Наказания. Десять самых жестоких видов казни, которые практиковались в Древнем Риме

В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».

В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.

Рима происходят под влиянием политических перемен - кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров. Уголовное право непосредственно отразило обострение политической борьбы и стремление рабовладельческой верхушки во главе с императором любой ценой, в том числе путем усиления уголовной репрессии, спасти пошатнувшиеся социальные и политические порядки. Римское уголовное право к этому времени было распространено на всю территорию империи и на все категории населения, включая перегринов.

Всякое обяза­тельство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты (от delinquere - отклоняться) подразделялись на частные и публичные.

Деликт частный возникал вследствие:

  1. кра­жи ;
  2. личной обиды (включая членовредительные действия);
  3. причинения вреда (порубка чужого леса, неосторожный поджог строения, скирды около дома) (Законы XII таблиц, VIII, 10-11).

Характерной тенденцией развития уголовного права данного периода является то, что ряд частных деликтов постепенно становятся уголовно наказуемыми, включаются в категорию преступлений. Так, кражи по-прежнему считаются частным деликтом, но в ряде случаев (кражи со взломом или с насилием, кражи на больших дорогах и т.п.) к традиционным штрафным мерам добавляются и государственные наказания.

Деликт публичный возникал как преступление, которое нака­зывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Подобные преступления совершали лица, которые обвинялись:

  1. в подстрекательстве "врагов римского народа" к напа­дению на Рим;
  2. как предавшие "врагу римского граж­данина" (X, 5);
  3. в лжесвидетельстве;
  4. в умышленном поджоге;
  5. в тайном истреблении чу­жого урожая или потраве, или жатве в ночное время и др.

Такие преступления именовались термином "crimina", от которого произошли современные выражения типа "криминальный кодекс", "криминалистика" и др. Сюда же были отнесены убийцы, сочинители песен с клеветой (или просто позо­рящие других лиц) и их исполнители.

Появляется большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматриваются как опасное посягательство на устои государства . Но если в республиканский период "оскорбление величия" охватывало преступления, направленные против республиканских институтов (сопротивление магистратам и т.д.), то уже с эпохи принципата это понятие сводится к преступлениям против императорской власти. В числе этих преступлений - заговор с целью свержения императора, на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:

  1. присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;
  2. взяточничество;
  3. подлог;
  4. фальшивомонетничество;
  5. участие в запрещенных сборищах и объединениях;
  6. спекуляция зерном и другими продуктами;
  7. неуплата налогов и т.п.

В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений , среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.

Существовал также целый ряд религиозных преступлений , число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.

Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности :

  1. кровосмешение;
  2. супружеская измена;
  3. полигамия;
  4. сожительство с незамужней женщиной;
  5. мужеложство и т.д.

В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии.

Наказания за преступления и уголовный процесс в Древнем Риме

В императорском Риме происходит также резкое увеличение видов наказания, усиление их карательной направленности. Если первоначальное наказание строилось еще на принципе возмездия, то в период домината оно все более преследует цели устрашения. При императорах вновь восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским , причем появляются новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках ( при этом рассматривался как вечный раб государства), принудительные работы на установленный срок (на строительстве дорог и т.п.), отдача в гладиаторы.

Наказания в Древнем Риме назначались в виде смертной казни (для небольшо­го числа преступлений):

  1. отсечение головы;
  2. утопление;
  3. распятие;
  4. сбрасывание с Тарпейской скалы.

Казнь заменялась иногда изгнанием с утратой ("лишение огня и воды"), а также членовредительными наказаниями, бить­ем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданс­кого статуса (запрещение быть магистратом, лишение права на погребение).

Несовершеннолетним смягчали наказание - за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.

В римском правоведении существовала конструкция под назва­нием талион (от "талис" - возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причи­нил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежу­точное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штра­фа.

В обязательственных отношениях получили хождение термины компенсация (от лат. уравновешивание) для обозначения зачета взаимных требований, компромисс (взаимное соглашение), компо­зиция (от лат. composition - денежное вознаграждение) и др.

Широко применялись различные виды ссылок:

  1. изгнание из Рима с потерей гражданства;
  2. ссылка на острова с полной изоляцией;
  3. временная ссылка.

Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти. По некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания, часто практиковалась конфискация имущества осужденных (лишь некоторая часть имущества сохранялась за детьми).

Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности .

Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры.

Представители высших сословий (сенаторы, всадники, декурионы и др.) освобождались от таких наказаний, как каторга и принудительные работы, порки и т.п., которые заменялись ссылкой. В ранней империи привилегированные лица могли наказываться смертной казнью только в случае убийства родственников, а в период домината в 4 случаях: убийство, поджог, магия и оскорбление величества. Некоторые привилегии в области наказаний имели солдаты: они не приговаривались к повешению, к ссылкам на рудники, хотя по ряду преступлений их ответственность была более строгой. В большей степени выбор наказания и его тяжесть зависели от судей, которые в императорский период в связи с перестройкой всей системы уголовного суда и процесса получили широкую свободу усмотрения.

Уголовный процесс (особенно при доминате) приобретает четко выраженный инквизиционный характер. Судья (императорский чиновник) сосредоточивает в своих руках и обвинительные, и судебные функции. Суд происходит при закрытых дверях, обвиняемый лишается права на юридическую помощь и утрачивает другие процессуальные , существовавшие в республиканскую эпоху. В ходе судебного процесса к лицам низших сословий, как ранее к рабам, стали применяться пытки. Судебный приговор можно было обжаловать в порядке в вышестоящий императорский суд (сначала допускались две инстанции, после Диоклетиана - три). Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императоров, что временно могло спасти его от .

В современном мире люди нарушившие закон отбывают своё наказание в тюрьмах, а дети, которые не слушаются своих родителей, отхватывают ремнём по мягкому месту или же получают устный выговор. Естественно такие меры наказания применялись не всегда и если бы люди прошлых веков попали в сегодняшнее общество, они бы наверняка очень удивились мягкотелости современных людей, ведь то, что творили наши предки в прошлом, было по-настоящему жестоко и ужасно.

Ацтеки

Эти суровые жители гор прославились строгостью по отношению к собственным отпрыскам. Разнообразием социальных ролей ацтеки не баловали: мальчиков с младых ногтей учили быть хорошими воинами и охотниками, девочек - хорошими женами и матерями. Ничего другого не дано - разве что особо избранным вроде детей знатных особ, которые могли выбрать себе профессию жреца, сановника или военачальника.

В первые годы жизни, впрочем, к детям относились вполне снисходительно, ограничиваясь лишь нравоучениями. И лишь когда отпрыску исполнялось шесть лет, в свои права вступала четко продуманная система наказаний. В дело шло все: розги, плети, но в первую очередь красный перец. Мешика (так себя называли ацтеки) были настолько суровы, что заставляли свой «генофонд» дышать над костром, в который подкидывали перец.

Иногда перцем мазали глаза. За вранье или просто били, или прокалывали губу иглой от кактуса, которая к тому же была горькой. Вынимать ее не разрешалось. Нарушения каких-то правил и другие серьезные провинности карались не только болью, но и унижением: ребенка оставляли ночевать на улице в грязи или в луже. За прогуливание уроков обривали головы. Кстати, школу посещали дети из любых сословий, но для девочек и мальчиков, так же как для детей простолюдинов и знати, школы были разные: дома молодежи (тельпучкалли), куда принимали с 15 лет, и школы знатных (кальмекак).

Древний Рим

Изначально в Вечном городе, вероятно, существовал только один вид наказания - смертная казнь. Она также могла рассматриваться и как жертвоприношение тем богам, которых «обидел» преступник. Немецкий историк Теодор Моммзен писал: «Его (преступника. - Прим. «Моей Планеты») приковывали к столбу, раздевали и пороли; затем клали на землю и обезглавливали топором. Эта процедура четко соответствует убийству жертвенного животного и обусловлена священным характером первобытных казней».

И дальше, несмотря на относительный гуманизм римского общества, с преступниками особо не церемонились. Только вырос ассортимент наказаний. За воровство зерна обезглавливали, за убийство свободного гражданина, родственника или женщины топили в мешке - вместе с несколькими животными: змеями, петухом, обезьяной или собакой, за измену государству, или в случае рабов - за кражу, сбрасывали со скалы, за непогашенный долг разрубали тело на части, рабов - за почти любую провинность (не всегда, а лишь по прихоти хозяина) бросали на съедение миногам или муренам, за поджог сжигали, превращая несчастных в знаменитые «живые факелы», которые, вероятно, были частым явлением при правлении императора Нерона.

При этом любому виду казни, даже самому жестокому, неизменно предшествовала мучительная порка. Иногда, впрочем, удавалось обойтись без летального исхода. Брат, например, имел законное право наказать сестру за непослушание, применив сексуальное насилие.

Китай древний и не очень

По части самых извращенных наказаний Китай, безусловно, лидирует. В I веке до н. э. для преступников, совершивших одно и то же злодеяние, могли быть применены совершенно разные способы наказания, которые зависели от «творческих способностей» судьи. Самыми распространенным было отпиливание стоп (сначала только одной, но если преступник попадался во второй раз - и второй), выбивание или высверливание коленных чашечек, отрезание носа или ушей и клеймение. Помимо прочего «назначали» разрывание тела двумя или четырьмя колесницами, выламывание ребер, варение в кипятке, распятие (человека просто ставили на колени, привязывая руки к кресту из палок, и оставляли «жариться» на солнце), кастрация, после которой человек, как правило, умирал от заражения крови. Не менее популярным было закапывание в землю заживо - особенно часто этот метод практиковали по отношению к пленным.

Во времена правления династии Тан - в VII столетии н. э. - в права вступило законодательство, просуществовавшее почти без изменений вплоть до начала прошлого века. Тогда утвердили вариант казни «осуществление пяти видов наказаний», когда человека сначала клеймили, затем отрубали все конечности, потом забивали палками, а затем отрезали голову, чтобы выставить ее на рыночной площади. За особо тяжкие провинности наказывали не только самого преступника, но вырезали всю семью - от отца и матери до жен, братьев и сестер с их супругами и детьми. В общем, чудовищно.

Китайские казни всегда были долгими и пыточными. За измену Родине и отцеубийство вплоть до 1905 года применялась «смерть от тысячи порезов», или «укусы морской щуки». Жертву накачивали опиумом (чтобы снизить болевой шок), раздевали донага, выводили на площадь и привязывали к столбу. А потом, вооружившись пилами и ножовками, отрезали от несчастного небольшие куски кожи. Как правило, человек умирал, не дождавшись окончания казни.

А вот тюрем у китайцев не было - слишком дорогое удовольствие.

На Руси

Несмотря на садизм Ивана Грозного, который активно практиковал пытки на дыбе, четвертование, массовое утопление людей, «посажение» на кол и жжение огнем, известным затейником по части наказаний был Петр I. Правда, его система, прописанная в Воинском уставе, далеко не всегда предусматривала смерть виновного.

Одним из самых распространенных видов «вздрючки» было хождение по кольям, оно же - и самым болезненным. Назначалось оно за нарушение закона, воровство или неуплату долга. Человек разувался и босыми ногами ходил по острым деревяшкам. Не менее популярным было клеймение железом - буква, отпечатанная на щеке, руке, плечах или икрах, означала первую букву совершенного человеком преступления. Практиковалось обрезание ушей, отсечение руки, пальцев, вырывание языка или ноздрей - такие меры предусматривались за неоднократные или особо тяжкие преступления, а также правонарушения по отношению к знатным людям.

Очень часто применялась порка, особенно в отношении несовершеннолетних или взрослых - за мелкие преступления. Били кнутом, батогами (палками), розгами. Практиковали прогон осужденного через строй солдат, вооруженных шпицрутенами (длинными гибкими прутьями). И лишь к началу XX века телесные наказания во всех общественных институтах - от тюрем и армии до школы - были постепенно упразднены.

Дикие животные играли большую роль для древних римлян, поэтому они нередко использовали их для казни преступников. Как правило, арена - излюбленное место для убийства, ведь именно они вмещали в себя огромное количество зрителей. И там удобно было содержать медведей, леопардов, аллигаторов, слонов и быков, которые затем использовались для казни.

Довольно часто для расправы над преступником его заматывали в тугую сеть, чтобы его движения были скованными. Затем человека подвешивали в воздухе или просто оставляли лежать на земле. А потом на арене появлялся рассвирепевший бык, который обычно сразу же нападал на замотанного преступника. После смерти его разматывали и дополнительно перерезали горло ножом. Иногда женщин также привязывали к рогам быка, чтобы животное забодало их до смерти.


Нередко преступников убивали с помощью меча. На ранних этапах истории Рима было популярно обезглавливание, но впоследствии такой вид казни считался недостаточно зрелищным. На смену ему пришел бой на мечах с опытными гладиаторами. Иногда преступникам выдавали оружие, но чаще всего отправляли на арену с голыми руками. Поэтому они были вынуждены бегать по ней, пока гладиатор не пронзит их мечом. Как правило, к такой казни приговаривались иностранцы и бунтовщики.


Распятие - это наиболее известный во всем мире способ древнеримской казни. Преступников приколачивали к деревянным крестам и выставляли обычно на арене. Их смерть была очень болезненной. Сначала им ломали ноги, а потом вколачивали гвозди прямо в руки. Преступники умирали обычно в течение нескольких дней от удушья, потери крови и обезвоживания. Примечательно, что археологи смогли обнаружить останки только двух человек, казненных с помощью распятия. Оба они были мужчинами.


Слоны часто участвовали в представлениях в амфитеатрах или аренах по всей Римской империи. Зачастую их просто выставляли на обозрение толпе, но иногда дрессировали и обучали делать трюки. Нередко слонов убивал император и его родственники на глаз у людей, участвуя в великой охоте. Из-за своего размера животных использовали для убийства людей. Например, в 167 году до н. э. генерал Эмилий Павел приказал слонам растоптать солдат, которые пытались дезертировать из его армии. Если преступник умудрялся спастись, то его обезглавливали.


Эта публичная казнь тоже проходила на арене. Рабов и преступников одевали в яркую одежду, пропитанную легковоспламеняющимся веществом. Затем их помещали в центр арены и поджигали. Пока их одежда была охвачена огнем, жертвы должны были танцевать, развлекая зрителей. Император Нерон усовершенствовал этот вид казни. Он заставлял преступников надевать одежду из папируса, которая была пропитана воском и смолой. Из-за них жертвы умирали долгой и мучительной смертью, так как материал не горел, а медленно плавился.


Иногда преступникам давали выбор, но альтернатива не была приятной. Например, осужденным предлагали засунуть руки в огонь. Если они отказывались, их сжигали заживо. Еще один изощренный способ наказать человека - заставить его кастрировать самого себя. Как правило, жертвы соглашались на подобную процедуру. После этого они навсегда становились рабами.

"Потешные бои"


Казни военнопленных, преступников и рабов обычно проводились утром, до гладиаторских боев, которые пользовались огромной популярностью у публики. Обычно за один раз убивали только небольшую группу людей. Чаще всего их казнили по одиночке или парами. Но в редких случаях на арене устраивали импровизированные бои, в которых должна была погибнуть большая группа людей, как правило, военнопленных или дезертиров. Иногда сам император руководил организацией настоящей реконструкции доблестный военных сражений. В таких "потешных боях" участвовали сотни и даже тысячи жертв.


В империи огромной популярностью пользовались мифы Древней Греции. Но читать их было довольно скучно, поэтому нередко их разыгрывали прямо на сцене арен. В качестве актеров, конечно, использовали преступников, приговоренных к смерти. Происходящее на сцене со всей жестокостью в точности воспроизводило сюжет самых популярных мифов. Так, женщины перед смертью обычно подвергались изнасилованию и только потом погибали.


Выше мы уже рассказывали про то, как преступников убивали с помощью разъяренных быков и слонов. Но это далеко не все дикие животные, которые использовались для убийств приговоренных к смерти. В Риме существовало несколько альтернативных способов казни с использованием зверей.

Один из сохранившихся рассказов повествует о том, как преступника привязали к тележке и оставили перед голодным леопардом. Животное схватило его обеими лапами за голову и начало кусать и царапать, пока несчастный просто не истек кровью. Других жертв диких зверей также привязывали к столбам, которые устанавливали посреди арены.

Иногда приговоренным также выдавались деревянные мечи, чтобы они могли сразиться с леопардом или любым другим зверем. Конечно, успеха они не добивались, поэтому их смерть тоже была долгой и мучительной. Нередко преступников просто выпускали одновременно на арену с голодным хищником, так как им приходилось просто убегать от них, чтобы спастись. Но даже если у них получалось пережить нападение животного, их все равно казнили. Обычно им просто перерезали горло.


Если вы думаете, что после принятия христианства жестокие казни в Риме прекратились, то вы ошибаетесь. Военнопленных и преступников по-прежнему убивали наиболее изощренными способами. Например, им заживо вырывали глаза и языки, а только потом обезглавливали. Популярностью пользовались сожжение и четвертование. Но теперь казни проводились не на аренах, которые превратились в рынки, мастерские и даже жилые помещения. Некоторые из них были переоборудованы уже в христианские храмы.


В Древнем Риме был довольно приличный ассортимент казней для преступников: сожжение, удушение, утопление, колесование, сбрасывание в пропасть, бичевание до смерти и обезглавливание, причем в Римской республике для этого применяли топор, а в империи - меч. Разделение сословий в Вечном городе соблюдалось неукоснительно и влияло как на строгость приговора, так и на выбор типа казни.

В книге VII трактата римского юриста и государственного деятеля Ульпиана (ок. 170 - ок. 223 гг. н. э.) «Об обязанностях проконсула» говорится: «Строже или мягче карать за святотатство проконсул должен решать, сообразуясь с личностью (преступника), с обстоятельствами дела и времени, (а также) с возрастом и полом (преступника). Я знаю, что многих приговаривают к бою со зверями на арене, некоторых даже к сожжению живьем, а иных к распятию на кресте. Однако следует умерить наказание до боя со зверями на арене тем, кто ночью совершает в храме кражу со взломом и уносит (оттуда) приношения божеству. А если кто-нибудь днем из храма вынес что-то не очень значительное, то следует карать, приговорив к рудникам, если же он по происхождению принадлежит к почтенным (в это понятие включались декурионы, всадники и сенаторы), то его следует сослать на остров».

В период республики одним из основных мест исполнения приговора являлось Эсквилинское поле за одноименными воротами. На Эсквилинском холме первоначально находилось римское кладбище. Во времена империи местом казни было выбрано Марсово поле.

Древний Рим тоже не избежал греха перед потомками в виде ритуальных казней. По древнему закону Ромула в жертву подземным богам во время праздника Луперкалий приносили осужденных на смерть преступников. Ритуальные убийства детей совершали на праздниках compitalia Мании. Правда недолго, во времена Юния Брута, младенцев заменили на головки мака или чеснока. В годы Второй пунической войны, когда римляне потерпели разгромное поражение от Ганнибала под Каннами и над Римом нависла угроза захвата его войсками Карфагена, Квинта Фабия Пиктора послали в Дельфы спросить оракула, какими молитвами и жертвами умилостивить богов и когда придет конец череде бедствий. А пока он ездил римляне в качестве экстренной меры принесли богам человеческие жертвы. Галла и его соплеменницу, грека и гречанку закопали живыми на Бычьем Рынке, в месте, огороженном камнями, где когда-то давно уже совершались человеческие жертвоприношения.

Наверное, эта мера, чуждая римским традициям того времени, помогла. Римляне собрались с силами и переломили неудачно складывавшийся для них ход войны. Спустя некоторое время Ганнибал был побежден, а Карфаген разрушен.

Но скорей всего помогли не жертвоприношения, а мужество и стойкость римлян. Они не раз сами приносили себя в жертву ради свободы и величия Рима.

Вошел в историю поступок римского полководца Регула Марка Атилия. Он попал в плен к карфагенянам и был отпущен в Рим под честное слово, чтобы добиться обмена пленными. Регул убедил римлян отвергнуть предложения врага, после чего вернулся в Карфаген и был казнен.

Конец ритуальным казням был положен в консульство Корнелия Лентула и Лициния Красса (97 г. до н.э.), когда они были запрещены постановлением сената.