Когда женщины России получили избирательные права? Женское избирательное право в странах мира.

Как уже было сказано ранее, идея о равноправии женщин и мужчин в вопросах избирательного права появились в России уже в 18 веке. Началом женской политической активности в Российской Империи можно считать образование императрицей Елизаветы Алексеевны «Общества патриотических дам» в 1812 году. Санкт-Петербургское женское патриотическое общество просуществовало до 1917 года, занималось благотворительной деятельностью, помогало сиротам Отечественной войны и имело весьма серьезный характер. К 1895 году в ведении организации было 7 школ с интернатом, 8 школ для приходящих, 1 рукодельня с магазином, 7 ремесленных отделений и классов; при двух школах детские сады, при одной школе хозяйственное (прачечное) отделение, при рукодельне школа кройки, что не может не говорить о масштабности и силе женского движения.

На образование женского коллективного самосознания влияли не только те женщины, которые занимались вполне ожидаемой от них благотворительной деятельностью, уходом за детьми, но и те, кто своим поведением будоражил сознания общества. Примером такого необычного поведения был поступок Надежды Андреевной Дуровой. Воспитанная в любви к военному делу, эта невероятная в те времена женщина отправилась служить в армию, выдавая себя за Александра Соколова, и добилась больших успехов, выйдя в отставку только через 9 лет службы. Она была адъютантом Михаила Кутузова, отличилась при блокаде крепости Модлине и в боях при Гамбурге. Не удивительно, что своим поступком она спровоцировала скандал, внося свой вклад в дело утверждения свободы личности. Ломая старые нравственные критерии, она заставила пересмотреть устаревшие моральные идеи.

Только в 50х годах 19 века русская интеллигенция обратила внимание и начала изучение вопросов о женском равноправии, обратив внимание на возникшие на Западе споры. В истории сохранились работы либерально настроенных преподавателей университетов, такие как «Взгляд на изменение гражданского состояния женщин в нашем отечестве» автора Т.Н. Грановского, «Идеал женщины» хирурга Пирогова, «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» литературного критика М. Л. Михайлова. Именно в последней работе впервые в российской истории обнародовалось требование равноправия полов в общественной и политической жизни.

Задача женщин в конце 19 века - начала 20 века мало отличалась от задач их предшественниц, однако имела более активный и смелый характер. Главной целью того времени для русских феминисток стало получение финансовой независимости. Для обеспечения этой цели необходимо было решить следующие вопросы:

1) Обеспечить возможность профессиональной деятельности для женщин

2) Получить право на доступ к высшему образованию

Данный этап длился с 1859 по 1905 года и считался начальным этапом становления равноправия в России.

Наиболее важными личностями в российской «битве за равноправие» можно считать Марию Васильевну Трубникову, Анну Павловну Философу, Веру Николаевну Ростовцеву и Надежду Васильевну Стасову, которых в наше время называют «феминистским триумвиратом». С 1859 года усилиями этих женщин путем благотворительной, филантропической и образовательной деятельности начала закрепляться позиция женщин в обществе. Феминистский триумвират в том же году стал создателем двух организаций - «Общества доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга» и «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению».

К заслугам феминистского триумвирата также можно отнести появление в Санкт-Петербурге первой женской трудовой ассоциации - «Общества женского труда» в 1861 году и создание женской артели (стараниями Трубниковой и Стасовой) в 1863 году. В 1864 году в Северной столице России открылся первый магазин женских рукоделий. Его хозяйка предлагала работу продавщиц, задача которых торговать швейными инструментами и готовыми изделиями, которые создавались в мастерской при магазине, где девушки могли обучиться швейному ремеслу. Это был один из важных шагов на пути к экономической независимости женщин.

Решение второй задачи данного этапа, а именно, получение права на высшее образование, шло параллельно с развитием женской профессиональной деятельности. Это имело не менее важный характер, потому как русская интеллигенция еще находилась под влиянием Позднего Просвещения и считала образование первым шагом на пути к независимости, в том числе и женской. По этой причине, любая новация в области женского образования рассматривалась как вклад в дело женского освобождения. Примером того было открытие первой женской воскресной школы в 1859 году на квартире М. С. Шпилевской.

В 1867 по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и многие другие женщины дворянского происхождения подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение занятий. В то же время в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд отказали в их просьбе, но женское движение не отчаивалось. Наоборот, все та же инициативная группа стала проявлять большую активность, их их стараниями с 1869 начали работу Лубянские курсы в Москве, готовившие учительниц, а с 1870 - Владимирские курсы в Петербурге, распорядительницей которых была уже не безызвестная нам Н.В Стасова. В 1872 в Петербурге были открыты врачебно-акушерские курсы для женщин при Военно-медицинской академии, а в Москве - Высшие женские курсы В.И.Герье. В 1878 в Петербурге открылись самые известные из женских курсов - Бестужевские, названные так по имени профессора-историка К.Н.Бестужева-Рюмина. Завершать же свое образование женщинам приходилось за рубежом - прежде всего в Германии и Цюрихе, где на конец 19 века приходилось больше половины русских студенток от общего числа обучаемых.

Конечно, подобное соприкосновение русских женщин с западной культурой не проходило бесследно. Зачастую русские студентки привозили из-за рубежа в Россию помимо знаний еще и идеи феминизма, что привело к увеличению тайных политических кружков.

Однако, не все было так гладко. Женщины, окончившие курс наук в России или на Западе, как правило, имели проблемы с трудоустройством. Специально для решения этой проблемы в 1893 по инициативе Н.Стасовой было создано «Общество вспоможения окончившим курс наук», но и оно не могло обеспечить работой всех.

Последний этап принятия женского избирательного права в России можно охарактеризовать в рамках 1905-1917 года. Революционная волна, пронесшаяся по нашей стране в 1905 году, подвигла женщин не останавливаться на достигнутом и, помимо прав на доступ к высшему образованию и профессиональной деятельности, требовать и бороться за гражданские и политические права. В начале 1905 года был создан всероссийский «Союз равноправия женщин», который просуществовал до 1908 года. В апреле этот союз, созданный силами 30 женщин-либералок из Санкт-Петербурга, провел первый в российской истории митинг в защиту политических прав женщин.

На Первом съезде союза в мае 1905 года делегатки обсуждали цели и задачи своего движения и выделили следующие пункты:

1) немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности;

2) уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни

3) допуск женщин во все области общественной и служебной деятельности

4) совместное обучение женщин с мужчинами

5) отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин

Союз равноправия женщин постепенно распространялся по России и через год в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске и Харькове уже появились отделения данной организации. Члены союза создавали прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и иных организаций, имеющих официальный характер, с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Также активно проводилось налаживание связей с социал-демократическими организациями, а осенью 1905 - с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, который представлял интересы лиц наемного труда.

В 1906 году в Киеве создается Общество взаимопомощи трудящимся женщинам, а в 1907 - аналогичное киевскому обществу - создается и в Санкт-Петербурге, в него входят около 3000 человек, в составе которых как женщины, так и мужчины, поддерживающие идею равноправия полов. Главной активисткой Санкт-Петербургского общества взаимопомощи становится Александра Михайловна Коллонтай.

С 1906 года деятельность Союза равноправия женщин была направлена на распространение идей женского избирательного права, а также на борьбу за равноправие полов в политической сфере общества. В 1908 году после Первого Всероссийского съезда женщин произошёл «раскол» в движение феминисток. С одной стороны, появились «буржуазные феминистки», как их называли представительницы пролетарского женского движения, вторая сторона движения феминисток. Либеральные феминистки, «дамы-благотворительницы» выступали с позиций так называемого «феминизма различий», который предполагал четкое разграничение мужчин и женщин и признание прав женщин на это отличие. Их активными представителями были А.Шабанова, А.Тыркова, С.Тюберт. Противницы либеральных феминисток во главе с Александрой Коллонтай настаивали на признании женщины таким же полноценным субъектом права, как и мужчина, без каких-либо отличий или привилегий.

Буржуазно-демократическая революция 1917 года, которое породило политическое двоевластие, подвигли феминисток к более активной деятельности. 19 марта 1917 перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин. Они выступали с лозунгами «Работницы требуют избирательных прав!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!». Председатель Временного правительства Георгий Евгеньевич Львов взял на себя ответственность подтвердить, что всеобщее избирательное право будет равноправным для лиц обоего пола, и только после этого демонстрация смогла завершиться. 21 марта 1917 года Георгий Львов провел встречу с Российской лигой равноправия женщин, в 1908 году заменившей Союз равноправия женщин, и уже от лица правительство подтвердил, что намерен установить политическое равноправие мужчин и женщин. В изданном 15 апреля 1917 года Постановление Временного правительства, в приложение 1 к отделу II пункте 3 значится: «Правом участия в выборах гласных пользуются Российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избирательных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе или же имеют иные, связанные с городом, определенные занятия.» 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве „без различия пола“. Последним ударом по неравноправию полов в России была Конституция 1918 года, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

Мы можем сделать вывод, что история женского избирательного права в России имела долгий и витиеватый путь. Неизвестно, насколько дольше женщины в России не имели бы избирательных прав, если бы не влияние Запада и его либеральных идей, но путь, пройденный женщинами-активистками, был нелегок и имел свои характерные отличия от западного пути. Пройдя три основных этапа (становление идеи, зарождение феминистского движения и основная борьба за равноправие), женское избирательное право получило юридическое закрепление и было признано обществом в 1917 году.

Последним шагом России к уравниванию женских и мужских прав стало подписание Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 17 июля 1980 год.


Глава XI X

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ДЛЯ ЖЕНЩИН

Существенно расширив число лиц, обладающих правом голоса. Акт о реформе парламента (1832) по-прежнему лишал этого права добрую половину населения страны - женщин. А ведь они вместе с мужчинами добивались принятия этого закона, плечом к плечу с ними стояли на митингах, рядом с ними ставили свои подписи под требованиями и петициями! Самое же парадоксальное заключалось в том, что если в старом законодательстве, по словам верховного судьи лорда Ли (1733 г.), не содержалось прямого запрета на предоставление избирательного права женщинам, то в новом Акте о реформе этот запрет нашел четкое, недвусмысленное выражение - "...для лиц мужского пола".

Жизнь трудящихся женщин была нелегка. Отработав долгий рабочий день на заводе, фабрике или мастерской (кстати, за меньшую, чем у мужчин, плату), они возвращались домой, но отнюдь не для того, чтобы отдохнуть: там их обычно ждали другие заботы - стирка, уборка, стряпня, уход за детьми. Правда, работа давала им определенную степень свободы, поскольку делала их менее зависимыми от мужей или отцов. При необходимости они могли даже от них отделиться и жить самостоятельно, хотя для этого им часто приходилось соглашаться на тяжелую физическую работу на шахтах или заводах. Многие женщины трудились на небольших предприятиях или в мастерских за мизерную плату, и им никак не удавалось создать собственный профсоюз. Например, Женская профсоюзная лига образовалась только в 1870-х годах. И это при том, что женщины наравне с мужчинами принимали участие в забастовках, демонстрациях протеста и иных формах политической борьбы!

Началом многолетней борьбы за эмансипацию можно считать выход в свет работы Мэри Уолстонкрафт "В защиту прав женщины" (1792). В ней, помимо описания "обычной женщины" как "нежного домашнего животного", содержалось требование предоставить ей равенство и право на образование, выражался страстный призыв сделать ее "другом, а не покорной содержанкой собственного мужа"". Публикация встретила живой отклик у массового читатели - причем не только женщин, - хотя и являла собой открытый вызов библейским заповедям о священности домашнего очага.

Деятельный ум не приемлет праздности, поэтому многие женщины с увлечением занимались благотворительной и общественно полезной работой. Всему миру, например, стало известно имя Флоренс Найтингейл, прославившейся своим самоотверженным трудом по уходу за ранеными и больными во время Крымской войны*. Немало женщин занималось политической деятельностью, борясь за осуществление различных реформ. Так, во многом благодаря их настойчивым усилиям в 1857 г. был принят Акт о браке и разводе, который законодательно гарантировал женам получение алиментов с бросивших их мужей.

* Крымская война - началась осенью 1853 г. между Россией и Турцией. С апреля 1854 г. к Турции присоединились Англия и Франция. В сентябре 1854 г. близ Евпатории был высажен англо-французский десант (его численность уже в первые дни превысила 60 тыс. человек, а в дальнейшем возросла до 180тыс.), вскоре осадивший Севастополь - главную военно-морскую базу России на Черном море. После тяжелейших кровопролитных боев русские войска в начале сентября 1855 г. оставили Севастополь. Окончанием Крымской войны считается подписанный в Париже мирный договор (18 марта 1856г.), хотя фактически военные действия завершились вскоре после сдачи Севастополя, в боях за который английская армия потеряла более 20 тыс. человек, французская - около 100 тыс. В ходе войны Флоренс Найтингейл, а затем и другие английские женщины по собственной инициативе выехали в район Севастополя для оказания помощи раненым солдатам и офицерам английской и французской армий. В результате этого была пересмотрена прежняя система военно-санитарной службы в армиях, и в 1864 г. в Женеве была подписана Международная конвенция, оформившая создание организации Красного Креста с правом военной неприкосновенности. Совпадение наименования и эмблемы Красного Креста с религиозной символикой христианской церкви побудило мусульманские страны по инициативе Турции и Персии (Ирана) назвать свои аналогичные организации Красным Полумесяцем и ввести соответствующую эмблему. Прим. изд.

Первые шаги на пути к предоставлению английским женщинам возможности получать высшее образование связываются с именем Эмили Дэвис, которая в 1874 г. открыла в Кембридже колледж Гиртон; он не являлся частью университета и вообще был принят с насмешками и откровенной враждебностью, однако его студентки тем не менее имели право сдавать экзамены по университетской программе и получать соответствующие дипломы об окончании высшего учебного заведения (в Кембриджский университет девушки были допущены только после второй мировой войны). За Гиртоном, к ужасу многих обывателей, последовали другие колледжи аналогичного типа. На образованную девушку смотрели как на неудачницу, утратившую всю свою женственность и обаяние и превратившуюся в "синий чулок", на котором вряд ли кто осмелится жениться.

Но вы, ученых дам мужья, - признайтесь в том,
Что пребываете у них под башмаком.

Байрон Д. Дон Жуан. М., 1947. с. 14

Однако ни насмешки, ни салонные сплетни уже ничего не могли изменить. Часть битвы была выиграна. В 1878 г. перед девушками открылись двери и прогрессивного Лондонского университета.

С какими бы препятствиями ни приходилось сталкиваться девушкам и молодым женщинам, чтобы получить высшее образование, еще труднее им было найти практическое применение полученным знаниям в сфере интеллектуального труда.

В 1859 г. Элизабет Блэквелл получила в Америке диплом врача и вернулась в Англию с надеждой найти там работу по специальности. Однако добиться этого оказалось делом не простым. Не желая допускать женщину в "чисто мужскую" профессию, английские медики в спешном порядке приняли поправку к Положению, в соответствии с которой к врачебной практике не допускались лица, имеющие только иностранный диплом. Лишь через несколько лет, пройдя через неописуемые страдания и унижения, ей наконец удалось добиться профессионального признания.

И все-таки необратимый процесс пробуждения женского самосознания начался: представительницы различных социальных классов и сословий все чаще видели себя жертвами дискриминации, все чаще поднимали вопрос об изменении своего неравноправного положения.

Аргументированное требование о предоставлении женщинам избирательных прав отчетливо прозвучало еще в 1825 г. в книге мыслителя-социалиста Уильяма Томсона, опубликованной под громоздким названием "Обращение к одной половине человеческого рода, женщинам, против притязаний другой половины - мужчин...", но тогда эта тема не получила должного развития. Предметом парламентских дебатов она стала значительно позже, в августе 1832 г. после принятия Акта о реформе. Депутат Хант - тот самый "оратор" Хант, который выступал на знаменитом митинге, вылившемся в "бойню при Питерлоо", - передал спикеру палаты общин петицию с просьбой предоставить право голоса всем незамужним женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом. Автором петиции была зажиточная старая дева, обосновывавшая свою просьбу тем, что право собственности влечет за собой право голоса. Причем рассуждения ее были вполне логичны. Ведь важнейшим аргументом против предоставления женщине избирательного права являлся тот факт, что ее голос был представлен в голосе ее мужа, поскольку именно он, а не она, считался формальным владельцем собственности. Ну, а как быть в том случае, если женщина владеет собственностью, но не имеет мужа? Обсуждение этого "курьезного" вопроса вызвало у достопочтенных джентльменов из палаты общин немало шуток сомнительного достоинства, и петиция, конечно же, была отвергнута подавляющим числом голосов.

В 1865 г. к власти с перевесом в 70 голосов пришло правительство партии либералов (бывшие виги). Либералы еще в ходе предвыборной кампании обещали поддерживавшим их рабочим расширить круг лиц, обладающих правом голоса, и теперь во исполнение этого выдвинули в палате общин билль, по которому имущественный ценз (необходимый для получения избирательного права) сокращался до 14 фунтов в графствах и до 7 фунтов в городах; кроме того, право голоса автоматически предоставлялось любому взрослому мужчине, чей банковский счет на протяжении последних двух лет составлял не ниже 50 фунтов. В случае принятия билля новый закон расширил бы число голосующих приблизительно на два миллиона рабочих и мелких торговцев. Однако уже во время второго чтения билля* либералы имели перевес всего в пять голосов, а вскоре после этого им пришлось уступить бразды правления своим извечным политическим соперникам - партии тори.

* Система слушания и утверждения биллей в английском парламенте включает немало казуистических правил, позволяющих "похоронить" неугодный билль, даже не критикуя его по существу. В частности, сославшись на какую-то неясность, неточность и пр., можно добиться второго и даже третьего чтения (т.е. слушания) билля.

В знак протеста Национальная лига реформ назначила на 23 июля 1866 г. массовый митинг в Гайд-парке. Полиция запретила его проводить и закрыла ворота парка. Тогда десятки тысяч собравшихся рабочих смяли полицейские заслоны, сломали ограду и ворвались в парк. На помощь полицейским (а их там насчитывалось около 1600 человек) из Веллингтонских казарм были вызваны гвардейцы. В наступивших сумерках митинг превратился в многочисленные стычки и потасовки между отдельными группами лиц. Через год после описываемых событий правительство тори все-таки приняло новый Билль о реформе, по которому право голоса получали все налогоплательщики и большинство квартиронанимателей.

Теперь, когда большая часть мужского населения в городах добилась для себя права голоса, им по-прежнему не обладали только сельскохозяйственные рабочие и четыре иных категории населения: пэры Англии, осужденные преступники, слабоумные и... женщины. В своем выступлении по поводу Билля о реформе премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли заявил, что он не видит особых причин, по которым женщинам следует отказывать в избирательном праве, однако дальше этой декларации дело так и не пошло.

В 1865 г. философ Джон Стюарт Милль* без особого энтузиазма согласился выставить свою кандидатуру в депутаты парламента от либеральной партии; одним из пунктов его предвыборной платформы было требование о предоставлении права голоса женщинам. В июне 1866 г. Милль, за которым прочно закрепилось прозвище "дамский депутат", вынес на обсуждение палаты общин петицию, составленную "лидерами суфражисток"** (таковыми объявили себя несколько женщин) , и предложил внести во Второй акт о реформе поправку, заключавшуюся в замене слова "мужчина" словом "лицо".

* Милль, Джон Стюарт (1806-1873) -английский философ-позитивист. В его учении важное место занимала логика. В сочинении "Система логики" (1843) Милль утверждал, что логика должна стать общей методологией наук. Ряд работ Милля был посвящен политической экономии. С. 253
** Суфражистки - буржуазное женское движение (его поддерживала и часть мужчин - суфражистов) за предоставление женщинам абсолютно равных с мужчинами избирательных прав ("sufrage" на английском языке означает "право голоса"). Суфражизм возник в Англии в 1860-е годы и вскоре получил распространение в США, Германии и некоторых других капиталистических государствах. Суфражизм иногда неверно идентифицируют с феминизмом - более широким буржуазным движением за уравнение женских прав с мужскими во всем, а не только в избирательной процедуре.

После долгих дебатов предложение о поправке было отвергнуто, хотя на этот раз за него проголосовали уже 74 депутата. Проблемы женского политического равноправия перестали быть всего лишь "дежурным объектом" мужских насмешек и фактически завоевали признание в качестве серьезного конституционного вопроса.

Одним из результатов этого успеха стало создание Национального общества за предоставление избирательных прав женщинам. Появление представительниц прекрасного пола на трибуне для выступающих во время публичных митингов и сборищ, что еще совсем недавно было даже трудно себе представить, перестало быть редкостью, хотя этим дамам еще частенько приходилось выслушивать в свой адрес немало едких слов и обидных замечаний со стороны присутствующих мужчин. Не осталась в стороне и королева Виктория, написавшая открытое письмо, в котором резко осудила «эту безумную, злонамеренную и чреватую ужасными последствиями затею с "женскими правами"», добавив, что, во всяком случае, одна из ее активисток - леди Эмберли - "заслуживает хорошей порки".

Всю вторую половину XIX в. суфражисты - так теперь называли конституционалистов - вели умеренную политическую кампанию: выступали на митингах, распространяли пропагандистскую литературу, организовывали чинные манифестации. Но такой подход оказался малоэффективным, и к 1900 г. суфражистское движение практически заглохло. Возродилось оно в 1903 г. после образования Женского социально-политического союза (ЖСПС), который декларировал свое твердое намерение активными действиями "обеспечить женщинам право голоса в той же мере, в какой оно предоставляется или может предоставляться мужчинам". Главным девизом ЖСПС было "Голоса для женщин!"; членство в нем ограничивалось только лицами женского пола; Функционировал он независимо от какой-либо политической партии страны.

Вдохновителями нового союза считались: вдова Эммелина Панкхерст со своими дочерьми Кристобель и Сильвией и богатая женщина, член совета Тринити-Колледж (Кембридж) Эммелина Пентвик-Лоуренс. Фигурировавшее в названии союза слово "социальный", как полагали, было введено для смягчения слова "социалистический", чтобы не отпугнуть многочисленных представительниц среднего класса (сама Панкхерст, ее дочери, да и немало других суфражисток являлись членами независимой лейбористской партии). ЖСПС пользовался широкой поддержкой фабричных работниц, которые в свою очередь могли оказывать определенное влияние в его пользу и на лейбористское движение, и на рабочую прессу. Однако новая лейбористская партия не торопилась выдвигать вопрос о предоставлении избирательного права женщинам в число своих первоочередных требований, полагая, что это будет способствовать усилению консерваторов и либералов, поскольку при существовавшей избирательной системе воспользоваться этим правом смогли бы прежде всего представительницы имущих классов. Таким образом, рассуждали лейбористские лидеры, лучше всего подождать до введения всеобщего избирательного права, которое, безусловно, будет распространяться и на женщин.

В 1904 г. первый депутат парламента от лейбористов Кейр Харди попытался поставить на обсуждение палаты общин отвергнутую ранее поправку Дж. С. Милля, но был... осмеян; достопочтенные депутаты предпочли заняться более "неотложным" делом - дебатами по вопросу о заднем габаритном освещении транспортных средств. Узнав об этом, суфражистки организовали у здания парламента массовый митинг протеста, вылившийся, учитывая попытки полиции силой воспрепятствовать его проведению, в первую откровенно незаконную акцию суфражисток.

Отныне ЖСПС уже не избегал действий, которые влекли за собой скандальные последствия или были связаны с нарушением общественного порядка. Наоборот, в оживленной политической жизни того периода, обычно выражавшейся в проведении массовых митингов и манифестаций, именно женщины являлись главными нарушителями спокойствия - они кричали, прерывали ораторов неуместными вопросами и репликами, звонили колокольчиками, размахивали транспарантами, скандировали лозунги и т.п., вынуждая распорядителей или полицейских применять по отношению к ним "энергичные" меры, вплоть до рукоприкладства. Видно не зря досужие газетчики очень скоро метко прозвали их "визжащими сестрами по духу". В Манчестере за нападение на полицейских во время проведения одного из таких "скандальных" митингов были арестованы и приговорены к штрафу либо тюремному заключению Эммелина Панкхерст и Анни Кении. Поскольку от уплаты штрафа обе категорически отказались, то они стали первыми суфражистками, поплатившимися за свою деятельность личной свободой.

В 1900 г. рабочие депутаты палаты общин, избранные туда от либеральной (в основном) и независимой лейбористской партий, сформировали Комитет рабочих представителей, ставший предшественником лейбористской партии. Часть его членов выступала в поддержку предоставления избирательных прав женщинам - но только в принципе, не считая это первоочередным вопросом. Диаметрально противоположной точки зрения на этот счет придерживались суфражисты.

Состав ЖСПС был в высшей степени неоднородным. С одной стороны, у него была прочная опора в рабочем движении (он имел своих представителей в тред-юнионах, принимал участие в мероприятиях социалистических и рабочих организаций) , но с другой - в него входило немало и "светских" дам, в избытке имевших и средства и время, которое они без ущерба для себя - не особенно страшась даже возможного ареста или краткосрочного тюремного заключения - могли тратить на общественную деятельность. Лозунг "Голоса для женщин!" расколол все население страны на тех, кто независимо от социальной, религиозной или политической принадлежности выступал за его осуществление, и тех, кто с не меньшим пылом доказывал, что этого по тем или иным причинам ни в коем случае не следует допускать. Неразбериха аргументации и выводов была полной: одни, как например, Хилэйр Беллок, считали аморальной саму мысль о предоставлении женщинам политического равноправия, другие были против, поскольку опасались, что в этом случае политические агитаторы получат возможность "приставать к чужим женам". В поддержку этого требования, ко всеобщему удивлению, выступили многие консерваторы, в то время как некоторые известные радикалы и сторонники прогресса четко сказали "нет". Образовалась даже Консервативная ассоциация за предоставление женщинам избирательного права. Часть суфражистов, возглагая свои надежды в основном на либеральную партию, добросовестно поддерживала ее кандидатов. Суфражистки же, видя в ней партию, которая поддерживает их требования только до тех пор, пока не придет к власти, беспощадно врывались на все ее общественные мероприятия, превращая их в конкурс "кто кого перекричит" и полностью заглушая речи выступающих скандированием своего лозунга - "Голоса для женщин!".

Но жертвами "возмутительниц спокойствия" были не только либералы; под угрозой срыва оказались любые общественные или политические мероприятия, на которых присутствовали "визжащие сестры по духу". Если они преследовали цель привлечь к себе внимание, то, без сомнения, им это удалось сверх всяческих ожиданий: о них взахлеб писала пресса, а пародии и комические куплеты на творимые ими скандальные дела звучали буквально повсюду - на улицах, в барах, театрах, балаганах и т.д. и т.п.

Всеобщие выборы 1906 г. принесли победу либеральной партии, получившей на 100 мандатов больше, чем оппозиционная коалиция; к тому же ее поддерживали 52 депутата от лейбористов. Премьер-министром нового правительства стал Кэмпбелл-Боннерман, хотя на этом посту его скоро сменил Герберт Генри Асквит. Большинство кандидатов-либералов выступали в поддержку требования о предоставлении права голоса женщинам, однако в королевской речи, в которой по традиции упоминается о всех предполагаемых законодательных изменениях на предстоящий срок созыва парламента, об этом не было сказано ни слова. Пентвик-Лоуренс призвала женщин к "великому восстанию против подчинения тела и разума воле мужчин", тем самым значительно расширив прежнее требование суфражисток о предоставлении женщинам избирательного права. Так был сделан еще один серьезный шаг на долгом и трудном пути формирования движения за освобождение женщин - движения, особенно разросшегося в 1970-х годах.

Акции суфражисток с каждым разом становились все более дерзкими и вызывающими - соответственно, росло число женщин, приговоренных к различным срокам тюремного заключения за нарушение общественного порядка, нападение на полицейских или нанесение ущерба чужой собственности (платить штраф они, как правило, отказывались). Несколько женщин устроили шумный скандал в... галерее палаты общин, предварительно прикрепившись к решетке специальными браслетами без ключей, так что вызванным туда в срочном порядке полицейским пришлось основательно потрудиться, прежде чем они смогли освободить нарушительниц от добровольных оков. Те же, как и было задумано, времени зря не теряли. А вскоре аналогичные сцены произошли на Даунинг-стрит, у домов нескольких министров и даже у Букингемского дворца. Суфражистки не останавливались ни перед чем: они нанимали дирижабли и аэростаты, с которых на Лондон сбрасывались тысячи листовок, прорывались через полицейские кордоны во время национальных праздников и швыряли скомканные петиции в короля и королеву. Мало того, некоторые из их акций - опрокидывание пузырьков с кислотой в избирательные урны или засовывание тлеющих тряпок в почтовые ящики - уже граничили с неприкрытым терроризмом и представляли реальную опасность окружающим, да и им самим.

Видная активистка ЖСПС, пожилая вдова миссис Деспард, рассорившись с руководством союза, образовала собственную группу - Женскую лигу свободы; ее члены провозгласили своим принципом "конституционную непримиримость" и под лозунгом "Никакого налогообложения без представительства!" (подобно американским колонистам в 1776 г.*) отказались платить налоги. Судебные исполнители не раз и не два накладывали арест на имущество миссис Деспард и ее сторонниц и пускали его с молотка, но каждый раз друзья снова выкупали его и возвращали прежним владельцам. Одна из активисток Женской лиги свободы оказалась за решеткой за отказ уплатить налог на принадлежавшую ей собаку.

* К сожалению, автор ошибся в датировке лозунга: он возник в начале 1760-х годов, а в 1776 г. уже была провозглашена независимость США и ни о каких налогах со стороны бывшей метрополии (т.е. Англии) не могло быть и речи. Прим. изд.

В 1908 г. за участие в запрещенной демонстрации у здания парламента 50 активисток ЖСПС были приговорены к шести неделям тюремного заключения. Среди них находилась и Эммелина Панкхерст, еще не полностью оправившаяся от последствий нападения на нее хулиганов, которые всегда с особым рвением помогали полиции в разгоне женских митингов и манифестаций.

И все-таки одной из основных форм политической борьбы суфражисток по-прежнему оставались массовые митинги и демонстрации, нередко организуемые в честь освобождения из тюрьмы кого-либо из активисток движения. Так, 21 июня 1908 г. по инициативе ЖСПС в Гайд-парке состоялся сверхмассовый митинг под названием "женское воскресенье". Это было поистине грандиозное зрелище: сотни тысяч участниц, представлявших самые различные профессии и виды занятий - литераторы, художницы, артистки, медицинские сестры, фабричные работницы, домашние хозяйки и т.д. и т.п., - подходили к назначенному месту сбора семью внушительными колоннами, гремели оркестры, развевались знамена с вышитыми или рисованными изображениями героических женщин (Боадицеи*, Жанны д"Арк и т.д.), на шляпах и одежде практически всех демонстранток ярко выделялись трехцветные (алый, белый, зеленый) символы ЖСПС. На митинге выступили 80 ораторов. Две тысячи мужчин были назначены "распорядителями", в их функции входило поддерживать порядок и не допускать провокационных выходок со стороны хулиганов или молодых людей, явившихся в парк, чтобы повеселиться. Митинг закончился тем, что прочитанная по сигналу горна резолюция с требованием без промедления предоставить женщинам избирательное право встретила бурное одобрение подавляющего большинства собравшихся.
По оценке газеты "Таймс", в митинге приняли участие более полумиллиона человек.

* Боадицея - героиня кельтского эпоса, своего рода амазонка, пытавшаяся эксцентрическими поступками доказать равенство женщин с мужчинами. В частности, однажды она, по преданию, обнаженной проехала верхом перед толпой изумленных мужчин. Суфражистки, основываясь на "биографии", возможно, не существовавшей в действительности Боадицеи, стремились доказать, что их борьба за равенство не какая-то прихоть, а вполне естественное явление, существовавшее еще в древней Британии около двух тысячелетий назад. Из некоторых источников римских времен следует, что в 61 г. н.э. Боадицея возглавляла войско бриттов, разрушивших и разграбивших древний Лондон.

В конце 1908 г. после того, как палата общин большинством голосов одобрила два билля о женских избирательных правах, а правительство один за другим их отвергло, ЖСПС обратился к общественности с призывом провести марш протеста под девизом "Пробьемся в палату общин!"

Однако, поскольку ранее в тот же день в Лондоне состоялась демонстрация безработных и подходы к парламенту были плотно перекрыты полицейскими кордонами, намеченная суфражистками акция сорвалась. Впрочем, это не помешало властям обвинить Эммелину Панкхерст, ее дочь Кристобель и миссис Драммонд (соратницы с любовью называли ее "наш генерал") в организации заговора и приговорить их к тюремному заключению: двух почтенных дам на срок три месяца, более молодую Кристобель - к десяти неделям.

Но отважные суфражистки не сдались, даже оказавшись за решеткой: они объявили голодовку, на что последовал категорический приказ властей о принудительном питании. Процедура эта была жестокой и унизительной. Жертву привязывали к стулу, через ноздрю вводили в пищевод трубку и, хотя "кормление" приходилось многократно прерывать из-за активного рвотного рефлекса, вливали туда питательную жидкость. Столь варварское обращение с женщинами вызвало всенародную волну возмущения, вынудившую правительство пойти на уступки. В спешном порядке был принят специальный акт (тут же прозванный в народе "Актом о кошке и мышке"), в соответствии с которым позволялось условно освобождать больных заключенных с тем, чтобы через некоторое время, когда их состояние улучшится, снова водворять их в тюрьму для отбытия оставшегося срока наказания. В 1913-1914 гг. Эммелина Панкхерст по меньшей мере 10 раз условно освобождалась после голодовок и принудительного питания только для того, чтобы вскоре снова оказаться за решеткой; в последний раз ее забрали в тюрьму прямо с носилок, на которых товарищи принесли ее на митинг ЖСПС. В 1910 г. к власти вновь пришло правительство либералов, которое во исполнение своего предвыборного обещания решить "женский вопрос" создало так называемый Комитет примирения1, вменив ему в обязанность подготовку приемлемого законопроекта. Суфражистки согласились приостановить активные действия и подождать. Через некоторое время ТВ состав Комитета примирения входили депутаты от всех представленных в парламенте партий.

Комитет действительно выдвинул на обсуждение палаты общин билль, в котором предлагалось предоставить право голоса женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом (т.е. представительницам средних классов), даже если владельцами собственности номинально являлись их мужья. ЖСПС приветствовал новый законопроект в качестве первого шага на пути позитивного решения "женского вопроса" и в знак одобрения организовал торжественное шествие и массовый митинг в Ройял-Алберт-Холл*. Во главе процессии на великолепных лошадях медленным шагом выступал отряд женщин-церемониймейстеров (они демонстративно сидели в седлах "по-мужски", а не боком, как "полагалось" дамам), за ними следовало более 600 одетых в белое бывших узниц правосудия, причем каждая из них несла на шесте комплект тюремной одежды, затем - представительницы культуры и искусства и даже большая группа мужчин, среди которых было немало знаменитостей в самых различных сферах. Оркестры, развевающиеся знамена, яркие символы и нарядные одежды - все это делало шествие по-настоящему красочным и впечатляющим зрелищем.

* Ройял-Алберт-Холл - большой концертный зал а Лондоне на восемь тысяч мест, в котором также проводятся спортивные мероприятия, митинги и собрания. Построен в 1867-1871 гг. Назван в память принца Альберта (1819-1861) , супруга королевы Виктории. - Прим. перев.

Парламентские дебаты по новому законопроекту были долгими и бурными. В конце концов, несмотря на возражения и Ллойд-Джорджа, и Черчилля, палата общин одобрила его большинством в 110 голосов. Однако правительство тем не менее сочло возможным "положить его на полку", аргументировав это тем, что такого большинства недостаточно для решения столь важного вопроса. Митинг протеста возле здания парламента был разогнан, но никто из участников не был ни арестован, ни предан суду. ЖСПС назвал это решение "актом предательства" и немедленно возобновил активные действия - вскоре более 200 женщин снова оказались за решеткой.

1 марта 1912 г. по заранее обусловленному сигналу от ударов молотками и увесистыми булыжниками вдребезги разлетелись почти все витрины на Даунинг-стрит и на главных торговых улицах столицы - Оксфорд-стрит и Риджент-стрит: начался этап "швыряния камней". На этот раз полиция, не ограничившись арестом организаторов погрома супругов

Пентвик-Лоуренс и миссис Тьюк (Эммелина Панкхерст отбывала тогда срок наказания за прежнее нарушение закона, а ее дочь Кристобель, предупрежденная друзьями, успела бежать в Париж) , совершила налет на штаб-квартиру и конторы ЖСПС в Клементс-Инн. Среди "доказательств", представленных полицией в суд, было и такое открытие: на книжных полках в помещениях ЖСПС оказалось немало книг... на французском языке! Арестованные были приговорены к тюремному заключению сроком на 10 месяцев и уплате судебных издержек. Ввиду отказа мистера Пентвик-Лоуренса выполнить требования суда, его объявили банкротом и продали принадлежавший ему дом с молотка; исключили его и из членов клуба "Риформ"*.

*"Риформ" - лондонский клуб, членами которого являются высшие государственные чиновники, политические деятели, видные журналисты. Основан в 1832 г. как клуб вигов; в год основания клуба был принят закон о реформе парламентского представительства. - Прим. перев.

При всей скандальности и размахе своих акций протеста суфражистки старательно избегали нанесения повреждений кому бы то ни было; сами же они утверждали, что в результате голодовок и принудительного питания впоследствии умерли несколько активисток движения. И действительно, за всю кампанию их борьбы имел место только один несчастный случай со смертельным исходом, который, впрочем, правильнее считать самоубийством: 4 июня 1913г. во время ежегодных скачек "Дерби"*, когда наездники прошли Таттенемский поворот**, некая мисс Эмилия Дэвисон - известная активистка движения, ранее пытавшаяся покончить с собой в тюрьме в знак протеста против заключения, - неожиданно выбежала из-за ограждения, чтобы остановить лошадь и сорвать скачки. В образовавшейся свалке лошадь и жокей получили ранения, а мисс Дэвисон скончалась от ран в ближайшем госпитале. Похороны суфражистки вылились во впечатляющую манифестацию протеста.

* "Дерби" - ежегодные скачки лошадей-трехлеток на ипподроме "Эпсон-Дауне" близ Лондона на дистанцию 2400 м; названы по имени графа Дерби, впервые организовавшего такие скачки в 1780 г. - Прим. перев. ** Таттенемский поворот - последний поворот перед финишной прямой на ипподроме "Эпсон-Дауне". - Прим. перев.

Трагический инцидент на ипподроме Эпсон-Дауне, казалось, подтолкнул ЖСПС к еще более энергичным действиям. Движение сделало опасный крен в сторону неприкрытого терроризма: суфражистки портили или уничтожали произведения искусства на публичных выставках, подкладывали в общественных местах небольшие самодельные бомбы (одна из них, например, повредила средневековую каменную перегородку в святилище Вестминстерского аббатства), совершали поджоги домов видных государственных деятелей (особенно членов кабинета министров); они дошли даже до того, что прерывали церковные богослужения и при любом публичном появлении короля Англии открыто оскорбляли его. Прямым результатом этой, как было сказано в палате общин, "абсолютно беспрецедентной кампании в истории страны" стали участившиеся и ужесточившиеся судебные преследования активисток движения и... утрата доверия к нему со стороны значительной части населения.

Однако борьбе за политическое равноправие женщин так и не суждено было достичь своего кульминационного пика - разразилась первая мировая война 1914-1918 гг., участницей которой оказалась и Англия. Многолетняя кровавая бойня, развернувшаяся на полях сражений множества стран, стоила Англии 947 тыс. человеческих жизней, всему же миру - 8412 млн. человек*. На фоне этого колоссального преступления против человечества страдания суфражисток, безусловно, выглядели ничтожными.

* Данные о потерях сторон в ходе первой мировой войны довольно противоречивы, на этот счет имеются разные точки зрения. В советской историографии принято считать, что в первой мировой войне погибло в общей сложности не менее 10 млн. человек.

Сразу же после начала военных действий английское правительство объявило о немедленной амнистии всем томящимся за решеткой суфражисткам. В свою очередь ЖСПС полностью прекратил "кампанию протеста"; большинство его членов активно включились в работу по оказанию помощи военным усилиям родины. Эммелина Панкхерст, например, стала одним из правительственных экспертов по вовлечению женщин в промышленное производство, куда профсоюзы согласились допустить их как "неквалифицированную рабочую силу".

В январе 1918 г. правительство Ллойд-Джорджа без какой-либо шумихи (против выступили всего 23 депутата) приняло закон о предоставлении права голоса всем женщинам, достигшим 30-летнего возраста, а уже в ноябре женщинам было разрешено выставлять свои кандидатуры на выборы в палату общин. На первых послевоенных парламентских выборах, состоявшихся в декабре 1918 г., свои кандидатуры выставили 16 женщин, хотя избрана была только одна - графиня Маркисвич от Ирландии. Но и она, верная политике партии Шинфейн*, интересы которой она представляла на выборах, в парламенте так ни разу и не появилась.

* Шинфейн - на гэльском (древнеирландском) наречии означает "мы сами". Эта партия возникла в начале XX в. в Ирландии и организационно оформилась в 1906 г. До 1916 г. партия была сугубо мелкобуржуазной, националистической организацией, выступала за ликвидацию английского засилья в промышленности, торговле, вплоть до бойкота британских товаров; шинфейнеры выступали также за создание сети сугубо ирландских школ взамен существовавших английских. На этом этапе Шинфейн действовал в рамках политических и литературных дискуссий, а на выборах в парламент он систематически терпел поражения. Но после Дублинского восстания (апрель 1916 г.), жестоко подавленного британскими властями, в партию влились свежие силы, в том числе и представители бедноты. Шинфейн стал массовым народным движением, он перешел к активным методам борьбы, включавшим и вооруженное сопротивление вплоть до создания партизанских отрядов. Английское правительство было вынуждено пойти на ограниченные уступки, предоставив Ирландии (без Ольстера) в декабре 1921 г. права доминиона. На этом этапе ирландская буржуазия, удовлетворенная достигнутым, откололась от движения, а вскоре и руководители его левого крыла заявили об отказе от вооруженных методов борьбы (1923 г.), вернувшись к прежним, пассивно-пропагандистским методам. Но широкие слои ирландского населения продолжали бороться за достижение полной независимости, и 18 апреля 1949 г. Ирландия (по-прежнему без Ольстера) стала независимой республикой.

Первой женщиной, занявшей свое законное место в палате общин после выборов 1919 г., стала консерватор леди Нэнси Астор. Ряд последующих актов парламента расширил женское избирательное право, так что в сегодняшней Великобритании правом голоса обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста. Исключение составляют только пэры Англии, умалишенные и осужденные преступники.

В средневековой Франции и некоторых других европейских странах на городских выборах и собраниях имели право голосовать главы семейств независимо от пола. Истоки современного движения за избирательное право для женщин можно обнаружить во Франции конца XVIII века в работах Антуана Кондорсе и Олимпии де Гуж, боровшихся за его введение в масштабах страны.

С 1718 по 1771 годы, во время Эры свободы, в Швеции было введено женское избирательное право. Оно распространялось только на женщин, состоящих в гильдиях и платящих налоги.

С 1755 года национальное собрание Корсиканской республики в соответствии с конституцией избиралось всеми жителями старше 25 лет, в том числе незамужними или вдовствующими женщинами. Женское избирательное право на Корсике было отменено, когда Франция аннексировала остров в 1769 году.

В 1756 году Лидия Тафт (урождённая Чапин) стала первой женщиной, получившей право голоса в Америке. Она пользовалась им, по крайней мере, трижды во время городских собраний в Уксбридже, Массачусетс, с согласия остальных избирателей. Эти события имели место в период с 1756 по 1768 годы во время Колониального периода.

В соответствии с конституцией 1776 года штат Нью-Джерси наделил женщин избирательным правом наравне с мужчинами (однако имущественный ценз не позволял голосовать замужним женщинам, не имевшим собственности), где избирателями объявлялись все «жители» без указания половой или расовой принадлежности. Женщины Нью-Джерси, вместе с «чужаками, цветными или неграми», утратили право голоса в 1807 году под предлогом борьбы с фальсификацией выборов, после чего голосовать могли только белые мужчины.

В 1838 году женское избирательное право было введено на Островах Питкэрн.

Во второй половине XIX века многие страны, колонии и штаты наделяли женщин ограниченным избирательным правом. Начало этому положила Южная Австралия в 1861 году. Территорией, на которой избирательное право действует с 1869 года, является штат Вайоминг (США). В 1871 году Парижская коммуна провозгласила право голоса для женщин, но после поражения революции оно было отменено и вновь возвращено только в июле 1944 года Шарлем де Голлем (большая часть Франции, включая столицу, в это время была оккупирована нацистской Германией; Париж был освобождён только месяц спустя).

В 1881 году о введении женского избирательное права объявил Остров Мэн.

Тихоокеанская колония Франсвиль (англ.) объявила о независимости в 1889 году, став первым независимым государством, в котором избирательным правом обладали все граждане независимо от пола и цвета кожи. Однако достаточно скоро территория вновь оказалась под управлением Франции и Великобритании.

В Новой Зеландии, британской колонии, пользовавшейся внутренним самоуправлением, женщины получили право избирать (но не избираться) в начале 1890-х. В результате кампании, организованной Кейт Шеппард, женское избирательное право в Новой Зеландии было введено всего за несколько недель до всеобщих выборов 1893 года. Благодаря этому Новая Зеландия стала первым из существующих в настоящее время государств, где женщины пользовались равными с мужчинами избирательными правами.

Колония Южная Австралия, также пользовавшаяся внутренним самоуправлением, наделила женщин правом избирать и быть избранными в колониальный парламент в 1895 году. Австралийский Союз распространил право на всё федеративное государство в 1902 году (за исключением коренных австралийских женщин).

В 1906 году женское избирательное право пришло в континентальную Европу. Первой страной, где были утверждены права женщин, стало Великое княжество Финляндское, на тот момент входившее в состав Российской империи. Административная реформа, последовавшая за восстанием 1905 года, наделила финских женщин правом голоса и правом быть избранными. Первые в мире женщины, избранные в парламент, также появились в Финляндии: 19 женщин получили места в сейме в результате выборов 1907 года.

В годы перед Первой мировой войной женское избирательное право ввели Норвегия (1913) и Дания, также оно было распространено на оставшиеся штаты Австралии. Незадолго до окончания войны женщины получили право голоса в Канаде, России, Германии и Польше. Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в 1918 году, голландские -- в 1919. Американские женщины, в тех штатах, где ранее не имели права голосовать, получили его в 1920 году. Женщины Турции получили право голоса в 1926 году. В 1928 году на территории Британской империи женщины были уравнены в избирательном праве с мужчинами, получив возможность голосовать с 21 года. Одними из последних государств, в котором было введено женское избирательное право, стал Бутан в 2008 году и Саудовская Аравия в 2011.

Описание : дает Полицейскую станцию каждому вашему городу, т.е. уменьшает недовольство агресивно настроенными военными отрядами, принадлежащими городу, на 2 при Демократии и на 1 при Республике. Таким образом, это чудо света нейтрализует несчастье вызванное одним военным отрядом в каждом городе.

Историческая справка

Женское избирательное право - право женщин голосовать на выборах народных представителей. Исторически включает политическое и экономическое движения, направленные на наделение женщин избирательными правами.

Патриархальное устройство большинства сообществ предполагало, что женщины и мужчины выполняют разные социальные функции, и соответственно наделяло их различными наборами прав и обязанностей. Женщины обычно находились в положении зависимости от отца или мужа, и потому их имущественные и гражданские права, в том числе право избирать и быть избранными зачастую были ограничены.

Право голоса для женщин стало частью международного права в 1948 году, когда страны Организации американских государств приняли Межамериканскую конвенцию о закреплении политических прав женщин, а ООН - Всеобщую декларацию прав человека. Статья 21 декларации определяет:

  1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
  2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
  3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Женское избирательное право прямо закреплено в Конвенции о политических правах женщин и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятых ООН соответственно в 1952 и в 1979 году.

В средневековой Франции и некоторых других европейских странах на городских выборах и собраниях имели право голосовать главы семейств независимо от пола. Истоки современного движения за избирательное право для женщин можно обнаружить во Франции конца XVIII века в работах Антуана Кондорсе и Олимпии де Гуж, боровшихся за его введение в масштабах страны.

С 1718 по 1771 годы, во время Эры свободы, в Швеции было введено женское избирательное право. Оно распространялось только на женщин, состоящих в гильдиях и платящих налоги.

С 1755 года национальное собрание Корсиканской республики в соответствии с конституцией избиралось всеми жителями старше 25 лет, в том числе незамужними или вдовствующими женщинами. Женское избирательное право на Корсике было отменено, когда Франция аннексировала остров в 1769 году.

В 1756 году Лидия Тафт (урождённая Чапин) стала первой женщиной, получившей право голоса в Америке. Она пользовалась им, по крайней мере, трижды во время городских собраний в Уксбридже, Массачусетс, с согласия остальных избирателей. Эти события имели место в период с 1756 по 1768 годы во время Колониального периода. В соответствии с конституцией 1776 года штат Нью-Джерси наделил женщин избирательным правом наравне с мужчинами (однако имущественный ценз не позволял голосовать замужним женщинам, не имевшим собственности), где избирателями объявлялись все «жители» без указания половой или расовой принадлежности. Женщины Нью-Джерси, вместе с «чужаками, цветными или неграми», утратили право голоса в 1807 году под предлогом борьбы с фальсификацией выборов, после чего голосовать могли только белые мужчины.

В 1838 году женское избирательное право было введено на Островах Питкэрн.

Во второй половине XIX века многие страны, колонии и штаты наделяли женщин ограниченным избирательным правом. Начало этому положила Южная Австралия в 1861 году. Территорией, на которой избирательное право действует с 1869 года, является штат Вайоминг (США). В 1871 году Парижская коммуна провозгласила право голоса для женщин, но после поражения революции оно было отменено и вновь возвращено только в июле 1944 года Шарлем де Голлем (большая часть Франции, включая столицу, в это время была оккупирована нацистской Германией; Париж был освобождён только месяц спустя).

В 1881 году о введении женского избирательное права объявил Остров Мэн.

Тихоокеанская колония Франсвиль (англ.) объявила о независимости в 1889 году, став первым независимым государством, в котором избирательным правом обладали все граждане независимо от пола и цвета кожи. Однако достаточно скоро территория вновь оказалась под управлением Франции и Великобритании.

В Новой Зеландии, британской колонии, пользовавшейся внутренним самоуправлением, женщины получили право избирать (но не избираться) в начале 1890-х. В результате кампании, организованной Кейт Шеппард, женское избирательное право в Новой Зеландии было введено всего за несколько недель до всеобщих выборов 1893 года. Благодаря этому Новая Зеландия стала первым из существующих в настоящее время государств, где женщины пользовались равными с мужчинами избирательными правами.

Колония Южная Австралия, также пользовавшаяся внутренним самоуправлением, наделила женщин правом избирать и быть избранными в колониальный парламент в 1895 году. Австралийский Союз распространил право на всё федеративное государство в 1902 году (за исключением коренных австралийских женщин).

В 1906 году женское избирательное право пришло в континентальную Европу. Первой страной, где были утверждены права женщин, стало Великое княжество Финляндское, на тот момент входившее в состав Российской империи. Административная реформа, последовавшая за восстанием 1905 года, наделила финских женщин правом голоса и правом быть избранными. Первые в мире женщины, избранные в парламент, также появились в Финляндии: 19 женщин получили места в сейме в результате выборов 1907 года.

В годы перед Первой мировой войной женское избирательное право ввели Норвегия (1913) и Дания, также оно было распространено на оставшиеся штаты Австралии. Незадолго до окончания войны женщины получили право голоса в Канаде, России, Германии и Польше. Британские женщины старше 30 лет были допущены к выборам в 1918 году, голландские - в 1919. Американские женщины, в тех штатах, где ранее не имели права голосовать, получили его в 1920 году. Женщины Турции получили право голоса в 1926 году. В 1928 году на территории Британской империи женщины были уравнены в избирательном праве с мужчинами, получив возможность голосовать с 21 года. Одними из последних государств, в котором было введено женское избирательное право, стал Бутан в 2008 году и Саудовская Аравия в 2011.

Борьба женщин за свое равноправие с мужчинами за два прошедших века приобрела особую активность и драматизм. Наиболее рьяно в XIX и XX веках женщины боролись за равные политические права. Камнем преткновения здесь, конечно же, выступало избирательное право, за которое феминистки и суфражистки в Европе и США вели отчаянную борьбу на протяжении многих лет. Однако борьба эта не была равной в каждой из стран, где процветали эти движения. Везде борьба за равноправные и справедливые политические права женщин наравне с мужчинами велась с переменным успехом и имела свои национальные, правовые и государственные особенности.

Для феминисток Америки борьба за избирательное право напрямую ассоциировалась с изменением и отменой несправедливых законов ущемлявших права женщин во многих областях общественной жизни. В сознании американских феминисток к концу XIX века крепко утвердилась вера в то, что предоставление всем гражданам Соединенных Штатов Америки равного избирательного права - приведет к эволюционным и прогрессивным изменениям в обществе.

Долгожданной и весьма впечатляющей в историческом масштабе победой движения феминисток в США стала XIX поправка к Конституции, которая гордо гласила: «Право голоса граждан США не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».

Движение американских феминисток появилось на свет в 1848 году, на съезде по защите прав женщин в городе Сенека Фоллз, расположенном в штате Нью-Йорк. Его программный документ являлся ничем иным, как Декларацией независимости. Однако фраза в начале этого великого документа, вместо: «… все люди созданы равными…», была заменена фразой «… все мужчины и женщины созданы равными…».1

Чтобы добиться успеха как можно скорее, американские феминистки очень скоро примкнули к различным прогрессивным движениям тех лет: движению за трезвость, движению в защиту инвалидов, движению утопического социализма, аболиционистскому движению и т.д. Они расширяли свою деятельность в разных штатах и объединяли свою деятельность. Создавались женские клубы, велись многочисленные манифестации на улицах крупных американских городов, оказывалось бескомпромиссное давление на кандидатов, решавших социальные проблемы.

Однако феминистки в борьбе за избирательное право для американок встретили серьезную оппозицию. Она состояла не только из слишком консервативных мужчин, считавших, что право голоса для женщин - излишне, но и влиятельных предпринимательских кругов. Производители алкоголя опасались феминисток и их деятельности из-за того, что те призывали людей вести здоровый образ жизни и добивались введения поправок в законодательство с целью ограничить употребление спиртного. Железнодорожные магнаты и лесопереработчики вели борьбу с феминистками из-за их стремления сохранить окружающую среду и ограничить деятельность монополий на строительство и вырубку лесов.

Однако симпатии американского общественного мнения в первой четверти XX века все больше склонялись на сторону феминистского движения. А противники феминисток, в то же время, не могли противопоставить их борьбе ничего, кроме абсолютно затхлых лозунгов, типа: «Возвращайтесь домой и мойте посуду!»2

Главным успехом американских феминисток стала подготовка законодательной поправки в Конституцию США, за основу которой был взят проект активистки Сьюзан Энтони, и которая должна была предоставить равные избирательные права мужчинам и женщинам в Америке. В августе 1920 года XIX поправка была ратифицирована, и женщины получили возможность голосовать на президентских и законодательных выборах в том же году.

Однако сколь велика была радость движения феминизма в США в те годы, столь велико было и его разочарование, когда выяснилось, что большинство американок остались совершенно аполитичными. Число голосующих на выборах женщин в 20-е - 30-е годы прошлого столетия было практически в два раза меньше количества голосующих мужчин. А все попытки воинствующего феминизма вовлечь в политическую сферу как можно больше женщин оказались тщетными. Хотя стоит подчеркнуть, что в США всегда было и есть огромное количество людей, игнорирующих всякие выборы.

Движение за избирательное право для женщин в Германии проходило несколько иным путем и имело свою драматическую судьбу.

После революции 1918 года в Германии, женские общественно-политические движения в этой стране сильно ослабили свою деятельность.

Дело в том, что Веймарская конституция, принятая после германской революции, стала самой передовой, на тот момент, в мире. По своей демократичности она могла соперничать с французской «Декларацией прав человека и гражданина» и с «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», составленной большевиками в России.

Статьи этой конституции устанавливали равноправие женщин в браке (ст. 119), разрешали им занимать публичные должности (ст. 128), устраняли все прежние ограничительные постановления в отношении женщин-чиновников. Избирательное право за женщинами в Германии закрепляла статья 109 Веймарской конституции, гласившая, что все немцы равны перед законом, и что все мужчины и женщины имеют равные гражданские права и несут одинаковые обязанности перед государством.

В годы существования Веймарской республики в Германии сложился образ «новой» женщины - молодой, самодостаточной и незамужней. В стране возникло немало интересных профессий, которыми активно овладевали женщины: стенографистки, машинистки, работницы конвейеров, служащие социальной сферы, учительницы (что особенно примечательно, ведь в кайзеровской Германии работать учителем - было привилегией исключительно мужчин).

Однако даже грандиозные общественно-политические изменения в Германии в первой четверти XX века не могли окончательно сломать старые консервативно-патриархальные представления о роли женщины в обществе. В немецком общественном мнении в 20-х годах прошлого века доминирующим оставалось представление о том, что главная задача любой женщины оставаться женой и матерью. А само движение за права женщин в этой стране разделилось на две больших группы. Первая из них выступала за пропаганду современного типа женщины: свободной, аполитичной, ориентированной на потребление и развлечения молодой работающей женщины. Второе движение добивалось сохранения традиционного идеала женщины, как матери и любящей супруги в семейном кругу.

Золотой век женского равноправия в Германии в первой половине XX века завершился с приходом к власти национал-социалистов. И хотя старая добрая республиканская конституция после их возвышения продолжала действовать, немецкие женщины очень быстро лишились своих политических прав. Какова же была участь женщин в нацистской Германии? Незавидная.

Во-первых. После прихода к власти Гитлера и его партии, власти тут же попытались разрешить затянувшийся в стране финансовый кризис. Чтобы высвободить рабочие места для незанятых мужчин, нацисты развернули масштабную кампанию по массовому увольнению с работы замужних женщин. Таким образом, многие немки лишились своего заработка, а, стало быть, и части своей самостоятельности от мужа.

Далее, как и в любом другом тоталитарном государстве, власти нацистской Германии стали рассматривать женщину как объект воспроизводства людей. «Как однажды прямо высказался Гитлер: «Наша женская программа сводится к одному слову - дети»»3 Нацисты опасались образа независимой и свободной женщины, так как в их представлении это будет угрожать жизни всей нации.

Весной 1933 года в Германии стартовала программа по увольнению замужних женщин с административных должностей. Увольнялись также и замужние женщины-врачи, судьи, адвокаты, учительницы, совершенно исчезли женщины-депутаты. А вот молодые женщины, не успевшие обзавестись детьми, были обязаны исполнять трудовую повинность.

Тем не менее, немецкие женщины вполне спокойно отнеслись к таким нововведениям и ограничению своих политических и гражданских прав. Многим из них импонировала социальная стабильность, установившаяся в тоталитарной Германии. Вскоре, из-за нехватки рабочих рук, были также смягчены и запреты на занятие трудовой деятельностью для замужних женщин. Эти обстоятельства несколько смягчили фактическое бесправие немецких женщин в нацистской Германии.

Франция на рубеже XIX - XX веков так же, как и многие другие европейские страны, не гарантировала своим гражданкам избирательного права. С 1875 года французам предоставили возможность избирать членов Палаты депутатов. Однако пользоваться избирательным правом в данном случае могли лишь мужчины не моложе 21 года и не состоящие на военной службе.

Конечно, французские женщины еще во времена Великой французской революции добивались политического равноправия. Но даже в тот бурный век, когда старый порядок в Европе начинал претерпевать серьезные изменения, женщины так и не смогли добиться политического равноправия.

И только в условиях страшных испытаний Второй мировой войны, когда независимость своей родной Франции женщины-участницы Движения сопротивления защищали наравне с мужчинами, власти этой страны признали, насколько важно, чтобы все ее граждане имели равные политические права.

В марте 1944 года глава Временного правительства Франции генерал де Голль заявил: «… сущность и формы французского общества завтрашнего дня… могут быть определены лишь представительным органом нации, избранным на основе всеобщих, прямых и свободных выборов»4

И спустя совсем немного времени после этой речи генерала де Голля, в 1945 году, правительство, которое он возглавлял, впервые предоставило француженкам право голоса на общенациональных парламентских выборах.

Избирательное право для женщин в России также стало результатом деятельности женских движений в этой стране в начале XX века. Однако из-за бурных событий в России в первой четверти ушедшего века: Февральской революции, а затем событий в октябре 1917 года, заслуга предоставления избирательного права русским женщинам очень долгое время неверно приписывалась советскому правительству. Советские власти действительно в своей Конституции 1918 года предоставили избирательное право гражданам России обоего пола. Однако пользоваться правом голоса русские женщины стали еще до прихода советов к власти. И заслуга получения этого права принадлежит отнюдь не революционерам, а представительницам женских движений в данной стране.

После свержения монархии в феврале 1917 года и прихода к власти демократического правительства в России, российское феминистское движение потребовало от Временного правительства немедленного предоставления женщинам избирательного права. Однако новые власти хотели отложить решение этого вопроса на неопределенный срок, сославшись на тяжелое положение дел в стране, продолжающуюся Первую мировую войну и необходимость первоочередного решения более важных, по их мнению, задач.

Однако русское феминистское движение не устроило такое решение властей. Феминистки ответили многочисленными стачками и демонстрациями в центре революционного Петрограда. В итоге, правительство пошло на уступки. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало следующий документ: «Постановление Временного правительства о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях». В нем, с небольшими оговорками, объявлялось о выборах городских дум всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Право голоса на выборах предоставлялось гражданам обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий.

На основании этого законодательного акта весной 1917 года в России прошли всеобщие выборы в органы местного самоуправления в городах и губерниях.

Как менялся закон об избирательном праве в Великобритании?

В 1999 году еженедельный американский журнал «Time» писал:

«… Она втолкнула общество в новые шаблоны, из которых то уже не могло вернуться назад».

Такими словами американский еженедельник описал деятельность Эммелин Панкхерст. Это же издание включило Панкхерст в список 100 самых влиятельных людей ХХ века.

Британская активистка и политик начала ХХ века Эммелин Панкхерст признана самым главным борцом за политические права женщин в Великобритании. Будучи матерью пятерых детей, в 1903 году Панкхерст решила добиваться политического равноправия для женщин Великобритании. В том же году она основала Женский социтально-политический союз. Методы политической борьбы Панкхерст и ее активисток, которые часто сопровождались актами насилия по отношению к общественности и полиции, вызывали острое неодобрение у властей Британии. Сама Эммелин не раз заключалась под стражу.

Стоит, однако, отметить, что Панкхерст несмотря на свою необузданную оппозиционность, все равно осталась верной своей стране патриоткой. Во время Первой мировой войны она призвала своих соратниц оставить борьбу за свои права и посвятить свою энергию помощи сражающейся нации.

Борьба редко когда бывает напрасной. И пример Эммели Панкхерст тому яркий пример. После окончания суровой войны она с прежним энтузиазмом продолжила агитацию и выступления за предоставление избирательного права британским женщинам. Ее итогом стало принятие парламентом закона (Representation of the people Act 1918), который распространял избирательное право на 8,4 миллиона британских женщин.

1. Каспи А. Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху Процветания и «Сухого закона», 1919 - 1929. М.: 2008. с. 129

2. Там же. с. 133

3. Патрушев А. И. Германская история. Через тернии двух тысячелетий. 2007. с. 470

4. Арзаканян М. Ц. Новейшая история Франции.: М. 2002. с. 58