Внешние проявления характера. Проявление характера в деятельности и в общении с людьми

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА 16. ХАРАКТЕР

3. ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

Характер и темперамент. Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал:

«Повышенная впечатлительность, движение резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием» .

Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность: Для меланхолика серьезная проблема - преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников - усидчивости, у флегматиков - активности.

Природные и социальные предпосылки характера. Возникновение свойств характера, его природа, возможность или невозможность его изменения являются предметом давних дискуссий психологов и нередко поводом для категорических суждений, свойственных обыденному сознанию.

Социальной зрелости индивид достигает, обладая системой сложившихся черт характера. Этот процесс протекает неприметно, и человеку кажется, что таким, как сейчас, он был всегда. Так возникает мнение, что черты человеческого характера даны ему от природы, являются врожденными. Утверждение это является весьма распространенным: «он от природы трус и негодяй», или «склонность ко лжи - его врожденное свойство», или даже «наследственность у него такая - в дядю пошел». В самом деле - в одной семье, в одних как будто условиях воспитываются два брата. Разница между ними всего два-три года, и в одной школе учатся, и родители к ним в общем одинаково относятся, а ребята во всем разные, характером ничуть друг на друга не похожи. Отсюда уж недалеко до вывода, что характер дан человеку от рождения.

Чем же объяснить, что жизнь «чеканит» личность человека даже в сходных условиях по различным образцам? Прежде всего надо признать, что «исходный материал», действительно, у разных людей не одинаков.

Человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызывать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика личности.

Эти различия в физиологических условиях - лишь первая причина различий характеров людей.

Надо иметь в виду и то, что «сходные условия жизни» (даже в одной семье) - понятие весьма и весьма относительное. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего брата, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие формированию таких черт характера, как заносчивость или заботливость, ответственность или безразличие, самоотверженность или зависть.

Однако вместе с тем существует много других условий, которые не являются идентичными. Изменение материального положения в семье за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и изменения в отношениях внутри семьи (частенько младшего больше балуют), и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные по своему педагогическому таланту учителя - все это способствует зарождению различных качеств или особенностей личности.

Когда для космического корабля определяют траекторию полета, достаточно ничтожного отклонения в определении исходных данных (направления, начальной скорости и т.п.), чтобы эта незначительная ошибка привела к роковым последствиям - корабль прилетит совсем не туда, куда он был. направлен. Так и с человеком. Где-то в детстве допустили сравнительно несущественную ошибку в воспитании, и на крутой орбите жизни уже у взрослого человека появляются черты характера, которые заводят его в тупик, мешают ему и его близким жить.

Характер - во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Характер проявляется в деятельности людей, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично. А это значит, что они должны непримиримо относиться не только к чужим, но и к своим ошибкам, не «замазывать» их, не закрывать на них глаза. Как писал русский психолог 77. П. Блонский, «учиться жить можно лишь живя соответствующим образом».

Быт, условия жизни в семье, не говоря уже о труде и учебе, - школа человеческих характеров. Перед педагогами и родителями постоянно стоит ответственная задача: своевременно подмечать наметившиеся изменения в характере детей и, принимая их во внимание, осуществлять свою линию поведения и воспитания. Вероятно, нет большей опасности для воспитательной работы, чем шаблон, применяемый в качестве педагогического приема. Это в особенности нетерпимо в тех случаях, когда следует осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

В семье инженера 3. второй ребенок, мальчик, появился, когда его сестре было 12 лет. Девочка воспитывалась в безусловном подчинении родителям и никогда не делала попытки в чем-то противостоять и противоречить. Впрочем, в этом, казалось, и не было причины - требования родителей были вполне разумны. Однако форма, в которой они предъявлялись, отличались жестокостью, сухостью, нетерпимостью к малейшим возражениям. Тот же тон родители взяли в воспитании сына. Однако очень скоро выяснилось, что то, что вызывало покорность у дочки, у сына встречало молчаливое, но упорное сопротивление. Трудно сказать, когда это началось - сами родители связывают это с периодом, когда мальчик гостил у бабушки, - но только еще в первых классах школы завязалась эта тяжелая и изнуряющая обе стороны борьба. Мальчик стал замкнутым, резким, подозрительным. В шестом классе он первый раз убежал из дома. В восьмом - во второй раз, и на этот раз он больше в семью не вернулся. Психолог беседовал с родителями. Они недоумевали: «Вот перед вами его сестра, спросите ее. Разве мы ее по-другому воспитывали? Точно так же, а какой человек получился. Внуков уже нянчим. А он - так нас опозорил!»

«Точно так же воспитывали!» Это так и есть, если ориентироваться на то, какие цели ставили в воспитании, каково было его содержание. В этом отношении родители были на высоте. Но бездумное перенесение приемов воспитания, которые чем-то отвечали особенностям характера дочери, на воспитание сына, у которого характер был совсем другим, закономерно вело к конфликту. Быть может, если бы родители задумались над тем, что представляет собой характер их мальчика, и попытались подобрать к нему «ключи», не было бы этой семейной драмы. «Он имел то же самое, что имела сестра», - говорят родители.

Однако одни и те же педагогические воздействия могут вести к противоположным результатам, если они применяются к людям с различными индивидуальными особенностями. Это аксиома методики воспитательной работы.

Отказ от шаблона в воспитании личности ребенка предполагает творческий подход к вопросам формирования характера. Пусть на этом пути могут быть допущены ошибки, но "серьезное, вдумчивое нетрафаретное решение будет плодотворнее педагогических штампов, если судить не по результатам отдельных действий («добились от ребенка того-то»), а по конечному итогу всего процесса формирования характера.

Итак, характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я с собой ничего не могу поделать», психологически совершенно несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.

Если нет оснований выводить особенности характера из физиологической, природной предрасположенности к их появлению (хотя и следует принимать во внимание природные предпосылки формирования характера), то тем меньше возможностей утверждать его наследственное происхождение.

Изучение однояйцовых близнецов, у которых наследственный фонд анатомо-физиологических свойств идентичен, свидетельствует о ярко выраженной тождественности темперамента близнецов, но не характеров. Случаи воспитания однояйцовых близнецов в разных семьях свидетельствуют о нетождественности их характеров.

Проникшие в массовую печать сведения о том, что вне зависимости от прижизненно складывающихся, любых и существенно различающихся условий у однояйцовых близнецов якобы возникают заведомо одинаковые вкусы, пристрастия и черты характера, являются весьма сомнительными. В разных условиях и обстоятельствах при одних и тех же наследственных предпосылках могут сложиться не только разные, но и прямо противоположные свойства характера.

Итак, характер - прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, и тем самым обретающей свою индивидуальность.

Характер и внешность человека. Из истории характерологических учений. В истории психологии существовало немало теорий, ставивших характер в зависимость от формы черепа, строения лица, конституции (строения, структуры тела и т.п.) и тем самым пытавшихся наметить путь дешифровки черт характера, т.е. по некоторым внешним признакам диагностировать характер человека. Различные системы определения характера вырастали из практических нужд и отражали потребности общества уже фактически со времен античности.

Так, например, рабовладелец, приобретая на рынке невольника, мог довольно точно судить о его физической силе, ощупав его мышцы, о возрасте, заглянув в зубы, о ловкости, заставив пробежаться или попрыгать. Но что он мог сказать о характере своего будущего раба? Покорен он или строптив, простодушен или хитер, работящ или ленив? Будет ли он предан хозяину или, наоборот, взбунтовав других, сбежит через несколько недель? Все это были немаловажные проблемы для покупателя в условиях рабовладельческого общества.

Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по физиономии. В основу их характерологии легла гипотеза столь же фантастическая, сколь наивная. Предлагалось отыскивать во внешности человека черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествлять его характер с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка нос, обозначает лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.

Отголоски этой и подобной ей физиогномических систем определения характера мы находим, например, у средневекового сирийского писателя Абуль-Фараджа Бар Эбрея. В его книге содержатся следующие указания: «Человек с толстой и короткой шеей склонен приходить в ярость, подобно буйволу... Длинная и тонкая шея - признак робости. Такой человек пуглив, как олень... Тот, у которого очень маленькая шея, коварен, подобно волку» .

В XVIII в. приобрела известность физиогномическая система Иоганна Каспара Лафатера, который считал, что человеческая голова есть «зеркало души», и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики есть основной путь для познания человеческого характера. Лафатер оставил ряд остроумных наблюдений над лицами знаменитых людей, собранных в его книге «Физиогномика», совершенно лишенной научного значения, но весьма занимательной. Так, характеризуя Игнатия Лойолу, который был первоначально солдатом, а затем стал основателем религиозного ордена иезуитов, Лафатер усматривал воинственность в остром контуре лица и губ, а иезуитство в «вынюхивающем» носе и лицемерно полуопущенных глазных веках. О гении Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его... нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом, поэзию». Никакой научный метод наблюдения Лафатер предложить не мог, и его физиогномика носила беллетристический характер. (Примечательно, что физиогномическая проницательность не помогла пастору Лафатеру угадать в солдате-мародере, своем случайном собеседнике, убийцу. Во время беседы мародер застрелил знаменитого физиогномиста.)

Появившееся вскоре после смерчи Лафатера новое характерологическое учение получило название френология (от греч. «френ» - ум).

Френология связана с именем немецкого врача Франца Галля. В основе учения Галля лежало утверждение, "что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих качеств находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. А так как, по убеждению Галля, кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то одного взгляда на череп человека или простого ощупывания «шишек» головы якобы было достаточно, чтобы определить его душевные качества.

Галлем были составлены специальные френологические карты, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков и каждому из них соответствовало определенное душевное качество, например, осторожность и предусмотрительность, склонность к жестокости и убийству, коварство, постоянство, настойчивость и упрямство и т.д.

Между тем, даже если бы отдельные душевные качества и черты были заложены в извилинах мозга (что не имеет под собой оснований), то было бы невозможно определить их наличие по выпуклостям черепа. Анатомические вскрытия вскоре убедительно показали, что выпуклостям мозга отнюдь не соответствуют выпуклости черепа. Череп не отлит по форме мозга, как думали френологи.

Столь же ненаучным был и метод, которым создавалась френологическая карта. Для этой цели изучались скульптурные или живописные портреты знаменитых людей и устанавливалась связь между наиболее выдающимися их способностями и качествами характера, с одной стороны, и наиболее выдающимися выпуклостями черепа - с другой. Однако в качестве эталона сплошь и рядом использовались портреты таких мифических и легендарных людей, как библейский Моисей, святой Антоний, Гомер, достоверных изображений которых не сохранилось, и многие другие. В результате этого гениальность Рафаэля доказывалась, например, по черепу одного священника, ошибочно принятому за череп великого художника. Такими ошибками пестрит история френологии.

Но главное все-таки не в этом. Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как черты характера, могут точно размещаться в определенных участках мозга, отражало ранний этап знаний о работе больших полушарий мозга и было отвергнуто позднейшими физиологическими и психологическими исследованиями.

Фантастические домыслы Галля о центрах психических способностей ненаучны. Однако его идея о том, что разные участки мозга ответственны за психологические свойства и процессы, не была лишена смысла. Важна была общая естественно-научная направленность френологии при всей ее очевидной ошибочности. Однако все донаучные теории, сложившиеся в XIX в. и раньше, представляют сейчас лишь исторический интерес.

Современные идеологи расизма реставрируют обветшалые физиогномические и иные им подобные психологические «теории» и пытаются доказать «неполноценность» представителей тех рас и народов, которые для них выгодно объявить «неполноценными» и «вырождающимися», ставя в зависимость свойства характера человека от цвета кожи, жесткости волос и т.д.

В настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос и кожи, длины конечностей и т.д.

Следует ли из этого, что столь заманчивая возможность определения характера человека на основании изучения его внешности совершенно излишнее дело? Однозначно можно сделать лишь вывод, что характер не следует связывать с конституцией тела. Но, быть может, о характере можно судить на основании каких-то внешних признаков?

Чарльз Дарвин в своей книге «О выражении чувств у человека и животных» писал о том, что для физиогномиста существенно знать, «что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными».

Эти идеи Дарвина явились основанием для изысканий многих психологов, которые стали строить свои физиогномические учения на описании и истолковании выражения лица и состояния его мягких тканей. Составлялись своеобразные физиогномические справочники с психологическим истолкованием мимики.

Подчеркивалось, например, что поднятая верхняя губа, вывороченная наружу (в силу чего борозда, идущая от носа к губам, делается глубже, а крылья носа поднимаются), придает лицу выражение скорби. Такие черты лица типичны для людей с грустным, недовольным и раздражительным характером. Если верхняя губа приподнята только с одной стороны, обнажая в то же время зубы, то на лице появляется жестокая, выражающая ненависть или бросающая вызов улыбка. А лицо, на котором такая улыбка наблюдается часто, приобретает выражение жестокости и дикости. Утверждалось, что опускание углов губ придает лицу выражение печали, а выраженное в более сильной степени обозначает презрение. При этом удлиняется борозда, идущая от носа к углу губ, и охватывая соответствующий угол, образует вокруг него складку. Этот признак презрения, как считалось, встречается у людей надменных, гордых, полных чувства собственного достоинства и сознания превосходства над другими.

Эти наблюдения в определенном смысле отличаются от различных фантастических построений Лафатера, Галля и др. По-видимому, существует известная зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера. Так, к примеру, портреты кисти Рокотова, Боровиковского, Сурикова, Крамского, Репина, Серова явно передают в выражении лица черты и черточки характера человека. На картине Репина в каменной неподвижности стоит царевна Софья. Обрюзгшее лицо, тяжелый взгляд, сильные мускулы у рта, горькое и вместе с тем брюзгливое выражение - все выдает властный, жесткий и сильный характер бывшей правительницы всея Руси, а потом узницы Новодевичьего монастыря.

Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, складки и морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения. Так, например, физиогномисты обыкновенно отмечают, что приоткрытый слегка рот при несколько опущенной челюсти - признак глупости. Однако причиной тому может быть и больная носоглотка, и глухота, и напряженное внимание.

Для определения характера известную роль играет внимательное изучение внешности, в том числе и привычного выражения лица человека. Однако внешний облик человека не может сам по себе быть источником исчерпывающих сведений о его характере.

Поступок и формирование характера. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое наиболее яркое выражение в его поступках, поведении, деятельности. О характере следует судить в первую очередь на основании поступков людей, в которых наиболее полно отражается их сущность.

Известна восточная поговорка: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу». Акцент в ней правильно поставлен на человеческих поступках, которые, повторяясь, становятся привычными, закрепляются в чертах характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. Система привычных действий и поступков - фундамент характера человека. От анализа поступков к синтезу их в характере, в психологическом облике личности и от понятого характера к уже предвиденным и уже ожидаемым поступкам - таков путь проникновения в сущность индивидуального характера.

Человек по самому своему существу деятелен. В структуру человеческой деятельности входят как различные непроизвольные, автоматизированные движения (мимика, пантомимика, походка и т.д.), так и преднамеренные действия большей или меньшей степени сложности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека, как известно, называются привычками. Самый удачный портрет не дает столько сведений о характере человека, как его привычные действия и движения.

И все-таки решающие, объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не эти непроизвольные действия и движения человека и не черты его внешнего облика, а его сознательные и преднамеренные действия и поступки. Именно по поступкам судим мы о том, что представляет собой человек.

Вспомним чеховского Беликова («Человек в футляре»). Если бы Чехов ограничился описанием внешности Беликова и не показал, что и мысль свою Беликов «также старался запрятать в футляр», если бы он не показал, как он угнетал всех своими чисто «футлярными» соображениями: «ах, как бы чего не вышло», если бы, наконец, он не поведал о фискальных выходках Беликова, то никак еще нельзя было бы определить, хороший или плохой человек Беликов - только лишь пассивно-осторожный или эта осторожность является оборотной стороной активной подлости.

Таким образом, характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

1 Стендаль. Собр. соч.: В 15 т. - М.: 1959. - Т. 6. - С. 220-221.

2 Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. - М., 1957. - С. 223.

- 82.00 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

НГОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»

Специальность 030301.65 «Психология»

Контрольная работа

по предмету « Психология»

Тема « Проявления характера»

Выполнила: Мощеева Г.А

Студентка группы ПС/С-10К

Проверил

Преподаватель Стасевич О.М.

Канск-2011г.

Введение………………………………………………………… …………….…3

1 Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер…….3

2 Основные черты характера……………………………………………………. 8

3. Личность и характер человека ………………………………………………12

Заключение…………………………………………………… ………………....14

Список литературы…………………………………………………… …….…..16

ВВЕДЕНИЕ.

Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле, мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется, прежде всего, определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера -это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

1. Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер

Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.Понятие "характер" является маргинальным, так как оно широко используется не только в психологии, но и в физиологии, педагогике, философии, психиатрии, этике, литерал туре, истории и т.д. В характере проявляется направленность личности и система ее отношений с миром и с самим собой. Характер синтезирует не ситуативные, а устойчивые личностные качества, которые отражаются в совершаемых поступках. В каждую историческую эпоху выделяется специфический социальный тип характера. За 20 лет до появления "социального характера" Э. Фромма К. Юнг предсказал появление понятий "социальный характер" и "социальный тип". В 1928 году К. Юнг предложил следующую характеристику характера: "характер - это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода... В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать - выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формам". Эрих Фромм к социальному характеру относил ту часть структуры характера, которая является общей для большинства членов той или иной социальной группы. Индивидуальный характер Э. Фромм определял как совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности. Он исходил из того, что, социальный характер складывается в результате опыта и способов жизнедеятельности членов группы. Среди социальных характеров всегда имеют место "отклоняющиеся" личности с совершенно иной структурой характера, чем у большинства членов группы. Вероятно, здесь проявляют себя случайные факторы и индивидуальный жизненный опыт. При рассмотрении социального характера Э. Фромма интересовало, как энергия личностей распределяется и действует в качестве продуктивной силы в тех или других социальных группах. Введение понятия "социальный характер" было необходимо для осмысления происходящих социальных процессов, в ходе которых человек должен адаптировать свои потребности и направлять свою энергию на определенный способ жизнедеятельности, характерный и принятый в существующем обществе. Однако значимость характера как фактора развития тех или иных социальных групп или обществ в целом этим не исчерпывается. Не менее важно, что характер оказывает определяющее влияние на мышление, эмоции и действия каждой отдельной личности. Принято говорить об индивидуальном характере личности в о социальном характере различных групп. Социальный характер является определяющим для развития и принятия тех или иных идей, которые избираются социальными группами сознательно, а отдельные личности не всегда оказываются способными действовать в согласии с ними. Идеи только тогда становятся реальной силой, если они отвечают потребностям, которые свойственны данному социальному характеру. Следовательно, характер выполняет различные функции по отношению к личности и по отношению к обществу. Если характер конкретной личности не сильно отличается от социального характера, то она научается действовать в рамках "необходимого" и "желательного" для данных социальных условий и для данной культуры. Характер может выполнять экономическую, психологическую, эмоциональную функции. Субъективные функции характера заключаются в побуждении личности к действиям, необходимым для него с практической точки зрения, и в обеспечении эмоционального удовольствия от собственных действий. Функции социального характера, с точки зрения его влияния на социальные процессы несколько иные. Характер выполняет функции приспособления человека к социальным условиям, в процессе которого развиваются те черты, которые заставляют его желать и действовать так, как должно. Э. Фромм пытался доказать, что если социальный характер приспособлен и направлен на решение задач, значимых для данного общества, то человеческая энергия направляется по нужному руслу. В этом случае она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества. Следовательно, люди научаются работать в силу необходимости. Социальные задачи становятся внешней властью по отношению к человеку. В противовес социальной человек создает себе "внутреннюю силу" - совесть и чувство долга, которые контролируют его гораздо успешнее, чем любая внешняя власть. Однако во многих ситуациях возникает противоречие между тем, что человек должен делать и что бы он хотел делать. Это противоречие между "должным" и "желаемым" снижает продуктивность деятельности. Таким образом, функция социального характера состоит в интериоризации, то есть превращении внешних требований во внутренние. Тем самым общество заставляет человека использовать свою энергию для решения задач данной экономической и социальной системы. Если в структуре индивидуального характера укореняется социальный характер, то психологические силы каждого человека укрепляют социальную структуру. Эти взаимосвязи являются очень динамичными. Наступает момент, когда старая структура характера продолжает существовать в новых экономических условиях, для которых старые черты характера уже не подходят. Продолжая действовать в соответствии со своей индивидуальной структурой, люди становятся помехой в социальном процессе. Например, традиционные достоинства людей: умеренность, неспешность, осмотрительность, могут утратить свое значение в современной деловой жизни, по сравнению с такими новыми качествами, как инициативность, готовность к риску и др. В обществе возможен разрыв между экономической и психологической эволюциями. Это приводит к ситуации, в которой психологические потребности не могут удовлетворяться обычными экономическими действиями, что вынуждает человека искать их удовлетворения другими путями. Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр. Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: "Каков характер, таковы и поступки". Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре. Поведение человека рассматривается, оценивается, прежде всего, с точки зрения его взаимоотношений с другими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли движению общества вперед. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят. Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы, которыми руководствуются люди, избирая тот или иной способ поведения, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и прежде всего к людям. Зная основные свойства характера человека можно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.

2. Основные черты характера

Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности. Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности. Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни. Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д. Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии. Каждый много думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым. Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо "человек с характером", подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости. Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек, и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности. Особенности характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку. Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Характер каждого человека - это своеобразное сочетание различных черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п. Черты характера, проявляющиеся у человека в его деятельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим людям, к самому себе, приобретают положительное или отрицательное значение в зависимости от того, какими целями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки. Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы. И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов. Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера. Для понимания нервно-физиологической основы характера большое значение имеет учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Вторая сигнальная система является физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. "В нормально развитом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения". Конечно, говоря о физиологических основах характера, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. "Физиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, например, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера имеет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число общественных наук". Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека). Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь. Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет. Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, какое примут решение... Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым. Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты. Цельный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерности" человека. Но "бесхарактерность" часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается определенной линии, но его линия, если можно так сказать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную идею. Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека. Наиболее привлекательны в человеке такие черты характера, как доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее с юмором, чем с досадой.

3.Личность и характер человека

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления. Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость, а также общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого - прежде всего его собственной внутренней жизнью" . Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй - интровертированным. Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

Все в курсе, что у каждого из нас разный характер, но только не все этими знаниями пользуются. Это совершенно зря, ведь имея на вооружении знания о характере человека, вы можете предугадать его поведение и откорректировать его собственнолично.

Тем более, что для того, чтобы разобраться в характере, вовсе не нужно длительное время общаться с человеком, достаточно просто внимательно на него посмотреть. Уверяем вас, что вы сможете увидеть многое!

Большинство людей думает, что именно интеллект делает великого учёного.
Они ошибаются - это характер.
Альберт Эйнштейн

Характер, как качество личности

Характер являет собой совокупность устойчивых свойств психики, которые определяют характерные особенности отношений и поведения человека.

Говоря о характере, имеют ввиду комплекс качеств личности, который значительно влияет на действия человека. Характер определяется нервной системой, а его развитие – окружающей средой.

Выделяют 4 категории характера, которые образуют:

  1. Отношение к членам коллектива, обществу в целом - отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, презрение, черствость;
  2. Черты, демонстрирующие отношение человека к своей работе - добропорядочность, ответственность, лень, пассивность;
  3. Черты, отображающие отношение личности к самому себе - самокритичность, гордыня, застенчивость, эгоцентризм.
  4. Черты, демонстрирующие отношение человека к материальному - неряшливость, аккуратность.

Классификация характера человека по Э. Кречмеру

Психолог Э. Кречмер выдвинул теорию, которая заключается в том, что характер напрямую связан с телосложением человека.

В теории Кречмера описано 3 типа телосложения и 3 типа характера, которые им соответствуют.

Тип характера, который присущ таким людям, шизотимики – замкнутые, упрямые люди, которые плохо привыкают к изменяющимся условиям.

2. Атлетики

Высокие люди с развитой грудной клеткой, крепким скелетом и мускулатурой.

Им соответствуют иксотимики – спокойные и мало впечатлительные люди, которые не переносят перемен.

Расстройства психики у этих людей могут стать причиной развития эпилепсии.

3. Пикники

Люди невысокого роста, склонные к полноте, с короткой шеей, невыразительными чертами лица.

Тип характера, присущий этим людям, циклотимики – контактные люди, выражающие свои эмоции. Они достаточно просто адаптируются к новым условиям.

Нарушение психики у них приводит к затяжным депрессиям.

ВикиСправка:
Эрнст Кречмер (нем. Ernst Kretschmer) (08.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна - 09.02.1964, Тюбинген) - немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения.

Свойства характера

Существует еще одна классификация, которая предусматривает 4 основных свойства характера:
  1. Эмоциональное - жизнерадостность, уравновешенность, бодрость и т.п.
  2. Волевое - самообладание, стремление достичь успеха.
  3. Интеллектуальное - рассудительность, наблюдательность, вдумчивость.
  4. Нравственное -ответственность, справедливость, доброта.
Зная данные свойства характера человека, можно предугадать и "отредактировать" предполагаемые действия и поступки.

Статус личности


Характер корректируется на протяжении всей жизни человека. Образ жизни заключает в себе то, как человек мыслит, чувствует, действует в тех или иных ситуациях.

С формированием образа жизни, формируется и сам человек. Немаловажное значение имеют жизненные обстоятельства и общественные условия, которые имеют место быть в жизни каждого из нас.

Однако, формирование характера осуществляется в разных группах (класс, компания друзей, коллектив на работе). Характер будет зависеть от статуса личности в коллективе, а также от того, какие ценности поддерживаются референтной группой.

Коллектив формирует благоприятные условия для становления лучших черт характера, а поскольку это взаимный процесс, то и сам коллектив тоже видоизменяется благодаря личности. Сам характер определяет жизненные ценности и позицию человека.

Заключение

Люди с той или иной направленностью в характере могут выбрать совершенно разные пути для достижения цели, прибегая к собственным способам и приемам.

Черты характера при этом чётко отображаются в ситуации, когда человек должен выбирать тактику поведения.

Характер- это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, объясняя типичные для индивида способы поведения.

Понятие о характере.

Взаимосвязь характера и темперамент.

Типология характеров.

Проявление черт характера.

Понятие о характере.

План

Характер.

Основные понятия: характер, черта характера, типология характера .

В переводе с греческого «характер» означает « чеканка» (оставлять след) или «примета», характер – это особенные приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

В характере проявляется воля и мотивация поведения человека.

С определенным сочетанием свойств нервной системы человек рождается на свет, характер воспитывается при жизни.

Характер проявляется:

1.В деятельности - это предпочтение сложных или легких видов, преодоление препятствий, отношение к важности результата.

2.В общении - это манера поведения, способы реагирования на действия и поступки.

Характер зависит от культуры и воспитания. Мы проявляем характер, когда совершаем сознательные обдуманные поступки, которые можем объяснить.

Характер- это способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо, проявляя волю, настойчивость и упорство.

Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности .

Черта личности - это устойчивая особенность человека, такая, которая определяет поступки человека.

«Свойством личности» обозначают какую- либо отдельную частную сторону психологии человека, от которой зависит стиль, а не суть поведения.

По своей сути поступки мало зависят от темперамента. Свойство характера - средство достижения цели.

В целом характер зависит:

От успешного или неуспешного преодоления трудностей;

От отношения к неудачам и удачам;

От общественного мнения.

Важным моментом в формировании характера является то. как человек относиться к окружающей среде и к самому себе.

Черты характера проявляются:

1.В отношении к другим людям (устанавливает- не устанавливает, привязанность, принципиальность, общительность, правдивость, тактичность и т.д.).

2.Отношение к себе (самолюбие, чувство собственного достоинства, эгоцентризм, самоотверженность и т.д.)

3.Отношение к делу (добросовестность, исполнительность, серьезность, энтузиазм, озабоченность, ответственность и т.д.)



4.Отношение человека к вещам (аккуратность, небрежность, щедрость и т.д.).

Черты характера выступают как программа поведения человека.

Выделяют две группы черт характера:

1 группа - моральные черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.

Это такие черты как коллективизм-эгоизм, чуткость- грубость, общительность, аккуратность, безответственность, небрежность.

Это черты характера, являются моральными качествами и выступают как положительные или отрицательные качества.

Главная задача человека с точки морали –это забота об окружающих людях, их интересах, их спокойствии.

2 группа - волевые черты характера.Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.

Определенность характера - зависит от того, насколько ярко выражены доминирующие стержневые черты.

Цельный характер- это единство мыслей, чувств и поведения, действий, и поступков.

« Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел, и добр».

К. Паустовский.

3. Типология характеров (личности ).

Для всех типологий характерна общая идея:

1. Характер формируется в процессе жизни и проявляется как более – менее устойчивый;

2. Сочетание личностных черт не случайно, а образует четко различимые типы.

3. Большая часть людей может быть разделена на группы.

Характер – это проявление эмоциональной реакции в поведении человека в различных отношениях и специфических ситуациях. Характер определённого лица и все его особенности проявления качеств – это следствие воспитания и условий проживания в социальном обществе.

Разумеется, индивидуальная корректировка и различные жизненные обстоятельства влияют на психологию человека, но формирование и развитие высших психических функций и генетических особенностей закладывается и формируется в утробе, поэтому когда человек рождается, практически с первых дней проявляет свои индивидуальные особенности. Любого человека можно охарактеризовать и присвоить ему определенный тип личности.

Также, можно обратить внимание, на проявление характерных типичных признаков разных народов, т.е. существуют общие определения конкретных национальностей. Например, характер русского явно отличается от других национальных менталитетов.

Темперамент русского человека :

  • «Широта и щедрость души», что отсутствует у большинства народов.
  • Терпеливость, стойкость и выносливость.
  • Тяга к справедливости и сострадание.
  • Из отрицательных: лень пессимизм, лицемерие и сквернословие.

Определить русского человека легко по темпераменту, иностранные нации ассоциируют русского человека, как любящего погулять «на широкую ногу», их всегда удивляла щедрость, стойкость и самоотверженность русского народа. Только у русского человека присутствует оригинальное чувство юмора, которое приводит в недоумение заграничных собратьев. Многие иностранные мужчины считают, что русская женщина лучшая спутница для жизни, так как обладает отзывчивостью, человечностью, верностью и состраданием.

Также приличный барьер для иностранцев – это изучение русского языка, он считается самым трудным из-за чрезмерной эмоциональности и двойного смысла одинаковых слов. Качества в людях русского склада, их отношение к другим людям социального окружения в большей степени имеют склонность почитать религиозные традиции. Отношение к христианству, соблюдение религиозных обрядов начинается с истоков образования славянской расы.

8 ПРИЗНАКОВ, ЧТО ВАМ ВРУТ! Как распознать ложь?

Индивидуальные особенности в людях, выявление их признаков показатель истинного лица русского человека, какие качества и способности могут проявиться в нестандартных ситуациях социального общества. Психология русского человека, гибкость ума, необыкновенная выносливость, самоотверженность, любовь к отчизне, проявление сострадания ни раз убеждала противников в своей силе и непоколебимости.

Классификация черт характера

Черты характера
Эмоциональные Волевые Моральные Интеллектуальные
Эмоциональность Настойчивость Честность Любознательность
Жизнерадостность Самостоятельность Отзывчивость Сообразительность
Впечатлительность Неуверенность Доброта Находчивость
Решительность Жестокость Легкомысленность
Смелость Вдумчивость

Психология различной степени проявления характера каждого человека индивидуальна и формируется в течении всей жизни, меняется в зависимости от социальной среды. Существует определённая классификация, к группе которой можно отнести того или иного человека.

Список проявлений в поведении людей и оценка качеств в социальных ситуациях .

  1. Волевые качества – это особенности свойств конкретного лица, которые проявляются в нестандартных ситуациях (выдержка, терпеливость, упрямство, смелость, трусость, мужество, дисциплинированность и т.п.)
  2. Эмоциональные проявления – это продолжительность психических процессов у определённого лица в специфических ситуациях (негативное, позитивное, динамичное, нейтральное, статистическое, нетрадиционное).
  3. Интеллектуальные особенности индивидуального лица, качество мышления человека (широта, глубина, гибкость, критичность, глупость и т.п.)

Список проявлений качеств людей

Отношение к окружающему миру, подразделяется на четыре типа :

  • Я хороший – все хорошие.
  • Я хороший – все плохие.
  • Я плохой – все хорошие.
  • Я плохой – все плохие.
  • Отношение к своей личности (самоуважение, самокритичность, высокомерие, чувство собственного достоинства и т.п.).
  • Отношение к труду (леность, трудолюбие, аккуратность, толерантность, небрежность, пунктуальность, ответственность и т.п.).
  • Отношение в группах социального окружения (общительность, замкнутость, правдивость, лживость, вежливость, грубость и т.п.).

Типы темперамента человека

Темперамент – это постоянные особенности индивидуального поведения конкретного лица, которые одинаково проявляются в различной деятельности. Бывают четыре типа определениями которых являются:

  1. Сангвиник, отличается повышенной подвижностью, работоспособностью имеет ярко выраженные мимические эмоциональные проявления в выражении лица, отзывчивость, общительность, уравновешенность, оптимизм, весёлый нрав, быстрая утомляемость от напряжённой работы, беззаботность.
  2. Холерик – резкие смены настроения, вспыльчивость, истеричность, быстрая отходчивость, порывистость, вспышки гнева.
  3. Меланхолик – тревожность, пессимизм, ранимость, излишние переживания по любому поводу, сдержанность, самообладание, не доверие к другим.
  4. Флегматик – хладнокровность, низкая активность, благоразумие, создаёт впечатление мудрого человека, всегда доводит дело до конца.

Темпераменты человека. 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик

Проявления черт характера у мужчин и женщин

Проявление черт характера у мужчин

Одна и та же черта характера у мужчин и женщин, их отношение к действиям проявляется в различных эмоциональных реакциях, вызывая при этом абсолютно разные чувства.

Например, обидчивость женщины проявляется у мужчины в виде гневных вспышек.

  • Женщинам свойственны проявления излишней эмоциональности, чувствительности, понимания и сострадания, практичность они более подвержены к резким сменам настроения. Психология мужчин, отношение к ценностям, основаны на сдержанности и стремлению к власти и лидерству. Каждые периоды эпохи характеризуют наличие определённых качеств у мужчин и женщин.

Проявление черт характера у женщин

  • Так, например качества в современных людях имеют незначительные отличия, всё больше формируются объединения мужских и женских профессий. Сегодня не редко можно встретить прекрасную половину человечества за рулём, а мужчину стилиста парикмахера или кондуктора, что несколько десятков лет назад очень удивило бы их самих.

Основные черты характера человека – это преобладающие устойчивые, врожденные или приобретенные качества, которые постоянно проявляются в поведении индивидуального лица. Узнав, какие признаки соответствуют определенному человеку можно составить психологический портрет, отношение и мнение о нём, а также присвоить тип темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик).

Классифицировать какие свойственные индивидуальные качества, чтобы определить положительные и отрицательные черты характера и сделать общие выводы. Это поможет, например при устройстве на работу в выборе должности, а иногда и в выборе спутника жизни, определив критерии, какие ценишь.

Отрицательные и положительные черты характера человека

Психология любого человека это беспрерывное формирование качества характера, в зависимости от того какие условия, поэтому ему свойственно проявлять отрицательные черты, они могут меняться в зависимости от того какие условия, в худшую или лучшую сторону.

Также есть и постоянные отрицательные качества, проявляющиеся у индивидуального лица, которые не меняются в течении жизни.

Негативные черты характера не всегда можно расценивать как отрицательные их особенности и качества могут подчеркивать достоинства :

  1. Самоуверенность – довольство собой, может спровоцировать тягу к работоспособности и улучшению производительности, для реализации самоудовлетворения.
  2. Упрямство, провоцирует достижение поставленных перед собой целей.
  3. Эгоистичность – игнорировать других это плохо, но и стараться угодить другим не всегда приносит пользу. Иногда нужно думать о себе, чтобы быть в состоянии помочь другим.
  4. Зависть, некоторых людей может спровоцировать их на желание достичь лучшего результата, чем у других.

Бывают такие черты характера в людях как жестокость, лживость, лицемерие, леность, скупость, грубость, угрюмость и т.п., которые никогда не спровоцируют их на хорошие поступки.

Положительные и отрицательные черты характера их качества в большей или меньшей степени присутствуют в каждом человеке. Позитивные могут прикрывать негативные черты характера индивидуального лица. Например, люди бывают ленивыми, но добродушными или эгоистичными, но аккуратными и трудолюбивыми, грубыми, но отзывчивыми и щедрыми и т.д.

Список положительных качеств их признаки :

  1. Выносливость и терпеливость.
  2. Благодарность и нравственность.
  3. Инициативность и незаурядность.
  4. Жизнерадостность и одаренность.
  5. Чуткость и оптимизм и др.

Главные черты характера у женщин

Список преобладающих качеств и их отличительные свойства :

Главные черты характера у мужчин

Список преобладающих качеств и их свойства:

4 основных психотипа личности. Как определять и распознавать характер человека?