Когда приняли конституцию ссср. Конституции рсфср, cccр, россии

Принятые в декабре 1922 года I съездом Советов СССР Декларация и Договор об образовании союза четырех республик провозгласили появление на карте новой державы: РСФСР (Россия), УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Закавказье, куда входили Грузия, Армения и Азербайджан) объединились в единое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Среднеазиатские территории входили в состав РСФСР в виде двух автономных республик - Туркестанской и Киргизской. В составе союзных республик выделялись Татарская, Якутская, Дагестанская и другие автономии. В договоре предусматривалось создание общесоюзных органов государственной власти и в общих чертах описывались их функции.

Надо сказать, что к моменту принятия этого решения каждая из республик имела собственную конституцию, и они не отменялись, а должны были дополнять Основной закон СССР. Вопрос о соотношении полномочий союзных и республиканских органов оставался острым, несмотря на то что немало функций еще в 1918–1919 годах было передано в ведение союзного центра. Так, наркоматы РСФСР заведовали многими отраслями индустрии в республиках, в первую очередь тяжелой и оборонной промышленностью, а ее финансирование осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР. Кроме того, существовали предпосылки и для централизации финансовых систем, транспорта, снабжения: например, ВСНХ РСФСР разрабатывал общий для России и Украины производственный план, ведал заготовками сырья и товарными фондами. Республики присылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов и даже во ВЦИК.

Для разработки общесоюзного Основного закона было сформировано шесть специальных комиссий. Первая занималась органами власти - определяла полномочия в новом государстве Совнаркома, Совета труда и обороны и будущих наркоматов СССР, а также думала о механизме взаимодействия между ними. Вторая комиссия занималась разработкой бюджета государства, третья сосредоточилась на положениях о Верховном суде СССР и ОГПУ. Четвертая трудилась над символами государства - флагом и гербом. Пятая комиссия работала над положением о ЦИК СССР и, наконец, шестая ведала подбором кадров для новых государственных органов.

На то, чтобы подготовить все это, ушло немногим более года. 31 января 1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил первую Конституцию Советского государства. Фактически же Конституция была введена в действие еще раньше: ЦИК Союза единогласно утвердил ее проект 6 июля 1923 года.

Сочинение на заданную тему

Что же представляла собой первая Конституция? Фактически она была составлена из принятых ранее документов - Декларации и Договора об образовании СССР, но значительно расширенного. В отличие от позднейших конституций, начиная со сталинской, этот документ был в основном посвящен вопросам административного устройства Союза и разделения полномочий между его субъектами. Это было главной темой Конституции, ей посвящен почти весь текст. В ней напрочь отсутствовали такие характеристики общественного устройства, как права и обязанности граждан, избирательное право, местные органы власти и управления. Все эти вопросы регулировались республиканскими конституциями.

Во вступительной части обосновывалась необходимость создания общего государства: «Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Далее отмечалась роль, которую слаженные действия советских республик сыграли в деле завершения Гражданской войны, и подчеркивалось, что восстановление разрушенного хозяйства - задача, которую республики могут решить, только действуя сообща.

Важным аргументом в пользу образования единого государства служила внешнеполитическая обстановка - «неустойчивость международного положения и опасность новых нападений». Республики извлекли уроки из общего сопротивления интервенции. Существенным международным обстоятельством стало при этом стремление ряда европейских держав, принимавших участие подготовке и проведении Генуэзской конференции в апреле-мае 1922 года, установить политические и экономические отношения с непризнанной Советской Россией.

Делегаты Первого съезда Советов СССР, 1922 год. Фото: РИА Новости

Кроме того, основание единого государства рассматривалось как первый шаг к победе социализма на всей планете: «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью». Конституция впервые законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов страны - отныне все ее жители получали единое союзное гражданство.

Центр, признающий равноправие

По Конституции, высшим органом власти Союзного государства стал Съезд Советов СССР, состоящий из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тысяч избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тысяч жителей), а в период между съездами его функции брал на себя другой орган - Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК). При этом ЦИК не мог по своему усмотрению менять саму Конституцию - эта прерогатива сохранялась за Съездом.

Центральные органы брали на себя несколько важнейших функций - они занимались дипломатией и внешней торговлей; обладали исключительным правом объявлять войну и заключать мир, а также руководить армией; осуществляли руководство экономикой и бюджетом и их планированием; брали на себя разработку общесоюзных законов. Показательно, что Конституция в основном игнорировала принцип разделения властей. Например, Совнарком СССР, который назывался в ней исполнительным органом, тем не менее имел право издавать декреты, имевшие характер законов.

При этом Конституция сохраняла за республиками полномочия, закрепленные в их собственных конституциях. Так, без воли их представителей не могли быть изменены границы между ними. Сохранили свое значение национальные языки: декреты и постановления ЦИК и Совнаркома должны были печататься на общеупотребительных языках союзных республик - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и «тюрко-татарском» (так именовался в документе азербайджанский). Каждая союзная республика сохраняла за собой право на выход из Союза. Чтобы гарантировать представительство национальных республик и интересы их народов, к первой палате ЦИК СССР - Совету Союза - была добавлена вторая, имеющая те же права - Совет национальностей.

Конституция утвердила основные государственные символы - флаг и герб. Если итоговый вариант флага был найден легко - красные знамена и кумачовые полотнища с лозунгами социалисты в России использовали еще с конца XIX века, то над гербом пришлось попотеть - основных эскизов, предложенных разными художниками, насчитывалось около тридцати. Существовал даже миф о том, что последние штрихи в итоговый проект внес сам Ленин: вождь якобы убрал с рисунка земного шара меч, оставив там только серп и молот. Ленин объяснил свое решение тем, что советская власть лишь обороняется, но сама нападать ни на кого не собирается.

Первая Конституция Советского Союза закрепила в масштабах единого государства сложившийся к тому времени курс на диктатуру пролетариата, обрисовала в общих чертах строй общества и - совсем мельком - права и обязанности граждан. Следующая Конституция СССР, принятая при Сталине в 1936 году, будет заметно отличаться от первой: «сталинский» Основной закон будет посвящен в основном вопросам политического устройства общества. При этом он затронет заметно более широкий круг проблем, а отпечаток поспешности, в условиях которой принималась первая Конституция СССР, из «сталинской» полностью исчезнет.

Поводом для составления Конституции в двадцатые годы XX века стало объединение РСФСР с несколькими государствами в Союз. В течение 1923 года главным документом страны был Договор о создании СССР. Но он не был детальным и касался лишь общих принципов, на которых строился Советский Союз.

Для чего писалась Конституция

Договор о создании СССР фактически заработал в начале 1923 года. В течение полугода были сформулированы положения будущей Конституции. По ней Советский Союз:

  • обеспечивал безопасность республик;
  • занимался внешней политикой;
  • вёл внешнюю торговлю;
  • распределял финансирование и определял стратегию развития;
  • контролировал пути сообщения.

Считал, что важно сохранять равенство власти всех входивших в Союз республик. И Договор 1922 года эту позицию закреплял. Но на первом же съезде было решено, что Союз с таким распределением власти не будет эффективным.

Полгода ушло на разработку новой Конституции. 31.01.1924 состоялся II Всесоюзный съезд Советов, где её официально утвердили.

Фактически действовать Конституция начала ещё до её официального утверждения, с июля 1923 года, когда её согласовали на II сессии ЦИК СССР.

В течение двух лет союзные республики откорректировали свои собственные Конституции. Основной документ каждой из союзных республик основывался уже на положениях общесоюзной Конституции.

Структура первой Конституции СССР

Основной документ нового государства состоял из двух разделов:

  • Декларация об образовании СССР;
  • Договор об образовании СССР.

Декларация содержала в себе идеологическую составляющую.

  • Был сохранён принцип равноправия государств;
  • Закреплялась диктатура пролетариата;
  • Сформулированы трудовые права рабочих и крестьян, а так же классовые права трудящихся.

Предполагалось, что вход в состав Союза и выход из него был делом простым и добровольным.

Большевики говорили, что федеративное устройство со временем сменится социалистическим унитаризмом. В планах было создать единое государство с общей системой управления.

Вторая часть Конституции состояла из 11 глав. Они регулировали сферы государственности. Были определены и разъяснены:

  • полномочия верховных органов власти;
  • уровень независимости входящих в СССР республик;
  • порядок проведения ежегодных съездов Советов;
  • полномочия ВЦИК, СНК, Верховного Суда, народных комиссариатов.

Отсутствие выборности было, по мнению стран Запада, признаком недемократичности. А вот большевики, наоборот, считали всеобщие выборы признаком буржуазности, и их отсутствие было настоящей гордостью «власти Советов».

Ну, и, конечно, Конституция 1924 года регламентировала герб и флаг СССР.

Так как большинством мнений СССР определялся как государство с сильным центром, то Конституция 1924 года закрепляла этот центр за РСФСР, и столицей СССР определялась Москва.

12 лет действия Конституции 1924 года

С 1924 по 1936 год этот документ регламентировал жизнь страны. На тот момент это был первый опыт создания такого государства, и за 12 лет стало понятно, какие изменения должны произойти в основном законе СССР. Некоторые поправки в него вносились все эти годы. Но когда определил желаемый вектор развития Советского Союза, тогда в 1936 году на смену этой Конституции пришла новая.

Конституция СССР 1924 года - первый основной закон СССР, был утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. История принятия

В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции.

Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР (В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства), Договор об образовании СССР (договор включал 11 глав).

Основные положения Конституции 1924 года

По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены: внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета и Совета национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР, который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция» , реже - «Конституция победившего социализма» ) - основной закон СССР, принятый 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах - государственную и колхозно-кооперативную.

Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное); свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности и тайна переписки.

Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики объявлялись всенародным достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавалась им в вечное пользование.

В статье 126 Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. партия не упоминалась).

Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями - Президиум Верховного Совета СССР. В конституции отсутствовала должность единоличного президента страны, а функции «коллективного президента» возлагались на Президиум Верховного Совета; предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывает оказанное им доверие. Правительство страны сохраняло своё название - Совет народных комиссаров СССР, но в 1946 году оно было переименовано в Совет министров СССР. Правительство являлось высшим исполнительным органом, подотчетным Верховному Совету и его Президиуму.

УК РСФСР 1922 г. - первый российский уголовный кодекс - был принят на пленарном заседании ВЦИК 23. 05. 1922 г. и вступил в действие 1. 06. 1922 г.

Это был самый краткий УК в мире, поскольку насчитывал всего 218 статей, из которых примерно 1/4 приходилась на Общую часть. Последняя включала пять разделов: пределы действия Уголовного кодекса; общие начала применения наказания; определение меры наказания; роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; порядок отбывания наказаний. Из названий разделов Общей части видно, что главное место в ней занимали нормы о наказании.

Задачей УК объявлялась защита рабоче-крестьянского государства и общества от преступных посягательств (ст. 5).

В УК 1922 г. была включена норма об аналогии. Статья 10 устанавливала правило, согласно которому при отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются в соответствии со статьями УК, предусматривающими наиболее близкие по важности и роду преступления, с соблюдением правил Общей части УК.

Пределы применения аналогии были установлены в Циркуляре Наркомюста от 8. 07. 1922 г., предписывавшем судам: "По общему правилу наказания и другие меры социальной защиты могут применяться судом лишь в отношении деяний, точно указанных в УК. Изъятие из этого правила допускается лишь в тех исключительных случаях, когда деяние подсудимого, хотя точно и не предусмотрено УК, но суд признает его явно опасным с точки зрения основ нового правопорядка, установленного рабоче-крестьянской властью, но не законом свергнутого правительства".

К достоинствам УК 1922 г. следует отнести нормы о формах вины - умысле и неосторожности, о ненаказуемости приготовительных действий, о дифференциации ответственности соучастников преступления, об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность.

Минимальный возраст уголовной ответственности был установлен в 14 лет. Однако, в соответствии с внесенными в УК изменениями, наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет подлежало сокращению наполовину, лицам в возрасте от 16 до 18 лет - на одну треть - относительно верхнего предела наказания. К несовершеннолетним лицам смертная казнь не применялась. Она не могла быть назначена и беременным женщинам.

Система наказаний, не включавшая смертную казнь, носившую исключительный характер, состояла из следующих видов: изгнание из пределов РСФСР на определенный срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; Максимум лишения свободы составлял 10 лет.

В отступление от принципа законности, УК 1922 г. основанием уголовной ответственности признал, помимо совершения преступления, и некую "социальную опасность" лица в связи с его прошлой судимостью или отношениями с "преступной средой". Такое основание уголовной ответственности имело самостоятельный характер и позволяло привлекать к ответственности независимо от совершения лицом преступления. УК РСФСР 1926 г., Так, в УК 1926 г. появилась норма о малозначительном деянии, т. е. деянии, формально подпадающем под признаки какого-либо преступления, предусмотренного в Особенной части УК, но в силу явной ничтожности (малозначительности) и отсутствия вредных последствий лишенном общественной опасности.

В некоторых вопросах УК 1926 г. отступил от положений своего предшественника. Так, приготовление к преступлению было признано уголовно наказуемым. Условное осуждение было исключено из системы наказаний УК, однако в нее было включено предостережение.. Ссылка и высылка рассматривались как основные или дополнительные виды наказаний как для лиц, совершивших преступления, так и для "социально опасных элементов". К сожалению, репрессии имели законодательное обоснование. Помимо этого в рассматриваемый период на общесоюзном уровне был принят целый ряд нормативно-правовых актов, способствовавших существенным нарушениям законности, а также основных прав и свобод человека.

Таким образом, уголовное законодательство 30-х гг. оказалось поистине кровавым, отбросившим принципы законности, гуманизма и справедливости в средневековую бездну. Во-первых, вопреки принципу демократизма и суверенности союзных республик, они были лишены права на издание собственных уголовных кодексов. Во-вторых, в противовес принципу законности, исходящему из того, что основанием уголовной ответственности может быть исключительно совершение преступления, а не опасная личность в виде "врагов народа", "кулацко-зажиточных элементов" и проч., акцент в уголовном законодательстве этого периода был сделан именно на "опасную личность", не совершившую конкретного преступления. В-третьих, грубо нарушался принцип личной ответственности и вины, когда уголовной (не говоря уже о десятилетней административной) высылке подвергались лица, не виновные в совершении преступлений других лиц (так называемые "ЧСИР" - члены семьи изменника Родины). В-четвертых, в противоречие принципу гуманизма была установлена уголовная ответственность с 12-летнего возраста, лишение свободы повышено до 25 лет, введено тюремное заключение, отменено условно-досрочное освобождение. В-пятых, в отступление от принципа категоризации преступлений и дифференциации ответственности посягательства на государственную собственность преследовались без учета тяжести ущерба. Преступления против государственной собственности, против представителей власти карались несопоставимо строже, чем преступления против жизни и здоровья граждан. За хищение социалистической собственности суд мог приговорить к расстрелу, а за умышленное убийство - только к 10 годам лишения свободы.

Гражданский кодекс 1924г .

Кодекс из общественной части вещного обязательства наследственного права. закон подчеркивал, что имущественное право частных лиц является уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены. Общей идеей о господствующей роли социальной собственности. Наряду с государственной и кооперативной собственности закон выделил частную собственность имевшую 3 формы: единаличную собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, объединение собственников частных юридических лиц. Владение не рассматривается как источник права собственности во всех случаях для возникновения права составляющих требований. Закон ограничивающий права распоряжения своей собственности. Домовладение получившее по наследству не могло отчуждаться или можно было только пользоваться. Устанавливаются нормы жилой площади тарифы цен, сроки сдачи. Обладание- предмет находившейся в частной собственности не может вливаться в гражданский оборот его нельзя продать или купить.


Введение

1. Первая Конституция СССР (1924 г.)

2. Конституция «победившего социализма» СССР (1936 г.)

3. Конституция «развитого социализма» (1977 г.)

Заключение

Список литературы

Введение

История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция - фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство - непременное условие.

Каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон. В истории Союза Советских Социалистических Республик - СССР насчитывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей их разработки, принятия и характерным чертам посвящена эта работа.

1. Первая Конституция СССР 1924 года

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. 3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

Основные принципы Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до революции.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение (конфедерация). Этот же съезд принимает решение о разработке проекта Конституции союзного государства.

Собственно Конституция состояла из двух частей:

Декларации об образовании СССР, в котором говорилось о причинах объединении республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);

Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

Так как Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально новыми в ней по сравнению с предыдущей были следующие моменты:

В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что "республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР".

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.

В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции появились положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия федерации в отношении их.

В структуре Конституции была выделена глава "О советских социалистических республиках", в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР. Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние сношения и торговля, вопросы войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, изменение Конституции). Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от 125 тысяч сельских жителей.

Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она юридически закрепила сам факт его существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов власти, поэтому последующее конституционное законотворчество союзных республик происходит на ее основе, причем этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Созданная на основе первой конституции Советской республики и нося открыто классовый характер, конституция Союзного государства юридически выглядит более строгой, из нее исчезли политико-идеологические положения, нацеленные на все мировое сообщество, во многом смягчены статьи о применении насилия по отношению к эксплуататорским классам. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик, поэтому основное внимание в ней уделено факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

2. Конституция «победившего социализма» СССР 1936 г.

Сформированное к середине 30-х годов новое общество требовало своего конституционного закрепления. Была создана качественно новая экономика - планово-распределительная; сформированы новые методы управления - административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества - рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция. "Класс эксплуататоров" был уничтожен, но роль государства в общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую на тот исторический момент конституцию государства, в которой были бы закреплены основные демократические ценности.

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции было сформировано 12 подкомиссий. В работе над проектом Конституции принимали участие такие деятели компартии, как Н. Бухарин, К. Радек, М. Литвинов и другие. Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

5 декабря 1936г на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов новая Конституция была принята единогласно. Структурно она состояла из тринадцати глав, которые содержали 146 статей. По провозглашенным свободам она являлась самой демократической Конституцией в мире. Ее характерные черты - простота четкость, ясность, продуманность, логичность расположения глав и статей. Вне сомнения это было высшее достижение советской юриспруденции 30-х годов.

Основные черты Конституции 1936 г.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. и содержала ряд глав, которых ранее не было:

Об общественном устройстве;

О суде и прокуратуре;

Об основных правах и обязанностях граждан;

Об избирательной системе.

Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОЙ СОВЕТСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Начиная с первого дня своего существования Советское государство издает целый ряд актов конституционного характера. Это декреты: О мире и О земле; Декрет О суде и др., Обращение Петроградского ВРК «К гражданам России» и обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам». Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.

Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права. Некоторые авторы прямо называют декларацию - первым документом советской России носящей конституционный характер. Однако декларация в некоторых случаях может не являться конституционным документом, но содержать нормы ведущей отрасли права. Чаще всего она издается при разъяснении гражданам, общественности, мировому сообществу официальной политики в области межнациональных отношений или в связи с оценкой общественно-политической и экономической обстановки.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Что же принес Основной закон новорожденной стране? Какие цели преследовали большевики, поспешно создавая для страны Конституцию? Какие функции несла на себе Конституция и каковы были тенденции развития конституционно-правовой мысли в Советской России?

Принятию Конституции РСФСР 1918 г., предшествовала непростая борьба за ее содержание. III Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в январе 1918 г., выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одной из первоочередных задач Советской власти. Съезд, в частности, поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить следующему съезду Советов основные положения Конституции РСФСР.

Однако в связи с резким обострением в феврале-марте 1918 г. международной обстановки (прекращение в Брест-Литовске мирных переговоров с Германией и наступлением германской армии), а также усложнением внутреннего положения Советской России всё внимание большевистской партии и Советского правительства было направлено на сохранение советского строя. Работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.

IV Всероссийский съезд Советов, состоявшийся 14-16 марта 1918 г., носил внеочередной характер. Вся работа этого чрезвычайного съезда была связана с вопросом о заключении Брестского мирного договора с Германией. По предложению фракции большевиков съезд ратифицировал мирный договор, заключенный в Брест-Литовске. И только после утверждения Брестского мирного договора Советская власть получила возможность заняться организацией систематического и повседневного государственного управления всеми областями социалистического строительства.

К весне 1918 г. в самых главных своих чертах сложилась система высших органов власти и управления, и подходил к концу процесс организации государственного аппарата на местах. Однако не было ещё достигнуто ни структурного единообразия в строительстве местного государственного аппарата, ни необходимого согласования во взаимодействии центральных и местных органов, основанных на последовательном проведении принципа демократического централизма. Компетенция различных государственных органов также не была должным образом определена. Нужно было придать уже сложившемуся в своей основе механизму Советского государства необходимую стройность и недостающую ему чёткость в работе всех звеньев государственного аппарата.

30 марта 1918 г. ЦК РКП(б) рекомендовал ВЦИК четвёртого созыва образовать Конституционную комиссию. 31 марта 1918 г. ЦК партии ещё раз отметил актуальность введения в действие первой Советской Конституции и подчеркнул, что период завоевания власти кончился, идёт основное государственное строительство.

В соответствии с рекомендациями ЦК партии 1 апреля 1918 г. большевистская фракция ВЦИК, по докладу Я. М. Свердлова, утвердила своих кандидатов в Конституционную комиссию. В её состав должны были войти также и представители ряда народных комиссариатов. В тот же день на заседании ВЦИК было принято постановление о создании Конституционной комиссии и определено представительство в ней фракций.

19 апреля 1918 г. на заседании комиссии ВЦИК голосовали по трем проектам: большевиков, М. А. Рейснера, эсеров-максималистов. Комиссия приняла проект большевиков. Дальнейшая работа над разделами проекта проводилась тремя подкомиссиями.

Борьба развернулась, прежде всего, вокруг вопроса о диктатуре пролетариата, основного конституционного принципа. Левые эсеры выступили против того, чтобы в Конституции была закреплена идея диктатуры пролетариата.

«Проект Конституции Трудовой Республики», представленный эсерами-максималистами, также отрицал идею диктатуры пролетариата. Такую позицию занимали по ряду принципиальных вопросов «левые коммунисты», которые, по существу, также отрицали необходимость переходного от капитализма к социализму периода и необходимость сильного государства диктатуры пролетариата.

Анархо-синдикалистская концепция «левых коммунистов» была отражена в проекте «Основных начал Конституции», разработанном профессором М. А. Рейснером.

В проекте роль Советов сводилась к функции простого представительства социально-хозяйственных коллективов трудящихся - «производителей». Отрицалась в принципе национальная основа Советской федерации, и предлагалось строить Советскую Республику «на началах свободного федеративного союза» отдельных городов, губерний, уездов и волостей. Это мотивировалось тем, что крупное государство и демократия несовместимы, что демократия возможна лишь в мелких самоуправляющихся коммунах, не подчинённых центральной государственной власти и объединённых в «вольную федерацию».

Проекту Рейснера был противопоставлен документ под названием «Тезисы о типе федерации», выработанный при участии Я. М. Свердлова и .

На основе данный тезисов был разработан «Проект общих положений Конституции РСФСР», который после детального обсуждения в Комиссии вошёл в качестве составной части в окончательный текст первой Советской Конституции. Эти идеи и были положены в основу одобренного Конституционной комиссией 19 апреля 1918 г. проекта большевиков «Общих положений Конституции РСФСР».

Конституционное право России: Советское конституционное право от 1918 года до Сталинской конституции.

ВЛАСТЬ - ТРУДЯЩИМСЯ

Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Этот основной закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в «Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов». Он должен быть распубликован всеми местными органами Советской власти и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.

V Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения ввести во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и истолкование.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА

Глава первая

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Глава вторая

3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы

социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

г) III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

д) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Глава третья

4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

5. В тех же целях III Всероссийский съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах…

Из Конституции РСФСР 1918 г.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ?

Все конституции советского типа были в значительной мере фиктивны. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.

Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, - имела следующие особенности.

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918 года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции - большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.