Социальная обусловленность, правовые основы, сущность и значение уголовного преследования. Принципы права и их социальная обусловленность

Введение

ГЛАВА 1 Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за кражу в Российском законодательстве

1.1 История вопроса о понятии кражи в Российском уголовном законодательстве

1.2 Кража как форма хищения

ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного статьей 158 Уголовного кодекса РФ

2.1 Объект и предмет преступления

2.2 Объективная сторона преступления

2.3 Субъективные признаки преступления

2.4 Квалифицирующие признаки преступления

ГЛАВА 3 Проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за кражу

3.1 Отграничение кражи от иных форм хищения

3.2 Вопросы квалификации кражи

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Право собственности занимает особое место в системе гражданских прав. Оно является регулятором экономических отношений и показателем личного благополучия граждан. Способами законодательного регулирования и юридической защиты этого важнейшего права во многом определяется характер общественных отношений. Действующая Конституция РФ не только провозглашает право собственности, которое признается и охраняется государством, но и раскрывает его содержание: «каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно и с другими лицами».

Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод. Никто не может быть лишен своего имущества и иначе как в случае установленной законом общественной необходимости при условии справедливого предварительного возмещения.

Кроме того, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ обеспечивающих нормальное функционирование экономики. В любой стране отношения собственности являются материальной основой, и служит средством удовлетворения материальных и духовных потребностей населения. Для того чтобы отношения собственности выполняли свою задачу, они нуждаются в надежной защите от преступных посягательств. Государство всегда считало необходимым вести самую решительную борьбу с посягательствами на имущество собственника. В настоящее время задача состоит в том, чтобы усилить охрану всех видов собственности, обеспечить в соответствии с законом суровое наказание лиц, злостно посягающих на имущество собственника, добиваться полного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а так же интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.

Современное состояние криминальной ситуации в России характеризуется резким обострением негативных тенденций и процессов, связанных с преступностью. Это особенно проявляется в структуре корыстной преступности, увеличение которой в последние годы происходит в основном за счет роста краж чужого имущества, совершаемых с незаконным проникновением в жилище.

Основными причинами роста корыстных преступлений является социально-экономическое положение большей части населения страны, в частности снижение жизненного уровня населения, безработица, низкий размер зарплат, пенсий, пособий.

Кража чужого имущества является самым распространенным деянием, известных уголовному кодексу РФ (до 50%) в структуре всей преступности, и уже в силу одного этого факта представляют повышенную степень общественной опасности для экономических интересов граждан и государства.

Однако в настоящее время наблюдается низкая раскрываемость краж, что объясняется, на наш взгляд, тремя обстоятельствами: во-первых, низкой профессиональной подготовкой следователей, дознавателей, и оперативных работников; во-вторых, недостаточным использованием специалистов, оснащенности и использованием технических средств при расследовании краж и, в-третьих, недостатком специальной литературы по расследованию преступлений данной категории.

В связи с этим резко возросла актуальность проблемы борьбы с данной категорией корыстных преступлений.

Предметом квалификационной работы является кража и ее уголовно-правовая характеристика, а под объектом понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Целью данной квалификационной работы является анализ уголовно-правовой характеристики кражи, а так же разрешение спорных вопросов, касающихся применения законодательства об ответственности за преступления, предусмотренные ст.158 УК РФ на практике.

При написании квалификационной работы поставлены задачи: определить понятие кражи как формы хищения и сопоставить труды известных ученых при данном исследовании; проанализировать понятия «объекта» и «предмета» кражи, которые являются необходимыми элементами состава преступления; разграничить понятия «хищения» и «мелкого хищения», определить виды ответственности за данные деяния; охарактеризовать объективную сторону и субъективные признаки преступления; отгранить кражу от иных форм хищения.

В качестве теоретических источников при подготовке работы были использованы труды известных ученых юристов: А.А. Гурова , Б.Д. Завидова , С.М. Кочои , Ю.И. Ляпунова , И.С. Тишкевич , и др.

Поставленные задачи квалификационной работы решались с помощью исторического, диалектического, системного, формально-юридического, социологического и статистического методов.

В процессе рассмотрения теоретических вопросов были использованы материалы судебной практики правоохранительных органов Искитимского района НСО.

ГЛАВА 1 Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за кражу в Российском законодательстве

1.1 История вопроса о понятии кражи в Российском уголовном законодательстве

Понятие хищения не является новым для современного уголовного права. Первое место по численности совершаемых преступлений в XI-ХII вв. на Руси занимает «татьба»- воровство, кража. Данное понятие аналогично понятию «хищение» и встречается еще в памятниках отечественного права – Русской Правде. Русская Правда предусматривала деление кражи на простую и квалифицированную по объективной стороне. Квалифицированной считалась кража вещей особо охраняемых собственником. «Если кто украдет скот в хлеве и кража эта совершена ночью, потерпевшему предоставлялось право убить вора без суда и следствия» Ст.38-39 Карамзинского списка .

Татьба различалась и в зависимости от места совершения преступления. Кража по Русской правде рассматривалась как более опасное поведение, чем открытое хищение имущества. Тайность свидетельствовала о коварстве и низости лица, его совершившего.

В период феодальной раздробленности Руси наиболее известным источником, содержащим нормы уголовно правового характера, считается Псковская Судная Грамота (ПСГ) 1467 г. В этом документе была деятельно разработана ответственность за имущественные преступления.

Создание Российской Империи было ознаменовано принятием Воинского артикула Петра 1 (1715 г.) который представлял собой военно-уголовный кодекс без Общей части. В то же время он предусматривал и обще уголовные преступления, в том числе преступления - кражу, грабеж и др., в связи, с чем он мог применяться не только к военнослужащим. С тех пор институты уголовной ответственности за корыстные имущественные преступления непрерывно развиваются, не прекращается это развитие, и по сей день. Основы советского уголовного законодательства были заложены в декретах о суде №1 и №2. Декрет №1 наметил деление всех преступлений на контрреволюционные и другие более опасные - мародерство, хищение и др. все остальные. В первом Уголовном кодексе РСФСР от 1922 г. систематизировались в порядке значимости преступления: государственные, должностные, хозяйственные и т.д. Особенная часть УК РСФСР 1922 г. состояла из восьми глав. В главе 16 «Имущественные преступления» были предусмотрены такие посягательства на собственность: кража, грабеж (простой и насильственный), разбой, присвоение вверенного имущества, мошенничество, вымогательство (в том числе его разновидность шантаж), повреждение имущества. Жижиленко А.А. считал, что такая группировка имущественных преступлений в законодательно-техническом отношении не совсем удачна. Все случаи хищения он предлагал делить, как и в Уложении 1903 г., на две группы: ненасильственное похищение (к нему они относили похищение тайное или открытое, но без насилия над личностью); насильственное похищение (похищение открытое с насилием над личностью). Из ненасильственного похищения с учетом особенностей способа совершения преступления он выделял мошенничество .

Уголовная ответственность за истязание

1. Социально-криминологическая обусловленность уголовно-правового запрета истязания

Современное уголовное законодательство России признаёт истязанием деяние в виде причинения физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ (ч. 1 ст. 117 УК РФ). С уверенностью можно утверждать, что уголовно-правовой запрет истязания является в РФ исторической традицией, поскольку нормы, его предусматривающие, появились несколько столетий назад. Такие нормы множество раз претерпевали изменения, соответствующие той или иной эпохе развития нашего общества.

Вместе с тем, по нашему мнению, столь длительный период существования какой-либо правовой нормы не должен ослаблять внимание законотворческих органов к вопросу о социально-правовой обусловленности нормы. Особенно это актуально для норм уголовного права, так как их нарушение влечёт наиболее жёсткую реакцию со стороны государства. В этой связи обоснованным видится изучение социально-криминологической обусловленности уголовно-правового запрета на истязание, что позволит ответить на вопрос о необходимости и целесообразности названного запрета на сегодняшний день.

Проблема криминализации общественно опасных деяний по праву считается одной из фундаментальных проблем теории уголовного права, разрешению которой было посвящено значительное количество работ, содержащих различные точки зрения о том, какие именно критерии должны быть положены в основу криминализации деяний 2 . Не имея возможности провести детальный анализ высказанных точек зрения, отметим, что при всей разнице подходов к критериям (основаниям, условиям, принципам) криминализации деяний, вполне возможно выделить те, которые признаются практически всеми исследователями. Так, большинство авторов солидарны в том, что для установления преступности деяния необходимо, чтобы оно было общественно опасным, достаточно распространенным, процессуально доказуемым. Необходимым условием криминализации признается невозможность эффективного противодействия общественно опасному деянию иными правовыми средствами. Кроме того, общепризнанным является тот факт, что криминализация деяния возможна лишь при условии ее непротиворечия Конституции РФ и международным договорам, имеющим силу для России, а также нормам нравственности. Исходя из этого, для того чтобы уяснить социальную обусловленность уголовно-правового запрета истязания, необходимо осуществить его экспертизу на предмет соответствия названным критериям криминализации деяний.

Как уже отмечалось, для криминализации какого-либо деяния необходимо, прежде всего, определить его общественную опасность, поскольку именно общественная опасность деяния считается в уголовно-правовой науке решающим, определяющим критерием для его криминализации. Однако несмотря на то, что общественная опасность является базисной категорией уголовного права, в литературе не отражается единство мнений в понимании общественной опасности.

Так, Н.Ф. Кузнецова считает, что «общественная опасность, вредность деяния состоит в причинении или создании угрозы причинения ущерба охраняемым УК интересам» 5 . А.В. Наумов утверждает: «Общественная опасность - это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам» 6 . А.И. Марцев определяет общественную опасность как «свойство каждого преступления в отдельности и всех преступлений, вместе взятых, производить в обществе существенные отрицательные социальные изменения: нарушение безопасности жизненно важных интересов человека, общества и государства». По мнению Ю.И. Ляпунова, «уголовно-правовая общественная опасность -- это определённое объективное антисоциальное состояние преступления, обусловленное всей совокупностью его отрицательных свойств и признаков и заключающее в себе реальную возможность причинения вреда (ущерба) социалистическим общественным отношениям, поставленным под охрану закона».

Анализ приведённых точек зрения о понимании общественной опасности в уголовном праве позволяет констатировать, что деяние следует признать общественно опасным, если оно причиняет или хотя бы создаёт угрозу причинения вреда («заключает в себе реальную возможность причинения вреда») общественным отношениям, интересам, охраняемым уголовным законом.

Традиционно общественная опасность рассматривается с двух сторон: качественной - характер общественной опасности и количественной -- степень общественной опасности. Названные два показателя общественной опасности являются взаимосвязанными. Для признания деяния в целом общественно опасным необходимо, чтобы оно обладало соответствующими качественными и количественными характеристиками.

Деяние может посягать на отношения, охраняемые уголовным законом, но если степень причинения вреда или создания угрозы вреда не достигает необходимого уровня, то такое деяние нельзя будет считать общественно опасным в уголовно-правовом смысле. В качестве примера, подтверждающего обозначенный тезис, можно привести ситуацию с хищением в форме кра-жи. Кража посягает на отношения собственности, которые, согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ, охраняются УК РФ. Однако если стоимость предмета кражи не превышает тысячи рублей, и отсутствуют квалифицирующие признаки кражи, предусмотренные ч. ч. 2, 3, 4 ст. 158 УК РФ, то такое деяние в соответствии с примечанием к ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях является административным правонарушением. Получается, что вред, причиняемый (либо угроза вреда) общественным отношениям, интересам, поставленным под охрану уголовным законом, должен достигнуть определённой степени. Поэтому правы те авторы, которые, предлагая дефиницию общественной опасности, делают акцент на существенности причиняемого или возможного вреда (А.В. Наумов, А.И. Марцев).

Как отмечалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. № 40 (которое в настоящее время утратило силу в связи с принятием нового постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»), «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии» 9 . Вместе с тем такую формулировку сложно признать безупречной. В частности, в ней определяется, что «характер общественной опасности зависит от... отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ)». Обращаясь к ст. 15 УК РФ, регламентирующей категории преступлений, видим, что преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на категории. То есть категория преступления зависит от его характера и степени общественной опасности, а не наоборот.

Законодатель причислил истязание, предусмотренное ч. 1 ст. 117 УК РФ, к категории преступлений средней тяжести (максимальное наказание в санкции составляет лишение свободы на срок до трёх лет), а истязание, предусмотренное ч. 2 ст. 117 УК РФ, - к категории тяжких преступлений (максимальное наказание в санкции составляет лишение свободы на срок до семи лет). Отсюда имеем, что основной состав истязания (ч. 1 ст. 117 УК РФ) приравнен по категории тяжести к таким преступлениям, как, например, привилегированные убийства (ст. ст. 106, 107, 108 УК РФ), квалифицированные виды причинения смерти по неосторожности (ч. ч. 2, 3 ст. 109 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ) и т. д. В свою очередь квалифицированные виды истязания эквивалентны по категории тяжести основному и квалифицированному составам умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (ч. ч. 1, 2 ст. 111 УК РФ). Примечательно, что в главе 16 «Преступления против жизни и здоровья» других тяжких преступлений нет. Возникает закономерный вопрос об обоснованности отнесения законодателем различных видов истязания к названным категориям.

Характер общественной опасности преступления определяется, как отмечено в вышеуказанном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, объектом посягательства. Не вдаваясь в подробности юридического анализа объекта истязания в рамках изучения его социально-криминологической обусловленности, заметим, что истязание является преступлением против здоровья человека, которое по праву считается одним из наиболее ценных объектов уголовно-правовой охраны. Более важным объектом является только жизнь человека, а более общественно опасными деяниями по их характеру выступают посягательства на жизнь человека. Такое утверждение аргументируется нижеследующим.

В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» после провозглашения права человека на равенство (ст. 19) декларировано право человека на жизнь (ст. 20), а следом право на достоинство и здоровье (ст. 21). Часть 2 ст. 21 Конституции РФ гласит, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Всемерная охрана здоровья человека, как следует из положений таких международных нормативно-правовых актов, как Устав (конституция) всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.), Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) и т. д. является одной из важнейших задач государства. Такая же задача закреплена и в ряде российский нормативно-правовых актах (например, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Истязание грубым образом попирает право человека на здоровье и неприкосновенность, унижает и оскорбляет человеческое достоинство. При этом жертвами истязаний нередко выступают беззащитные или слабозащищённые люди. Это женщины, дети, престарелые. Как известно, насилие и истязание в том числе широко распространены в сфере семейно-бытовых отношений. В таких случаях подобные деяния пагубно сказываются не только на физическом, но и на психическом здоровье как самих потерпевших от истязания, так и их родственников, что дополнительно подтверждает тезис об общественной опасности истязания.

Второй стороной общественной опасности деяния является её степень. Безусловно, самостоятельное рассмотрение количественной стороны общественной опасности допустимо лишь условно, поскольку в большинстве случаев характер и степень общественной опасности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Тесная взаимосвязь характера и степени общественной опасности свойственна такому деянию, как истязание.

Степень общественной опасности истязания определяется «глубиной» поражения соответствующего объекта уголовно-правовой охраны. Многое в этом мире познаётся в сравнении, методом сравнения представляется возможным обрисовать и степень общественной опасности истязания.

Истязание наряду с умышленным причинением вреда здоровью (различной степени тяжести), побоями посягает на здоровье человека. При этом из текста диспозиции ч. 1 ст. 117 УК РФ следует, что состав данного преступления будет отсутствовать, если в результате истязания умышленно причинён тяжкий или средней тяжести вред здоровью. В то же время основной со став истязания (ч. 1 ст. 117 УК РФ) поставлен законодателем в одну категорию тяжести с умышленным причинением средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), а квалифицированные составы истязания (ч. 2 ст. 117 УК РФ) сопоставлены в таком ракурсе с основным и квалифицированным составами умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. ч. 1, 2 ст. 111 УК РФ). Такое положение видится нам справедливым. Несмотря на то, что в ходе совершения деяния, квалифицируемого как истязание, и не причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, высокая степень общественной опасности истязания обусловлена, во-первых, тяжёлыми последствиями иного рода - физическими или психическими страданиями, а во-вторых, способом совершения деяния, в качестве которого выступают систематическое нанесение побоев или иные насильственные действия.

Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере страховых правоотношений

Истязание - преступление против жизни и здоровья

В качестве объекта дипломного исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих в связи с установлением, дифференциацией и реализацией уголовной ответственности за истязание...

Кража и ее уголовно-правовая характеристика

Криминалистическая характеристика изнасилований

Слово "изнасилование" происходит от латинского термина "rapere", означающего "красть", "хватать", "уносить". В древние времена это был один из способов добыть жену - мужчина просто насиловал желаемую женщину, а затем приводил ее в свое племя...

Меры уголовно-процессуального принуждения в российском уголовном процессе

Как уже было мною сказано, существуют ситуации, когда общественные интересы диктуют необходимость прямого вторжения государства в сферу прав людей...

Организованная преступность

Такие преступления. как убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, хулиганство и т. п.. совершаются группой в большинстве случаев без подготовки, «стихийно», зачастую обусловлены ситуацией...

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Осложнение криминальной ситуации в стране обусловлено, в первую очередь, за счет стремительного роста организованной преступности...

Причинение вреда при задержании

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах

1.1 История развития уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением законодательства о выборах и референдуме Выборные должности в России известны со времен становления государства. Однако "голосование", к примеру...

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов

Вопросы уплаты налогов затрагивают каждое юридическое и физическое лицо, имеющее доход или имущество, поэтому они являются актуальными для гражданина, организации и государства. В 2011г. государству удалось выполнить доходную часть бюджета...

Уголовно-правовая характеристика отмывания доходов

В науке уголовного права, когда возникает вопрос о социальной обусловленности закона, чаще всего речь идет об определении критериев криминализации и декриминализации деяний, т.е...

Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественной нравственности

Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности

Экстремизм (от лат. extremus) означает приверженность к крайним мерам, взглядам. Эти меры или взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными...

Хулиганство (уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации)

Рассмотреть правоприменительную деятельность госу­дарственных органов и должностных лиц как разновид­ность общественных отношений - значит изучить ее в ус­ловиях исторически определенной социальной ситуации. Специфика последней, как известно из предшествующих! разделов книги, задается особенностями структуры соци- * альных (экономических, политических и пр.), социально-психологических и личностных факторов, действующих в; обществе в данное время. В контексте этого можно гово­рить не только о социальном, социально-психологическом и; личностном механизмах действия уголовно-правовых за-

претов, но и о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих механизмах применения уголовно-правовой нормы в целом.

Принятая в книге классификация социальных факто­ров в принципе ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует той, кᴏᴛᴏᴩая используется в общей социологии права, где в последние годы была сформулирована гипотеза трехступенчатого действия пра­ва. Ее авторы основываются на том, что абстрактные правовые предписания воздействуют на общественно значимое по­ведение через три основные переменные: во-первых, через комплекс социально-экономических условий данного типа социального строя; во-вторых, через тип субкультуры, кᴏᴛᴏᴩая, как известно, концентрируется в малых группах, социально-психологических по ϲʙᴏей природе, и в-третьих, через тип личности10. В равной степени общая социология права относит данные социальные переменные и к числу тех, через кᴏᴛᴏᴩые преломляется правоприменительная дея­тельность должностных лиц как частный случай социаль­ного поведения.

Легче всего зафиксировать влияние различий в соци­ально-исторических условиях на правоприменительную деятельность при революционной смене одной обществен­но-экономической формации другой. Нет нужды доказы­вать, что даже в тех случаях, когда одно и то же дейст­вие объбудет преступным в разных обществах и когда за его совершение предусматривается аналогичное уго­ловное наказание, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие юридические нормы применяются неодинаково. Смена социально-экономиче­ских формаций означает вместе с тем и смену господст­вующего класса, а стало быть, и замену критерия обще­ственной опасности ряда преступлений. То, что опасно буржуазии, может быть не опасно пролетариату или опас­но не в такой степени. Марксистско-ленинская социоло­гия откровенно провозглашает необходимость классового подхода к оценке уголовно-правового значения человече­ских поступков. «Новый суд нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров...»11, - повествовал В. И.Ле­нин.

Более того, старая форма в новой формации приобре­тает иное содержание и зачастую противоположное прежнему социальное значение. При ϶ᴛᴏм огромную роль играет характер правоприменительной деятельности, от кᴏᴛᴏᴩой в значительной мере зависит, какой обществен­ный смысл будет придаваться норме старого права. Учи­тывая данные ϲʙᴏйства права и правоприменительной дея­тельности, авторы Декрета о суде № 1 включили в него

указание на возможность применения после революции прежних норм права. «Местные суды, - провозглашалось в ст. 5 декрета, - решают дела именем Российской Рес­публики и руководятся в ϲʙᴏих решениях и приговорах законами свергнутых правительств исключительно постольку, по­скольку таковые не отменены революцией и не противоре­чат революционной совести и революционному правосоз­нанию»12.

Характер правоприменительной деятельности изменя­ется также и. в пределах одной и той же общественно-экономической формации по мере смены социальных си­туаций в ходе ее развития. В первые месяцы существова­ния Советского государства, например, применение права вообще еще не обособлялось от правотворчества как вид государственной деятельности: и создание права, и его ^применение осуществлялись непосредственно революцион­ным населением. Как указывал В. И. Ленин, «народ, мас­са населения, неоформленная... «случайно» собравшаяся в данном месте, сама и непосредственно выступает на сцену, сама чинит суд и расправу, применяет власть, творит новое революционное право»13. Лишь по мере фор­мирования и дифференциации государственных органов, обособления правотворческой функции, развития уголов­ного и уголовно-процессуального права применение соот­ветствующих юридических норм постепенно становится исключительной прерогативой правоохранительных орга­нов государства.

Сформировавшись как самостоятельная функция со­циалистического государства, правоприменительная дея­тельность начала направляться на то, ɥᴛᴏбы разрешение конкретных дел осуществлялось в интересах народа и на базе точного соблюдения закона. Развитие ϶ᴛᴏй гене­ральной тенденции шло, однако, не всегда гладко. Более того, сам закон иногда давал основания отступать от основного принципа применения уголовно-правовых норм - назначать наказание, руководствуясь исключительно конк­ретной нормой особенной части уголовных кодексов, чет ко очерчивающих составы всех преступлений. Так, ст. 49 УК РСФСР 1922 года устанавливала, что «лица, при­знанные судом по ϲʙᴏей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными, могут быть лишены по приговору суда права пребывания в определенных местностях на срок не свыше трех лет». Аналогичная по содержанию норма была включена в УК РСФСР 1926 года (ст. 7)

Изменение социальных условий влияло и на толкова­ние отдельных уголовно-правовых норм. Так, ст. 107 УК РСФСР 1926 года, устанавливавшая ответственность за спекуляцию, в условиях коллективизации применялась к кулакам в случае их отказа продавать по твердым ценам излишки хлеба, а Пленум Верховного Суда СССР з по­становлении от 3 апреля 1940 г. разъяснил, что ст. 90 того же УК, предусматривавшая ответственность за самоуп­равство, должна распространяться и на такие правонару­шения, как самовольная обработка земли в личных целях, кᴏᴛᴏᴩую законодатель в момент издания ϶ᴛᴏго закона не мог иметь в виду, так как ϶ᴛᴏт вид преступления появился позднее14.

Близко к указанному направлению правоприменитель­ной деятельности примыкает судебная практика, создав­шая путем использования института аналогии нескольких новых составов преступлений, позднее вошедших в уго­ловные кодексы (например, экономическая контрреволю- ция) Связь судебной практики с социально-экономиче­ской и социально-политической обстановкой очевидна. Оценивая ее, А. А. Пионтковский повествовал: «При этом то, что являлось политически целесообразным и полезным для дела укрепления социалистического государства и социа­листического правопорядка в одних исторических услови­ях, могло перестать быть таковым в других. По϶ᴛᴏму после ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране в интересах укрепления социалистической законности целе­сообразно было признать, что никто не может быть при­влечен к уголовной ответственности и подвергнут наказа­нию за деяние, уголовная ответственность за кᴏᴛᴏᴩое не предусмотрена законом». Этим был обусловлен отказ от аналогии, кᴏᴛᴏᴩый «должен был заставить с большим вниманием относиться к вопросу о правильной квалифи­кации совершенного деяния»15.

Наконец, легко зафиксировать влияние социальных условий на практику определения тяжести содеянного. Общая тенденция изменения правоприменительной дея­тельности здесь пробудет достаточно отчетливо: более сложная экономическая и политическая обстановка вы­зывает необходимость применения более строгих мер на­казания (например, в условиях войны или коллективиза­ции) Вместе с тем происходили и такие колебания кара­тельной деятельности правоохранительных органов, кото­рые вызывались субъективными ошибками в оценке соци­альной опасности ряда преступлений, степени остроты

общественно-политической обстановки и т. д. Так, поста­новление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об ох­ране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистиче­ской) собственности» сыграло, бесспорно, важную роль в охране формирующейся экономической основы строя­щегося социализма. При этом, как отмечается в литературе, в первое время после издания ϶ᴛᴏго закона «органы суда и прокуратуры впадали в крайности в оценке обществен­ной опасности*некᴏᴛᴏᴩых видов посягательства на социа­листическую собственность. Закон либо не применялся вообще, либо применялся без учета характера обществен­ной опасности конкретных деяний и ϲʙᴏйств субъектов преступлений»16.

Сказанное в достаточной мере доказывает факт влия­ния социальной ситуации на характер правоприменитель­ной деятельности государственных органов. Вместе с тем социология уголовного права установила и другие каналы воздействия общества на применение юридиче­ских норм. Среди них важнейшим будет тот, кᴏᴛᴏᴩый осуществляется через институты культуры и различные субкультуры.

Социология права зафиксировала влияние культуры на применение норм уголовного права, наблюдая за тем, как аналогичные преступления, одинаково квалифицируе­мые законом, по-разному оцениваются правоприменяю-щими органами в зависимости от местных, в т.ч. национальных, особенностей административной единицы, в кᴏᴛᴏᴩой рассматриваются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие дела. Меха­низм ϶ᴛᴏго влияния сложен. Стоит сказать, для социолога юрист, не ис­пытывающий на себе никакого воздействия общества, кроме воздействия закона, представляет собой исключительно тео­ретическую абстракцию. В действительности его восприя­тие и закона, и преступления, законом оцениваемого, опо­средствовано множеством уϲʙᴏенных им культурных цен­ностей и норм, начиная от правил нравственности и кон­чая системами ценностей, принятыми в тех первичных неформальных группах, членом кᴏᴛᴏᴩых будет должно­стное лицо. Следовательно, реально вывод о виновности или невиновности, о степени общественной опасности пре­ступления и т. д. опосредствуется множеством культурных норм, действие кᴏᴛᴏᴩых перекрещивается в личности пра-воприменяющего. При таких условиях самое добросовест­ное применение уголовного закона может порождать раз­личные юридические последствия в зависимости от осо-

бенностей взаимодействия культурных норм и влияния их на личность правоприменяющего.

Более того, социологические исследования показали, что существенную роль играет и профессиональная суб­культура, распространенная иногда исключительно среди сравни­тельно небольшого круга лиц, применяющих уголовный закон. К примеру, установлено, что прокуроры, специали­зирующиеся на делах о несовершеннолетних, оценивают поступки последних иначе, чем прокуроры, с несовершен­нолетними не работающие, и, конечно, не так, как судьи и адвокаты.

Само собой разумеется, специфика действия институ­тов культуры не отменяет действия общесоциологиче­ских закономерностей, подчиняясь им. В частности, на. уϲʙᴏение культурных норм должностными лицами право­охранительных органов государства также влияют преж­де всего особенности их социальных судеб, складываю­щиеся под влиянием социального происхождения, специ­фики воспитания и образования, круга общения и т. д. Даже буржуазные социологи вынуждены признать, что в каждой точке соединения правовой системы с большим обществом правовые процессы отражают структуру боль­шого общества. Конкретизируя ϶ᴛᴏ общее положение, они утверждают, что там, где право соединяется с обществом как целым, юридический процесс всегда выражает факт социальной неоднородности населения, прежде всего его разделения на классы.

Исследования свидетельствуют, что «хотя, например, суд присяжных мыслится как демократический институт, стратификация сообщности воспроизводится в составе присяжных, и через суд присяжных стратификационная система общества (т. е. его социальная структура,- Л. С.) воздействует на правовой процесс»17.

Точно так же и действие культурных норм на право­применительную деятельность опосредуется социально-классовым положением и происхождением ее участников, что во многом предопределяет особенности тех культур­ных ценностей, кᴏᴛᴏᴩые будут восприняты судьями или народными заседателями, работниками прокуратуры или органов внутренних дел.

Местом, где происходит взаимодействие или даже борьба различных культурных ценностей и норм, как было показано в главе VII книги, будет первичная ма­лая группа, каковой выступает и суд. Именно там стал­кивается профессиональная субкультура судьи, его опыт

и специальное знание закона с юридическими представле­ниями народных заседателей -людей, профессионально с уголовным законодательством не знакомых и оцениваю­щих преступника и совершенное им преступление с точки зрения определенных культурных ценностей, в частности норм нравственности. Насколько в коллективном решении суда отразятся данные элементы культуры, во многом зависит от типа групповой деятельности судей в совещательной комнате.

В СССР профессиограммы (модели) судьи, прокурора, следователя, оперативного работника органов внутренних дел пока не созданы, и сегодня еще нельзя говорить о разработке практических рекомендаций, кᴏᴛᴏᴩые следова­ло бы использовать при подборе кадров ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих специальностей. Многочисленные предложения применять всякого рода личностные тесты явно преждевременны.

Проблема социальной обусловленности правопримени­тельной деятельности в целом нуждается в дальнейшем методологическом обосновании и обеспечении эмпириче­скими данными. Можно наметить два главных направле­ния эмпирических исследований ϶ᴛᴏй проблемы: 1) изу­чение предпосылок применения уголовного закона и 2) изучение социальных и социально-психологических факторов самого применения уголовно-правовых норм,

1. Обычно исходным моментом исследования деятель­ности правоохранительных органов, создающих предпо­сылки для применения или непосредственно применяющих уголовный закон, считается получение «сигнала» из «сре­ды», т. е. поступление в органы внутренних дел, прокура­туры или суд письменного или устного сообщения о собы­тии, кᴏᴛᴏᴩое с той или иной степенью вероятности может оказаться преступлением. В реальной жизни ϶ᴛᴏму момен­ту чаще всего предшествует решение источника информа­ции обратиться в компетентные государственные инстан­ции. Но повседневный опыт свидетельствует, что ϶ᴛᴏ про­исходит далеко не всегда18 и зависит от ряда обстоя­тельств. Стоит сказать, для принятия решения, обращаться или не обра­щаться в правоохранительные органы с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим заявлением, существенна субъективная оценка события лицом, кᴏᴛᴏᴩому о нем стало известно. Стоит заметить, что оно может не счи­тать известное ему общественно опасное деяние преступ­лением или оценивать его как малозначительное. Стоит заметить, что оно может полагать, что закон несправедливо предусматрива­ет за совершение поступка слишком тяжелое наказание, или отказаться от намерения передать информацию в со-

ответствующие органы по какой-либо иной субъективной причине. Во всех случаях на решение ϶ᴛᴏго лица будут влиять социальные факторы личного (например, его соци­альное положение, уровень образования или правовых знаний) и общего (например, особенности современной уголовной политики, уровень правосознания населения или состояние правовой пропаганды) порядка, конкретные характеристики действия кᴏᴛᴏᴩых - предмет, будущих социологических исследований.

Вторым исходным моментом для применения уголов­ного закона будет надлежащая реакция адресата «сигнала», т. е. выполнение правоохранительными орга­нами предусмотренных законом действий по регистрации сообщений, оценке полученной информации и принятию необходимых мер. Содержание решения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего должностного лица обусловлено целым рядом обстоя­тельств и зависит, в частности от того, нужно ли соби­рать дополнительную информацию для уточнения посту­пившего сообщения; от особенностей современной уголов­ной политики и системы оценок деятельности органа уго­ловной юстиции, кᴏᴛᴏᴩая может не стимулировать или даже препятствовать регистрации совершенных преступ­лений; от уровня профессиональной подготовки работни­ков, их правосознания, дисциплинированности и т. п. Конкретные особенности действия всех данных факторов также еще мало изучены и потому представляют интерес как предмет предстоящих исследований.

2. При оценке факторов, влияющих на применение

уголовного закона как таковое, следует учитывать, что

оно реализуется в уголовно-процессуальной деятельности

правоохранительных органов. Результат применения за­

кона выражается здесь в квалификации деяния, призна­

ваемого преступлением, по той или иной статье Уголовно-

го кодекса. На различных этапах уголовного процесса

орган дознания, следователь, прокурор, суд должны фик­

сировать в процессуальных документах ϲʙᴏй вывод о со­

ответствии или неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии деяния признакам опреде­

ленного состава преступления. В случае если вывод о таком соот­

ветствии не может быть сделан, процессуальные отноше­

ния теряют ϲʙᴏю основу и прекращаются, а следователь­

но, исчезают и основания для применения уголовного за­

Поскольку юридическим завершением процесса дока­зывания будет вступивший в законную силу приговор суда, все досудебные выводы справедливо рассматрива­ло 1

ются как предварительные «версии», «гипотезы» «для по­следующей квалификации содеянного, когда необходимые обстоятельства дела будут установлены и сомнения уст­ранены»19. При этом уже проведенные исследования-70 дают основания для вывода как о том, что между дознанном, следствием, судом и принимаемыми там решениями есть взаимосвязь, так и о том, что деятельность правоохрани­тельных органов по юридической оценке преступлений протекает под влиянием ряда факторов специального (на­пример, качество предварительного расследования и су­дебного разбирательства) и общего (например, изменение 3 уголовной политике, принятая система оценок работы того или иного правоохранительного органа) характера. Установление социальных и социально-психологических.закономерностей применения уголовно-правовых норм - главное содержание ϶ᴛᴏго направления исследований.

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях. Вообще, принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

Следует отметить, что при всем многообразии принципов права сложилось деление их на следующие три группы: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы права относятся ко всему праву в целом. Данные принципы распространяются на все правовые отрасли, объединяют их и способствуют стабильности действующей системы права. Кроме того, как правило, общие принципы права заимствуются из межгосударственных деклараций и конкретизируются во внутригосударственных документах.

Группа общих принципов права подразделяется на следующие две подгруппы:

а) морально-этические (нравственные) общие принципы права -это естественные законы, которые символизируют основные фундаментальные права человека и гражданина, присущие от рождения. Система морально-этических принципов основывается на концепции, согласно которой народ является единственным источником власти, а охрана естественных прав и свобод человека и гражданина является целью и обязанностью государства.

б) организационные общие принципы права - к числу данных принципов относятся: федерализм, законность, сочетание методов убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеративное устройство Российской Федерации, а также упорядочивает соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечивает предупреждение и предотвращение возможных коллизий между ними.

Принцип законности утверждается в целях обеспечения соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, а также в целях верховенства и единства закона, равенства граждан перед законом и судом.

И наконец, группа межотраслевых принципов включает в себя такие принципы права, которые действуют в рамках двух или нескольких отраслей российского права, что объясняется общностью данных правовых отраслей. К числу данных принципов относятся: гласность и состязательность, которые действуют в рамках гражданского процессуального и уголовного процессуального права; принцип неотвратимости юридической ответственности, который действует в рамках большинства правовых отраслей.

36. Функции права: понятие и виды.

Функции права - это наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни общества.

Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация:

Основные и иные общие функции права;

Производные от основных функции права: общие и частные;

Функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.

Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.

Таким образом, по характеру воздействия на общественные отношения главной среди остальных правовых функций является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.

По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических функции права:

1. Регулятивно-статическая функция права - данная функция состоит в закреплении в соответствующих правовых нормах и институтах того, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, а также последующего развития данных явлений.

2. Регулятивно-динамическая функция права - данная функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса.

3. Регулятивно-охранительная функция права - данная функция состоит в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция права направлена на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом общественных отношений.

Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права - воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения.

Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.

Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права - сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции:

1. Общие - экономическая, политическая, социально-культурная функции.

2. Частные - экологическая, налоговая и др.

3. Функции отраслей права:

Конституционное право - функция закрепления прав и свобод человека и гражданина;

Уголовное право - функция определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др.

4. Функции правовых институтов - производные от основных и отраслевых функций права:

Гражданское право - функция приобретения права собственности;

Семейное право - функция института усыновления (удочерения) и др.

5. Функции правовых норм - производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов:

Конституционное право - учредительная функция;

Трудовое право - поощрительно-ориентационная функция;

Особенная часть уголовного права - запретительная функция.

37. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни правосознания. Правосознание юриста

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведении

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

38. Правовая культура: понятие, структура, виды. Правовая культура юриста

правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества и подлежит структурированию по различным основаниям.

Следует отметить, что структурно-правовая культура разбивается на следующие категории: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов правоотношений. Помимо данных элементов, содержание правовой культуры включает в себя характер, эффективность и степень их развития.

При оценке правовой культуры личности выделяют следующие три уровня познания правовых явлений, овладения ими:

1) обыденный уровень - данный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями;

2) профессиональный уровень - данная степень правовой культуры складывается у лиц, которые специально по роду своей профессиональной деятельности занимаются правовыми явлениями. Данным лицам свойственна высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач и целей;

3) теоретический уровень - данный уровень включает в себя научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, всего механизма правового регулирования в целом. При этом данные научные знания вырабатываются учеными и исследователями, специалистами правовых наук.

В составе правовой культуры личности, кроме уровней, выделяются также следующие три отдельные правовые категории: а) идейно-теоретические представления о праве; б) позитивные правовые чувства; в) творческая деятельность в правовой сфере.

Следует отметить, что правовая культура выполняет одновременно несколько взаимосвязанных функций. К числу таких функций относятся следующие направления воздействия правовой культуры на общество:

1. Познавательно-преобразовательная функция - связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

2. Праворегулятивная функция - направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а следовательно, и общества в целом.

3. Ценностно-нормативная функция - проявляется в разнообразных жизненных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаются в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Данная функция правовой культуры получает наиболее полное воплощение при изучении оценочного отношения личности к результату и цели правовой деятельности.

4. Правосоциализаторская функция - в данном случае правовая культура проявляется через призму формирования правовых качеств личности, через организацию правового обучения населения, оказание юридической помощи, самовоспитание личности.

5. Коммуникативная функция - существует через общение граждан в юридической сфере и влияет на данное правовое общение. Правовое общение в свою очередь выступает как форма межсубъектного взаимодействия.

6. Прогностическая функция - проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы в целом.

Профессиональная культура юриста включает:

* знание законодательства и возможностей юридической науки.

* Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;

* убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

* Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;

* умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

* Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг

39. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем

Правовая система - совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Элементы правовой системы.

1 Система права

2 Правовая культура

3 Реализация права

Система права включает в себя четыре компонента:

суботрасли (подотрасли);

правовые институты;

нормы права

Классификация правовых систем

2.1 Романо-германская правовая семья

2.2 Англо-саксонская правовая семья

2.3 Религиозная правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи - нормативный акт

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы - принцип (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право

40. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо.

Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В зависимости от используемых юридических средств: 1 Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы; 2 Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.

Нормативный уровень: нормативные регуляторы – это те рег-ры, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов, обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее действие направлено на то, чтобы добиться необходимиго состояния общественных отношений, в т.ч. если необходимио, с помощью механизма соц-го принуждения. Иными словами, системой нормативного регул-я (т.е. множество различных норм) определяется порядок отношений между членами общества.

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом. Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем: 1 Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес. 2 Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. 3 Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика науки теория государства и права

Тео рия госуда рства и пра ва наука и учебная дисциплина изучающая право и государство.. это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам отсюда огромное значение.. теория государства и права является преимущественно российской постсоветской а ранее советской наукой во многих..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методология теории государства и права
Методология государства представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким

Причины и формы возникновения государства у разных народов
Как было указано выше, толчок к формированию государства как особой социальной организации около пяти-шести тысяч лет назад дали три последовательных разделения труда. Однако наряду с этими общими

Характеристика теорий происхождения государства
Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных

Понятие и сущность государства
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении –

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Государство и иные социальные организации тесно связаны путем взаимодействия, однако государство отличается от них рядом существенных признаков: 1. Государство в пределах своих территориал

Понятие типа государства. Характеристика отдельных типов государства
Понятие "тип государства" служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство

Понятие и элементы формы государства
В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства - такие, как порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной

Соотношение типа и формы государства
Существенные черты той или иной формы государства (формы правления, формы государственного устройства, вида государственно-правового режима) тесно связаны с характером тех производственных отношени

Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками госу

Место и роль государства в политической системе общества
государство является центральным звеном политической системы общества, т. е. государственная власть выступает как главный инструментарий реализации важнейших задач политической системы. В соответст

Формы и методы осуществления функций государства
Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государств

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Для начала следует отметить, что принципы организации и деятельности государственного аппарата - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации

Понятие и структура механизма государства
Для начала следует отметить, что государственный механизм - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материаль

Понятие и сущность права
Право - целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, Кроме то

Право в объективном и субъективном смысле
Как было указано выше, право может быть рассмотрено в двух аспектах: право в объективном смысле (объективное право) - это система юридических (правовых) норм, которые, будучи выражением

Право как государственный регулятор общественных отношений. Пути преодоления правового нигилизма в современной России
Между правом и обственными отношениями, которые оно отражает, есть известная грань, так же, как есть грань между правом и его осуществлением. Отрицание грани между правом и общественными отношениям

Основные концепции правопонимания. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правопонимание - определённое представление о существе права. На вопрос: что есть право? разные школы права по разному отвечали. Историческая школа права Гуго, Савиньи, П

Понятие и основные признаки нормы права
Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Посредством правовых норм и правовых явлений происходит возде

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм
Представительно-обязывающий характер нормы права. Специфика регулятивной роли права связана с таким признаком нормы права, как представительно-обязывающий характер. Представительно-обязывающий хара

Структура нормы права
Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм - правил поведения - тесно связаны с их структурой, внутренним строением, состоящим из трех элементов. Таким образом, норма права ст

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах
Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта

Виды правовых норм
Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По способам регулирования: импер


понятие «правовая форма» используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Данная связь проявляется применительно к свойствам правовых явлений, опосредующих э

Понятие и виды нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц
Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референду

Отличие нормативного акта от акта применения права
понятие «нормативно-правовой акт» не следует отождествлять с понятием «правоприменительный акт», т. к. акты применения права имеют свою видовую специфику. Различие нормативно-правового акта и акта

Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов
закон - это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Во

Понятие и стадии законотворчества в РФ
законодательная деятельность - это сложный и многогранный процесс. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией Российской Федерации и регламентами деятельности соо

Систематизация нормативных актов. Понятие и виды
Систематизация законодательства предусматривает упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В рамках теории государства и права обозначились три следующие вида сист

Понятие системы права
система права - это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов, отраслей права, которые характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями ре

Частное и публичное право
со времен Древней Греции и Древнего Рима проводится разделение права как целостного образования на частное и публичное. Суть данного разделения состоит в том, что в любом праве отдельно существуют

Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права
В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирова

Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права
правовые отрасли - это основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасл

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства - это две тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной социальной сущности -права. Система права и система законода

Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения,

Понятие и основные принципы законности
Для начала следует отметить, что законность - это политико-правовое явление, которое характеризует процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неук

Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
Правовой порядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений.

Гарантии законности. Понятие и виды
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формируе

Применение правовых норм как особая форма реализации права
Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Основные стадии процесса применения норм права
Процесс применения права складывается из ряда разнохарактерных и взаимосвязанных действий, однако, как и все процессы, имеет начало и конец. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юрид

Пробелы в праве и способы их устранения. Аналогия закона и аналогия права
пробелом в праве понимается отсутствие в действующей системе законодательства именно той нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Во

Юридические коллизии и способы их разрешения
Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридич

Понятие толкование норм права. Виды толкования по субъектам
что толкование норм права - это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.

Способы и объем толкования правовых норм
Способ толкования понимается как совокупность приемов и средств, которые позволяют уяснить смысл правовой нормы и выраженной в ней воли законодателя. Вообще, выделяют следующие пять основных способ

Юридическая практика. Понятие, структура, виды
юридическая практика - это компетентная деятельность по изданию (толкованию, реализации, конкретизации, систематизации и т. д.) юридических предписаний, которая рассматривается в единстве с накопле

Предпосылки возникновения правоотношений
Правовые отношения в любом их проявлении могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Все эти причины возникновения правоотношения можно классифицировать следующим образом:

Состав правоотношения
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов: 1) субъектов правоотношения; 2) объекта правоотношения; 3) юр

Понятие и виды субъектов правоотношений
Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди, их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права

Правовое регулирование и правовое воздействие
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов суб

Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) лица, которое причиняет вред обществу, государству или отдельным лицам. Нарушение предписаний норм права есть п

Юридический состав правонарушений
состав правонарушения -это научная абстракция, которая отражает систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Данная система признаков является

Понятие, признаки и виды юридической ответственности
юридическая ответственность - это возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпева

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
Несмотря на то что в рамках института юридической ответственности действует принцип неотвратимости, законодательством специально предусмотрены такие обстоятельства, при наступлении которых юридичес

Социальная обусловленность права – это его способность отражать объективные потребности и выражать социальные интересы различных индивидов, групп и общностей. Понятие социальной обусловленности права рассматривается социологией права как отражение механизмов правообразования и правотворчества. Правообразование представляет собой реализацию в обществе правообразующего интереса различных социальных групп таким образом, чтобы права одних не ущемляли свободы других. Правообразующий интерес – это выражение общего интереса в регулируемой сфере общественной жизни. Социологические исследования позволяют изучить социальные интересы всех элементов социальной структуры общества и выразить их в обобщенном правообразующем интересе. Таким образом, учет интересов всех членов социума в механизме правообразования превращает социальное управление в правовом социальном государстве в активное и сознательное правотворчество всех граждан.

Правотворчество как особая деятельность, в результате которой образуется и развивается система правовых норм, может осуществляться следующими способами:

Санкционирование государством уже фактически сложившихся норм поведения

Непосредственная выработка новых норм компетентными правотворческими органами.

Таким образом, через механизмы правообразования и правотворчества право выступает в роли важного инструмента социального управления, основной целью которого является достижение общественного согласия, обеспечение общественного прогресса, снижение уровня социальных конфликтов.

Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного правового решения.

Если попытаться обобщить и упростить многочисленные определения понятия «общественное мнение», существующие в современной социологической литературе, то ложно сказать, что общественное мнение - это специфическое проявление массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Общественное мнение как особое явление социальной жизни возможно лишь при условии, когда «общественность осознает себя в качестве субъекта социального поведения; располагает свободной и доступной информацией по предмету обсуждения; способна и имеет возможность выражать свою позицию, располагает широкой сетью функционирующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации» .



Такой подход существенно отличается от принятого ранее в советской социологии понимания общественного мнения как отношения населения к каким-либо явлениям, в формировании которого ведущую роль играет классовая позиция носителей общественного мнения. И дело че только в привычном для историко-материалистической доктрины указании на классовую природу данного феномена. Главные отличия состоят в том, что в рамках современного подхода общественное мнение, во-первых, связывается с высказываниями суждений (что предполагает свободу публичных высказываний), и, во-вторых, речь идет о высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни. В прежнем же, советском, варианте общественное мнение рассматривалось как отношение населения к той или иной проблеме. Вопрос о том, может ли это отношение высказываться публично, оставался непроясненным, а в некоторых работах прямо утверждалось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. При этом предмет, суждения о котором выдавались за общественное мнение, мог быть незначительным.

Подобное понимание общественного мнения очень недалеко ушло от обыденного представления о наличии некоего народного мнения, отражающего сложившееся в обществе отношение людей к событиям и явлениям общественной жизни. Такое народное мнение существует в любом обществе. Еще А. С. Пушкин в поэме «Борис Годунов» вложил в уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай, а мнением: да! мнением народным». Но это «мнение народное», которое в России испокон веков было загнано в подполье и прорывалось наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, отнюдь не есть то общественное мнение, о котором говорит современная социология.

Факторы реализации права.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1)непосредственный , который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2)опосредованный , когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3)договорный , который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Факторы реализации права.

За последние годы наметилось два основных подхода к классификации факторов, влияющих на эффективность норм, а соответственно, и к определению условий их эффективности. Один подход связан с выделением во внешней среде, в которой действует право, основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которыми правовая норма воздействует на поведение граждан и коллективов. Речь идет о следующих группах условий эффективности правовых норм: а) макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания); б) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; в) микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы); г) личностные условия субъекта, реализующего право.

Есть и другое основание для классификации условий эффективности действия правовой нормы. В этом случае они разделяются в соответствии с элементами механизма действия права. С этой точки зрения условия эффективности действия нормы будут относиться, во–первых, к самой норме; во–вторых, к деятельности правоприменительных органов; в–третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

Исследование процесса применения нормы права важны не только для понимания причин неэффективности действия немалого числа законов, но и как показатель уровня работы государственного аппарата. Трудно будет реализовать задачу формирования правового государства, если не преодолеть тех недостатков, которые препятствуют юридически грамотному, быстрому и эффективному проведению в жизнь выраженной в законах воли. Более того, негативные явления в общественной жизни общества зачастую могут породить "теневое нормотворчество". Исходным пунктом его развития является неудовлетворительное функционирование официальных норм. Их несоответствие социально–экономическим потребностям общества влечет за собой деформацию социальных институтов, отношений между людьми, нарушение нормального взаимодействия между членами общества, их статусов и форм обычной жизнедеятельности.

В связи с деформацией социальных институтов и отношений усиливаются внутренние противоречия, которые всегда имеются в нормативной системе. Вследствие этого из–за несовпадения нормативных требований с реальными условиями жизни конкретных индивидов, социальных групп быстро проявляется "двойная мораль". Именно на этой основе и возникает так называемое "теневое нормотворчество", то есть создание неофициальных правил поведения.

В связи с этим критерий справедливости вообще представляет собой достаточно точный и очень чуткий эталон для оценки степени соответствия той или иной нормы интересам людей.

В чем же проявляется "теневое"? В одних случаях – в установлении собственных, подчас полезных нормативов в рамках данного предприятия, колхоза, населенного пункта (например, доплата к пенсиям сверх установленной нормы). В других – в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или неформальных групп по борьбе с преступностью). Эти примеры свидетельствуют о том, что местная общественность стремится так или иначе компенсировать близорукость или некомпетентность соответствующих органов государственной власти.