За перекрестком стоит знак движение по полосам. Отвественность и штраф за нарушение знака о движении по полосам

К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье , оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево. В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

Прав инспектор или не прав — ему на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 « » и 9 « » ПДД.

Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а полосы для движения не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. п. термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу, то обращаемся к п. Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа ».

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств) ».

Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. И вот здесь кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу. Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

52 комментария

  1. Сергей

    Хорошая статья и разъяснения полезные, признаться и сам частенько путался с полосностью, а здесь всё объяснено понятно со ссылками на пункты из правил, хорошо книжка с правилами дома есть, почитал освежил знания, больше, надеюсь, не буду путаться с этим. Спасибо.

  2. Сергей Д.

    Пожалуйста, Сергей. Удачи на дорогах!

  3. Дмитрий

    А как на счет проезда перекрестка, если нет указателей направления движения, в случае если до перекрестка было 2 полосы а после 1...

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Дмитрий.

    С одной стороны, ПДД данную ситуацию не оговаривают, и на первый взгляд должно действовать правило «помеха справа» (). Но нужно смотреть на перекресток, и что вы подразумеваете под двумя полосами и одной. Они как-то разделяются разметкой, чтобы осталась возможность определить, которая из полос «исчезла»?

    Если въезд на эту единственную полосу с двух предыдущих подразумевает обоюдное перестроение, то работает правило «помеха справа». Въезжающий на нее с правой стороны имеет преимущество.

    Если же «единственная» полоса за перекрестком является продолжением какой-то из полос до перекрестка, например, левой, а вторая (правая) просто прекращает свое существование, то для того, чтобы выехать в прямом направлении с правой полосы, нужно будет перестроиться влево. И здесь уже работает правило перестроения () – уступает тот, кто перестраивается.

    На практике же, часто получается, что кто-то из водителей обязательно окажется немного впереди, и действовать придется по ситуации.

    Предположим, по обеим полосам в прямом направлении одновременно выезжают на перекресток две машины, но автомобиль справа, едет чуть быстрее той машины, что находится слева. Обоим водителям предстоит выехать с перекрестка в одну полосу! Ситуация такова, что водитель правой машины может не заметить автомобиль слева (он будет в мертвой зоне), хотя согласно он должен уступить дорогу.

    Как поступить в этом случае водителю, который едет по левой полосе? Несмотря на свое преимущество, целесообразно чуть сбавить скорость и пропустить «правого» вперед! Поэтому, во многих ситуациях нужно учитывать особенность дорожной обстановки. Если у вас преимущество, и вы видите, что вам уступают дорогу, то можно смело использовать свое преимущество.

  5. Андрей

    Две полосы в одну сторону, в правой полосе которой часто бывают помехи в виде припаркованных автомашин, объезжая которые приходится выкатывать на соседнюю левую. Как тут быть?

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Как быть? – аккуратно их объезжать, включая «поворотники» и уступая дорогу едущим по левой полосе. Если приходится часто объезжать припаркованные машины, то можно двигаться по левой полосе, в населенном пункте это не запрещено, но перед поворотом направо нужно будет перестроиться на правую полосу.

  7. Сергей П

    Сергей Д, а почему в последнем коменте вы пишете что если я двигаюсь справа от рядом идущего ТС и у меня возникает помеха виде припаркованного ТС я должен уступить дорогу тому кто слева.

  8. Сергей Д.

    Здравствуйте Сергей.

    Совершенно верно, правило «помеха справа» в этом случае не работает.

    Объезжая припаркованный автомобиль, вы меняете полосу движения, т.е. перестраиваетесь на левую полосу. Пусть это будет не полноценная смена полосы, а все равно левыми колесами ее заденете. Это перестроение, или изменение направления движения. Согласно , при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся попутно без изменения направления движения.

    Если дистанция до соседа слева (не интервал, а дистанция!) позволяет объехать припаркованный авто не уступая дороги соседу, например, едущий сзади по соседней полосе находится на почтительном расстоянии, или скорость вашего автомобиля выше и вы, никому не создавая помех, сможете спокойно объехать припаркованный автомобиль, то в этом случае – пожалуйста, можете ехать первым. Но если случится ЧП, то виновным будет тот, кто объезжал.

  9. Андрей К.

    Здравствуйте. Т-образный перекрёсток, главвная дорога прямо, и с неё поворачивает автомобиль на перпендикулярную дорогу (второстепенную), я же с этой перпендикулярной дороги выезжаю на главную налево, но при этом, тот кто поворачивает налево с главной, срезает траекторию и часть машины оказывается как бы на встречной, при этом провоцируя ДТП.

    Получается, если ДТП, не дай Бог, действительно случиться, кто будет в этом виноват? С одной стороны я, выезжая со второстепенной, как бы не уступил дорогу, но с другой стороны и тот, кто съезжает с главной, тоже нарушает, не соблюдая траекторию движения, разметки при этом при повороте на перпендикулярную дорогу нет.

  10. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Каждая аварийная ситуация, по-сути, требует индивидуального рассмотрения, поскольку, детали всегда важны. Но эти детали после факта свершения ДТП очень часто игнорируются. В итоге, за виновность (невиновность) принимается несоблюдение (соблюдение) какого-то пункта Правил или приоритета. Другие нюансы или детали, при этом, могут быть не учтены. Поэтому, на Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, в смысле, кто будет прав, а кто не прав.

    Отсюда и рекомендация каждую ситуацию необходимо рассматривать НЕ с точки зрения «Кто будет виноват», а со стороны «Как избежать аварийной ситуации» в рамках Правил. Но рассуждать всегда нужно ДО того, как дтп может произойти. Для этого нужно видеть и анализировать происходящее.

    Применительно к вашему перекрестку, выезжающий с второстепенной дороги, всегда находится в более проигрышном положении, поскольку обязан уступить едущим по главной. Исходя из этого, не следует заранее «высовывать» нос автомобиля на проезжую часть, чтобы по нему не «чиркнул» имеющий приоритет проходимец, не владеющий своими габаритами. Вот, как-то так.

  11. Алексей

    Здравствуйте, как в такой ситуации: Город, перестроение до перекрестка, прерывистая разметка. Второе ТС двигается за первым ТС по правой полосе, у обоих одновременно включается поворотник влево и второе ТС, пропустив другие ТС, перестроилось в левую полосу, после чего первое ТС начинает перестроение и происходит ДТП.

    Кто должен был уступить дорогу? И при каких обстоятельствах 2е ТС должно однозначно уступить 1му. Спасибо:)

  12. Сергей Д.

    Здравствуйте Алексей.

    Оба автомобиля находятся на дороге в равной ситуации, т.е. следуют друг за другом, и оба выполняют перестроение на левую полосу. Второй автомобиль (едущий сзади) смог перестроиться раньше, и это естественно, потому что у него на дороге слева быстрее освободилось место для маневра.

    Теперь, водитель первой машины (тот, что ехал впереди второго тс), перестраиваясь влево, должен уступить дорогу и этому, второму, который уже успел перестроиться. Правило «помеха справа» в данной ситуации не действует.

    Водитель задней машины не обязан в этом случае уступать дорогу передней, но он мог бы, так сказать, помочь переднему перестроиться. Например, сам перестроился и чуть притормозил, как бы задерживая поток машин сзади себя, а за это время и передний сумел бы беспрепятственно перестроиться влево. Это бы заняло времени 3-5 секунд! А сколько пришлось ждать после ДТП?

    Дтп произошло по причине того, что водитель первой машины не увидел в слепой зоне зеркал автомобиль слева-сзади себя (это был второй, а мог бы оказаться любой другой транспорт). Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно перед маневром активно крутить головой по сторонам. Зеркала не всегда выручают, поэтому необходимо повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда поворачиваешь.

  13. Николай

    Наши ПДД как и экономика-рынок всё расставит по своим местам. У кого преимущество решает каждый по своему менталитету. Я предлагаю на обсуждение своё мнение: Именно, перестроение автомобилей движущихся по соседним полосам в одном направлении следующее:

    Все равноправны до того момента когда возникает необходимость кому то перестроиться. Водителю необходимо перестроиться, действия следующие: Включается соответствующий указатель поворота — у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущем сзади, в силу того что тот видит его указатели поворотов. Через некоторое время водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, начал увеличивать дистанцию. Закончив манёвр первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду.

    Конечно, не исключается взаимопонимание и вежливость водителей. Если брать это за основу и включить в ПДД, то как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.

  14. Сергей Д.

    Здравствуйте Николай.

    Согласен с мыслью, что гораздо легче наблюдать за дорогой и сигналами машин впереди себя, нежели сзади, но приоритетным должно оставаться наблюдение с целью прогнозирования ситуации.

    Ваш взгляд, можно сказать, слишком демократичный, в реальности по ситуациям перестроения возникает множество всяких «если…». Все варианты развития событий в ПДД включить невозможно, да и не нужно.

    Именно прогноз развития обстановки часто игнорируется, и как следствие, или принимается неверное решение, или полное бездействие, или поздняя реакция на событие. Отсюда, вопрос «кто виноват» задается уже ПОСЛЕ того, как что-то произошло. Оно и понятно, если виноват, страховку уже не получишь, но и второму от этого не легче.

    Приоритет во время перестроения определен ПДД, и действует уже многие годы. Его нужно просто соблюдать. По большому счету, это тема большой дискуссии, и касается она, в основном, культуры вождения и отношений людей. Как Вы выразились – вопрос менталитета. Культура – она, ведь, в головах.

  15. Игорь

    Доброго время суток. Ехал по главной дороге, по крайней правой полосе, а др. авто по крайней левой и по второстепенной дороге.

    Мне нужно было перестроиться направо, чтоб попасть на мост. Это мне практически удалось, но др. авто ударил меня в правую заднюю дверь и правое заднее крыло. Разметка на дороге есть и я пересёк её (другого авто) для перестроения на мост. Вопрос: что делать с правовой точки зрения в случае, если нет разметки при аналогичной ситуации, ... и как насчёт не соблюдения дистанции др. авто (удар был сзади).

  16. Сергей Д.

    Здравствуйте Игорь.

    Здравствуйте, а если я ехал по крайней правой на однополосной широкой дороге, на перекрестке начал перестраиваться в левую сторону, и в меня въехала машина, движущаяся по левой стороне дороги, кто прав? После перекрестка начинается две полосы в одну сторону, а до перекрёстка одна полоса.

  17. Сергей Д.

    Здравствуйте Геннадий.

    Т.е. на этой широкой полосе одного направления спокойно умещаются рядом два автомобиля – один справа, второй – слева, и они едут каждый по своей стороне. Между ними разметка полос отсутствует. Они движутся параллельно друг другу, и тот, что ехал справа, начал перестраиваться влево.

    Преимуществом пользуется тот автомобиль, который едет, не меняя своего направления. Если еще точнее, то уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается ().

    В случае ДТП, по вопросу кто прав, а кто не прав, покажется странным, но могут быть варианты по характеру столкновения. Либо кто кого догнал, либо кто кого притер сбоку. Кто будет более виновен, утверждать не берусь.

  18. Денис

    Здравствуйте, такая ситуация: регулируемый перекресток по три полосы в каждую сторону, висит знак движение по полосам. Я иду на разворот, вижу автомобиль, едущий по крайней правой полосе с включенным поворотом.

    Я начал выезжать на разворот, водитель другого авто выключает правый поворот, и я понимаю, что может быть ДТП и беру максимально влево. Я уже в этот момент на второй полосе, а он на третей от пешеходного перехода, около трех метров на момент ДТП. Подскажите, кто прав, а кто виноват? Буду благодарен, заранее спасибо.

  19. Сергей Д.

    Здравствуйте Денис.

    Факты непосредственно на месте происшествия всегда более значимы в определении виновных, нежели мнение со стороны, пусть и со слов участников.

    С точки зрения ПДД вами не был соблюден приоритет, т.е. автомобиль вашего оппонента по отношению к вашему автомобилю имел преимущество в движении (). Тот факт, что он включал-выключал «поворотники» на исход дела не влияет. Он, в конечном итоге, двигался через перекресток «прямо», а вам, разворачиваясь, следовало уступить ему дорогу.

    Юридический виновник – ваш автомобиль. А насколько окажется виновным ваш оппонент (для определения обоюдной вины), это зависит от других фактов, например, нарушил ли он в данном месте какой-то пункт ПДД. Если ответ «да», то это нарушение должно быть зафиксировано.

  20. Юрий

    Абсолютно согласен с Николаем, что в связи с существующей высокой интенсивностью движения следует внести в ПДД запрет на опережение и обгон ТС, заблаговременно подающего сигнал указателем поворота, со стороны этого сигнала, с одновременным указанием времени в секундах, до истечения которого подающему сигнал запрещается выполнять маневр.

    При существующих сегодня ПДД абсолютное преимущество на всех автодорогах имеют водители, значительно превышающие установленную скорость, а также владельцы ТС с высоким соотношением мощности и массы, позволяющим им резко ускоряться.

    Осознание своего юридического преимущества в случае ДТП вышеназванными участниками движения создает постоянные аварийные ситуации и приводит во многих случаях к ДТП с серьезными последствиями. Оcтальные участники движения при перестроениях постоянно подвергаются риску стать виновником ДТП.

    А как же схожая ситуация, когда до перекрестка было, условно говоря, две полосы (без разметки), а после перекрестка одна, но выезд с перекрестка для правой полосы утыкается в тротуар, а левая полоса соответственно без изменений идет прямо, если ее мысленно прочертить? Ведь получается, что тот, кто справа, тот и перестраивается со своей «воображаемой» полосы и должен уступать тем, кто двигается ближе всего к осевой разделительной?

  21. Сергей Д.

    Здравствуйте Никита.

    Вы рассуждаете правильно. В предыдущем ответе, на который вы ссылаетесь, информация была неполная, и формировала двоякое толкование. Текст обновлен.

    Более полный ответ на вопрос изложен в статье ). В вашем случае, если ему не требуется повернуть направо, то перестроиться вправо его ничто не обязывает.

    Как быть? – действовать по ситуации, т.е. исходя из своего маршрута, т.е. куда вам нужно ехать. Если вам нужно «прямо», то целесообразно объехать «пробку» по правой полосе, далее – по обстановке. Если впереди этой «колонны» перекресток, то, выбираете полосу, опять же, смотря, в каком направлении вам нужно ехать.

    Но, объезжая, нужно понимать один момент. Эта очередь из машин на левой полосе движется или по какой-то причине стоит, или движется очень медленно? Дело в том, что если впереди них какой-то стопор, то они могут начать объезжать его по правой полосе. Поэтому, когда вы сами перестроитесь на правую полосу и поедете вперед, все внимание — на этот ряд машин слева, чтобы оттуда никто, перестраиваясь, случайно не «приехал» к вам в левый бок.

  22. Сергей Д.

    Здравствуйте Антон.

    Реальность такова, что все мы поставлены в условия необходимости доказывать свою точку зрения, тем более, если оказался прав. Система наказания, в свою очередь, построена таким образом, что если есть возможность «нагрузить», то это будет сделано. Поэтому, если есть несогласие с решением, нужно всеми силами доказать свою невиновность. Удачи в решении спора!

  23. Азат

    На трассе во время поворота налево, направо или разворота кому уступить дорогу? Уступать ли дорогу машинам сзади себя?

  24. Сергей Д.

    Здравствуйте Азат.

    Под выражением «на трассе», если не ошибаюсь, следует понимать движение вне населенного пункта. Поворот налево и разворот — – уступить встречному транспорту, который едет навстречу прямо и направо по равнозначной дороге. Поворот направо – путь с транспортом не пересекается, уступать дорогу не нужно.

    Если есть пешеходы, переходящие дорогу, на которую вы поворачиваете – уступить, согласно .

    Для того чтобы не пришлось уступать дорогу машинам, едущим сзади вас, следует перед началом поворота (разворота) занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (). Исключение составляет единственный случай – если вам нужно повернуть налево, а вас в этот момент обгоняют. Лучше всего дать возможность обгоняющему завершить обгон, т.е. уступить ему дорогу, потом повернуть самому, куда вам нужно.

В крупных городах часто встречаются многополосные дороги. Из-за этого сориентироваться при совершении маневров бывает довольно сложно. Чтобы упростить эту задачу, вдоль дорог ставят указатели, регулирующие передвижение транспорта в пределах полосы. Иногда автомобилисты игнорируют их, поэтому им назначается штраф за нарушение движения по полосам.

Знаков, предназначенных для урегулирования передвижения по полосам, много. Однако все они распределяются по типам:

  • знаки, обозначающие движение, устанавливаются в том случае, если на всем протяжении дорожного полотна встречается разное количество полос для передвижения;
  • знаки, которые говорят, в каком направлении разрешено передвигаться, оборудуются на начальном и конечном промежутках полосы;
  • знаки, определяющие режим движения, устанавливают ограничение движения того или иного транспорта по конкретной полосе и предназначены для регулирования скорости автомобильного потока в ее пределах;
  • знаки, предписывающие правила поворота, располагаются перед перекрестками или на них с целью регулирования процесса поворота на отдельных полосах.

Иногда разметка на дороге и предупреждающие указатели не соответствуют друг другу. В данных обстоятельствах следует действовать в соответствии со знаком. В случае проведения ремонтных работ на дороге или ее перекрытия, знак разрешает совершить проезд прямо с полосы для поворота налево. Отсутствие на многополосной дороге препятствий и знаков, которые регулируют проезд, подразумевает совершение поворота налево только с левой полосы, расположенной с края. Для совершения иных действий нужно использовать те полосы, которые расположены правее.

Частой ошибкой автомобилистов становится неправильное перестроение. Это одна из причин, которая приводит к ДТП. При этом проблема при перестроении обычно связана не с соблюдением движения по полосам, а банальной неуступчивостью участников дорожного движения. Однако нередки случаи, когда автолюбители нарушают правила разметки при перестроении.

Размеры штрафов

Нарушение знака «Движение по полосам» наказывается наложением штрафа. Его размер зависит от обстоятельств совершенного правонарушения. Минимальный размер взыскания составляет 500 рублей. Согласно , сумма штрафных санкций и перечень обстоятельств игнорирования правил ДД соответствует следующему списку:

  • передвижение по разделительной разметке – 500 рублей;
  • перестроение между полосами, которое не сопровождается сигналами поворотников – 500 рублей;
  • совершение обгона там, где это запрещено знаком – 1500 рублей;
  • перестроение через сплошную линию влечет за собой штраф за нарушение разметки при перестроении в 500 рублей;
  • проезд по встречке – 1500 рублей, если автолюбитель совершил его при обгоне – 5000 рублей;
  • игнорирование режима движения, указанного на знаке, чревато наложением штрафа, равного санкции, назначаемой за превышение установленной скорости:
  • совершение поворота там, где нельзя было прибегать к данному маневру влечет за собой в 1500 рублей.

Законом также предусмотрено наказание за выезд на полосу, оборудованную под другие транспортные средства. Так, за выезд на дорожку для велосипедистов придется отдать 2500 рублей, а на дорогу, которая отведена для автобусов – 1500 (для городов федерального значения – 3000 рублей).

Спорные моменты

На дороге может не быть разметки. В данной ситуации водителю трудно сориентироваться, где его полоса. Визуально на дороге необходимо выделить три полосы. При этом передвигаться можно по любой из них. Однако перед тем как пересечь перекресток, нужно перестроиться в одну из двух разрешенных знаком. В противном случае можно получить штраф за нарушение рядности движения в размере 500 рублей.

Особого внимания заслуживает знак, определяющий полосу, предназначенную для отдельного вида транспорта. Иногда его можно проигнорировать, но в большинстве случаев водителю назначается .

При отсутствии особого знака, означающего запрет, допускается совершить маневр (поворот налево или разворот), применяя для этого крайнюю левую полосу трамвайных путей. Также разрешается развернуться с крайней левой полосы, если на ней установлен знак «Поворот налево».

Как не получить штраф

Указатели, которые находятся перед перекрестками, в большинстве случаев приводят к тому, что водитель теряется. Он не успевает среагировать на них и совершает неправильный проезд перекрестка. Это замечает инспектор ГИБДД и останавливает транспортное средство с целью наказать водителя. Избежать ответственности за подобное правонарушение или исключить возможность его совершения можно, если запомнить несколько нюансов.

  • Если при перестроении водитель обращал внимание на знаки, а не на запрещающую разметку, то назначение штрафа неправомерно, так как знак главенствует над разметкой.
  • Ограничения на скорость действуют только на ту полосу, на которой он установлен, по другой полосе можно ехать с иной скоростью, не запрещенной ПДД.
  • Перестраиваться на перекрестке с круговым движением, оборудованным знаками для каждой полосы с направлением движения, можно в любое время; съехать с данного перекрестка можно только с крайнего правого ряда, если знак не указывает на совершение съезда иным образом.
  • Дорожное полотно с тремя и более полосами для движения оборудуется не только основными, но и предупреждающими знаками, которые должны находиться на расстоянии 50-150 метров от основных. В противном случае, если водитель не успел перестроиться, ему предоставляется право на .

Водителю стоит помнить, что случайно заехав одним колесом на запрещающую линию разметки, он уже совершает нарушение. Это объясняется тем, что для движения водителю предоставляется только одна полоса, за исключением того момента, когда он решил перестроиться.

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье серии "Знаки дорожного движения" речь пойдет о следующих дорожных знаках:

Перечисленные знаки относятся к группе "знаки особых предписаний". Следовательно, водитель, не знающий правил дорожного движения, может нарушить требования любого из этих знаков и понести за свое нарушение вполне заслуженное наказание.

Сегодня будут подробно рассмотрены не только все приведенные выше знаки, но и наказания за нарушения каждого из них.

Направления движения по полосам

Знак "Направления движения по полосам" указывает на число полос перед перекрестком, а также на направления, в которых можно двигаться по каждой из перечисленных полос:

Например, приведенный выше знак разрешает:

  • Поворот направо из правой полосы.
  • Движение прямо из центральной и левой полос.
  • Поворот налево из левой полосы.
  • Разворот из левой полосы

Похожее значение имеют и знаки "Направления движения по полосе":

При этом их отличие от предыдущего знака состоит в том, что устанавливаются они над каждой из полос и регулируют движение именно по той полосе, над которой установлены.

Рассмотрим особенности знаков 5.15.1 и 5.15.2:

  • Знак, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот.
  • Знаки не распространяются на общественный транспорт.
  • Знаки, установленные перед перекрестком, распространяются на весь перекресток (если на перекрестке нет знаков 5.15.1 или 5.15.2, дающих иные указания).

Последний пункт рассмотрим несколько подробнее. На российских дорогах попадаются , перед которыми установлены знаки, регулирующие направления движения по полосам. Подразумевается, например, что въехавший по правой полосе водитель должен выехать с перекрестка направо, въехавший по левой полосе должен выехать налево и т.п.

Подобная организация движения обычно вводит водителей в заблуждение. Поэтому напомню несколько правил, позволяющих ориентироваться на подобном перекрестке.

1. Независимо от того, по какой полосе Вы въехали на перекресток, Вы в любой момент можете перестроиться на другую полосу (если это не запрещено разметкой).

2. Выезжать с кругового движения можно только по крайней правой полосе. Исключение - если перед выездом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие выезд с нескольких полос.

На практике на подобных перекрестках (с круговым движением) ориентироваться довольно тяжело, ну а попадающие на них в первый раз водители только добавляют хаоса. Так что разумным будет строить свой маршрут таким образом, чтобы на "непонятные" круговые движения не попадать, т.к. виновником практически любого на таких перекрестках может оказаться любой из водителей.

Вернемся к знакам 5.15.1 и 5.15.2. В некоторых случаях (в соответствии с ГОСТ) могут устанавливаться и предварительные дорожные знаки, однако рассчитывать на них все же не следует. Соответственно, знаки, регулирующие направление движения по полосам, следует искать непосредственно перед перекрестком.

Что касается наказаний за нарушение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, то они довольно разнообразны и зависят в основном от того, какие еще пункты правил будут нарушены.

Например, если водитель проедет прямо по полосе, из которой разрешен только поворот, то он получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Если же повернуть налево, там где это запрещено, и оказаться на одностороннем движении (во встречном направлении), то здесь уже речь пойдет о 5 000 рублей или лишении прав на 4-6 месяцев.

Знак начало полосы

Дорожный знак "Начало полосы" указывает водителю, что на дороге начинается дополнительная полоса (на подъеме или полоса торможения):

В этом случае по полосе, на которой нарисован знак, можно двигаться только с указанной или большей скоростью. Нарушение требований этого знака наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей.

Есть в и еще один знак, имеющий название "Начало полосы":

Он указывает, что дополнительная полоса появляется в середине трехполосной дороги. На знаке 5.15.4 может быть дополнительно нанесен один из запрещающих дорожных знаков, накладывающий ограничение на группу транспортных средств.

Трехполосные дороги, на которых средняя полоса по очереди используется для движения то в одном, то в другом направлении, были широко распространены 20-25 лет назад, однако в последнее время они встречаются на дорогах крайне редко. Также как и знаки 5.15.4.

Знак конец полосы

Знак "Конец полосы" используется для указания конца дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона:

Существует также и другой дорожный знак "Конец полосы". Он обозначает конец средней полосы на трехполосной дороге:

Знак направление движения по полосам

Сразу же замечу, что дорожный знак, имеющий похожее название, в рамках этой статьи уже рассматривался.

Что касается знака "Направление движения по полосам", то он обычно применяется на дорогах, где количество полос для движения в одну сторону превышает количество полос для движения в другую:

Знак предназначен для того, чтобы помочь водителю ориентироваться при сложной организации дорожного движения.

На знаке 5.15.7 могут быть изображены миниатюрные запрещающие знаки, требования которых также следует соблюдать.

Знак число полос

Знак "Число полос" указывает на количество полос на дороге, а также на режимы движения по каждой из них:

В соответствии с ГОСТ знак устанавливается за 50-150 метров до начала участка дороги, где над каждой из полос установлены соответствующие запрещающие знаки с табличкой 8.14. Например:

При этом при несоблюдении требований этого знака на водителя будет наложен , зависящий от величины превышения.

В речь пойдет про несколько новых знаков особых предписаний.

Удачи на дорогах!

Ранее в статье “Поворот из двух полос” мы рассмотрели иерархию норм в , когда одно требование может быть конкретизировано другим требованием, тем самым перекрывая первое общее требование. Рассмотрели иерархию требований пункта 8.5 Правил, в частности при применении знаков 5.15.1(2) допускающих поворот из двух полос.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Абсолютное большинство склонно считать, что знаки особых предписаний 5.15.1(2) ,допускающие поворот из двух полос отменяют требования пункта 8.5 Правил, в том числе и автор статьи “Поворот из двух полос”, в части требования занять положение на проезжей части. Аналогичное мнение встречается и в официальных ответах ГИБДД.

Согласитесь, как то сложно для достаточно простой ситуации строить иерархические лестницы. Мы решили усомниться в этой теории отмены пункта 8.5 Правил. Если знаки 5.15.1(2) этот пункт отменяют – для поворачивающих не из крайних полос требования к занимаемому положению на проезжей отсутствуют. И возможна неприятная ситуация, как на схеме ниже.


К водителю красного автомобиля же не применяется пункт 8.5 Правил, так как есть знаки 5.15.2. И как же определить приоритет?

Попробуем ответить на вопрос, а есть ли вообще связь между пунктом 8.5 и знаками 5.15.2 в части положения транспортного средства перед маневром?

Знаки 5.15.1(2) устанавливаются на расстоянии достаточном для перестроения в требуемую полосу поэтому будем считать, что выполнять требования п.8.5 ПДД мы будем уже, имея информацию о разрешенном направлении.


Итак, мы выбрали для левого поворота правую полосу, Правила допускают такой маневр. Теперь смотрим, какое положение на проезжей части будет крайним, согласно нашему выбору?

Толкование пункта 8.5 ПДД

…занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

В общем случае для поворота количество полос не обозначено и исходя из требования занять крайнее положение такое положение приходится на крайнюю полосу движения. В особом же режиме движения на нашем примере на проезжей части для поворота предназначено две полосы движения .

Вспомним термин полоса движения:

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части.

В особом режиме движения – две и более полос движения для поворота. С проезжей части единовременно совершается два и более поворотов. Для выполнения поворота из каждой полосы, каждому водителю необходимо выполнить требования п.8.5, то есть в каждой полосе занять соответствующее крайнее положение перед выполнением поворота.


Мысль, которую хотелось обозначить в рамках данной статьи: Пункт 8.5 ПДД не привязывает свои требования к границам проезжей части. Основное назначение этого пункта при применении и в общем случае, и при особых режимах движения – не допустить пересечения траекторий между маневрирующими транспортными средствами и транспортными средствами, которые движутся в прямом направлении. Особенно это актуально с развитием двухколесного транспорта.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Знаки, указывающие установленное движение по полосам - обозначают число линий, подходящих к перекрестку и направления, согласно которым водители обязаны двигаться, находясь на перекрестке.
Перед многими перекрестками установлен следующий знак, указывающий правила проезда линий проезжей части:

  • Разворот и поворот налево из крайней левой.
  • Проезд прямо из центральной и левой.
  • Поворот направо из правой.

Подобное значение заложено в знаки, указывающие направленное движение по полосам. Отличие данного указателя от предыдущего состоит в том, что они устанавливаются над определенной линией проезжей части на перекрестке. Примерами данных знаков могут являться:
Знак, который разрешает поворот налево и разворот.
Знак проезда в прямом направлении и для поворота направо.
Каждому водителю следует помнить, что штраф за поворот из полосы, которая не предназначена для данного маневра, составляет 1500 рублей. Более серьезные нарушения ПДД влекут за собой значительно больший штраф.

Объезд препятствия по проезжей части, предназначенной для встречного движения - штраф до 1500 руб.
проезжую часть - лишение прав сроком пол года, либо штраф до 5000 руб.

Знаки распространяющиеся на всем перекрестке

Данные знаки также относятся к категории, указывающих направления проезда на перекрестке. Указанный тип устанавливается перед пересечением проезжих частей, распространяется на всем протяжении перекрестка.
Чаще всего данный знак можно встретить перед круговым перекрестком. Согласно ПДД водители, выполняющие движение по полосе, обязаны выполнять его указания. Тем самым предполагается, что при въезде справа водитель должен закончить движение по полосе на перекрестке также с правой стороны, при въезде слева - выехать слева.
Обычно данные указания путают многих водителей. Поэтому правила проезда на перекрестке определяют сами водители. Чтобы не создать аварийную ситуацию следует запомнить несколько правил ПДД:
Если разметка не представляет собой сплошную линию, то водитель имеет право перестроиться в любую полосу в любой момент времени.
Выезд с кругового движения осуществляются исключительно с правой стороны. Иногда выезд регулируют знаки 5.15.1 и 5.15.2
Если перед круговым перекрестком установлен знак «Уступи дорогу», если вы не подчинились данному требованию, то в протоколе о нарушении ПДД будет числиться штраф размером 1000рублей.

Знаки, указывающие начало движения по полосе

Дорожные знаки данной категории предупреждают об образовании дополнительного участка для движения. Следует внимательно соблюдать действующие указания, ведь многие из них ограничивают движение по полосе максимальной скоростью. При нарушении скоростного режима может последовать штраф размером от 500рублей до 5000рублей, зависящий от превышения скорости.

Знак конца полосы


Знак, именуемый «Конец полосы», устанавливается для обозначения конца участка для проезда и дальнейшее сужение дорожного полотна. При перестроении транспортных средств при сужении дороги они обязаны предоставить преимущества транспорту, движущемуся слева.
При установленном нарушении данного правила ПДД водителю выписывается штраф размером 1000рублей.

Знак направление движения по полосам


Данный указатель имеющий схожее название и ранее уже рассматривался. Он определяет движение по полосе, когда их количество по одной стороне превышает количество по другой.
Основное назначение, заложенное знаком - регулирование направления проезда транспортных средств по участку дороги и облегчить ориентировку водителю на сложноорганизованных дорожных полотнах.
Так же на данных указателях могут обозначаться ограничения определенного участка проезжей части. Чаще всего движение по полосе грузовых транспортных средств. При нарушении данного правила ПДД водители, управляющие грузовыми ТС, получат штраф 500рублей. Двигаясь на грузовом автомобиле дальше второй линии проезжей части, штраф возрастает, составив 1000рублей.

Знаки, указывающие число полос


Указатель «Число полос» регулирует движение по полосе и максимально допустимую скорость. Некоторые дороги могут содержать определенный скоростной интервал для каждого участка индивидуально.
При этом разница между разрешенными скоростями чаще всего составляет 20км/ч. Во время проезда участка дороги достаточно легко нарушить скоростной режим, который указан ПДД. Причиной этому может служить заметно больная скорость потока автомобилей по левым полосам.

Мерой за нарушение скоростного режима при действии данного ограничения составляют:

  • 500рублей за превышение от 20 до 40км/ч.
  • 1000-1500рублей за превышение от 40 до 60км/ч.
  • 2000-2500рублей за превышение от 60 до 80км/ч.
  • Лишение водительского удостоверения, либо 5000руб за превышение от 80км/ч.

Логика здесь довольна таки прозрачна - чем значительнее превышение, тем суровее наказание. При повторном нарушении наказание существенно возрастает.
Не стоит забывать, что порой самые безобидные указатели на дороге скрывают за собой ужасные аварии, не стоит пренебрежительно относится к ним. Четкое соблюдение всех правил ПДД и ограничений, установленных около проезжей части, сократят вероятность получения постановления о правонарушении и уберегут вас от дорожных неприятностей.
С каждым годом возрастающие штрафы должны донести до водителя, так ли важно нарушить правила дорожного движения, чтобы сократить время пути, но тем самым создавая опасную ситуацию для других участников, находящихся на дороге.