Какие бывают категории дорог. Определение правильного статуса дороги
Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
6. Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке , установленном Министерством транспорта Российской Федерации:
а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения - Федеральным дорожным агентством;
б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога;
в) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления;
д) в отношении частной автомобильной дороги - собственником частной автомобильной дороги.
7. Классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.
Приложение
к Правилам классификации автомобильных дорог
в Российской Федерации и их отнесения к категориям
автомобильных дорог
Основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог
Параметры элементов автомобильной дороги |
Класс автомобильной дороги |
||||||||
автомагистраль |
скоростная автомобильная дорога |
обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) |
|||||||
Общее число полос движения, штук |
|||||||||
Ширина полосы движения, м |
|||||||||
Ширина обочины (не менее), м |
|||||||||
Ширина разделительной полосы, м |
|||||||||
Пересечение с автомобильными дорогами |
в разных уровнях |
допускается пересечение в одном уровне с автомобильными дорогами со светофорным регулированием не чаще чем через 5 км |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
||
Пересечение с железными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
|
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне |
не допускается |
допускается не чаще чем через 5 км |
допускается |
допускается |
допускается |
допускается |
допускается |
||
Максимальный уровень загрузки дороги движением |
Примечания: 1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра - для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра - для дорог III, IV и V категорий.
2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).
3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.
4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.
Пользователи
крупные городские улицы
Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???
Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями!
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
","contentType":"text/html"},"proposedBody":{"source":"
Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???
Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом \"Р\", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом \"К\", на основании региональных постановлений.
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???
Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
","contentType":"text/html"},"authorId":"107130605","slug":"41686","canEdit":false,"canComment":false,"isBanned":false,"canPublish":false,"viewType":"old","isDraft":false,"isOnModeration":false,"isSubscriber":false,"commentsCount":18,"modificationDate":"Thu Jan 01 1970 03:00:00 GMT+0000 (UTC)","showPreview":true,"approvedPreview":{"source":"
Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???
Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
","html":"Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???","contentType":"text/html"},"proposedPreview":{"source":"
Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???
Вопрос задаю из-за того, что периодически возникают разногласия по определению правильной категории для дорог. Например возникли разногласия с пользователями по разметке категории трассы в Волгоградской области , а также в Ярославской области .Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской области
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
","html":"Очередной раз хочу поднять тему по статусам дорог. Вопрос супермодераторам, возможно ли вообще создать новую категорию между магистральной и основной???","contentType":"text/html"},"titleImage":null,"tags":,"isModerator":false,"commentsEnabled":true,"url":"/blog/narod-karta/41686","urlTemplate":"/blog/narod-karta/%slug%","fullBlogUrl":"https://yandex.ru/blog/narod-karta","addCommentUrl":"/blog/createComment/narod-karta/41686","updateCommentUrl":"/blog/updateComment/narod-karta/41686","addCommentWithCaptcha":"/blog/createWithCaptcha/narod-karta/41686","changeCaptchaUrl":"/blog/api/captcha/new","putImageUrl":"/blog/image/put","urlBlog":"/blog/narod-karta","urlEditPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/edit","urlSlug":"/blog/post/generateSlug","urlPublishPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/publish","urlUnpublishPost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/unpublish","urlRemovePost":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/removePost","urlDraft":"/blog/narod-karta/41686/draft","urlDraftTemplate":"/blog/narod-karta/%slug%/draft","urlRemoveDraft":"/blog/56a925bd35a9b07134546027/removeDraft","urlTagSuggest":"/blog/api/suggest/narod-karta","urlAfterDelete":"/blog/narod-karta","isAuthor":false,"subscribeUrl":"/blog/api/subscribe/56a925bd35a9b07134546027","unsubscribeUrl":"/blog/api/unsubscribe/56a925bd35a9b07134546027","urlEditPostPage":"/blog/narod-karta/56a925bd35a9b07134546027/edit","urlForTranslate":"/blog/post/translate","urlRelateIssue":"/blog/post/updateIssue","urlUpdateTranslate":"/blog/post/updateTranslate","urlLoadTranslate":"/blog/post/loadTranslate","urlTranslationStatus":"/blog/narod-karta/41686/translationInfo","urlRelatedArticles":"/blog/api/relatedArticles/narod-karta/41686","author":{"id":"107130605","uid":{"value":"107130605","lite":false,"hosted":false},"aliases":{},"login":"zivan82","display_name":{"name":"zivan82","avatar":{"default":"21377/107130605-6352312","empty":false}},"address":"[email protected]","defaultAvatar":"21377/107130605-6352312","imageSrc":"https://avatars.mds.yandex.net/get-yapic/21377/107130605-6352312/islands-middle","isYandexStaff":false},"originalModificationDate":"1970-01-01T00:00:00.000Z","socialImage":{"orig":{"fullPath":"http://avatars.yandex.net/get-yablog/4611686018427432610/normal"}}}}}">
Определение правильного статуса дороги
.Пользователи считают, что дорога имеет статус магистрали и теоретически они правы, т.к. судя по постановлению администрации Волгоградской областиhttp://wiki.openstreetmap .org/w/images/0/06/18._Пе речень_автодорог.pdf
И если отмечать все эти дороги областного значения магистралями, то они будут смотреться на равне с крупными значимыми федеральными трассами как Р22 или А260 и я считаю это совсем не правильным, т.к. карта получится с одними магистралями! И если раньше у нас были дороги регионального значения с префиксом "Р", то теперь фактически, дороги соединяющие деревни становятся магистралями с префиксом "К", на основании региональных постановлений.
Поэтому и добиваюсь того, чтобы как-то изменить данную ситуацию... Например возможно обозначить категории следующим образом:
Магистраль - автодороги федерального значения (М,А,Р), основные городские магистрали
Основная - автодороги регионального значения (А,Р,К), крупные городские улицы
- Местная - основные дороги местного значения (Н)
1. Классификация автомобильных дорог в соответствии с федеральным законом № 257 от 8. 11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации»:
1. 1. А втомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
а) автомобильные дороги федерального значения;
б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
в) автомобильные дороги местного значения;
г) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
1.2. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:
— соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;
— включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
1.3. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:
— соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;
— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
— являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
1.4. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
1.5. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
1.6. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
1.7. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
1.8. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
1.9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
1.10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
1.11. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:
а) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;
б) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;
в) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;
г) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;
д) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.
1.12. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
1.13. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в пунктах 1.11 – 1.12 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.
2.1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог.
2.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
2.3. Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.
2.4. Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.
2.5. Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.
2.6. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
а) общего числа полос движения;
б) ширины полосы движения;
в) ширины обочины;
г) наличия и ширины разделительной полосы;
д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге.
2.7. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог, приведенными в приложении к данному постановлению Правительства РФ (таблица 1).
Таблица 1.
Параметры элементов автодороги |
Класс автомобильной дороги |
||||||
авто- |
скоро- |
обычная автодорога (нескоростная автодорога) |
|||||
Общее число полос движения, штук | |||||||
Ширина полосы движения, м | |||||||
Ширина обочины (не менее), м |
|||||||
Ширина разделитель ной полосы, м | |||||||
Пересечение с автодорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
Допускается |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
Пересечение с железными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
Доступ к дороге с примыкаю щей дороги в одном уровне |
не допус- |
допуска ется не чаще |
допускается не чаще чем через 5 км |
допус кается |
допус кается |
допус кается |
допус кается |
Максимальный уровень загрузки дороги движением |
3. Автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения по СНиП 2.05.02 — 85 по состоянию на 1 июля 2013 года подразделяются на следующие категории:
Расчетная интенсивность движения, приведенных ед./сут. |
||
(автомагистраль) |
||
(скоростная дорога) |
||
Обычные дороги (нескоростные дороги) |
||
Св. 2000 до 6000 |
||
Св. 200 до 2000 |
||
Примечание: коэффициенты приведения различных транспортных средств к легковому автомобилю, значение для которого принято за 1, указаны в гост 2.05.02-85 в редакции на 1 июля 2013 года.
Автотранс-консультант.ру.
Различают классификацию автомобильных дорог и классификацию, используемую при нормировании тракторных транспортных работ.
Классификация автомобильных дорог.Существует два вида классификации автомобильных дорог - государственная и техническая.
По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомственные.
Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических категорий дорог:
категории I, II - дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах первой категории и 3...6 тыс/сут на дорогах второй категории;
К дорогам местного значения относят те, по которым выполняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяйственные центры с существующей сетью автомобильных дорог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.
Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразделяют на три группы:
первая - обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);
вторая - гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;
третья - разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.
5.1. Дорожные условия эксплуатации
Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внешней среды, в значительной мере определяющий все основные показатели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамичность, топливную экономичность, плавность хода и др.
Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомобиля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров дороги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,
Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по разным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические параметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строительными нормами и правилами (СНиП).
В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Технические параметры автодорог различных категорий
Параметры | ||||||
Расчетная интенсивность движения, авт. /сут | ||||||
Расчетная скорость движения, км/ч | ||||||
Число полос | ||||||
ширина полосы, к | ||||||
Наибольший продольный уклон, % | ||||||
Наименьший радиус поворота дороги, м |
Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные покрытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорогами. Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны. На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).
С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатационные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю скорость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепления, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна. При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях. Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены распределения коэффициента сцепления (<р) и суммарного сопротивления дороги (Ч 1).
Таблица 5.2
Основные типы покрытий автодорог различных категорий
Типы покрытий | ||||||
Капитальные: асфальто – и цементобетон | ||||||
Облегченные: асфальто - и дегтебетон | ||||||
Переходные: щебеночные, гравийные | ||||||
Низшие: грунтовые с добавлениями, укрепленные |
Как показывает теоретический анализ и результаты экспериментальных исследований, изменение технических параметров дороги значительным образом сказывается на показателях различных эксплуатационных свойств автомобиля. Так, например, при движении по неровной поверхности (с булыжным или щебеночным покрытием) расход топлива на 20-З0% больше, чем при движении по дорогам с капитальным покрытием. Значительно ухудшается плавность хода автомобиля, т.к. возрастают величины среднеквадратических виброускорений. При этом на участках, имеющих неровности, водитель вынужден притормаживать, в результате чего снижается средняя скорость движения автомобиля. В итоге все изменения дорожных условий сказываются на себестоимости перевозок, а также состоянии грузов и пассажиров. В частности, как показывает анализ, себестоимость перевозок по дорогам с булыжным и щебеночным покрытием в 1,5. ..1,8 раз больше, чем на дорогах с капитальным.
Учитывая значительное количество параметров опорной поверхности и многообразие их воздействия на показатели эксплуатационных свойств автомобиля, дороги целесообразно классифицировать по комплексным критериям. Такая классификация, основанная на совокупности всех факторов дорожных условий, воздействующих на автомобиль, разработана НИИАТом. В соответствии с ней дорожные условия эксплуатации автомобильного транспорта делятся на 5 категорий условий эксплуатации (табл.5.3).
Рис. 5.1. Распределение коэффициента сцепления шин с дорогой:
1 - грунтовая дорога;
2 – бездорожье.
Рис. 5.2. Распределение коэффициента сопротивления дороги:
1 - дорога с твердым покрытием;
2 - булыжное;
3 - грунтовая дорога;
4 - разбитая грунтовая дорога;
5 – бездорожье.
Таблица 5.3
движения |
Местности |
Группы дорог |
|||||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от граница города) | |||||||
В малых городах (с числом жителей до 100 тыс.) ив пригородной зоне | |||||||
В больших городах (с числом жителей св. 100 тыс.) | |||||||
Дорожные покрытия:
Д1- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2- битумоминеральные смеси (Щебень или гравии, обработанные битумом);
Д3- щебень или гравии без обработки, дегтебетон;
Д4- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами;
Д5- грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6- естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подземные пути не имеющие твердого покрытия.
Тип рельефа местности:
Р1 - равнинный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (от 2ОО до 300 м);
РЗ - холмистый (от 300 до 1000 и):
Р4 - гористый (от 1000 до 2000 и):
Р5 - горный (свыше 2000 и).
Как видно из (табл.5.3), классификация НИИАТ учитывает не только типы покрытий дорог (Д,), но и рельеф местности (Р-,). а также условия движения, которые характеризуются совокупностью факторов, оказывающих опосредованное влияние (через изменение режима управляющих воздействий) на скоростной режим автомобиля, а именно: дорожных знаков, светофоров, регулировщиков, а также других участников дорожного движения. Оказывая значительное влияние на скоростной режим, а P 2 втотранспортных средств, условия движения определяют, прежде всего, такие эксплуатационные показатели автомобилей, как средняя скорость движения, расход топлива и количество вредных веществ, выброшенных с отработавшими газами.
Таким образом, в реальных условиях автотранспортные средства эксплуатируются в чрезвычайно широком спектре дорожных условий, которые оказывают как прямое, так и опосредованное влияние на показатели их эксплуатационных свойств и эффективность применения.
5.2. Атмосферно-климатические условия
Огромная площадь территории Российской Федерации предопределяет разнообразие климатических условий эксплуатации автомобилей и разные требования к их конструкции, а также используемым эксплуатационным материалам (топливам, маслам, смазкам и др.).
Согласно ГОСТ 16350-80 бывший СССР делится на 14 различных по климату районов (табл.5.4). 4 из которых }