Под свою ответственность решение населением. Законодательное определение местного самоуправления

Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (гл. гл. 1, 8). Естественно, что конституционная формула “местное самоуправление” должна толковаться не как подтверждение того, что есть, а как цель для всех, на кого распространяет свое действие Конституция.

Развивая конституционную модель местного самоуправления, Закон от 6 октября 2003 г. характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 1). Согласно Закону от 28 августа 1995 г. местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оба определения в основном совпадают. Ключевое отличие современного подхода – прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия (ст. 3 Конституции РФ).

В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельности по решению вопросов местного самоуправления). Оба Закона вслед за Конституцией говорят о признании и гарантировании местного самоуправления. Кратко раскроем все эти качества. Исходное определение местного самоуправления уточняется в его содержательной, пространственной, субъектной составляющих. Для этого законодатель раскрывает смысл таких категорий, как “вопросы местного значения”, “муниципальное образование”, “органы местного самоуправления”, “должностное лицо местного самоуправления” и др.

Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность – осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе. По В. Далю самостоятельный – это стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от чего-то другого. Однако В.И. Даль добавляет, что самостоятельный человек тот, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости <*>. Получается, что как самостоятельную мы должны оценивать ту деятельность людей, которая не только осуществляется по их воле и в их интересах, но еще и покоится на их твердых убеждениях, на осознании ими своих действительных, а не мнимых интересов. Выходит, что самостояние не дается законом или по одному желанию – до него надо еще дорасти.

——————————–

<*> См.: Даль В.И. Толковый словарь. М., 1955. С. 135.

Что означает активность под свою ответственность? В правоведении принято различать положительную и негативную ответственность. Положительная ответственность – это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть – возложение на индивидов обязанности претерпевать лишения за совершенные ими правонарушения.

Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность – это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность – осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Задача законодателя, таким образом, ограничивается творческой конкретизацией разбираемого института. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.

Здесь уместна аналогия с уровнем самостоятельности региональных коллективов в рамках федеративных государств. Публичная самостоятельность региональных коллективов, внешне отражаемая в статусе субъектов федерации, имеет обязательным источником их собственную волю. Да, статус субъектов закрепляется прежде всего в федеральном законодательстве, однако федерация не вправе упразднять субъекты, изменять их конституционный статус без согласия последних. Федерация – та форма государственного устройства, которая не может меняться государственным центром в одностороннем порядке, например, на унитарную структуру. Федерация – тот уровень децентрализации, который перестает полностью охватываться усмотрением государства, неся в себе известный заряд необратимости. Это принципиально отличает федерацию от унитарного государства с наличием законодательных автономий. Широкая самостоятельность законодательных автономий, сравнимая с самостоятельностью субъектов федерации, проистекает всецело из воли государственного центра. Унитарное государство вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административные единицы. Напротив, государственный суверенитет федеративного государства ограничен в части одностороннего пересмотра федеративного устройства и статуса субъектов федерации. Конституционное признание местного самоуправления означает, что Конституция исключает наряду с односторонним пересмотром государством собственной федеративной структуры и односторонний пересмотр им конституционно установленной самостоятельности местного самоуправления.

Гарантируемая активность – подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

Содержание местного самоуправления. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения – это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.

Пространственные рамки местного самоуправления. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории “муниципальное образование”. Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки муниципального образования: а) осуществление в его рамках местного самоуправления; б) обособленная муниципальная собственность; в) местный бюджет; г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования); д) населенная территория; е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

Субъектный состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава местного самоуправления законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности органов местного самоуправления. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

Вариант I

1. Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3.форма осуществляется народом своей власти... самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Согласно ФЗ №131, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2.право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3. форма осуществляется народом своей власти..., самостоятельная и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и, распоряжение муниципальной собственностью.

3. Какая форма отсутствует в ФЗ №131:

1.построение двухуровневой модели МСУ

2.определение численности депутатов представительного органа

3. введение контрактной системы для главы МСУ

4.отнесение к органам местного самоуправления только представительного органа

4. Какой принцип территориальной организации МСУ закреплен в российском законодательстве?

1. Территориальный

2.Поселенческий

3.Социально экономический

4.Централизованного управления

5. Муниципальный правовой акт - решение, принимаемое:

1.только по вопросам местного значения

2. По вопросам значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ

6. Статьи 130-132 Конституции РФ устанавливают:

1.гарантированность МСУ со стороны государства

2. самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий

3.обособленность МСУ от органов государственной власти

4.правовое положение человека и гражданина в системе МСУ

7. Что из нижеперечисленного не относится к вопросам местного значения, закрепленных в ФЗ №131?

1.утверждение, исполнение муниципального бюджета и контроль за исполнением данного бюджета;

2.установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3.определание порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

4. установление порядка деятельности предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования

8. Кака я ветвь власти в соответствии с Конституцией РФ, не является обязательной в системе органов МСУ?

1. исполнительная 2.представительная 3. судебная 4.контрольная

9.Назовите три основных исторически сложившихся типа местного

самоуправления:

1.Англо-саксонский, германский, смешанный.

2 .Англо-саксонский, континентальный, смешанный.

3.Англо-саксонский, традиционный, смешанный.

10. Основной нормативно-правовой акт, устанавливающий принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

1.Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

2.Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ»

3. Конституция РФ.

4.Европейская хартия местного самоуправления.

11. Является ли обязательным наличие у муниципального образования выборных органов?

1.Является, при условии закрепления соответствующего положения в уставе муниципального образования.

2.Является, если формируются также и исполнительные органы.

3.Являются, при отсутствии исполнительных органов.

4. Является в любом случае

12. Какой документ устанавливает основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением?

1 .Устав местного самоуправления.

2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

3.Уголовный кодекс РФ

4.Административный кодекс РФ.

5.Органы местного самоуправления не могут быть привлечены к ответственности

13. Как называется свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета субъекта РФ?

1.Сводный бюджет.

2. Консилидированный бюджет

3.Объединенный бюджет

4.Общий бюджет субъекта федерации

14. Каким образом, согласно Конституции РФ, определяется структура органов местного самоуправления?

1.Федеральными законами.

2. Населением самостоятельно.

3.Примерным положением о структуре органов местного самоуправления.

15. Обязательное условие вступления в силу актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы человека согласно законодательству.

2.Рассмотрение в исполнительных органах власти.

3.Утверждение представительным органом местного самоуправления.

16. В структуру какого органа входит местная милиция?

1.Местного органа исполнительной власти.

2. МВД РФ.

3.Штат исполнительного органа местного самоуправления.

17. Может ли быть муниципальное образование подчинено другому муниципальному образованию?

1.Может, если это решение принято путем референдума и население обоих муниципальных образования выразило свое согласие.

2. Может, если это решение утверждено органом законодательной власти субъекта федерации.

3.Может, если это решение утверждено Указом Президента РФ.

4.Не может.

Вариант II

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

1.англосаксонской модели

2. континентальной модели

3.немецкой модели

4.японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

1.В Канаде, Австралии, Новой Зеландии

2. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке

3.В России

4.В Германии

3.Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

1 .Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования

2.Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности

3.Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников

4. Мэр не может назначать муниципальных чиновников

4.Какая из перечисленных моделей муниципальных систем управления не существует?

1.Англосаксонская

2.Континентальная

3.Смешанная

4. Пропорциональная

5.Что характеризует англосаксонскую модель муниципального управления?

1. Местные органы управления полностью автономны от центральной власти

2.Местные органы представляют составную часть государственного управления, но представительные органы выступают как автономно действующие

3.Местные органы управления подчиняются центральным государственным органам непосредственно и по всем вопросам

4.Местные органы управления существуют параллельно государственным

6. Что характеризует модель управления «Совет - менеджер» (США)?

1. Менеджер назначается советом

2.Менеджер избирается населением на 4 года

3.Менеджер назначается мэром

4.Менеджер избирается населением и подбирает работоспособный состав совета

7. Что характеризует советскую модель местного управления

1.Отсутствие иерархической подчиненности органов управления

2. Разделение властей

3.Полновластие представительных органов власти на территории

4.Альтернативные выборы на основе партийной конкуренции

8. Характерной чертой современной модели МСУ в России является:

1.выделение органов МСУ из системы органов государственной власти

2. функционирование органов МСУ в системе органов государственной власти

3.придание органам МСУ статуса общественных организаций

4.ни один ответ не верен

9. Принцип ultra vires (действовать с превышением полномочий) характерна для:

1.континентальной модели МСУ

2. англосаксонской модели МСУ

3.итальянской модели МСУ

4.немецкой модели МСУ

10. Правило Дилона - это:

1.Д. правило, по которому муниципальным органам разрешены все действия, не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов

2. правило, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон

3.правило, регулирующее действия муниципальных органов в социальной сфере

Курсовая работа

Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов

Введение

Одним из наиболее действенных методов решения проблем современного общества является мотивация населения к активному участию в общественной жизни и создание условий для осуществления возможности участия жителей в решении вопросов местного значения.

После вступления в силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы реализации на практике местного самоуправления стали наиболее обсуждаемыми как среди политиков, чиновников так и среди самих граждан. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти самостоятельно и под свою ответственность, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций.

Управление обществом, решение различных вопросов, в том числе социальных, требуют участия профессионалов, обладающих достаточными знаниями и опытом управления. В то же время вовлечение широких слоев населения в обсуждение и решение вопросов местного значения, изучение общественного мнения по различным вопросам является весьма актуальным.

Целью работы является анализ проблем активизации населения в решении вопросов местного значения.

Задачи работы:

а).Рассмотреть правовые основы для привлечения населения к осуществлению местного самоуправления.

б).Рассмотреть формы участия населения в решении вопросов местного значения

в).Изучить способы и методики привлечения жителей к решению вопросов местного значения

г).Рассмотреть методы проектирования деятельности по привлечению населения к решению вопросов местного значения

д).Проанализировать практику организации работы с населением на примере муниципального образования Кильмезское городское поселение, выявить проблемы и эффективные решения.

Объект исследования - вопросы местного значения. Предмет исследования - способы и методики привлечения жителей к решению вопросов местного значения.

Методы исследования - анализ законодательства и литературных источников.

1. Правовые основы участия населения в решении вопросов местного значения

Любое государство напрямую заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местных органов власти, которые соответствуют его политике и поддерживаются населением. Достижению этих целей служит деятельность органов местного самоуправления.

Признание местного самоуправления, как института народовластия, произошло в России в последние десятилетия. В 1990 г. Верховным Советом СССР был принят Закон "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", в 1991 г. в РСФСР был утвержден Закон о местном самоуправлении, а в 1993 г. положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации определяется, как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон от 6 октября 2003 год №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления на международном уровне составляет Европейская Хартия местного самоуправления. Хартия была подписана Россией 28 февраля 1996 и ратифицирована ее 11 апреля 1998года. Таким образом, Хартия вступила в силу для России 1 сентября 1998 года и стала частью российской правовой системы.

Местное самоуправление в Российской Федерации провозглашено Конституцией Российской Федерации. Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К вопросам местного значения относятся:

а).нормотворчество: принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль над их соблюдением;

б).финансово - экономическая сфера, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

в).использование и охрана земли и других природных ресурсов: контроль над использованием земель на территории муниципального образования; регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

г).строительство, транспорт и связь: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; обеспечение населения услугами связи;

д).жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и торговое обслуживание населения: содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; организация утилизации и переработки бытовых отходов; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

е).социально-культурная сфера: организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и содержание муниципальных архивов; создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; создание условий для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

ж).охрана общественного порядка: организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля над их деятельностью; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Указанный выше перечень предметов ведения местного самоуправления не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Главная миссия местного самоуправления - преодоление отчуждения между властью и обществом, потому что именно на местном уровне их интересы тесно переплетены и максимально сближены. Местное самоуправление является фундаментом демократического общества, и, в этом качестве, основой конституционного строя Российской Федерации. Только на местном уровне возможна прямая демократия - как постоянно действующий процесс, и развитая демократия участия, позволяющая привлекать к решению актуальных проблем интеллектуальный потенциал и другие ресурсы населения.

. Формы участия населения в решении вопросов местного значения

Формы осуществления населением местного самоуправления, содержащиеся в главе V Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, можно разделить на формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в деятельности органов местного самоуправления.

К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления можно отнести:

а).формы прямого волеизъявления (референдум, выборы, голосования по отзыву и по вопросу изменения границ и преобразования муниципального образования, сход); вопрос местный население гражданин

б).формы осуществления инициатив граждан по вопросам местного самоуправления.

К прописанным в законе формам участия населения в решении вопросов местного значения органами местного самоуправления относятся:

а).правотворческая инициатива,

б).публичные слушания,

в).собрания и конференции граждан,

г).опрос,

д).обращения граждан.

Правотворческая инициатива граждан - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение органов местного самоуправления. Согласно ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

При отсутствии нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

Если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Публичные слушания - это форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством. Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Собрания и конференции граждан являются формами самоорганизации жителей в небольших поселениях, либо на части территории муниципального образования. В последнем случае они могут являться также одной из форм территориального общественного самоуправления. В статье 29 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ указано три цели про ведения собрания граждан:

обсуждение вопросов местного значения;

информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

осуществление территориального общественного самоуправления.

В качестве итогов проведения собраний, конференций могут быть обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избрание лиц, уполномоченных представлять граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами, местного самоуправления. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и про ведения собрания и конференции граждан, избрания делегатов на конференцию, а также полномочия собрания или конференции определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Для назначения собрания или конференции граждан необходимо решение либо представительного органа муниципального образования, если инициатива проведения принадлежит населению или самому представительному органу, либо главы муниципального образования, если инициатива принадлежит ему.

Опрос граждан - это форма участия населения в решении вопросов местного значения. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. В опросе принимают участие граждане, обладающие избирательным правом.

Обращения граждан - это направленные в государственный орган или должностному лицу письменные или устные предложения, заявления или жалобы.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

В ст. 33 Конституции РФ право на обращение закреплено как право гражданина. В реальной жизни это право имеют также иностранцы и лица без гражданства (ч. 3 ст.62 Конституции РФ).

Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3. Привлечение жителей к решению вопросов местного значения

Проблемы привлечения граждан к решению вопросов местного значения остро стоят перед органами местного самоуправления.

Одной из таких проблем, тормозящих развитие местного самоуправления, является недостаточная активность населения, нежелание людей принимать участие в решении вопросов местного значения, ходить на муниципальные выборы, референдумы, обращаться с правотворческой инициативой к должностным лицам и органам местного самоуправления, участвовать в публичных слушаниях, собраниях и конференциях и т. п.

Эта проблема порождает другую - имеется целый ряд вопросов местного значения, при решении которых без активного участия самих граждан невозможно организовать какую-либо деятельность:

а).организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

б).создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

г).привлечение граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений,

д).оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Участие населения в местном самоуправлении - это различные способы и формы активности граждан, стремящихся влиять на уровне местного сообщества на структуры управления, процесс принятия решений.

Из возможных мотивов участия граждан в процессах местного самоуправления нужно выделить два, которые непременно надо учитывать при работе по привлечению жителей к решению вопросов местного значения:

Политические мотивы - в их основе лежат представления о необходимости участия в политической жизни, ощущение причастности (политическое самосознание, чувство гражданского долга участия).

Инструментальные, «рационально - эгоистические» мотивы - люди принимают участие в муниципальном самоуправлении, видя в этом средство решения собственных проблем (повышения статуса, престижа, доходов, уровня жизни, удовлетворения психологических потребностей в общении, в ощущении своей силы и значимости).

Основой любого процесса жизни муниципалитета является инициатива населения. Этот аспект определяет цель, средства и результат.

Создание условий для участия жителей в местном самоуправлении - главная цель организации работы с населением. Для того, чтобы организовать участие населения в решении вопросов местного значения, требуется создать следующие условия:

Правовые: нормативно-правовые акты по формам и процедурам участия жителей в местном самоуправлении. При этом муниципальные правовые акты по формам участия жителей в местном самоуправлении должны соответствовать требованиям законодательства и быть доступны для жителей.

Организационные: наличие структур (специалистов), регламентов деятельности, материально-технического обеспечения.

Информационные: своевременная, доступная и полная информация о планируемой и осуществляемой деятельности и возможностях и формах для участия жителей.

Также необходимо стимулировать активность населения, применяя такие формы поддержки и стимулирования активности жителей, как муниципальные гранты, звания, премии, конкурсы и прочее.

Составляющей частью общественно-политической структуры местного общества являются политические партии и общественные объединения, которые выступают катализаторами социальных процессов и оказывают определённое влияние на общественное мнение. Органы местного самоуправления должны тесно сотрудничать с ними по вопросам социально-экономического развития территории и жизнеобеспечения населения, так как подобное взаимодействие способствует формированию гражданского мира и согласия, снижению социальной напряжённости, обеспечению общественного правопорядка.

Формы и методы взаимодействия исполнительной власти муниципального района и представителей гражданского общества разнообразны: совещания, собрания, встречи, «дни открытых дверей» в органах местного самоуправления;. «круглые» столы, конференции, общественные форумы, съезды представителей органов территориального общественного самоуправления, «неделя местной демократии», информационные часы по актуальным вопросам местного самоуправления с приглашением представителей политических партий и общественных объединений; научно-практические конференции с участием священнослужителей РПЦ и многие другие совместные мероприятия.

Привлечение населения, общественных объединений, других организаций к решению вопросов местного значения помогает эффективнее решать многие проблемы муниципалитета, обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество и взаимодействие, ориентированные на совместное решение проблем.

4. Проектирование деятельности по привлечению населения к решению вопросов местного значения

Процесс проектирования вероятного или логического будущего и предполагаемых будущих состояний есть стратегическое планирование. Данный процесс необходим для познания того, как достичь своих целей, как использовать знания, чтобы направить логическое будущее к более желаемому, и затем построить эти действия. Любые планы имеют три общих элемента - начальное состояние, цель (конечное состояние) и процессы, связывающие эти два состояния. Цель проектирования - соединение этих элементов для того, чтобы с наименьшими затратами достигнуть наибольшей эффективности.

Для того чтобы привлечь население и гражданские организации в процессы решения вопросов местного значения, необходимо ответить на вопрос «Куда и зачем привлекать?». При разработке любого вида деятельности нужно сначала определить, что может в этой работе сделать население (различные его группы), а только потом определять задачи для органов местного самоуправления.

На начальном этапе проектирования решений интеллектуальный потенциал населения необходим для получения информации:

а).о потребностях и интересах граждан и гражданских организаций;

б).о возможных путях:

Удовлетворения потребностей и интересов граждан,

решения возникающих проблем.

Поэтому привлечение института гражданского общества необходимо и на этапе проектирования деятельности по активизации населения, поскольку в соответствии с системным подходом каждый имеет своё видение проблемы, своё мнение по поводу её решения, исходя из интересов тех социальных слоёв, представителями которого является та или гражданская организация или гражданин.

«Качество происходит не от контроля, а от совершенствования процесса», как говорил один из классиков управленческой науки. Можно бесконечно говорить об общественной экспертизе, общественном контроле, но если не усовершенствовать процесс проектирования деятельности, то это ничего нового не даст.

В процессе проектирования и осуществлении деятельности по вовлечению населения в решение вопросов местного значения необходимо соблюдать следующие принципы:

а).Участие населения нужно организовывать и стимулировать.

б).Меры стимулирования должны быть адекватны интересам конкретной целевой группы, которую предполагается привлечь.

в).Деятельность нужно осуществлять с учетом того, что интересы различных целевых групп не одинаковы, а часто и противоречивы.

г).С каждой группой жителей нужно говорить на «их языке», с учетом уровня их подготовленности к участию в местном самоуправлении.

д).Всячески поддерживать самоорганизацию, так как значительно проще работать с организованными группами жителей.

е).Принципиально важна работа с лидерами

ж).Применять новые формы работы с населением, поскольку привычные для органов местного самоуправления формы работы плохо подходят для жителей.

К процессу проектирования, принятия и осуществления решений по вопросам местного значения необходимо привлекать как население, так и различные некоммерческие организации:

представительские организации,

«надзорные» организации,

сервисные организации,

экспертные организации.

Представительские организации - это организации, основной мотив которых во взаимодействии с органами власти

а).артикуляция,

б).защита,

в).лоббирование

г).интересов своих членов или целевых групп.

Среди представительских организаций можно выделить следующие группы:

Профессиональные организации:

а).Саморегулируемые организации,

б).Профсоюзные организации,

в).Организации профессиональных сообществ.

«Демографические» организации, к которым относятся организации, сформированные по:

а).гендерному принципу,

б).возрастной принципу,

в).национальному принципу,

г).территориальному принципу (землячества).

Событийные организации:

а).Ветеранские,

б).Узники,

в).Участники,

г).Выпускники и пр.

Группы (клубы) по интересам, к которым можно отнести любителей каких-либо видов деятельности:

а).любители истории,

б).садоводы,

в).любители животных и пр.

«Надзорные» организации - организации общественного контроля. Это правозащитные и экологические организации. Их основная цель деятельности - защитить нарушенные права, ограничить власть жесткими рамками и не позволять ей выходить за ее пределы. В органах власти они видят, прежде всего, объект для своей деятельности и основного оппонента.

Сервисные организации - организации, оказывающие услуги:

а).образовательные,

б).медицинские,

в).социальные,

г).культурные,

д).досуговые,

е).юридические и т.п., гражданам, группам граждан и организациям (в том числе органам власти). Во взаимодействии с органами власти они, прежде всего, заинтересованы в доступе к бюджетным ресурсам, в качестве исполнителей социальных заказов или получателей грантов и других видов поддержки от органов власти.

К решению вопросов местного значения на разных этапах и для решения разных задач целесообразно привлекать различные гражданские организации.

На этапе проектирования, когда необходима информация о потребностях и интересах граждан и гражданских организаций и о возможных вариантах решения, правильнее привлекать:

а).представительские организации;

б).экспертов и экспертные организации;

в).экспертов сервисных НКО и бизнеса.

В процессе проектирования также необходимо определить наиболее важные задачи для каждого вида гражданских организаций, которые они могут решать:

Задачи представительских организаций:

·предоставлять информацию о потребностях и интересах граждан и гражданских организаций;

Задачи сервисных НКО и бизнес - организаций:

·предлагать варианты решений при наличии у них экспертного потенциала;

Задачи надзорных и контрольных НКО:

·осуществлять мониторинг с целью выявления проблем, возникающих в ходе реализации принятого решения;

Задачи экспертов и экспертных (проектных) организаций:

·разрабатывать возможные варианты решения. При организации процесса привлечения населения к решению вопросов местного значения необходимо планировать и осуществлять следующую деятельность, стимулирующую активность населения:

а).Информирование

б).Гражданское образование: местное самоуправление для школьников, дополнительное образование для взрослых (открытие университеты), поддержка любых некоммерческих программ в области гражданского образования, муниципальный заказ на программы гражданского образования.

в).Содействие созданию и деятельности некоммерческих организаций: ресурсные центры НКО, поддержка собственных программ и проектов НКО, программы с участием НКО, муниципальный заказ для НКО, муниципальные гранты.

г).Поддержка инициатив жителей («гражданских инициатив»): фонды местных сообществ, муниципальные гранты, конкурсы.

Если в местном сообществе сформируется климат доверия и сотрудничества, органы местного самоуправления будут восприниматься как лидеры сообщества. Жители станут проявлять заинтересованность в улучшении жизни в поселении и чувствовать свою ответственность за состояние и результаты деятельности.

Увеличится количество активных граждан, принимающих непосредственное участие в местном самоуправлении. Будут развиваться инициативы граждан, то есть очаги самостоятельной активности в решении проблем и в развитии местного сообщества.

. Организация работы с населением (на примере муниципального образования Кильмезское городское поселение)

Поселок городского типа Кильмезь является административным, хозяйственным и культурным центром Кильмезского административного района, расположенного в юго-восточной части Кировской области.

Основой экономики муниципального образования является заготовка леса. Специализация экономики - заготовка и переработка древесины.

Поселение располагает достаточными водными ресурсами, необходимыми для водопотребления населения и организаций.

На территории поселка расположены 53 организации различных форм собственности, из них 4 крупных и средних промышленных предприятия. Зарегистрировано 298 индивидуальных предпринимателей. В поселке имеется:

-Кильмезская средняя школа

-Центральная районная больницы

Централизованная библиотечная система

Районный дом культуры

Детская школа искусств

Дом народного творчества

Краеведческий музей

3 детских дошкольных учреждения

Дом ветеранов

Действуют 3 религиозных объединения (Старообрядческая, Православная, Мусульманская).

В поселке наиболее активно действуют такие общественные организации, как, организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, районная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), отделение детской общественной организации «Юность Вятского края», три товарищества собственников жилья и другие.

Одной из основных форм взаимодействия поселковой власти и населения является активная работа с уличными и домовыми комитетами. Данные комитеты созданы по территориальному принципу, охватывают всю территорию поселка. Всего на территории поселка действует 27 уличных комитетов. Активно работающих уличных комитетов - 14.

При помощи активистов уличных комитетов поселение реализовало два проекта в рамках поддержки местных инициатив - в 2011 году был проведен капитальный ремонт стадиона на сумму более 500000 рублей, в 2012 году реализован проект ремонта водопроводных сетей городского поселения на сумму более полутора миллионов рублей.

По инициативе активных участников уличных комитетов регулярно проводятся субботники по благоустройству и озеленению территорий, оказывается помощь администрации городского поселения при подворовом обходе территорий.

Во время проведения общих собраний с жителями, на подведомственных им территориях, активисты уличных комитетов распространяют памятки по противопожарной безопасности; по безопасности на воде, по антитеррористической безопасности. Убеждают жителей о необходимости вовремя оплачивать услуги ЖКХ и налоги, объясняя, что тем самым пополняется бюджет городского поселения

Руководители уличных комитетов тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции по выявлению неблагополучных семей; помогают гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В городском поселении регулярно проводятся публичные слушания - по обсуждению бюджета, по изменениям назначений земельных участков, передаваемых в пользование гражданам и субъектам малого предпринимательства.

Для решения вопроса местного значения - организации вывоза и утилизации бытовых отходов, в 2011 году проводился референдум граждан с целью введения разовых платежей - самообложения граждан. За введение самообложения проголосовало 42% явившихся на референдум избирателей, против - 58%. Провал референдума можно объяснить недостаточной работой по информированию населения о направлении средств самообложения на решение конкретной проблемы. Многие жители, не владеющие информацией о том, что средства будут направлены на организацию вывоза и утилизации бытовых отходов, восприняли введение самообложения просто как введение дополнительного налога, против чего и проголосовали.

Для обсуждения вопросов местного значения поселения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения, на территориях поселения проводятся собрания граждан. К сожалению, в последнее время уровень гражданской активности и социального оптимизма падает, поэтому на собрания граждан, проводимые по месту жительства, является чуть более 10% от числа проживающих на территории.

Заключение

Работа по привлечению населения, общественных объединений, других организаций к решению вопросов местного значения в муниципальном образование Кильмезское городское поселение ведется, но при этом имеет ряд существенных недостатков:

отсутствует система мотивации лидеров общественных организаций и объединений;

недостаточно эффективно используется потенциал некоммерческих организаций;

не разработана программа развития территориального общественного самоуправления;

отсутствие информационной политики, слабая информатизация населения - используется только ресурсы печатных изданий, отсутствует сайт в сети Интернет;

применяются устаревшие формы и методы взаимодействия органов власти муниципального образования и представителей гражданского общества;

в программе социально-экономического развития городского поселения на 2012-2014 годы отсутствуют мероприятия по повышению заинтересованности жителей в работе по модернизации экономической и социальной сферы муниципального образования, среды обитания.

Повышение качества человеческого капитала поселения является одной их стратегических задач органов муниципальной власти. Изменить ситуацию можно только через «модернизацию личности», повышение креативности населения, заинтересованности общества в работе по модернизации экономики, социальной сферы, среды проживания. Местное самоуправление - единственный уровень власти, который может непосредственно привлекать к своей деятельности население и опираться на него как на основной свой ресурс.

Именно поэтому органы исполнительной власти Кильмезского городского поселения должны реализовать следующие мероприятия:

разработать систему мотивации для лидеров общественных объединений и организаций;

привлекать к работе по решению вопросов местного значения некоммерческие организации;

разработать и реализовать программу развития территориального общественного самоуправления;

осуществлять агрессивную информационную политику, используя в своей работе не только печатные издания, но и такие ресурсы, как интернет, смс- информирование;

активно внедрять новые формы взаимодействия власти и населения: вовлечение граждан в активную жизнь в электронном пространстве, организация многофункционального центра предоставления муниципальных услуг и пр.;

дополнить программу социально-экономического развития городского поселения на 2012-2014 годы следующими мероприятиями по повышению заинтересованности жителей в работе по модернизации экономической и социальной сферы муниципального образования, среды обитания:

а).создание и поддержка общественных институтов, работа которых направлена на организацию взаимодействия власти и общества, поддержку гражданских инициатив, вовлечение населения в обсуждение проблем развития муниципального образования;

б).работа с общей культурой и ценностями населения, организация мероприятий по гражданскому просвещению и образованию, приобретению навыков общественного диалога и реализации гражданских инициатив;

в).стимулирование гражданской активности, организация конкурсов, освещение позитивной деятельности общества и бизнеса;

г).поддержка местных инициатив, участие в грантовых программах, направленных на ресурсное обеспечение инициатив граждан на конкурсной основе;

д).организация публичных мероприятий, направленных на консолидацию общества и повышение социального оптимизма - праздники, специальные акции и т.п., с обязательным участием представителей власти и бизнеса.

Активизация общественного участия потребует от органов местного самоуправления политической воли, усилий, настойчивости, терпения, времени и средств. Однако это - необходимо, так как в результате органы местного самоуправления получат устойчивую социальную базу и уверенность в своем положении, а также возможность проведения самостоятельной политики с опорой на мнение населения.

Библиографический список

Конституция РФ. Правовая система «Гарант».

2.Европейская хартия местного самоуправления. Правовая система «Гарант».

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 25 августа 1995 года №154-ФЗ. Правовая система «Гарант».

Федеральный закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правовая система «Гарант».

Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правовая система «Гарант».

Быков В.В. Роль территориальных общественных самоуправлений в формировании гражданского общества / В.В. Быков // Местное самоуправление в Российской Федерации. - 2011. - январь - март. - С. 44 - 48.

8.Кутафин О.Е., Фадеев В.И./Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: Учебник/ Кутафин О.Е., Фадеев В.И.М., 2000.

9.Гражданское участие в местном самоуправлении [Текст]: Методическое пособие/ под редакцией В.В. Гальченко. М.: ИД «Авангард», 2008 - 224с. ISBN 5-9608-0034-9

10.Местное самоуправление в современной России. [Текст]: / М.:ИСРМО «Малые города». - Владимир, 2007. - 440 с.: ил. ISBN 978-5-8311-0302-1

Местное самоуправление в современной России: состояние и тенденции. Сборник статей[Текст]:/Под ред. Э. Маркварта, Е.С. Шугриной, М.А. Якутовой. М., 2011. - 282 с.

Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[Текст]:/Под. ред. Ю.А. Тихомирова. М, 1996.

Лекция 3. Понятие местного самоуправления.

1. Дискуссия о понятии

1. Дискуссия о понятии

Понятие местного самоуправления отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Данное понятие стало общеупотребительным относительно недавно. Впервые данный термин был закреплен в законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР».

В науке нет единого подхода к понятию местного самоуправления:

1. Шугрина - деятельность населения по решению вопросов местного значения и одна из разновидностей соц управления.

2. Бондарь - рассматривает в трех аспектах:

как институт гражданского общества

как институт правового положения личности

как институт организации публичной власти

3. Агибалов - выделяет местное самоуправление в широком и узком смысле.

В широком - право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

В узком - деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление и выполняющих отдельные гос полномочия на территории муниципального образования.

4. Васильев - «рубежный институт, где общество встречается с государством», и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «вхождения» общества в государство определяется конкретными историческими условиями.

5. МГЮА - три аспекта:

как основа конституционного строя

как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

как форма народовластия

2. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Согласно Европейской хартии МС составляет одну из основ любого демократического общества. Ст. 2 Хартии - Принцип местного самоуправления должен быть признан Вологодской области внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст.12). На положениях Конституции закон №131 констатирует, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется, осуществляется на всей территории (п.1 ст.1).

Признание местное самоуправление одной из основ предполагает установление децентрализованной системы управления. Конституция гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Данные полномочия закреплены в законе №131. По ст. 16 Конституции, ст. 3 и 12 не могут быть изменены. Возможно только путем принятия новой Конституции.

3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

По ст. 3 Европейской хартии местное самоуправление связывается с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, но в интересах населения.

Российское законодательство признает основным субъектом права на местное самоуправление население муниципальных образований.

№ 131 - население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления (наличие - конституционное требование).

Постановление КС от 30 ноября 2000 года - проверялись положения Устава (Основного закона) Курской области. Самуниципального образования муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление МС «возникает на основе Конституции и закона, а не на основе волеизъявления населения муниципального образования).

Самуниципального образования право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции. С т.з. Конституции право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

1) участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участие

2) избирать органы местного самоуправления, не участвовать в выборах

3) быть избранным в органы местного самоуправления, отказаться от исполнения полномочий выбранного лица

4) иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы

5) обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения

Признавая право населения на МС, государство признает самостоятельность МС в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

4. Местное самоуправление - форма народовластия.

Народ является единственным источником власти в РФ.

Власть осуществляется на трех уровнях, осуществление функционирования данной системы власти основано на принципах:

1. все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямуниципального образования предусмотренных Конституцией и ФЗ. Воздействие фед власти на региональную и муниципальную, а также региональной на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов гос контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти.

2. каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе вторгаться в компетенцию иного органа власти. Конфликтные ситуации разрешаются через согласительные процедуры либо в судебном порядке.

Понятие МС как формы народовластия дается в ст.1 ФЗ №131. Основные черты МС:

1. особый субъект - население МО

2. МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством

3. имеет свой объект управления - вопросы местного значения

4. самостоятельность МС

5. ответственность МО

6. МС осуществляется с учетом интересов населения. В нем находят отражение исторические и иные местные традиции.

Таким образом, местное самоуправление как форма власти народа:

1. обеспечивает самостоятельное решение населением вопрос местного значения

2. вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории

3. обладает механизмами гос принуждения к признанию своей власти (Законодательно установленные обязанности исполнения решения принятого на референдуме и ОМС, возможность судебной защиты)

Тема 9. Местное самоуправление: понятие, признаки и общая характеристика. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления.

Понятие и признаки местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки , характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление может осуществляться гражданами как путем прямого волеизъявления (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы и т.д.), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов, что привело к многочисленным дискуссиям о природе местного самоуправления.

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?

В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

Принципы и функции местного самоуправления

Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности, сочетания коллегиальности и единоначалия и т.д.;

Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

1) принцип самостоятельности;

2) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

3) принцип социальной направленности деятельности местного самоуправления;

4) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.

Наиболее важный принцип местного самоуправления – принцип самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления.

Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления.

В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается, прежде всего, наличием муниципальной собственности.

Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, местных налогов, права органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.

Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями. Федеральный закон определяет, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, выделяя следующие виды муниципальных образований:

1. городские и сельские поселения,

2. муниципальные районы,

3. городские округа,

4. внутригородские территории городов федерального значения.

Территорию поселения (городского или сельского) составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Для обозначения предметов ведения местного самоуправления в Конституции РФ и Федеральном законе используется термин "вопросы местного значения".

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельно закрепляет перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований (ст. 14, 15, 16). Особенностью нового закона является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

1) Формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования. Это местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан голосование по отзыву выборного лица или должностного лица местного самоуправления.

2) Формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, собрания и конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, публичные слушания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум . Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция Российской Федерации, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующие принципы проведения местного референдума:

1) участие в референдуме является всеобщим и равным;

3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы , так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления, и выделяются следующие стадии:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей;

3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления;

4) проведение предвыборной агитации;

6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов Российской Федерации.

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 24) голосование жителей по отзову депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях:

1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействия) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений);

Сходы граждан – это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в небольших городских и сельских поселениях – с числом избирателей меньше 100 человек – сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27) является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление является добровольной формой самоорганизации граждан, то есть оно может быть и не востребовано жителями.

Правотворческая инициатива граждан – достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на правотворческую инициативу граждан. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан – важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения – одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить его общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные средства массовой информации. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; а также получить и сообщить дополнительную информацию.

Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания , которые проводятся главой муниципального образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов. Так, на публичные слушания согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования; 5) вопросы градостроительства.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан, формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующих срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не должны проводиться в запрещенных местах, должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти, не должны преследовать запрещенные законом цели и проводиться без участия детей.