Право избирать в органы государственной власти. Значения «избирательства» и его виды. избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом


. И. в России можно стать с 18 лет (кроме случаев, зафиксированных в ст. 32 Конституции РФ: признание по суду недееспособным и нахождение в местах заключения по решению суда).
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в официальной конститу-ционной доктрине ряда стран Латинской Америки (Колумбии, Никарагуа и др.) - одна из независимых и самостоятельных публичных властей в государстве (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). И.в. осуществляется гражданами, обладающими избирательными правами и составляющими избирательный корпус. Свое организационное выражение эта власть находит в создании избирательных трибуналов (т.н. электоральная юстиция), которые рассматривают споры о выборах.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ (ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ) - практика установления границ избирательных округов, грубо нарушающая принцип равного представительства. См. тж. ДЖЕРРИМЕНДЕРИНГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ - см. ИЗБИРАТЕЛЬ-НАЯ ГЕОГРАФИЯ.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. campagne - по-ход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. тж. участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы, как правило, весьма подробно регламентируют проведение И.к. Во-первых, четко устанавливаются сроки (а иногда и территория) проведения И.к. Обычно И.к. официально начинается с момента объявления о назначении выборов либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за 1-2 суток до начала голосования. Во-вторых, разрабатывается порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственный средств массовой информации. В-третьих, определяются условия и порядок финансирования И.к. Так, в ряде государств (США, Япония, Великобритания) закон устанавливает максимум допустимых расходов на проведение И.к. Закон тж. устанавливает в большинстве стран максимальный размер пожертвований от частных лиц в пользу кандидатов и партий, определяет размер и условия возможного государственного субсидирования И.к. Финансирование И.к. из анонимных и иностранных источников, как правило, строго запрещается. По российскому законодательству И.к. - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, госу-дарственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ КАНДИДАТА, ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - деятельность, направленная на достижение определенного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА - в конституционном праве - наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. И.к. может определяться как для каждого избирательного округа в отдельности, так и для всей страны в целом.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ - см. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ - специальный колле-гиальный орган, образуемый для проведения выборов в состав государственных органов, избираемых непосредственно гражданами на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Система, порядок образования и полномочия И.к. определяются, как правило, законами о выборах. В РФ в систему И.к. входят: Центральная И.к., окружные И.к. и участковые И.к.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВЫШЕСТОЯЩАЯ - см. ВЫШЕСТОЯЩАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ НИЖЕСТОЯЩАЯ - см. НИЖЕСТОЯЩАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, ОРГАНИЗУЮЩАЯ ВЫБОРЫ (ОРГАНИЗУЮЩАЯ ВЫБОРЫ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ) - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - в конституционном праве - 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства, важнейший элемент политической системы государства. И.с. регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. И.с. охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, организацию и порядок выборов и, в некоторых государствах, порядок отзыва выборных лиц. Конституционными принципами российский И.с. являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании. См. тж. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ; ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС; 2) способ распределения мандатов в выборном государственном органе: мажоритарная (система большинс-тва) и пропорциональная системы представительства политических партий, тж. существуют смешанные И.с.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРИТАРНАЯ - см. МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ - см. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СМЕШАННАЯ - см. СМЕ-ШАННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ - см. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ - в конституционном праве - временное политическое объединение граждан, основной задачей которого является обеспечение победы максимального числа своих кандидатов на выборах в к.-л. представительное учреждение.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - в конституцион-ном праве - общественное объединение временного или постоянного характера, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов. По российскому законодательству И.о. - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления И.о. является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо об-щественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) система правовых норм, регулирующих избирательную систему, т.е. порядок формирования выборных государственных органов. И.п. является одним из институтов конституционного права; 2) право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы (различаются активное и пассивное И.п.). И.п. - одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав. В РФ активное И.п. принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18-летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а тж. содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным И.п. требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы мес-тного самоуправления. См. тж. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО АКТИВНОЕ - см. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ВСЕОБЩЕЕ - см. ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПАССИВНОЕ - см. ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ПРЯМОЕ - см. ПРЯМОЕ ИЗ-БИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РАВНОЕ - см. РАВНОЕ ИЗ-БИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ - см. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ СТРАТЕГИЯ - см.
СТРАТЕГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ОХВАТА (ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА) - характеристика информационного потока, отра-жающая особенности его воздействия на избирателей. Эта характеристика показывает, что информационный поток преследует целью охватить не всех избирателей, а только какую-то группу. Примерами таких информационных потоков избирательного воздействия могут служить письма direct mail; брошюры, разносимые вместе с пенсиями; флайеры, раздаваемые молодежи и т.п. Недостаток в широте охвата таких потоков компенсируется большей прицельностью воздействия, текстами, подстроенными под конкретную аудиторию (лучше всего солидаризированную), и даже личным обращением (direct mail). Каждый информационный поток характеризуют следующие показатели: охватываемая тер-ритория; охватываемая аудитория; уровень доверия к потоку; форма воздействия (эмоциональная или рациональная); информационный «шум» (насколько сильно данное сообщение «растворено» в ряду других таких же); информационная нагруженность потока; соответствие стратегии кампании.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ - см. ИЗБИРА-ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КУРИИ - в конституционном праве - особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а тж. сами избиратели, составляющие эти разряды. Каждая И.к. избирает заранее определенное число депутатов независимо от своей численности. В настоящее время деление на И.к. встречается довольно редко, т.к. противоречит принципу равного представительства. Деление на национальные И.к. имеет место на Фиджи, а на профессиональные - в Индонезии (т.н. «функциональные группы»),
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - в конституционном праве - органы, обеспечивающие практическую подготовку и проведение выборов. В различных государствах И.о. могут быть как специальные избирательные комиссии, так и уже существующие государственные органы - муниципалитеты, суды, органы внутренних дел. В РФ систему И.о. составляют Центральная избирательная комиссия РФ, окружные и учас-тковые избирательные комиссии.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ - конституционное право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - коммуникативная дисциплина, объединяющая в себе набор методик, техник, приемов и специальностей, объединенных по сфере применения и целям. Сфера их применения - предвыборная борьба, избирательные кампании. В последнее время четко наметилась тенденция расширения сферы применения данных технологий. К ним все чаще прибегают политики даже не в период предвыборной борьбы, а для достижения целей, отличных от победы на выборах. Известны также отдельные случаи использования таких технологий в сфере бизнеса для продвижения товара, для скупки того или иного предприятия, для решения других проблем. Данная дисциплина молода и находится в стадии становления - у нее до сих пор нет устоявшегося названия, нет четкого определения, что она есть, да и многие термины и понятия (такие как «технология» или «стратегия») употребляются не в строгом смысле, а скорее как метафоры. И.т. представляют собой последовательность действий в коммуникации, воздействующая на массовое сознание и использующая особенности механизмов восприятия, изменения мнений или отношений к предмету, другие социальные и социально-психические механизмы. Обязательными структурными элементами И.т. являются источник коммуникации, ее канал и получатель сообщения. Необходимо также учитывать и другие элементы коммуникационных моделей, такие как код, инструмент-манипулятор, фигура умолчания, обратная связь, автор сообщения, информационный шум и т.п. Эффективность тех или иных технологий до сих пор подробно не изучена и ограни-чивается ссылками на различные социально-экономические и политические условия, особенности ситуации и менталитета избирателей. Сомнительной с точки зрения определения эффективности технологий является опора на традиционный статичный набор характеристик ситуации, таких как показатель уровня жизни, результаты предыдущего голосования, рейтинг проблем и т.п., поскольку неповторимость ситуации кроется не столько в значениях тех или иных показателей, сколько в их конфигурации. Необходимо также рассматривать социальные процессы и стадии этих процессов.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК - добровольное объединение двух или более общественных объединений, политических партий для совместного участия в выборах. В И.б. достигается соглашение о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах. Процедура формирования И.б. и порядок осуществления их деятельности регулируется законодательством соответствующих государств и зависит, прежде всего, от особенностей применяемой в этой стране избирательной системы. В РФ избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральным законодательством.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ - избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы. Различаются официальный (напечатанный государством) и неофициальный И.б. (так, например, во Франции И.б. печатаются самими кандидатами, партиями; в Норвегии избиратель может использовать простой листок белой бумаги).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВОТУМ - результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитетов и т.д.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ - денежная сумма, которую по законам ряда государств кандидат в депутаты обязан внести государству при регистрации и которая ему не воз-вращается, если в итоге выборов он соберет менее определенной доли поданных по округу голосов.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС - в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие французские колонии) - специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС - совокупность граждан, обладающих правом голоса (активным избирательным правом) в соответствии с законом (т.н. юридический И.к.) либо совокупность реально голосующих граждан (т.н. фактический И.к.).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МЕТР-см. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ - территориальная единица, от которой избираются члены выборных государственных органов. В зависимости от того, сколько депутатов избирается в каждом И.о., различаются одномандатные (униноми- нальные) и многомандатные (полиноминальные) И.о. И.о. тж. могут быть общегосударственными (при пропорциональной избирательной системе, при выборах главы государства) и региональными (всегда при мажоритарной и иногда при пропорциональной избирательной системе).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ЕДИНЫЙ - см. ЕДИНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ МНОГОМАНДАТНЫЙ - см. МНОГОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - см. НА-ЦИОНАЛЬНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ ОДНОМАНДАТНЫЙ - см. ОДНОМАНДАТНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - один из основных элементов избирательной системы, включающий в себя: назначение выборов (как правило, это является прерогативой главы государства или законодательного органа; регистра-цию избирателей в установленном законом порядке; организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представитель-ства-территориальным, национальным, производственным и т.д. (создаются тж. избирательные участки и пункты для голосования); выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); проведение голосования (в один или два тура); определение результатов голосования (подсчет поданных голосов) и распределение депутатских мандатов, осущест-вляемые местными и центральными избирательными органами.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК - территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов. Согласно законодательству РФ образуются не позднее, чем за 45 дней до дня выборов решением глав администраций районов, городов, районов в городах из расчета от 100 до 3000 жителей на один И.у. В районах Крайнего Севера, горных и иных малонаселенных местностях допускается образование И.у. из расчета от 20 избирателей. И.у. образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы И.у. не должны пересекать границ избирательных округов.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ФОНД - специальный фонд, через который в соответствии с законодательством осуществляются все финансовые операции в ходе предвыборной кам-пании. На него поступают добровольные пожертвования граждан и юридических лиц, с него оплачиваются все работы, проводимые в ходе кампании. Кроме контроля над расходованием средств, законодательство регламентирует размер И.ф. В разных регионах и на выборах разных уровней размеры И.ф. различны. Для того чтобы ограничить возможности кандидатов в ведении предвыборной борьбы, в некоторых регионах размер фонда значительно ограничивают. Естественно, что в таких выборах возрастает значение административного ресурса. В целом это приводит к тому, что власть остается в руках тех, кто ее и так имеет, для того, чтобы не допускать во власть тех, кто не пользуется ее поддержкой.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - в кон-ституционном праве - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды И.ц.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, расовый ценз, ценз пола всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с демократическими принципами избирательного права. Другие И.ц. сами по себе не являются дискриминационными, но могут быть использованы в дискриминационных целях (например, при чрезмерном завышении ценза оседлости). В мировой практике наиболее распро-странены имущественный ценз (необходимость обладания установленным минимумом собственности), образовательный ценз (определенный минимум образования), ценз оседлости (требование длительного проживания в данной стране или в данной местности), ценз гражданства (необходимость состоять в гражданстве данного государства). В ряде стран практикуются т.н. моральные цензы (требование хорошей репутации).
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ГАРАНТИИ - см.
ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.
ИЗБРАНИЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ - принятие дознава-телем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого.
ИЗБРАННАЯ РАДА - неофициальное правительство, созданное молодым царем Иваном Грозным; с деятельностью Рады связано проведение реформ 1540-1550 гг.
ИЗВЕСТИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА-письмо главы государс-тва о своем избрании и вступлении в должность в адрес главы другого государства, с которым имеются дипломатические отношения. В И.г. обычно характеризуются отношения между этими государствами и выражается желание развивать их в дальнейшем. Пересылается по дипломатическим каналам, так же, как и ответ на И.г.
ИЗВЕЩЕНИЕ ИМПОРТНОЕ (ЭКСПОРТНОЕ) - см. ИМ-ПОРТНОЕ (ЭКСПОРТНОЕ) ИЗВЕЩЕНИЕ.
ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРИБЫТИИ СУДНА - извещение о предполагаемом времени прибытия судна в порт или о готовности судна к погрузочно-разгрузочным работам, вручаемое судовладельцем (капитаном судна) фрахтователям.
ИЗВЕЩЕНИЕ ОБ ОТГРУЗКЕ - документ, подтверждающий отгрузку импортного груза на станцию назначения или выдачу такого груза получателю на месте; составляется портом и включает в себя дату отгрузки, номера накладной и вагона, вес брутто, количество мест.
ИЗВЕЩЕНИЕ ПЛАТЕЖНОЕ - см. ПЛАТЕЖНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ.
ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация независимо от ее формы собственности, а тж. индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
ИЗГОТОВИТЕЛЬ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения; при отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении обычным образом.
ИЗГОТОВИТЕЛЬ ФОНОГРАММЫ - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ - действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства.
ИЗДАНИЕ - документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. И., включающее наряду с печатным текстом записи звуков (пластинки, магнитофонные ленты) и изображения на других материаль-ных носителях (слайды, пленки), называется комбинированным.
ИЗДАНИЕ ГАЗЕТНОЕ - см. ГАЗЕТНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ - см. ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ КНИЖНОЕ - см. КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ - см. МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ.
ИЗДАНИЕ МНОГОТОМНОЕ - см. МНОГОТОМНОЕ ИЗДАНИЕ (МНОГОТОМНИК)
ИЗДАНИЕ НАУЧНОЕ - см. НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ - см. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ.
ИЗДАНИЕ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ОБЗОРНОЕ - см. ОБЗОРНОЕ ИЗДАНИЕ.
ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ - см. ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ - см. ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ - см. ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ РЕКЛАМНОЕ - см. РЕКЛАМНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ РЕКЛАМНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ - см. РЕКЛАМНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ РЕФЕРАТИВНОЕ-см. РЕФЕРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ СЕРИАЛЬНОЕ - см. СЕРИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ТЕКСТОВОЕ - см. ТЕКСТОВОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ТЕКСТОВОЕ (СИМВОЛЬНОЕ) - см. ТЕКСТОВОЕ (СИМВОЛЬНОЕ) ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
ИЗДАНИЙ ПЕЧАТНЫХ РАСПРОСТРАНЕНИЕ - см. РАС-ПРОСТРАНЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.
ИЗДАТЕЛЬ - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально- техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а тж. приравненное к издателю юри-дическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР - гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (издатель) обязуется издать (переиздать) произведение, созданное другой стороной (автором). Сроки издания и передачи автором издателю произведения устанавливаются в договоре. И.д. является разновидностью авторского договора, одной из наиболее распространенных форм уступки прав использования (обнародования и (или) распространения) литературных произведений. Отношения, вытекающие из И.д. регулируются общими положениями об авторских договорах.
ИЗДАТЕЛЬСТВО - предприятие любой организационное равовой формы и формы собственности, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции.
ИЗДЕЛИЕ - 1) единица промышленной продукции, ко-личество которой может исчисляться в штуках или экземплярах; 2) во множественном числе словом «изделия» называют производимую продукцию или специальные виды продукции оборонной промышленности, либо кустарного производства, отдельных мастеров. К И. допускается относить завершенные и незавершенные предметы производства, в том числе заготовки.
ИЗДЕЛИЕ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРО-МЫСЛА - художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.
ИЗДЕЛИЯ ТАБАЧНЫЕ - см. ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ.

В соответствии с п. 18 ст. 2 рамочного Федерального закона избиратель - это гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами1.

Участие избирателя в выборах в органы местного самоуправления имеет двоякую конституционно-правовую природу, так как позволяет одновременно осуществить конституционное право избирать и быть избранным и конституционное право на осуществление местного самоуправления (ст. 32 и 130 Конституции РФ).

В частности, имеются особенности реализации принципа всеобщего избирательного права, что влияет на определение круга лиц, являющихся избирателями на муниципальных выборах. Так, согласно п. 10 ст. 4 рамочного Федерального закона на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах

на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Эта норма впервые появилась в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 (утратил силу).

Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления, то в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с законом подлежат включению иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет (за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда), постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдумы.

В связи с массовым проведением муниципальных выборов во вновь образованных муниципальных образованиях в 2005 г. в соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. и многочисленными обращениями от участников выборов выявилась необходимость разъяснить порядок применения норм федерального законодательства о праве иностранных граждан на участие в местных выборах и референдумах2.

Проблема заключалась в наличии коллизии между нормами рамочного Федерального закона, устанавливающими возможность реализации избирательных и референдумных прав иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования (п. 10 ст. 4, п. 3 ст. 17), и положением абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., согласно которому иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. В результате правоприменительной практикой был выработан подход, состоящий в том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции

РФ в каждом конкретном случае надлежит руководствоваться содержащейся в международном договоре нормой.

В настоящее время действует несколько таких договоров. Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения1 предусматривает предоставление права на участие в местном референдуме, Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном2 предусматривает предоставление активного и пассивного избирательного права при выборах в представительные органы муниципальных образований, глав муниципальных образований и права на участие в местном референдуме.

Однако ряд договоров подписывались в более ранний период, когда только начинался процесс становления местного самоуправления как в Российской Федерации, так и в других государствах - бывших республиках СССР. С учетом указанных исторических условий возможно различное прочтение формулировок соответствующих договоров.

Так, в письме ЦИК России от 25 апреля 2005 г. называются Договоры с Республикой Казахстан3 и с Киргизской Республикой1 как предусматривающие предоставление активного и пассивного избирательного права при выборах в представительные органы муниципальных образований, а также глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, и права на участие в местном референдуме. Такой подход мотивируется анализом терминологии, используемой в Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, в текстах данных договоров. Он также учитывает, что сфера деятельности местного самоуправления связана прежде всего с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, решением социальноэкономических, а не политических вопросов.

В то же время высказывается мнение, согласно которому Договор с Республикой Казахстан, а также Договор с Киргизской Республикой предусматривают возможность участия соответствующей категории граждан только в местных референдумах.

На существование различных подходов к решению вопроса об участии в муниципальных выборах иностранных граждан указывает имеющаяся судебная практика. Например, суды общей юрисдикции при рассмотрении соответствующих дел приходят к выводу о том, что граждане Республики Казахстан не вправе участвовать в проводимых в Российской Федерации муниципальных выборах.

Так, Верховный суд Республики Алтай 8 сентября 2003 г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Чепурновой С. А. об отмене постановления избирательной комиссии Республики Алтай от 2 апреля 2003 г. № 29 «Об утверждении итогов выборов глав муниципальных образований города и районов РА», пришел к выводу, что принявшие участие в голосовании иностранные граждане не имели такого права, «т. к. соответствующего соглашения между РФ и Казахстаном, Арменией и Украиной... не имеется». Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по заявлению Чепурновой С. А. об отмене постановления избирательной комиссии Республики Алтай от 2 апреля 2003 г. № 29 по кассационной жалобе Чепурновой С. А., решение Верховного суда Республики Алтай оставила без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, подтвердив, что суд обоснованно признал, что голоса 18 граждан, не обладающих активным избирательным правом и принявших участие в голосовании (иностранных граждан, лиц без гражданства), следует не учитывать в итогах голосования1.

Очевидно, что институт участия иностранных граждан в муниципальных выборах в Российской Федерации требует дальнейшего научного исследования и совершенствования его правового регулирования. В научной литературе, в частности, высказывается предложение «учитывая общемировые тенденции, геополитические интересы России, конституционно (в специальной главе, посвященной избирательной системе, либо среди положений о местном самоуправлении) закрепить право участия в муниципальных выборах иностранных граждан, постоянно проживающих на законном основании на территории муниципального образования не менее 3-х лет, в случаях, предусмотренных международным договором»2.

Таким образом, исходя из изложенного, следует отметить такую особенность электората на выборах в органы местного самоуправления, как отнесение к нему иностранных граждан: избирателями на муниципальных выборах могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, в случаях, установленных

законом3.

Правом избирать обладают все граждане, достигшие возраста 18 лет, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Как известно, общим правилом, по которому определяется наличие активного избирательного права на выборах, является расположение места жительства гражданина в пределах соответствующего избирательного округа. Граждане, место жительства которых расположено за пределами территории муниципального образования, не обладают активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления данного муниципального образования и не могут быть включены в список избирателей на этих выборах, в том числе в случае наличия у них регистрации по месту пребывания1.

Однако при определении круга лиц, которые вправе избирать на муниципальных выборах, следует учитывать норму п. 4 ст. 4 рамочного Федерального закона, согласно которой законом субъекта РФ активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Это могут быть различные категории граждан, например лица, жизнедеятельность которых тесно связана с решением вопросов местного значения на данных территориях. В частности, студенты, граждане, принадлежащее которым на правах собственности недвижимое имущество находится на территории соответствующего муниципального образования, граждане, регулярно и надлежащим образом уплачивающие местные налоги и сборы, зачисляемые в соответствующий местный бюджет.

Так, в соответствии с положениями гл. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. к вопросам местного значения различных видов муниципальных образований отнесены: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание и строительство автодорог, мостов, иных инженерных сооружений; создание условий для предоставления транспортных услуг населению; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы-

чайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности; организация охраны общественного порядка и др. Представляется, что эти, а также другие вопросы местного значения, перечисленные в ст. 14-16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., существенно затрагивают интересы широкого круга граждан. Этот круг не ограничивается гражданами, имеющими место жительства на территории соответствующего муниципального образования.

Исходя из изложенного, при составлении списков избирателей на муниципальных выборах критерием включения лица в список избирателей является наличие его места жительства на территории соответствующего избирательного округа, расположенного на территории данного муниципального образования1, с учетом положения п. 4 ст. 4 рамочного Федерального закона, предоставляющего возможность законодателю субъекта РФ в качестве установления дополнительной гарантии реализации избирательных прав граждан расширить круг лиц, обладающих избирательным правом на данных выборах.

В избирательной практике возникал вопрос о правомерности принятия решения организующей муниципальные выборы избирательной комиссии об определении на территории муниципального образования участка, в список избирателей которого будут включены избиратели, у которых отсутствует как регистрация по месту жительства, так и регистрация по месту пребывания. В этой связи следует отметить, что в соответствии с нормой п. 17 ст. 17 рамочного Федерального закона избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования, только если это предусмотрено в законе субъекта РФ.

Место жительства определяется на основании данных об адресе места жительства в паспорте гражданина1.

В соответствии с п. 4 ст. 4 рамочного Федерального закона пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Так, в соответствии с п. 14 ст. 64 рамочного Федерального закона законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, являющегося дополнительным способом голосования2. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы местного самоуправления до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется ЦИК России3.

В соответствии с п. 3 ст. 3 рамочного Федерального закона участие гражданина в выборах и референдумах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. В этом контексте применительно к выборам на муниципальном уровне особое значение имеют положения законов субъектов РФ, устанавливающие параметры явки на выборах в органы местного самоуправления, а также в связи с этим действия, предпринимаемые государственными и муниципальными органами, избирательными комиссиями для обеспечения явки избирателей, необходимой для признания выборов состоявшимися1 .

Применительно к муниципальным выборам существует определенная специфика реализации принципа обязательного проведения выборов, установленного в ст. 9 рамочного Федерального закона, в соответствии с которой выборы органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. Исключением из этого принципа являются положения ст. 82 указанного Закона2, дозволяющие продлевать или сокращать сроки полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования, а также продлевать соответствующие полномочия в закрепленном в п. 3 названной статьи случае, никак не связанном с целью совмещения выборов1.

Защита активного избирательного права избирателя обеспечивается на каждой стадии избирательного процесса.

Избиратель имеет, право быть включенным в списки избирателей.

Эти списки составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. В списки избирателей включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Следует отметить, что согласно п. 12 ст. 16 рамочного Федерального закона избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. Таким образом, развитие новых информационных технологий, в том числе использование потенциала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы») для создания регистра избирателей, сопровождается комплексом мер, направленных на защиту конфиденциальности персональных данных избирателя.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.

В соответствии с п. 16 ст. 17 рамочного Федерального закона гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей.

Данное правило обеспечивает объективность списков избирателей. Право избирателя на включение его в список избирателей, уточнение в нем сведений о себе корреспондирует обязанности участковой комиссии представлять список для ознакомления избирателей за 20 дней до дня голосования.

В течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно.

Избиратель на муниципальных выборах вправе принимать непосредственное активное участие в формировании избирательных комиссий, одним из основных полномочий которых, как известно, является осуществление контроля за реализацией и защитой избирательных прав граждан. Согласно рамочному Федеральному закону формирование избирательных комиссий, задействованных в проведении муниципальных выборов, производится с учетом территориального принципа: по предложениям собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Избиратели могут участвовать в муниципальных выборах в качестве наблюдателей, выполняющих функцию общественного контроля за выборами. Наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Наблюдатели также могут быть назначены иными общественными объединениями, если это предусмотрено законом.

На этапе выдвижения кандидатов активная роль избирателей проявляется прежде всего в процессе сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. В соответствии с п. 1 ст. 37 рамочного Федерального закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

Избиратель может принять участие в сборе подписей в качестве сборщика подписей. Право сбора подписей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей 18 лет1.

В соответствии с п. 1 ст. 48 рамочного Федерального закона граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 14 ноября 2005 г. № 10-П, «нормативное содержание права на предвыборную агитацию, в котором воплощаются интересы избирателей, направленные на формирование персонального состава выборного органа публичной власти, включает правомочие участников избирательного процесса, в том числе избирателей, осуществлять агитационную деятельность, имеющую целью побудить голосовать на выборах определенным образом»2.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов (за исключением предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, который начинается за 28 дней до дня голосования) и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. При этом должны соблюдаться все установленные в законодательстве о выборах ограничения. Специфика муниципальных выборов особенно на поселенческом уровне состоит в том, что наиболее доступной для каждого избирателя формой предвыборной агитации является проведение агитационных публичных мероприятий, метод подворового обхода.

Для осуществления агитационной деятельности в пользу назначившего их избирательного объединения, кандидата в ст. 43 рамочного Федерального закона предусмотрен институт доверенных лиц, основной целью деятельности которых является ведение предвыборной агитации. Избиратель может принять участие в муниципальных выборах в качестве доверенного лица кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов.

Вместе с тем законодательство о выборах закрепляет ряд мер, ограждающих избирателя от жесткого воздействия (прессинга) на него в агитационный период. В частности, при проведении предвыборной агитации запрещается злоупотребление свободой массовой информации, подкуп избирателей, не допускается проведение предвыборной агитации накануне дня голосования и в день голосования.

Избиратель может поддерживать соответствующего кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов на муниципальных выборах, путем внесения добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений. При внесении пожертвования гражданин должен указать в платежном документе о себе следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве (п. 7 ст. 58 рамочного Федерального закона). При этом следует иметь в виду, что если гражданин не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, или указал недостоверные сведения, то он рассматривается как анонимный жертвователь. Пожертвования анонимных жертвователей вносить в избирательные фонды запрещено. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем на муниципальных выборах, подлежит перечислению в доход местного бюджета.

Граждане вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды. Добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов допускается только в случае, если оно осуществляется без привлечения третьих лиц.

Возможность осуществления волеизъявления избирателя на соответствующих муниципальных выборах обеспечивается следующими правовыми установлениями.

На территориальные и участковые избирательные комиссии возложена обязанность по оповещению избирателей о времени и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до

Принятие избирателем осознанного решения обеспечивается его правом на информацию обо всех зарегистрированных кандидатах и избирательных объединениях, которая должна быть размещена в помещении для голосования в установленном законодательством о выборах объеме.

В соответствии со ст. 62 рамочного Федерального закона законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей избирательной комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где он обладает избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Каждый избиратель голосует лично, что обеспечивает реализацию принципа тайного голосования. Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Бюллетени печатаются на русском языке, который в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории1.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Избиратель расписывается за каждый бюллетень. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»)2.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением специально предусмотренного законом случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его. Избирателю может быть выдан новый бюллетень взамен испорченного членом комиссии, ранее выдавшим ему бюллетень.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

При проведении выборов в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной, окружной избирательной комиссии, ИКМО (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования). Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

Если избиратель, который внесен в список избирателей, не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия обязана обеспечить такому избирателю возможность участия в голосовании. Соответствующая возможность предоставляется в том числе тем избирателям, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования (за исключением случаев голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях). Заявления (устные обращения) могут быть поданы в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя.

Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

Избиратель имеет право на обжалование нарушений его избирательных прав. Государством установлена ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

В соответствии с п. 10 ст. 75 рамочного Федерального закона избиратель вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдумах.

Правоприменительная практика показывает, что чаще всего избиратели обращаются с жалобами на нарушение своих избирательных прав в случаях, когда муниципальные выборы не назначены уполномоченными органами, в связи с чем ставят вопрос о назначении выборов в органы местного самоуправления, а также в защиту своего права принять участие в голосовании на данных выборах. Защита указанных прав в случае их нарушения обеспечена необходимыми процессуальными средствами.

С учетом закрепленной в Законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г. двухуровневой организации местного самоуправления в муниципальном районе полномочия задействованных в проведении муниципальных выборов избирательных комиссий при рассмотрении жалоб избирателей в рамочном Федеральном законе дифференцированы по уровням комиссий.

Так, согласно п. 7 ст. 75 указанного Закона решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта РФ. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта РФ или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в ЦИК России.

Избиратель вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы. Конституционным основанием защиты избирательных прав граждан в судебном порядке являются нормы ст. 46 Конституции РФ, гарантирующие право на судебную защиту каждому физическому лицу.

Существенное значение для защиты активного избирательного права граждан на муниципальных выборах имеет Закон об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Очевидно, что избиратель должен соблюдать законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым ему предоставлена возможность волеизъявления в связи с формированием органов власти на муниципальном уровне. Деятельность граждан, связанная с реализацией их активного избирательного права, должна осуществляться законным образом.

Выборы – это возможность народа высказать свою волю и выбрать конкретного кандидата на выбираемую должность. Именно выборы относятся к главному проявлению демократии. Они отображают политическую систему и оказывают на нее влияние. Избирательная система состоит из двух важных систем: активное и пассивное избирательное право.

Если рассматривать первый вариант, то для него характерной особенностью является то, что любой гражданин своей страны может прийти на выборы и сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Если рассматривать пассивное избирательное право, то здесь уже подразумевается участвовать в выборах, как кандидат на избираемую должность.

Что это такое

Под этим термином скрывается возможность каждого человека, проживающего на территории своей страны, лично принимать участие в выборах кандидата на представительную должность. На сегодняшний день совершенно не играют значение расовые, общеобразовательные, имущественные цензы (условия, которые ограничивают допуск определенных лиц к выполнению избирательного права). Поэтому круг лиц, имеющих избирательное право, достаточно велик. Вот например то, что нужно знать про , достаточно подробно указывается в статье. Так как между этими правами имеются большие и кардинальные различия.

В некоторых станах ограничения на право голоса остались. Например, если рассмотреть избирательную систему мусульманских стан, то изъявлять свою волю на выборах по-прежнему не имеют право женщины. А вот в таких странах, как Италия и Швейцария женщины были наделены правом выбора совершенно недавно.

Изучая данный вопрос, стоит обратить своё внимание на

На видео-активное избирательное право:

Также имеет место ценз оседлости. Если взять, к примеру, избирательную систему США, то для принятия участия в выборах человек обязан прожить на территории не мене 30 дней. Для Канады и Финляндии этот срок составляет 1 год, а вот в Норвегии – целых 5 лет. В таких странах, как Аргентина и Бразилия не разрешено изъявлять свою волю людям, проходящим военную службу. Это объясняется тем, что армия находится вне политической системы. В Советском Союзе до 1963 года избирательным правом не обладали люди, которые относились к угнетаемым классам (рабочий промышленный класс).

Выполнение активного избирательного права может носить прямой и косвенный характер. Для прямых выборов остается характерной ситуация, при которой процесс избирания депутатов осуществляется непосредственно гражданами. Косвенные выборы подразумевают под собой избрание гражданами выборщиков, которые после будут выносить свое решение относительно того, кто из депутатов будет занимать положенную должность.

Примером косвенных выборов станет США, Бразилия, Финляндия. В этих странах двухступенчатыми являются президентские выборы. А вот Франция проводит выборы в сенатах по трехступенчатой системе.

Кто имеет на это право в РФ

Придерживаясь Основного закона РФ, граждане страны обладают правом избирать и быть избранными в аппараты государственной власти, управления на местах. Также они выносят свое решение на референдуме.
Граждане России, которые достигли своего совершеннолетия, могут прийти на свой избирательный участок и отдать голос за своего кандидата. Также граждане имеют права принимать участие в выборах, находясь в составе избирательных комиссий.

На видео-гражданин рф обладающий активным избирательным правом:

Посещать избирательный участок для голосования на референдуме жители РФ имеют право, независимо от пола, расы и национальности. Но имеется категория людей, которым такое право не предоставляется. Например лица, которые по решению суда являются недееспособными или отбывают наказание в тюрьме, изъявлять свою волю не имеет права.

В РФ избиратель имеет право принимать участие на выборах на основе равного, прямого избирательного права при проведении голосования в тайных условиях.

Прийти на выборы и изъявить свою волю – это обязанность каждого гражданина РФ. Конечно, это стоит рассматривать только при условии, что человек относит себя не просто к категории жителей страны, на территории которой у него расположен его дом, а действительно, гражданином своего государства.

Выборы – это возможность народа показать свое значение в развитии и жизни государства. Каждый, кто приходит на выборы, и отдает свой долг перед страной, не просто выражает свое мнение, он решает важнейшие вопросы жизни государства. Причем он обязан нести ответственность перед социумом за свое решение.