Выплаты логопеду за вредные факторы. Есть ли какие-то надбавки за вредные условия труда логопеду? Действие опасных и вредных факторов условий труда и меры защиты от них

Подскажите пожалуйста, выплачивается ли надбавка за вредные или опасные условия труда ЛОГОПЕДУ работающему в учреждении здравоохранения? За ранее благодарны

Ответ

Ответ на вопрос:

Нет, не выплачивается, если надбавка за вредные условия труда не предусмотрена по результатам спецоценки (аттестации рабочих мест).

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам .

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно . Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

  • , утвержденный ;
  • , утвержденную .

2. Условия труда определены по результатам .

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие по действующим нормам Трудового кодекса РФ.

Виды компенсаций

Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов - при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов - при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в к , нормы профилактического питания - в к .

Работодатель обязан в том числе обеспечить . По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении ().

Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами спецоценки, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене ().

Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует об изменении условий трудового договора ().

Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы специальной оценки (). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ().

Вопрос из практики: как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам специальной оценки на его рабочем месте выявлены вредные или опасные условия труда

Необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и закрепить в нем дополнительные гарантии.

Если за работу во вредных или опасных условиях сотруднику полагаются среди прочего и , то, помимо дополнительного соглашения, издайте приказ об изменении условий договора в .

Оформить дополнительные соглашения с сотрудниками, на чьих местах выявлена вредность, и распространить действия таких соглашений нужно с даты . Дата утверждения отчета свидетельствует о завершении спецоценки, и именно с этой даты следует применять и ее результаты. На это указывают и специалисты Минтруда России в .

Вопрос из практики: положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена и за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в . Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный по результатам . Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Вопрос из практики: нужно ли сокращать рабочее время сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда. На основной работе вредных условий нет

Да, нужно.

При совмещении должностей (профессий) у сотрудника появляются дополнительные обязанности и изменяется трудовая функция. При этом он имеет право на предоставление льгот и гарантий, предусмотренных по совмещаемой работе. Поэтому если сотрудник в рамках совмещения занят на работах с вредными условиями труда, то он вправе претендовать на сокращенную продолжительность рабочего времени по такой работе в ().

Поскольку приведенная норма не связывает предоставление гарантий с периодом работы во вредных условиях в течение рабочего дня: полный день или только его часть, а по правилам Трудового кодекса РФ проводится в то же время, что и основная работа, то время работы сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда, необходимо сократить в общем порядке. Таким образом, продолжительность рабочей недели такого сотрудника в общем случае должна составлять не более 36 часов.

Вопрос из практики: можно ли сотрудникам с вредными условиями труда установить гарантии и компенсации с учетом действующего законодательства без проведения спецоценки. В организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, и сотрудники продолжают получать гарантии и компенсации в соответствии с ранее действовавшим порядком

Нет, нельзя.

До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении , а также сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 , то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам . При желании , то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с . Это предусмотрено в статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Вопрос:
    Основной удлиненный оплачиваемый отпуск у учителей - 56 календарных дней. Нужно ли добавлять 7 календарных дней за вредные условия труда к этому отпуску?

    Ответ:
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.
    Обоснование вывода:
    Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). Согласно ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
    Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск включает в себя как основной отпуск (ст. 115 ТК РФ), так и дополнительные отпуска (статьи 116-119 ТК РФ), когда такие отпуска предоставляются работнику.
    По общему правилу, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск продолжительностью более 28 дней в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). Так, согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена в настоящее время постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
    Условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков указаны в статьях 116-119 ТК РФ. При этом право работника на предоставление ему удлиненного основного ежегодного отпуска никаким образом не может ограничивать его право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при наличии оснований для его предоставления.
    Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

    Предоставление такого отпуска является одной из дополнительных гарантий, установленных законодательством и призванных компенсировать негативное воздействие на здоровье работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О). Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска.
    Соответственно, если в рассматриваемом случае условия труда на рабочих местах педагогических работников по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)*(1) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, указанным работникам, помимо основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
    ___________________________
    *(1) Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. При этом ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

    Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

    • психофизические,
    • физические,
    • химические,
    • биологические.

    Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

    Выделяют еще опасный производственный фактор , он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

    Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

    Таблица 1

    Классификация условий труда постепени вредности и опасности

    Наименование класса

    Риск для здоровья

    Оптимальный

    Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

    Допустимый

    Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

    Вредный

    Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

    Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

    Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

    Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

    Опасный

    В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

    Из лекции Вы узнаете:

    • к какому классу относится труд педагога
    • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
    • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

    Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

    Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

    Таблица 2

    Профвредности в труде учителя

    Психофизиологические

    (связаны с профессом труда)

    Средовые (внутришкольная среда)

    1. Нервно-психическое напряжение

    3. Гиподинамия

    4. Нерациональный режим труда и отдыха

    5. «Детская среда»

    1. Неблагоприятный микроклимат

    2. Нерациональное освещение

    3. Проникающий шум

    4. Радиочастотное излучение

    5. Летучие химические вещества

    6. Пыль сложного состава

    7. Аэроионы

    8. Бактерии

    Средовые факторы

    Учитель может испытывать действие как охлаждающего , так и нагревающего микроклимата , недостаточной освещенности , проникающего шума , загрязненного воздуха , пыли , содержащей мел, минеральные и органические примеси.

    Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

    Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

    Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

    Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

    связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

    Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

    Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

    Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

    В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи , что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

    Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.

    Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.

    Горловые нагрузки

    Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов , увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания .
    При хроническом ларингите появляется:

    • хрипота,
    • быстрая утомляемость голоса,
    • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

    Спутник любого умственного труда – гиподинамия , которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

    Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
    Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда .

    К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

    В характере учителя со временем появляется авторитарность , нетерпимость к чужому мнению , что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

    Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс , вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

    Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е. умение благожелательно относиться ко всем, не уделять слишком много внимания чужим оплошностям (чаще вспоминать при этом о своих ошибках), а главное – уметь быстро «гасить» раздражение, гнев, переключать внимание на другие, более спокойные и приятные объекты.

    Умение жить среди людей по наследству не передается. Этому надо учиться.

    Добрый день. В нашей школе учитель химии и информатики получали доплату за вредность 12%. С первого сентября 2013 года эту доплату сняли, ссылаясь на аттестацию рабочих мест.Имеет свою специфику оплата труда в особых (вредных) условиях (ст.146, 147 ТК РФ). К особым условиям труда относится работа учителя химии (использование химических реактивов, их хранение и складирование), учителя информатики (работа за дисплеями ЭВМ). В соответствии с Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579, утвердившим «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными условиями труда», работа этих учителей относится к работам с вредными условиями труда. При этом учителям может быть установлена надбавка к заработной плате в размере до 12%

    Ответьте пожалуйста, прав ли работодатель? Если нет, то куда нам нужно обратиться, чтобы вернуть доплату?

    Ответы юристов

    Трудовой кодекс устанавливает, что труд работников, занятых на производстве с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере (ст. 146 ТК). Правительство определяет размеры и порядок выплат компенсаций, они должны быть предусмотрены в коллективном или трудовом договоре (ст. 219 ТК).

    Классификации с перечнем вредных работ в РФ нет, вместо нее действует "Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

    Этот документ был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.

    До недавнего времени компенсации были положены только тем работникам, профессии которых присутствуют в отраслевом перечне (абзац 1 пункта 2 постановлении Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78).

    Однако Верховный суд РФ решением от 04.06.13 № АКПИ13-411 признал эту норму недействующей с 28 марта 2013 года.

    Теперь все сотрудники, чьи условия труда признаны вредными по итогам аттестации, имеют право на повышенную оплату.

    Если ваше рабочее место аттестовано с классом 3 или 4, то тогда вам положена повышенная заработная плата ("за вредность"). Обратитесь к руководству с просьбой проинформировать вас об аттестации вашего рабочего места.

    Минимальный размер компенсации – 4 процента от зарплаты (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.08 № 870). С нее надо заплатить взносы, и удержать НДФЛ (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, письмо Минфина России от 19.06.09 № 03-04-06-02/46). А сумму доплаты можно учесть в расходах в периоде начисления, то есть в декларации за девять месяцев (п. 3 ст. 255 НК РФ).

    Post Views: 28

    Подобные требования контрольно-ревизионных и других финансовых органов надзора необоснованы. Пока аттестация не проведена и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату, а работодатель обязан ее производить, поскольку условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы. В таких случаях работникам при поддержке профсоюзных комитетов необходимо обращаться в суд с иском о признании незаконным решения финансовых органов о снятии доплаты за вредность.

    Иногда имеет место формальный, некомпетентный подход к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, вследствие чего в административном порядке снимаются доплаты за работу во вредных и опасных условиях. Подобный случай произошел в городе Оленегорске Мурманской области, где в пяти школах без проведения инструментальных замеров уровней освещенности, загазованности, шума, без оценки травмоопасности и обеспеченности работников спецодеждой были сделаны заключения об отсутствии каких-либо вредных факторов в кабинетах химии. На этом основании у 12 учителей были сняты доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, что составило ежемесячно по 300 рублей у каждого педагога (включая северный коэффициент), а это существенная сумма в небольшой зарплате учителя. Действия руководителей органов и учреждений образования в данном случае также следует считать неправомерными. В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работников и подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения в суд.

    Таким образом, если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, это не означает, что условия труда на рабочих местах безопасные. Поэтому пока не дано заключение аттестационной комиссии о том, что рабочее место, где выполняется работа с вредными и опасными условиями труда, полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить.

    К сведению сообщаем, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

    В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми нормативными правовыми актами, определяются Перечни тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время в системе народного образования действуют:

    Для учреждений общего и дошкольного образования - Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утвержденный приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 №579 (приложение № 2);

    Для учреждений профессионального и высшего образования - Перечень №1 работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 12% включительно, и Перечень №2 работ с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 24% включительно, утвержденные приказом Миннауки РФ от 07.10.92 №611 (приложение).

    Конкретные размеры доплаты устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) либо коллективным договором, трудовым договором.

    Повышение зарплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Необходимо иметь в виду, что основная цель аттестации - это в первую очередь защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте, к каким последствиям они могут привести. И как уменьшить или исключить вредное воздействие. Там, где сделать это на данный момент не представляется возможным, должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда, если ее проводить неформально, - процесс очень длительный, сложный и требует значительных финансовых затрат. Поэтому в условиях бюджетного финансирования учреждений образования нужно действовать поэтапно. Сначала провести аттестацию рабочих мест в подразделениях с повышенной степенью опасности и вредности, например в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, а затем во всех остальных.

    Кем должна проводиться аттестация рабочих мест, каков порядок ее проведения - ответы на эти вопросы четко и подробно отражены в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». К данному Положению прилагаются образцы документов, которыми оформляются результаты аттестации (карты, протоколы, ведомости аттестации рабочих мест и др.).

    Аттестация рабочих мест - система анализа и фактической оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда, и проводится она на основе трех оценок:

    Степени вредности и опасности (гигиенический критерий);

    Степени травмоопасности;

    Обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

    Чтобы оценить степень вредности и опасности, необходимо сравнить фактические, полученные путем инструментальных измерений значения опасных и вредных производственных факторов (шум, вибрация, освещенность, чистота воздушной среды, параметры микроклимата, воздуха рабочей зоны и др.) с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Полученные результаты сравниваются с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99, Руководство Р 2.2.775-99.

    Оценка степени травмоопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов.

    Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты предполагает сопоставление фактически имеющихся средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    Результаты вышеназванных оценок оформляются специальными протоколами по установленной форме.

    Основным документом рабочего места, его своеобразным паспортом является карта аттестации по условиям труда. В ней, кроме общих сведений о рабочем месте, данных по всем трем оценкам, сведений о компенсациях, размещается итоговое решение об аттестации данного рабочего места. Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов:

    1. Рабочее место признается аттестованным.

    2. Рабочее место признается условно аттестованным.

    3. Рабочее место признается не аттестованным.

    Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения. На основании заключения комиссии руководитель образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень работ, на которых устанавливается повышенная оплата за работу во вредных и опасных условиях труда. Перечень этих работ, конкретные размеры доплат и сроки выплаты устанавливаются приказом по образовательному учреждению, а также включаются в коллективный договор и соглашение по охране труда.

    Юрий ЩЕМЕЛЕВ, технический инспектор труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ