Сп мероприятия для маломобильных групп. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, которые должны обеспечивать комфортное пребывание в стране людей с ограниченными возможностями. В свою очередь управляющие организации должны обеспечить доступную среду для инвалидов в МКД, которые находятся в их управлении.

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации Доступная среда" на 2011-2020 годы" утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 г.г.

Целью программы является создание условий, способствующих повышению уровня жизни маломобильных групп населения. Одно из направлений программы - доступность зданий и сооружений. Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

Согласно СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", под маломобильными группами населения понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в том числе инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т. п.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") органы государственной власти и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Формы документов, которые создаются после проведения проверок на соответствие жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов, утвердили три приказа Минстроя РФ:

    № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

    № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и общего имущества в МКД;

    № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

Основные требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения перечислены в СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".Наиболее актуальное требование для МКД - оборудование пандусов или подъемных платформ для инвалидов. Лестницы и пандусы ограждаются перилами. Вход в подъезд, в котором проживает инвалид, должен быть обозначен знаком доступности. Дверь должна открываться в сторону, противоположную от пандуса; ширина дверного проема должна быть не менее 90 см. Двери на путях движения не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства высота порога не должна превышать 2,5 см.

Подпунктом «В» пункта 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Как правило, именно на эту норму ссылаются суды и ГЖИ при выдаче предписаний и привлечении к ответственности управляющих организаций.

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-121303/2017: управляющая организация г.Москвы обратилась в Арбитражный суд с требованием о признании незаконным предписания ГЖИ. Суд установил, что подъемная платформа в МКД смонтирована согласно проектной документации многоквартирного дома, не введена в эксплуатацию и не обслуживается управляющей организацией. Как указал суд: в соответствии с требованием законодательства, если подъемные платформы установлены за счет средств инвестора, без учета бюджетных дотаций, без соответствующей передачи на баланс города, то соответственно, данное оборудование (подъемные платформы для инвалидов) должно входить в состав общего имущества дома, и , в соответствии со статьей 36 ЖК РФ , принадлежать на праве собственности как общее имущество собственникам помещений в данном многоквартирном доме. Соответственно, управляющая организация обязана осуществлять эксплуатацию этих подъемных платформ либо при обязательном принятии соответствующего решения общего собрания собственников МКД безвозмездно передать в Департамент городского имущества города Москвы, для последующего оформления передачи в оперативное управление ГБУ «Жилищник района». В удовлетворении требований было отказано.

Постановление Арбитражного суда московской области от 2 февраля 2017 г. по делу № А40-14528/2016: Управляющей организации так же не удалось обжаловать предписание ГЖИ. Судом установлено, что подъемные платформы для инвалидов находятся в нерабочем состоянии . В 2010 году дом введен в эксплуатацию, Мосгосстройнадзором перед выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в обязательном порядке проверялось наличие смонтированного в соответствии с проектной документации оборудования, предназначенного для передвижения маломобильных групп населения.Платформы подъемные для инвалидов-колясочников в данном доме установлены за счет средств застройщика, входят в состав общего имущества и управляющая компания осуществлять их эксплуатацию.

Не редко с исковыми требованиями к управляющим организациям обращаются и сами инвалиды.

При этом, как следует из Определения ВС РФ от 26.10.2012г по делу № 78-КГ12-17, предметом доказывания по делу о доступности МКД маломобильным группам населения является факт отсутствия реальной доступности истцу занимаемого им жилого помещения. Однако суд доводы участников процесса о технической возможности или отсутствии таковой установить пандус либо подъемную платформу, не исследовал, лишь указав в решении, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления в подъезде дома, где проживает истец, подъемной платформы в качестве единственно возможного средства подъема. Дело было направлено на новое рассмотрение.

Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.2017 № 33-22814/2017 по делу № 2-2534/2017 отказано в удовлетворении требований инвалида об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, поскольку проектом не предусмотрена установка пандуса. Также суд указал, что отсутствует решение общего собрания собственников о реконструкции здания в связи с чем, обязанности обеспечить подъезд жилого дома устройством доступности оснований не имеется, поскольку данные работы связаны с воздействием на общее имущество собственников.

Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 29.12.2017 № 462-ФЗ"О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах", статья 36 ЖК РФ дополнена п.4.1, согласно которого , приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Система нормативных документов в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

СНиП 35-01-2001

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)

Москва

2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАНЫ ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр» (АПИО-Центр), ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева», Академией Государственной противопожарной службы МВД России, Московским государственным строительным университетом, ОАО «МосОтис»

2 ВНЕСЕНЫ Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

3 ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением архитектуры и проектных работ и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

4 ПРИНЯТЫ и ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73

Термины и определения

Расчет числа лифтов, необходимых для спасения инвалидов из зон безопасности.

Материалы к расчету уровня пожарной безопасности маломобильных групп населения

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий нормативный документ разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Нормативный документ выполнен в соответствии с положениями статьи 15 (пункт 1) и статьи 17 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069), статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской федерации, 1995, № 48, ст. 4563) (с изменениями и дополнениями) и Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1 (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992 г., № 15, ст. 766) с изменениями в редакции Федерального закона от 09.01.96 г. № 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140).

СНиП 35-01-2001 является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Он разработан в соответствии с требованиями на базе действующих нормативов по доступности зданий и сооружений для инвалидов, с учетом зарубежных норм, стандартов и рекомендаций и не содержит противоречий положениям * (раздел 4), *, и *.

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Работа выполнена авторским коллективом: ГУП «Институт общественных зданий» (руководитель темы, научный редактор, ответственный исполнитель - канд. архитектуры А. М. Гарнец, ответственный исполнитель Н.П. Малиночка ); ЗАО «АПИО-Центр»; ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева» (канд. архитектуры Н.Б. Мезенцева ); Академия Государственной противопожарной службы МВД России (канд. техн. наук Е.Т. Шурин , А.В. Апаков , Д.А. Самошин ); ФНТЦ «Стройсертификация» (канд. архитектуры Л.А. Викторова ); Московский государственный строительный университет (д-р. техн. наук В.В. Холщевников ); Главгосэкспертиза России (канд. архитектуры С.В. Кролевец ); ОАО «МосОтис» (С.М. Ройтбурд ); Ю.В. Колосов при участии Всероссийского общества инвалидов (А.В. Ломакин-Румянцев).

Внесены: Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В. Лебедев , А.Е. Лысенко ).

Представлены к утверждению: Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В. Тишенко , Н.Н. Поляков , Л.А. Викторова ), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А. Шевченко , В.Г. Хахулин, Н.Н. Якимова ).

Согласованы: Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

ACCESSIBILITY OF BUILDINGS AND STRUCTURES
FOR PHYSICALLY HANDICAPPED PERSONS

Дата введения 2001-09-01

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН ( , табл. В.1) устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.2 Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.

Необходимость и степень (формы) адаптации к требованиям МГН зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня.

1.3 Требования настоящих норм и правил не распространяются на здания специализированных учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных учреждений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания данных категорий населения, а также на жилые дома для одной семьи.

1.4 Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

Досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

Безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

Своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

Удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

1.5 Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.

1.6 При проектировании, оборудовании и оснащении зданий и сооружений, доступных для МГН, должны выполняться положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650).

1.7 Используемые в тексте термины и их определения приведены в .

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

3.30 Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R 60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R 120.

3.31 Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

3.32 Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

3.33 На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м.

Лифты и подъемники

3.34 Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

3.35 Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске, должны иметь внутренние размеры не менее, м: ширина - 1,1; глубина - 1,4. Для нового строительства общественных и производственных зданий рекомендуется применять лифты с шириной дверного проема не менее 0,9 м. В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

3.36 В подвальном или цокольном этаже перед дверью лифта для инвалидов необходимо устройство тамбур-шлюза.

3.37 Световая и звуковая информирующая сигнализация, соответствующая требованиям ГОСТ Р 51631, должна быть предусмотрена у каждой двери лифта, предназначенного для инвалидов на креслах-колясках.

3.38 Число лифтов устанавливается согласно .

Следует применять лифты, оснащенные системами управления и противодымной защиты, соответствующими требованиям .

3.39 Установку подъемных платформ для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на креслах-колясках, следует предусматривать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630.

Выходы из подъемника следует предусматривать только в уровне этажей, имеющих помещения для проживания или целевого посещения инвалидами.

Пути эвакуации

3.40 Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность МГН в соответствии с требованиями и , с учетом мобильности инвалидов различных категорий (устанавливается по ), их численности и места нахождения (работы, обслуживания, отдыха) в здании или сооружении.

3.41 Места обслуживания и постоянного нахождения МГН должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 м.

Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей.

Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.

Посадочные места (столы) для инвалидов в залах предприятий общественного питания следует располагать вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне,

3.42 Ширина (в свету) участков эвакуационных путей, используемых МГН, должна быть не менее, м:

дверей из помещений, с числом находящихся в них не более 15 человек

проемов и дверей в остальных случаях; проходов внутри помещений

переходных лоджий и балконов

коридоров, пандусов, используемых для эвакуации

3.43 Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам.

Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей в реконструируемом здании или сооружении, должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.

3.44 Конструкции эвакуационных путей должны быть класса КО (непожароопасные), предел их огнестойкости должен соответствовать требованиям таблицы 4* , а материалы их отделки и покрытия полов - требованиям 6.25* .

3.45 Если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений.

Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения с пребыванием МГН до двери в пожаробезопасную зону должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.

3.46 Площадь пожаробезопасной зоны должна быть рассчитана на всех инвалидов, оставшихся на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования, м 2 /чел.:

В состав пожаробезопасной зоны может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа.

3.47 Пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций или проектировать их как единый узел с выходом на незадымляемую лестничную клетку типа Н1 или в помещение для пандуса с аналогичными ограждающими конструкциями.

3.48 Пожаробезопасная зона должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены - REI 90, перекрытия - REI 60, двери и окна - 1-го типа.

3.49 Конструкции противопожарных зон должны быть класса КО (непожароопасные), а материалы отделки и покрытий должны соответствовать требованиям 6.25* .

Двери в пожаробезопасную зону должны быть противопожарными самозакрываюицимися с уплотнениями в притворах.

3.50 Пожаробезопасная зона должна быть незадымляемой. При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода.

В шахтах лифтов, имеющих выходы в пожаробезопасную зону, должен быть создан подпор воздуха, соответствующий требованиям .

Внутреннее оборудование

3.51 Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования .

Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.

3.52 Система средств информации зон и помещений, доступных для посещения или проживания МГН (особенно в местах массового посещения), а также доступных для них входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п.

3.53 Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения и быть увязана с художественным решением интерьера.

3.54 Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для МГН, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями .

Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.

3.55 Синхронной (звуковой и световой) сигнализацией, подключенной к системе оповещения о пожаре, следует оборудовать помещения и зоны общественных зданий и сооружений, посещаемые МГН, и производственные помещения, имеющие рабочие места для инвалидов.

Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 с, при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА.

3.56 В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха.

3.57 Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В общественной уборной электрический звонок или извещатель должен выводиться в дежурную комнату.

В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение.

3.58 Приборы для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, отверстия торговых и билетных автоматов и прочие устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости.

Выключатели и розетки в помещениях следует предусматривать на высоте 0,8 м от уровня пола.

3.59 Следует применять дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрытия дверей, которые должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Целесообразно ориентироваться на применение легко управляемых приборов и механизмов, а также П-образных ручек.

Ручки на полотнах раздвижных дверей должны устанавливаться таким образом, чтобы при полностью открытых дверях эти ручки были легко доступными с обеих сторон стены.

Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.

3.60 На входных дверях в помещения, в которых опасно или категорически запрещено нахождение МГН (бойлерных, венткамерах, трансформаторных узлах и т.п.), следует устанавливать запоры, исключающие свободное попадание внутрь помещения. Дверные ручки подобных помещений должны иметь поверхность с опознавательными знаками или неровностями, ощущаемыми тактильно.

3.61 Информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью, со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,4 до 1,75 м.

Нумерация шкафов в раздевальных и гардеробах должна быть рельефной и на контрастном фоне.

3.62 Применяемые в проектах материалы, оснащение, оборудование, изделия, приборы, используемые инвалидами или контактирующие с ними, должны иметь гигиенические сертификаты органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Санитарно-гигиенические помещения

3.63 В общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях (кроме указанных в 3.51 ), необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.

В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной.

3.64 Уборные в зданиях, где работают инвалиды, должны быть на каждом этаже, независимо от количества работающих, при этом не менее одной из общего числа кабин в уборных должна быть универсальной.

Уборные для людей с недостатками зрения и инвалидов, пользующихся креслом-коляской, должны размещаться не далее 60 м от рабочего места. Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению.

3.65 В помещениях общественных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски.

3.66 В санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов.

Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной.

Умывальные для указанных категорий инвалидов следует размещать непосредственно в гардеробном блоке или смежно с ним. При этом 40 % расчетного количества умывальников целесообразно размещать вблизи рабочих мест.

3.67 Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Наименование

Размеры в плане (в чистоте), м

Кабины душевых:

закрытые

1,8 х 1,8

открытые и со сквозным проходом; полудушей

1,2 х 0,9

Кабины личной гигиены женщин

1,8 х 2,6

Кабины уборных

1,8 х 1,65

Скамьи в гардеробных

0,6 х 0,8

Шкафы в гардеробных для уличной и домашней одежды

0,4 х 0,5

3.70 Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслом-коляской, в раздевальных спортзалов следует располагать в нижнем ярусе, высотой не более 1,3 м от пола. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевальных должны устанавливаться на той же высоте.

Индивидуальные шкафы в бытовых помещениях предприятий и учреждений должны быть совмещенными (для хранения уличной, домашней и рабочей одежды).

3.71 Ширину проходов между рядами следует принимать, не менее, м:

4 ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Жилые здания и помещения

4.1 Жилые дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:

Доступность квартиры или жилого помещения от входа в здание;

Доступность всех общественных помещений здания из квартиры или жилого помещения;

Применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;

Обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами;

Оборудование придомовой территории и собственно здания необходимыми информационными системами.

4.2 Многоквартирные жилые дома с квартирами, предназначенными для проживания инвалидов и людей пожилого возраста, следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости.

4.3 В жилых домах муниципального социального жилищного фонда рекомендуется количество и специализацию квартир по отдельным категориям инвалидов устанавливать заданием на проектирование.

При проектировании жилых помещений следует исходить из возможности последующего их дооснащения при необходимости с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения.

4.4 При размещении квартир для семей с инвалидами на креслах-колясках в уровне первого этажа следует обеспечивать возможность выхода непосредственно на придомовую территорию. Для отдельного входа через приквартирный тамбур и устройства подъемника рекомендуется увеличение площади квартиры на 12 м 2 .

4.5 Минимальный размер жилого помещения должен составлять:

для инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, - не менее 12 м 2 ;

для инвалида, занимающегося индивидуальной трудовой деятельностью, - до 16 м 2 .

4.6 Площадь кухни квартир для семей с инвалидами на креслах-колясках в жилых домах социального жилищного фонда следует принимать не менее 9 м 2 . Ширина такой кухни должна быть не менее 2,3 м - при одностороннем размещении оборудования, 2,9 м - при двухстороннем или угловом размещении оборудования.

Кухни следует оснащать электроплитами.

4.7 Размеры санитарно-гигиенических помещений в квартирах должны соответствовать требованиям, указанным в .

В квартирах для семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, вход в помещение, оборудованное унитазом, допускается проектировать из кухни или жилой комнаты.

4.8 Ширина подсобных помещений в квартирах для семей с инвалидами (в том числе на креслах-колясках) должна быть не менее, м:

4.9 В жилых домах муниципального социального жилищного фонда следует предусматривать возможность устройства, при необходимости, в составе квартиры кладовой площадью не менее 4 м 2 для хранения инструментов, материалов и изделий, используемых и производимых инвалидами при работах на дому, а также для размещения тифлотехники и брайлевской литературы.

4.10 В гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и т.п., как правило, 10 % жилых мест должны проектироваться универсальными, с учетом расселения любых категорий посетителей (если в задании на проектирование не оговорено количество помещений, оборудованных по универсальному или специализированному принципу).

4.11 Пожарную сигнализацию следует проектировать с учетом восприятия всеми категориями инвалидов.

Жилые помещения для инвалидов должны быть оборудованы автономными пожарными извещателями.

Следует применять домофоны со звуковой и световой сигнализацией.

Места размещения и количество сигнализаторов определяются в задании на проектирование.

Зоны обслуживания посетителей в общественных зданиях

4.12 В зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5 % общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании.

4.13 При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств и т.п.) обслуживания посетителей 5 % их общего числа, но не менее одного, должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

4.14 На каждом этаже, доступном для МГН, следует предусматривать зоны отдыха на 2-3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках.

4.15 При проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах:

Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола.

4.16 Места для инвалидов в зальных помещениях следует располагать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; удобный прием пищи (в обеденных залах или кулуарах при залах); оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек); отдыха (в зале ожидания).

В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода МГН.

4.17 Места для инвалидов в зрительных залах предпочтительнее располагать, как правило, в отдельных рядах, имеющих самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. В зрительных залах с числом мест 800 и более места для инвалидов в креслах-колясках следует рассредоточивать в различных зонах, размещая их в непосредственной близости от эвакуационных выходов, но в одном месте не более трех.

Расстояние от любого места пребывания инвалида в зальном помещении до эвакуационного выхода в коридор, фойе, наружу или до эвакуационного люка трибун спортивно-зрелищных залов не должно превышать 40 м. Ширина проходов должна быть увеличена на ширину свободного проезда кресла-коляски (0,9 м).

4.18 Перед эстрадой или в конце зала вблизи проема-выезда следует предусматривать свободные площадки шириной в свету не менее 1,8 м для зрителей на креслах-колясках.

4.19 У мест или зон для зрителей на креслах-колясках в аудиториях с амфитеатром, зрительных и лекционных залах следует предусматривать меры безопасности (ограду, буферную полосу, поребрик и т.п.).

4.20 В аудиториях, зрительных и лекционных залах вместимостью более 50 человек, оборудованных фиксированными сидячими местами, необходимо предусматривать не менее 4 % кресел с вмонтированными системами индивидуального прослушивания.

4.21 Места для лиц с дефектами слуха следует размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука или оборудовать специальными персональными приборами усиления звука.

Допускается применять в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства. Эти места следует располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка. Необходимость выделения дополнительной зоны для переводчика устанавливается заданием на проектирование.

4.22 При невозможности применить визуальную информацию для инвалидов (по ГОСТ Р 51671 и ) в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок и т. п. допускается использовать другие компенсирующие мероприятия.

4.23 В помещениях раздевальных при спортивных сооружениях для занимающихся инвалидов следует предусматривать:

места для хранения кресел-колясок;

индивидуальные кабины (площадью каждая не менее 4 м 2) из расчета по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов, пользующихся креслами-колясками;

индивидуальные шкафы для одежды (не менее двух) высотой не более 1,7 м, в том числе для хранения костылей и протезов;

скамью длиной не менее 3 м, шириной не менее 0,7 м и высотой не более 0,5 м.

Вокруг скамьи должно быть обеспечено свободное пространство для подъезда кресла-коляски. При невозможности устройства островной скамьи следует предусматривать вдоль одной из стен установку скамьи размером не менее 0,6 ´ 2,5 м.

4.24 В комнате отдыха при раздевальных следует предусматривать дополнительную площадь из расчета не менее 0,4 м 2 на каждого из одновременно занимающихся инвалидов на креслах-колясках, а комната отдыха при сауне должна быть площадью не менее 20 м 2 .

4.25 В залах предприятий питания посадочные места (столы) для инвалидов следует располагать вблизи от входа, но не в проходной зоне.

Места приложения труда

4.26 При проектировании учреждений и предприятий следует предусматривать рабочие места для инвалидов в соответствии с программами профессиональной реабилитации инвалидов, разрабатываемыми местными органами социальной защиты населения.

Количество и виды рабочих мест для инвалидов (специализированные или обычные), их размещение в объемно-планировочной структуре здания (рассредоточенное или в специализированных цехах, производственных участках и специальных помещениях), а также необходимые дополнительные помещения устанавливаются в задании на проектирование.

4.27 Рабочие места инвалидов должны быть безопасны для здоровья и рационально организованы. Они должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственной санитарно-эпидемиологической службы. В задании на проектирование следует устанавливать их специализацию и, при необходимости, включать комплект мебели, оборудования и вспомогательных устройств, специально приспособленных для конкретного вида заболевания.

4.28 В рабочей зоне (пространстве рабочего места) или помещении должно быть обеспечено выполнение комплекса санитарно-гигиенических требований к микроклимату в соответствии с действующими нормативными документами, а также дополнительными требованиями, устанавливаемыми в зависимости от вида заболевания инвалидов.

4.29 Площадь служебных помещений следует принимать из расчета выделения на каждого работающего инвалида, пользующегося креслом-коляской, не менее, м 2:

в конторских, административных и офисных помещениях

5,65;

в конструкторских бюро

7,65.

4.30 Расстояние до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей и устройств питьевого водоснабжения от рабочих мест, предназначенных для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, должно быть не более, м:

4.31 Санитарно-бытовое обслуживание работающих инвалидов должно обеспечиваться в соответствии с требованиями и данного документа.

4.32 При затруднении доступа инвалидов на кресле-коляске к местам общественного питания на предприятиях и в учреждениях следует дополнительно предусматривать комнату приема пищи площадью из расчета 1,65 м 2 на каждого инвалида, но не менее 12 м 2 .

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Адаптация - приспособление к новым условиям, здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Визуальные средства информации - здесь: носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов и т. п., передаваемых в том числе людям с нарушением функций органов слуха.

Доступные для МГН здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности МГН.

Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Лифтовой холл - специальное помещение, располагаемое у входа в лифт.

Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Переводчик жестового языка (сурдопереводчик) - специалист, осуществляющий перевод звуковой информации на язык жестов для глухонемых и людей с дефектами слуха.

Пожаробезопасная зона - часть здания, сооружения, пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами для защиты людей от опасных факторов пожара в течение заданного времени (от момента возникновения пожара до завершения спасательных работ), обеспеченная

комплексом мероприятий для проведения эвакуации и спасания.

Полоса движения - часть пешеходного пути, предназначенная для движения в один ряд в одном направлении,

Путь движения - пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.), а также внутри зданий и сооружений (горизонтальные и вертикальные коммуникации).

Система средств информации (информационные средства) - здесь: совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.

Специализированный элемент - здесь: элемент, к которому (как к объекту нормирования) предъявляются специфические требования по адаптации с учетом конкретного или совокупных дефектов здоровья человека.

Текстофон - аппарат для передачи, приема и ведения диалога по телефону инвалидами с нарушениями слуха в текстовом режиме. Аппарат снабжен клавиатурой и дисплеем для отображения текстовой информации.

Тифлотехнические средства - средства, облегчающие людям с недостатками зрения работу и усвоение информации (магнитофоны, диктофоны, письменные приборы, пишущая машинка со шрифтом Брайля).

Тактильные средства информации - носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем осязания.

Универсальный элемент - здесь: элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН.

Элемент - составная часть чего-нибудь, здесь: архитектурный, технический или механический компонент участка, здания или помещения, например - рабочее место, место отдыха, душ, телефонная кабина, дверь, управляющее устройство, ручка, поручень и т.п..

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

РАСЧЕТ ЧИСЛА ЛИФТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ИЗ ЗОН БЕЗОПАСНОСТИ

Б.1. Необходимое число лифтов n , доступных для инвалидов и используемых для их спасения в случае пожара в здании, определяется по формуле:

где - расчетное время спасения одним лифтом, с.;

- допустимое время спасения, равное 10 мин.

Лифт для транспортирования пожарных подразделений может быть использован для спасения инвалидов во время пожара.

Б.2. Расчетное время спасения определяется по формуле:

где Т - время кругового рейса лифта при спасении инвалидов, с, определяемое по формуле ();

К - расчетное число рейсов, необходимое для спасения инвалидов, определяемое по формуле (),

(Б.З)

где - сумма отметок уровней этажей, с которых будет проводиться спасение инвалидов, относительно уровня первого этажа, м;

m - число этажей, с которых будет проводиться спасение инвалидов;

V - номинальная скорость лифта, м/с;

(Б.4)

где - суммарное количество инвалидов и сопровождающих их людей, чел., приведенное в задании на проектирование;

Е - номинальная вместимость лифта, чел.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

МАТЕРИАЛЫ К РАСЧЕТУ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

При использовании приложения 2 (раздел 2 «Основные расчетные зависимости») для учета специфики передвижения МГН по путям эвакуации следует применять дополнительные расчетные значения параметров движения МГН.

В.1. По мобильным качествам людей в потоке эвакуирующихся из зданий и сооружений следует подразделять на 4 группы согласно .

, (В.2)

где и - скорость и интенсивность движения людей в потоке по j -му виду пути при плотности потока D j ;

D - плотность людского потока на участке эвакуационного пути, м 2 /м 2 ;

D 0, j - значение плотности людского потока на j -м виде пути, при достижении которого плотность потока начинает оказывать влияние на скорость движения людей в потоке;

Среднее значение скорости свободного движения людей по j -му виду пути при значениях плотности потока D £ D 0, j ;

a j - коэффициент, отражающий степень влияния плотности людского потока на его скорость при движении по j -му виду пути.

Значения D 0, j , , a j для потоков людей различных групп мобильности для и приведены в .

Группы мобильности

Значения параметров

Величина параметров по видам пути ( j )

горизонтальный

лестница вниз

лестница вверх

пандус вниз

пандус вверх

D 0, j

0,051

0,089

0,067

0,171

0,107

a j

0,295

0,400

0,305

0,399

0,399

D 0, j

0,135

0,139

0,126

0,171

0,146

a j

0,335

0,346

0,348

0,438

0,384

D 0, j

0,102

0,208

0,120

0,122

0,136

a j

0,350

0,454

0,347

0,416

0,446

D 0, j

0,135

0,146

0,150

a j

0,400

0,424

0,420

В.З. При движении людских потоков с участием МГН на участках пути перед проемами не следует допускать образования плотности потоков выше 0,5. При этом расчетные максимальные значения интенсивности движения q max через проем различных групп мобильности следует принимать равными: М1 - 19,6 м/мин, М2 - 9,7 м/мин, М3 - 17,6 м/мин, М4 - 16,4 м/мин.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, доступность, адаптация, безопасность среды жизнедеятельности

На странице нашего сайта вы можете ознакомиться с нормативными документами (ГОСТ, СНиП, СП) - сводами нормативов, актов и постановлений, посвященных программе «Доступная среда» и её элементам. Как правильно должны быть установлены пандусы и тактильная плитка. Как разрабатываются и подготавливаются мнемосхемы и книги по системе Брайля. Как работают подъемники и индукционные системы. Полную информацию по этим и другим вопросам, Вы можете получить, перейдя на страницу с нормативными документами. Также отсюда можно скачать любой необходимый документ в ознакомительных целях и для работы со стандартами программы.

СП 59.13330.2016: Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.69 Мб)

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - МГН равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального дизайна.

СП 59.13330.2012: Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН

Действующий (отменён в части) Читать на сайте Скачать PDF (1.14 Мб)

Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Изменения №1 к СП 59.13330.2012: Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

Действующий Скачать PDF (0.33 Мб)

Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения (с Изменением №1)

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (4.32 Мб)

Изменения №1 к СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения

Действующий Скачать PDF (8.45 Мб)

В настоящем своде правил установлены общие требования для всех объектов проектирования (в дальнейшем - здания и сооружения), доступных для маломобильных групп населения (далее - МГН), а также их участков в развитие положений СП 59.13330. Развитие или расширение этих требований по функциональному назначению различных зданий и сооружений дано в соответствующих разделах других сводов правил: СП 137.13330, СП 138.13330 и СП 139.13330.

СП 35-101-2001: Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (4.83 Мб)

Свод правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Варианты использования общеупотребительных символов и пиктограмм.

СП 35-102-2001: Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.54 Мб)

Своды правил направлены на обеспечение потребностей инвалидов при проектировании неспециализированных жилых домов, включая одноквартирные, общежитий, а также обеспечение потребностей МГН. Настоящий документ применяется при проектировании жилищ в зданиях всех форм собственности, а также жилой части гостиниц и категорированных рекреационных учреждений разряда три звезды и выше.

СП 35-103-2001: Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (3.40 Мб)

Своды правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для МГН.

СП 35-104-2001: Здания и помещения с местами для труда инвалидов

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.67 Мб)

В данном СП из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. Свод правил распространяется на проектирование предприятий, учреждений, зданий и помещений с целью создания рабочих мест для инвалидов всех групп и большинства нозологий.

СП 35-105-2002: Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.39 Мб)

СП по проектированию и осуществления реконструкции существующей застройки с соблюдением доступности зданий, сооружений и их комплексов для инвалидов. Свод правил содержит обязательные правила, проектно-организационные мероприятия по формированию доступной среды для инвалидов. В том числе производственные зоны, рекреационные зоны, транспортные и пешеходные коммуникации, адаптация транспортных средств, транспортно пересадочные узлы, а также Свод правил реконструкции по информационному обеспечению для инвалидов.

СП 30-102-99: Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.38 Мб)

Настоящий нормативный документ системы устанавливает требования к застройке территорий малоэтажного жилищного строительства как части, так и самостоятельной планировочной структуры городских, сельских и других поселений, разрабатываемой в соответствии с действующими нормами и утвержденными генеральными планами поселений.

СП 31-102-99: Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.99 Мб)

Данный свод правил описывает типы и требования архитектурных решений общественных зданий и сооружений. Приведены рекомендации на ориентирование одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

СП 140.13330.2012: Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (1.06 Мб)

Настоящий Свод правил детализирует требования СП 59.13330 и может применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства для инвалидов и других маломобильных групп населения. Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования по формированию доступной городской среды для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения (далее - МГН).

ГОСТ 55555-2013: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности

Действующий (взамен ГОСТ Р 51630-2000) Читать на сайте Скачать PDF (1.49 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам, предназначенным для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения. Настоящий ГОСТ устанавливает требования: Подъемные платформы вертикального перемещения с огражденной и неогражденной шахтой, узлы и системы привода, электрическая система и оборудование.

ГОСТ Р 51261-2017: Типы и технические требования опорных стационарных реабилитационных устройств

Действующий (взамен ГОСТ Р 51261-99) Читать на сайте Скачать PDF (1.75 Мб)

Данный Свод правил определяет типы опорных устройств и устанавливает технические требования к опорным устройствам.

ГОСТ Р 52875-2018: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Действующий (взамен ГОСТ Р 52875-2007) Читать на сайте Скачать PDF (0.53 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели (далее - ТНУ), распознаваемые инвалидами по зрению с использованием белой трости, являющейся техническим средством реабилитации, и/или посредством осязания стопами ног, и устанавливает технические требования к используемым материалам и технологиям, определяет их назначение, места размещения и основные правила применения и обустройства.

ГОСТ Р ИСО 23600-2013: Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.62 Мб)

Целью настоящего международного стандарта является установление требований к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Люди с нарушением функций зрения и с нарушением функций зрения и слуха, передвигающиеся самостоятельно, используют множество способов и косвенных знаков в окружающей среде для того, чтобы начать безопасный переход улицы. Звуки и другие сигналы окружающей среды снабжают информацией о времени и направлении перехода.

ГОСТ Р 52131-2019: Технические требования знаковых средств отображения информации для инвалидов

Действующий (взамен ГОСТ Р 52131-2003) Читать на сайте Скачать PDF (0.84 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на знаковые средства отображения информации пиктограммы и предупреждающие знаки, таблички и наклейки используемые инвалидами для ориентирования на объектах и общественных местах.

ГОСТ Р 51671-2015: Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.45 Мб)

Настоящий стандарт не распространяется на реабилитационные технические средства связи, информации и сигнализации, предназначенные для индивидуального пользования, классификация которых приведена в ГОСТ Р ИСО 9999. В настоящем стандарте также учтены потребности людей, относящихся к маломобильным группам населения.

ГОСТ Р 56421-2015: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.71 Мб)

Стандарт применяется для обеспечения безопасности пользователей, персонала и лиц, находящихся вблизи платформы при использовании ее по назначению. Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами платформ и обслуживающему персоналу в тихничническаим специалистам осуществляющим ремонт и обслуживание подъемных платформ для инвалидов.

ГОСТ Р 50917-96: Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.30 Мб)

Настоящий стандарт применяется для всех устройств, разрабатываемых, производимых, поставляемых и используемых в автоматизированных системах обработки данных с целью получения печатных изображений алфавитно-цифровой информации шрифтом Брайля.

ГОСТ Р 56832-2015: Национальный стандарт Российской Федерации шрифт Брайля. Требования и размеры

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (0.45 Мб)

СП 31-113-2004: Cвод правил по проектированию и строительству бассейнов для плавания

Действующий Читать на сайте Скачать PDF (3.62 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.

ГОСТ Р ИСО 9999-2014: Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология

Действующий Скачать PDF (0.96 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности.

Приказ Минтруда России №627 от 25 декабря 2012 г.

Действующий Скачать PDF (1.17 Мб)

Целью государственной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ГОСТ Р 56305-2014: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Действие приостановлено Скачать PDF (0.99 Мб)

Целью настоящего стандарта является разработка требований, предъявляемых к тактильным указателям на пешеходной поверхности (ТУПП) для слепых и слабовидящих людей. При самостоятельном передвижении в пространстве слепой и слабовидящий на своем пути встречают различного рода препятствия, которые могут быть травмоопасны. Для получения информации тотально слепые и слабовидящие используют сохранные анализаторы, в частности слух, осязание, обоняние и остаточное зрение (при его наличии).

ГОСТ Р 52875-2007: Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению

Заменен на ГОСТ Р 52875-2018 Скачать PDF (0.53 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на тактильные наземные указатели с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населенных пунктах и общественных зданиях. Устанавливает технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей.

ГОСТ Р 51261-99: Типы и технические требования опорных стационарных реабилитационных устройств

Заменен на ГОСТ Р 51261-2017 Скачать PDF (1.68 Мб)

Данный Свод правил описывает типы и требования опорных устройств а также технические требования к их установки.

ГОСТ Р 51671-2000: Классификация. Требования доступности и безопасности. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (0.76 Мб)

Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования, доступные для инвалидов, и устанавливает классификацию указанных средств, а также требования, обеспечивающие их доступность и безопасность для инвалидов.

ГОСТ Р 51090-97: Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (0.81 Мб)

Настоящий стандарт устанавливает требования и указания размеров к документам и надписям, выполненным шрифтом для слепых (далее - шрифт Брайля), а также материалам основы, чтобы слепые люди могли свободно узнавать, читать и понимать этот шрифт Брайля. Стандарт не описывает технические методы для создания шрифта Брайля.

ПБ 10-403-01: Правила безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов

Недействующий Скачать PDF (1.24 Мб)

Правила распространяются на подъемные платформы с вертикальным и наклонным перемещением, относящиеся к техническим средствам реабилитации инвалидов и устанавливаемые в жилых, общественных и промышленных зданиях и сооружениях высотой более одного этажа или имеющих перепады уровней пола на путях движения инвалидов с нарушением статодинамической функции, включая использующих кресла-коляски и другие технические средства реабилитации, и для людей с ограниченными возможностями для передвижения, относящихся к МГН.

НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - НАШ ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!


Пандусы необходимы, чтобы обеспечить инвалидам, в том числе передвигающимся на колясках, доступ в здания наравне со здоровыми людьми, возможность пользоваться всеми услугами, не испытывая ограничений. Согласно нормам, здание должно иметь по меньшей мере один вход, приспособленный для людей с ограниченными возможностями.

Нормативные документы

Правила установки пандусов для инвалидов в общественных и жилых зданиях, их внешний вид, длина, ширина регулируются следующими документами.

СНиП 35-01-2001

Это нормативный документ 2001 года, который в 2012 году был заменен более актуальной версией, но не утратил силу. Этот СНиП регламентирует доступность зданий для людей с ограничениями в подвижности.

Согласно этому нормативу, для движения инвалидных колясок угол наклона должен быть не более 5%, а при спуске с тротуара на пешеходный переход разница высот не должна превышать 4 см. Если спуски, лестницы и другие элементы зданий не отвечают этим требованиям, необходима установка пандусов.

Пандусы должны изготавливаться из негорючих материалов, их делают прямыми за исключением случаев, когда это невозможно, тогда допускаются винтовые конструкции. Перед наклонными спусками пол окрашивают контрастной краской или делают рифленым на расстоянии 60 см.

Чтобы колеса колясок не могли соскользнуть, наклонные спуски оборудуются бортиками высотой 5 см или ограждениями.

Подъем (один марш) должен быть не больше 80 см в высоту с углом наклона не больше 8%. Если перепад высот небольшой (не более 20 см), то разрешен уклон до 10%.

Если подразумевается одностороннее движение, то ширина пандуса должна быть более 1 м (рекомендуется 1,5 м).

СП 59.13330.2012

Этот документ (свод правил) — редакция или более актуальная версия упомянутого выше СНиПа. В нем указаны несколько другие нормативы, например, уклон пандусов должен быть не более 5%. Длина марша не должна превышать 9 м, а общая длина наклонного подъема — 36 м (3 м по высоте). Если необходимо подниматься на большую высоту, то необходимо делать подъемники. Поперечный уклон не должен быть больше 2%.

Также согласно этому документу, в некоторых случаях угол наклона может быть больше:

  • для временных сооружений и объектов, а также пандусов в общественных зданиях, уклон может быть до 1:12 (8%), если перепад высот не превышает 50 см, а длина наклонного спуска не более 6 м;
  • 1:10 (10%), если перепад высот не более 20 см.

Перепад высот считается между горизонтальными площадками.

Важно! СНиП имеет приоритет перед СП, поэтому, если в заказе не оговаривается, что строить следует по нормам СП 59.13330.2012, то застройщик должен ссылаться на СНиП 35-01-2001.

В этим СП также оговариваются пандусы на пешеходных наземных, подземных и надземных переходах. На наземных переходах по обеим сторонам должны быть оборудованы бордюрные пандусы. Надземные и подземные переходы тоже должны быть снабжены пандусами. Поверхность пандусов покрывают нескользящими материалами.

Пандусы и лестницы должны иметь удобные поручни, расстояние между которыми — 0,9-1 м. По обеим сторонам пандусов для инвалидов делаются ограждения на высоте 85-92 см и 70 см. Также на промежуточных площадках и на съездах должны быть предусмотрены колесоотбойные устройства, их высота должна быть равна 0,1 м.

На концах конструкций делают горизонтальные площадки. Их ширина должна составлять минимум 150*150 см. На участках с интенсивным движением нужна площадка большего размера — 210*210 см.

Наклонные спуски для колясок маркируют текстурой или яркими цветом, выделяя их начало и конец. Там, где угол наклона поверхности меняется, на уровне земли предусматривают источник света яркостью 100 лк.

Что касается пандусов для инвалидов в общественных зданиях, то к ним предъявляются такие же требования по габаритам. Через каждые 8-9 м делают горизонтальные площадки, они необходимы также, если меняется направление движения. Эти площадки делают размером не меньше 1,5 м по направлению движения при прямом варианте пандуса и 2 м — при винтовом.

Пандусы должны быть снабжены поручнями, выступающими за пределы наклонного спуска на 0,3 м. Поручни делают округлыми, толщиной 4-6 см, с безопасными завершениями. От поручня до гладкой стены должно быть минимум 4,5 см, до шероховатой — 6 см. На внешних относительно марша или верхних поверхностях перил располагают рельефные знаки, предупреждающие об окончании поручня.

ГОСТ Р 51261-99

Этот норматив был принят в 1999 году, в нем регламентируются опорные устройства для инвалидов в общественных и жилых зданиях и на транспорте. В нем перечисляются типы этих устройств и описываются требования к ним.

Согласно этому документу, на пандусах для инвалидов, передвигающихся на колясках, предусматривают поручни. Они необходимы, если имеется подъем высотой больше 150 мм или проекция марша больше 180 см.

Также в начале и конце наклонного спуска предусматривают горизонтальные площадки протяженностью не менее 30 см.

Как понимать обозначения в нормативах? Перепад высот 1:20 — это отношение высоты подъема к его проекции, как на рисунке. Он может быть выражен и в процентах, тогда уклон равен 5%. Угол наклона задают и в градусах, но на практике это неудобно. Чаще пользуются первыми двумя способами.

Виды

Пандусы могут быть:

  • стационарными,
  • съемными.

Стационарные конструкции могут быть фиксированными, то есть неразборными. Обычно они расположены снаружи общественных и жилых зданий и встроены в лестницу.

Также есть откидные варианты, обычно их ставят в подъездах. Они прикреплены к стене и раскладываются в случае необходимости. В сложенном виде такой пандус удерживается металлической защелкой.

В общественном транспорте можно встретить выдвижные модели. Современные пандусы такого типа оборудованы автоматической системой раскладывания и складывания, чтобы воспользоваться ими, достаточно нажать на кнопку.

Съемные версии также могут быть устроены по-разному. Это

  • телескопические — их можно регулировать по длине, но такие варианты громоздки, их трудно раскладывать и собирать в одиночку;
  • рамповые — более мобильные разновидности, их разложить легче, они компактны и весят немного;
  • ролл-пандусы — их можно скатывать в рулон, легко возить в автомобиле.

Требования к конструкциям

Входная площадка

Согласно требованиям, пандусы оборудуются горизонтальными входными площадками определенного размера. В СП 30-102-99 описываются ее параметры:

  • ширина - не менее 185 см;
  • глубина - 1,4 м в случае дверей, которые открываются внутрь дома, и 1,5 м для открывающихся наружу;
  • площадка для поворота инвалидной коляски - не менее 220 см в ширину.

Еще один нормативный документ — СП 59.13330.2012 — предъявляет другие требования к входной площадке по ее размеру и оборудованию:

  • над площадкой должен быть сделан навес;
  • зимой при наличии такой возможности следует устроить подогрев площадки;
  • если дверь открывается наружу, то площадка должна иметь габариты не менее 140*200 или 150*185 см;
  • площадку делают размером не меньше 220*220 см.

Размеры

Пандусы для инвалидов необходимо устанавливать при разнице высоты больше 1,5 см. По требованиям наклонные спуски для колясок оборудуются на всех лестницах. Если высота составляет более 3 м, вместо пандусов для передвижения инвалидов делают подъемные устройства.

Высота марша пандуса делается не больше 0,8 м. По краю конструкции устанавливают бортик высотой 5 см или металлическую трубку на высоте 10-15 см. Если по пандусу предполагается одностороннее движение, то его ширина должна быть от 1,5 м, а если двухстороннее — от 1,8 м (оптимальная ширина — 2 м).

Уклон

Согласно нормативам, уклон пандуса для инвалидов не должен быть более 10%, в отдельных случаях — до 15-18%. Продольный уклон (как показано на рисунке) не должен превышать 10 градусов. На лестницы пандусы не устанавливают — взобраться по такой «горке» будет невозможно.

Двухколейные варианты удобны только там, где ими пользуется один человек, например, в частном доме. В общественных зданиях, где должна иметь возможность пройти любая коляска, делают сплошные наклонные спуски. Если посередине нужно сделать ступеньки для подъема человека, который помогает инвалиду, то колеи большой ширины, так как у разных моделей колясок разные расстояния между колесами.

Размеры конструкции легко посчитать с помощью теоремы Пифагора. Если известен перепад высот H и длина проекции наклонного спуска L, то находим длину самого пандуса как квадратный корень из H^2+L^2. Найдя длину пандуса, можно понять, нужно ли для него делать горизонтальные площадки.

Правила установки

Для установки пандуса в жилых домах согласие жильцов не требуется. Каждый человек с ограниченными возможностями имеет право на более безопасное и доступное пространство.

Нельзя устанавливать другие объекты, такие как рекламные щиты, так, чтобы они перекрывали вход на пандус для инвалидов.

Если пандус устанавливают в доме, то он не должен начинаться сразу же от входной двери квартиры. Между ним и дверью делается быть горизонтальная площадка.

Не всегда есть возможность установить в общественных местах и жилых домах пандусы согласно нормативам. Тогда приходится делать их с нарушением правил, однако минимальные требования к проектированию необходимо соблюдать:

  • ширина — не менее 85-90 см;
  • должны иметься поручни и ограждения;
  • допускается уклон 5%, максимальный 18% (разрешается только при отсутствии возможности сделать меньший уклон);
  • максимальная длина марша при уклоне, превышающем 10% - 7 м.

Поручни устанавливают с внутренней стороны марша. Они должны быть непрерывными на каждом участке пути.

Кнопки вызова

Если нет возможности установить стационарную конструкцию, пользуются складными версиями. Тогда в общественных зданиях устанавливают кнопки, с помощью которых можно вызвать сотрудника, чтобы он разложил пандус и помог инвалиду попасть в здание или выйти из него.

К этим кнопкам также есть определенные требования:

  • располагают их на высоте 85-100 см;
  • от выступающих частей крыльца или лестницы должно быть не менее 40 см;
  • размещают таким образом, чтобы человек на коляске был виден из здания;
  • покрывают защитным антивандальным кожухом;
  • маркируют пиктограммой «Инвалид»;
  • рабочее напряжение - 220 В.

Ответственность за неправильную установку

Согласно законодательству, за неправильную установку пандусов и отсутствие безбарьерного доступа для инвалидов должностные и юридические лица несут ответственность.

Если при установке нарушены нормативные требования, конструкции демонтируют.

На должностные лица, не обеспечившие доступ для маломобильных групп населения в общественные здания, налагается штраф до 3000 рублей.

Юридические лица выплачивают штраф от 20 до 30 тыс. рублей.

За некачественно оказанную услугу по обеспечению безбарьерного доступа следует штраф до 50000 рублей.

Заключение

С помощью пандусов и других конструкций можно обеспечить маломобильным людям возможность комфортно пользоваться жилыми и общественными зданиями. На установку таких конструкций существуют определенные нормы, описанные в СНиПах, ГОСТах и других документах.

В формате свода правил проведена в рамках выполнения Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", а также п. 2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем нормативном документе реализованы требования от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Актуализация выполнена авторским коллективом: "Национальное объединение строителей" (руководитель темы - канд. экон. наук С.В. Пугачев); ОФСОО "PAСC" (зам. руководителя темы - д-р психол. наук В.Б. Мяконьков, технический директор Л.Б. Гутман, ведущий специалист И.П. Камчаткин); ОАО "Институт общественных зданий" (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция - канд. архитектуры A.M. Гарнец); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В. Апаков); Департамент социальной защиты населения г. Москвы (специалист А.В. Варсанофьев); ГУП "МНИИТЭП" (нач. электроотдела А.В. Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю. Лимонад); ОАО "МосОтис" (инженер С.М. Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А. Жиляев); ОАО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ООО "ИСС" (ведущий научный сотрудник Э.Н. Асылгараева); АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А. Красноперов, старший менеджер по подготовке Олимпийских объектов Д.Б. Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В. Рысев).

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

4.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.

4.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований . Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.