25, «Вечерние новости», КТК). Ему вторит один из руководителей того же телеканала (г-н Клещенков С.В.): «Никто же не запрещает это, по сути, делать!».

Давайте разберемся и попробуем без эмоций прокомментировать столь юридически некорректные суждения. На практике мне знакомо, как после таких передач трудно успокоить магистрантов на занятиях по спецкурсу «Право интеллектуальной собственности Республики Казахстан» и практически невозможно переубедить среднестатистического обывателя - не юриста. Для него телевизионное сообщение (не суд, не мнение специалиста, а именно репортаж в СМИ) - это истина в последней инстанции. Противопоставить доверчивости такого обывателя букву закона, значит навлечь на себя гнев и непонимание или в лучшем случае, обеспечить критику в адрес «плохих законов».

И все - таки! Обратимся к букве и духу закона. Замечу, что избранный жанр побуждает меня быть лаконичным.

Авторское право на произведения архитектуры

2.1. Определение произведения архитектуры

Вначале - исходные положения (термины, их значение, состав субинститута).

В качестве объектов интеллектуальной собственности (авторского права) произведения архитектуры закреплены в пп. 9 п. 1 ст. 972 Гражданского кодекса РК (далее - ГК) и пп. 9 п. 1 ст. 7 Закона РК от 10.06.1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон «Об авторском праве»).

По мнению Э.П. Гаврилова, в понятие произведений архитектуры включаются произведения градостроительства и садово-паркового искусства . Подобный подход - объединение близких по существу объектов в единую группу «произведений архитектуры» - традиционный, его истоки обнаруживаются еще в советском гражданском праве (см., например, ч. 3 ст. 471 ГК КазССР).

Примечательный факт. В Законе «Об авторском праве» указанное понятие только упомянуто, но не определено. В этом нормативном документе, несмотря на наличие ратифицированных Казахстаном особых международных конвенций по интеллектуальной собственности (с отработанным понятийным аппаратом) и действии ряда специальных законов , даны определения таким техническим терминам, как «база данных», «программа для ЭВМ», «адаптация программ для ЭВМ» и т.д. (см. ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Однако смысл «произведений архитектуры» в нем не раскрыт. Для решения данного вопроса необходимо обратиться к Закону РК от 16.07.2001 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон «Об архитектурной деятельности»).

Искомая легальная формулировка закреплена в п. 24 ст. 1 этого Закона. В целях точности воспроизведения цитирую полностью:

24. Произведение архитектуры (градостроительства) - объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов), являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза

Во - первых. Сочетание слов «объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов)» - это тавтология, «масло масляное». Объекты авторского, патентного права и т.д. - виды объектов интеллектуальной собственности. Обнаруженный повтор - формальная ошибка законодателя.

В заключение по этому вопросу отмечу: даже автор произведения архитектуры может быть договором ограничен в вправе производить фотографирование, кино- и видеосъемку этого объекта интеллектуальной собственности (пп. 3 п. 5 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Кому и в каком объеме принадлежат исключительные права на архитектурные объекты с позиции законодательства об интеллектуальной собственности? Иными словами, у кого спрашивать разрешение на фотографирование, кино- и видеосъемку?

Первоначальным и полноправным обладателем всех авторских правомочий (ст. 15 и ст. 16 Закона «Об авторском праве») традиционно считается автор - «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение» (пп. 1 ст. 2 Закона «Об авторском праве»). Таковыми в отношении произведения архитектуры являются автор проекта, исполнители (подрядчики) и другие творцы, причастные к созданию произведения. Зачастую, проектировщик и строитель - одно и то же лицо: «Исключительные права на использование архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов» (п. 4 ст. 16 Закона «Об авторском праве»).

Теперь - важное в плане поиска истины сопоставление. По вопросу об исключительных правах на произведения архитектуры нормы Закона «Об авторском праве» (в частности, п. 4 ст. 16 , ст. 14) дополняются п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности». Для большей ясности п. 4 ст. 15 цитирую полностью:

4. Авторы произведения архитектуры или градостроительства, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором.

Договор между заказчиком проекта (работодателем) и авторами (исполнителями заказа) должен содержать положения об урегулировании имущественных прав по использованию произведения архитектуры или градостроительства, создаваемого в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

Нормы этого пункта логически не взаимосвязаны. Фраза ч. 1 «не наделяются имущественными правами, если иное не предусмотрено договором» ясно указывает на то, что оговорка о правах автора произведения архитектуры может и не включаться в индивидуальный трудовой договор. Однако, кик видим, условие об авторских правах является существенным (обязательно включается в договор, под угрозой признания его незаключенным) по смыслу ч. 2 того же пункта: «Договор… должен содержать положения об урегулировании имущественных прав…». Такое «урегулирование» необходимо проводить с учетом предписаний ст. 14 Закона «Об авторском праве».

Обратите внимание на смену акцентов! Согласно п. 2 ст. 14 Закона «Об авторском праве» имущественные права на использование служебного произведения (его виды в норме не указаны) принадлежат автору, если иное не предусмотрено договором. Противоположное общее правило установлено для произведений архитектуры. Имущественные права на них в пределах десятилетнего срока возникают у работодателя, если стороны не оговорили другой порядок (ч. 1 п. 4 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности»).

Поскольку работодатель - заказчик проекта - это проектировочная или строительная организация (в редких случаях - индивидуальный предприниматель), значит он, следуя второму общему правилу, осуществляет весь комплекс имущественных прав, предусмотренных п. 2 ст. 16 Закона «Об авторском праве».

В течение десяти лет с момента возникновения архитектурного объекта, если иной период времени не согласован в договоре, именно подрядная организация (индивидуальный предприниматель) разрешает его фотографирование, кино- видеосъемку и остальные действия по воспроизведению, передаче полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю. В юридической практике редки случаи предоставления подобных разрешений со стороны автора. Но такие случаи предсказуемы. Во-первых, авторско-правовой режим использования произведений архитектуры может быть согласован в индивидуальном трудовом договоре с «перевесом» в пользу автора - работника. Во-вторых, даже если это не произошло, срок десятилетней «монополии» работодателя - подрядчика (максимум - десять лет) рано или поздно истечет. В-третьих, личные неимущественные права автора (п. 6 ст. 15 Закона «Об архитектурной деятельности», ст. 15 Закона «Об авторском праве») принадлежат ему всегда, не отчуждаются, являются абсолютными и потому должны соблюдаться любым лицом, независимо от условий сделок.

В силу своего социально-экономического предназначения, технических характеристик и давней правовой традиции здания, как и многие другие архитектурные объекты, имеют долгий срок «жизни». Поэтому анализ ситуации с их фотографированием, кино - видеосъемкой должен проводиться с учетом исторических условий постройки.

До полной отмены ГК КазССР, т.е. до 01.07.1999 г. , оборот имущественных прав на произведения архитектуры регулировался также ст. 510 ГК КазССР: «Выполненные по заказам организаций архитектурные, инженерные и иные технические планы, чертежи и рисунки могут быть использованы заказчиком для своих нужд, переданы им для использования третьим лицам в печати без выплаты авторам дополнительного вознаграждения». Данная статья четко определяла заказчика единственным обладателем двух исключительных имущественных правомочий на произведения архитектуры:

1) использовать произведение «для своих нужд»;

2) передать первое правомочие третьим лицам.

При осуществлении этих правомочий дополнительное вознаграждение автору не уплачивалось, но основное причиталось (уплачивалось) в общеустановленном порядке.

Выше со ссылкой на нормы законодательства и авторитетные комментарии обосновано заключение: технические замыслы (проекты, чертежи, схемы, эскизы и т.д.) будущих архитектурных объектов в авторско-правовом значении сами по себе не существуют. Они - промежуточная стадия конечного результата, неотъемлемая часть произведения архитектуры, охраняемого в целом, включая документальное решение и его материальное воплощение. Подобный подход к правовому регулированию произведений архитектуры применялся и в советское время.

Таким образом, права заказчика, предусмотренные ст. 510 ГК КазССР, равным образом распространялись и на архитектурные объекты. Заказчик являлся полным (но не первоначальным , т.к. личные неимущественные права все-таки сохранялись за автором) обладателем авторских прав на произведение архитектуры.

Рассмотренное обобществление результатов творчества в пользу социалистических организаций (заказчиков), конечно, противоречило Закону «Об авторском праве». Это противоречие сохранялось с 10.06.1996 г. по 01.07.1999 г. В соответствии с п. 1 действовавшего на тот период Постановления Верховного Совета РК от 30.01.1993 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» положения ГК КазССР применялись к гражданским правоотношениям в части, не противоречащей законам РК, принятым после 01.01.1990 г. Значит, с 10.06.1996 г. ст. 510 ГК КазССР не применялась на практике. Авторские права заказчиков, возникшие до этой даты, сохранили юридическую силу.

Из вышеизложенного следует: архитектурные объекты, возникшие до 10.06.1996 г. (для удобства и краткости изложения назовем их «советскими»), разрешается фотографировать, производить их кино-видеосъемку, воспроизводить иным способом с разрешения заказчика такого объекта. Поскольку многие организации, бывшие заказчиками, в настоящее время реорганизованы, следует испрашивать согласие правопреемника. Отчуждение «советского» здания от организации - заказчика или ее правопреемника в собственность третьего лица (по договору мены, дарения, купли-продажи и иным законным основаниям) может сопровождаться возмездной или безвозмездной передачей авторских правомочий. Для этого необходимо включение в договор соответствующего условия.

2) подрядные (строительные) организации,

3) заказчики произведений архитектуры (полные правообладатели по ст. 510 ГК КазССР - в отношении «советских» произведений архитектуры или в силу договора - в отношении современных объектов),

4) правопреемники (наследники или юридические лица, возникшие в результате реорганизации),

5) иные правообладатели (например, собственники архитектурного объекта, которым по особой договоренности переданы и авторские права).

У одного из этих лиц (обладателя авторских прав) при наличии предусмотренных законом условий испрашивается разрешение на фотографирование, кино-видеосъемку архитектурного объекта, воспроизведение иным способом, передачу полученного изображения в эфир или сообщение по кабелю.

Нарушение авторских прав (например, при видеосъемке здания и последующей телевизионной трансляции полученного видеоматериала без согласия автора в отсутствие установленных законом оснований такой видеосъемки и трансляции) влечет ответственность, предусмотренную ст. 49 Закона «Об авторском праве». Наиболее популярная санкция закреплена в пп. 6 п. 1 ст. 49: взыскание компенсации в размере от 20 до 50.000 минимальных заработных плат (на текущий момент - от 140.000,00 тенге до 350.000.000,00 тенге). В данном случае ответственное лицо - собственник телевизионного СМИ.

Фундаментальные принципы гражданского права

П. 1 ст. 2

Законы РК: от 29.06.2001 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем», от 07.01.2003 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 08.05.2003 г. «Об информатизации» и т.д.

Архитектурная деятельность представляет собой сложный конгломерат многочисленных процессов, включающих в себя создание архитектурного проекта, разработку проектной и рабочей документации, конечной целью которых является создание архитектурного объекта в виде зданий, сооружений и т.п. При этом некоторые объекты, созданные в процессе архитектурной деятельности, подлежат особой правовой защите нормами об авторском праве.

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

В отличие от исключительных прав личные неимущественные авторские права являются неотчуждаемыми и принадлежат только тому автору произведения, чьим непосредственно творческим трудом оно было создано. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения (право авторства), право использовать или разрешать использование произведения под своим именем (право автора на имя), право на неприкосновенность произведения, право авторского контроля и надзора.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

1. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 5816/11 по делу № А32-47315/2009-48/723-2010-68/15.
2. См.: п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».