Дтп на заправке страховой случай. Что делать если вы оторвали пистолет на заправке? Можно ли отнести данный случай к ДТП

Случай когда водители забывают достать пистолет из бака и в итоге едут и отрывают его не редкость, ну по крайней мере явление достаточно распространенное. Просто элементарно вставили пистолет в бак, пошли заплатили деньги, пока шли бак заполнился и вы сели а руль, а пистолет не вынули и поехали. Простая невнимательность, особенно актуальна проблема для водителей праворульных автомобилей, у которых бак слева, у самого такой был и сам пару раз чуть не забыл вытащить пистолет. И то, что так делают только девушки абсолютное заблуждение. Но сегодня мы разберемся с вами, что же делать в такой ситуации и что грозит водителю за данное действие.

Что делать если вы оторвали пистолет на заправке?

Если вы не заметили, что пистолет оторвался и вы уехали с ним! То первым делом как только вы обнаружите, что пистолет от заправочной колонки находится у вас в баке, не смотря на то, что вы уехали, а он уже не заправляет, то сразу же возвращаемся на ту самую заправку на которой вы этот шланг оторвали (незамедлительно и в обязательном порядке возвращаемся, далее объясню, почему это так важно!).

Если вы оторвали пистолет и сразу же это заметили, останавливаемся и никуда не уезжаем с заправки.

Не важно уехали вы и только после вернулись или сразу же заметили и поняли что произошло, далее идем к администратору заправки и объясняем, что вы не заметили, что пистолет находился у вас в баке и тронулись с места.

Если вы уехали и через какие то время вернулись, то сразу же объясняем, что просто не заметили, торопились куда то, опаздывали, громко играла музыка, но не говорите, что разговаривали по телефону, это нарушение и вас могут инспекторы ГИБДД за такое оштрафовать, когда приедут оформлять ДТП.

Можно конечно и обойтись без сотрудников ГИБДД и возместить ущерб на месте, но для этого вам нужно составить с сотрудниками заправки соглашение о том, что вы добровольно возместили ущерб за оторванный пистолет и заправка к вам более претензий не имеет. На вашем экземпляре сотрудник принимающий ваше соглашение обязан поставить печать заправочной станции, дату и время составления, а также свою должность и инициалы.

Но мой вам совет, лучше вызовите сотрудников ГИБДД, пусть они оформят данное происшествие. Почему? читайте далее!

Можно ли отнести данный случай к ДТП?

На основании статьи 2 Закона о «Безопасности дорожного движения» №196, дорожно-транспортным происшествием признается событие возникшее в результате движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, или причинен другой материальный ущерб.

Соответственно, вы повредили сооружение и причинили материальный ущерб, при помощи транспортного средства. Значит то, что вы оторвали пистолет на заправке можно назвать полноценным ДТП.

Правила дорожного движения по этому поводу говорят, что водитель может вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП, а может и не вызывать, если повреждено только имущество принадлежащее виновнику и потерпевшему. Но раз это ДТП, то все же правила рекомендуют вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД для оформления необходимых документов, что я вам и советую сделать.

Вызываем инспекторов, они оформляют ДТП, после вы получите справку о ДТП и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Когда эти документы будут у вас на руках то вы можете быть спокойны, ведь данный случай оформлен по закону и вы выполнили свои обязанности как водитель.

Какая ответственность предусмотрена за такой случай?

Вообще в данном случае нет ничего страшного, обычная ситуация просто вы причинили ущерб.

Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ, вред причиненный личности, имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившим данный вред.

То есть, если вы не уехали с места происшествия (уехали имеется в виду сбежали, умышленно и не вернулись даже после того как обнаружили оторванный пистолет) , а если уехали и не заметили, но потом вернулись на место, то самое худшее, что может произойти это возмещение вами ущерба заправочной станции, за оторванный пистолет. Сколько он стоит я не знаю, везде по разному, но думаю не более 5000 руб. А если вам покажется, что с вас хотят получить слишком много денег, то вы можете оспорить размер ущерба в судебном порядке.

Уезжать или нет с места происшествия?

Так как мы с вами разобрались, что данное происшествие является ДТП, то соответственно за оставление места ДТП полагается административное наказание.

Согласно пункту 2 статьи 12.27 КОАП, если водитель оставил место ДТП, то его могут лишить права на управление транспортным средством на срок от 1 до 1.5 лет, либо вас могут арестовать на срок до 15 суток.

Соответственно, если вы не заметили, что пистолет оторвался, а обнаружили это когда уже уехали от заправки на приличное расстояние, то возвращаемся назад и сразу же объясняем управляющему или администратору заправки, что вы не заметили, что оторвали пистолет и не хотели скрываться.

Если вы не вернетесь, то вас просто лишат водительского удостоверения на срок от 1 года до 1.5 лет или арестуют на срок до 15 суток. Вас вычислят по камерам установленным на заправочной станции. НЕ вычислят вас только если вы ездите без номеров и оплачивали наличными и то по внешности опознать могут, но я думаю это маловероятно.

То есть если уезжаете и не возвращаетесь (сбегаете), то лишаетесь прав.

Нужно ли возмещать ущерб в такой ситуации?

Можете как уже говорилось составить соглашение о возмещении ущерба и тем самым все решив мирным путем. То есть оформляете документ, в котором вы пришли к удобному для обеих сторон условию, выплачиваете заправке сумму ущерба, берете с них расписку в получении денежных средств и второй экземпляр соглашения и разъезжаетесь без суда.

А вот если вы откажетесь возмещать ущерб, то здесь два варианта:

  1. Заправка подаст на вас в суд и обязанность по возмещению ущерба будет наложена на вас в судебном порядке, плюс судебные расходы;
  2. Заправка не подаст в суд на вас, в чем я очень сомневаюсь.

После суда когда у представителя заправочной станции будет исполнительный лист в котором будет решение о взыскании с вас суммы ущерба, он отнесет его в службу судебных приставов и они уже займутся взысканием с вас денежных средств. А они могут и арестовать ваше имущество и снять деньги с вашей карты и многое другое. То есть ущерб вы возместите если не в добровольном, то в принудительном порядке точно!

Конечно же лучше возместить ущерб добровольно. Но можно и уйти от ответственности, в случае если был заправщик и он не проследил за процессом, а вы понадеялись на него, но это конечно же нужно будет доказать в суде.

Выводы из статьи!

Ни в коем случае не покидаем место ДТП, а если уехали то возвращаемся. Вызываем инспекторов ГИБДД, чтобы они все оформили и у вас на руках были необходимые документы. В зависимости от того, считаете ли вы себя виновным или нет, возмещаем ущерб или не возмещаем. Доказать свою невиновность вы можете в судебном порядке.

Если уедем, то есть скроемся с места ДТП, то нас лишают прав на срок от 1 до 1.5 лет.

Надеюсь статья была вам полезна и вы разобрались в данной ситуации. Если у вас остались вопросы, то задайте их на сайте.

Знайте ваши права. Желаем вам удачи!

Отрыв пистолета на заправке неприятная, но довольно распространенная ситуация. В этой статье мы расскажем вам что делать в таком случае.

  1. Оставайтесь на месте! Если вы уже ухали или заметили оторванный пистолет в горловине своего бака спустя какое-то время, то немедленно вернитесь на АЗС.
  2. Сообщите работникам заправки о случившимся. Для них это обыденная ситуация, поэтому «ругать» вас никто не будет.
  3. Поясните персоналу АЗС, что ваша гражданская ответственность застрахована по договору ОСАГО и вы намерены оформить ДТП. Стоимость поврежденного имущества АЗС — пистолета, шланга или колонки возместит страховая компания.
  4. Вызовите сотрудников ДПС для оформления происшествия.
  5. По приезду сотрудников ГИБДД расскажите им о случившемся, предоставьте полис ОСАГО, водительское удостоверение и документы на автомобиль. Инспекторы вынесут определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, составят справку о ДТП и выдадут вам и персоналу АЗС по её копии.
  6. Можете продолжить движение по своим делам. Заправка получит выплату по ОСАГО без вашего участия.

Что будет если забыл вынуть шланг и уехал?

Запомните, уезжать с места происшествия в такой ситуации крайне глупый поступок. Шланг соединен с пистолетом через специальную муфту, которая разъединяется при большом усилии. Её стоимость составляет порядка 5000 рублей, а если муфта многоразовая, то ущерб составит не более 1000 рублей. Если у вас нет времени дожидаться инспекторов ДПС, то можно сразу на месте возместить стоимость этой детали.

Если вы договорились возместить ущерб АЗС «на месте» без оформления ДТП, обязательно возьмите у персонала АЗС документ, подтверждающий компенсацию повреждений и отсутствие взаимных претензий

При повреждении колонки, а это уже гораздо более крупный ущерб, ДТП лучше все-таки оформить.

За отрыв пистолета ответственности не предусмотрено (такого штрафа в КоАП нет), а вот за «побег» с оторванным пистолетом можно лишиться прав либо присесть на 15 суток, а также получить регресс от страховой на сумму поврежденного имущества. Скупой всегда платит дважды.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из данного определения, отрыв пистолета на АЗС есть ничто иное, как ДТП.

КоАП РФ, cтатья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ФЗ «Об ОСАГО», cтатья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

Не стоит надеяться, что такое событие останется незамеченным. Все АЗС оборудованы системами видеонаблюдения, которые детально фиксируют лица, автомобили и их номера.

1. Аварийная остановка АЗС производится сменным оператором в случае:

1.1. Повреждения технологического оборудования, резервуаров, трубопроводов, топливораздаточных колонок.

1.2. Выхода из строя автоматизированной системы управления процессом отпуска нефтепродуктов потребителю.

1.3. Нарушения норм технологического режима процессов приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов: переполнение резервуаров, бензобаков, неисправности дыхательных клапанов и др.

1.4. Пожара на территории (сооружениях) АЗС или заправляемых транспортных средствах.

2. Остановка АЗС осуществляется следующим образом:

2.1. При разгерметизации технологических трубопроводов с топливом и вытекании топлива оператор обязан:

остановить ТРК с пульта системы управления и отключить погружные насосы выключением автоматов в электрощитовой АЗС;

о случившемся сообщить начальнику АЗС;

при необходимости закрыть запорную арматуру и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации или пожара;

2.2. При разгерметизации резервуаров оператор обязан:

немедленно прекратить заправку автотранспорта;

отключить погружные насосы выключением автоматов в электрощитовой;

о случившемся сообщить начальнику АЗС и потребовать подачу на АЗС бензовоза;

по прибытии бензовоза насосом откачать нефтепродукт из аварийной емкости;

принять меры по ликвидации последствий разгерметизации;

ликвидировать пролив нефтепродуктов.

2.3. При возникновении пролива топлива в непосредственной близости от АЦ (расстояние от края пролива до габаритов АЦ менее 6 м в случае пролива бензина или 3 м в случае пролива дизельного топлива) включение двигателя АЦ и ее удаление с территории АЗС (если это не создает угрозу жизни людям) необходимо осуществлять только при возникновении загорания пролива или после удаления загрязненного песка, которым засыпается пролив топлива при локализации пожароопасной ситуации. При возникновении пролива на большем расстоянии АЦ должна быть немедленно удалена с территории АЗС, минуя место пролива на расстоянии не менее 6 м от границы пролива бензина или 3 м от границы пролива дизельного топлива.

При возгорании на оборудовании АЦ необходимо приступить к тушению посредством двух порошковых огнетушителей объемом не менее 100 л каждый, размещенных возле операторной АЗС и штатными огнетушителями АЦ.

2.4. При выходе из строя автоматизированной системы управления отпуска топлива потребителю немедленно:

Прекратить заправку автотранспорта;

вызвать по телефону ремонтную бригаду;

произвести остановку электродвигателей погружных насосов посредством установки на место раздаточных кранов ТРК.

2.5. При нарушении норм технологического режима процессов приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов оператор обязан немедленно прекратить заправку автотранспорта до устранения нарушения норм технологического режима.

3. При сигнале, извещающем о срабатывании пожарной сигнализации, оператор обязан немедленно осуществить следующее:

подготовить первичные средства пожаротушения к применению;

выяснить причину срабатывания системы противопожарной сигнализации;

о случившемся сообщить главному инженеру;

принять меры по ликвидации аварии;

работа технологического оборудования прекращается или переводится в положение, обеспечивающее локализацию и ликвидацию аварии в соответствии с ПЛАС.

4. При возникновении пожароопасных ситуаций оператор обязан:

отключить электропитание технологических систем;

территорию АЗС освободить от посетителей и транспортных средств, если включение двигателей последних не может послужить источником зажигания (в случае перелива топливных баков транспортных средств, срыва шлангов ТРК или их разгерметизации и тому подобного);

приступить к локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций.

5. При возникновении пожара оператор обязан:

остановить и обесточить все электрооборудование в зоне пожара;

немедленно сообщить о пожаре в подразделение ГСЧС Украины;

до прибытия пожарных принимать меры к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств.

6. Отмена аварийного положения может быть осуществлена только после обследования всего оборудования и коммуникаций. Право отмены аварийного положения предоставляется только руководителю предприятия или начальнику АЗС.

Многие из вас, наверняка, смотрели видеоролики, на которых блондинки отъезжают от заправки, забыв предварительно вытащить заправочный пистолет из горловины бензобака. Машина трогается, заправочный шланг натягивается, как струна, и вот она, кульминация момента - пистолет с сумасшедшей скоростью вылетает из горловины бака и все присутствующие испуганно разбегаются в разные стороны.

Со стороны все это, конечно, выглядит забавно, однако, никто из нас не застрахован от попадания в аналогичную ситуацию, включая опытных водителей-мужчин. Причина элементарная - самая обыкновенная беспечность. Задумался о чем-то важном, забыл вытащить пистолет, сел-завел-поехал и…уже совсем скоро вы звезда Ютуба с тысячами просмотров!

В общем, что тут говорить - ситуация весьма и весьма неприятная. В нашей сегодняшней статье мы разберем ее с юридической точки зрения и постараемся ответить на вопрос - что делать, если оторвал пистолет на заправке?

Итак, предположим, что сей печальный факт уже свершился, пистолет вырван с корнем и вы растерянно наблюдаете в боковое зеркало, как он беспомощно болтается на заправочной колонке.

Разберем это печальное событие с точки зрения права.

Прежде всего, определимся, относится ли сей факт, с точки зрения Правил дорожного движения, к дорожно-транспортному происшествию?

Отвечаем - да, относится.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Ключевая фраза здесь, которая вызывает больше всего споров - «в процессе движения по дороге». Является ли АЗС дорогой? С точки зрения того же ПДД, не является - это прилегающая к дорогам территория.

Однако, в 2012 году Верховный Суд России поставил точку в этих спорах, разрешив вопрос на уровне Пленума, который, как известно, для российских судей равнозначен Закону. Так, в Постановлении Пленума № 18 от 24 октября 2006 года Верховный Суд указал следующее: «При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ, следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории».

Как говорится, комментарии излишни…

В завершение, дабы ни у кого не осталось сомнений относительно правовой природы происшествия, связанного с отрыванием заправочного пистолета, скажем, что в России существует обширная судебная практика по привлечению водителей, оторвавших пистолет и уехавших с АЗС, по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ - «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся».

Теперь выясним, есть ли вина водителя в этом происшествии?

Из ПДД однозначно следует, что водитель перед началом движения обязан убедиться в безопасности своего маневра, не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Совершенно очевидно, что начиная движение с открытым топливным баком, в котором находится заправочный пистолет, водитель создает опасную ситуацию. Следовательно, вина в указанном происшествии целиком и полностью лежит на водителе.

В общем, как вы уже поняли, вина водителя, по невнимательности оторвавшего заправочный пистолет, в подобного рода случаях, налицо.

А теперь мы расскажем вам, что же, собственно, нужно делать, если вы оторвали пистолет на АЗС.

Во-первых, если вы заметили, что пистолет оторвался - непременно остановитесь. Не стоит пытаться скрыться, делая вид, что ничего не произошло. Вас все равно вычислят и найдут, т.к. все современные АЗС оборудованы камерами видеонаблюдения. Если же вы заметили оторванный пистолет не сразу, то все равно мы настоятельно рекомендуем вам вернуться на заправку, обратиться к менеджеру АЗС и не отрицая случившегося, подчеркнуть, что вы вырвали пистолет неумышленно, т.е, по невнимательности. Также советуем вам обязательно акцентировать внимание на том, что вы не сразу заметили оторванный шланг и поэтому уехали с заправки, но вернулись, как только поняли, что случилось. Это весьма важный момент, который позволит вам избежать проблем с сотрудниками ГИБДД, в случае, если тем придет в голову обвинить вас в умышленном оставлении места ДТП .

Во-вторых, не нужно паниковать и посыпать голову пеплом. И уже тем более, не стоит бояться. Ведь вы не совершили никакого преступления. Вы просто неумышленно причинили ущерб автозаправочной станции и не более того.

Что делать, если работники АЗС требуют возместить ущерб за оторванный пистолет прямо на месте?

Опять же, не пугаться и сохранять трезвость и выдержку. Платить прямо «здесь и сейчас» вы не обязаны. Более того - если у вас есть действующий полис ОСАГО, то платить вы не обязаны вообще. Все дело в том, что оторванный на заправке пистолет - это дорожно-транспортное происшествие, о чем мы уже говорили выше. А следовательно, на этот случай в полной мере распространяются нормы законодательства об ОСАГО. Говоря проще, оторванный вами шланг - это страховой случай, который покрывается полисом ОСАГО. Поэтому, если сотрудники АЗС наседают на вас, пытаясь сорвать денег, вежливо и спокойно сообщите им о вашем намерении вызвать ГИБДД для оформления ДТП, а по вопросу возмещения ущерба порекомендуйте им обратиться к страховой компании. Затем вызывайте сотрудников ГИБДД и после того, как ими будет зафиксирован факт ДТП, можете быть свободны. Все дальнейшие вопросы по поводу возмещения ущерба владельцы АЗС будут решать со страховой компанией. Ведь ваша гражданская ответственность за причинение вреда третьим лицам застрахована и именно за это каждый год мы выкладываем энную сумму, приобретая полис ОСАГО.

И даже если у вас нет полиса ОСАГО, либо вы по каким-то иным причинам не хотите связываться с оформлением ДТП, все равно, не торопитесь платить на месте. Хотя бы по той причине, что всякая вещь имеет свою реальную цену и совсем не обязательно стоимость оторванного шланга именно такова, как это пытаются вам представить возмущенные работники заправки. Нам известны реальные случаи, когда напуганные водители отдавали прямо на месте работникам АЗС весьма приличные суммы - 5, 10 и более тысяч рублей.

Между тем, при обрыве заправочного шланга, как правило, повреждается только одна лишь поворотно-разрывная муфта, которая находится между пистолетом и рукавом. Ремонт или даже замена этой муфты обойдется владельцам АЗС в сумму, обычно, не превышающую 1 000 рублей. А в отдельных случаях разрывная муфта и вовсе оказывается неповрежденной.

Завершая статью, хотелось бы напомнить, что автозаправочная станция - это объект повышенной опасности. Приезжая на заправку, будьте предельно внимательны и осторожны. Возьмите себе за правило перед началом движения повернуть голову и посмотреть на топливную колонку. Если пистолет той марки бензина, которым вы только что заправлялись, висит на колонке, значит все в порядке - можно ехать. Если вы его там не наблюдаете, значит, с высокой долей вероятности он торчит в горловине вашего бензобака.

Вообще, шутки с вырванным заправочным шлангом плохи. При неудачном стечении обстоятельств, оторванный пистолет может с огромной скоростью выскочить из горловины вашего бака и прилететь, не дай бог, кому-нибудь в голову. К несчастью, в России такие случаи уже бывали. На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Между пистолетом и шлангом устанавливается разрывная муфта, которая как раз и предотвращает нанесение вреда в случае, если водитель забыл вытащить пистолет из бака. Причем разрывная муфта может быть многоразовой. Тогда вообще становятся непонятными какие-либо претензии со стороны АЗС.

Если водитель забыл вытащить пистолет, а разрывная муфта осталась целой, за пистолетом потянулся шланг, а шланг выворотил заправочную колонку, то нанесение ущерба на совести владельца заправки - вины водителя, что предохранитель (разрывная муфта) не сработал, нет. Аналогично, если муфта все-таки сработала и порвалась, но заправочное оборудование было повреждено или отскочивший шланг кого-либо покалечил.

А если муфта одноразовая, то ущерб имеет место, это же очевидно? С одной стороны, вроде бы так, но муфта - расходный материал с минимальной стоимостью. И владельцу заправки о возмещении ее стоимости лучше помалкивать от греха подальше. Почему?

Потому что, с одной стороны, все знают, что автомобиль - источник повышенной опасности, и в случае нанесения ущерба в отношении водителя действует презумпция виновности: он должен доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать вину потерпевшего в ДТП, чтобы его освободили от каких-либо выплат. На это и делают ставку работники АЗС.

Но с другой стороны, АЗС сама по себе - тоже источник повышенной опасности: бензин - не вода, он и рвануть может. То есть возмещение ущерба между АЗС и водителем идет на общих основаниях: кто виноват, тот и платит, и каждый обязан доказывать свою невиновность. И водитель-то заехал на АЗС, чтобы купить бензин и, возможно, получить дополнительные услуги. То есть отношения водителя и АЗС регулируются вдобавок ко всему «Законом о защите прав потребителей».

Таким образом, заправка - это не просто магазин, а магазин, который в любую секунду может взлететь на воздух. Следовательно, к АЗС применяются особые требования, и в первую очередь интерес вызывают обязанности оператора АЗС. Оператор:

  • контролирует расположение транспортных средств;
  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • требует от водителя заправляемого транспорта выполнения правил заправки транспортных средств и правил поведения при нахождении на территории АЗС;
  • осуществляет постоянный контроль за работой топливораздаточной колонки;
  • визуально контролирует места заправки транспортных средств, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов, и принимает меры к устранению;
  • обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.

Обратите внимание на последний пункт. Фактически заправщик должен по пятам ходить за водителем, чтобы тот, например, не щелкнул зажигалкой, подсвечивая горловину бака, чтобы увидеть, много там бензина или нет. То есть основополагающей для работников заправки должна быть Аксиома Коула: «Общая сумма разума на планете - величина постоянная, а население растет...» (А. Блох, «Законы Мерфи»).

И прежде чем предъявлять какие-либо требования по возмещению ущерба, продавец, то бишь владелец АЗС, обязан доказать, что со стороны оператора все вышеперечисленные требования были выполнены. И уж коли на него возложены обязанности требовать от водителя выполнения правил заправки, то эти правила как минимум нужно довести до клиента.

Более того, опасный объект - АЗС - находятся под прессом надзорных органов, которые сильно обрадуются тому, что из-за халатности работников, которые не позаботились известить водителя об особенностях покупки бензина, была порвана разрывная муфта.

Работники АЗС, конечно, могут встать в позу и заявить, что на колонке написана последовательность заправки. Водитель с чистой совестью может ответить, что на въезде на заправку он выполнил требования знаков и разметки, и успел прочитать только пару фраз на заборе, а на чтение различных этикеток, надписей мелким шрифтом и прочей ерунды у него времени нет - он за бензином приехал, а не экзамен по технике безопасности сдавать. Вот если бы поперек всей заправки был плакат «Не забудьте вытащить наш пистолет из вашей горловины», то у заправщиков были бы все основания требовать возмещения стоимости муфты.

Можно вспомнить про ПДД, которые говорят, что любой маневр, в том числе и начало движения, не должны создавать опасность для движения, то есть не должны создавать угрозу ДТП. Но, увы, на опасных объектах в иерархии правил техники безопасности ПДД занимают не самое первое место. Заправка - это не стоянка, и не двор. Приоритет в обеспечении безопасности закреплен за АЗС от момента въезда до момента выезда, при этом презюмируется, что водитель - законченный лох. Да, даже если и не законченный, и не лох, то все равно безопасность - за заправкой. Следовательно, и в возмещении ущерба АЗС - первая на очереди.

Короче, пусть владелец АЗС молится, чтобы водитель ему встречный иск по нанесению ущерба его автомобилю не выкатил и инцидент не получил огласки, а не заботится о возмещении стоимости «копеечной» муфты. Подозреваю, что на заправке или где-нибудь на складе компании имеется их запас. И стоимость запасных муфт давно самортизирована.

Я умышленно обозначил общий подход к проблеме, опуская какие-либо частности, которые зависят от конкретных условий каждого конкретного дела.

Напоминаю, что в случае нанесения ущерба движущимся автомобилем имеет место ДТП. Если муфта на заправке была одноразовой, или помимо муфты пострадало иное имущество, для водителя на первое место выходят обязанности при совершении ДТП. Согласно ПДД участники ДТП могут разбежаться, если они договорились о том, кто кому возмещает ущерб, или вообще отказались от возмещения ущерба. Обращение в ГАИ становится обязательным, если разногласия устранить не удалось.

Естественно, отсутствие претензий со стороны водителя и работников АЗС друг к другу должно быть каким-то образом зафиксировано - хоть на бумаге, хоть на диктофон, хоть на видео.

Покидать место ДТП, пока не улажены формальности, не рекомендуется - можно лишиться права управления на срок от года до полутора лет, либо вообще «загреметь» на 15 суток.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») - книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.