Отличие тн от ттн. Товарно-транспортная накладная (ТТН) и налоговый вычет НДС

Перевозка грузов всех видов сторонним перевозчиком производится согласно договору и подлежит обязательному документальному оформлению. С этой целью применяются две формы: товарно-транспортная накладная и транспортная накладная. Обе на сегодняшний день используются, хотя и с 2013 года исключена из списка обязательных документов для учета грузоперевозок. Формы по многим позициям дублируют друг друга, но есть и различия. Можно ли заменить одну форму другой или их следует включать в пакет документов на перевозку одновременно? Какова позиция контролирующих органов и как она согласуется с практикой учета грузоперевозок?

ТТН

Товарно-транспортная накладная, согласно Пост. Госкомстата №78 от 28-11-97, должна использоваться для учета работ автотранспорта, спецмашин строительной отрасли. Информация №ПЗ-10/2012 Минфина фактически отменяет эту форму как обязательную с 2013 года, но многие организации продолжают ее применять в учете. Кроме того, согласно действующему законодательству в некоторых случаях использование формы 1-Т по-прежнему обязательно. Об этом будет сказано далее.

В документе два раздела, отраженных в наименовании: товарный и транспортный. В первом указываются данные, необходимые отправителю и получателю перевозимых ТМЦ: одному для списания с учета, другому – для постановки. Во втором фиксируются сведения, необходимые перевозчику и заказчику услуги (отправителю): натуральные показатели, погрузочно-разгрузочные мероприятия и их продолжительность, данные для расчета за услугу, в том числе водительская заработная плата.

В общем случае ТТН – необязательная форма, следовательно, использование ее подлежит отражению в учетной политике компании.

Накладная выписывается отправителем груза в 4-х оригинальных экземплярах:

  • в учетную службу грузоотправителя как документ на списание ТМЦ;
  • в учетную службу грузополучателя для оприходования ТМЦ;
  • в учетную службу АТП – 2 экземпляра (один затем передается заказчику услуги как основание для оплаты, а другой остается у перевозчика как основание для оплаты труда шофера).

Отправитель подписывает три экземпляра и передает их водителю (экспедитору), а тот передает их другим контрагентам.

ТН

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

Изменения коснулись и ТН, как документа, фиксирующего хозяйственные операции в этой сфере:

  • раздел 13 посвящен маршруту движения транспорта, в том числе и перевозящего опасные ТМЦ;
  • раздел 15 содержит сумму услуг АТП — перевозчика, сумму оплаты за перевозку соответствующих грузов.

В разделе 13 при перевозке автомобилем опасного груза указываются в том числе и реквизиты разрешения на перевозку.

Таким образом, показатели двух накладных максимально сближаются по смыслу и содержанию.

ТТН или ТН?

Нередко у бухгалтеров, менеджеров, работников, занятых оформлением перевозок, подготовкой пакетов документов, возникает вопрос о целесообразности применения той или иной формы. Если использование ТТН можно прописать в учетной политике, допустимо ли заменить один документ другим?

Несмотря на официальную отмену ТТН, продолжают возникать споры с фискальными органами по поводу наличия или отсутствия документа при оформлении перевозок. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, часто оформляются при перевозке все три имеющих отношение к ней документа: ТТН, ТН и накладная , по принципу «чем больше, тем лучше». Такой порядок закрепляется в учетной политике.

Отметим ряд важных моментов, связанных с применением этих форм на практике.

Если организация, применяющая , заявляет сумму к вычету, ФНС особенно тщательно проверяет комплект пакетов первичных документов, в частности ТТН. Несмотря на Пост. Президиума ВАС РФ №8835/10 от 09-12-2010 г., судебной практикой до сегодняшнего дня не выработано единого подхода по указанному вопросу. Применение ТТН подтверждает транспортные расходы и позволяет включить их в суммы, уменьшающие базу по .

Вместе с тем письмо Минфина №03-03-06/1/85703 от 21-12-17 г. и ряд других аналогичных утверждают преимущество именно ТН при обосновании транспортных расходов в связи с расчетами налога на прибыль. Следует отметить, что в ТТН отдельно не выделен НДС, следовательно, при наличии лишь ТТН как подтверждающего документа на вычет, в нем, вероятнее всего, организации будет отказано (ст. 168 НК РФ).

Следует помнить о том, что, согласно ФЗ №259 от 08-11-07 г., ст. 8 (1), при заключении договора на перевозку груза обязательно применение транспортной накладной, подтверждающей факт перевозки. Аналогичный смысл имеет и ст. 785 ГК РФ.

Когда без ТТН не обойтись

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

Главное

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.

Транспортная накладная 2019 скачать бланк в эксель
Товарно-Транспортная накладная ТТН, форма № 1-Т

01.02.2019

Форма ТН
Форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" в редакции: в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208, от 09.01.2014 № 12 (ред. 18.05.2015), от 03.12.2015 № 1311,от 24.11.2016 № 1233, от 22.12.2016 № 1442, от 12.12.2017 № 1529,с изменениями, внесенными Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 N АПЛ16-142.

Начало действия последней редакции от 12.12.2017 № 1529 : 22.12.2017.

Форма ТТН

Форма товарно-транспортной накладной (ТТН, унифицированная форма № 1-Т, ОКУД 0345009) была утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

(xls, согласно Пост. Госкомстата РФ №78 )

Об изменениях

Об изменениях в форме транспортной накладной согласно постановлению Правительства России от 12.12.2017 № 1529 (из документа):

Внесены поправки в форму транспортной накладной и порядок ее заполнения. Изменения коснулись разделов 13 и 15 транспортной накладной и порядка их заполнения.
Новые поправки устанавливают, что при перевозке опасных грузов, а также при перевозке грузов тяжеловесным или крупногабаритным транспортом, перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте такой перевозки. Такая информация указывается при необходимости.
До настоящего времени речь шла об указании маршрута при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Таким образом, теперь маршрут и сведения о разрешении указываются при перевозке любых грузов тяжеловесным или крупногабаритным транспортом.

Об изменениях в форме транспортной накладной согласно постановлению Правительства России от 03.12.2015 № 1311 (из документа):

В разделе 4 приложения N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 17, ст. 2407; 2012, N 10, ст. 1223):

слова "(перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных ДОПОГ, санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации)" заменить словами "(перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных ДОПОГ, санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах)";

слова "(перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, наличие которых установлено законодательством Российской Федерации)" заменить словами "(перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, наличие которых установлено законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах)".

Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Форма ТН

Порядок \ правила \ инструкция по заполнению формы транспортной накладной

(Выдержка из Пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208, от 09.01.2014 N 12 (ред. 18.05.2015), от 03.12.2015 N 1311,от 24.11.2016 N 1233, от 22.12.2016 N 1442, от 12.12.2017 № 1529 ):

II. Заключение договора перевозки груза, договорафрахтования транспортного средства для перевозки груза

6. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее - транспортная накладная).

7. Заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8 - 11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. При перевозке опасных грузов, а также при перевозке, осуществляемой тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте такой перевозки.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.12.2017 N 1529)

8. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

9. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1208)

10. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

11. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе "Условия перевозки" транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон) и настоящими Правилами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

12. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием в пункте 5 транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.

13. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза (далее - договор фрахтования), заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства по форме согласно приложению N 5 (далее - заказ-наряд).

14. Заказ-наряд подается фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8 - 10, 12 - 14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда.

15. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3 - 7 и 14 заказа-наряда.

16. Изменение условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 "Оговорки и замечания фрахтовщика" заказа-наряда.

17. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются условия, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе заказа-наряда.

18. Заказ-наряд составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий - вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

19. Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2016 N 1233)

20. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

21. Оформление транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд осуществляет перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Форма ТТН

Выдержка из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78: Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте: Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т)


Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций - владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, портов, аэропортов.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый - остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:
первый и второй экземпляры передаются организации - владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации - владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

Минфин России выпустил сразу несколько Писем о том, что госкомстатовскую товарно-транспортную накладную (форму N 1-Т) (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) никто не отменял и ее надо заполнять одновременно с новой транспортной накладной, утвержденной Правительством РФ (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Напомним, что сыр-бор разгорелся из-за того, что в конце июля вступили в силу утвержденные Правительством РФ Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. С ними утверждена и форма , которая оформляется только в том случае, если заключается договор перевозки (Пункт 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). И неясно, заменяет она унифицированную форму N 1-Т или нет.
И вот финансовое ведомство решило, что вместе с транспортной накладной должны оформляться формы N N 1-Т и ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
С товарной накладной ТОРГ-12 все понятно. Это , который оформляется при продаже (отпуске) ТМЦ сторонней организации и является основанием для списания ТМЦ у продавца и оприходования у покупателя.
А вот с ТТН дело обстоит интереснее. Как указал Минфин, наряду с правительственными Правилами перевозок по-прежнему продолжают действовать и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР еще в 1971 г. Ведь их никто не отменял - ни Правительство РФ, ни Минтранс России. И как раз этими Общими правилами и предусмотрено, что основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная (§ 1, 3 разд. 6 Общих правил, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которую в 1997 г. и утвердил Госкомстат России. И Минфин ничуть не смущает, что Минавтотранс РСФСР в 1971 г. утверждал Правила перевозки грузов во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, который уже давно не действует - с мая 2008 г., когда вступил в силу новый Устав автомобильного транспорта (Статья 44 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). И если Уставом РСФСР при перевозках грузов автомобильным транспортом было предусмотрено оформление товарно-транспортных накладных (Пункт 47 Устава, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12), то новым Уставом, так же как и ГК РФ, предусмотрено оформление именно транспортных накладных (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ). Так что, в принципе, с введением новой формы транспортной накладной форму ТТН можно не заполнять. Она будет просто лишняя, ведь для оформления продажи и для оприходования товара составляется ТОРГ-12.
Но, к сожалению, Минфин настаивает, что для подтверждения затрат на перевозку груза в бухгалтерском и налоговом учете нужны оба документа - и товарно-транспортная накладная, и товарная накладная. И их надо оформлять, если:
(или ) при доставке товара заключается договор перевозки;
(или ) грузоотправитель сам доставляет товар до склада покупателя. Как говорит финансовое ведомство, в этом случае "возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза".
Хорошо, что Минфин хотя бы разрешил не делать двойную работу, когда покупатель своим транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки надо подтверждать путевым листом.
Безусловно, налоговые инспекторы возьмут на вооружение позицию финансового ведомства. Тем более что некоторые инспекции на местах свое мнение по этому вопросу сформировали.
Ведь еще до того, как появились рассматриваемые Письма, УФНС по Ростовской области на своем сайте прямо заявило, что у ТТН и ТН разное предназначение, потому что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, а ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом. И поскольку положения, отменяющие ТТН, в Постановлении Правительства РФ N 272 не приведены, то с 25.07.2011 при перевозке грузов автомобильным транспортом следует составлять одновременно две формы - и ТН, и ТТН (http://www.r61.nalog.ru/help_nalog/cons/ko61_nds/).

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

Имеются многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@, согласно которым расходы на перевозку в соответствии с п. 6 Правил и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформление ТН по форме, указанной в приложении № 4 к Правилам.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Транспортная накладная является одним из основных документов, необходимых при перевозке грузов. Однако вопрос того, нужна ли ТТН в 2019 году по форме 1-Т остаётся открытым для многих предпринимателей и бухгалтеров. В статье рассмотрим, как правильно составлять транспортную и товарно-транспортную накладные, и когда таковые обязательны к применению.

Оглавление:

Законодательное регулирование ТН и ТТН – их отличия

Форма ТТН №1-Т для товарно-транспортных накладных была установлена Положением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 в качестве первичной учетной документации. Тем не менее, в соответствии с действующим Федеральным законом №402 от 06.12.2011, с 01.01.2013 утвержденные первичные формы учетной документации не являются обязательными к применению. Таким образом, товарно-транспортная накладная перестала выступать обязательным документом для оформления грузоперевозок.

Транспортная же накладная (ТН), форма которой была утверждена в Постановлении правительства №272 от 15.04.2011 является обязательным документом, сопровождающим договор грузоперевозок. Обязательность её наличия подтверждается также ст. 785 ГК РФ в случае заключения договора о перевозке грузов. Оформление же товаров производится по форме ТОРГ-12.

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые предприятия и бухгалтерские отделы до сих пор применяют форму 1-Т и составляют полноценные ТТН. Это действие не является незаконным. В частности, оформление ТТН может проводиться в случае, если груз доставляется транспортом получателя или если грузоперевозка осуществляется в рамках одного субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае этот документ заменяет собой и форму ТОРГ-12, так как содержит информацию о товарной части, и транспортную накладную нового образца, так как обладает информацией о перевозке груза.

Обратите внимание

В остальных случаях оформление ТТН может проводиться исключительно параллельно наличию отдельной транспортной накладной. Обязательность наличия транспортной накладной подтверждается также и письмом Минфина 03-03-06/1/14014 от 23.04.2013, которое разъясняет вопросы ее использования.

Отличия транспортной накладной от товарно-транспортной накладной заключаются, в первую очередь, в различных установленных формах такового документа. Кроме этого, ключевым отличием ТН от ТТН является отсутствие в транспортной накладной товарной части. Товарная часть является подтверждением изъятия товара из собственности отправителя и перемещением его в собственность получателя и может выступать подтверждением бухгалтерской отчетности вместо формы ТОРГ-12.

Важный факт

В случае, если грузоперевозка осуществляется сторонним грузоперевозчиком, отсутствие транспортной накладной может служить основанием для привлечения его к ответственности и изъятия груза. В то же время, использование ТТН вместо ТН не является нарушением нормативов бухгалтерского учета.

Отсутствие накладных вместе с грузом может служить основанием для его изъятия и проведения сотрудниками ГИБДД проверки. При этом, транспортная накладная не является показателем легальности перевозимых подакцизных товаров, взрывчатых веществ, наркотических средств и иных товаров, оборот которых подлежит особому порядку контроля. Также следует отметить, что для некоторых видов изделий предусмотрено оформление специальных транспортных и товарно-транспортных накладных, установленные формы которых отличаются от общепринятых.

Как составить товарно-транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Товарно-транспортная накладная в 2019 году составляется, как и ранее, по утверждённой форме №1-Т. При этом данная форма широко представлена в различных специальных бухгалтерских программах, а бланки доступны для загрузки и распечатывания. В большинстве случаев, в современном бухгалтерском учете ТТН заполняется в электронном виде в соответствующих программах, так как они позволяют использовать функции автоматического заполнения и ведения подсчетов. Но в некоторых случаях возникает необходимость распечатки и пустого бланка по данной форме.

Обратите внимание

ТТН в обязательном порядке должна содержать информацию о том, на основании каковой формы она составляется. Для соответствия действующему законодательству указывается соответствие вышеозначенному Положению Госкомстата №78 от 28.11.1997. В то же самое время не будет являться нарушением и внесение изменений в таковую форму, если отправка сопровождается транспортной накладной и заполнением формы ТОРГ-12 и служит функциям внутреннего учета.

Соответственно законодательству, ТТН составляется в четырёх экземплярах. Один экземпляр товарно-транспортной накладной остаётся у отправителя, три – передаются перевозчику. При этом перевозчик обязан передать один из его экземпляров получателю. На каждое транспортное средство выдается полный комплект экземпляров ТТН.

Как составить транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Транспортная накладная составляется по утверждённой форме упрощенного вида. В отличие от ТТН, её можно относительно легко заполнять и без использования специальных бухгалтерских программ. Это связано с тем, что в транспортной накладной не присутствует товарная часть, что значительно упрощает весь процесс её заполнения.