Срок снятия погашения административного наказания с правонарушителя. Срок давности по административным правонарушениям

В административном законодательстве предусмотрено правило, согласно которому лицо, не совершившее в течение года нового административного правонарушения, считается вообще не подвергавшимся административному взысканию.

Основы по-новому определили тот первоначальный момент, с которого должен исчисляться годичный срок. Если раньше в республиканском законодательстве началь-

ный момент либо вообще не определялся (например, в РСФСР), либо точкой отсчета признавался день наложения взыскания (например, в БССР), то теперь установлено, что годичный срок начинается со дня окончания исполнения взыскания (ст. 24 Основ). Такая поправка весьма существенна и логична. Действительно, срок погашения взыскания - это своего рода испытательный срок, в течение которого лицо должно доказать, что оно исправилось.

Поэтому вряд ли было правильным считать лицо, которое только еще отбывает наказание, уже исправившимся.

Большое значение имеет вопрос о сроках погашения действия административных взысканий, когда он связан с квалификацией деяний в случаях установления законом повышенной ответственности за повторные аналогичные нарушения.

Как уже отмечалось, совершение лицом нового правонарушения может, во-первых, рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (п. 2 ст. 35 КАП РСФСР), во-вторых, служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности и, в-третьих, даже изменить правовую природу самого правонарушения, переведя его из ра»ряда административного проступка в преступление. Например, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянством» появление впервые в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет за собой административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в-размере от 20 до 30 рублей. Если эти действия совершены повторно в течение года после применения административного взыскания, то взыскание в виде предупреждения уже наложено быть не может, а штраф применяется в повышенном размере - от 30 до 50 рублей.

Ряд статей УК РСФСР предусматривает возможность применения уголовного наказания в зависимости от того, привлекался ли правонарушитель ранее к административной ответственности за совершение аналогичного деяния. Так, занятие промыслом, относительно которого имеется специальное запрещение, влечет уголовную ответственность только в том случае, если виновный ранее подвергался за такое же правонарушение административной ответственности (ч. 1 ст. 162 УК РСФСР).

Перечисленные отрицательные последствия прекращают свое действие в отношении лица, подвергнутого административному взысканию, если в течение годичного срока оно не совершит нового административного правонарушения. Годичный срок погашения административного взыскания установлен для всех административных взысканий независимо от их вида, размера и срока.

В случае наложения административного взыскания в виде предупреждения начало исчисления годичного срока совпадает с днем наложения взыскания.

Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному взысканию (например, за нарушение правил охоты одновременно применены и штраф, и конфискация охотничьего оружия), то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того взыскания, которое по времени было исполнено последним.

Срок окончания исполнения взыскания при применении исправительных работ, административного ареста или лишения специального права совпадает со сроком окончания фактического отбывания исправительных работ и административного ареста или истечением срока, на который гражданин был лишен специального права.

В соответствии со ст. 297 КАП РСФСР срок лишения специального права при условии добросовестного отношения к труду и примерного поведения лица, лишенного этого права, может быть по истечении не менее половины назначенного срока сокращен органом (должностным лицом), наложившим взыскание. В таком случае гражданин будет считаться не подвергавшимся взысканию по прошествии года со дня исчисления нового (сокращенного) срока лишения этого права.

Погашение административного взыскания не оформляется никаким специальным документом. Оно наступает автоматически при наличии определенных законом условий - истечения годичного срока и несовершения в течение этого года нового административного правонарушения.

Совершение нового административного правонарушения прерывает течение давностного срока для погашения административного взыскания. Причем течение указанного срока прерывается при условии, если виновному за новое правонарушение было назначено какое-либо административное взыскание. В таких случаях фактический срок давности до совершения нового правонаруше-

ния аннулируется. Давность начинается с момента исполнения административного взыскания, назначенного за вновь совершенный административный проступок."

В условиях качественного разнообразия административных правонарушений возникает вопрос о том, любое ли новое правонарушение прерывает течение давностного срока. Практически не прерывают срока погашения административного взыскания такие административные правонарушения, по которым специальный учет по лицам вообще не ведется, например, безбилетный проезд на транспорте, переход улицы в неположенном месте. Не должно прерывать срока давности и совершение нового, но разнородного с первым правонарушения.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, таможенного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и на некоторые другие случаи. За эти нарушения предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Кодекс определяет срок погашения административного наказания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного наказания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.

Таким образом, наложение административного наказания осуществляется с соблюдением общих правил, установленных в соответствии с принципами равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации наказания. Особую роль при назначении наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение. Перечень таких обстоятельств устанавливается Кодексом, но следует учитывать, что в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении орган или должностное лицо может признать смягчающим обстоятельство, неуказанное в законе. 14

3.4 Одновременное привлечение к административной ответственности должностных и юридических лиц

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. 15

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в связи с этим указал в своем Постановлении от 24 февраля 2004 г. N 13894/03, что ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения, к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения. Поэтому протокол о допущенном руководителем юридического лица административном правонарушении не дает оснований привлечь к административной ответственности само юридическое лицо, а протокол в отношении последнего не влечет административного наказания его руководителей или иных работников.В качестве обоснования такого вывода Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что на основании ст. 28.2 КоАП РФ протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица. Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Кодексом допускается оформление одного протокола в отношении одного лица, совершившего несколько административных правонарушений, но не предусматривается оформление одного протокола по правонарушениям нескольких лиц. В силу упомянутых выше правил никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица. 16

В российском законодательстве имеются существенные особенности привлечения юридических лиц к ответственности за налоговые правонарушения. По действующему законодательству субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются исключительно должностные лица организации (например, руководитель, главный бухгалтер). Юридические лица привлекаются к ответственности за нарушение норм налогового законодательства в соответствии с НК РФ. Привлечение организации в качестве юридического лица к налоговой ответственности не освобождает от административной ответственности за аналогичное правонарушение виновное физическое лицо (должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (должностного лица) не освобождает от налоговой ответственности за данное правонарушение само юридическое лицо.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.




Комментарии к ст. 4.6 КОАП РФ


1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания - это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27).

Текущая редакция ст. 4.6 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

Комментарий к статье 4.6 КоАП РФ

1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания - это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27).

Консультации и комментарии юристов по ст 4.6 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 4.6 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

На основании ст. 4. 6. Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, лицо, в отношении которого велосьпроизводство по делу, считается подвергнутым административному наказанию смомента вступления в силу постановления о назначении административногонаказания. Указанный срок равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначенииадминистративного наказания. После истечения этого года лицо считается неподвергавшимся административному наказанию.

Срок для погашения наказания начинается не в момент вынесенияпостановления о назначении административного наказания, а в день фактическогоокончания исполнения назначенного наказания.

Годичный срок погашения административного наказания установлен длявсех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

В случае назначения административного наказания в видепредупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначениясамого наказания.

Вслучае применения административного наказания в виде административного штрафа, день окончания исполнения наказания совпадает с датой добровольного илипринудительного исполнения постановления о назначении денежного взыскания ввиде административного штрафа.

Приприменении административного наказания, исчисляемого определенным сроком(лишение специального права, административный арест и дисквалификация), деньокончания исполнения наказания указывается в постановлении о его назначении.

Погашение административного наказания после истечения годичногосрока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

Повторное совершение однородного правонарушения в течение неистекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а в ряде случаев может служитьквалифицирующим признаком для применения более суровой меры административнойответственности.