"Буржуазные черты реформы" и "Феодальные пережитки" это как? Буржуазные черты реформ и их социально-политические последствия.

1. История феодальных общественных отношений позволяет увидеть, как из массы городского люда, находившегося под гнетом сеньоров, вырастает мало-помалу третье сословие, а затем класс буржуазии. В той же степени можно заметить рождение пролетариата. Eгo историческими предшественниками являются крепостной крестьянин и подмастерье.

Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма.

В чем же существенное отличие капиталиста от феодала, если известно, что как тот, так и другой являются собственниками средств производства и эксплуататорами? Нам представляется, что нижеследующие рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса заслуживают признания и в наши дни.

Ф. Энгельс писал: "...рабовладелец, производящий товары для рынка в Новом Орлеане", не является капиталистом, так же как не является таковым румынский боярин, эксплуатирующий барщинных крестьян. Капиталистом является только такой собственник средств труда, который эксплуатирует свободного рабочего! "

Возникновение класса наемных рабочих стало возможным с ликвидацией тех отношений, которые привязывали крестьянина к земле, а подмастерье к его цеху. "Освобождаемые лишь тогда становятся продавцами самих себя, когда" у них отняты все их средства производства и все гарантии существования, обеспеченные старинными феодальными учреждениями. И история этой их экспроприации вписана в летописи человечества пламенеющим языком крови и огня". "Наемный труд в национальном масштабе, а потому также и капиталистический способ производства, возможен только там, где рабочий лично свободен. Он покоится на личной свободе рабочих"

Преимущества, заключающиеся в труде свободного, наемного работника по сравнению с трудом работника подневольного (раба, крепостного), были открыты задолго до того, как капитализм сумел ими воспользоваться.

Наемного рабочего, лишенного земли и орудий труда, проще заставить работать по 12-16 часов в сутки и за ничтожную плату; его проще, чем даже крепостного крестьянина, выбросить на улицу, чтобы взять другого, более выгодного работника; его можно стимулировать разного рода оплатой - почасовой, поштучной, сдельной и пр.

Зарождение капиталистической системы происходит в XIV-XVI столетиях, когда наиболее характерной формой капиталистического производства является еще мануфактура. Со второй половины XVIII века на смену ей приходит фабрика, а вместе с ней зарождается крупная промышленность.

Для наилучшего понимания различия между феодальным и буржуазным производством сошлемся на следующее рассуждение Энгельса. Ткацкий станок феодального крестьянина, на котором тот ткал себе одежду, не был капиталом: он не сделается капиталом и тогда, когда крестьянин начнет продавать на рынке ткани, изготовленные им и его семьей в длинные зимние вечера. Но если тот же крестьянин использует наемного рабочего, чтобы ткать товар для купца (или вообще на рынок), и кладет в карман разницу между тем, что ему стоил товар (издержки производства, включая оплату наемного работника), и между тем, что он за него выручил (его продажной ценой), - вот тогда ткацкий станок превращается в капитал. "Пока производитель продает только свое собственное изделие, он не является капиталистом; он становится им только в тот момент, когда использует свое орудие для эксплуатации наемного труда Других людей".

Тема крестьянской реформы 1861 г. - одна из самых сложных в изучении XIX в. по ряду причин. Во-первых , она требует знания того, как проходил аграрный переворот в других странах, в частности в Англии. Во-вторых , надо помнить все термины, связанные с аграрным вопросом и изучавшиеся ранее: натуральное хозяйство; оброк; барщина; поместье; крепостные, удельные, государственные крестьяне и т.д. В-третьих , необходимо знать, как изменялось отношение к отмене крепостного права в России на протяжении ХVIII-XIX вв. В-четвёртых , появляется значительное количество новых терминов, которые сложно запомнить: выкупная операция; временнообязанное состояние; испольщина; отработки; отрезки. И на всё это по программе отводится только один час (половина одного урока - на изучение подготовки реформы, половина другого - на саму реформу). Зато в срезах знаний и демонстрационных вариантах Единого государственного экзамена предполагается полное и детальное знание этой ключевой проблемы. В данных разработках предлагается методика, позволяющая лучше объяснить эту тему.
Во вступительной части урока рекомендуется вспомнить определение аграрного переворота, изучавшееся в VII классе при прохождении темы о предпосылках Английской революции. Однако год назад ученикам ещё сложно было разобраться с этим понятием. В VIII классе это необходимо для понимания процессов, которые проходили в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в. Итак, аграрный переворот - это сосредоточение земель в руках крупных собственников, фактическая ликвидация крестьянства как класса и использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих. Иными словами, целью аграрного переворота является превращение крестьян в людей без собственности, которые вынуждены продавать свою рабочую силу (наёмных рабочих), а феодалов - во владельцев капитала - имущества, способного приносить доход (капиталистов). Окончательно эти два новых класса формируются в результате промышленного переворота, который в западных странах следует за аграрным переворотом. Можно вспомнить, как всё это происходило в Англии. Там с XVI в. распространялся процесс «огораживания», и его определяли как «насильственный сгон крестьян с земли». Часть из них, потеряв земельный надел, становились бродягами, другая часть - разбойниками и т. д. Но большинство в конце концов нанимались рабочими на мануфактуры, которые активно развивались в это время. А так называемые новые дворяне - джентри - сосредоточивали в своих руках большие участки земли, разводили на них овец, получая тем самым капитал, столь необходимый для ведения капиталистического производства.

В России XIX в. - это век разложения феодальных отношений, которые задерживали развитие капитализма. И главным из феодальных пережитков было крепостное право. В этой части урока можно вспомнить, как российские императоры относились к теме освобождения крестьян. Сложнее всего будет с правлением Екатерины II (его ученики проходили годом раньше). Надо напомнить, что Екатерина Великая первая осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьёзного не предприняла, так как сама признавала, что «бороться с крепостничеством - значит лишиться трона». Её внук Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса. Ученики должны вспомнить указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике. Политика Николая I в крестьянском вопросе получила название «бег на месте» из-за того, что, несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: «Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь».
И это в то время, когда всё передовое общественное мнение России однозначно высказывалось против крепостного права. Учащимся придётся напомнить о книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», об аграрных программах декабристов, взглядах П.Я.Чаадаева, славянофилов, западников и революционных демократов.

Поэтому перед учениками можно поставить вопрос почему же всё-таки до 1861 г. так и не было решительных действий правительства в этом направлении? Кроме противодействия дворянства (о чём говорят почти сразу) можно обратить внимание на то, что крепостное право никак не влияло на международное положение России. Ведь на протяжении ХVIII-ХIХ вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими государствами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. Тут можно вспомнить ряд русско-шведских войн и особенно Отечественную войну 1812 г.
Переломным моментом стало поражение России в Крымской войне. Обычно ученики правильно объясняют слова В. О. Ключевского: «Севастополь многим открыл глаза»: причины поражения России в войне - её экономическая и политическая отсталость, для ликвидации которой необходимы были серьёзные реформы.
Вопрос о подготовке реформы 1861 г. обычно достаточно подробно рассматривается в школьных учебниках. Главное, на что надо обратить внимание, - основной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. Об этом свидетельствуют его слова о том, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда сами крестьяне отменят его «снизу».
1857 г. - начало работы Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян (на этом, первом этапе подготовка реформы носила тайный характер).
В 1858 г. он переименовывается в Главный комитет по крестьянскому делу, а в помещичьих губерниях создаются комитеты для разработки проектов отмены крепостного права; начинается открытое обсуждение в печати, на дворянских собраниях.
1859 г. - учреждены редакционные комиссии для работы с материалами губернских комитетов (17 представителей министерств и 21 член-эксперт из местных помещиков или специалистов по крестьянскому вопросу - люди высокообразованные). Проектов было много, ниже предлагается вариант рассмотрения четырёх основных.
Для лучшего зрительного восприятия этой темы неплохо составить небольшую схему.

В схеме дворяне различаются по количеству крепостных крестьян. Это и будет для учеников отправным пунктом для определения проектов отмены крепостного права по каждой категории дворянства. Как правило, дети справляются с этим неплохо. Например, понятно, что крупнопоместным дворянам выгодно освободить крестьян без земли для того, чтобы заставить их арендовать землю и вновь привязать их к себе. Схожие проекты будут и у среднепоместных дворян чернозёмных губерний (там, где земля - ценность). Можно рассмотреть проект Позена - наделить крестьян совсем небольшим участком земли, причём, естественно, за выкуп. Для того чтобы прожить в условиях натурального хозяйства, крестьянин вновь будет вынужден идти на поклон к помещику.
Для среднепоместных дворян нечернозёмных губерний это невыгодно. Так как земля ценностью не является, то её можно отдать крестьянам в любом количестве, но заставить их платить большой выкуп: нужны деньги для развития капиталистических отношений (проект Унковского). Фактически это единственная категория дворян, которая была готова заниматься предпринимательством. Мелкопоместные дворяне (проект Самарина) выступали за освобождение крестьян без земли, но необходимо было заставить их работать на помещика до тех пор, пока тот не переведёт своё хозяйство на капиталистические рельсы.
Таким образом, помещики явно не хотели себя обидеть в результате реформы, а значит, заранее было ясно, что реформа окажется половинчатой. Допуская известное развитие капитализма, она будет проведена в интересах помещичьего дворянства, законсервировав многие феодальные пережитки.

В основной части урока разбираются главные положения манифеста 19 февраля 1861 г. Для удобства можно условно разбить реформу на два этапа.
Первый - личное освобождение крестьян. Следует указать, что свободу крестьяне формально получали бесплатно с момента обнародования манифеста - с 5 марта 1861 г. Для наглядности можно сгруппировать пункты манифеста по двум группам:

Как правило, данный этап реформы проблем не вызывает. Крестьяне становятся уже не объектами, а субъектами права. Это, несомненно, достижение Александра II.
Второй этап реформы связан с наделением крестьян землёй. Этот вопрос был самым болезненным, в чём ученики могли убедиться, определяя дворянские проекты отмены крепостного права. Учитель ставит вопрос: выгодно ли государству не дать крестьянам землю вообще? Нет, говорят ученики. Во-первых, нищее крестьянство не сможет платить налоги в государственную казну, во-вторых , недовольство крестьян будет столь велико, что может угрожать самодержавию во главе с Александром II. В-третьих , маломощная российская промышленность просто не справится с таким наплывом крестьян.
Выгодно ли государству дать крестьянам такое количество земли, чтобы они были в состоянии прокормить свою семью и не зависеть от помещика? Опять-таки нет, говорят ученики. Ведь в этом случае уже будут недовольны сами дворяне, интересы которых и собирался учитывать царь. Таким образом, получается, что надо дать крестьянам земли не много и не мало, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Причём размер земли, полагавшийся крестьянину, различался в чернозёмной, нечернозёмной и степной зонах. Причём самый маленький надел был в чернозёмной полосе, а самый большой - в степной.
Для решения вопроса о земле рекомендуется пользоваться следующими рисунками.

Итак, законом определён размер земельного участка, который получал крестьянин.

Если у крестьянина земли было больше, чем полагалось по реформе, то «лишняя» часть у него «отрезалась». Эти части и назывались отрезками. Причём таких крестьян было по разным губерниям от 40 до 65%.

Если у крестьянина земли было меньше, чем полагалось, то земля ему «дорезалась». Таких крестьян было от 3 до 15% в зависимости от губернии.

Несложно увидеть, что количество крестьян, терявших землю, было намного больше, чем получавших. К тому же помещики «отрезали» лучшие и наиболее ценные земли, особенно необходимые крестьянам, - водопои, луга, выгоны. Надо было теперь арендовать их на весьма невыгодных условиях.
Рассмотрим процесс обезземеливания крестьян на примере абсолютных чисел. Записываем, - до реформы средний размер крестьянского надела - 4,4 десятины; после реформы - 3,6 десятины.
Таким образом, делаем вывод о том, что крестьянство теряло землю, причём налицо так называемое растущее малоземелье.
Но и за этот небольшой надел, который закон предоставлял крестьянину, надо было платить. Реформа исходила из того, что вся земля была собственностью помещика. Поэтому крестьянин должен был заплатить ему выкуп. Выкупная операция считалась завершением реформы. Выкуп (В) рассчитывался следующим образом: ГСО (годовая сумма оброка), умноженная на 16 2/3. Закон исходил из того, что помещик ничего не должен был потерять, поэтому эта сумма должна была приносить ему доход (капитализация оброка из расчёта 6% годовых). Таким образом и получается число 16 2/3 (разделите 100% на 6 - столько и получится).
Естественно, что такую огромную сумму крестьянин выплатить был не в состоянии.
Отсюда следующая запись: 80% В - государство; 20% В - крестьянин.

Государство платило за крестьянина 4/5 всего выкупа, а сам крестьянин должен был единовременно выплатить помещику одну пятую часть выкупа. До тех пор пока он не отдаст помещику эту сумму, он считается временнообязанным (так как земля ещё не его), и он должен продолжать платить оброк (теперь он называется испольщина ) и отрабатывать барщину (её новое название отработки , так как «барина» уже нет).
После того как крестьянин рассчитывался с помещиком, он становился должником государства (ведь сложно себе представить, что государство может сделать такой дорогой подарок своим подданным). В течение 49 лет крестьянин должен был выплатить свой долг государству с процентами (6,5% годовых). Надо напомнить, что крестьяне ещё платили подушную подать и различные косвенные налоги.
Теперь опять абсолютные цифры: реальная стоимость всей земли - 500 млн. руб.; помещики получили за неё 1,5 млрд. руб.
Другими словами, земля была оценена в 3 раза выше её реальной рыночной стоимости. Учитель предлагает вопрос: на что делался расчёт? Вспоминаем определение аграрного переворота (особенно тезис о ликвидации феодальных слоев общества и превращении их в капиталистические). Вероятно, делаем предварительный вывод, помещики, получив большие деньги, должны были вложить их в производство, построить мануфактуры, заводы, завести капиталистическое сельское хозяйство. Обнищавшие же крестьяне должны были пополнить ряды наёмных рабочих в городах.

Однако и это благое вроде бы намерение осложнялось другим положением реформы. Крестьянин выкупал землю не для себя, в свою частную собственность, а для общины. Земля становилась общинной собственностью. То есть её нельзя было ни продавать, ни покупать. К тому же община не отпускала крестьянина в город, так как по принципу круговой поруки за эту землю рассчитываться должна была община. И если общинник уходил в город, его платёж распределялся на всю общину. Естественно, другие крестьяне не хотели платить лишние деньги и не отпускали односельчан.
Таким образом, сохранение крестьянской общины принизило положительные моменты реформы. Формально крестьянин становился полноправным человеком, фактически он оставался прикреплённым к общине и к своей земле.
Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с теми огромными деньгами, которые внезапно свалились на них. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги. Так что основные положения аграрного переворота к условиям России применимы лишь отчасти.
Очень важными на уроке представляются подведение итогов и закрепление пройденного материала. Итоги реформы можно записать в виде таблицы из двух колонок с выводами в каждой колонке. Но лучше сначала рассмотреть буржуазные черты реформы, а потом на контрастах изучить феодальные пережитки.

Если с первым и вторым пунктами всё понятно, то остальные нуждаются в пояснении.
В чём же проявлялись рыночно-капиталистические отношения в деревне?
Помещичьи хозяйства всё более втягивались в торговлю, ориентировались на использование наёмной рабочей силы и рынок.

Результатом развития капитализма в деревне стало увеличение сбора зерна и картофеля на 159%. Обеспеченность сельскохозяйственными продуктами на душу населения увеличилась на 48,4%, в том числе зерном - на 27,2%, картофелем - на 322,2%. По этому показателю Россия заняла третье место в Европе после Дании и Швеции, обогнав Францию, Германию, Италию, Бельгию и Голландию. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Россия производила 22,3% мирового объёма зерна (цифры взяты из работы В.И.Ленина «Развитие капитализма в России»). Объём его экспорта увеличился в 7 раз.
Отсюда напрашивается вывод о благотворном влиянии крестьянской реформы на экономику.
Теперь рассмотрим вторую часть итогов реформы.

Следует вспомнить признаки общины, чтобы определить, как она задерживала развитие капитализма:
а) периодические переделы земли - крестьяне не заинтересованы в удобрении своей земли, так как в следующий раз в результате земельного передела они могут получить участок в другом месте;
б) чересполосица - крестьяне не могли применять сельскохозяйственную технику на своих небольших участках, расположенных в разных частях общинного надела;
в) уравнительное землепользование не стимулирует крестьянина;
г) круговая порука - не заинтересованы более богатые крестьяне, которые вынуждены ежегодно платить за разоряющихся сообщинников.

Отсюда вывод: реформа не решила аграрный вопрос. Крестьянин остался экономически зависимым от общины, выйти из которой согласно закону он не мог; выкуп был очень высок, долго сохранялась экономическая зависимость от помещика.
Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершённая.
Необходимость проведения новой реформы.

Если на уроке останется время, для углубления знаний учащихся учитель отмечает, что манифест об отмене крепостного права был подписан 19 февраля, а обнародован только 5 марта 1861 г. Основываясь на том, что уже известно ученикам о сущности реформы, рекомендуется предложить им подумать над вопросом: почему её держали в секрете две недели? Вопрос сам по себе трудный, потому что надо помнить, что на рубеже февраля-марта в русских деревнях празднуется праздник Масленицы - проводов зимы. В тот год масленичные гулянья начинались 26 февраля. Правительство боялось, что объявление реформы, которая фактически отнимала у крестьян землю и делала их нищими, наложенное на обычное для деревни праздничное пьянство, может вызвать волнения и бунты. Поэтому решили подождать окончания Масленицы и только потом обнародовать положения манифеста.
В качестве домашнего творческого задания для проверки знаний на следующем уроке можно предложить учащимся стихотворные строчки из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим - по мужику!..

Ученики должны объяснить, что Некрасов подразумевал под словосочетанием «цепь великая», почему стало плохо жить и крестьянину, и помещику. Ответ можно оформить в виде письменной работы или сделать эту работу устно.

Литература по теме
Крестьянская реформа излагается во всех учебниках по истории России XIX в. - и в школьных, и в институтских. В последнее время выявилась тенденция уделять гораздо больше внимания субъективному фактору - личным качествам Александра II и его современников, причастных к подготовке реформы. Объективные факторы - реальная обстановка в стране, формационная отсталость России, приведшая к позорному поражению в Крымской войне, отношение Европы к России как к варварскому государству из-за фактически рабской зависимости подданных - рассматриваются как бы вскользь. Поэтому лучше не ограничиваться изучением какого-то одного учебника, а рассмотреть проблему с разных точек зрения. Для этого можно привлечь воспоминания современников событий, например мемуары П.А.Кропоткина «Записки революционера» (М., 1988. С. 150-160), дневник А.С. Корсакова (Река времён. Книга истории и культуры. Т. П. М., 1995. С. 61-75), просмотреть очень серьёзную аналитическую работу В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (любое издание), использовать ряд статей академика А. Никонова под названием «Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России» (Наука и жизнь. 1996. № 1-3). Большое подспорье учителю - изданное специально для таких уроков учебное пособие - пакет-комплект документов «История» (М., 1993) по теме «Эпоха реформ 1860-х гг. в России», в котором представлены и документы, и графики, и иллюстрации по крестьянской реформе.

Превращение буржуазии в господствующий класс происходило в результате политических революций, ликвидировавших феодальные производственные отношения и феодальное государство. Первой буржуазной революцией мирового значения была английская революция XVII века, самой радикальной - французская революция XVIII века, не без основания называющаяся Великой.

В результате буржуазных революций политическая власть в Англии, во Франции, а затем и во многих странах мира перешла в руки буржуазии - в одних странах полностью, в других - на условиях компромисса с теми или иными феодальными элементами.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX века. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

6. Провозглашение традиционных политических свобод - свободы слова, собраний и т.д.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

Еще по теме Тема 19. Особенности буржуазного государства и права:

  1. Возникновение буржуазного государства в Англии Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в.
  2. § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
  3. Тема. Буржуазные революции и становление национальных систем права
  4. Тема 9. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций. Оформление конституционной монархии (начало XX в. - октябрь 1917 г.)
  5. Тема 25. Эволюция государства и права в новейшее время Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран ХХ в.
  6. Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовнопроцессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах, 1957

Реформа 1861 г. должна была создать условия для развития капитализма, но сохранить самодержавие и помещичье землевладение Крепостное право мешало формированию рынка наемной рабочей силы, а в сельском хозяйстве лишало крестьян заинтересованности в развитии производительных сил. Нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанного на малоэффективном труде крепостных крестьян. Усиливался крестьянский протест против крепостничества. За 50-е годы XIX в. по стране прокатилось более 1000 волнении крестьян.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что главной причиной военно-технической отсталости России является крепостное право.

Подготовка реформы началась в 1857 г., когда был создан Секретный комитет, который должен был учесть интересы всех слоев дворянства. Губернаторам были направлены рескрипты (предписания) для разработки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". В 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Выяснилось, что в нечерноземной полосе помещики требовали большого денежного выкупа за землю (проект тверского предводителя дворянства Унковского). В черноземной полосе, где земля была главным источником доходов, помещики держались за землю и соглашались на минимальные наделы для крестьян (проект полтавского помещика Позена).

По проекту помещика степной полосы (Самарской губернии) Самарина предлагалось после отмены крепостного права установить переходный период в 10-12 лет, во время которого сохранялась барщина, т.к. здесь не хватало рабочих рук.

Председателем редакционных комиссий по подготовке реформы стал Ростовцев, затем министр юстиции Панин.

Реформу 1861 г., отменившую крепостное право, и последующие буржуазные реформы 60-70-х годов называют великими реформами, так как они содействовали утверждению капитализма в России. Особую роль в подготовке реформ сыграли Н.А. и Д.А.Милютины, С.С.Ланской, юрист Зарудный.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест", провозглашавший отмену крепостного права. Были подписаны и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Буржуазные черты реформы проявлялись в том, что личное освобождение крестьян создавало условия для формирования рынка наемной рабочей силы.

Перевод крестьян на денежный выкуп за землю сильнее втягивал крестьянство в товарно-денежные отношения.

Крестьяне получили некоторые юридические права: право свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие непривилегированные сословия, вступать в брак без разрешения помещика.

Стала распространяться капиталистическая аренда земли. Реформа сохраняла и феодальные пережитки, главными из которых были: помещичье землевладение и самодержавие, усилилось малоземелье крестьян, так как от крестьянской земли отрезалась часть в пользу помещика. Возникла система отрезков. Особенно много земли крестьяне потеряли в черноземной полосе.

Крестьянин не мог сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Посредником между крестьянином и помещиком стало государство, которое платило помещику за крестьянина 80% выкупа. Однако крестьянин должен был возвратить эту сумму с дополнительной платой 6% годовых. Денежные выкупы за землю были отменены П.Столыпиным только в 1906 г. Крестьяне оставались "временнообязанными" еще в течение 20 лег (то есть несли прежние повинности - барщину или оброк).

Сохранялась зависимость крестьян от сельской общины. Земля выдавалась общине помещиком через уставную грамоту.

Реформа создавала условия для развития капитализма. Это был шаг на пути превращения России в буржуазную монархию. Однако эта реформа не решила полностью аграрного вопроса, крестьянство оказалось малоземельным. Передовая общественность подвергла критике эту реформу. Крестьянин оказался опутан крепостническими пережитками, крестьянин страдал "не столько от развития капитализма, сколько от его недостаточного развития". Поэтому, по словам Ленина, 1861 г. породил 1905 г., "реформа проводилась крепостниками и была проведена по-крепостнически".

Реформы 60-70 гг. XIX в.

В 1863-1865 годах была проведена аграрная реформа в удельной и государственной деревне. Удельные крестьяне в виде выкупных платежей платили тот же оброк, что и прежде, в течение 49 лет.

Условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, чем в помещичьей деревне. Наделы у удельных крестьян оказались больше, чем у помещичьих в полтора раза, а у государственных - в два раза, немного меньше оказались и выкупные платежи.

После отмены крепостного права в России стал утверждаться капитализм. Для приспособления самодержавия и дворянства к развитию капитализма царское правительство провело еще ряд реформ, которые были непоследовательными, противоречивыми. Их проведение затянулось на десятилетие - с 1864 по 1874 год. Эти реформы вызвали перестройку в системе местного управления, в судебной системе, в армии и т.д., но государственный строй России оставался прежним, без изменений.

В 1864 г. была проведена Земская реформа. Создавались земские управы и собрания в уездах и губерниях (земства). В них избирались гласные, но представительство крестьян было ограничено. Земства занимались хозяйственными вопросами на местах (строительство школ, больниц, дорог). На всякое решение земств требовалась санкция сверху, т.е. они работали под контролем Министерства внутренних дел.

Выборы в уездные земские собрания проводили от трех категорий населения:1) от уездных землевладельцев (от помещиков и богатых крестьян);2)от городских избирателей (от городской торговой и промышленной буржуазии);3)от сельских общин (от крестьян).

Однако выборы от крестьян были трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выдвигали выборщиков, а те - депутатов в уездное земство. На уездном собрании проводили выборы в уездную земскую управу и депутатов в губернское земское собрание.

В земствах работало много прогрессивной интеллигенции, которая помогала населению в случае голода, эпидемий, пожаров. Активными земскими деятелями были писатели Л.Толстой и А.Чехов. Во время голода 1891 г. Л.Толстой на средства земств открыл много бесплатных столовых для голодающих.

В 1870 г. была проведена городская реформа. Создавались городские Думы, которые должны были заниматься хозяйственными вопросами в городах (строительство и проектирование, инспектирование школ, больниц; дороги, базары и т.д.). Их деятельность также находилась под контролем Министерства внутренних дел. Выборы в городские думы были бессословными, но учитывался имущественный ценз.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. Устанавливался единый суд для всех сословий. Суд объявлялся гласным, власть судьи - независимой. Возникли новые должности в суде: адвоката и присяжных заседателей. На должности присяжных заседателей избирались лица с учетом имущественно-образовательного ценза, т.е. представители дворянства, купечества. Присяжные заседатели определяли степень виновности подсудимого. Прогрессивность этой реформы заключалась в том, что в ходе следствия стали раскрываться пороки существующего строя. По решению суда присяжных были освобождены рабочие, участвовавшие в Морозовской стачке, Вера Засулич, стрелявшая в начальника Петербургской тюрьмы.

Реформированная судебная система включала 4 ступени:1) мировой суд (местный); 2)окружной суд (общий суд с присяжными заседателями); 3)судебная палата (для рассмотрения более важных дел);4)сенат (высшая судебная инстанция).

Военная реформа завершилась в 1874 г. Военная обязанность стала всесословной. Отменялись рекрутские наборы. Срок службы в армии сокращался до б лет, а на флоте - до 7 лет. Однако для лиц с высшим образованием срок службы был 6 месяцев, для окончивших гимназию - 1,5 года; для окончивших городскую школу - 3 года.

1)В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сослов­ных привилегий обратилось дворянство города..

А) Москвы; б) Санкт-Петербурга; в) Воронежа; г) Твери.
2) Какие из приведённых терминов ниже отражают капиталистический характер развития России,а какие сохранение феодальных пережитков?(1-капиталистическое развитие,2-феодальные пережитки)
а) отработка
б)отрезки
в)аренда земли крестьянами
г)строительство фабрик и заводов
д) выкупные платежи крестьян на землю
е) крестьянское малоземелье
ж) железнодорожный бум
3)Присяжные заседатели это-
а)судебные чиновники
б) специально отработанные люди для вынесения вержикта
в) судья в незначительных делах
г) кандидаты в мировые судьи
4)По сан-стефанскому мирному договору 1878г
а)провозглашалась независимость Болгарии
б)предоставлялась независимость Герцеговине
в)Россия получала контрибуцию с Турции
г)Россия отходили города Ардаган,Багум, Каре, Батум.
5) С именем М.Т Лорис-Меликова связано:
а)создания 3 отделений
б)проект созыва выборных от земли с правом совещательного голоса
в)создание Департамента государственной службы при МВД
г) проект созыва государственной Думы.

помогите решить

1. В конце XIX - начале XX в. Россия представляла собой государство, имевшее:
1) двухпартийную политическую систему
2) республиканскую форму правления
3) федеративное устройство
4) местные выборные органы власти

2. Какое понятие относится к характеристике положе¬ния российского пролетариата начала XX в.?
1) революционно активный класс
2) тесная связь с правительством
3) высокая заработная плата
4) самый большой по численности класс

3. Что характерно для социально-экономического раз¬вития России начала XX в.?
1) сохранение феодальных пережитков
2) преимущественное развитие отраслей легкой про¬мышленности
3) начало промышленного переворота
4) отсутствие государственного регулирования эко¬номики

4. Что стало следствием мирового экономического кризиса начала XX в. в России?
1) создание монополий
2) прекращение иностранных инвестиций в россий¬скую экономику
3) использование в сельском хозяйстве новейшей тех¬ники и удобрений
4) прекращение продажи хлеба за границу

5. Как называется форма объединения предприятий, которые договариваются о размерах производства, рын¬ках сбыта, ценах, сохраняя производственную самостоя¬тельность?
1) артель
2) кооператив
3) трест
4) картель

6. Какую партию начала XX в. по идейной направлен¬ности можно считать либеральной?
1) эсеров
2) большевиков
3) меньшевиков
4) кадетов

7. Какое понятие связано с именем С.В. Зубатова?
1) оборончество
2) аракчеевщина
3) «полицейский социализм»
4) меценатство

8. В результате Русско-японской войны Россия:
1) закрепила за собой право на аренду Порт-Артура
2) выплатила Японии огромную контрибуцию
3) потеряла южную часть острова Сахалин
4) получила Курильские острова

9. Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в России:
1) произошел переход к республиканской форме прав¬ления
2) отменялось крепостное право
3) устанавливалась ограниченная монархия
4) объявлялось о выходе из войны

10. К чему привела первая российская революция?
1) к ликвидации помещичьего землевладения
2) к ликвидации сословного строя
3) к отмене выкупных платежей
4) к установлению 8-часового рабочего дня

11. Какая главная задача стояла перед правительством после окончания первой российской революции?
1) ослабить политическое господство помещичьего класса
2) укрепить социальную базу монархии
3) избежать начала мировой войны
4) создать правовое государство

12. Какое название получил блок, созданный в IV Го¬сударственной думе из представителей оппозиционных правительству партий?
1) патриотический
2) революционный
3) экономический
4) прогрессивный

13. Какой год называли «годом разочарований»?
1)1913 г.
2) 1914 г.
3) 1915 г.
4) 1916 г.

14. Какие новые течения возникают в русской живо¬писи и архитектуре в начале XX в.?
1) классицизм, реализм
2) символизм, импрессионизм
3) барокко, символизм
4) эклектика, готика

Одной из крупнейших реформ, которую мне при¬шлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа... поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшиеся после войны, и все то тревожное по¬ложение, в каком доныне находится Россия...

P { margin-bottom: 0.21cm; }

Абсолютная монархия -
государственное устройство, при котором
власть монарха не ограничена какими-либо
учреждениями.

На протяжении почти
всей истории многие государства были
монархиями, хотя во время средних веков
монарх зачастую должен был считаться
с сословно-представительскими органами
(земские соборы в России, кортесы в
Испании, генеральные штаты во Франции).
Начиная с эпохи Возрождения роль
сословно-представительских органов
постепенно падает, и к концу семнадцатого
века во многих государствах Европы
устанавливается абсолютная, то есть
неограниченная монархия.

Во Франции
абсолютизму благоприятствовали
богословы, приписывающие верховной
власти божественное происхождение, и
юристы, признававшие за государями
абсолютную власть древних римских
императоров. Эта государственная форма
достигла апогея своего развития при
короле Людовике XIV, систематически
осуществлявшем свой знаменитый принцип
«Государство - это я» (фр. «L’Etat c’est
moi»).

На протяжении всего девятнадцатого
века, после Великой Французской Революции
происходит процесс постепенной
демократизации и ограничения власти
монарха. Однако этот процесс проходил
неравномерно, например, в России
абсолютная монархия просуществовала
вплоть до двадцатого века.

С конца
15 века в Европе идет переход к абсолютной
монархии от сословно-представительской,
такой форме правления, при которой
верховная государственная власть по
закону принадлежит монарху - королю,
императору, царю. Юридическое обоснование
своей власти монархи находили в
восстановлении нормы римского права,
которая была зафиксирована в 6 веке в
Кодексе византийского императора
Юстиниана: «Воля императора имеет силу
закона». Государственный интерес
становится для монарха высшим критерием
в политике, в отличие от средневековья,
где критерием были сеньориально-вассальные
династические интересы.

Абсолютизм
имеет следующие черты: формирование
институтов публичной власти - это
созданный собственный бюрократический
аппарат во дворе и на местах, постоянная
наемная армия, налоговая и фискальная
система, аппарат насилия-полиция,
судебная система, унифицированное
государственное право, происходит
эволюция органов сословно-представительской
монархии, при которой происходит
ликвидация привилегий феодальной
аристократии, и при которой сословные
органы эволюционируют в структуры
публичной власти - это Генеральные
штаты во Франции, парламент в Англии,
кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг
в Германии, ригсдаг в Швеции, тагзатцунг
в Швейцарии, сеймы в Речи Посполитой,
Земские соборы в России; также происходит
изменение отношений государства и
церкви - государство деспотично
подчиняет себе церковь.

Происходит
также персонификация власти монарха в
периоде т. н. раннего абсолютизма, при
котором монархи олицетворяли власть,
а далее происходит переход к бюрократическому
абсолютизму. Идея абсолютной власти
воспевалась в пиар-компаниях, в которых
римские юристы, гуманисты, философы
просвещали общество в данной актуальной
идее.

Различают национальные
централизованные государства,
полиэтнические империи, территориальные
княжества; то есть был региональный и
универсалистский типы абсолютизма.
Социальная база абсолютизма такова:
феодальная аристократия переходит в
придворную, рыцарство во дворянство
(80 % средневекового рыцарства разорилось,
появились миллионы бродяг-нищих!),
духовенство в чиновников, крестьяне и
бюргеры в налоговые классы: это период
социального регулирования.

Происходит
территориальная консолидация и
формирование территории национальных
государств. Сепаратизм боролся с
централизацией, это были гражданские
и общеевропейские войны, и в 1648 году
впервые сложилась новая система
европейских связей по Вестфальскому
миру. Абсолютизм сложился в условиях
Нового времени, при котором экономика
переходит от аграрно-индивидуального
характера к индустриально-общественному;
международный фактор появляется ввиду
появления мирового рынка, и рушится
средневековый социум, появляется новый,
в котором новое дворянство переходит
в бюрократию.

Патрициат и плебс
также эволюционировали в новых
абсолютистских условиях существования,
рынково-капиталистические отношения
сменяли феодализм.